Сплав по Малой Кокшаге

ИЗ ИСТОРИИ КОЧУЮЩИХ!

Статья и видеоотчет посвящен концептуальному сплаву Команды Кочующих по Малой Кокшаге!

Для Команды Кочующих река Малая Кокшага означает важнейшие вехи истории – именно на сплаве по этой реке в мае 1998 года было придумано название Команды, определен Гимн Кочующих, начато развитие Концепции, распределены главные должности! На этой реке был испытан наш первый настоящий катамаран. Сплав  по М. Кокшаге организовал нашу компанию в настоящую туристскую Команду, которая после этого  двинулась на Урал, в Карелию, на Кавказ и на Алтай!

 

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СПЛАВЫ ПО РЕКАМ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Река Малая Кокшага

 

Ма́лая Кокша́га (луговомар. Изи Какшан) — река в Марий Эл, левый приток Волги, впадает в Куйбышевское водохранилище.

Длина 194 км, площадь бассейна 5160 км².

Русло извилистое, на пойме много стариц. Питание преимущественно снеговое.

Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

Река протекает по территориям Оршанского, Медведевского и Звениговского районов РМЭ.

Общая характеристика реки:
Длина 194 км.
Площадь бассейна 5160 км²
Бассейн Каспийского моря.
Бассейн рек Волги.
Расход воды 30 м³/с.
Исток Вятские увалы -  · Высота 160 м.
Устье Волга – село Кокшайск.

 

ВИДЕООТЧЕТ О СПЛАВЕ ПО МАЛОЙ КОКШАГЕ - 1998 ГОД

ЧАСТЬ 1     

 

 

ЧАСТЬ 2           

 

 

 

ЭТО НЕ КУЯР (МАЛАЯ КОКШАГА - МАЙ - 1998)
  
  Если внимательно изучить график движения поездов и перечень станций на маршруте Казань - Йошкар-Ола, можно вычислить, что после ст. Пемба следует ст. Куяр, а перед Куяром находится, соответственно, Пемба. Никаких других объектов железнодорожной принадлежности на том перегоне нет. Это фаза логического мышления.
  При этом в расписании указаны все мелкие остановочки и полустаночки (включая Казань). Никто и не подозревал, что Министерство Путей Сообщения специально перед нашим сплавом М.Кокшага-98 ввело в строй дополнительную станцию. Чиновники на Казанском вокзале про это забыли...
  Мы про то ведать не ведали и весело ехали в сторону Йошкар-Олы. Населения в поезде было достаточно. На ст. Пемба мы потихоньку стали переносить в тамбур рюкзаки и плавсредства, чтобы без проблем выгрузиться на ст. Куяр.
  Стоянки были короткие, и следовало в 4 минуты успеть аккуратно все вынести и выползти самим (было нас девять человек), а также взять языка для разведки маршрута.
  Вагон был последний и нам почти никто не мешал. Ахат, Гриша и Андрей вышли на перрон, им быстро покидали все вещи.
  Выгрузились очень удачно, уложились в 2 минуты, еще осталось время для укладки рюкзаков. Тут дали зеленый свисток, поезд стал медленно отходить от перрона.
  В тамбуре стоял мужик, который курил и внимательно наблюдал за разгрузкой, и только когда вагон медленно тронулся и стал удаляться от нас, то вот этот самый мужик подошел к двери и сказал нам очень глубокомысленную и жизнеутверждающую фразу:
   - ЭТО НЕ КУЯР !
  ...Все застыли, словно пораженные током, долго глядя вслед уходящему дизелю.
  
  


