Казанский тракт

В нашем Поволжье и в Волго-Вятском регионе термином «Казанский тракт» называли несколько известных транспортных большаков. Эти дороги, так или иначе, вели либо в сторону Казани, либо от города Казань, поэтому за ними закрепился данный географический термин. 
В данной статье хочется рассказать про Казанский тракт, который в древности соединял город Хлынов (потом Вятку, и в советское время - Киров) и, конечно, город Казань. 

    

СИБИРСКИЙ ТРАКТ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДРЕВНИЕ ДОРОГИ И ТРАКТЫ КАЗАНИ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО БОЛЬШОЙ СИБИРСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

УРЖУМСКИЙ ТРАКТ, АЛАТСКАЯ ДОРОГА - ТУТ!

      
Чтобы не было путаницы сразу отметим, что аналогичным географическим названием «Казанский тракт» периодически назывались следующие дороги (у этих дорог также были другие официальные названия):
- тракт из Нижнего Новгорода Казань (часть южной ветки Сибирского тракта);
- тракт из Царевококшайска в Казань со стороны Марийского края (бывшая Галицкая дорога);
- часть Сибирского тракта (южная ветка), которая шла по нынешней Удмуртии и Пермскому краю (за рекой Вятка).
 


Указанный выше Казанский тракт вел из Хлынова (города Вятки) сперва по левобережью реки Вятки. Путь проходил по следующим населенным пунктам: Кстинино, Кумёны, Суна, Кырчаны, Перевоз (Нолинск), (переправа на правый берег Вятки), Петровское, город Уржум, Большой Рой, Савали (Гоньба, Малмыж). Далее Казанский тракт идет в сторону Казани по Южной ветке Сибирского тракта (или по Арской дороге): Шишинер, поселок Балтаси,  город Арск, Старое Чурилино, Куркачи, Казань.
Нужно отметить, что Казань и Вятку также соединял Уржумский тракт (бывшая Алатская дорога). Он проходил немного западнее указанного Казанского тракта, и вел через нынешний Атнинский район РТ, и по территории нынешней Марий Эл, после чего выходил к реке Вятка к городу Уржум. Далее можно было продолжать путь по указанному выше пути, или двигаться вдоль по правому берегу Вятки, через Котельнич, до города Вятка.        

                                              карта Казанского тракта и Уржумского тракта                                             
В настоящее время практически «по стопам» Казанского тракта проходят дороги 33Р-002 (Киров - Савали) и 33Р-001 (Казань - Пермь).
Примерная длина этой дороги составляет 410-420 километров, и если в наше время длительность пути составляет 5-6 часов, то два века назад время следования в пути составляло от 10 дней до 2 недель.
 
Старинный Казанский тракт из Хлынова в Казань был основной сухопутной магистралью Вятского края, по обе стороны которой располагались хутора, постоялые дворы, починки и деревни. Во времена правления Екатерины этот тракт обсажен был берёзами, что бы зимой в метели, в пургу, не могли сбиться с дороги обозы, ямщики. 


По Казанскому тракту, до строительства железной дороги, с Петербурга и других городов в Сибирь, следовали пешком под конвоем декабристы и другие осуждённые на каторгу каторжане. Исторический факт. 
Также по местным преданиям, на этом тракте останавливался поезд с царской семьёй в 1918г. в Ново-Вятске (ж/д станция),  и сам царь выходил на берег реки Вятки.
 Соблюдая историческую тенденцию, город Ново-Вятск, ставший основой образуемого Нововятского района, протянулся на несколько километров берегом Вятки и раскинул свои жилые кварталы по обеим сторонам древнего Казанского тракта, именуемого в черте города Советской улицей.
В дореволюционное время на территории современного Ново-Вятска были расположены деревушки Грухи, Кобели, Коноваловская, Татарка, Крутиха, Мареевская. Используя выгодное транспортное положение места, руководитель акционерного общества северных заводов Пастухов построил здесь лесопильный завод. Завод начали строить в 1913 году. Он был первым лесопильным предприятием в Вятской губернии. Доставка пиломатериалов осуществлялась по реке на сухогрузных судах, по тракту — на лошадях, а также по железной дороге. Наличие прямой железнодорожной связи с Петербургом давало выход готовой продукции к Балтийскому морю, а по нему в западноевропейские страны. В годы советских пятилеток завод быстро развивался. Вокруг него рос рабочий поселок, который получил название Лесозаводской.


 Примерно в 60 км. от нынешнего Кирова на Казанском тракте стояло село Кумёны (ныне центр Кумёнского района). Эти земли принадлежали Трифоновскому монастырю. Село Кумены было основано по храмозданной грамоте вятского епископа Ионы от 9 августа 1678 года. Основателем села был Тимофей Фомич Юферев — сын хлыновского попа Фомы Юферева.

До нашего времени в селе сохранился храм Спаса Нерукотворного (на фото храм и ярмарка в Кумёнах). 

 
Примерно в 95 км. от Вятки было расположено село Суна (ныне центр Сунского района). Название села имеет происхождение из марийского языка. Село было знаменито своими ярмарками, а также Вознесенской церковью.

                                                           Вознесенский храм и  древний тракт                               

Также Суна была местом ссылки неугодных правительству людей.  Сама Суна была основана в XVII веке как Сунская вотчина Вятского Успенского Трифонова монастыря. Первое упоминание о Суне встречается в 1650 году в «Исторической ведомости церкви». До 1780 года село носило красивое название Вознесенское-на-Суне, по имени церкви, которая до сих пор стоит в центре посёлка.
На территории Сунского района Казанский тракт преодолевает гребень Вятского вала, где есть перепады высот более ста метров, тут открываются красивые виды во все стороны света. В стародавние времена Сунский край славился своими рыжиками, эти грибы шли отсюда на царский стол и даже на экспорт.

                                                            Казанский тракт в Нолинском районе                                           
Через 130 км. от города Вятки тракт пересекает реку Воя, тут находится село Перевоз.  Рядом находилось древнее село Нолинск, в древности эти земли были заселены удмуртами и марийцами (гидронимы Воя и Ноля – имеют финно-угорское происхождение). При Екатерине Великой село получило статус города. Нолинск был городом купцов и ремесленников, до нашего времени сохранились многие купеческие усадьбы и лавки. В 19-м веке тут насчитывалось около 15 заводов, тут производили кирпич, щепочный товар, было кожевенное, пряничное, водочное производство. Действовал салотопительный завод. В Нолинске насчитывалось более 50 торговых лавок.  Интересен следующий факт: в 1898 году здесь в ссылке был Ф. Э. Дзержинский.
В настоящее время сохранился мост через реку Воя и остатки плотины, под мостом есть живописный водопад.ГЭС и плотина в деревне Перевоз

Через 150-155 км. от Вятки Казанский тракт пересекал реку Вятку, переправа через реку располагалась около села Буйский Перевоз (рядом находится устье реки Буй).
Далее тракт шел вдоль правого берега Вятки в город Уржум. Этот населенный пункт находится в 190 км. от Кирова. Это один из самых старинных населенных пунктов на Казанском тракте, точного времени основания этого города не известно. Считается, что до 8-9 века тут было вотяцкое поселение (древние удмурты). Потом их вытеснили марийские племена (черемисы), которые двигались в эти края с запада. Топоним «Уржум» в переводе с марийского означает: «видел белку». Тут располагался племенной марийский центр, и до сих пор в Уржумском районе расположены марийские деревни и села.
Самый известный уроженец города Уржума – политический деятель Сергей Миронович Киров, в честь которого названа Кировская область и город Киров. В городе действует музей имени Кирова и краеведческий музей. Всего в Уржумском районе около 70 памятников природы, истории и культуры.

                                                           дом-музей С.М. Кирова            Город УржумГород Уржум

                                                                          Свято-Троицкий Собор г.Уржума

 
Через 270 км. от Кирова (г.Вятки) Казанский тракт около села Савали соединялся с южной веткой Большого Сибирского тракта. Сибирский тракт уходил на восток (переправа через Вятку около села Гоньба), рядом расположен город Малмыж. Город основан на устье реки Шоша, он также являлся марийским племенным центром на Вятке. Русские войска завоевали Малмыж в середине 16-го века после Казанской войны царя Ивана Грозного. Родом из Малмыжа известный советский и российский актер Александр Калягин.
 
Далее Казанский тракт идет по древней Арской дороге в сторону Казани.
 Арская дорога (тат. Арча юлы), как транспортно-географический объект, является одним из участков Большого Сибирского тракта, несколько веков соединявшего Европу и Азию, - самого протяжённого в мире культурного ландшафта, отражающего полутысячелетнюю историю Российского государства.
Первоначальное значение Сибирского тракта было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири. Его использование усиливалось по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.


В «Письмах и мерах Ивана Болтина», вошедших в писцовую книгу 1602-1603 г.г., Арская дорога упоминается не иначе, как местный ориентир для привязки, как транспортная коммуникация. При этом такое название применено не к основной дороге Казань-Арск-Малмыж, а к одной из ветвей большака, ведущего от города Арска в сторону Мензелинска. Эта ветвь Арской дороги на одном участке пролегала через территорию нынешнего Вятскополянского района. На карте 1779 года, приведённой выше, дорога проходит через деревню Матвеево, дальше на переправу у деревни Нижние Шуни.
В 18 веке часть этой ветви, и северная часть Алатской дороги вошли в Вятско-Уфимский тракт (часть этого почтового пути, пролегавшая по территории Вятской губернии, называлась Казанским трактом).
   
На расстоянии 300-310 км. от Кирова на тракте расположен поселок Балтаси, который в древности был известен как Акманова Пустошь. 
Через 345 км. (от Кирова) на Казанском тракте расположен древний город Арск – центр старинного Арского княжества.
  Древний тракт заканчивается в городе Казань через 410 км. от города Вятка (г.Киров).
 
      ______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Чураков В.С. Ещё раз о происхождении русского административно-территориального термина дорога // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность». Глазов, 2005. С. 142–143. 
Древние дороги и тракты Казани.
АРЧА ДАРУГАСЫ (Арская даруга) в татарской энциклопедии «Милләттәшләр» («Соплеменники»).
Почтовые тракты Малмыжского уезда.
Арская дорога в Википедии
Сайт Нолинского музея краеведенья и истории.
официальный Сайт Правительства Кировской области
фото Андрея Пичугина, Анны Михеевой, Олега Юферева.

     

ВложениеРазмер
kazan-trakt1 (1).jpg74.22 КБ
kazan-trakt1 (2).jpg262.06 КБ
kazan-trakt1 (3).jpg52.36 КБ
Kumeny23.jpg175.5 КБ
Kumeny23.png1.4 МБ
suna-231 (1).jpg97.08 КБ
suna-231 (2).jpg131.27 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

клады на Казанском тракте

Казанский тракт или Арская дорога были достаточно опасным местом, особенно на территории Вятского края. То тут то там могли напасть на караван или ограбить запоздавшего купца, и все это богатство растворялось в бескрайних лесах. Вероятно, что что-то осталось и в нашем времени.

Вятская земля очень богата на истории и легенды про клады и скрытые сокровища. Поэтому на сайте будут выставлены истории про клады на Уржумском и Казанском трактах. Отдельно про эти истории уже рассказывалось в Общих статьях про клады в Татарстане и клады в Кировской области (например, клады на Ройском шихане). А из совсем недавного известно, что часть царского золота увезли из Казани во время Гражданской войны то ли по Алатской дороге, то ли по Арской дороге.

аватар: ВикторАлексеев

про Казанский тракт дополню

Привет! хочу дополнить вашу статью про Казанский тракт, дело в том, что дорога с таким же названием есть в наших краях - раньше тракт с таким названием проходил через село Большие Чепцы - это республика Удмуртия. Вроде бы даже в документах есть упоминание что это Казанский тракт, и в народе его тоже называли Казанский, так как шел он со стороны Казани, а дальше уже уходил в Пермский край а потом в Сибирь. На этом тракте в 19 веке даже стояла Казанская застава и конечно постоялые дворы. По этой дороге было очень оживленное движение как торговое так и почтовое, и арестантов тоже гнали по ней в саму Тьму таракань. Сейчас тут обычная автомобильная дорога, основные автотрассы проходят в других местах, но народная память это все же сохранила.

аватар: Кэп

отмечено...

Добрый день!

В нашей статье немножко отмечено, что и часть южной ветки Сибирского тракта также назывался местными жителями - Казанский тракт, чтоб эту дорогу не путали с "настоящим" идущим из Вятки трактом - мы указали про это. Это логично, что тракт имеет название крупного населенного пункта, куда он ведет, поэтому он тоже "Казанский", так как ведет в Казань. Другая ветка вела на Вятку (нынешний Киров), но и в те времена Казань конечно была более значимым городом чем Вятка, тем более город стоит на Волге.

аватар: Кэп

Елабужский тракт

Следует отметить, что по первой части Казанского тракта проходила Елабужская дорога (или по-другому:  Вятско-Уфимский тракт). Он также начинался в городе Вятка и шел до города Уржума, недалеко от села Гоньба (Савали) пересекал Большой Сибирский тракт, а дальше уже направлялся вдоль реки Вятка - в сторону Вятских Полян, и на перевоз около деревни Нижние Шуни. Тут была переправа через Вятку и тракт уходил на левобережье реки. Далее древняя дорога шла на уездный город Елабугу (что тоже была Вятская губерния), а потом на переправу через Каму около села Челны. Далее тракт шел на Мензелинск и потом в сторону города Уфа.

Таким образом, ветка Казанского тракта совмещала в себе несколько древних дорог во все стороны Вятской губернии.

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru