Село Буртасы. Церковь Рождества Христова


Своё юбилейное 20-летие Кочующие отпраздновали на берегу Волги около старинного села Теньки! 
После путешествия по селу Теньки – наш путь лежал в древнее село Буртасы, известно оно с времен Булгарского государства. 
Считается, что раньше в этих местах жило загадочное племя  - буртасы, кто-то считал, что оно родственно булгарам и суварам, другие говорили, что это финно-угорское племя, есть версия кавказского происхождения этого народа.
Экскурсию проводил известный казанский историк и краевед Леонид Абрамов.
В Буртасах расположена Церковь Рождества Христова – памятник архитектуры, сейчас она в стадии восстановления.
Очень красив вид с берега на Волгу в Буртасах!

 

 

                                               село Буртасы на берегу Волги

БУРТАСЫ (Бортас)
Деревня в Камско-Устьинском р-не, на берегу Куйбышевского вдхр., в 34 км к С.-З. от пгт Камское Устье. 
На 2000 - 228 жит. (русские). 
Полеводство, свин-во. Нач. школа, клуб, б-ка. 
Основано в 17 в. 
В дорев. источниках Б. называются как два нас. пункта - Верх. Буртасы (с.Рождественское-Буртасы) и Ниж. Буртасы (д.Буртасы). 
До 1695 оба селения принадлежали Казан. архиерейскому дому, позднее - наследникам дворян Савельевых. 
Наряду с земледелием и разведением скота местные жители занимались сад-вом, обработкой древесины. 
В нач. 20 в. в Буртасах функционировали Христо-Рождественская церковь (построена в 1761), земская школа (открыта в 1885), кузница, вод. и 5 ветряных мельниц, 3 мелочные лавки. В этот период совокупный земельный надел сел. общин составлял 1008 дес. 
До 1920 деревня входила в состав Теньковской вол. Свияжского у. Казанской губ. 
С 1920 в составе Свияжского кантона ТАССР. 
С 14.2.1927 в Теньковском, с 20.10.1931 в Камско-Устьинском, с 10.2.1935 в Теньковском, с 16.7.1958 в Камско-Устьинском, с 1.2.1963 в Тетюшском, с 12.1.1965 в Камско-Устьинском р-нах. 
Число жит.: в 1782 - 273 души муж. пола; в 1859 - 773, в 1897 - 866, в 1908 - 972, в 1926 - 895, в 1938 - 846, в 1949 - 553, в 1958 - 536, в 1970 - 419, в 1979 - 340, в 1989 - 231 чел.

                                                       село Буртасы

Кто такие буртасы?
Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.

Село Буртасы.
Муниципальное образование:              сельское поселение Большебуртасское (центр муниципального образования)
Входит в:              Камско-Устьинский район
Субъект Федерации:              Республика Татарстан 
Подчинение:              районное 
Население (чел.):                52 (2010г.) 
Координаты:              55°16'30'' с.ш.,  48°54'38'' в.д. 
Код ОКАТО:              92230805001 
Почтовые индексы:              422833 
Телефонный код:              +7 84377

 

                                            церковь Рождества Христова

История
Буртасы жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами.
В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов.
В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.
С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси.
После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние.
В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области).
Около г. Городище Пензенской области расположены останки древнего города Буртас.
Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей.

 

Теории происхождения
Этнолингвистическая принадлежность буртасов определяется гипотетически. Существует три основные версии происхождения.
Алано-асская
Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этнимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, Прицак О. И.)[7]. Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан[8][9].

Тюркская теория
Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. (М. З. Закиев, А. М. Орлов, А. Х. Халиков).

Финно-угорская
П. Голден отождествляет буртас с частью финно-угорского массива, предками мишарей и мордвы (А. П. Новосельцев). Теория связывает их с памятниками городецкой археологической культуры.

Занятия
Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами.

 

Буртасы. Церковь Рождества Христова
Христо-Рождественская церковь
Церковь. Действует.    
Престолы: Рождества Христова 
Год постройки: Между 1761 и 1878.
Адрес: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, село Буртасы (Русские Буртасы).
Проезд: 
Из Казани выехать на автодорогу М-7 Москва - Уфа в сторону Москвы. На развязке через 6 км после моста через Волгу повернуть налево на автодорогу Р-241 Казань - Ульяновск. Через 7,5 км на перекрестке с круговым движением (повороты на Верхний и Нижний Услон) повернуть направо в сторону Ульяновска. Через 6 км повернуть налево по указателю "Шеланга, Камское Устье". Через 38 км повернуть налево по указателю "Буртасы". Ехать 3,8 км пока в селе Буртасы дорога не упрется в поперечную улицу. Повернуть направо, вниз, проехать через овраг. 
Через 580 метров на подъеме из оврага повернуть в первую улицу слева. Через 350 метров, незадолго до берега Волги, церковь будет слева.
Координаты: 55.390106,49.048519                     

Однопрестольный каменный храм построен в 1761 г. (приход существовал с 20-х гг. XVIII в.). В 1878 г. храм перестроен из холодного в теплый.
Небольшой храм с невысокой двухъярусной колокольней - образец позднего барокко.
Храм построен на средства местного помещики Ивана Федоровича Кольцова, а перестроен на средства, собранные прихожанами по инициативе священника Михаила Орлова.
Значительную часть населения прихода составляли старообрядцы федосеевского согласия.

 

                                      река Волга около села Буртасы

С.В. Трусов
Буртасы  (история народа буртасы)
Выше я уже высказывался о том, что индоарийцы (носители гаплогруппы R1a) были крупнейшим в Европе этносом. Поэтому, несмотря на то, что в течение почти двух тысяч лет часть этого народа постепенно переходила к земледелию, другая часть по-прежнему жила в степях Восточной Европы и вела точно такой же образ жизни, как и их предки скифы.  Да, все многочисленные племена индоарийцев говорили на языках общей группы, но при этом каждое отдельное племя имело свою собственную неповторимую историю. Именно поэтому современные учёные путаются, пытаясь идентифицировать предков славян, исходя из узкого круга критериев, соответствующих только отдельно взятым группам данного этноса. Среди народов индоарийского происхождения в конце 1 тысячелетия нашей эры в степях Восточной Европы продолжали жить русы, буртасы, асы и другие племена.
Буртасы не входили в княжеские объединения Киевской Руси, поэтому недостаточно освещены нашей исторической наукой. Во всех справочниках и христоматиях по этому вопросу написано приблизительно следующее: «Буртассы ("Буртас" или "Бурдас", по арабскому правописанию) - народ, обитавший, как можно судить по более достоверным известиям, встречаемым у Масуди и Эль-Балхи, в соседстве с хозарами и занимавшийся, главным образом, изготовлением меховых товаров; язык их не сходен с языками хозарским и болгарским; жили они летом в юртах, а зимой в деревянных домах. Ибн-Даста, арабский писатель Х века, рукопись которого была найдена Д. А. Хвольсоном (летом 1866 г.) в Британском музее, дает более подробные сведения о них. Он говорит, что земля Б. лежит между Хозарской и Болгарской, на расстоянии пятнадцатидневного пути от первой. Б., продолжает он далее, подчинены царю хозар, живут по селам, управление в которых принадлежит старшине, имеют конное войско в 10000 всадников; весьма воинственны, стройны, красивы; занимаются землепашеством, хотя главное их богатство мед, меха (особенно черно-бурые лисьи, которые славились по всему мусульманскому Востоку и были известны под именем буртасских мехов), и исповедуют языческую религию. Позднейшие арабские писатели свидетельствуют, что Б. были мусульмане и занимались разбоем, вследствие чего им приходилось вступать в борьбу с руссами»(58).Добавлю сюда также сведения анонимного персоязычного автора. Написавшего в 10 веке географический трактат «Худуд аль-алам» (Книга о пределах мира от востока к западу): «Они – народ, исповедующий веру гузов. У них есть войлочные хижины; мертвых они сжигают. Их богатство – в пушнине. У них два царя, которые держатся обособленно друг от друга»(59).Из этого источника мы видим, что буртасы, как и многие другие индоарийские племена, исповедовали язычество (как и огузы) и кремировали умерших.

 


Ещё выдержка из современной энциклопедии: «С конца X в. после падения Хазарии платили дань то русским княжествам, то Волжской Болгарии. В XI в. буртасы продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры (около г. Городище Пензенской области расположены останки древнего города Буртас) и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области). После монголо-татарского нашествияXIII в. буртасы окончательно исчезли, смешавшись с половцами, булгарами и мордвой. По-видимому, оказали влияние на формирование культуры мишарей и мордвы. В районе села Наровчат (верховья Мокши, северо-запад Пензенской области) находятся остатки предположительно буртасской крепости».
Согласно «Гази-Барадж тарихы» буртасы образовались в середине 8 века из племени русов. Я выше писал о том, что данные русы (урусы в «Гази-Барадж тарихы») жили в Среднем и Верхнем Поднепровье. Это именно они построили в конце 4 века город Аскал (Ас-Кол), ставший предтечей Киеву. В 745 году они восстали, недовольные возвышением антов в булгарской державе и были разбиты булгарским балтаваром Аваром (727-759 г.г.).
Во времена правления этого балтавара население Кара-Булгара в значительной мере славянизировалось. Основу его составили «анчийцы» (анты), прямые предки современных украинцев.
Анчийцы составляли основу войска балтавара. К 8 веку они заселили большинство земель Кара-Булгара и являлись главным этносом этого государства. Племена русов - это потомки скотоводческих скифо-сарматских племен и галлов Прикарпатья (бастарнов и т.д., Зарубинецкая культура). Можно было бы предположить, что данные русы являются потомками только галлов-бастарнов, называющих себя ещё русинами (рутенами), так как известно, что бастарны в первые века нашей эры продвигались из Карпатского региона в Верхнее Поднепровье. Но скотоводческий характер основного вида хозяйственной деятельности буртасов говорит о том, что они являются в основном потомками именно кочевников скифо-сарматов. Русы занимали видное место в государстве Русколань (существовало до 368 года). Своё название оно получило от того, что главными племенами в нём были русы и аланы (поляне).  Пережив поражение от галичан, нашествие гуннов, булгар, сабаров и авар, русы, как и многие другие племена индоарийцев, продолжали жить на северной окраине украинских степей, в верховьях Днепра и в предгорьях Кавказа. Восстание русов поддержали племена Северо-Восточной Руси (балынцы, галичане). В это время туда в особо большом количестве стали переселяться славяне, жившие в Полабье и в Балтийском Поморье.
После разгрома Аваром восстания, часть русов бежала на озеро Ильмень. Можно предположить, что на север бежала та часть русов, которая пораднилась с бастарнами (русинами). Там, при помощи родственных бастарнам галичан, они построили город, известный теперь как Старая Русса. Другая часть переселилась на Дон, где с тех пор стала известна под именем буртасов. Хазары сами расселили русов в междуречье Дона и Волги. Делали они это для противовеса окрепшему к 8 веку Кара-Булгару.

 

Судя по направлению движения убежавших от булгарского войска русов, жили они до разгрома Аваром к северу от Киева и на территории современной Белоруссии. Подтверждением этому может служить топонимия. Известно, что буртасы, в частности, после бегства с Днепра жили по реке Цне (Окский водный бассейн), что течёт по территории Тамбовской и Рязанской областей. На её берегах стоят города Котовск, Тамбов, Моршанск, Сасово. На Цне и в её окрестностях можно найти село Русское, Русский Кордон и  т.д. Данная река Цна имеет правый приток -  Буртас, текущий по территории Пензенской области. Но хотел бы обратить ваше внимание, что столь необычное название для реки отнюдь не уникальный случай. Ещё одна река Цна впадает в Оку в районе Коломны (левый приток).
 Реки точно с такими же названиями текут в Белоруссии. Их там целых три: Цна - река, приток Немана; Цна - река, приток Припяти; Цна - река, приток Свислочи. Есть несколько рек с таким названием и в России.
Одна из них очень известна с древности. Эта Цна до сих пор является важным элементом вышневолоцкой водной системы. С незапамятных времён нижнее течение этой реки было частью водного пути из Волги и Днепра в озеро Ильмень и Великий Новгород.
А теперь попробуем рассортировать названия данных рек по регионам, в которых жили русы, разбитые Аваром. Однозначно, что белорусские реки с названием Цна попадали в ареал расселения русов до 745 года. Реки с названием Цна системы водосбора Оки текли по территории расселения буртасов, являющихся наследниками русов, ушедших на территорию подконтрольную Хазарии. И наконец, река Цна возле Вышнего Волочка явно попадала в ареал расселения русов, ушедших к озеру Ильмень. Из этого можно сделать вывод, что название этим рекам дали именно русы, разгромленные булгарами. Вы спросите, что за странное имя? Ведь на первый взгляд - оно вовсе не славянское. Но это только на первый взгляд. Я не случайно заострил внимание на то, что в этногенезе данных русов участвовали бастарны и другие племена карпатских кельтов. Как известно, они в эти места мигрировали после того как в третьем веке до н.э. римляне начали своё поступательное движение в Северо-Восточную Италию, в Иллирию, в Норик и на Дунай. Может в этих местах стоит поискать прообраз данного гидронима? Что ж, подобные названия там можно найти в изобилии. Например, в Боснии и Герцеговине течёт река Црна (правый приток Железницы). Река с названием Црна-река течёт в Македонии и является крупным притоком реки Вардар. Она течёт в каньоне между горой Селечка Планина и массивом Орле-Галачин. Сразу две реки с названием Црна впадают в реку Тимок (правый приток Дуная) на территории Сербии. Но мы знаем, что и территорию Боснии и Герцеговины, и территорию современной Македонии, и территорию Сербии в первом тысячелетии до н.э. населяли галлы. Мы знаем, что язык балтийских славян и язык выходцев из западнославянской Прибалтики – новгородцев отличался характерным цоканьем. Думаю, что данное своеобразие занесли на север галлы Иллирии и Норика, бежавшие в Прибалтику от римлян. Цокают и поныне прямые наследники оставшихся в Иллирии галлов – сербы, македонцы, боснийцы. Слово «црна» на их языке означает – «чёрная» (сербск., црн; хорват., сrna; македон., црна; полабск., corne). Бастарны и галлы Иллирии перенесли данное название в карпатский регион. Известно, что карпатские галлы, носители Зарубинецкой археологической культуры,  уже к первому веку нашей эры проникли в Верхнее Поднепровье и на территорию современной Белоруссии(60). Здесь, столкнувшись с автохтонным индоарийским населением, язык их несколько изменился. В частности из традиционного для них названия реки Црны выпала фонема «р». Так на карте Восточной Европы появилось множество гидронимов с названием Цна, которые многие современные исследователи считают финно-угорскими.

 


Но вернёмся к буртасам. В дальнейшем значительная их часть проживала вдоль Волги от Казани до Волгограда. Западная граница буртасов доходила до границ северских княжеств (до владений курян). На востоке граница ограничивалась Волгой, но автор «Худад аль-алам» в частности упоминает о буртасах, живших и на левом берегу Волги. Вполне возможно, что это были остатки других кочевых племён индоарийцев (скифов и сарматов), схожих по языку, виду и образу жизни с буртасами. Впрочем, Гази-Барадж сообщает о походах буртасов за Волгу, поэтому вполне возможно, что часть из них там и поселилась.
Позднее в Волжской Булгарии существовала провинция Буртас, населенная в основном буртасами. В ее территорию входили земли сегодняшних Ульяновской, Саратовской и Пензенской областей. Буртасы жили также во всех правобережных провинциях Волжской Булгарии. Современная топонимия подтверждает это. Топонимы «Буртасы» и сейчас можно найти не только в Пензенской и Тамбовской областях, но и в Татарии, Чувашии, Мордовии. Приведу несколько примеров. Недалеко от Казани на правом берегу Волги стоит село Русские Буртасы. Недалеко от этих мест можно найти сёла Большие и Малые Буртасы, а также просто село Буртасы. В Мордовии, недалеко от Темникова есть село Малый Буртас. В Пензенской области находятся сёла Буртасы и Малый Буртас. В Чувашии - два села  Буртасы и Полевые Буртасы. Даже в Костромской области есть посёлок Буртасово.
Булгарский летописец на страницах «Гази-Барадж тарихы» неоднократно подчеркивал родство буртасов, русов и славян.
Во-первых, он называл галичан, с радостью встретивших беглецов и построивших для них город Урус на озере Ильмень, родственниками урусам.
Во-вторых, Гази-Барадж прямо указывает на урусов, как на славянское племя: «С урусами анчийцы были во враждебных отношениях, так как к анчийцам бежали те урусы, которых изгоняло их племя. Наши называли сакланов-урусов балынцами, как их называли анчийцы, а затем стали так называть всех северных ульчийцев, живших в лесах и болотах... Язык анчийцев отличался от языка ульчийцев-балынцев, но все же они понимали друг друга...»(61). То же самое он говорит о буртасах: «При этом ширские буртасы отлично знали свою родственность с марданскими булгарами буртасского происхождения и вполне ладили также с балынскими и русскими своими родственниками - мурдасскими ульчийцами и анчийцами...»(62). Археологи тоже согласны с письменными источниками. Мурдасы (вятичи) и буртасы, к примеру, имели общий обряд захоронения, путем кремации. Напомню, что о кремации у буртасов говорит также автор «Худуд аль-алам».
Русы-буртасы поселились не на пустом месте. Здесь в междуречье Дона и Волги с давних пор жили ассы (сарматы), саргаты, самары и другие индоарийские кочевые племена. На это указывает в частности упоминание об асской княжне, захваченной во время совместного похода русских князей похода: «В се же лѣто посла Володимеръ сына своего Ярополка, а Давыдъ сына своего Всеволода на Донъ, и взяша три грады: Сугровъ, Шаруканъ, Балинъ. Тогда же Ярополкъ приведе собѣ жену красну велми, ясьскаго князя дщерь полонивъ»(63). Троицкая летопись ещё добавляет, что Ярополк привёл не только ясскую княжну, но и «ясы», т.е. пленных ассов(64). Напомню, что данный поход 1116 года русские князья предпринимали против вышеуказанных летописью городов, которые стояли на реках Быстрая Сосна и Дон на торговом тракте, связывающем Булгар и Киев (торговый путь Хорысдан-юлы, см. статью «Локализация «половецких» городов Сугрова Шаруканя и Балина»). Данный путь обслуживали, по сведениям Гази-Бараджа, как раз буртасы. Поэтому, упомянутые «ясы» имеют к ним самое непосредственное отношение.
Буртасы жили разрозненными племенами, не объединёнными под властью одного вождя. Со временем часть из них попала в сферу влияния соседних государств. Сначала практически все буртасы состояли на службе в Хазарии. В конце 9 века буртасские  роды, подчинявшиеся одному из князей - Худ-даду, за особые заслуги получили от хакана Исхака привилегии: «были избавлены от всяких повинностей и получили почетное право давать тысячу воинов в дружину хакана...»(65). После разгрома каганата Святославом в 965 году буртасы продолжали жить на своих землях. При этом из-за того, что их племена не имели общей организации, дальнейшая история отдельных ветвей этого этноса была различной. Буртасы, живущие на правой стороне Волги, в районе Жигулей и на примыкающих к ним территориях, ещё в конце 9 века вошли в подчинение к булгарам. Сын булгарского балтавара Джилки Мардан разгромил в 885 году войска кагана Аксак-Тимера, в составе которых буртасы играли значительную роль. После этого он подчинил многие земли, на которых проживали буртасы. Гази-Барадж пишет: «Эта победа усилила Мардана, который взял в честь нее второе имя - богатыря Ар-Буги, а все подчинившиеся ему земли: Арчу, Северный Буртас (Ульяновская Область, прим. автора), Нур-Сувар и Эсегель - объявил своим царством Эсегель»(66). Данное царство просуществовало в самостоятельном виде не долго. Уже в 895 году оно мирно вошло в состав Волжской Булгарии на правах значительной автономии. Данную провинцию, получившую в дальнейшем название Мардан-Беллак, где в основном проживало буртасское население, жители Булгарии, по свидетельству Гази-Бараджа, называли просто «Буртасом».
Буртасы, проживающие в верховьях Дона, с 930 года традиционно входили в состав государства вятичей, которое я условно называю Мурдасией. Именно эти буртасы имеют к чалдонам непосредственное отношение. Но об этом чуть позже.
Часть южных и восточных буртасов со временем была ассимилирована тюркскими племенами. Особенно это касается племён, включённых в орбиту Волжской Булгарии. Доподлинное позднее «тюркоязычие» части буртасов позволило части современных исследователей утверждать, что буртасы были по происхождению тюркским народом. Ещё раз подчеркну, что буртасами называли совокупность индоарийских племён, проживающих на территории междуречья Дона и Волги. Каждое из этих племён имело своё племенное название и свою историю. Поэтому тюркизация части этих племён никак не могла отразиться на всех остальных буртасах. Например, на буртасах, проживающих на территории, подчинённой князьям славян-вятичей.
Процесс тюркизации южных и восточных буртасов начался ещё в 9 веке.. Гази-Барадж также писал про это.  В частности,  он рассказывал о том, что в 870 году буртасы ходили на восточную сторону Волги в поход на печенегов (баджанаков), воевавших в это время с кыпчаками. Булгарские ары, воспользовавшись отсутствием буртасских воинов, напали на их кочевья и увели женщин. Вернувшиеся с войны буртасы пытались вернуть своих женщин обратно, но проиграли сражение заступившимся за аров булгарам, которых возглавлял Бел. Далее Гази-Барадж пишет: «В ответ Бел выкупил у баджанаков кыпчакских пленниц и подарил их Худ-Даду. Многие буртасы взяли рабынь в жены, и дети их стали говорить на их тюркском наречии. То же самое произошло с моджарами Чирмышской округи, которым Бел также продал пленниц-кыпчачек...»(67). Пояснение: Худ-Дад князь восточных буртасов.
Здесь речь идет о буртасах, проживавших на территории будущей  булгарской провинции Мардан-Беллак. Кстати, Гази-Барадж в этом отрывке также говорит о том, что часть моджаров (финно-угров), проживавших в Волжской Булгарии также взяли в жёны кыпчачек и поменяли язык общения на тюркский. Но ведь это не повод для утверждения, что маджары (мадьяры) - это народ тюркского происхождения.
Точной этимологии этнонима «буртасы» у меня нет. Возможно, что это имя они получили от сделавшего головокружительную карьеру в Хазарии бека Буртаса. По происхождению он был как раз из этого народа. Буртас де-факто возглавлял каганат в первой половине 9 века. Но с другой стороны в многонациональной Хазарии широкую практику имели этнические имена.
Можно также предположить, что находясь на пике противостояния хазар и булгар, буртасы досаждали булгарам своими набегами, почему и получили от последних кличку «асы-разбойники». «Бур» - до сих пор на татарском языке означает  «вор». Не секрет, что древний этноним «асы» широко использовали различные индоевропейские племена с незапамятных времен. Напомню, что этим именем называли и аланов и тормэнов-массагетов, которых привёл из Великого Турана в Скандинавию Один.
Стереотипы сегодняшнего дня, отождествляющие осетин, как единственных наследников всего скифо-сарматского сообщества, приводят нашу науку к совсем уж неадекватным выводам. Вновь напомню, упомянутую Нестором «ясьскаго князя дщерь», пленённую при захвате городов Сугрова, Шаруканя и Балина. Некоторые исследователи, комментируя это место, стали говорить, что князья, посланные Владимиром Мономахом, якобы, дошли до Северного Кавказа, где разгромили алан. Другие стали говорить, что аланы (осетины) жили в это время вместе с половцами в междуречье Дона и Днепра. Но все это не так. Гази-Барадж пишет об этих городах: «А вот станции Сыгыр, Чыршы и Балын содержались буртасами»(68). Мы уже с вами выяснили, что Шарукань – это современный город Елец. Булгары перевели славянское название на свой лад – Чырши. Таким образом, в этих местах не было никаких кавказских аланов, а жили только мурд-асы и бурт-асы. Естественно, что здесь в 1116 году присутствовали и половцы. Гази-Барадж, рассказывая об этом походе русских князей, отмечал, что русские отомстили князьям вятичей Хаддадам (Кучковичам) за то, что они укрывали на своей территории их врага - половецкого хана Шарухана. Но спросите себя: дочь какого князя взял себе в жены Ярополк? В большинстве наших современных энциклопедий черным по белому написано: «В 1116 году Ярополк женился на половчанке Елене, которая родила ему сына Василько Ярополковича». Вот так и рождаются легенды и мифы об этнической принадлежности того или иного народа…

 

Источник информации и фото:
Фото Кочующих.

Экскурсия Леонида Абрамова.
http://www.kazeparhia.ru/temples/blagochinia/kamsko_ustinsk/hrisrogzerburtas/
сайт Википедия.
http://www.ite.antat.ru/
http://skolo.ru/history-peoples/

ВложениеРазмер
BurtasyS.JPG152.76 КБ
BurtasyS (1).jpg86.01 КБ
BurtasyS (3).jpg85.86 КБ
BurtasyS (4).JPG86.22 КБ
BurtasyS (5).JPG97.47 КБ
BurtasyS (6).JPG118.6 КБ
BurtasyS (7).JPG111.49 КБ
BurtasyS (8).JPG97 КБ
BurtasyS (9).JPG89.64 КБ
аватар: Буртасовский Сергей Валентинович

Благодарю за интересную

Благодарю за интересную статью. В данном селе в 1840-45 годы проживали мои родственники. В настоящее время я занимаюсь сбором родословной. И любая информация очень полезна. Сам я проживаю в Иркутской области но есть мечта побывать на Родине моих предков (6-е поколение).

аватар: Кэп

Буртасы

Очень моного информации по селам и деревням Татарстана находится в Национальном архиве РТ.

Думаю что будет полезно обратиться туда с разъяснением ,

что мол собирается родословная или для иной цели - 

Скорее всего вам не откажут в информации про село и про жителей,

Хорошо бы запрос направить например от общественной оргинизации, от кружка краеведов, от школы и т.п.

Если что-то будет у вас интересного про село - 

присылайте нам, авторство обязательно укажем!

аватар: Гость

Я тоже с Иркутской области,

Я тоже с Иркутской области, г.Братск.

И у менятоде родня жила в Буртасах, не знаю с какого года, но в 19 веке точно. Может даже кто-то проживает там до сих пор...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru