Город Муром

Город Муром

Над быстрой Окой, на высоких прибрежных холмах стоит древний Муром, легендарный город, чье название вошло в русские былины наравне со стольным Киевом и Великим Новгородом. По народным преданиям, "из славна города из Мурома, из того ль села из Карачарова начиналася поездка богатырская" - крестьянский сын Илья Муромец отправился на подвиги великие, чтобы сберечь Землю русскую от недругов...
В летописях Муром впервые упоминается под 862 годом как поселение племени "мурома". Уже в те давние времена Муром, крупный центр Поочья, вел оживленную торговлю с волжскими булгарами, к нему проложили пути и предприимчивые купцы из черноморской Тавриды, и степенные смуглолицые "гости" с далекого Востока. Археологи находили на муромской земле арабские монеты (самые ранние из них датируются VIII веком нашей эры) и изделия греческих мастеров.

 

 

                                                          г. Муром,  Смоленская церковь                                                 Город Муром

Му́ром — город (с 862) в России, административный центр Городского округа Муром и центральный город Муромского района (в состав района не входит) Владимирской области.

Расположен на левом берегу реки Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью.
Население города — 111 474 чел. (2014). Муром является третьим по численности населения городом Владимирской области после Владимира (350 087) и Коврова (140 981).
Крупный железнодорожный узел Горьковской железной дороги на линии Москва — Казань.

 

Считается, что название города происходит от финно-угорского племени мурома́, которое впервые упоминается в Повести временных лет в недатированной части летописи до призвания варягов. Не исключена и обратная зависимость. Этимология слова мурома неизвестна. В этом регионе много аналогичной гидронимии: р. Муромка, оз. Муромское, Муромская Лука, р. Муромец, Мурма и др. 
По одной из версий, слово мурома происходит от черемисского (марийского) глагола мурам — пою (муромо — песня), в связи с чем мурома — место пения, веселья.

                                                         река Ока - панорама Мурома                                               Город Муром

ИСТОРИЯ МУРОМА
Киевский князь Владимир Святославич, раздавая уделы своим детям, назначил Муром младшему сыну Глебу. Но тот был слишком мал, чтобы самостоятельно править в отдаленной от Киева вотчине. Незадолго до смерти Владимира отправился он в Муром в сопровождении дружины и опытного воеводы. Местные жители, которых князь обещал обратить в христианство, дружно тому воспротивились и не пустили Глеба в город. Поняв, что их "одолети невозможно", молодой князь, как говорит легенда, распорядился построить для себя укрепленное подворье на холме вблизи города и возвел там небольшую деревянную церковь Спаса. Впоследствии на этом месте возник старейший в Муроме Спасский мужской монастырь.

В XI веке Муром попадает под влияние князей черниговских. Но Олег Святославич черниговский - один из самых неуемных авантюристов-феодалов Древней Руси, - занятый междоусобными интригами, передает свой дальний удел в управление посаднику. Этим воспользовался младший сын Владимира Мономаха, Изяслав, предложивший муромцам принять его на княжение. И те предпочли прямое княжеское правление бесконтрольной власти корыстолюбивых наместников, они охотно поддержали Изяслава, выдав ему головой черниговского посадника.

В ответ Олег пошел в 1096 году карательным походом на мятежную "отчину". Изяслав, молодой и излишне самоуверенный, вместо того, чтобы обороняться в надежно укрепленном городе, решил показать свою удаль и куда больший ратный опыт. Летопись повествует: "И соступились оба, и была брань лютая, и убили Изяслава", а его рассеянное войско разбежалось. Олег вошел в город и принялся вершить суд и расправу.

Как ни горевал Владимир Мономах, оплакивая любимого сына, но все же не считал себя вправе мстить Олегу. В послании, отправленном ему, Владимир имел мужество признать, что Изяслав виноват в случившемся и за то наказан Богом: "Да не выискивать было чужого и не вводить меня в стыд и печаль". Более того, Изяслав, крестник Олега, нарушил и нравственный кодекс: дерзнул поднять руку на своего крестного отца. Мономах просил Олега не разрывать дружеских отношений и не ставить под угрозу благополучие единой Руси: "Понеже не хочу я лиха, но добра хочу братьям и Русской земле". Однако смиренная кротость могущественного князя только подстегнула амбиции своенравного Олега. В отместку он вторгся в ростовские земли, принадлежавшие Мономаху, разорил их, но потом, спасаясь от мономаховых дружин, вынужден был бежать и бросить Муром на произвол судьбы.

                                               былинный камень на Муромской дороге                                                  Город Муром

Во время татаро-монгольского нашествия Муром разделил печальную участь многих русских городов. Он был сожжен дотла. Сведения о Муроме надолго исчезают со страниц летописей. Лишь в 1351 году появляется запись: "Князь Юрий Ярославич Муромский обновил отчину свою Муром, запустевший от первых князей, поставил двор свой во граде, такоже и бояре его, и вельможи, и купцы, и все люди, и церкви обновил..."

В 1355 году здесь разыгралась новая драма: "Ходил князь Федор Глебович ратью на князя Юрия Ярославича Муромского и согнал его с Мурома, а сам сел в Муроме". Однако в те времена одной военной силы было недостаточно, чтобы решать княжеские споры, теперь все зависело от воли ордынского хана, жаловавшего русской знати ярлыки на княжение. Федор и Юрий отправились в Орду. Одни жители города поехали поддерживать перед ханом домогательства Федора, другие - защищать права Юрия. "И в Орде им был велик суд, досталося княжение Муромское князю Федору, а князь Юрий Ярославич выдан был ему; он же уморил его".

Между тем потомкам Федора не суждено было упрочить свою власть в Муроме. В 1392 году великий московский князь Василий, сын Дмитрия Донского, сумел заполучить в Орде ярлык на владение этим городом.

При царе Иване Грозном (XVI век) Стоглавый церковный собор причислил к лику святых легендарную княжескую чету - Петра и Февронию, особо почитаемых в Муроме. Известный писатель того времени Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии", причем признался читателю, что не нашел никаких документальных источников, которые бы рассказывали о жизни его героев, и вынужден был довольствоваться устными преданиями. Поэтому в его повести преобладали сказочно-фантастические сюжеты. Борьба муромского князя с крылатым змеем-оборотнем. Заветный Агриков меч, без которого невозможно было победить чудовище. Мудрая крестьянская девушка из рязанского села, исцелившая князя от смертельной болезни и ставшая его супругой. Несмотря на козни муромских бояр, не желавших признать своей княгиней простолюдинку, Петр и Феврония в нелегких жизненных испытаниях сумели сохранить и упрочить свою любовь. Под старость, как говорит легенда, они приняли монашество и умерли в один день и час, а их тела, положенные для отпевания в разных церквях, чудесным образом соединились в едином гробу в главном городском соборе - Рождества Богородицы.

Ни в летописях, ни в княжеских родословцах нет имен муромских князей - братьев Петра и Павла, героев повести. И тем более не найти сведений, что какая-то муромская княгиня происходила из крестьянской семьи... И тем не менее мощи Петра и Февронии, бережно сохраняемые в Муроме, и ныне окружены благоговейным почитанием.

                                     святые Пётр и Феврония - идеал семейной праведной жизни                   Город Муром

В муромской истории немало белых пятен. В темной бездне времен исчезли безвестно целые столетия, потерялись имена, стерлись даты. А народная память бережно хранила, расцвечивая все новыми фантазийно-романтическими красками, прекрасную легенду о вечной любви.

До XVI века Муром был деревянным, включая и кремль, и соборы. Строительство первых каменных храмов связано с правлением Ивана Грозного. Отправляясь в Казанский поход, царь сделал Муром местом сбора войск. Целую неделю стояли раскинутые воинские шатры на берегу Оки. Иван делал смотр прибывавшим дружинам, придирчиво проверял качество оружия, "пушечного наряда", заготовленного провианта. Выступление войск из Мурома царь назначил на Ильин день, словно призывая на помощь грозного небесного воителя, выезжавшего на своей небесной колеснице биться с темными силами.

Перед отъездом Иван долго, "с великими слезами" молился в соборе Рождества. Устная молва утверждает, будто не об одном военном успехе проникновенно просил у гробницы Петра и Февронии русский правитель. Собираемое им с таким трудом воедино мощное государство некому было передать. От любимой царицы Анастасии рождались только дочери, да и те умирали в младенчестве. Кого же, как не Петра и Февронию, считавшихся покровителями семейного благополучия, молить о даровании наследника? Когда после Казанской победы Иван возвращался домой, его встретил гонец, сообщивший о рождении долгожданного сына. Царь ликовал, плакал от радости. Однако младенец Димитрий вскоре погиб от случайной оплошности. Но в 1554 году, словно в утешение царю, Анастасия подарила другого сына - Ивана.

А на следующий год Грозный прислал в Муром по обету артель мастеров-каменщиков, работавшую здесь десять лет. Над мощами Петра и Февронии они возвели новый, каменный храм Рождества Богородицы, в старейшем Спасском монастыре выстроили Преображенский собор, обновили многие церкви. Начал действовать мужской Благовещенский монастырь. Иван сам следил за ходом работ, посылая в муромские храмы богатые вклады и иконы.

                                                         Благовещенский монастырь                                            Город Муром

От тех давних времен сохранилась небольшая набережная церковь Косьмы и Дамиана. Как утверждают местные легенды, рядом с ней некогда был разбит шатер царя Ивана, наблюдавшего за переправой войск через Оку. Воздвигнутая заново в камне церковь завершалась высоким ребристым шатром и, по предположениям искусствоведов, была создана мастерами, работавшими на строительстве храма Василия Блаженного в Москве. В конце XIX века шатер обрушился, и только хранящийся в местном краеведческом музее макет Космодамианской церкви позволяет оценить утонченную красоту ее первоначального облика.

Главный Рождественский собор не уцелел, но сохранились принадлежавшие ему две большие редкостные иконы XVII века, посвященные Петру и Февронии. Ряды красочных клейм-миниатюр, сопровождаемых подписями, в подробностях передают содержание "Повести о Петре и Февронии" (на одной иконе - 32 клейма, на другой - 40). Грамотные горожане, не имевшие дома слишком дорогих по тому времени книг, по иконам могли прочесть детям все житие Петра и Февронии. А несведущие в грамоте знакомились с ним по живо написанным картинкам.

В Смутное время и Муром охватили разброд и шатание: одни поддерживали существующую власть, другие принимали сторону ее противников. Бежавший из московского Чудова монастыря чернец Гришка Отрепьев, дерзко похвалявшийся, что станет царем Руси, одно время скрывался в муромском Борисоглебском монастыре. По указу Бориса Годунова смутьяна разыскивали по всем градам и весям, а приютивший его настоятель заботливо отправил его в дальнейший путь, дав лошадь и денег на дорогу.

Когда же во времена Василия Шуйского поднялось мощное восстание Ивана Болотникова, незнакомец, выдававший себя за царевича Петра, сына царя Федора Иоанновича, привел на помощь повстанцам большое казачье войско. "Царевич" на поверку оказался муромским посадским человеком Ильей Горчаковым, побочным сыном местного купца И. Коровина. Илья рано остался сиротой, в юности служил сидельцем в купеческих лавках, нанимался работником на суда, перевозившие товары по Волге и Каме. Но такая жизнь ему надоела, и он подался к терским казакам, избравшим его атаманом за отвагу и предприимчивость.

Простонародью, однако, не слишком убедительной показалась версия о его "царском" происхождении. Увидев в нем новое воплощение былинного богатыря, пришедшего, как встарь, защитить простой люд от порабощения в смутное лихолетье, его прозвали Илейкой Муромцем. Но суровые законы истории далеки от традиций былинной поэтики: восстание было подавлено, а Илейку Муромца прилюдно казнили в Москве.

Во время польской интервенции на город напали отряды пана Лисовского, безжалостно перебили почти всех жителей Мережной и Плотничьей слобод, грабили без разбора и подворья зажиточных купцов, и убогие дворишки "черных людей", жгли и разоряли церкви и монастыри. Когда же купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский начали собирать войско, чтобы изгнать интервентов, муромские ополченцы с готовностью откликнулись на их призыв.

                                                         ярмарка в Муроме - 19-ый век                                                   Город Муром

Миновали тяжкие испытания Смутного времени, жизнь входила в привычную колею, и в XVII-XVIII веках муромское купечество, богатевшее и набиравшее силу, принялось, соперничая друг с другом, обновлять обветшавшие храмы и строить новые. В этом сказывалось и купеческое самолюбие, жаждавшее общественного утверждения, и боязнь гнева Небесного Судии. Любопытна история мощного колокола в тысячу пудов, заказанного местным купцом Е. И. Козновым для колокольни Рождественского собора. Когда епископ Парфений, посчитав этакую громадину неуместной для небольшого провинциального городка, посоветовал Кознову ограничиться более скромным даром, купчина категорично заявил: "Большой колокол из ада душу вызвонит".

В начале XVII века наиболее состоятельные муромские купцы - С. Болховитинов, С. Черкасов, Ф. Веневитин, Б. Цветной - по указу царя Михаила Федоровича были зачислены в "московскую сотню" и перебрались на жительство в столицу. Не порывая связей с родным городом, они вели в нем большое строительство. Особенно отличился Богдан Цветной. Он слыл человеком предприимчивым, в 1650-е годы владел четырьмя соляными варницами в Соли Камской, но знал толк и в изысканной красоте архитектуры барокко, получившей распространение в Москве и ее окрестностях. Обновленный на средства Богдана муромский мужской монастырь Благовещения и выстроенный рядом женский Троицкий и ныне поражают приезжих неповторимым изяществом своего облика.

 

                                           Вознесенская церковь - город Муром                                               Город Муром

Город в XIX—XX веках
В Муроме был построен первый во Владимирской губернии водопровод. Для этого в 1863 году на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сейчас это пересечение улиц Ленина и Советской соответственно) была построена водонапорная башня. Средства на возведение башни и прокладку труб дал городской глава Алексей Васильевич Ермаков — богатый купец и меценат. В XIX веке в Муроме начали действовать чугунолитейный и механический заводы, льнопрядильная и хлопчатобумажная фабрики, в 1916 году построены железнодорожные мастерские.
8-10 июля 1918 года — белогвардейское восстание.

В советское время многие храмы города подверглись разорению, несколько приходских церквей XVI—XVII веков и вовсе снесли. В их числе оказался и доминировавший в городской застройке собор Рождества Богородицы, выстроенный по приказу Ивана Грозного в середине XVI века. 30 июня 1961 года в городе прошли массовые беспорядки, в которых участвовали свыше 1,5 тысячи рабочих завода имени Орджоникидзе. Было применено оружие, двое рабочих получили ранения, 19 отданы под суд.

Первая Муромская электростанция, служащая для освещения города была построена в 1919 году. Две динамомашины мощностью 120 кВт работали от двух нефтяных двигателей и локомобиля. Она была оборудована в деревянном помещении построенном в городском саду и давала энергию прилегающим улицам. Электроэнергия вырабатываемая электростанцией была доступна только 10 % населения города. С 1923 по 1926 год электростанция при фабрике «Красный прядильщик» снабжает электричеством не только фабрику, но и город. С 1926 по 1930 город снабжается электричеством от ТЭЦ Паровозоремонтного завода.

 

                                               святые Константин, Михаил и Фёдор Муромские                                              Город Муром

Современная история
5 декабря 2000 года выстрелом в голову был убит мэр Мурома Пётр Кауров. Убийцу не нашли. Погибший мэр возглавлял администрацию Мурома девять лет и пользовался большим уважением жителей. 
В настоящее время его именем названа муромская школа № 8.
До 2010 года город имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 этого статуса Муром лишён.

В 2014 году Министерство регионального развития подвело итоги конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» по результатам 2013 года. Муром занял третье место в категории «Городские поселения с населением от 100 тысяч человек и более». В результате городу перечислено 4 миллиона 180 тысяч рублей.

Железнодорожный транспорт
Муром — крупный железнодорожный узел. Первая казённая железная дорога протяжённостью 108 километров связала город с Ковровом в 1880 году. Эта дорога до сих пор не электрифицирована и представляет собой однопутную линию с разъездами. Вокзал был построен на тогдашней окраине Мурома (сейчас это его географический центр). В 1912 году, после постройки железнодорожного моста, через город прошла линия Москва — Казань, сократившая расстояние от Мурома до Москвы до 281 километра. 
На новой магистрали был построен вокзал Муром I по проекту архитектора А. В. Щусева, а вокзал на ковровской ветке получил название Муром II. В 1980-е годы здание вокзала Муром II было разрушено, железнодорожная ветка от Московской улицы вдоль Владимирского шоссе разобрана и поезда на Ковров теперь отправляются с вокзала Муром I.
Поезда дальнего следования связывают город с Москвой, Санкт-Петербургом и востоком страны.
Пригородные поезда ходят по трём направлениям — в Ковров, Арзамас (в том числе и экспресс до Нижнего Новгорода через Арзамас) и до станции Вековка.

 

                                          река Ока,  вид от Мурома на вантовый мост                                                   Город Муром

Речной транспорт
До перестройки в Муроме было развито речное пассажирское сообщение с Нижним Новгородом и Касимовым. Вообще, первый пароход появился в городе в 1845 году, а в 1858 году пароход «Москва» связал Муром регулярными рейсами с другими городами, расположенными на Оке. Во времена Советского Союза перевозки осуществлялись судами на подводных крыльях «Ракета». Сейчас в муромский порт не так часто заходят корабли с туристами. При этом город имеет речной затон и способен принимать по воде практические любые грузы.

Автомобильный транспорт
Развито автобусное сообщение с населёнными пунктами района и соседними крупными городами — Москвой, Владимиром, Рязанью, Нижним Новгородом и Арзамасом.
1 октября 2009 года был открыт стационарный вантовый мост через реку Оку. Ранее сообщение с соседней Нижегородской областью осуществлялось только в летнее время по понтонному мосту (зимой действовал локальный паром).

1 августа 2013 года муромский мост стал победителем всероссийского интернет-голосования на право почётного звания «Самый красивый мост России», проводимого Федеральным дорожным агентством.

 

                                                 город Муром - вид с реки Ока                                                  

Музеи
1 января 1919 года состоялось открытие в Муроме краеведческого музей, который в настоящее время насчитывает более 60 тысяч экспонатов: археологическую коллекцию племени мурома, коллекции древнерусского искусства и художественную галерею.
После войны в городе были открыты дом-музей академика живописи Ивана Семёновича Куликова (1875—1941) и Мемориальный музей Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло, разместивший свою экспозицию в доме, где он жил в 1924—1930 годах (ул. Гастелло, 14). Перед входом в последний был установлен памятник герою работы белорусского скульптора Андрея Бембеля.

С 1976 года при средней школе № 18 действует музей Боевой славы, часть экспозиции которого посвящена генерал-полковнику Михаилу Ермакову.
В 1998 году на базе средней школы № 16 открыт музей развития городского образования.

ХУДОЖЕСТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ
Художественные традиции города начали складываться ещё в древнерусский период. В XVII—XVIII веках в городе создавал иконы Александр Казанцев, в XIX веке в Муроме жили и работали известные русские художники — академик живописи И. С. Куликов (1875—1941)[32] и П. И. Целебровский (1859—1921). Первая выставка муромских художников прошла в 1919 году.

В 1974 году в городе была открыта детская художественная школа (в 2000 году ей было присвоено имя академика живописи И. С. Куликова). Основателем и первым директором художественной школы был Ю. М. Скороходов (1940—1982).

В XX веке в городе выросла целая плеяда ярких самобытных живописцев, графиков, мастеров прикладного искусства: А. В. Морозов (1901—1972) и его сын А. А. Морозов (род. 1931)[], А. Н. Мухачёв (1948—1994), М. К. Лёвин (1918—1985)[], И. М. Минеев (1919—2004), Е. П. Архиреев (1935—1986), Ю. И. Беззубов (1937—2006), Р. Б. Черепанов (1924 — ?), О. Г. Измайлов (род. 1940), Ю. В. Ерхов (1945—1985), Н. Н. Абрамов (род. 1950), заслуженный художник России А. М. Линьков (1923—2009), художник-авангардист А. М. Жолудь, О. Ю. Грязнов, Н. В. Кульпин (1955—2002), В. А. Аношин (род. 1955), А. В. Неганов (род. 1967).

Значимым событием для Муромского района стало открытие в 1985 году в селе Панфилове единственной в России сельской картинной галереи, основанной уроженцами села художниками С. И. Чирковым, В. В. Серовым (1911—1992) и скульптором И. В. Бесчастновым.
В 2002 году было зарегистрировано некоммерческое партнёрство «Муромские художники», объединившее членов Союза художников России И. В. Сухова (род. 1959), С. Субботина, В. А. Батаева (род. 1966), С. Храменкова, живописца В. В. Чумакова, К. А. Ляпина (род. 1960), мастеров декоративно-прикладного искусства А. Кузьмичёва, В. Чекира, Н. Новикова.
В 1950—1970-е годы в Муроме снимались художественные фильмы «Невеста» режиссёра В. М. Шределя, «В огне брода нет» и «Начало» Г. А. Панфилова, «Восхождение» Л. Е. Шепитько. Фильмы Алексея Германа-старшего «Хрусталёв, машину!» и Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» также снимались в Муроме.

 

                                                             схема реки Ока                                         

Знаменитые уроженцы и жители
Илья Муромец — знаменитый русский богатырь, монах Киево-Печерской Лавры.
Иван Куликов
Пётр Целебровский
Константин Рябинин
Абрамов Николай Николаевич (род. 1950) — член Союза художников России, протоиерей.
Арбатова Мария Ивановна (род. 1957) — российская писательница и общественная деятельница.
Батаев Владимир Алексеевич (род. 1966) — член Союза художников России
Беляков Ростислав Аполлосович (род. 1919) — дважды Герой Социалистического Труда, советский авиаконструктор, Генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна, доктор технических наук, лауреат Ленинской (1972 год), Сталинской 1-й степени (1952 год) и Государственной премий (1988 год)
Беспалов Николай Андреевич (1921—2009) — заслуженный архитектор РСФСР, акварелист, искусствовед.
Бесчастнов, Иван Васильевич (1925—1996) — советский и российский скульптор и художник-живописец; член Союза художников СССР.
Гастелло Николай Францевич (1907—1941) — знаменитый лётчик, Герой Советского Союза.
Гладков Александр Константинович (1912—1976) — драматург и литературовед.
Глеб Владимирович (в крещении Давыд) — князь Муромский, сын киевского князя Владимира Красное Солнышко.
Губкин Иван Михайлович (1871—1939) — советский геолог, основатель советской нефтяной геологии, академик АН СССР (1929), вице-президент АН СССР (1936—1939).
Дионисий (Валединский) (1879—1960), митрополит, первоиерарх Польской Православной Церкви
Епанчин Александр Александрович (1948—1998), муромский краевед
Зворыкин Владимир Козьмич (1889—1982) — русский изобретатель в области телевидения.
Зворыкин Константин Алексеевич (1861—1928) — инженер-технолог в области технологии металлов.
Илейка Муромец (? — около 1608) — один из руководителей крестьянско-казацкого восстания под предводительством И. И. Болотникова (1606—07), атаман терских казаков.
Казаков Владимир Валерьевич (род. 1970) — бывший советский и российский футболист, российский футбольный тренер.
Казанцев Александр Иванович (1658—1730) — иконописец.
Константинов Пётр Александрович (1899—1973) — актёр театра и кино, народный артист СССР (1966).
Куликов Иван Семёнович (1875—1941) — русский художник, Академик живописи.
Лосев Виктор Васильевич (род. 1959) — советский и российский футбольный защитник, заслуженный мастер спорта СССР.
Никита (Добронравов) — игумен, кандидат богословия, церковный историк
Погарский Михаил Валентинович (род. 1963) — российский писатель и художник.
Прокуроров Алексей Алексеевич (1964—2008) — советский и российский лыжник, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР, старший тренер женской сборной России по лыжным гонкам (с 2006 года).
Святые Петр и Феврония — покровители любви и благополучия в браке.
Романов, Борис Иванович (род. 1938) — советский и российский писатель, режиссёр.
Рябинин Константин Николаевич (1877—1955) — врач-психиатр, исследователь тибетской медицины.
Сахаров Николай Павлович (1893—1951) — генерал-майор, участник Белого движения.
Серов, Василий Васильевич (1911—1992) — советский и российский художник-живописец; член Союза художников СССР
Сухов, Игорь Вячеславович (род. 1959) — членов Союза художников, иконописец.
Вячеслав Иванович Филатов (1918—1973) — участник Великой Отечественной войны, герой Советского Союза, главный конструктор Муромского завода им. Ф. Э. Дзержинского.
Целебровский Пётр Иванович (1859—1921) — русский художник.
Чернышёв Владимир Яковлевич (род. 1970) — историк, муромский краевед.
Чирков, Сергей Иванович (1924—1994) — советский и российский художник-живописец; заслуженный художник РСФСР, профессор, член Союза художников СССР. Создатель первой в России сельской картинной галереи.
Шипов Сергей Юрьевич (род. 1966) — российский шахматист, гроссмейстер (с 1996 года), а также шахматный эксперт, тренер, писатель, один из ведущих шахматных комментаторов.
Шляпников Александр Гаврилович (1885—1937) — деятель революционного социалистического движения, совместно с А. М. Коллонтай возглавлял группу «рабочей оппозиции».

 

                                                       Воскресенский монастырь                                                           Город Муром

Достопримечательности

Монастыри и храмы

Николо-Набережная церковь
Благовещенский мужской монастырь, основан в 1553 году, собор 1664 года, надвратная Стефановская церковь 1716 года (Красноармейская ул., 16).
Воскресенский женский монастырь с Воскресенским (1658) и Введенским храмами, сооружены в середине XVII века на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых (Июльский пер., 1А).
Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан в XI веке, собор XVI века, первые упоминания в летописях датированы 1096 годом (ул. Лакина, 1).

Свято-Троицкий женский монастырь, основан в 1643 году, собор 1642—1643 годов, надвратная Казанская церковь 1648 года, шатровая колокольня 1652 года (пл. Крестьянина, 3а).                  Город Муром

Крестовоздвиженский монастырь, основан не позднее XIII века.
Церковь Вознесения Господня (1729) (Московская ул., 15А).
Церковь Гурия, Самона и Авива (1845) (Карачаровская ул.) — в этом храме хранится икона с частицей мощей святого Илии Муромца.
Церковь Ильи Муромца (1998) (Вербовское кладбище).
Церковь Космы и Дамиана (1556—1565) — возведена на месте, где стоял шатёр Ивана Грозного во время его похода на Казань (Набережная ул.)
Николо-Набережная церковь, впервые упоминается в 1566 году под названием «Никола-Мокрый», воссоздана в камне в 1700—1714 годах (ул. Плеханова).
Церковь Серафима Саровского (2005) (ул. Серова).
Смоленская церковь (Новая Космодемьянская церковь) (1804) (ул. Мечникова, 1).
Сретенская церковь (1795) (ул. Карла Маркса, 55).
Троицкая церковь (1828) (ул. Красина, 22).
Успенская (Георгиевская) церковь (1790) (Красноармейская ул., 41А).
Часовня Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1864) (берег р. Оки).
Часовня Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1864) (угол Первомайской и Красногвардейской ул.)
Часовня Архистратига Михаила (2005) (Московская ул., 35А).
Мечеть имени Габдулхака хазрата Саматова, открыта в 2007 году, по этому же адресу располагается Мусульманская религиозная организация г. Мурома (ул. Новая, 28).

Здания и памятники
Постройки XIX века: жилые постройки, Торговые ряды (1816) (площадь 1100-летия города Мурома), водонапорная башня (1864) (перекрёсток улиц Ленина и Советская), здания женской гимназии (1896) (ул. Карла Маркса, 24), реального (1889) (ул. Льва Толстого, 40) и духовного (1883) училищ.
Усадьба А. С. Уварова (XIX век) (ул. Кирова) — на данный момент в усадьбе располагается военная часть, и рассмотреть постройки можно лишь со стороны реки.
Дом Зворыкиных (XIX век) (Первомайская ул., 6) — дом, котором жила семья и родился изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин. Сейчас в здании располагается Муромский Историко-художественный музей.
Дом Каратыгина (XIX век) (ул. Тимирязева, 3) — бывший особняк купцов Каратыгиных. Первоначально принадлежал купцу первой гильдии Г. А. Шведову. А в 1875 году в нём располагалось реальное училище.
Здание городской Думы (XIX век) (ул. Льва Толстого, 13) — сейчас в здании располагается один из корпусов Муромского Филиала ВлГУ.
Муромская типография (1918 г.) (ул. Льва Толстого, 27).
Памятник Илье Муромцу — памятник работы скульптора В. М. Клыкова и архитектора Н. Беспалова был поставлен в 1999 году в городском парке на высоком берегу Оки.
Паровоз бронепоезда «Илья Муромец», построенного как подарок фронту на заводе им. Ф. Э. Дзержинского (сейчас ОАО «Муромтепловоз») (Владимирское шоссе).

 

 

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МУРОМ – ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Собор и колокольня Троицкого монастыря так щедро убраны декоративными элементами, придающими им особую утонченность и воздушность, что кажется, будто они созданы не каменщика ми, а кружевницами. Собор украшают гирлянды цветных изразцов, опоясывающие здание. Желтоватые, зеленые, коричневатые глянцевые плитки под лучами солнца светятся на белоснежных стенах, словно россыпь драгоценных камней. Сюжеты изразцов разнообразны, но, если вдуматься в их смысловую символику, ощущаются некие скрытые взаимосвязи. Тут и замысловатые узоры из сплетений стилизованных трав (возможно, восходящие к прообразу ведического "древа жизни"), и изображения воинского отряда (напоминание о недавних кровопролитных событиях и участии муромцев в ополчении под предводительством Д. Пожарского), и двуглавые орлы (герб Русского государства, сумевшего выстоять в суровых испытаниях), и сказочные птицы Сирин или Гамаюн (чьи песни, по народным поверьям, предсказывают грядущее). Есть здесь и грифоны, когтящие добычу, - символ грозных стражей, надежно охраняющих свои пределы.

Создается впечатление, что в изразцах Троицкого собора воплотилась философская концепция народного миропонимания, осмысление того, что пришлось пережить в начале XVII века и Мурому, и всей Русской земле. Только одна узорная четырехконечная фигура отдаленно ассоциируется с христианским крестом, но и она в смысловом контексте с другими изображениями может читаться иначе - как символ устойчивости земной гармонии: четыре стороны света, четыре времени года, четыре периода суток, четыре поры человеческой жизни... Чаще всего на изразцах повторяется изображение восьмилучевого цветка, древнейший декоративный мотив, словно перенесенный на стены собора с крестьянских вышивок или деревянной резьбы прялок, наличников, "коньков" изб. В народной культуре изначально он служил знаком Солнца, от которого зависит земная жизнь.

Славился Муром своими ремесленниками. В 1613 году в Москву, в государеву Оружейную палату, был вытребован муромский мастеровой Никита Давыдов, назначенный старостой оружейной артели и в этой должности прослуживший более 50 лет. Он изготавливал оружие, парадные доспехи и шлемы для царей, покрывая их затейливым чеканным узором и резьбой. Лучшие его работы вошли в сокровищницу Оружейной палаты. За шлем-"шишак", сделанный для царя Михаила Романова, Никита получил в награду небольшой кусок "тафты желтой венецейской <...> да четыре аршина сукна аглицкого". Но царские милости заслуживались великим и тяжким трудом. Мастера работали по 14-16 часов в сутки, в год самым лучшим платили от 20 до 40 рублей, поденный "корм" отпускался скудно, да и то с оговоркой: если работники по болезни или другой причине "дел не учнут делать - и на те дни корму не давать".

В 1664 году Никита отправил царю слезную челобитную: "Лежу я ныне, холоп твой, в старости своей <...> в болезни великой близ смерти и последнего дыхания, а желаю постричься, а в монастырь без вкладу ни в который не примут, а вкладу мне, холопу твоему, дать нечего. Вели выдать на пострижение". Государь всея Руси послал своему усердному мастеру десять рублей. В такую сумму оценили его незаурядный талант, его полувековой труд. Для сравнения: сработанные им последние "зерцальные" доспехи для Алексея Михайловича, по описям, стоили тысячу рублей.

Были в Муроме и свои иконописные традиции. В конце XVII - начале XVIII века среди местных художников выделялся Александр Казанцев, писавший иконы для муромских церквей и не уступавший по мастерству государевым изографам.

В Кожевенной слободе Мурома выделывали дорогую красную юфть. В 1599-1600 годах через Россию следовало персидское посольство, его секретарь Дон Хуан писал о Муроме: "В этом городе главный промысел - дубление бычьих кож; он так распространен, что им занимаются в тысяче одном доме". В конце XVIII века в городе работало 16 небольших кожевенных заводов, успешно сбывавших свою продукцию в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке.

Обитатели Мережной слободы еще при Иване Грозном поставляли рыбу для царского стола. Особенно ценилась "муромская лососина", часто упоминавшаяся в росписях царских застолий XVII века. Одной из прибыльных статей дохода для местных жителей служил калачный промысел. Муром настолько славился изделиями из теста, что в его герб поместили три калача. А народная молва окрестила муромцев "калачниками". В мае 1798 года в Муроме побывал император Павел I, и ему так понравились поднесенные горожанами калачи, что он приказал отправить это угощение в Петербург своей супруге.

В день отъезда Павла разразился сильный ливень. Но находчивый купец Гундобин сумел и это обстоятельство представить венценосному гостю в выгодном свете. Он сказал, что муромцы опасались засухи, но милостивое посещение государя принесло им небесную благодать в виде долгожданного дождя. И Павел отбыл в самом добром расположении духа, объявив на прощание: "Я весьма доволен городом <...> буду, братцы, помнить ваши муромские калачи, которые увидит моя императрица в Петербурге, и ваш муромский, который лил на меня, дождь".

Побывавший в 1768 году в Муроме член Российской академии наук П. С. Паллас отмечал, что здесь развито садоводство и огородничество: "О содержании садов в Муроме стараются больше, чем в других малых российских городах, и садят не только множество поваренных трав, но и дыни, и всякой овощ; да и многие жители имеют хорошие яблоневые сады". Муромцы вывели особый сорт огурцов, которые поспевали раньше других и обладали отличными вкусовыми качествами. Неслучайно в XIX веке Муромский уезд стал одним из признанных центров по производству и сбыту огурцов и огуречных семян.

Паллас в свое время был изумлен изобретательностью обывателей, занимавшихся вовсе уж немыслимыми здесь промыслами: "В Муроме есть немало таких праздных людей, которые во все лето упражняются в перемывании песку из глубоких мест у городского берега, и нередко находят мелкие золотые блестки, серебряные и медные крупинки, да и хорошие камешки (агат, топазы. - Прим. И. Г.)..."

До реформы 1861 года в окрестных ручьях и речушках, еще не загрязненных стоками бурно развивающегося промышленного производства, собирали речной жемчуг, которым местные женщины искусно расшивали свои наряды и кокошники. Недаром Екатерина II, проезжая через Муром, похвалила красоту и вкус местной женской одежды.

В середине XIX века муромский городской голова купец А. В. Ермаков провел в городе водопровод, доставлявший воду из подземных родников. Главная водонапорная башня из красного кирпича - до сих пор одно из украшений центра города. В прошлом она выполняла и роль пожарной каланчи.

Среди местных купеческих родов в XIX веке выделялось семейство Зворыкиных. Они владели старейшим в Муроме, открытым еще в 1817 году чугунолитейным заводом, занимались хлеботорговлей, со временем стали крупными судовладельцами. Детям своим они давали настолько солидное и разностороннее образование, что из этой провинциальной купеческой семьи вышли крупные ученые. Н. А. Зворыкин, магистр математических наук, разрабатывал теорию передачи электрических сигналов на расстояние, предвосхитив изобретение радио. Его брат К. А. Зворыкин, выдающийся технолог, в советское время стал профессором Киевского политехнического института. В. К. Зворыкин, эмигрировав после революции в Америку, прославился как основоположник телевидения.

Ныне в особняке Зворыкиных располагается краеведческий музей. Основу его коллекций составило богатое собрание художественных ценностей из дворца графов Уваровых, находящегося недалеко от Мурома, в селе Карачарове. Один из инициаторов создания музея - муромский художник И. С. Куликов, ученик И. Е. Репина. Выходец из крестьянской среды, Куликов в своих картинах любил рассказывать о близком и дорогом ему укладе народной жизни, о красочной пестроте муромских ярмарок, о поэтичном и мудром мире русских традиций и обрядов, идущих из глубины веков. Вот названия некоторых его картин: "Убор невесты", "Зимним вечером", "В русском наряде", "Мечтательница", "Павловский кустарь", "В праздничный день". Ныне в старом, уютном деревянном доме, где некогда жил и работал художник, открыт мемориальный музей.

 

                                           площадь Крестьянина (Троицкая площадь)                                                Город Муром

*

В Муроме контрасты городского облика проявляются на глазах. Чистый, ухоженный центр с современными витринами магазинов, с потоком машин бурлит оживленной деловой жизнью. Но стоит углубиться в прибрежные слободские переулки - и со всех сторон подступает тишина. Деревянные дома с резными подзорами, каменные старинные особнячки под густыми кронами деревьев, скрипящие калитки осевших ворот, высокие лестницы с шаткими ступенями, спускающиеся с откосов к Оке среди зарослей лопухов и крапивы, - все это словно ожившие страницы какой-то давно прочитанной книги, оставившей в душе смутные, но теплые воспоминания.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МУРОМА

Муромский Спасо-Преображенский монастырь
Муром, ул. Лакина, д. 1
Спасо-Преображенский монастырь — одно из самых древних сооружений на муромской земле: первое упоминание о нём датируется 1096 г. По преданию, монастырь возник на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба. Долгое время он служил одним из главных оборонительных рубежей города.

Как уже говорилось выше, первое упоминание о монастыре найдено в летописях от 6604 года с сотворения мира (1096 года после рождества Христова соответственно). После этого монастырь довольно мирно просуществовал еще пять веков, пока рядом с ним не был воздвигнут Спасо-Преображенский собор, из-за которого в 1616 году монастырь пострадал во время нападения вооруженного отряда литовцев под предводительством пана Лисовского.
Сам Спасский монастырь литовцев особенно не интересовал — просто попался под горячую руку, когда они направлялись в собор за серебряными ризами и драгоценными камнями с икон.
После этого территория монастыря стала постоянно перестраиваться. К 1636 году вокруг него появилась деревянная ограда, а рядом — каменная теплая (в смысле, зимняя) Покровская церковь и каменная же (но уже не теплая) церковь Кирилла Белозерского. Через полвека монастырь обзавелся некоторыми хозяйственными сооружениями и двухэтажным настоятельным корпусом — первой гражданской каменной постройкой во всем городе. Через тридцать лет к монастырю добавилось духовное училище, а еще через тридцать на его территории была построена колокольня. В начале 19 века ограда была заменена на каменную, а ближе к концу века около монастыря был возведен трехэтажный братский корпус. Территория монастыря все это время так и была 200 метров в длину и 150 в ширину, так что, видимо, к этому времени там уже было несколько тесновато.
Сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.

 

 

          Николо-Набережная церковь в Муроме   (ледоход на Оке)                                                Город Муром

г. Муром, ул. Чулошникова, 27
На берегу Оки находится очаровательная Николо-Набережная церковь постройки 1700 – 1717 гг. в стиле петровского барокко. В народе её называют Никола Мокрый: весной, во время разлива Оки, вода частенько подступает к самым ее стенам. У подножия храма располагается Никольский родник, считающийся целебным.

 

 

Благовещенский монастырь
г. Муром, ул.Красноармейская (бывшая Успенская), 16
Благовещенский монастырь был основан Иваном Грозным после победы над Казанью. На этом месте некогда стояла первая в городе деревянная церковь, построенная ещё при крещении Мурома. Здесь хранятся мощи святых муромских князей Константина, его сыновей Михаила и Феодора, а также икона преподобного Илии Муромца с частицей мощей святого.

 

Водонапорная башня
г. Муром, перекресток ул. Ленина и Советской
Водонапорная башня, один из символов Мурома наравне с многочисленными церквями, была построена в 1864 году. Инициатором и спонсором её установки оказался городской голова А.В. Ермаков. Башня сообщалась трубами с водокачкой, стоявшей на берегу Оки. Благодаря ей Муром был одним из немногих городов в России, обладавших водопроводом.

Муромский историко-художественный музей
г. Муром, ул. Первомайская, 4
Муромский историко-художественный музей
Музей находится в центре города в четырех зданиях, которые являются памятниками архитектуры. Дом купцов Зворыкиных (ул. Первомайская, 3) - это исторический музей, он содержит исторические  коллекции (археология, история Мурома, купеческий быт), собрание древнерусского искусства (иконы и декоративно-прикладное искусство), экспозиции одежды, металла, деревянных изделий и мебели.
В здании бывшей городской управы (ул. Первомайская, 6) расположена художественная галерея, включающая собрание живописи, с картинами многих известных художников.
В отдельном здании, доме-музее Ивана Семеновича Куликова (ул. Свердлова, 9) представлены живопись Куликова, ученика Репина, и часть его этнографической коллекции.
В особняке (ул. Московская, 13) находится выставочный центр.

 

Родина Ильи Муромца – село Карачарово
Село, в котором, по преданию, родился Илья Муромец. Карачарово расположено примерно в двух километрах южнее (выше по Оке) центра Мурома. Доехать можно по улице Ленина до железной дороги, затем по Карачаровскому шоссе.
Село Карачарово раньше находилось во владении различных дворянских родов (князей Черкасских, графов Шереметевых, графов Разумовских, графов Уваровых). Рядом с селом находится усадьба Уваровых «Красная Гора» конца XVIII века. Сохранились господский дом, два флигеля, вспомогательные постройки и липовая аллея парка. Сейчас в ней размещена воинская часть.

                                         былинное село Карачарово, Троицкая церковь                                            Город Муром

Окский сад
г. Муром, ул. Первомайская
От первоначального сада, разбитого в 1852 году, сегодня остались только вековые вязы. Впрочем, это до сих пор одно из красивейших мест города — сад, расположенный высоко над рекой на южной окраине кремлевской горы. Украшения Окского сада — памятник Илье Муромцу, а также перенесенный сюда фонтан, когда-то служивший для разбора воды.

Свято-Троицкий монастырь
г. Муром, пл. Крестьянина (Троицкая пл.)
Большой популярностью у туристов пользуется Троицкий монастырь постройки 17 века. Старейшие здания монастыря — каменная пятиглавая церковь Троицы 1642 г. постройки и возведённая 10 годами позже колокольня. Монастырь привлекает паломников мощами святых Петра и Февронии князей Муромских — покровителей любви и брака.

 

Церковь святых Косьмы и Дамиана в Муроме                                                              Город Муром

г. Муром, ул. Набережная, 11а
Храм, заслуживающий обязательного посещения — церковь святых Косьмы и Дамиана (Козьмодемьянская церковь). По преданию, она была построена на том месте, где с 10 по 20 июля 1552 года простоял шатер Ивана Грозного, направлявшегося в Казань. Царь пообещал воздвигнуть в Муроме каменные храмы в том случае, если поход окажется успешным.

 

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери
г. Муром, ул. Мечникова, 1
Чуть дальше на берегу есть церковь Смоленской иконы Божьей Матери, называемая также Ново-Козьмодемьянской церковью, а ныне кафедральный собор Мурома. Хотя храм и достаточно новый — нынешнее здание было построено в 1804 г. взамен сгоревшего деревянного — он удачно завершает архитектурный ансамбль города.

Древний русский город Муром расположился на левом берегу Оки к юго-востоку от Владимира. Многочисленные стихийные бедствия, пожары, нашествия врагов и междоусобицы помешали ему в полной мере сохранить свой древний облик — многие строения 9—15 вв. и достопримечательности Мурома оказались безвозвратно утраченными. Впрочем, то, что сохранилось, входит в «золотой фонд» земель русских — недаром же в 2007-м город отмечал ни много ни мало 1145 лет!

Муром привлекателен в первую очередь своими прекрасными церквями: Спасо-Преображенским собором, Козьмодемьяновской церковью (16 в. постройки), Троицким, Благовещенским и Спасским монастырями (17 века), прочими великолепными строениями 17-19 веков. некоторыми из них Муром обязан царю русскому Ивану Грозному, который остановился здесь в 1552 году по пути на Казань, горячо молился о победе и дал обет в случае победы построить здесь каменные церкви и монастырь.

Ещё одна ассоциация с Муромом — былинный персонаж Илья Муромец, которого здесь очень чтут и чьему имени отчасти обязаны потоком туристов. Считается, что прототипом богатыря, победившего Соловья-разбойника, был силач Чобитько, родившийся в селе Карачарово близ Мурома. В городе близ городского сада не только установлен памятник Илье Муромцу, но даже сохранён огромный пень, который, по преданиям, остался после того как богатырь выкорчевал огромный дуб и бросил его в реку. Впрочем, сомнений в богатырской силе земляка здесь ни у кого не возникает — его именем даже был назван бронепоезд, сбивший не один фашистский самолет. Теперь это достопримечательность Мурома, расположенная в городском парке.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Монгайт А. Л. Муром. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1947. — 34 с. + 28 л. вкл. — (Сокровища русского зодчества).
Масленицын С. И.  Муром / Художник И. С. Клейнард. — М.: Искусство, 1971. — 164 с. — 30 000 экз. (в пер.)
Пудков Д. П. Муром: Историко-экономический очерк. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1979. — 208 с.
Муром: Памятники архитектуры и искусства: Альбом / Автор-составитель Н. Беспалов. — М.: Советская Россия, 1990. — 272 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00414-X.. (в пер.)
Епанчин А. А. Топонимика Мурома и его окрестностей. 2-е изд. — Муром: ООО Дизайн-центр «РеКоМ», 2001. — 80 с. (1-е издание — 2000).
Чернышёв В. Я.  Муром: Краткий путеводитель. — Муром: Новые технологии, 2004. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94464-069-3..

Сайт Фотосайт.
Чернышёв В. Я.  Муром: Исторический очерк-путеводитель. — Изд. 3-е, доп. — Муром, 2010. — 48, [16] с. — 5 000 экз. — ISBN 5-462-00429-X.. (обл.) (1-е изд. — 2007)
Вощинина-Киселёва Н. П. О Муроме. Воспоминания (Семейная хроника купцов Вощининых) / Вступит. статья, комментарии В. Я. Чернышёва. — Муром, 2007. — 160 с., ил. — 500 экз.
Грачёва И.  «Сей град прославлен бысть» // Наука и жизнь. — 2004. — № 1.
Грибов Н. Н. Сельская округа средневекового Мурома на правобережье р. Оки. — РусАрх, 2006.
Официальный сервер администрации округа Муром
Список памятников культурного наследия Мурома 
Муром // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Вагнер Г. К., Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. — М., 1980. — С. 184.
Сайт Википедия.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru