Памятники археологии Бавлинского района РТ

Памятники археологии Бавлинского района РТ.

В Бавлинском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Бавлы, Новые Шалты, Чути, Дым-Тамак, Кзыл-Яр, Уруссу, Ново-Каразерик, Вятская, Байраки-Тамак.

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО БАВЛИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

    

1 Характеристика района

2 Бавлинские курганы

3 Бавлинские стоянки

4 Ново-Шалтинские стоянки

5 Чутинская стоянка

6 Дым-Тамакская стоянка

7 Кзыл-Ярская стоянка

8 Уруссинские стоянки

9 Ново-Каразериковские стоянки

10 Вятские стоянки

  

Занимает юго-восточный угол Татарской АССР в центральной чатси Бугульминско-Белебеевской возвышенности. С востока границей служит река Ик. С юга район ограничен Оренбургской областью, с запада к нему примыкает Бугульминский, а с севера – Азнакаевский районы Татарстана.

Плато района, достигающее местами высоты свыше 300 метров над уровнем моря с запада на восток, прорезано притоками Ика и постепенно понижается, переходя местами в широкую Икскую пойму.

Регион входит в зону лесостепи с островком широколиственного леса в центральной его части. Здесь в древности находили благоприятные условия для жизни кочевники-скотоводы и до сих пор на нижней Дымке (приток Ика) сохранен большой участок целинной степи.

За исключением Икской припойменной части в археологическом отношении район обследован плохо. Большинство же выявленных здесь памятников, как стоянок, так и курганов, относятся к срубной культуре. Часть курганов крупных, возможно, возведенных в эпоху бронзы, известны и в других местах (например, у села Крым-Сарай), но они пока не обследовались. Могильник у села Байраки датируется ХIII – ХIV веками, он оставлен поздними тюркоязычными кочевниками.

  

Бавлинские курганы

Бавлы, поселок городского типа, левый берег реки Ик. В 500 метрах к северу от поселка на месте фермы № 3 по склону террасы выявлено несколько курганов.

  

Бавлинские стоянки

Бавлы, поселок городского типа. При разведках А.П.Шокурова у ферм совхоза Бавлинского найдены стояки. Первая располагается в 200 метрах к юго-востоку от фермы № 1 на террасе левого берега реки, вторая – в 2 километрах восточнее совхоза на излучине левого берега реки Кандыз, левого притока реки Ик у фермы № 1. Третья стоянка обонаружена в одномкилометре юго-западнее совхоза около птицефермы также на терасе левого берега реки Кандыз. Четвертая стоянка находится в 1,5 киломерах к северо-западу от совхоза около свинофермы в основании террасы левого берега реки Ик. На всех памятниках собраны обломки керамики срубной культуры.

  

Ново-Шалтинские стоянки

Новые Шалты, село, левый берег реки Ик. У села А.П.Шокуровым выявлены две стоянки. Первая располагается на юго-западной окраине села на излучине коренной террасы реки Верхний Кандыз, а вторая – в трех километрах севернее села около родника на коренной надпойменной террасе левого берега реки Ик. На памятниках собраны обломки срубной керамики.

  

Чутинская стоянка

Чути, деревня Кызыл-Ярского сельского совета, левый берег реки Ик. Памятник, исследованный в 1974 году, расположен в двух километрах к северо-северо-востоку от деревни, у трехметровой насыпи над колодцем нефтепровода. В обнажениях берега реки Ик в слое чернозема до глубины 50 сантиметров встречаются фрагменты керамики с примесью раковины в тесте, кремневые сколы, следы ям от сооружений.

  

Дым-Тамакская стоянка

Дым-Тамак, село, левый берег реки Дымка, левый приток реки Ик. В 500 мерах юго-западнее села на террасе реки собраны фрагменты срубной керамики.

  

Кзыл-Ярская стоянка

Кзыл-Яр, село, левый берег реки Ик. В 1974 году в 2,5 километрах к северу от восточной окраины села и в 4,5 километрах к юго-юго-востоку от города Октябрьский Республики Башкортостан (Башкирия) на надпойменной террасе в вырытом бульдозере круглом котловане для газового факела собраны обломки срубной керамики.

  

Уруссинские стоянки

Уруссу, поселок, левый берег реки Ик.

При работах 1957 года (А.П.Шокуров), 1974 года (Е.П.Казаков) обследовано пять стоянок. Первая, в настоящее время полностью разрушенная при сооружении заградительных валов, располагась в 500 метрах на север от поселка на левом берегу реки. Вторая находится в 1,5 километрах на север от поселка на мысу надпойменной террасы реки. Третья располагается в низине левого берега реки в двух километрах на север от поселка у разъезда 598 километров. Здесь собраны кремни и обломки сосудов абашевской культуры. Четвертая стоянка выявлена в трех километрах к северо-востоку от поселка за разъездом 598 километров. Здесь, на берегу озера, собрана срубная керамика. Пятая стоянка находится в 500 метрах на северо-северо-восток от башен Уруссинской ТЭЦ. По обрыву берега реки собраны фрагменты грубой лепной керамики с примесью песка в тесте посуды и кремневые сколы. Мощность культурного слоя, в котором встречена керамики и кости животных, составляет 40 сантиметров.

 

Ново-Каразериковские стоянки

Ново-Каразерик, деревня Староказазериковского селького совета, левый берег реки Ик. Около деревни А.П.Шокуровым (1957 год) и Е.П.Казаковым (1974 год) обследовано три стоянки. Первая находится в двух километрах севернее деервни на северо-восточном берегу озера Безымянного, где собрана срубная керамика. Вторая располагается в 2,5 километрах севернее деревни на берегу озера Нажар. Здесь на пашне, на площади 120 на 50 метров в 1974 году собраны обломки срубной посуды. Треться стоянка локализуется в 1,5 километрах к северо-западу от деревни на невысокой (2 метра) надпойменной террасе реки. Вдоль терасы на протяжении 100 метров встречаются фрагменты керамики срубного типа.

 

Вятские стоянки

Вятская, деревня Байраки-Таманского сельского совета, левый берег реки Иж. При разведках А.П.Шокурова открыты две стоянки. Первая находится на восточной окраине деревни, где на огородха собраны фрагменты срубной посуды. Вторая обнаружена в 200 мерах южнее деревни на террасе реки.

  

Байраки-Тамакский могильник, ХIII – ХIV века – Байраки-Тамак, село, левый бере реки Ик. В 1974 году (Е.П.Казаков) у деревни обследован частично разрушений карьером могильник. Был заложен раскоп и собраны вещи из разрушенных погребений: бронзовые орнаментированные зеркала с изображениями людей, драконов, животных, напрясла, железные ножницы, серебряная штампованная накладка. Подобные изделия имеют многочисленные аналоги в курганных погребениях поздних тюркоязычных кочевников. Памятник датируется ХIII – ХIV веками.

        

АРХЕОЛОГИЯ ЮГО-ВОСТОКА ТАТАРСТАНА

Слабоисследованным в историко-археологическом отношении регионом Волго — Уралья являются районы Юго-Восточного Татарстана. В ходе исследований последних лет были выявлены новые археологические и эпиграфические объекты, в том числе периодов Золотой Орды и Ногайской Орды, а также первых веков вхождения региона в состав Российского государства. В большинстве сел и деревень региона сохранились 2-

3 старинных кладбищ с татаро-мусульманскими намогильными плитами, что свидетельствует о многочисленности населения бассейна реки Ик в эпоху средневековья и XVI-XVIII вв.

Юго-восточные районы Республики Татарстан, расположенные в пределах Восточного Закамья, занимают значительную часть Бугульминско-Белебеевской возвышенности и левобережную часть реки Ик (Ык). В административном отношении в эту часть республики входят Азнакаевский, Ютазинский, Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский и Альметьевский районы РТ. Природно- географические условия в бассейнах рек Ик, Зай, Ютаза и их притоков создавали благоприятные условия для поселения и жизнедеятельности первобытных –коллективов скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей. Эти прибрежные земли были богаты кормами для скота, охотничьими угодьями, рыбой дичью. Бесконечные пойменные кустарниковые заросли служили постоянным источником для собирательства. Поэтому вполне естественно, что практически на всех, выдвинутым к руслам незатопляемых песчаных дюнах, сохранились остатки древних поселений.

В последние годы в Татарстане сделано немало для изучения истории и культуры татарского и других народов Волго-Уральского региона. Однако еще немало «белых пятен» в изучении древнейших, древних и средневековых этапов нашей истории. Совершенно мало сделано для изучения территории восточных районов РТ, которые до сих пор остаются белым пятном на историко-археологической карте Волго-Уралья. Особенно это касается Азнакаевского, Ютазинского, Бугульминского, Бавлинского и Лениногорского районов РТ. Исключением является Альметьевский район, где в 1990-е – начале 2000-х гг., в рамках выполнения научно-исследовательского проекта

«Альметьевская энциклопедия», были проведены широкомасштабные исследования

(Альметьевск…, 2003: 36-66; Ахметзянов, 2000; Бурханов, 1999: 51-55; 2001: 22-25;

2004: 119-124; 2007: 85-108; 2011; Измайлов, 1999: 46-51; Казаков, 2000: 39-47).

Территории Азнакаевского и Ютазинского районов, как и земли сопредельных районов, примыкающих непосредственно к бассейну реки Ик, практически не изучены с точки зрения исследований объектов археологии, эпиграфики, культуры и архитектуры, и планомерных стационарных исследований региона не производилось. Исключением являются рекогносицировочные поездки по бассейну р. Ик в 1955-1960 гг. краеведа, основателя историко-краеведческого музея г. Октябрьский Республики Башкортостан А. П. Шокурова.

Начиная с 1974 года по 1990-е годы (с перерывами) в восточных районах РТ работал археологический отряд ИЯЛИ КФАН СССР (ныне Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ) под руководством Е. П. Казакова. Важным моментом стали выявленные в 1972 г. местным жителем Ф. Ш. Гимадеевым остатков золотоордынского могильника (XIII-XIV вв.) на окраине села Байряки-Тамак, находки из него были опубликованы Е. П. Казаковым (1978: 93-96; Археологические памятники…, 1987: 105). Ряд памятников долины р. Ик были отмечены в ходе поездки в 1981 г. уфимских археологов М. Ф. Обыденова и Г. Т. Обыденовой.

В 1987 и 1998 гг. в Азнакаевсокм, Бугульминском и Ютазинском районах в рамках программы паспортизации памятников истории и культуры РТ работала Научная группа Института истории АН РТ (Е. П. Казаков, А. В. Чижевский), которая уточнила места расположения археологических памятников. Однако все вышеназванные исследования носили ограниченный и рекогносцировочный характер, крупномасштабных и планомерных работ пока не проводилось. До сих пор археологически изучена лишь прилегающая к р. Ик часть Азнакаевского и Ютазинского районов, где выявлены памятники эпохи бронзы, т. е. сер. II тыс. до н. э. В частности, средневековые памятники зафиксированы лишь в нескольких местностях: Байряки-Тамакский могильник, а также остатки поселений «чияликского типа» в северной части Азнакаевского района и Новозерикское селище с находками керамики «чияликского типа» (XIII-XIVвв.) в Ютазинском.

 

С учетом всего этого, Восточно-Татарстанский отряд Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции (ВТОЗКИАЭ) Института истории АН РТ и КФУ (А. А. Бурханов) приступил к широкомасштабным рекогносцировочным исследованиям в районах Юго-Восточного Татарстана с перспективой проведения стационарных раскопок на территории наиболее важных и базовых памятников. В

2009-2012 гг. были проведены работы в Азнакаевском, Ютазинском и Бугульминском районах.

Остановимся на краткой характеристике исследованных объектов и территорий.

К моменту исследований 2010 г. на территории Азнакаевского района были отмечены 36 разновременных археологических памятника. Однако многие из них уничтожены в ходе сельскохозяйственного освоения, строительства производственных и жилых сооружений. В ходе наших работ были уточнены современное состояние известных и выявлены новые памятники, в том числе периодов бронзы (срубная культура), Золотой Орды и Ногайской Орды. Нами в Азнакаевском районе зафиксированы остатки и следы 47 памятников: 27 стоянок, 3 могильника и 3 кургана, 8 селищ, 1 клад и 6 местонахождений.

 

К памятникам эпохи камня относятся УрсаевскоеI (палеолит) и Митряевское

(неолит) местонахождения. Основная часть памятников (33) относятся к эпохе бронзы:

 

16 – срубной и 3 – черкаскульской культурам, а остальные требуют уточнения. Среди них назовем Татарско-Шуганский клад, Урсаевский комплекс памятников срубной культуры (6), Куктякинская, Тумутукская, СасыкульскиеI иII, Нижне-СтярлинскиеI, II иIII, УрманаевскаяI иII, КонстантиновскаяI иII и Чеканская стоянки, Урсаевский и Уразаевско-Азнакаевский, Побединский курганы, Союндукский, Побединский и Нижне-Стярлинский могильники.

В ходе работ выявлены следы 11 средневековых памятников. Среди них отметим остатки поселений Татарский Шуган, Сарлы, Суюндук, Нижне-Стярлинское, Константиновское, Урсайское, Старо-Урсайское, Митряевское и Асеевское, а также Тумутуское и Старо-Урсайское местонахождения.

 

В ходе наших поездок на территории с. Татарский Шуган, в оврагах и в огородах, зафиксирован культурный слой 30-55 см. Среди находок фрагменты гончарной красноглиняной посуды: горшков, кувшин и чаш, характерных для золотоордынской керамической традиции. Встречены также сосуды покрытые глазурью. Интерес представляет острый наконечник железного копья (длина 29,3 см, рабочая часть 19 см,

толщина 2,2х0,7-1,0х1,5 см, место прикрепления древка в виде кольца – 2,9 см).

На правом берегу р. Ик, в 4 км к востоку от с. Урсаево, в 200 км к северо-востоку от старинного кладбища (Иске Зират) с намогильными плитами, неподалеку от берега одного из старых русел на платформе занятой торфяником, на площади 0,6 га, выявлены остатки Старо-Урсайского поселения. Культурный слой – 40-50 см. Находки выявлены в верхней части 5-25 см в глубину. Среди них стенки и венчики высококачественной красноглиняной посуды, изготовленной на гончарном круге. Среди железных изделий – фрагмент бракованного ножа и часть конской узды, а также крицы и шлаки. Интерес представляет каменное точило. Среди находок кости крупного и мелкого рогатого скота, представляющие кухонные остатки.

С учетом того, что территория Ютазинского района практически не изучалась в историко-культурном отношении, необходимо было начать работу по уточнению местоположения, типологии и количества имеющихся объектов прошлого, прежде всего памятников археологии и эпиграфики, а также архитектуры. Кроме того, имеющиеся в сельских музеях отдельные экспонаты позволяют нам дополнить имеющиеся данные о памятниках прошлого рассматриваемой территории.

 

В ходе работ 2011 года нами были зафиксированы остатки и следы 26 разновременных археологических памятников. Среди них отметим 12 стоянок, 1 могильник, 1 балбал, 4 селищ и 6 местонахождений.

На территории района зафиксированы 4 объекта эпохи камня: Байрякинское и Каракашлынское местонахождения, скорее всего, относящиеся ко времени мезолита. 2 местонахождения периода неолита отмечены у сел Кара-Зерик, Старое Уруссу. Еще в

1999 г. в ходе рекогносцировочной поездки по Восточному Татарстану Бурханову А. А. местными жителями была передана находка, выявленная в огородах с. Старое Уруссу.

Это костяное изделие – палка-копалка, относящееся к эпохе неолита. Оно изготовлено из трубчатой кости и напоминает палку, заостренную с двух концов. Размеры: 25х3,2-3,5х2 см.

Основная часть известных памятников относится к эпохе бронзы: срубной (11) и абашевской (1) культурам. Среди них отметим НовокаразерикскоеI, II иIII, ВятскуюI иII, УруссинскуюI, II, III, IVиV, Абсалямосвкую, Дым-Тамакскую и Ишмуратовскую стоянки.

Оренбургский тракт, трасса Р239

Объекты средневековья в Ютазинском районе, за исключением Байряки — Тамакского могильника (XIII-XIV вв.), до наших работ, исследователями не изучались. В связи с этим отметим, что наряду с памятниками эпохи бронзы, археологические и эпиграфические объекты периодов средневековья представляют собой основную часть сохранившихся объектов прошлого в зоне р. Ик и ее притоков в пределах Западного Башкортостана и юго-восточных районов Татарстана, в том числе Ютазинского. Изучение археологических объектов эпохи средневековья – дело первостепенное и результаты предполагаемых исследований могут быть новые и ранее неизвестные материалы, которые могут резко изменить представления об историко-культурном развитии региона.

Среди объектов средневековой археологии необходимо назвать Байряки — Тамакский могильник (XIII-XIVвв.), где в 1972 г. были выявлены 3 бронзовые зеркала с изображением людей, драконов, животных, пластинчатая серебряная накладка, 2 керамических напрясла и железная ножница (Казаков, 1978: 93-96; Археологические памятники…, 1987: 105; Бурханов, Мухаметшин, 2012: 15-18). Этот объект требует срочного стационарного изучения, так как находится в стадии разрушения.

 

На территории современного села Байряка, в 23 км от райцентра Уруссу, выявлены остатки поселенияXVI-XVII вв. На территории села расположено кладбище с намогильными плитамиXVII-XIX вв.

Древность села подтверждается следами культурного освоения и находками изделий из керамики и железа (XVI-XVIII вв.). Кроме Байрякинского поселения к средневековым объектам относятся Новокаразерикское, Абсалямовское, Дым — Тамакское селища, Старокаразерикское и Каракашлинское местонахождения и балбал («Хатын-Таш») у с. Старое Уруссу.

 

В Бугульминском районе в 2009 г. нами были обследованы окрестности поселка Карабаш, на правом берегу р. Зай. В окрестностях поселка зафиксированы останки курганной группы, относящейся к срубной культуре.

Археологические работы проводились в старой части поселка, где находилось старинное село Карабаш. Были заложены 7 шурфов и раскопов. Культурный слой составил от 1 до 2,10 м. В раскопе (4х2 м), расположенном в поле, неподалеку от моста черезр. Степной Зай, выявлены остатки каменного фундамента здания и хозяйственная яма. Основными находками являются фрагменты керамической посуды и кости животных.

В шурфе 2 (2х2 м) были выявлены фрагменты круговой посуды, изготовленной по золотоордынско-казанскоханской традиции гончарного производства (XV-XVI вв.). Основная часть находок (керамика и изделия из железа) относятся кXVII-XIXвв.

Одним из важных источников для воссоздания средневековой и новой истории районов Юго-Восточного Татарстана и Западного Башкортостана являются эпиграфические памятники, оставленные нашими предками в виде намогильных каменных плит с татаро-мусульманскими надписями арабской графикой (на арабском и старотатарском языке), т. н. ташбилге (кабер ташлары).

 

Начало изучения этих памятников истории и культуры татарского народа заложил

Г. В. Юсупов, который в рамках сбора данных о памятниках эпиграфики и археологии неоднократно посещал юго-восточный Татарстан и Западный Башкортостан в конце 1950-1960-е годы (Юсупов, 1960).

В 1980-е – начале 2000-х гг. в рамках выполнения проекта «Альметьевская энциклопедия» Археографическая экспедиция ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (М. И. Ахметзянов) провела детальное изучение эпиграфических памятников в сельских кладбищах на территории Восточного Татарстана (Ахметзянов, 2000).

 

Вклад в изучение эпиграфических памятников региона внес также Д. Г. Мухаметшин, который изучил архивные материалы Г. В. Юсупова по Урсайским эпитафиям и осмотрел намогильные плиты в Азнакаевском районе в 2010 г. (Бурханов, Мухаметшин, 2012).

В ходе историко-археологических разведок 2000-2001 гг. в юго-восточных районах РТ, в рамках проекта «Альметьевская энциклопедия», а также в 2009-2011 гг. ВТО ЗКИАЭ АН РТ и КФУ (А. А. Бурханов) были проведены работы по детальной фиксации и изучению археологических и эпиграфических объектов в Бугульминском (пгт. Карабаш), в Восточной части Азнакаевского и по всей территории Ютазинского районов (Бурханов, 1999: 51-55; 2001: 22-25; 2004: 119-124; 2007; 2009; 2011; Бурханов, Мухаметшин, 2012).

Нами были зафиксированы и изучены около 170 намогильных плит в 14 кладбищах (их намного больше) в восточной части Азнакаевского района. Наиболее интересные камни встречены в Старо-Урсаевском (15), Урсаевском I (33) и II (15), Сарлинском I (35) и II (7), Старо-Чалпынском, Татарско-Шуганском, Азнакаевском (18), Сапеевском, Митряевском (2), Урманаевском (12) и других кладбищах.

Главная отличительная черта намогильных плит на Старо-Урсаевском кладбище и на «Кладбище святых» — эти памятники сохранили уникальное явление культуры, присущей тюркским народам – это знаки-тамги. Вполне можно считать, что эти тамги на камнях рядом с арабскими буквами, сохранившиеся в регионе Восточного Татарстана, являются точкой соприкосновения двух традиций – древнетюркской и мусульманской, одну из которых привнесли в край кыпчаки и ногайцы, а другую мусульманизированные татары.

Соединившись, эти культурные пласты участвовали в процессе этногенеза народа населяющего регион Восточного Татарстана и Западного Башкортостана и поныне.

 

В Ютазинском районе в 2011 г. нами детально изучены намогильные плиты в сельских кладбищах: Байряка (23), Старый Каразерик (19), Кряш-Буляк (6), Старое Уруссу (14), Абсалямово (8), Акбаш I (5) и II (более 30) и Каракашлы (33).

В ходе работ в Бугульминском районе, только в пос. Карабаш отмечено 8 кладбищ. В двух из них отмечены старые намогильные камни. В частности, в старой части села Карабаш, у подножия горы Караул-тау, на старинном кладбище, нами зафиксированы 9 надгробий XVII-XIX вв., в некоторых из них хорошо сохранились надписи на арабском и старотатарском языках.

 

Таким образом, подводя некоторые итоги изучения эпиграфических памятников в районах Юго-Восточного Татарстана, можно сделать вывод, что эпитафийный материал служит историческим источником, достоверность которого подтверждается письменными свидетельствами, и способствует раскрытию сущности процессов, протекающих в рассматриваемом регионе. Указанные на надгробиях даты кончины людей позволяет внести ясность в хронологические рамки основания тех или иных населенных пунктов. Они красноречиво говорят о том, что селение образовано не позже времени установления первых надгробий на его кладбище.

 

Сохранность намогильных стел облегчает исследователям работу по выявлению возраста села (деревни). Значит, дополняя известные рукописные материалы, эпитафии служат ценным источником информации, позволяющим выяснить ход истории.

Эпитафии являются хорошими свидетелями далекого прошлого, подтверждая гипотезу о том, что они – хранилище исторической информации, подлинные исторические документы. Через них можно проследить ступени этнической истории (в том числе этногенеза татар юго-восточных районов РТ), историю рассматриваемого региона, отдельных его сел и деревень, жизни и общественной деятельности легендарных личностей края. 

 

  

 ____________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Памятники археологии Татарстана.

http://www.zamky.com.ua/

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995

Список выявленных объектов культурного наследия

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993

Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

 

 

 

ВложениеРазмер
dsc00711_1345 (1).jpeg74.26 КБ
dsc00711_1345 (1).jpg359.93 КБ
dsc00711_1345 (2).jpg86.12 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru