Святой источник в селе Кашпир

Родник, святой источник иконы Феодоровской Божией Матери село Кашпир город Сызрань
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» находится в бывшем селе Кашпир, ныне входящее в состав города Сызрань Самарской области.  

  

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 РОДНИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ!

ЖИГУЛЕВСКИЕ ГОРЫ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

На Руси есть великое множество икон «явленных», то есть, явившихся людям каким-то чудесным образом. Им поклонялись, молились, их глубоко почитали, как покровительниц и спасителей. И Сызрани была дарована высшая благодать: в 1713 году на источнике возле села Кашпир на берегу реки Волга явилась людям святая икона, Феодоровская икона Божией Матери. 
 
Во времена СССР источник заливали бетоном, мазутом, но вода, а тем более святая, всегда найдет дорогу к людям. И источник продолжал жить. Несколько лет назад начались работы по восстановлению родника, где произошло явление святого образа. Родник расчистили и поставили колодец. Возвели часовню и рядом устроили купальню. 25 июня, в день празднования иконы Феодоровской Божией Матери, на источнике всегда служится молебен. Сейчас территория источника хорошо обустроена, построен храм.

Родник, святой источник иконы Феодоровской Божией Матери село Кашпир город Сызрань                      
Святой источник в селе Кашпир

В один из летних дней 1713 года к безымянному источнику, находившемуся ниже села Кашпир, пастухи гнали скот. Сюда же шли хлебопашцы на отдых. Вдруг недалеко от родника пастухи увидели необыкновенный свет. Это явление затем повторялось несколько дней кряду, но каждый раз, когда пастухи подходили к роднику, свет исчезал. Наконец, в один из дней пастухи увидели над чудным местом еще более яркий свет, который, впрочем, опять исчез, как только они подошли к роднику со стадом. На сей раз они увидели святую икону, стоявшую на камне.
Весть о чуде быстро облетела ближайшие селения. Местные священнослужители благоговейно взяли икону и перенесли в приходской храм. Но в последующую ночь явленная икона из запертого храма «ушла» на прежнее место своего явления. Узнав об этом, жители Кашпира снова устремились к роднику и молились перед иконою о том, чтобы Небесная Владычица сподобила иметь эту икону в их приходском храме. Священнослужители с иконами и хоругвями вновь пошли к роднику. Здесь, перед стоявшей на камне святой иконой, был отслужен благодарственный молебен, после чего икона была вторично внесена в приходской храм.
 
Когда в 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани, его жители на общем совете решили перенести святой образ из Кашпира в Сызранский собор. Но на следующий день кашпирский землевладелец, пахавший землю и пришедший на родник, увидел здесь святой образ Божией Матери и поспешил сообщить об этом властям.
Взволновались жители Сызрани и решили крестным ходом перенести икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство в будущем брать ежегодно икону из монастыря в город для общественного молебствия. 12 июня начался крестный ход. В толпе была одна крестьянская девица, страдавшая проказою на лице. Черпая из родника воду и умывая свое лицо, она в слезах просила Божию Матерь об исцелении от проказы. Крестный ход еще не вошел в Сызрань, а девица получила исцеление. Все прославили Бога и Пресвятую Богородицу за такое благодеяние.
Об этой чудесной истории знала вся дореволюционная Россия. Нескончаемым потоком сюда ехал православный люд. Перед иконой Божией Матери, которую стали именовать «Феодоровской», молились, а к колодцу шли за необыкновенно вкусной да к тому же целительной водой.
 
После революции колодец-родник много раз пытались уничтожить. Последнюю попытку власти предприняли в 1968 году, когда в колодец были вылиты три бочки фенольной присадки с местного сланцеперерабатывающего завода. После этого «ядовитый колодец» власти решили сравнять с землей. Но машинист бульдозера наотрез отказался от «иудиной» работы. Ее выполнил за немалые деньги чужак, но потребовавший, чтобы кабина бульдозера была забита фанерой — боялся быть узнанным людьми.
Но Россия не забывала о святыне. Все эти годы сюда шли и приезжали люди. По рассказам стариков, раскапывающих это место, «мазут удавалось отмывать только керосином». Когда колодец полностью откопали и очистили от отравы, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил здесь водосвятный молебен и благословил брать воду.
 
Вскоре жительница поселка Управленческий Светлана П. на свои сбережения купила сруб, и рядом с колодцем появилась часовня. На средства прихожан самарского храма святых Петра и Павла была оборудована купальня. Местные жители, как смогли, благоустроили святое место.В течение 2006-2007 годов источник реконструировали: был произведен полный ремонт колодца, поставлен новый дубовый сруб, сам колодец вычищен и углублен на полтора метра. Над колодцем срублена часовня, изготовлен купол, завезена новая купель из нержавеющей стали. К источнику провели дорогу. В 2008 году здесь завершено строительство летнего храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и совершено его освящение священническим чином. В этом же году сооружена и освящена вторая купальня.
 
О чем просят. 
Люди верят, что по молитве перед Феодоровской иконой Богородицы Божия благодать через святую воду исцеляет от онкологических заболеваний, а бездетным посылает потомство.
 
Вот несколько таких историй. 
Жительница Пензы долго молила Богородицу исцелить ее от рака. И вот видит сон: стоит она на высоком берегу большой реки, за спиной - кладбище, а внизу колодец-источник, вокруг люди. Слышит голос: «Здесь ты найдешь исцеление». Через несколько месяцев болящая оказалась в Сызрани. С неизвестными паломниками неожиданно для себя поехала «к чудотворному» источнику. И с высокого берега вдруг узнала место, показанное ей во сне. Сколько же потом было благодарных молитв и слез за исцеление от рака.
Раба Божия Светлана «за ребеночком» приехала с Камчатки. И вымолила- таки у Богородицы дитя. Через два года уже приехала с Ильей, упала на колени перед святым образом: «Матерь Божия, вот твой подарок!».
 
У жительницы Самары Татианы то и дело случался выкидыш. Врачи помочь не могли. Шли годы. Как за последней надеждой уже немолодые Татиана и ее муж Константин приехали в Феодоровскую обитель. И вскоре у них родился Коленька.
Через год супруги снова приехали - просить у Царицы Небесной Машеньку...

Святой источник в селе Кашпир
 
Находились и неверующие, пытавшиеся истолковать все делом случая. Возможно, для таких 17 июля 2000 года было явлено чудо: в вечернем небе над Сызранью встала Божия Матерь с младенцем Иисусом на руках - точный образ Феодоровской иконы. В течение трех минут люди могли наблюдать очень четкое панорамное изображение.
В июне 2007 года по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия святой источник передан Сызранскому мужскому монастырю. В 2007 году здесь установлена новая купальня.
  
Где находится, как доехать:
Родник, святой источник иконы Феодоровской Божией Матери село Кашпир город Сызрань
Самарская область » город Сызрань » село Кашпир 
Координаты: 53°2′47″N 48°26′19″E
   

   Молитва перед погружением в Святой источник: 
Господи! 
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. 
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 
Аминь.
   
   Молитва после купания. 
Господи! 
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 
Аминь.
    
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры!  Святой источник - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
  
  
______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Самарской области / сост. А.С.Паженков. — Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области. — Самара: «Экотон», 2010. — С. 117. — 259 с. — 200 экз.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Кадастровое дело № 84. — Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. — Самара, 2015. — С. 1174—1184. — 3010 с.
Из книги Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Кадастровые №№ 1-Ки – 8-Ки // Родники Самарской области / Отв. ред. Довбыш В. Н.. — Самара, 2002. — С. 150—151. — 531 с.
Матвеев В., Ильина И., Задульская О. // «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. Захаров А. С., Горелов М. С.. — Самара: Кн. изд-во, 1995. — С. 155—156. — 352 с. — ISBN 5-7575-0465-X.
Мильков Ф. Н. Среднее Поволжье: физико-географическое описание. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. — 261 с.
"Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Самарской митрополии. Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 
официальный Сайт Правительства Самарской области
Достопримечательности Самарской области
родники Самарской области.

 

ВложениеРазмер
Святой источник в селе Кашпир889.54 КБ
Святой источник в селе Кашпир1.69 МБ

Комментарии

аватар: Кэп

село Кашпир

Города на присоединенных территориях с начало строились как крепости с преобладанием военной функции, а затем становились хозяйственно-экономическими, торговыми и культурно-религиозными центрами новых земель.

Строительство и начальная история Кашпира в значительной мере соответствовало выше сказанному положению. Возведение крепости (для своего времени это было типичное и довольно сложное фортификационное сооружение) было связано со спецификой развития юго-восточных территорий в составе России.

Кашпир планировался как одно из основных строительных сооружений Сызранской укрепленной линии, тянувшейся от Волги до г. Пензы.

Вопрос о том, какие городки должны были, войти в систему новой оборонительной линии остается до сих пор открытым и до конца не изученным.

Некоторые историки считают, что начальным восточным рубежом новой черты является село Усолье на Волге. Так, К.Я. Наякшин в монографии «Очерки истории Куйбышевской области» писал : «Начиналась она от Усолья, шла к слободе Печерской на Самарской Луке, проходила далее через Сызрань по р.Сызранке...». В том же направлении черта обозначена линией и на карте Сызранского краеведческого музея : Усолье — левый берег реки Усы мимо деревни Комаровки — село Переволока — правый берег реки Усы — село Печерская слобода — правый берег реки Усы до впадения в нее реки Тишерек — город Сызрань». 

Выбранное место для строительства Кашпирской крепости было крайне выгодным в военно-стратегическом отношении: с востока, севера и запада укрепления было прикрыто естественно природными преградами — русло реки Волги и Кашпирки, возвышенными склонами «горы».

Деревянная крепость имела почти правильную квадратную форму с восьми башнями. Четыре угловые башни были восьмигранными, остальные четыре, расположенные на пряслах стен, квадратными. Все они увенчивались шатрами. Три из них – северная Спасская, южная Саратовская и восточная – имели ворота. Стены крепости с трех сторон были утроены по валу, окружены рвами и надолбами. С восточной стороны в дополнительных укреплениях необходимости не было, так как склон холма круто обрывался к Волге. Въезд и выезд осуществлялся через Спасскую и Саратовскую башни по специальным деревянным мостам, переброшенным через ров. Еще один выход был через башню в «пряслах» восточной стены. Как уже говорилось, наиболее уязвимой стороной крепости считалась южная – широкое основание возвышенного мыса. Строители дополнительно укрепили это направление. От южной стены городка, от угловых башен на восток – вниз по крутому берегу к Волге, и на запад – к долине реки Кашпирки шли деревянные палисады, а перед ними рвы, заканчивающиеся двумя сторожевыми башнями. Высота стен по описанию второй половины XVIII века составляла не менее 3,5 метра. При въезде в городок у ворот Спасской башни устроили таможню. Внутри городка размещался воеводский двор со строениями, приказная изба, две караульни и склад боеприпасов, так называемая «зелейная» изба. Сторожевая башня у реки Кашпирки по мысли проектировщиков и строителей крепости должна была соединиться оборонительными сооружениями с Сызранской линией, что так и не осуществили.

По поводу даты основания Кашпира есть разные точки зрения. Одна из них изложена в работах Ивана Ивановича Лепехина и Петра Симона Палласа. Последний, в частности, писал : «Пригород Кашпур, или как то жители выговаривают Кашкер, стоит на горе Кучугуре подле рукава Волги, при самом устье речки Кашпурки, по которой и пригород проименован. Сие есть старинное российское место в сей стране, и как то известно, построено еще прежде Сызрани».

По мнению исследователей, название новой крепости следует трактовать следующим образом. Оно в конце XVII-XVIII вв. существовало в нескольких вариантах, а именно – Кашпур, Кашкер. На наш взгляд, это слово состоит из двух частей. Тюркское «каш» значит «высокий берег, холм, камень» , а «пир» «святой, святое место». Так могло первично именоваться место близ речки, а по нему – сама речка, а позднее и само поселение.

За всю историю существования Кашпир несколько раз менял свою административную принадлежность и статус. Первоначально, очень недолгое время, он был городом, потом стал пригородом Сызрани, некоторое время его называли селом, селом – пригородом, но все же Кашпир смог сохранить за собой название пригорода.

В конце XVII – XVIII вв. Кашпирская крепость в административном отношении (до учреждения в 1708 году губерний) подчинялась Симбирску и была в составе его уезда, находилась в ведении приказа Казанского двора. Затем, вместе с Симбирским уездом, определялась в Казанскую губернию, с 1717 по 1723 г. В Астраханскую, затем вновь – в Казанскую. После образования Симбирского наместничества в 1780 году, а затем в 1796 году Симбирской губернии, Кашпир окончательно занял первое место в составе Сызранского уезда.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru