Памятники истории Казани

Казань имеет богатую историю со времен Казанского ханства и до наших дней. История города тесно связана с историческими событиями России и с жизнью многих деятелей политики, культуры и науки. 
Казань пережила штурм войск Ивана Грозного и осаду Емельяна Пугачева, события Октябрьской революции и боевые действия Гражданской войны.
Тут побывали писатели Пушкин и Толстой, поэты Габулла Тукай и Муса Джалиль, работали ученые Лобачевский и Бутлеров, начинал творческую карьеру Шаляпин.  

 

СТАТЬИ ПРО РОДНИКИ КАЗАНИ - ТУТ! 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ТЕАТРЫ КАЗАНИ - ТУТ!

ДРЕВНИЕ ТРАКТЫ КАЗАНИ - ТУТ! 

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАЗАНИ - ТУТ!

ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ КАЗАНИ - ТУТ! 

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!

ПАРКИ И СКВЕРЫ КАЗАНИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА КАЗАНИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!
 

 


Возникновение древнейшего города как военной крепости приходится на 1005 год, именно с этого времени начинается история Казани. Город устоял при многочисленных войнах и нашествиях, несколько раз был разрушен и усовершенствован. К 15 веку наблюдается значительное увеличение территории Казни, за городом закреплен титул столичного княжества. В 1445 году, после того, как распалась Золотая Орда, город ознаменовался столицей Казанского ханства, с этого времени отношения ханства с Русским государством ухудшились. В 1552 году Казань была взята войсками Ивана Грозного.
В период начала 18 века в Казани появились первые мануфактуры – суконная, кожевенная. Кремль обрел новый облик. В 1718 году открывается и начинает работу первая школа, а несколькими десятилетиями позже город признается центром культуры всего региона. В 1990 году Казань считалась одним из 5 крупнейших центров России с населением в 1 030 000 человек. Город принял активное участие в победе в ВОВ. В 2005 году Казани исполнилось 1000 лет.
  
В памятники истории Казани входят Казанский Кремль, мечети и церкви города, памятники культуры и истории, старинные дома и усадьбы, музеи и выставочные залы, памятники известным людям, казанские улицы и мемориалы.
В данной статье попытаемся рассказать об основных памятниках казанской истории.

 

                                                                       башня Сююмбике

 

Казанский Кремль

Казанский кремль (тат. Казан кирмәне, Qazan kirməne) — историческая крепость и сердце Казани. Историко-архитектурный и культурный памятник, сочетающий в своём облике мусульманские и православные, татарские и русские мотивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией Президента Татарстана.

Музей-заповедник Казанский кремль создан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 января 1994 года.

Музей-заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан (берег реки Казанка).

  Уникальность Казанского Кремля состоит в целом ряде присущих лишь ему черт, ведь Казанский Кремль — это, во-первых, единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти; во-вторых, это единственная сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбережены основы первоначальной градостроительной идеи: основы планировки, градостроительная композиция и функциональная организация архитектурных комплексов; в-третьих, здесь как нигде ярко выразилось историческое взаимодействие различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной. Казанский Кремль — это единственный в своем роде образец концептуального синтеза татарского и русского архитектурных стилей. Являясь наиболее южной точкой распространения памятников псковско-новгородского строительного стиля в России, это еще и наиболее северная точка распространения исламской культуры в мире.                                                                                                                    

Комплекс Казанского Кремля расположен в центре города, на мысу высокой террасы левого берега Казанки. Территория музея-заповедника составляет 13,45 га. Общая площадь территории кремля составляет около 150 тыс. м2, наружный периметр стен — около 1800 м.

В состав музея-заповедника входят: городище «Казанский Кремль» (X—XVI века), каменно-кирпичный кремль (XVI—XVIII века), архитектурные сооружения (XVI—XIX века).

На территории музея-заповедника открыты экспозиции ряда музеев:

•Музея Государственности татарского народа и Республики Татарстан

•Центра «Эрмитаж-Казань»

•Музея исламской культуры

•Музея естественной истории Татарстана

Представлены также экспозиции из фондов Национального музея Республики Татарстан — музей Великой Отечественной войны и Музея Изобразительных искусств Республики Татарстан — Художественная галерея.

                            СПАССКАЯ  БАШНЯ  КРЕМЛЯ И ГЛАВНЫЕ ВОРОТА       

Музей-заповедник «Казанский Кремль» является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия, который в 2000 году был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Дирекция Музея-заповедника «Казанский Кремль»

Адрес: 420014, Казань, Кремль, а/я 20.

Телефон/факс: (843) 567-80-01.

                                                 ОСТАТКИ  ХАНСКОГО  МАВЗОЛЕЯ В КРЕМЛЕ                   

  
 
 Мемориал памяти Героям ВОВ 
Возвели в 1995 году в парке Победы. Ещё 10 лет понадобилось на завершение проекта по обустройству территории вокруг. Мемориал состоит из пантеона, стелы, изготовленной из известнякового камня, и Вечного огня. На мраморные таблички нанесены имена уроженцев Татарстана – полных кавалеров ордена Славы и Героев СССР. Рядом – посвящение стрелковым дивизиям, сформированным во время войны в республике.  

 

 Кизический монастырь

Кизический Введенский монастырь (Свято-Введенский мужской монастырь, Кизический мужской монастырь)  — действующий православный мужской монастырь в городе Казани, основанный в 1691 году, своим наименованием давший название Кизической слободе и дамбе через реку Казанка.

История основания Кизического монастыря такова: в 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань - только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 тыс. человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря.         

Архитектурный ансамбль Кизического монастыря

 Введенский собор

Надвратная церковь св. Владимира

Большая колокольня XIX века.

Успенская церковь

Юбилейная часовня к 200-летию монастыря.

Братский корпус.

Дворовая колокольня.                                                                                      

 
 Памятник Мусе Джалию 
Появился на улицах города в 1966 году. Изображает татарского поэта до конца борющимся. Он скован колючей проволокой, но не сломлен. Джалиль умер в плену у фашистов и посмертно получил звание Героя СССР. Его памятник имеет высоту 8 метров. Скульптура в полный рост стоит на массивном валуне. К нему ведёт лестница, а рядом – широкая скамья. Здесь проводятся ежегодные мероприятия в день казни Мусы. 
   

 

            Национальный музей Республики Татарстан (Гостиный двор)

Гостиный Двор в Казани – комплексный памятник русской архитектуры. Расположен, предположительно, на месте средневекового торгового центра (караван-сарая) ханской Казани. Письменные источники сообщают, что в конце XVI века здесь насчитывалось около 635 торговых точек. А на исходе XVII столетия началось каменное строительство.
В 1800-1803 по проекту арх.М.Е.Емельянова было возведено здание Гостиного двора на месте старого каменного, построенного в 1770г. и разрушенного в результате штурма Казани войсками Е.Пугачева (1774) и пожара (1797). В 1815 здание вновь подверглось пожару, после чего ремонт производился под руководством арх. А.К.Шмидта. В 1847 архитекторы Х.Крамп и И.П.Бессонов изменили фасад, пострадавший во время очередного пожара 1842 (здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом). В 1895 северная часть комплекса была реконструирована под городской музей с перепланировкой внутренних помещений. В 1933-1935 часть северного и восточного корпусов надстроена двумя этажами по проекту арх.А.Г.Бикчентаева. После пожара 1987 музейная часть здания реконструирована (арх.С.А.Козлова) со сносом двух надстроенных этажей и восстановлением исторического облика конца XIX в.
Ныне в здании Гостиного двора располагается Национальный музей Республики Татарстан, ведущий свою историю с 1895.
К 1739 году уже все его постройки были из камня. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани Петр Рычков (1712-1777) в 1767 году: "Гостиной двор каменной, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды". Помимо каземата в помещениях Гостиного двора располагалась гарнизонная канцелярия, а над ней трактир.
Адрес: г. Казань, ул. Кремлевская, д. 2
Режим работы: с 10.00 до 17.00, кроме понедельника (с 1 июня по 31 августа - без выходных).

                             Национальный музей РТ

 

 
Стела свободы 
Монумент возвышается у здания национального культурного центра. Открытие в 1996 году соединили с празднованием Дня независимости республики. Высота стелы – около 40 метров. На её вершину помещена женщина-птица «Харрият». Этот образ пришёл из местной мифологии и ассоциируется со свободой и подъёмом духа. Размах крыльев скульптуры – порядка 6 метров. Она вращается и подсвечивается с наступлением сумерек. 

 

Памятники истории Казани

 Памятник Габдулле Тукаю 
С 1958 года находится на улице Пушкина. Вокруг разбит сквер, названный в честь литератора. Его бронзовая фигура с открытой книгой в руках возвышается на несколько метров. Тукай – один из главных поэтов республики. На постамент нанесён национальный орнамент, а имя Габдуллы написано, как кириллицей, так и арабскими буквами. Эта достопримечательность – объект культурного наследия федерального значения. 

 

Парк Победы
Мемориальный парк Победы в Казани — парк в Ново-Савиновском районе Казани, расположенный у пересечения улицы Бондаренко и проспекта Хусаина Ямашева.  Парк занимает площадь примерно 50 га.                               


История

Освоение территории парка начато в 1970-е годы. На болотистых местах были высажены 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей Великой Отечественной войны.

Строительство самого мемориального комплекса было начато и завершено в 1995 году к 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Современное состояние

Парк Победы является любимым местом отдыха для жителей и гостей Казани, так как парк имеет обширную территорию, на которой можно покататься на роликах, велосипедах, совершить пешие прогулки, прокатиться на лошадках и пони, посидеть в летних кафе, сфотографироваться на фоне легендарной боевой техники.

Парк Победы превратился в традиционное для молодоженов место для возложения цветов к Вечному огню.

В 2000—2002 годах в Парке Победы проводились парады Казанского гарнизона в честь Праздника Победы в Великой Отечественной войне.

С северо-восточной стороны находится пруд, в котором водятся специально разведенные карпы и караси, а также дикие утки.  Географические координаты    55°49'48,0324"N, 49°6'27,1044"E.

  

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Один из крупных и известных художественных музеев России универсального типа.
Адрес: г. Казань, ул. К.Маркса, 64, тел. (843) 236-69-31
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца.

Направления деятельности музея

Экспозиционно-выставочная деятельность.
Научно-фондовая деятельность, реставрация.
Научная и научно-методическая деятельность.
Издательская деятельность.
Культурно-образовательная деятельность.

Филиалы музея

Национальная художественная галерея "Хазинэ" (с 2005 г.),
Колокольня Богоявленской церкви — выставочный зал Древнерусского искусства, расположенный по адресу ул. Баумана, 76 (с 2008 г.).Богоявленская колокольня одно из главных украшений улицы Баумана (бывшей улицы Большой Проломной). Она является самой высокой из всех старинных построек города, ее высота составляет 74 метра. Колокольня отличается декором, искусно выложенным из обычного и лекального кирпича. В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани.2 февраля 1873 года здесь крестили Федора Ивановича Шаляпина.
В помещениях второго этажа организуются выставки памятников живописи и скульптуры XVI—XIX веков.
Выставочный и лекционный залы (с 2009 г.).Уникальное здание построенное архитектором Германом Бакулиным в 1978 году, один из важнейших центров художественной жизни Поволжья. Общая экспозиционная площадь — 2500 кв.м. Здесь в основном представляются коллекции современных художников, открыта фотогалерея, проводятся мастер-классы, творческие встречи, работают клубы по интересам.
Центр эстетического воспитания. Центр был открыт в 2008 году в результате реализации совместного проекта Союза музеев России, Фонда Б. Н. Ельцина, Государственного русского музея и Государственного музея изобразительных искусств РТ «Музей. Музыка. Дети». Основой Центра стал школьный сектор, работающий в музее с 1970 года. В настоящий момент в Центре работают, кроме специалистов музейных специальностей, психолог и художник-педагог.
Подразделением Центра эстетического воспитания является информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Центр располагает учебно-выставочными площадями: выставочным залом, помещением для занятий, компьютерным классом.

   

 


Дракон Зилант 
Создан в 2003 году Маратом Губайдуллиным. Зилант популярен в Татарстане. Он также находится на гербе и флаге Казани. Мифическое существо – соединение дракона и змея. Изображение этого персонажа встречаются повсеместно, поэтому и к памятнику повышенный интерес. В 2011 году его обновили, вставили «золотые» чешуйки и придали стройности фигуре. На голове у Зиланта корона, чтобы сомнений в его статусе не возникало. 

 

Каза́нский госуда́рственный академи́ческий ру́сский Большо́й драмати́ческий теа́тр и́мени В. И. Кача́лова — русский драматический театр в городе Казани Республики Татарстан Российской Федерации. Один из старейших театров России (Театр имени Качалова)                                                                                        


История театра
В 1791 году в Казани был открыт первый публичный театр с полулюбительской труппой. В 1803 году, в здании, специально построенном для крепостного театра, начала выступать профессиональная труппа крепостных актёров.
В репертуаре тех лет — пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» (была поставлена в 1804 году), пьесы Плавильщикова «Бобыль» и «Ермак» (обе были поставлены в 1805 году).
С БДТ связаны имена П. А. Плавильщикова, М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, Н. К. Милославского, М. Г. Савиной, П. А. Стрепетовой, В. И. Живокини, А. Е. Мартынова, К. А. Варламова, М. А. Решимова, В. А. Макшеева, И. А. Слонова, И. В. Загорского, В. М. Павловой.
Здание в котором ныне располагается театр построено в 1833 году для купца Синякова, затем неоднократно перестраивался. В 1914 году оно приобретает окончательный вид с залом для демонстрации фильмов и для постановок драм и оперетт. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров. В 1948 году театру присвоено имя Василия Качалова.

    

                                        Дом-музей В. И. Ленина                                   Музеи Казани

Традиционная достопримечательность советских времен. Музей был открыт к 20-летию Октябрьской революции во флигеле дома Орловых, построенном в 1880-х годах, который семья Ульяновых снимала с сентября 1888 года по май 1989 года.
Экспозиция включает мемориальные вещи, иллюстративные и документальные материалы о семье Ульяновых, фотографии, книги, раскрывающие страницы биографии В.И.Ульянова и его родных и дающие представление о Казани конца XIX в.
В шести комнатах, которые занимала семья Ульяновых, воссоздана бытовая мемориальная обстановка.
Фонды музея содержат иллюстративные и документальные материалы о семье Ульяновых, раскрывающие казанский период жизни Володи Ульянова, его учебе в Казанском Университете, членов семьи, дающие наглядное представление о Казани конца 19 века.
В организации музея и восстановлении обстановки дома принимали участие родные сестры и брат В.И.Ленина – Мария, Анна и Дмитрий Ульяновы, их двоюродный брат Н.И.Веретенников.
Адрес: г. Казань, ул. Ульяновых 58, тел. (843) 236-9012.

Предыстория
Владимир Ильич Ленин решил поступить
в Казанский Императорский университет. Отец Ленина, Илья Николаевич Ульянов, учился в этом университете и закончил его с отличием. Семья Ульяновых по традиции ежегодно приезжала в Казань. Они решили переехать сюда на постоянное жительство из Симбирска. 30 мая 1887 года в газете Симбирские губернские ведомости появилось объявление: «Продаётся дом с садом, рояль и мебель. Московская улица, дом Ульяновой». Распродав большую часть имущества, Ульяновы покинули Симбирск, где ими было прожито 18 лет.
Ульяновы приехали в Казань в июне 1887 года. Сначала они остановились в доме Завьяловой (Профессорский переулок) у сестры Марии Александровны — Анны Алексадровны Веретенниковой, а лето провели в деревне Кокушкино. Вернувшись в Казань, Ульяновы снимают квартиру в доме Ростовой на Первой горе (ныне улица Ульяновых, дом 24). Вскоре Мария Александровна нанимает новую квартиру в доме Соловьёвой на улице Ново-Комиссариатской (улица Комлева, дом 15).
Однако осенью 1888 года они поселились в доме Орлова, в котором впоследствии и стал располагаться Дом-музей. Дом Орловых находился на Первой горе, недалеко от Арского поля и представлял из себя деревянный двухэтажный флигель, расположенный в глубине двора, имевший балкон и довольно живописный садик на горе. Мария Александровна сняла весь второй этаж флигеля и две кухни, расположенные в задней части дома на первом этаже.

 

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

Петропавловский собор Казани расположен на ул М.Джалиля, 21, до революции 1917 года улица по собору называлась Петропавловской.
В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный.

Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.

Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта.

История собора Петра и Павла
Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.

4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский)  торжественно освятил новый храм (о чём имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года).  

 

Карета Екатерины II 
В 1767 году Екатерина II объезжала восточные области. В маршруте поездки числилась и Казань. Визит стал толчком к развитию города. Этот период увековечен копией кареты, в которой путешествовала императрица. Подлинник выставлен в качестве экспоната в местном музе, а на улицах города можно увидеть чугунный образец с яркими вставками. Туристы фотографируются не только рядом с памятником, но и внутри. 
  

Памятники истории Казани

 Памятник А. С. Пушкину 
Установлен в 1956 году. В 1833 поэт посещал Казань, это и стало дополнительной причиной для увековечивания его памяти. Скульптуру Пушкина поместили на гранитный постамент у театра оперы и балета. С другой стороны здания находится аналогичный по стилю памятник Габдулле Тукаю. Такое архитектурное решение не случайно. Тукай сделал для татарской литературы столько же, сколько Пушкин для русской. 

  

Музей-мемориал Великой Отечественной войны

Рассказывает о подвигах жителей Республики Татарстан в годы Второй мировой войны.
Адрес:
Казань, Кремль, 12
Телефон:
(843) 567-80-44
Проезд:
ост. Батурина, ост. Стадион, ост. Цирк, ст.метро Кремлевская
Музей-мемориал Великой Отечественной войны открыт 4 мая 2005 года в канун празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.

Победа была достигнута беспримерным героизмом всех народов Советского Союза. Немалый вклад в нее внесли и жители Татарстана. На фронтах Великой Отечественной воевало 700 тысяч татарстанцев. Из них 350 тысяч погибло. Это составило 11,5% довоенного населения республики.
За свои воинские подвиги, воинскую доблесть и мужество более 200 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза. 50 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Части и соединения, сформированные в республике, прошли за годы войны героический путь до Дня Победы.
Музей-мемориал расположен на территории музея-заповедника "Казанский Кремль" в здании бывшего юнкерского училища. Для экспозиции музея выделено четыре зала. Экспозиция посвящена мужеству и героизму наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Экспонаты рассказывают о патриотизме и ратных подвигах воинов из Татарстана, боевом пути воинских соединений, сформированных в республике.
В музее представлены вещественные материалы (обмундирование, оружие, бытовые предметы, образцы военной продукции, знамена, личные вещи: бинокли, планшеты, компасы и пр.), документальные материалы (фронтовые письма, газеты, книги, листовки, грамоты и т.п.), изобразительные материалы (рисунки фронтовых художников, фотографии, карты, планы, плакаты), нумизматическая коллекция (ордена, знаки, медали). При этом акцент делается на показ мемориальных комплексов земляков - участников Великой Отечественной войны. Среди них уникальные экспонаты из коллекций Героев Советского Союза М.Х. Сыртлановой, М.П. Девятаева, Г.Б.Сафиуллина и др.
Языком документов и реликвий войны экспозиция рассказывает о подвиге простого солдата и о военачальнике, который отвечал за тысячи жизней и определял стратегию сражений. Основу экспозиции Музея-мемориала составляют материалы Национального музея РТ, военно-поисковых организаций «Снежный десант» и «Отечество», республиканских организаций ветеранов Великой Отечественной войны, редакции «Книги Памяти» РТ,  мемориальных предметов из личных архивов участников Великой Отечественной войны.
В экспозиции представлена электронная версия «Книги Памяти», позволяющая получить данные о погибших и без вести пропавших в годы войны.

 

Памятники истории Казани

Памятник Г. Р. Державину 
Открытие состоялось в 2003 году. Бронзовый Державин сидит в задумчивости. Непокрытая голова и сандалии на ногах делают его образ непривычным. На постаменте памятника значится дата – 1846 год. Именно тогда установили первый монумент Державину. В период революции его разрушили. Некоторое время на этом месте находился бюст Емельяна Пугачёва. К 260-летию литератора упущение исправили. 
 

Памятники истории Казани

Памятник В. И. Ленину 
Создан в 50-х годах прошлого столетия. Авторы проекта – Пётр Яцыно и Александр Гегелло. Расположение перед театром оперы и балета им. Джалиля создаёт условия для лучшего обзора на памятник из разных точек. Вождя мирового пролетариата они изобразили во весь рост и водрузили на высокий пьедестал. В пролом к памятнику стекались люди для проведения митингов и праздничных мероприятий. 

   

КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).

Где находится, как доехать.
Место это в Казани очень интересное и колоритное. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля!
Монастырь находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти).  
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу.  Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов. 

Это главный храм монастыря, где, собственно, и находится на втором этаже  почитаемая Казанская икона Божьей матери. 
Монастырь этот — мужской. Соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.

Казанский Богородицкий монастырь (возрождается с 2005 г.)

Святыня монастыря:    
переданный 21 июля 2005 г. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

  

МЕСТО ОБРЕТЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ                                                 

Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра.

Икона Богородицы совершила столько чудес, что стала известна не только по всей Руси, но и во всем мире!!!

 

 
Памятник Матери солдата 
Относится к территории парка Победы. Подарен горожанам семьёй бывшего президента республики Миртимера Шаймиева в 2005 году. Тогда же завершилось оформление округи и придание ей нынешнего вида. Бронзовая женская фигура – посвящение всем матерям, не дождавшихся детей с войны. В руках у неё тюльпан – ещё один символ скорби. Высота памятника – около 4 метров. Открывали его без помпы в присутствии ветеранов. 
  

Памятники истории Казани

Юбилейная арка

Датирована 1888 годом. Строилась к 100-летнему юбилею порохового завода. За проект отвечал архитектор Иван Котелов. Сочетание двух цветов в оформлении, где красный преобладает, дало арке ещё одно название – «Красные ворота». Над главным проходом размещены гербы Екатерины II и Александра III. Со временем рядом сформировался парковый комплекс, а сооружение признали памятником истории регионального значения. 
 

 


 Памятник зодчим Казанского Кремля  
Находится в небольшом сквере в черте кремлёвских стен. Работу по созданию памятника вела группа татарских скульпторов. Они закончили проект в 2003 году. Композиция ставит целью отметить вклад всех зодчих, трудившихся над образом Кремля, вне зависимости от эпохи или национальности. Поводом для создания памятника стало внесение Кремля в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. 

 

Памятники истории Казани

Памятник А. М. Бутлерову 
Химик родился в Татарстане и во время проживания в Казани сформулировал теорию химического строения органических веществ. Бутлеров работал и в других сферах. Многие коллеги-современники считали, что его вклад в науку отмечен недостаточно. Бутлеров мыслил прогрессивно, опережая свою эпоху. Памятник в честь исследователя установили в 1978 году. Так город отметил его 150-летие. 

 

Памятники истории Казани

Памятник Н. И. Лобачевскому 
Бюст установили в 1896 году в одноименном сквере. Скульптор – Мария Диллон. Она создавала облик математика по портрету, сделанному неизвестным художником. Бюст поместили на высокий постамент из чёрного гранита. Бронзовые детали крепятся отдельно. Они несколько раз отламывались вандалами, но восстанавливались. С 1960 года памятник находится в списке охраняемых объектов федерального значения. 

   

 

Памятники, памятные места и мемориалы в поселке Дербышки

                                                    памятник в честь героев войны                                                  

Поселок Дербышки

                                                   памятник Комсомольцам                                              

Поселок Дербышки

                                                            памятник жителям блокадного Ленинграда                                                

Поселок Дербышки

                                                             Памятник Н.Липатову                          

Поселок Дербышки

  

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА 
Очередную пешеходную экскурсию по историческим местам Казани совершил сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов. В сопровождении Олеси Балтусовой глава республики прошел по Адмиралтейской слободе. В экскурсии также приняли участие прокурор Татарстана Кафиль Амиров, министр строительства, архитектуры и ЖКХ республики Ирек Файзуллин, руководитель Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов.

Адмиралтейская слобода

Маршрут сегодняшней экскурсии начался от часовни Казанской иконы Божией Матери и Серафима Саровского, расположенной в начале улицы Клары Цеткин. В настоящий момент небольшая часовня, приписанная к Зилантову монастырю, соседствует со старым зданием котельной, находящимся в полуразрушенном состоянии.

                                                    Адмиралтейская слобода (Бишбалта)                                         

Адмиралтейская слобода

В ходе пешеходной прогулки Олеся Балтусова рассказала Рустаму Минниханову об истории Адмиралтейской слободы и размещавшегося здесь Казанского адмиралтейства. В разное время здесь бывали император Петр I, императрица Екатерина II, писатель Александр Дюма. По этапу в Сибирь через Адмиралтейскую слободу следовали «декабристы». Однако в настоящее время исторических памятников Адмиралтейству почти не осталось. 
300-летний юбилей Казанского адмиралтейства будет отмечаться в 2018 году.

Олеся Балтусова сообщила, что через Адмиралтейскую слободу сейчас проходят туристические маршруты – автобусы возвращаются вдоль берега Волги из Свияжска и Раифы. Но экскурсоводам, по словам О.Балтусовой, больше приходится рассказывать, чем показывать – остановиться и прикоснуться к истории в Адмиралтейской слободе просто негде.

Между тем, по мнению экскурсовода, в Адмиралтейской слободе очень богатая историческая фактура, которую можно и нужно возрождать. Олеся Балтусова показала Рустаму Минниханову ныне заброшенную, но хорошо сохранившуюся часовню при адмиралтейской больнице, здание татарской гимназии №15 на улице Мало-Московской, так называемый «алафузовский» квартал, где находится один из немногих памятников промышленной архитектуры – кожевенная фабрика Алафузова. Большое впечатление на участников экскурсии произвело здание Макарьевской церкви, с советских времен используемое как один из корпусов следственного изолятора №2.

                                                        Макарьевская церковь                                                    

Адмиралтейская слобода

Завершилась экскурсия на дамбе на берегу Волги. Как сообщила Олеся Балтусова, это самое историческое место Адмиралтейской слободы – здесь располагалось здание конторы Адмиралтейства и сами верфи. По мнению экскурсовода, набережную можно было бы облагородить, оборудовать пляжи и пешеходную зону, а на месте, где стояла контора, создать музей Адмиралтейства.

По мнению Рустама Минниханова, на восстановление к 300-летию Адмиралтейства такого исторического района как Адмиралтейская слобода – места, где строился российский флот, где бывали императоры – следует добиваться получения федерального финансирования. Глава республики поручил Олесе Балтусовой, теперь также являющейся помощником Президента РТ, заняться разработкой концепции исторического возрождения Адмиралтейской слободы.

 

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЗИЛАНТОВ МОНАСТЫРЬ

Монастырь на Зилантовой горе основан  в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.                                  

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг . настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

 

 
Памятник Л. Н. Гумилеву 
Колонна с установленным на ней бюстом – дань памяти исследователю за изучение истории татарского народа. Лев Гумилёв – сын поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Как он сам говорил: в лагерях сидел дважды, один раз за папу, другой – за маму. При такой трагичной биографии успел поучаствовать в 21 экспедиции, а также выпустить десятки статей и 12 монографий. 
  

Памятники истории Казани

Памятник Кул Гали 
Этот писатель – представитель волжско-булгарской средневековой литературы. Он погиб во времена нашествий монголов. Памятник в его честь воздвигли в парке тысячелетия Казани в 2005 году. Над его проектом работала группа местных скульптора, включая прославленного Андрея Балашова. Высота памятника вместе с постаментом – больше 4 метров. Изображений Кул Гали не сохранилось, поэтому образ вышел собирательным. 

 

 

ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ

Церковь святой великомученицы Варвары была построена в конце XVIII века.

На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена.

На церковном антиминсе стояла дата - 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

                 Сибирская застава - 18 век, окраина Казани, Большой Сибирский тракт

Церковь великомученицы Варвары

Первоначально Варваринская церковь была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь. Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен-Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви. По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Причем вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому.

Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.

Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а затем сам сосланный туда же.

По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884). В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын гениального поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подростком Федор Шаляпин.

 
 Памятник М. М. Вахитову 
Расположен на холме с 1985 года. К памятнику ведёт широкая лестница. Вокруг – фонари, скамейки, клумбы. Вахитов был борцом за свободы и права мусульман. За свою активную деятельность в этом направлении расстрелян белогвардейцами в 1918 году. Памятник и его постамент впечатляют размерами и видны из разных точек города. В случае строительства здесь библиотеки, будет перенесён на одноименную улицу.  

 

Татарский театр драмы и комедии
Казань, ул. М. Горького, 13
Татарский государственный театр драмы и комедии был основан в 1933 г. по инициативе известного классика татарской литературы и драматургии Карима Тинчурина и впоследствии назван в его честь. Он располагается в центре Казани на улице М. Горького в бывшем жилом доме 1850 г.                                                                            


Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина — театр в Казани (Татарстан), основанный по инициативе классика татарской литературы Карима Тинчурина в 1933 году и названный в его честь.
В репертуаре театра более 30 постановок для взрослых и 6 постановок для детей. Театр с гастролями объездил всю Республику, побывал во многих субъектах Российской Федерации, активно участвует в культурной жизни Республики, пропагандирует и развивает татарскую культуру.
Здание
Театр им. К. Тинчурина расположен в центральной части города в районе бывшего Арского поля на улице Горького, 13. До 1986 года в этом здании располагался Татарский академический театр имени Галиасгара Камала.
Изначально здание являлось жилым домом (1850 год, архитектор Скаржинский). История дома как «Нового театра» началась в 1912 году (автор проекта реконструкции — архитектор Ф. Р. Амлонг).
Здание театра является ярким образцом театрального сооружения начала XX века, оформленного в духе ретроспективизма с элементами модерна. Двухэтажное здание является городским архитектурно-историческим памятником и одним из знаковых объектов, формирующих своим фасадом улицу Горького. Фасад решен в неоклассических формах с симметричной композицией, выделен двумя ризолитами, парадным входом, перекрытым башенкой и металлическим кованым навесом на цепях.
К 2009 году был реализован многолетний проект комплексной реставрации и реконструкции здания, включая обновление фасада и интерьеров бело-зелёных тонов.
История
История театра ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году по личной инициативе К. Тинчурина, как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив театра прошёл большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского Передвижного и наконец Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Первый спектакль был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми «Булат бабай семьясы».
Совершенно неслучайным является тот факт, что бывший передвижной, колхозно-совхозный театр носит сегодня имя Карима Тинчурина, инициатора создания театра, выдающегося деятеля татарского театра, драматурга, режиссёра, актёра, человека вложившего всю душу, всю горячую энергию в строительство театрального дела.
Основу труппы в то время составляли известные артисты академического театра: Гульсум Болгарская, Зариф Закиров, Ибрагим Шагдалеев, Мазит Ильдар, Азаль Ягудин, Гульсум Камская, Бибинур Галиуллина, Газиз Гиматов, Марьям Рахматуллина, Хан Исмагилов и др.
  

 
 Монумент воинам-афганцам 
Был установлен в 1998 году на улице Декабристов. Его демонтировали весной 2018 года, а замена в парке Победы так и не появилась. Разговоры о создании нового памятника воинам-афганцам идут. Планируется расширить его тематику и сделать мемориал в честь всех солдат-интернационалистов. Остаётся не ясным: вернётся ли в город прежний абстрактный монумент или будет выбран другой эскиз. 
 
Памятник Неизвестному солдату 
Установлен в парке им. Горького в 1967 году. Скульптура массивная, без деталей, но вызывает сильные эмоции. Безликий солдат изображён тяжело раненным. Он находится на последнем издыхании, но тянется вперёд. По задумке авторов, это символизирует самопожертвование и скорую победу. Памятник – посвящение погибшим в период Великой отечественной. Рядом горит Вечный огонь и находится стела, высота которой около 30 метров. 
  

 Мемориальный комплекс в парке Урицкого 
Встречает посетителей практически у входа. Объекты комплекса изготовлены из бетона и чёрного полированного мрамора. Особое внимание привлекает внушительных размеров фронтовая каска и золотая звезда по центру. На плитах начертаны имена погибших в Великую отечественную. Самая большая надпись – напоминание потомкам о подвиге их земляков. Композицию окружают вечнозелёные ели. 
   

 
Памятник первому трамваю Казани

Создание необычной композиции приурочили к празднованию 65-летия Победы. В 2010 году недалеко от станции «суконная слобода» появились раритетные трамваи. Сейчас их три, и у каждого есть изюминка. 
Один считается самым старым в Казани, так как вышел на линию в 1937 году. Другой имеет два яруса, что нетипично для этого вида транспорта. Последний знаменит особенностями эксплуатации – работал на конной тяге.

  

ХРАМ-ПАМЯТНИК СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ

Храм Нерукотворного Образа Спасителя, или Памятник павшим при взятии Казани в 1552 году.  Именно на этом месте находится братская могила тех, кто завоевывал Казань. 

Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа - воинский памятник-храм.
Нерукотворного Образа Спасителя – самый необычный в богатой культовой архитектурой Казани. Он стоит на острове на реке Казанке. В 1552 году, после взятия города Иваном Грозным, тысячи павших воинов были захоронены на этом месте. Над братской могилой по распоряжению царя возвели храм, но его пришлось перенести на более высокое место из-за паводков, которые затапливали храм каждую весну. На месте захоронения осталась часовня, и только в 1823 году здесь появился памятник-храм, созданный архитектором Николаем Алферовым. Памятник представляет собой усеченную пирамиду, ее высота составляет 20 метров. С четырех сторон находятся входы в здание. В центре пирамиды размещается храм. Храм был закрыт практически сразу после революции, и лишь в 2001 году здесь возобновились службы.

                                  вид на храм-памятник и на Казанский кремль

Как доехать. Где находится.
Проезд: до ост. «Речной техникум» на трамвае №1; троллейбусах: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96
Координаты: 55.801, 49.0775
Памятник павшим воинам при взятии Казани
Остановка «Речной техникум».

  

Старая Татарская слобода

Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода — одна из исторических частей и комплексных достопримечательностей в центре Казани, в южной части Вахитовского района города. 
Слобода в целом вытянута с северо-запада на юго-восток и расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак (от тат. «рукав», проток соединял Казанку и озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на севере и площадью Вахитова на юге. 
Слобода условно имеет три исторические части: северную — деловую, центральную — культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для слободы улицей является улица Тукая. 
Северную и центральную части слободы разделяет улица-проспект Татарстан, проложенный в советский период. В центре слободы находится Юнусовская площадь.

В силу исторических причин до 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани (которая в свою очередь делилась на аристократическую часть — в районе улицы Карла Маркса, купеческую — в центре, и утраченный квартал с менее представительными домами в районе улицы Федосеевской) находилась в верхней части Казани, на территории Бауманского, Вахитовского и Советского районов. В районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.
Юго-западнее от этой слободы существует также Новая Татарская (Ново-Татарская) слобода — место поселения татарского рабочего и ремесленного населения, а также бывших и действующих предприятий промышленности и транспорта, имеющая меньшую архитектурно-культурную ценность.

                                         Сенная мечеть в 19 веке              Старая Татарская слобода

Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 г. императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий» . К концу XIX века крупный ансамбль Старой Татарской слободы сложился в районе улиц Московская (бывшая Кирова), Нариманова, Марджани (бывшая Комсомольская), Сары Садыковой (бывшая южная часть Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул. С.Садыковой (с востока на запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Тихвинская и Екатерининская до 1917 г.) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.
Центром северной части слободы и её торговым кварталом, что свойственно всем восточным городам, был Сенной базар (ныне частично сквер Труда) и Сенная мечеть (ныне мечеть Нурулла) в его центре (ул. Парижской Коммуны и Татарстан). Вокруг мечети группировались гостиничные («Булгар», «Амур») и торговые здания, купеческие лавки.

                                         ДОМ ШАМИЛЯ - МУЗЕЙ Г.ТУКАЯ

Центральная часть слободы складывается из застройки левого берега озера Кабан и улиц К. Насыри, Г. Тукая, С.Садыковой, ядром этой части является перекресток улиц Г. Тукая и Ф. Карима, образующий небольшую Юнусовскую площадь, которая была общественным центром слободы в годы революций. Площадь окружали дома татарских купцов и фабрикантов — Б. Апанаева, В. Ибрагимова, С. Бахтеева, М. Мустакимова, Алкиных. Жемчужины южной части слободы — мечеть Марджани, Бурнаевская, Голубая.
В южной части слободы были размещены крупнейшие промышленные предприятия своего времени — мыловаренно-химический завод (ныне «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда (ныне — «Красный Восток»-«Солодовпиво»). В советское время к ним добавились заводы «Радиоприбор», КМИЗ, «Мединструмент», фабрика «Аромат» и другие производства.
В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.
Северная часть слободы входила в состав Бауманского (ныне Вахитовского) района города, центральная и южная — Приволжского, являясь его северным территориальным аппендиксом. В середине 1990-х — начале 2000-х гг. на жилой территории центральной и южной части слободы была учреждена особая префектура с отдельной администрацией Старо-Татарская слобода, которая в ходе муниципальной реформы позже была упразднена с передачей её территории в состав Вахитовского района как одного из других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в состав Вахитовского района входит практически вся слобода, за исключением территорий промышленных предприятий на её юге.
В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы. Согласно генеральному плану, предусматривается дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод с сохранением исторического облика первой и перестройкой второй.

 

 Старинные мечети Казани - памятники истории и архитектуры

Мы находимся на улице Московской, двигаемся по ней до Старо-сенной мечети,

сейчас она называется мечеть Нуруллы.                                                                                                   

где находится:

Адрес: г. Казань, ул. Московская 74, Телефон: (843) 292 53 83.

Дата постройки - 1849 год,  Архитектор - А.И.Песке.

Мечеть была построена на деньги братьев Ибрагимом и Исхаком Юнусовыми и имела несколько названий -"Сенная", "Юнусовская", "Седьмая соборная". По проекту мечеть выполнена в стиле эклектики национально-романтического направления. Памятник татарской культовой архитектуры, положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Мечеть была многие годы оставалась главным по своему значению мусульманским культовым зданием Казани (в советский период ее минарет был разрушен). Появление мечети на озере Кабан, в древней слободе Кураиш, где во времена Казанского ханства стояла знаменитая мечеть Утыз (Отуч), символически подчеркивало преемственность между Булгаром и Казанским ханством, поскольку Соборная мечеть Казани повторяла формы минарета Джами древнего Булгара.

На улице Тукая расположена Галеевская мечеть.                                                                           

Галеевская мечеть, Адрес: г. Казань, ул. Тукая 40 , Телефон: +7 (843) 292 03 85.

Мечеть имела несколько названий - Пятая приходская, Базарная, поскольку обслуживала она приход Сенного базара, а с конца XIX века, когда в мечети служил имамомрелигиозный деятель и ученый-теолог Галимжан Галеев, она стала называться Галеевской.

Мечеть очень почиталась в Казани - была второй по значимости в городе, но в 30-е годы XX века утратила свой статус.

 Отсюда удобно пройти к Азимовской мечти.                                                                              

Адрес: г. Казань, ул. Фаткуллина 15, Телефон: +7 (843) 2782983.

Дата постройки: 1887 – 1890 года.

Азимовская мечеть - памятник культовой архитектуры татар конца ХIХ в. в стиле эклектики национально-романтического направления. В декоративном оформлении фасадов преобладают восточно-мусульманские мотивы, позволившие неизвестному зодчему создать романтический образ мечети. Совершенству фасадов соответствует современная реконструкция интерьеров. Великолепная ограда дополняет архитектурное решение мечети.

Путешественники и гости, посещавшие Казань в конце XIX – в начале XX веков, в один голос твердили, что минарет мечети напоминает старинные минареты Константинополя.

На территории мечети находился и медресе, где какое-то время обучался выдающийся татарский драматург и зачинатель татарского театра Галиаскар Камал.

На улице Тукая находится и Султановская мечеть                                                                          

Адрес: г. Казань, ул. Тукая 14, Телефон: (843) 292 78 81.

Дата постройки - 1867 год, Архитектор - П.И. Романов.

Султановская мечеть - памятник татарской культовой архитектуры второй половины XIX в. в стиле эклектики национально-романтического направления с мотивами булгарской архитектуры в решении минарета.

Мечеть имела несколько названий: "Красная", "Усмановская", "Султановская".

Архитектурный проект решен в стиле национального романтизма: стрельчатые килевидные арки, восточные узоры, декоративные окна на втором этаже. Территория мечетибыла обнесена, как и ныне, сплошной кирпичной оградой. Преобразилась мечеть только в последние годы. Ей вернули первоначальное значение и вернули прежний вид. Внутри мечети многое сделано руками самих правоверных, и стоит только войти внутрь, как начинаешь чувствовать какое- то особое тепло и покой.

На улице Хади Такташ расположена Закабанная мечеть                                                                       

(Адрес: г. Казань, ул. Х.Такташ 26), Архитектор - А.М. Печников.

Мечеть была единственной в городе, построенной в советские времена на средства, собранные самими прихожанами. С 1992 года существует при ней высшая мусульманская школа медресе, а в 1999 году мечеть отметила 75-летие.

В советское время зал был разделен на два этажа. В настоящее время на первом этаже расположен молельный зал, а на втором - учебные комнаты. Высокий четверик минарета несет восьмигранный ствол, переходящий в цилиндр светового фонаря с круговым балконом. Стрельчатый купол с резным карнизом венчает минарет. Стрельчатые порталы, архивольты окон, ступенчатые и криволинейные наличники окон, арматурные пояски в сочетании с формами минарета формируют своеобразный облик мечети с мотивами арабо-мавританской средневековой архитектуры в модерновой интерпретации. Сочетание краснокирпичных стен с оштукатуренными деталями и керамическими вставками зеленого цвета дополняют общую картину. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле романтического модерна с восточно-мусульманскими мотивами.

  На улице Нариманова находится мечеть Зангар                                                                                   

Адрес: г. Казань, ул. Нариманова 98, Телефон: +7 (843) 293 49 09.

Мечеть имеет два названия - мечеть Зангар и Четвертая соборная.

Она была построена на деньги казанского купца Ахмета бин Исхака бин Аита.

В 1864 году казанский первой гильдии купец Габдельманнан Биккинеевич Мустакимов, пожертвовав частью собственного земельного участка, расширил мечеть в южном направлении и соорудил вокруг нее ограду по проекту архитектора П. И. Романова. Первоначальный объем был расширен на величину зала. На южном фасаде выступал прямоугольный михраб. На первом этаже под залом предусматривалось складское помещение, перекрытое крестовым сводом. В 1907 году казанский первой гильдии купец Габдрахман Ахметович Ишмуратов (1857-1922) увеличил михрабную часть здания, а также расширил кладовую мечети (ныне Нариманова, 100).

Имеет свою древнюю легенду мечеть Иске таш                                                                                      

(Адрес: г. Казань, ул. М. Гафури 34а, Телефон: +7 (843) 293 38 18)

Дата постройки - 1802 год.

По легенде, мечеть поставлена на месте братской могилы воинов-мусльман, защищавших Казань в 1552 году. По преданию и некоторым историческим материалам, дошедшим до наших дней, после падения Казани к московскому государю обратились беки и мурзы, служившие в войске юного царя, с просьбой захоронить павших защитников города по мусульманским обычаям. Погибших воинов свезли и похоронили в одной из священных рощ недалеко от озера Безымянного. А чтобы место это не забылось и не стерлось из памяти, положили на захоронение большой камень-валун. По письменам Каюма Насыри, позднее поставили на этом месте деревянную мечеть, куда правоверные ходили не только принести молитву Всевышнему, но и поклониться праху защитников державы и веры.

В 1801 году при закладке фундамента новой мечети был найден древний камень-валун. Так и получила свое название мечеть Иске-Таш - Старокаменная.

Камень поместили в молельном зале, чтобы люди могли поклониться праху своих предков. В 1830-1840 годах мечеть была расширена и перестроена по проекту архитектора Александра Шмидта.

На этой же улице находится Розовая мечеть                                                                                        

  (Адрес: г. Казань, ул. М. Гафури 67, Телефон: +7 (843) 278 31 96)

Мечеть в Ново-Татарской слободе носила разные названия - «Розовая», «Малокаменная», «Низенькая Бухарская». По архитектурному проекту мечеть каменная с торцовым расположением минарета.

Выстроена она вслед за мечетью Рахим бая в 1808 году на средства известнейшего в Казани купца и промышленника Мусы Апанаева – в память о безвременно ушедшей дочери Зубайде.

В 1905 году торговец мануфактурой Садык Галикеев или снес старое здание, или основательно перестроил его, окрасив стены в розовый цвет, отчего и закрепились у прихожан ее новое название – Розовая. Рядом было выстроено здание медресе, которое можно увидеть сегодня.

Более 60 лет мечеть была общежитием мехового объединения, а в 1991 году отреставрированное здание ее было возвращено общине верующх.

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Вейнберг Л. Б. Казань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии 
Топуридзе К. Т. Казань (Серия «Сокровища русского зодчества»). М., 1945.

http://www.tatar.museum.ru/
Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982.
Соколов С.В. Казань. Портрет в стиле импрессионизма. — Казань: Отечество, 2011. — ISBN 978-5-9222-0408-8.
Ситдиков А. Г. Археологическое изучение Казани
Хузин Ф. Ш., Ситдиков А. Г. История Казани.
Портал «Казань»
Официальный портал мэрии Казани
Архитектура Казани.
Город Казань на старинных фотографиях
Тысячелетие Казани
Прогулки по Казани 
Моя Казань. История города и фотографии
Портал муниципальных образований РТ
Памятники истории Татарстана.

 

ВложениеРазмер
Памятники истории Казани270.5 КБ
Памятники истории Казани171.69 КБ
Памятники истории Казани196.2 КБ
Памятники истории Казани302 КБ
Памятники истории Казани255.45 КБ
Памятники истории Казани282.22 КБ
Памятники истории Казани219.62 КБ
Памятники истории Казани238.5 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.