   ЗАСАДА НА ЛОЖНОМ КУНДЫШЕ (МАЛАЯ КОКШАГА - МАЙ - 1998)
    Шел второй день сплава...
  Штурман прогнозировал, что вот-вот должно появиться устье Малого Кундыша. Кокшага (здесь и далее имеется в виду только Малая Кокшага) была переполнена талой водой, множеством стариц, полойниц и ложных проток в своей пойме. Так что ошибиться было легко, но никто никогда не винил штурмана, тем более Капитан, а я догадывался, что Артур просто решил включиться в игру.
  Вдруг по левому борту видим, что русло реки соединяется с другой речушкой или протокой. Пока никто не очнулся, я во весь голос заорал: "Ура, Кундыш! Заплывем в эту речку и впишем ее в наши послужные списки!".
  Вся команда и рада отличиться, тем более что после случая с Ложным Куяром доверие ко мне, как к кормчему, было железное и 100%-ое. Кат медленно повернул влево и вошел в устье Кундыша...
  Все обрадовались и потирали ладони. Но мы явно ощутили, что течение в этой протоке ведет не к Кокшаге, а от нее. Это могло означать только то, что мы попали в ложный рукав или в проточную старицу, которая при хорошем половодье имеет быстрое течение. Команда дружно взялась за весла и попыталась выгрести из протоки, пока она не затянула нас достаточно далеко. Но все было тщетно. Катамаран только крутился на месте. Силы матрасников быстро иссякли. Нас несло по току воды, но не долго. Через 300 метров мы хорошо сели на мель.
  Пришлось часть вещей сгрузить с ката на байду, а я слез с судна и толкнул его к берегу, где глубина была побольше. То ли толчок был очень сильным, то ли стремнина нас крутанула, а может команда еще подгребла, но со всего размаха кат кормой влетел в заросли липы и тальника. Гришу и Олега, которые попытались смягчить удар, сдуло с ката в воду как пух.
  "Двое уже есть!", - подумал я, намечая другие планы, жаль, что Артур не успел достать камеру. Пришлось всем выгрузиться и встать на берегу, чтобы разведать обстановку. Заодно разожгли костер, чтобы искупавшиеся могли обсушиться и принять наркомовских 100 г. на радостях о принятии в чайники.
  Русское "сейчас" на час, а татарское "хазер" на целый день - ждать было нельзя, и я, пока народ был тепленький, предложил Андрею и Андрею на байде разведать протоку на возможность прохождения там катамарана, поскольку обратно мы уже вернуться не могли. Чтобы все было без понтов и обмана, то пригласили видеооператора с камерой и стали готовиться к отплытию.
  Кто-то помахал Артуру ручкой, мол, ждите меня на рассвете в синем платке голубом, и мы ринулись вниз по протоке. Немного нам удавалось держаться в глубоком русле и мы прошли метров 200, но потом прочно сели на мель - два Андрея - это был непосильный груз даже для трехместки. Пришлось мне разуваться, вылазить из байды и тянуть ее волоком с экипажем на глубину. Только стоило мне запрыгнуть на нее, как мы снова вставали на дно реки. Тут Андреи уперлись в дно веслами и привстали (что нельзя делать, чтобы не кильнуться и, наоборот, надо делать, чтобы кильнуться), байда со скрипом пошла на стремнину. Я ее подтолкнул и запрыгнул вовнутрь, а товарищи (тамбовские) опустили весла и пропустили момент, когда надо было развернуться, чтобы уклониться от удара байды о куст ракиты, что стоял прямо в воде. Все произошло за одно мгновение: от удара судно кильнулось, черпнуло воды и вся команда оказалась за бортом. "Тонем, спасите!", - закричали оба Андрея. "Эй, не орите, тут мелко", - успокаивал их я.
  Когда горе-команда очнулась, то пришла пора спасать байду, ее держало на злосчастном ракитнике и из-за большой парусности и напора воды начало выгибать. Затрещали дужки и лаги, появилась опасность, что ее совсем перекрутит и поломает течением.
  Артуру на берегу было сложнее всего - попробуй выбери правильный ракурс съемки, ближний и дальний план - когда события проносятся так быстро и их так много. Тем более если учесть, что второго дубля не будет.
  Вот он и старался-метался по берегу с просьбами, типа, чуть левее встань, чуть глубже поднырни, поверни рожу в профиль. Да, актеришки из нас были хреноватенькие. Но вроде после монтажа все получилось терпимо.
  Таким макаром, мы начали втроем вытягивать байду из-под воды, а она уперлась и не хочет вылазить. Тут я подумал, а что это Капитан тянет, пусть новоявленные чайники пыхтят. Я приметил всплывающий ботинок и бросил байдарку под предлогом того, что ловлю обувь. Как и следовало ожидать, два Андрея байду не удержали и бросили снова в воду.
  В это время на берегу уже собралась вся команда и ловила хохотушки, да так, что эхо уходило за три поворота реки. Под угрозой потерять плавсредство мне пришлось бросить поиски ботинок и снова помогать подымать байду из воды. Тут еще подоспела помощь, мы перевернули лодку, вылили воду и вынесли ее на берег.
  Два Андрея матерились так, что дым из ушей шел. Я их успокоил известием о присвоении им звания "Начальные чайники". Они немного оттаяли, а после того, как я пообещал им налить несколько раз по 100, то они меня чуть на руки не подняли и сказали, что хоть сейчас готовы еще раз повторить этот знаменательный заплыв. Я им пообещал, что эти испытания не последние...
  

 

 

 

Комментарии

счастливые времена!

это когда мы были счастливы и на таких малых реках Родины!

вопрос по Кокшаге

есть ли практический интерес сплава по М.Кокшаге?
Пригодна ли там вода для питья? Ведь река протекает через Йошкар-Олу?
Там столько стоков - или воду брали с собой?
Есть ли стоянки по берегам, ходят ли там туристы?

Кокшага

Насчет воды - дно песчаное, работает как фильтр. Родников и притоков очень много. Считается что после Малого Кундыша вода в реке полностью пригодна к питью.

Стоянок полно - туристы по реке ходят очень часто. В сезон можно попасть так что самые хорошие стоянки (например возле слития с Кундышем) будут заняты.

 

Первый вопрос - ну тут каждый решает для себя. Речка простая, летом мелководная, очень много коряг.

Мы в девяностых сплавлялись на деревянных плотах - так что байдарки и пр. пройдут без проблем.

Спасибо!

спасибо за ответ!
сплав хотим сделать по весне, тогда воды будет предостаточно, а то ниразу на этой речке не были, а Илеть и Юшут и Б.Кокшага уже приелись за столько лет походов!