Старинная мечеть в деревне Балыклы-Чукаево

Команда Кочующие - Старинная мечеть в деревне Балыклы-Чукаево

 

Статус:     село, Балыклы-Чукаево.  Муниципальное образование:     сельское поселение Балыклы-Чукаевское (центр муниципального образования).     

Входит в:     Рыбно-Слободский район.         

Субъект Федерации:     Республика Татарстан.     

Подчинение:     районное.           

Население (чел.):       297 (2010г.).       

Телефонный код:     +7 84361.            

Село расположено на речке Тубяк (правый приток речки Атмаска), в 8 км. от Челнинской трассы «М-7».

Село находится в 22 км к С. от с. Рыбная Слобода. На 2000 — 344 жит. (татары).

Полеводство, мол. скот-во. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Осн. во 2-й пол. 17 в. В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом.

 В нач. 20 в. в Б.-Ч. функционировали кам. мечеть (построена в 1897 на месте деревянной; памятник архитектуры), мектеб, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1245 дес.

До 1920 село входило в Бетьковскую вол. Лаишевского у. Казанской губ. С 1920 в составе Лаишевского кантона ТАССР. С 14.2.1927 в Рыбно-Слободском, с 19.2. 1944 в Салтанском, с 5.4.1946 в Корноуховском, с 19.11.1954 в Рыбно-Слободском, с 1.2.1963 в Пестречинском, с 12.5.1965 в Рыбно-Слободском р-нах. Число жит.: в 1782 — 48 душ муж. пола; в 1859 — 444, в 1897 — 872, в 1908 — 965, в 1920 — 1088.

 

 

 

Статья Рустема Ахунова

Как-то пришлось услышать от уроженки деревни Балыклы-Чукаево, некоторые подробности из истории более чем столетней каменной мечети, до сих пор там сохранившейся и действующей.

Рассказ Хатимы-апы освещал известный период в истории нашей страны, когда одна победившая идеология сметала на своём пути всё прежнее, в том числе и культовые сооружения. Купола церквей и ещё более устремлённые ввысь минареты мечетей воспринимались тогда не только как элементы культовых зданий, но и как потенциальные пулемётные гнёзда «врагов народа ополчившихся против молодой советской власти». Уже с 30-х годов прошлого века начали целенаправленно сноситься минареты мечетей и купола церквей. Такая участь постигла и мечеть в селе Балыклы-Чукаево (ныне Рыбнослободской район). Минарет этой каменной мечети был деревянным, потому его просто срезали. Но как утверждали очевидцы событий, срезанный минарет упал строго в направлении кыблы (направление на священную для всех мусульман Мекку, в сторону которой совершается намаз). Своим последними мгновеньями существования, обрушаемый минарет всё равно старался указать сельчанам на праведный путь. Сама Хатима-апа, поведавшая эту историю, родилась уже после войны, а информацию про уничтожение минарета узнала от своих старших родственников и соседей. Позже, эту историю подтвердил и нынешний мулла этой мечети. Но начну теперь последовательное изложение событий.

 

 

 

 

Рыбно-слободской район нынешнего административного деления РТ, до революции относился к Лаишевскому уезду Казанской губернии. Это был один из самых больших уездов губернии, в состав которого также входили нынешние Алькеевский, Пестричинский, Спасский и Рыбно-Слободской административные районы (некоторые частично). На территории бывшего Лаишевского уезда к нынешнему времени сохранилось восемь исторических мечетей, комплекс Булгарского заповедника, надгробие поэта и религиозного деятеля Хаджи Хафиза (80-е гг XVII в.). Кроме того, на территории Лаишевского уезда сохранились другие памятники татарской, русской и булгарской культур, потому, с учётом улучшившихся возможностей фототехники,произошедших с момента последнего описания этих исторических памятников в каталогах памятников культуры на территории Республики Татарстан, последние требуют фиксации их нынешнего состояния с использованием возможностей современной фототехники. Как, сказано было выше, про историческую мечеть в Балыклы-Чукаево слышал много рассказов, да и поскольку место, где эта мечеть расположена, находится в достаточной лёгкой зоне досягаемости от Казани, после тщательного изучения карт, приоритет очерёдности «краеведческих расследований», пал именно на мечеть в Балыклы-Чукаево.

 

 

          

 

Различные книжные источники, преимущественно каталоги памятников культуры РТ, сообщали об этой мечети следующее: Мечеть, построенная в 1897 г. на средства Галиахмет-бая, относится к типу зальных. Здание на высоком цоколе, одноэтажное, с полукруглым мирхабом. Вход в мечеть располагался с северной стороны (заложен). Во внешнем облике мечеть лишена каких-либо архитектурных деталей. Стены и цоколь её выложены из известковых блоков. Образец традиционной сельской мечети.               

                         

 

Давно уже намеченная поездка в Балыклы-Чукаево, откладывалась по разным причинам: то распутица, то хвори, то нехватка времени. Однако, ближе к полудню 22 января 2009 года мы с Исламом Хабибуллиным тронулись в «дальний» путь. Надо заметить, далеко не на каждой карте автомобильных дорог РТ можно отыскать Балыклы-Чукаево, хотя село это не самое маленькое да и дорога к нему ведёт получше той что ответвляется от челнинской трассы в сторону райцентра – Рыбной слободы. Из двух вариантов выбор маршрута пал на более удобную Челнинскую трассу. После того как проехали тысячедворые Шали, для упрощения ориентировки на местности, стали консультироваться у встречных сотрудников ГИБДД, один из которых очень подробно разъяснил как нам надо ехать. Мимо мелькали заснеженные поля, украшенные запорошенными посадками, трасса была не очень загружена, потому продвигались не очень медленно и уже к половине второго мы увидели дорожный указатель на Балыклы-Чукаево.

 

     

    Остатки дубовой рощи

 

 

 

Начало Балыклы-Чукаево

 

 

На главной улице Балыклы-Чукаево

 

 

На очередной просёлочной развилке нужное направление подсказали нам работники Татавтодора, просто удивительно как они сюда пробрались!     

Проехав, некогда могучую дубовую рощу, от которой после суровой зимы 1979 года осталась небольшая лесная полоска, и миновав небольшой пригорок, мы увидели очертания деревни. Проезжая главной деревенской улицей, справа, мы видели уже крохотные очертания минарета. Однако, когда мы подъехали к зданию мечети и решили припарковаться недалеко от перекрёстка за сельмагом, нас постигла неприятная неожиданность. Казалось, несколько припорошённое снегом ровное место вполне подходило для парковки, но едва заехав на этот участок машина ткнулась глубоко вниз, т.к. место оказалось ямой основательно занесённой снегом. Только чудом машина не получила серьёзных повреждений, к тому же на наше счастье в момент аварии мимо проезжал КАМАЗ. Только благодаря мощи этого грузовика мы на тот момент сохранили возможность вернуться домой в Казань в тот же день, ибо выдернуть застрявшую арбу из такой ямы вручную, оказалось бы не под силу всей деревне состоящей преимущественно из людей пожилых. Яма, в которую угодила наша авто-арба, оказалась очень отвесной и глубокой.

 

     

Каменная мечеть (1897)     

 

    

    Дом возле мечети, где жила Хатима-апа  

 

 

Но, разумеется, не все жители были исключительно пожилыми. Дом на противоположной стороне улице, где была яма, обжила молодая пара. Хозяйка этого дома помогла нам созвониться с муллой мечети Сайдаром-абы, который в тот день по состоянию здоровья не мог выйти на улицу. С его разрешения, мы с Исламом наведались к нему в гости, предварительно сделав небольшую серию снимков, запечатлев кроме старой мечети, другой, явно раритетный объект, являвший собой уже обрушающееся каменное сооружение с арочным дверным проёмом. Надо ещё заметить, что дом Хатимы-апы находился как раз напротив мечети, а до революции здесь жил мулла. На приводимой фотографии зелёной стрелочкой указал на дворовый участок дома, где раньше жила семья Хатимы-апы. Фотография сделана со стороны раритетного каменного «артефакта», но с этого ракурса видна только его деревянная достройка.

 

      

Разные ракурсы исторической каменной мечети в Балыклы-Чукаево.

 

 

Дом Сайдара-абы, находился на следующей за сельмагом, улице. С осторожностью припарковав машину, идём в гости. Сайдар-абы, человек весьма преклонных лет, он, как и Ситдик-абы, 1928 года рождения. Годы берут своё, раньше, когда Сайдар-абы был молодым, он шоферил на полуторке, в деревне его считали лучшим водителем. А Хатима-апа, вспоминает, как Сайдар-абы возил их класс на экскурсию в Ленино-Кокушкино, куда в советскую эпоху возили всех школьников ТАССР. Жена Сайдара-абы – Мунира была учительницей в младших классах.

 

 

Духовное образование Сайдар-абы получил в Закабанной мечети (Мечеть возведённая в честь тысячелетия принятия ислама в Поволжье), муллой мечети в Балыклы-Чукаево он является с 1992 года. Здешняя каменная мечеть была построена на средства благотворителя из Оренбургской губернии Галиахмет-бая, который, по словам Сайдара-абы, построил на территории нынешнего Татарстана четыре каменные мечети (все за пределами городской черты). Каменная мечеть в Балыклы-Чукаево была построена вместо старой деревянной, заметно обветшавшей к моменту постройки каменной мечети. Ведомости о магометанских приходах за 1896 год лишь отмечали, что время постройки прежней мечети Чукаево, как тогда называлось это село, не установлено. Одним из первых имамов деревянной мечети в Балыклы-Чукаево, являлся Абдулгалей Абдулмазитов (указ от 10 января 1858 г). По неуточнённым данным с 20 января 1859 года вторым муллой здесь служил Мухаметкарим Нигматуллин (Негаметуллинъ, ок.1820-? ). Через двадцать лет 2 ноября 1879 года в помощь стареющему Мухаметкариму был определён его сын Мухаметшакир (по другим сведениям Шакур Мухаметкаримов, р. 22.08.1855г.). Вторым муллой каменной мечети в 1904 г был назначен внук Мухаметкарима, Габдулла Мухаметшакуров.

 

 

 

Тот факт, что место духовного наставника часто наследовалось, говорит лишь о достатке семьи, позволявшей обеспечить качественное мусульманское образование. Однако, обучение в духовных заведениях не освобождало от воинской повинности. Так, в ведомости о магомтанских приходах за 1896 год записано, что отбывшему к этому времени воинскую повинность имаму хатыпу Мухамет Кариму Негаметуллину (свидетельство от 27 янаваря 1854г. за № 657) исполнилось 76 лет. Обязанности второго имама хатыпа (свидетельство от 2 янаваря 1879г. за № 7073) исполнял и его 40 летний сын, Мухаметъ Шакиръ Мухаметъ Каримовъ, отбывший воинскую повинность очередному порядку и зачисленый ратником ополчения 1 разряда.

 

В этот, предшествующей постройке новой каменной мечети 1896 год, приход села составляли 133 домовладельца, всего же 380 мужчин и 378 женщин.

 

По рассказам местных жителей, когда здесь начали строить каменную мечеть, материал брался из каменоломни Коры-Елга (Сухая река) расположенной примерно в полукилометре от деревни. Камни возились на подводах запряжённых лошадьми жителей деревни, которых оренбургский благотворитель Галиахмет-бай нанял специально для этого. Этот человек знал нужды татарской деревни, потому он построил здесь не только мечеть, но и магазин, причём, из того камня, что и мечеть. Тот каменный артефакт, с дверным арочным проёмом и оказался этим самым магазином построенным примерно в одно время с мечетью. Как магазин он существовал здесь долго. Ещё когда Хатима-апа училась в начальных классах, этим магазином заведовал Маннан-абы, радуя односельчан необходимыми им товарами. Потом, напротив был построен новый сельмаг, а старый стали использовать как склад.

 

События связанные с утратой каменной мечетью Балыклы-Чукаево своего первого минарета происходили на глазах Сайдар-абы,  он был непосредственным свидетелем случившегося, потому помог уточнить время событий 1937-1938гг. Но если в послевоенные годы деревню хоть как-то поднимали, нынешние экономические события нанесли сельскому укладу сокрушительный урон. Деревни постепенно «стареют». Вся молодёжь уезжает в город, выращивать скотину уже некому, да и из-за дороговизны корма, невыгодно. Деревня пока держится, но её существование почти эфемерно. Сайдару-абы пошёл девятый десяток, и его самочувствие зависит от полноты горки лекарств на его столе. Лекарства дороги, да и за ними надо ехать 75 километров в Казань. Хорошо, бывает автобус. В дореволюционное время, когда ещё не было ни автобусов, ни попутных машин, ни самой челнинской трассы, путь в Казань занимал два дня с ночёвкой в какой-либо встреченной деревеньке.

 

    

    Здание Дома Культуры в Балыклы-Чукаево

 

 

Да, в Балыклы-Чукаево есть, конечно, школа. На её ремонт потрачено около 20 миллионов рублей, сюда приходят учится и детишки из соседних деревень. Но почти никто из них не останется в деревне после получения аттестата о среднем образовании… Сейчас в деревенских домах есть и стиральные машины-автоматы и современные телевизоры, в селе Балыклы-Чукаево имеется весьма неплохой дом культуры, но более полные «блага» цивилизации есть только в городе. Здешний двухэтажный Дом Культуры пустует из-за отсутствия молодёline-height: 160%; font-family: Tahoma; color: #666666; font-size: 9ptжи, которая уезжает в город. А Сайдару-абы тяжело следить за мечетью, чего не скажешь о близких к Казани Шалях. Живя в достаточной удалённости от Казани и не имея своего автотранспорта, сельчане испытывают ряд трудностей, ведь в таком случае каждая поездка в город удалённый на 75 км., для них событие. Несколько лет Сайдар-абы искал книгу Р.Салихова и Р.Хайрутдинова «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа» (на татарском языке). А ведь и горожане не всегда свободно могут купить некоторые краеведческие книги. Теперь книга занимает важное место на рабочем столе Сайдара-абы, рядом со столь же необходимыми…. лекарствами.

 

Период советского времени, когда речи о проведении религиозных обрядах в сельской мечети быть не могло, её здание оставалось на особом статусе. Известно, что именно в здании этой мечети уединялся и писал свои произведения известный татарский прозаик Ф.Хусни. Сам он был уроженцем села Олы Мәтәскә, но познакомился в городе и женился на уроженке Балыклы Чукаево. Фатих Хусни приезжал сюда с женой к её родственникам, и в свободное время ему предоставляли место в здании мечети, чтобы он мог там уединиться для творческого писательского процесса.

 

Распрощавшись с Сайдаром-абы, мы с Исламом тронулись в обратный путь. Но ещё на деревенской дороге стоило мне на секунду убрать руку с руля, чтобы поправить ремень фотофутляра, как руль самостоятельно резко крутнулся и мы улетели в кювет. Застряли вроде не так плотно как в первый раз, но выбраться самостоятельно тоже не могли. Сначала нам на подмогу пришёл мужичок проезжавший мимо на гужевой подводе. Затем команду спасателей пополнил одинокий случайный автопутник, потом подошёл ещё один дядечка, минут за пятнадцать, с раскачки, четверо толкачей, включая нашего Ислама, сумели вытянуть увязшую в снегу арбу на дорожное полотно, да и ваш повествователь лихо, но без ненужных перегазовок, орудовал акселератором…

После таких приключений, о том, чтобы заглянуть на обратном пути в Большой Салатан, не могло быть и речи, там уж шибко крутые горки, туда теперь, ИншАлла, поедем только летом…

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

http://rustik68.narod.ru/rt/balyuklyu-chukaevo_mesqi.html

Р.Салихов, Р.Хайрутдинов. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII – начало ХХ веков). Казань, ФЕСТ 1995.

Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. Казань, Эйдос 1993.

Свод памятников истории и культуры. Республика Татарстан, Т1. Казань, Мастер-лайн 1999.

Рассказы жителей Балыклы-Чукаево: муллы мечети Бадрутдинова Сайдар-абы и Хатимы, родившейся в этой деревне и проведшей там свои детские и отроческие годы.

Материалы фондов НА РТ. 

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

интересные места