Памятники археологии Арского района РТ

Как известно, после взятия Иваном Грозным Казани в октябре 1552 года и Казанской войны 1552—1556 годов бо́льшая и наиболее пассионарная часть казанских татар проживала в селах Заказанья — «сердце» бывшей Арской даруги Казанского ханства. В первую очередь именно здесь, на территории современного Арского района РТ, а также отчасти Атнинского и Высокогорского районов Татарстана, были сохранены базовые, классические формы и традиции этнографии казанских татар, их городской культуры и быта, просвещения и искусства, ремесла и торговли.

 

Все это привело в XVII—XIX веках к формированию здесь одного из нескольких центров прогрессивного развития татар Поволжья и Приуралья (в первую очередь казанских татар, а также переселенцев татар-мишарей), нашедшего яркое воплощение в феномене «промышленной деревни», в выделяющейся архитектуре местных сельских построек, в выдающихся научных и художественных произведениях представителей местного населения. А за самим регионом неспроста и надолго закрепилось народное прозвание «Ак як», то есть «Светлая/белая/благородная сторона», а также поэтическое и историко-этнографическое «Казан арты» («Заказанье»).

Туган җиремә

Айрылып китсәм дә синнән гомремнең таңында мин,

И Казан арты! Сиңа кайттым сөеп тагын да мин.

 

Ул таныш кырлар, болыннар тартты әүвәл хиссеми;

Тарта торгач, куймады, кайтарды ахыр җисмеми.

 

Кысса да синдә фәкыйрьлекләр, ятимлекләр мине,

Изсә дә үз ишләремнән хур кимлекләр мине,—

 

Үтте инде ул заманнар, очтылар шул кош кеби;

Уйласам, ул көннәрем тик кичтә күргән төш кеби;

 

Бәрсә дә дулкыннарың, һич алмады, гаркъ итмәде;

Алды дүрт ягымны ялкын, якмады, харкъ итмәде.

 

Бу сәбәптән аңладым мин, и туган җирем, синең

Җанга ягымлы икәндер ялкының да дулкының!

 

Җөмләтән изге икән ич: инешең, чишмәң, кырың,

Юлларың, авыл, әвен, кибәннәрең дә ындырың;

 

Һәр фосулы әрбәгаң: язың, көзең, җәй, кыш көнең;

Барча, барча ак оек, киндер, чабата, ыштырың!

 

Һәм көтүчең, этләрең, үгез, сыер, сарыкларың;

Барчасы яхшы: бүре, җен, шүрәле, сарикъларың.

Габдулла Тукай

 

Булгарская крепость Арча

Арск как булгарская крепость в зоне активных контактов тюркских и финно-угорских племен был основан предположительно в XII—XIII веках, свидетельством чему является расположенный в центре современного города археологический памятник — Арское городище, а также найденные на его территории булгарские и золотоордынские предметы (в том числе керамика и монеты). Первое упоминание Арска как города связано с описанием в русских летописях (например, в Никоновской, Типографской, Львовской, Софийской 2-й и др.) захвата казанского трона сибирским ханом Мамуком в 1496—1497 годах. А первое письменное упоминание «Арской земли» относится к 1379 году (например, в Троицкой, Никоновской, Симеоновской, Типографской и др. летописях). Гораздо более раннее упоминание Арска, датированное 1278 годом, содержащееся в «Житии ярославского князя Феодора Ростиславовича Чермного», признано учеными как недостоверное.

 

             археолог З.Г. Шакиров на Арском городище. 2006 г.                                                                                  

Арская даруга (Арская земля, Арская сторона, Арская четверть), наряду с Алатской, Галицкой, Зюрейской и Ногайской даругами, Башкирской, Беловолжской, Вотякской, Камской, Костяцкой и Циплиньской землями, была одним из густонаселенных административно-политических уделов Казанского ханства со смешанным этническим составом. Его центр, город Арск, многократно упоминается во многих письменных и фольклорных источниках в связи с политическими событиями на территории указанного татарского государства и соседних Вятской и Пермской земель.

В настоящее время имеется теория удмуртского происхождения города Арска: он якобы был основан в X—XI веках (арабами в тот период упоминается «Арса»/«Арта» — главный город страны «Арсании»/«Артании»), якобы существовал в качестве центра самостоятельного южноудмуртского княжества в XII—XV веках и удельного удмуртского княжества в составе Казанского ханства в XV—XVI веках. Серьезной основой этому мнению служит удмуртский фольклор, в частности — информация, что «в Арске восседал удмуртский царь (эксэй)», и наличие в написании названия города компонента «ар», однозначно трактуемого некоторыми исследователями как указание на удмуртов. Однако эта теория не раз ставилась под сомнение (см., например: Смирнов И.Н. «Вотяки», 1890) и уже не единожды серьезно критиковалась, и в первую очередь ижевскими исследователями (см., например, научные статьи Сергея Константиновича Белых).

Имеется также обширная историческая литература, рассматривающая возникновение города Арска в XI—XII веках как результат «булгаро-чувашского» заселения бассейна рек Казанки, Вятки и Чепцы. В этой концепции Арск считается изначально чувашским городом, население которого позднее было ассимилировано татарами. В гипотезах же, обосновывающих «булгаро-татарское» происхождение Арска, возникновение города видится как результат процесса политико-экономического закрепления территории будущей Арской земли в рамках Волжской Булгарии в XI — первой половине XIII века либо как результат стремления золотоордынских татар «удержать за собой эту страну» (Второв Н.И. «Памятники древности в Казанской губернии», 1840), а последующее развитие города неразрывно связывается с этнополитической историей татар Волго-Вятского региона.

Как правильно писали в 2010 году казанские археологи Фаяз Хузин, Айрат Ситдиков и Зуфар Шакиров, «решение актуальных проблем ранней истории Арска возможно только при комплексном рассмотрении всех имеющихся источников и анализа результатов научных исследований». При этом они грамотно подчеркивали, что «историко-культурное наследие Арска и его округи — это наследие всех проживающих здесь народов, созданное усилиями многих поколений их предков и требующее кропотливого изучения и бережного сохранения» («К ранней истории Арска», 2010). 

В этой связи хотелось бы особо отметить, что, по нашему мнению, в Арской даруге Казанского ханства проживали и представители некоторых южноудмуртских и марийских луговых родов. Ведь, например, русский князь Андрей Курбский (участник взятия Казани в октябре 1552 года) четко указывал, что «кроме татарска языка [т.е. народа] в том Казанском царстве пять различных языков [т.е. народов]: мордовский, чювашский, черемиский, воитецкий або арски, пятый башкирский».

                         Арское городище. Вид с левого берега Казанки. 2010 г. Фото З.Г. Шакирова                       

Знаменитые «арские князья» — полунезависимые от казанского хана правители Арской даруги, подробно рассмотренные в трудах Дамира Исхакова, вероятнее всего, были полиэтничны и поликонфессиональны и включали как тюркскую, так и финно-угорскую родовую элиту, что четко прослеживается по их именам, упомянутым в письменных и фольклорных источниках. Хотя, допустим, в бассейне реки Казанки на всем ее протяжении, в Арске и его окраине археологические находки элементов поволжско-финской материальной культуры минимальны.

…В системе булгарских населенных пунктов на реке Казанке Арск занимал особое положение, являясь крайним северным булгарским укрепленным поселением вверх по ее течению. Вблизи него, в 3 км западнее, вниз по течению располагается Бужинское селище, вероятно, формировавшее округу Арска. В период Казанского ханства Арск, как мы уже писали выше, — центр Арской даруги (Арской земли), красиво описанной А.М. Курбским: «…понеже в земле той поля великие, и зело преизобильные и гобзующе на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистинну удивлению достоини, и села часты; хлебов же всяких такое там множество; воистинну вере ко исповеданию неподобно: аки бы на подобие множества звезд небесных; тако же и скотов различных стад бесчисленныя множества, и корыстей драгоценных, наипаче от различных зверей, в той земли бывающих; бо тамо родятся куны дорогие, и белки и протчие зверие ко одеждам и ко ядению потребны; а мало за тем далей соболей множество, такожде и медов: не вем, где бы под сонцем больши было…»

В русской летописи «История о Казанском царстве», написанной в середине XVI века, сохранилось описание и самого города Арска: «Той бо острог стары, Ареск зовом, зделан аки град тверд, и з башнями, и з бойницы, и живет людей много в нем, и брегут велми, и не бе взиман ни от коих же ратей никакого же, стоит же от Казани 60 верст, в местех зело крепких и в непроходных, в дебрех и в блатах, и единем путем к нему притти и отойти». В сентябре 1552 года Арск был сожжен войсками Ивана IV, что, как мы знаем, явилось переломным моментом в осаде Казани, предопределив окончательное взятие русской армией столицы Казанского ханства 2 октября 1552 года. Спустя несколько недель в Среднем Поволжье началось восстание за освобождение, а одним из его очагов стала Арская земля, где отряды повстанцев состояли в основном из татар, удмуртов и марийцев…

В 1781—1796 годах Арск имел статус уездного города Казанского наместничества, с 1796 года — заштатного города Казанского уезда. В XVIII — начале XIX века был местом поселения пахотных солдат. Основные занятия жителей в этот период — кузнечный, мукомольный, плотничный, кирпичный, шерстобитный, портняжный промыслы, земледелие и скотоводство. В начале XX века в Арске располагалось волостное правление, функционировали Богоявленская и Покровская церкви, двухклассное приходское училище, почтово-телеграфное отделение, телефонная станция, земская больница (переведена из с. Чепчуги в 1872 году), земское женское училище, мужское двухклассное ремесленное училище, богадельня, 6 солодовенных, 2 кожевенных, 1 водочный заводы, 3 кузницы, мельница, казенная винная и 10 мелочных лавок, 2 пивных, 2 трактира, 10 харчевен, 3 постоялых двора, базар по понедельникам.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ

памятник археологии Арское городище  

Адрес: Арск  

Номер объекта: 1600254000     

Описание: I-II тыс. н.э.  

 

памятник археологии Верхне-Атынская группа надгробных камней (2 камня) 

Адрес: Верхние Аты  , юж. окраина села

Номер объекта: 1600257000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.[9]

 

памятник археологии Селище "Иске-юрт"  

Адрес: Иске-Юрт  

Номер объекта: 1600259000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: Памятник археологии.

 

памятник археологии Казылинский надгробный камень   

Адрес: Казылино  , 1 км сев. села

Номер объекта: 1600261000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.[9]

 

памятник археологии Кишьметьевское надгробие  

Адрес: Кишметьево  

Номер объекта: 1600260000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.[9]

памятник археологии Наласинская группа надгробных камней (2 камня) 

Адрес: Наласа  , юж. окраина села

Номер объекта: 1600264000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.[9]

 

памятник археологии Наласинские 5 надгробий и 2 надгробных камня   

Адрес: Наласа  , кладбище села

Номер объекта: 1600263000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI в. Памятник археологии.

 

памятник археологии Нижне-Атынское надгробие  

Адрес: Нижние Аты  , юж. окраина села

Номер объекта: 1600266000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: Памятник археологии федерального значения.[9]

 

памятник археологии Нижне-Атынское городище  

Адрес: Нижние Аты  , близ села

Номер объекта: 1600265000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: Памятник археологии федерального значения.[9]

 

памятник археологии Нижне-Метескинское кладбище с надгробиями   

Адрес: Нижние Метески   

Номер объекта: 1600268000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI-XVII вв. Памятник археологии федерального значения.[9] 

 

памятник археологии Нижне-урянское кладбище с 3 надгробными камнями 

Адрес: Нижняя Ура  , кладбище

Номер объекта: 1600269000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XVI в. Памятник археологии федерального значения.[9]

 

памятник археологии Средне-Атынские надгробия   

Адрес: Средние Аты  , совр. кладбище

Номер объекта: 1600271000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения.[9] 

 

памятник археологии Средне-Атынский могильник с 9 надгробиями   

Адрес: Средние Аты  , близ села

Номер объекта: 1600270000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XV-XVI вв. Памятник археологии.

 

памятник археологии Старо-ашитское кладбище ("норт осте") с 5 надгробиями 

Адрес: Старый Ашит Wikidata-logo.svg, старое кладбище

Номер объекта: 1600272000    Ссылки:  галерея (0)

Описание: XIV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения.  

 

                                                              РАСКОПКИ  НА АРСКОМ  ГОРОДИЩЕ                   

                                  

Эпиграфические памятники Арского района

М.И. Ахметзянов

Арский район также знаменит обилием эпиграфических памятников. Последние являются важнейшим источником для изучения истории, культуры (языка, религии) и экономики данного региона.

 

Исходя из результатов археографических экспедиций 1970-1994 гг. мы предлагаем следующую классификацию:

1. Булгаро-татарские эпиграфические памятники золотоордынского периода (XIV в.).

2. Татарские эпиграфические памятники эпохи Казанского ханства (XV-XVI вв.)

3. Татарские эпиграфические памятники XVII в.

4. Татарские эпиграфические памятники XVIII-начала XX вв.

Поскольку надписи на эпитафиях отражают историю и культуру народа, считаем уместным дать краткую характеристику отдельно взятым периодам. Прежде всего отметим, что половина текста каждой эпитафии представляет собой изречения из Корана, поэтому, в целях избежания повторов, ограничимся изложением содержания эпиграфических текстов общеисторического характера.

 

Золотоордынский период

После монгольского завоевания в 1236 г. Булгарское царство, утратив свою независимость, было включено в состав Золотой Орды и стало именоваться как "Булгарский улус". Властвовали в нем как представители местной знати, так и родственники татарских ханов-беки, эмиры и султаны. По сведениям исторических источников установлены имена некоторых правителей (Бураш бек-XIII в., Булат Тимур, Хасан султан, Мухаммет султан, Габулла хан - XIV в.).

Несмотря на трагические события 1236 г., экономика Волжско-Камской Булгарии была восстановлена уже к 70- 80-годам XIII в. В Среднем Поволжье строились города, накапливались клады монет и ювелирных изделий, ставились эпитафии - образцы искусства.

Хотя и было завоевано Булгарское царство войсками Бату хана, булгары стремились сохранить свою культуру, а монголы продолжали кочевать в степях. Эпитафии, сохранившиеся на территории Волжско-Камской Булгарии, примерно до 60-х годов XIV в. писались на древнебулгарском языке. Они встречаются на огромной территории от реки Свияги до Уфы и от города Вятки до Самарской Луки. Процесс постепенной утраты лингвистической и иных особенностей булгарского языка связан с тем, что государственным языком Золотой Орды был татарский язык.

С этого периода около села Старый Ашит сохранилось два булгарских надгробия. Они были прочтены Гаруном Юсуповым (тексты приводятся в переводе на русский язык).

 

Старый Ашит

1 эпитафия

Текст: "... скончалась(ся) в семьсот пятьдесят восьмом году, был восемнадцатый день месяца зульнагды..."

Данное надгробие установлено на могиле булгарина (булгарского человека), умершего 3 ноября 1357 г. (по хиджре-757 г).

 

2 эпитафия

Текст: "... Могила булгара Салиха, сына Тутая. Да будет милость Аллаха, С этого мира в мир вечности переселился (умер) в семьсот... третьем году... был пятый день..."

Надгробие установлено в 13...3 г. (по хиджре-7..3 г.)

 

Древние кладбища эпохи Казанского ханства

1. Старый Ашит

Кладбища этого типа известны в окрестностях многих селений Арского района. В частности, около села Старый Ашит на кладбище периода Казанского ханства сохранилось три надгробия, списки текстов которых были сделаны известным татарским ученым Али Рахимом. Степень сохранности надписи очень плохая. Удалось установить дату лишь одной эпитафии-1533 г. по милади.

 

2. Нижняя Ура

Эпитафия обнаружена Али Рахимом. Текст сохранился частично.

Текст: "... эта светлая могила великого султана. Девятьсот... Камень установлен... женой..."

Надгробие установлено между 1530 и 1550 гг. (по милади).

 

3. Станция Арск

Кладбище, датируемое периодом Казанского ханства, находилось на южной стороне Арской железнодорожной станции. По словам старожилов, надгробия, хранившиеся на кладбище (их было 6- 7 единиц), были завалены мусором. Одно из них было перетранспортировано на татарское кладбище станции. Судя по плохо сохранившемуся тексту, оно (первоначально) было установлено между 1542- 1550 гг. В тот период Арск являлся центром Арской дороги (даруги-области).

 

4. Старый Яваш

Около лесной полосы (в окрестностях селения) расположено старое кладбище, датируемое периодом Казанского ханства. На кладбище обнаружены обломки пяти надгробий, на одном из которых читается дата-935 г. по хиджре (1528 г. по миляди). Судя по историческим преданиям и легендам, во времена Казанского ханства где-то на той местности находилась большая деревня с пятью мечетями.

 

5. Старая Масра

Судя по текстам обломков надгробий, старое кладбище возникло где-то в первой половине XVI в. Сохранившаяся полностью эпитафия датируется 1539/1540 гг.

 

6. Наласа

Судя по орнаментации (текст не читается), надгробие датируется первой половиной XVI в.

 

7. Старый Кишит

На сельском лугу разбросаны надгробия, извлеченные из старого кладбища. Тексты не сохранились. По орнаментам ориентировочно датируются временем Казанского ханства.

8. Нижние Метески

1 эпитафия

Текст: "...в девятьсот сорок восьмом году Джиян Ходжасын Кунака Ходжабая в пути... погиб от руки неверного..."

 

Датируется 1541-1542 г.г. по милади.

2 эпитафия

Текст: "...в девятьсот сорок восьмом году Аман Ходжа сын Кунака Ходжабая в пути.. погиб от руки неверного..."

Эти надгробия свидетельствуют о походе русских против казанского хана Сафы Гирея в 1541 г.

В научной литературе, кроме этого, имеются сведения о наличии древних надгробий и могильников (периода Казанского ханства) в окрестностях селений Кадряково, Казылино, Кишметьево, Верхние Аты, Средние Аты, Верхняя Корса.

 

Надгробия XVII в.

1. Нижние Метески

Текст: "... в тысяча двадцать восьмом году, в месяц разяб. Да будет милость Аллаха Камашу сыну Мамая..."

Эпитафия датируется 1619 г. по милади (июнь-июль).

 

2. Качелино

Текст: "... в тысяча девяносто шестом году, могила милостивого владыки Сарбая сына Курбана..."

Надгробие датируется 1685 г. по милади.

Надгробия XVIII в.

Надгробия XVIII в. на территории Арского района не сохранились. Несомненно, они были. Известна эпитафия, установленная в XVIII в. на могиле переписчика старинных книг Габдразака сына Алмы абыз.

Рядом с обломками этого надгробия установлена новая эпитафия.

Текст: "Здесь могила великого ученого, источника мудрости Габдразака сына Алмы абыза. В жизни прославился как переписчик 90 Коранов".

Габдразак сын Алмы абыза жил в первой половине XVIII в. Он прославился как известный переписчик старинных рукописных книг.

 

Надгробия XIX в.

1. Байкал

На сельском кладбище сохранились обломки большого кирпичного мавзолея.

1 эпитафия

Текст: "... в тысяча двести сорок втором году арабского летоисчисления, в месяц джумади-ал-аувалъ ученый шариата мелла сын Мусы перевелся в мир вечности. В году 1826 румийе".

2 эпитафия

Текст: "В 1837 году по румийе, в первый день рамазана Мухаммедша ибн Габденасыр умер в 18 лет..."

3 эпитафия

Текст: "... могила Габрахмана ибн Файзрахман ибн Габдельгаффар аль-Тунтери казый..."

4 эпитафия

Текст: "...в тысяча двести пятьдесят пятом году, в 22-й день рамазана Габденасыр сын Гумера в 55 лет перешел в вечность..."

По милади надгробие датируется 1838-1839 гг.

5 эпитафия

Текст: "... в тысяча двести пятьдесят пятом году... в месяц рабигулъ-ауваль... жена Габденасыра Махубджамал дочь Габдрашита в 28 лет..."

Дата-1838 год (милади).

 

2. Новый Кинер

1 эпитафия

Текст: "На суд Аллаха, покойный Мухамедзян сын Габдрахима Исхаков, умер по румийе в 1822 году 1 июня, в 82 года..."

2 эпитафия

Текст: "Могила Сайфуллы ибн Файзулла алъ-Булгари, из деревни Новый Кинер, скончался в 53 года, в мае 1822 года".

3 эпитафия

Текст: "... по румийе в 1856 году в 19-й день октября, по хиджре в 1272 году скончался ишан мелла Габдрашит ибн Сагит ибн Йармак из Нового Кинера, в 63 года".

4 эпитафия

Текст: "... покойная Мархаба дочь Габденасыра, жена Абульхаира по румийе 1 июля 1855 года скончалась в 60 лет"

5 эпитафия

Текст: "По румийе в 1861 году, по хиджре в 1284 году Шамседжигана меллы Исхак ибн мелла Габдрахима Исхакова сына..."

6 эпитафия

Текст: "По хиджре в 1300 году в 4-й день рабигуль-ауваля Мухаммедкамал ибн Исмагиль ибн Исхак... по румийе в 1883..."

 

3. Кшкар

(Наянгуш)

1 эпитафия

Текст: "Покойная-известная Сайда, дочь Исмаги-ла, жена Габделфаиза Кшкари (скончалась) в новом 1818 году..."

 

2 эпитафия

(Кшкар)

Текст: "По румийе в 1857 году, во второй день рамазана скончался Габделгаффар ибн Габделвагап в возрасте 70 лет".

 

4. Нижняя Ура

1 эпитафия

Текст: "Могила Ибрагима ибн Даут. Скончался в возрасте 72 года. По румийе в 1832 году, в 21-й день июня..."

 

2 эпитафия

Текст: "Покойный Габделгафур сын Габделхалика умер в деревне Ор в возрасте 75 лет, в январе 1851 года..."

 

3 эпитафия

Текст (отрывок): "... могила Хабибзямала дочери Мусы, жены Мусы, в возрасте пятьдесят три года 1858 год".

 

4 эпитафия

Текст: "В 1864 году по румийе 12-го мая. В 1287 году по арабскому леточислению в 17-й день зульхиджы жена Махмуда сына Габдрахмана Бибизабида дочь Хамида (умерла) в возрасте 68 лет, похоронена в субботу. Да будет ей милость Аллаха".

 

5 эпитафия

Текст (отрывок): "... По румийе в 1898 году в 25-й день февраля из Верхних Шашов Биби-Зухра дочь Сафиуллы, жена Нигметзяна сына Курбангали в возрасте 60 лет, похоронена в субботу".

 

6 эпитафия

Текст: "...могила покойного Сулеймана сына Ибрагима. По хиджре в 1274 году, в 15-й день зульхиджы... По румийе в 1858 году 15 июля...".

 

5. Наласа

1 эпитафия

Текст: "На суд Всевышнего. В деревне Наласа ученый, имам и слуга мелла Салих ибн Абульхайр в 1885 году 5 июля, в первую пятницу рамазана в 58 лет..."

 

6. Качелино

1 эпитафия

Текст (отрывок): "На суд Аллаха. Бибигайша дочь Махмута, жена Гиззатуллы умерла в 1898 году, в ноябре, в возрасте 55 лет..."

 

7. Культесь

Текст: "Мухаммед-посланец Аллаха. Нурмухам-мед ибн Тагир в течение долгих лет был имамом в деревне Культесь, умер в возрасте 63 года по милади в 1884 году 1 мая, по хиджре в 1301 году, 16-й день разяба".

Примечание: Могила отца татарского ученого Шамсутдина Культеси.

8. Новый Ашит 1

1 В Татарском варианте текста идет под № 9, после Мамсинского надгробия.

 

1 эпитафия

Текст: "... Габдулла сын Сагита по милади в 1896 году 5 декабря в возрасте 44 года перешел в мир вечности".

 

9. Новый Кырлай

1 эпитафия

Текст: "... в 1895 году 3 апреля Гайша дочь Фатхуллы, жена Ибрагима из деревни Новый Яваш скончалась в возрасте 70 лет. Да будет ей милость Аллаха Всевышнего".

 

10. Корса

Текст (отрывок): "... по хиджре в 1305 году в 29-й день рамазана Нигматулла ибн Габдулла из Ядыгеря умер в возрасте 70 лет, в субботу, во время остановки в Корсе. Похоронен в 30-й день рамазана. По румийе похоронен в 1888 году, 29 мая..."

Надгробия начала XX в.

 

1. Ташкичу

1 эпитафия

Текст: "Во имя Аллаха. Ученый, человеколюбивый мелла Багаутдин аль-Марджани перешел в мир вечности по румийе в 1908 году 17 апреля, в возрасте 68 лет".

Примечание: Эпитафия установлена на могиле отца татарского писателя Махмута Галяу, младшего брата Шигабутдина Марджани.

 

2 эпитафия

Текст: "... в 1902 году, 14 апреля Ахметзян сын Халита из деревни Ташкичу Казанского уезда, прожил на свете 75 лет..."

 

3 эпитафия

Текст (отрывок): "...могила Шагиахмета сына Шагимардана".

Примечание: Фрагмент надгробия 1921 г.

 

2. Нижняя Ура

1 эпитафия

Текст: "Могила Казанского мещанина Ахметзяна сына Махмута Рафикова. Похоронен 23 декабря 1909 года, в возрасте 77 лет".

 

3. Симетбаш

1 эпитафия

Текст: "На суд Аллаха. По румийе в 1913 году 17 февраля, по хиджре в 1332 году, в 23-й день рабигульауваля Мухаррям сын Музаффара из Симетбаша, в возрасте 67 лет..."

Конечно, комплекс надгробий Арского района не ограничивается вышеуказанными эпитафиями. Данная статья является лишь частью материалов и сведений, собранных автором в течение двадцати с лишним лет. Она представляет собой этап в изучении духовно-культурного и материального наследия татарского народа.

Статья М.И. Ахметзянова из книги "Арча төбәге тарихы - История Арского края", 1996

 

 

________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://tashlar.narod.ru/text/index.htm

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995

Список выявленных объектов культурного наследия

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993

Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

http://tashlar.narod.ru/text/index.htm

Статья М.И. Ахметзянова из книги "Арча төбәге тарихы - История Арского края", 1996

 

 

 

ВложениеРазмер
442654456 (1).jpeg37.19 КБ
442654456 (1).jpg128.08 КБ
442654456 (2).jpg47.28 КБ
bf2be99e3caa3c32.jpg70.32 КБ
e597d399b0603bcd.JPG81.37 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru