Ардинское городище

 Ардинское городище (Сенюшкинское городище)
Археологический памятник/раскопки, городище, объект культурного наследия регионального значения.
Находится на берегу реки Арда, в 300 метрах к юго-востоку от деревни Сенюшкино. Городище с валом и рвом датируется VI веком до н.э. и VI веком н. э. 
Селище датируется XIII-XV веками н. э.
Координаты:   56°24'50"N   46°43'31"E. 
 

В 300 м к юго-востоку от деревни Сенюшкино находится археологический памятник "Ардинское городище", относящийся к VIII-VI векам до н.э. 
Местное название городища — Керемет нер, котрое было открыто Марийской археологической экспедицией в 1974 году и содержит многочисленные фрагменты керамики ананьинского облика. В окрестностях деревни находятся и такие археологические памятники, как древнемарийское городище I тысячелетия н.э., марийское языческое мольбище XIX века "Тарасова гора" (Кугу шунга).
       


Раскопки Ардинского городища и поселения
Медведевские старшеклассники прекрасно разбираются, в чем отличие мезолита от палеолита, определяют по узору на керамическом черепке эпоху, когда пользовались этим сосудом, знают нюансы изготовления бронзовых наконечников для стрел. Все знания ребята получили, посещая объединение "Юный археолог". А недавно они вернулись с очередных раскопок.
 
Артефакты под ногами
Не зря говорят о роли личности в истории. Порой один человек может повернуть вспять или заставить двигаться огромный и неповоротливый маховик целой страны. Но то же самое можно сказать применительно к какому-то значимому делу. "Двигает" его конкретный человек. В нашем случае - это учитель истории и педагог дополнительного образования медведевских школ № 2 и 3 Игорь Панов. Вот уже 25 лет благодаря его увлеченности археологией воспитанники выезжают на раскопки, где собственными глазами могут увидеть осколки керамической посуды, каменные, бронзовые, железные орудия труда и оружие, кости животных и украшения... Все эти вещи, извлеченные из земли, могут рассказать немало интересного, особенно тому, кто готов слышать, кто на самом деле увлечен историей. Именно таким увлеченным, можно сказать, до фанатизма человеком оказался и мой собеседник Игорь Иванович. У него горят глаза, когда он рассказывает об археологии, раскопках.

 
Игорь Панов, руководитель объединения» Юный археолог":
- Мы недавно вернулись с раскопок, которые проводили на территории Килемарского района. Копали Ардинское городище и селище, а это примерно девятый-одиннадцатый века. Находились мы там чуть больше недели и за это время сделали немало. Было найдено много интересных артефактов прошлого. Все они сейчас находятся на исследовании у наших историков из МарНИИЯЛИ.
Полевые работы такого уровня - дело достаточно серьезное, ведь каждое неудачное движение лопатой или другим инструментом может повредить хрупкий "привет" из прошлого. То, что 15-летним и 17-летним подросткам доверяют эту серьезную работу наравне с профессионалами, вызывает уважение.
 
Алена Антонова, ученица 9-го класса:
- В экспедицию я отправилась первый раз, так что все для меня было очень необычно. Как только приехали на место, сразу же стали ставить палатки и организовывать лагерь. Все делали очень дружно, мне это понравилось. На раскопках тоже работали все вместе. 
Сначала мы сняли верхний слой земли, очистили его от разного мусора, затем очень аккуратно, слой за слоем, по 5-10 сантиметров, снимали землю. Надо было это делать очень осторожно, чтобы лопатой не повредить находки. Работа очень сложная, физически тяжелая, но все компенсировалось той радостью, которую испытываешь, когда находишь что-нибудь интересное.

 
Здесь есть все, как в Греции
Все находки ребят во время полевых работ отправляются на экспертизу нашим ученым, а те, в свою очередь, после исследования передают их в музеи республики. Но школьный музей тоже может похвастаться своей коллекцией. В нем тысяча экспонатов - начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Это богатство Игорь Иванович собирал не один десяток лет. Уникальность музея школы №3 в том, что его экспонаты в свое время были найдены не только на территории республики, но и далеко за ее пределами. Предметы утвари античной эпохи соседствуют с украшениями Древней Руси, а каменные ножи и скребки лежат рядом с бронзовыми украшениями.
- Два года назад к нам в музей пришел посетитель, - вспоминает Игорь Иванович. - Его так поразили наши экспонаты, что он решил внести посильную лепту в увеличение наших фондов и через некоторое время принес уникальный перстень работы древнегреческих мастеров, датированный примерно первым веком нашей эры. Украшение прекрасно сохранилось, можно даже разглядеть выгравированную на перстне фигуру девушку. Мои ребята сразу почувствовали "запах" тайны. Кто же изображен на кольце? 
Может быть, муза или одна из героинь произведений Гомера? Сейчас мы пытаемся найти ответ на этот вопрос. Вот такая история, воплощенная в предметах, гораздо ближе и интереснее ребятам, чем просто ничем не подкрепленные слова. Игорь Панов дает возможность своим ученикам почувствовать дух времени и романтику открытий. Главное - своими руками прикоснуться к истории.
 
 
 Дана характеристика «текстильной» керамики начала эпохи железа из Ардинского городища у д. Сенюшкино Республики Марий Эл. 
Городище появилось в раннеананьинское время, а в древнемарийский период были сооружены дополнительные укрепления. Нижний слой включал 1047 фрагментов керамики двух групп: гладкостенной посуды с примесью толченых раковин (525 экз. - 50,14%) и посуды с ниточно-рябчатой поверхностью и примесью песка в тесте (503 экз. - 48,04%), а 19 экз. (1,82%) сочетают черты обеих групп. 
Сравнение «текстильной» керамики Ардинского городища с материалами дьяковской «сетчатой» посуды Щербинского городища, поселений Среднего Поочья и Костромского Поволжья показывает наибольшую близость указанной керамики с керамикой последних. Методом АМС по нагару на фрагменте «текстильной» керамики получена дата -2705+40 лет назад. Сопровождающий инвентарь (наконечники стрел, фрагменты форм для отливки бронзовых наконечников копья, тиглей и др.) не противоречит этой дате. 
Материалы раскопок Ардинского городища характеризуют своеобразную этнокультурную ситуацию, сложившуюся в средневолжском регионе благодаря сосуществованию восточного прикамского финно-пермского населения, использующего гладкостенную посуду, и финноязычных племен западного облика с «текстильной» керамикой.

 
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МЕЖДУ РУТКОЙ И ВЕТЛУГОЙ
Марийские археологи удивляют - этим летом они, похоже, вышли на след легендарного Ветлужского кугузства и выяснили, что история добрососедских отношений марийского и русского народов началась значительно раньше, чем считалось до сих пор - еще в XII веке.   
По дошедшим до нашего времени устным преданиям и сообщениям "Ветлужского летописца", в XII-XIV веках на части территории нынешней Костромской области существовало так называемое Ветлужское кугузство - союз древнемарийских племен. Правда, современным историкам о нем мало что известно, но, возможно, что этим летом марийские археологи вышли на след загадочного княжества. 
    
По следам Ветлужского кугузства 
Как рассказала заместитель директора Марийского научно-исследовательского института профессор Татьяна Никитина, неожиданную помощь ученым в этом оказали, как ни странно, "черные копатели". Часть своих находок костромские старатели добровольно отнесли в областной музей. Местные ученые, изучив найденные артефакты, сразу дали знать коллегам из Марий Эл, потому что там четко были видны "этномаркеры" - явно марийские национальные украшения. 
- Мы съездили туда на разведку, - говорит Татьяна Багишевна, - и убедились, что это очень перспективное направление, вполне возможно, действительно наткнулись на могильник, имеющий непосредственное отношение к Ветлужскому кугузству. По крайней мере, географически и по временной эпохе все совпадает, но выводы можно делать только после серьезных археологических раскопок в этих местах. Будет очень здорово, если предания подтвердятся материалами с раскопок. 
   


Секреты Ардинского городища 
Холодная, дождливая погода нынче, можно сказать, выгнала археологов с "поля" - так на профессиональном сленге "рыцари лопаты и кисточки" называют раскопки. Впрочем, по словам профессора Никитиной, все равно сезон получился очень продуктивным. Работало сразу несколько групп, которые разрабатывали различные памятники, в частности, Ардинское городище, которое ученые датируют серединой первого тысячелетия нашей эры. Любопытно, что обследовать его археологи начали еще в 70-х годах прошлого века, однако и сейчас городище хранит немало секретов и специалисты не собираются отсюда уходить. 
Этот археологический памятник известен достаточно широкому кругу людей, поскольку здесь неоднократно проводились фестивали, посвященные хозяйству и быту древних жителей нашей республики. Нынешние исследователи во главе с Алексеем Михеевым сосредоточились на ранее не изученной теме - системе оборонительных сооружений предков. Сейчас с помощью математических методов, которые взяла на вооружение археология, появилась возможность смоделировать эту систему. Городище интересно еще и тем, что люди обитали тут на протяжении нескольких эпох, может быть, постоянно, может быть, жизнь здесь периодически утихала и возобновлялась. С нашей точки зрения, говорит Татьяна Никитина, это очень интересный объект, и археологи порекомендовали администрации Килемарского района включить его в карту туристических маршрутов. 
   
Предки жили дружно 
Раскопки сразу на двух объектах - Выжумский могильник и Барковское городище - велись по договору с Министерством культуры, печати и по делам национальностей нашей республики в рамках программы "Культурное наследие РМЭ". Находки на обоих из них свидетельствуют о значительно более раннем, чем предполагалось, и тесном взаимодействии марийского и русского народов. 
Очень богатый материал в этом плане дали раскопки на Барковском городище - это древнемарийское поселение XIII-XV веков. Здесь уже чувствуется сильное влияние русских: в изготовлении посуды, в хозяйственном обиходе, найдено немало русских монет - явное свидетельство имевших место торговых связей. Археологи под руководством кандидата наук Дианы Ефремовой изучили остатки жилого поселения, в частности, дом с разваленной печью, основные находки бытового плана - керамика, ножи. Это то, что археологи называют "живой" культурой в отличие от захоронений (мертвая культура), к которым, в частности, относится Выжумский могильник в Юринском районе. 
Это XII-XIII века нашей эры. Здесь, рассказывает Татьяна Багишевна, вскрыты 16 объектов, 13 из них - погребения древних людей и три жертвенных комплекса. Речь идет о дарах, которые древние марийцы на территории захоронений жертвовали своим ранее умершим предкам. Подарки очень богатые, например, украшения, которые заворачивались в меха, перевязывались и закапывались в землю между могилами. Когда дело касалось мужчин, это могли быть топоры или ножи, но обязательно с мехами. 
   
Торговать - не воевать 
По словам Татьяны Никитиной, эти два последних памятника важны, прежде всего, для изучения истории формирования межнациональных отношений в нашем крае. Первые контакты относятся еще к XII веку, и, судя по всему, это было деловое взаимодействие, начальный этап мирной земледельческой колонизации. Потом в истории всякое будет, но пока что все было вполне по-добрососедски. На Выжумском могильнике найдено очень много вещей древнерусского типа, то есть торговые отношения существовали уже в то время. Жителям изобиловавшего пушниной марийского края было что предложить своим партнерам.

  

  
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
ГАЗЕТА  «Марийская правда»
Памятники археологии Марий Эл
Газета Марийская правда.
Соловьев Б.С. К вопросу о взаимодействии населения раннего бронзового века лесной полосы Среднего Поволжья // Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье. Йошкар-Ола, 2004. 
Никитин В.В., Соловьев Б.С. Атлас археологических памятников Марийской ССР. Вып. 1. Эпоха камня и раннего металла. Йошкар-Ола, 1990. 
Архипов Г.А., Никитина Т.Б. Атлас археологических памятников Республики Марий Эл. Вып. 2. Ранний железный век и средневековье. Йошкар-Ола, 1993. 
Архипов Г.А., Никитин В.В. Археологические исследования в 1976–1980 годах (экспедиции Марийского НИИ и университета) // Материальная и духовная культура марийцев. Йошкар-Ола, 1981. 
Шалахов Е. Г. К истории изучения древностей Приветлужья // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 49-51. 

ВложениеРазмер
Ardinsk (1).png930.33 КБ
Ardinsk (2).png485.54 КБ
Ardinsk (3).png483.84 КБ
Ardinsk (4).png728.71 КБ
Ardinsk (5).png797.13 КБ
Ardinsk (6).png726.04 КБ
аватар: Кэп

памятники археологии РМЭ

По всем основным признакам древние марийцы относятся к волжским финнам. Судя по находкам, на городищах и в могильниках древнемарийское население уже хорошо знало земледелие, скотоводство и металлургию. Охота также играла важную роль. Об этом свидетельствуют украшения в виде фигурок медведя и утки. Возможно, у древних марийцев существовали какие-то обряды и культы, связанные с медведем и уткой. 
  Основные памятники марийцев ХII-ХIII веков расположены в Поветлужье. Это Выжумский, Руткинский, Починковский могильники. Всего на них изучено около 100 погребений. По находкам в погребениях можно сделать реконструкцию женского костюма. Женщины носили головной убор или налобный венчик из ткани с нашитыми на него бронзовыми бусинами, цепочками и другими украшениями. Для изготовления одежды использовались полотно или шерсть. Украшениями головы были бронзовые и серебряные височные кольца. На шее носили гривну, бусы или ожерелье. 
  В области груди на одежду нашивались подвески-амулеты в виде фигурок птиц или коней, застежки-сюльгамы. Излюбленными украшениями рук были браслеты и перстни. 
  К эпохе энеолита относится одно из самых древних изображений человека на территории нашего края. Это фигурка женщины из песчаника. Она связана с культом женщины-прародительницы. Женщина являлась хранительницей домашнего очага, с ее магическими действиями связывали успех в охоте. Роль женщины в первобытном обществе была очень велика, и не случайно, одними из первых антропоморфных изображений являются изображения женщин. На территории России таких фигурок известно около ста, найдены они на палеолитических памятниках Сибири, Дона и других районов России. Фигурка женщины, обнаруженная в нашей республике, более молодая: ей «всего лишь» около пяти тысяч лет. 
  В культовых изображениях древних марийцев можно выделить три главных об­раза: утки, коня и медведя. Появляются также сложные геометрические узоры, составляющие целые композиции. Если изображение утки широко известно в финно-угорском мире и уходит корнями в глубокую древность на территории лесной зоны Восточной Европы, то изображение коня имеет корни в другой традиции и связано со степным миром.

В финно-угорском мире изображение коня, вероятно, приходит на смену изображению лося. Кроме коньковых подвесок в виде конских голов, смотрящих в разные стороны, появляется и изображение всадниц. Культ коня связан с культом предков. Изображение коня олицетворяло солярый символ и родоначальника племени. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru