Поселок Куженер

Куженер

Районный центр поселок Куженер находится в 73 км севернее столицы Республики Марий Эл, г. Йошкар-Олы.

Деревня Куженер (от марийского "Кужу энер" — "длинный ручей") возникла как казенный починок на правом берегу реки Немда предположительно в конце XVII — начале XVIII века, хотя следы пребывания человека на этой территории имеются более ранние. По течению реки справа сохранились поросшие березами курганы, которые исследователи относят к периоду абашевской культуры. Это были кочевые племена, оставившие здесь покоиться навсегда своих сородичей.

    

 Территория современного поселка составляет 455 гектаров (без гослесфонда) в нем проживает 6200 человек, в том числе 1064 человека – дети дошкольного и школьного возраста. В поселке 41 улица, 68 многоэтажных домов, из которых 29-двухэтажные, 38 – трехэтажные и один – пятиэтажный. 369 домов частного сектора, преимущественно деревянные, но в последнее время чаще строят дома из кирпича.           

 Название поселка Куженер от марийского «Кужу + энгер» - означает «длинный ручей». 

                                                                        река Немда в Куженере                                         

Возник как казенный починок на правом берегу реки Немда, приблизительно в конце XVII начале XVIII веков. Первыми поселенцами были русские, носившие фамилии Онучины, Скулкины, Михеевы.             

Интересно отмечено, что по мнению исследователей следы пребывания человека на этой территории имеются более ранние. По течению реки справа сохранились поросшие березами курганы (места захоронения кочевников), относящиеся к периоду абашевской культуры. 

Источником воды являлся ключ, до сих пор называющийся святым, обустроенный в 19   году.             

В 1884 году у святого ключа была построена часовня. А вскоре, в выселке на левом берегу реки Немда был построен Святоникольский храм, со времени освещения которого выселок стали на-зывать село Никольское.            

Значительным событием, давшим дальнейшее и быстрое в тех условиях развитие Куженера, стало строительство женского монастыря в начале XVIII века. Территория монастыря достигала 92 десятины. В 1919 году на базе монастырского хозяйства (9 зданий, 10 га пахотной земли, 12 лугов, огороды, лошади, коровы) была от-крыта школа II ступени (семилетка) имени III  Интернационала.     

 

                                                  памятный Крест на месте бывшего монастыря                                           

В 1974 году селу присвоен статус поселка городского типа. В 1977 году в его состав вошла деревня Якайсурт (улица Горького).

 

В 1980 году построены центральная котельная, корпус районной больницы, гостиница "Лесная", административное здание РОВД, детский сад "Теремок".

 

В 1990 году был открыт районный историко-краеведческий музей. Районный центр Куженер растет и ширится, занимает значительное пространство — 455 гектаров (без гослесфонда). Все больше застраивается не только по склону Волго-Вятского увала по правому берегу реки, но и по левому — к западу. Здесь вырос обширный микрорайон, с количеством жителей более трех тысяч человек. Застраиваются новые улицы: Школьная, Мира, Дружбы, Рощина.

Всего в поселке Куженер в настоящее время 41 улица, 68 многоэтажных домов, из них 29 — двухэтажных, 38 — трехэтажных и один — пятиэтажный. 369 домов частного сектора, преимущественно деревянные, но все чаще дома строят из кирпича.

В райцентре работают 23 предприятия и организации. 28 видов продукции выпускает местный хлебозавод, функционирующий с 1972 года.

Среди передовых предприятий также СПК "Совхоз "Куженерский", ООО "Куженерская сельхозхимия".

Население пользуется с 1994 года природным газом, однако в большинстве домов частной застройки, в основном старой, баллонным (с семидесятых годов, когда газ появился впервые в поселке).

В поселке 6 образовательно-воспитательных учреждений, 3 детских сада, школа искусств, две типовые общеобразовательные школы (школа №1 построена в 1974 году, № 2 — в 1996 году).

                                                          День Победы в Куженере                              

1064 человека — дети дошкольного и школьного возраста, 10 участников Великой Отечественной войны, 848 ветеранов труда. Всего жителей в поселке — 6200 человек. Действует и продолжает благоустраиваться Новоникольский (открытый вновь в 1996 году) храм. Есть дом ветеранов, существующий с 1991 года, детско-юношеская спортивная школа, Центр детского творчества юных, дом культуры, центральная и детская библиотеки.

 

                                                              Куженер -  дом культуры                                                

МУЗЕИ И ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ

 Название музея Телефон

МБУК "Куженерский РВМЦ" 

Адрес: пгт.Куженер, ул. Заречная, д.4 

Часы работы: 08.00-17.00 (понедельник - пятница) 

Выходные дни: по предварительным коллективным заявкам 

8(83637) 9-17-41 

Зал боевой славы 

Адрес: пгт.Куженер, ул. Заречная, д.4        

Часы работы: 08.00-17.00 (понедельник - пятница) 

Выходные дни: по предварительным коллективным заявкам 

       8(83637) 9-17-41 

 

Зал истории района 

Адрес: пгт.Куженер, ул. Заречная, д.4 

Часы работы: 08.00-17.00 (понедельник - пятница) 

Выходные дни: по предварительным коллективным заявкам

8(83637) 9-17-41

 

Зал этнографии  

Адрес: пгт.Куженер, ул. Заречная, д.4 

Часы работы: 08.00-17.00 (понедельник - пятница) 

Выходные дни: по предварительным коллективным заявкам

8(83637) 9-17-41

  

Зал "Внутреннее убранство крестьянской избы начала середины XX века" 

Адрес: пгт.Куженер, ул. Заречная, д.4  

Часы работы: 08.00-17.00 (понедельник - пятница) 

Выходные дни: по предварительным коллективным заявкам

8(83637) 9-17-41

  

  

КУЖЕНЕРСКИЙ РАЙОН

 Куженерский район расположен в живописном Волго Вятском водоразделе и примыкает к Вятскому увалу. Территория района составляет 85283 га, из них 21675,8 га составляют леса, 57066 га – сельскохозяйственные угодья 37838 га – пашня. Основными лесообразующими породами являются: сосна, ель, береза, осина, липа. Протяженность с востока на запад - 42 км с севера на юг – 30 км. Граничит Куженерский район с Новоторъяльским, Советским, Моркинским, Параньгинским и Сернурским районами Республики Марий Эл.

 

В районе протекает 28 малых рек, протяженностью 350 км. Наиболее значимые из них – Немда, Юшут, Оришуть, Шойка, Лаж, Салтачка. Питание рек происходит за счет подземных и талых вод. Реки немноговодные, в летний период русла пересыхают. Основным источником водоснабжения являются подземные воды. Охват населения централизованным водоснабжением составляет 55 %. Хозяйственно-питьевое водоснабжение производится только из подземных источников 20 скважинами, в том числе МП «Куженерводоканал» - 16. 

Протяженность водопроводных сетей составляет более 37км. Куженерский район можно назвать родниковым краем. История многих населенных пунктов связана с родниками: название, месторасположение, легенда возникновения. 

Например, названия деревень Илейсола, Ключ Илем, Куженер, Пукшалма, Каменная Гора, Визимбирь, хутор Студеный произошли от одноименных родников. Село Русские Шои находится у родника Кипун, деревня Черный Ключ – у ключа Черный, деревня Мари-Йошкаренер – у ключа Красный, деревня Русский-Йошкаренер – у ключа Илыш. Деревня Мари Олма расположена у Ильин ключа, к западу от деревни в овраге бьет 12 ключей.

 

Достопримечательностью района является родник Каменный на территории памятника природы «Каменная гора», комплекс родников «Детство», «У Вани», «Юность» в деревне Визимбирь, «Хрустальная ель», «Лисья гора» в поселке Куженер.

 

                                               Первомайская демонстрация в Куженере                                         

ИСТОРИЯ КУЖЕНЕРА

Первыми поселенцами были русские, носившие фамилии: Онучины, Скулкины, Михеевы, Лоскутовы.

 

Починок Куженер в 1831 году насчитывал 7 дворов, к 1874 году их число увеличилось до 43, проживало здесь 131 мужчина и 155 женщин.

Починок изначально входил в состав Малоцаранурского сельского общества Конганурской волости, к 1891 году в состав Кораксолинской волости того же Малоцаранурского сельского общества Уржумского уезда.

Починок располагался в окружении соснового бора, в народе он именовался рощей. Люди отвоевывали у леса землю, возделывали ее, сеяли рожь, ячмень, овес, лен, сажали картофель, репу. Занимались охотой, выделкой овчин, изготовлением домашней утвари, разводили домашний скот, содержали лошадей. В 1874 году в наличии имелось 18 рабочих и 19 нерабочих лошадей, 20 дойных и 21 недойная коровы, а также овцы, свиньи, козы.

Для поддержания здоровья пользовались услугами лекарей, знахарей, бабок-повитух. Источником являлся ключ, до сих пор называющийся святым. Сюда ходили умываться, испить целебной водицы. Один из крестьян деревни Большой Сабанер излечился так от головной боли, после чего установил у источника столбик с иконою святого великомученика Пантелеймона (целителя).

                                                                    родник целителя Пантелеймона                                      

Особой популярностью пользовался этот ключ у марийцев. Болезнь глаз — трахома — преследовала их почти до середины XX века. Как язычники, так и новокрещенные христиане приходили сюда из окрестных и даже дальних деревень.

Ближайшая больница находилась в Новом Торъяле. Несколько позже открылся врачебный участок в селе Тумьюмучаш, преобразованный в трахоматозный диспансер. В Куженере, ставшем со временем уже не малым казенным починком, а деревней, в 1884 году у святого ключа была построена часовня (сам храм был построен несколько поодаль и чуть позже. До этого население входило в приход Токтайбелякской Ильинско-Троицкой церкви).

 

Исключительным событием, давшим дальнейшее и довольно быстрое в тех условиях развитие населенного пункта, стало строительство монастыря. Устройство женской обители взяли на себя рясофорные послушницы Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Первой из них выразила желание поселиться при часовне Екатерина Матвеевна Смоленцева, дочь крестьянина из деревни Большой Сабанер.

К весне 1897 года в роще жили уже восемь сестер. Епископ Вятский и Слободской Алексий благословил их на дальнейшее жительство. Он принял решение создать женскую монашескую общину (монастырскую) во имя святителя Николая Чудотворца и направил к первым насельницам мантийную монахиню Вятско-Преображенского монастыря Людмилу. Сюда же переселились ее сестры Мария, Анисья и Наталья. 6 июня 1901 года насельниц встретил священник Громов.

                                                       здание монастыря                                                                    

Для строительства монастыря нужны были деньги. Первыми благотворителями общины стали крестьяне Сабермучашского и Малоцаранурского сельских обществ. Они выделили 7 десятин земли, строительный материал, небольшое количество денег. В основном же монастырь был построен на средства Яранского купца, почетного гражданина города Яранска Федора Яковлевича Рощина (уроженца Кострокской губернии), награжденного за труды пятью медалями и орденом Святой Анны, известного своей благотворительностью. При его содействии были выделены и земли под монастырь. В память о нем одна из улиц сегодняшнего поселка названа его именем, а прах покоится на местном кладбище.

31 декабря 1901 года Святейший Синод официально учредил Куженерско-Николаевскую женскую общину. Она и должна была стать очагом просвещения местного населения, в том числе и светского.

 

Школа здесь (церковноприходская, при храмах Преображенском и Николая Чудотворца) была открыта в 1898 году. В ней учились 42 девочки. Организовал школу Сергей Громов, священник, окончивший курс в Казанской учительской семинарии. Одновременно он преподавал Закон Божий в Токтайбелякской церковноприходской и миссионерской школах. Учительствовала в Куженере и Параскева Ивановна Иванова, выпускница Епархиального училища.

Собственного здания школа не имела. Под нее бесплатно уступил свой дом крестьянин деревни Мурзина Дубрава Иван Ефимович Шутылев.

 

Самые бедные ученицы пользовались милостью благодетелей. Законоучитель и священник Сергей Громов пожертвовал им 55 пудов муки, а священник Н. Шутихин — 20 пудов. Кроме того, было израсходовано на столовую и одежду 203 рубля. Ученицы пользовались хлебом и горячей пищей, помогали им и монахини. Получала школа помощь и от уездного отделения. При школе имелись квартира для учителей, общежитие, которым к концу 1898 года пользовались 74 ученицы из 80. Школа была одноклассной. Учили здесь чтению, письму, счету, основам православия. Ученицы пели в церковном хоре.

Кроме детей из Куженера, в нее ходили дети из деревень Якайсурт, Большой Сабанер, Малый Царанур. Со временем в нее стали принимать и мальчиков. В 1908-1909 учебном году здесь обучались 27 мальчиков и 19 девочек. Волость к тому времени была уже Токтайбелякской.

Монастырь разрастался, строились здания. Открылась иконописная мастерская, позолотная по дереву. Занимались насельницы рукоделием, башмачным, столярным, токарным делом. Работали на скотном дворе, в саду, огороде. Территория монастыря составляла 92 десятины.

 

Росла и деревня Куженер, особенно выселок на другом берегу реки. Там выделялись наделы земли, и люди активно строились. Официально же со времени освящения Святоникольского храма выселок именовался селом Никольским. Никольское и после событий 1917 года долго существовало с прежним именем. С 1958 года — это улица Октябрьская, а деревня Куженер в 1974 году была переименована в улицу Буденного.

В 1919 году на базе монастырского хозяйства (9 зданий, 10 га пахотной земли, 12 лугов, огород, лошади, коровы) была открыта школа II ступени (семилетка) имени III Интернационала. База была перевезена сюда из Уржумского реального училища. Директором назначен учитель немецкого языка этого училища Н.И. Юденич.

 

В 1924 году был образован Куженерский сельский Совет (территория входила в состав Сернурского кантона). Первым председателем был избран Иван Николаевич Пирогов. На то время в деревне было 36 домов, а в выселке Никольском — 15 домов.

Здание бывшей церкви разобрали, кирпич пошел на строительство дома культуры. Монастырские здания тоже эксплуатировались. В них располагались учреждения, организации, выделялись квартиры. Одно из зданий сохранилось до сих пор — в нем располагается Новоникольская церковь.

5 марта 1935 года был образован Куженерский район. Первым председателем райисполкома был Яков Тимофеевич Яндулов (уроженец деревни Пибулатенки Сернурского района). В Куженере функционировала неполная средняя школа с числом учащихся — 394, работало в ней 16 учителей. Имелся необорудованный рынок, где 4 раза в месяц проводились базары. В поселке было два промтоварных и один продуктовый магазины, керосиновая лавка, столовая, парикмахерская, районный узел связи с ежедневной доставкой почты, 20 телефонных номеров, из которых три — домашних.

Население воду брало из колодцев, электрического освещения не было, но станция уже строилась. С 1935 года стал функционировать промкомбинат, в числе прочих подразделений при нем — кирпичный завод, выпускающий к 50-м годам до 10 тысяч штук кирпича в сутки. 

                                                               Ленинский субботник - закладка парка               

Местный колхоз назывался имени Октября, другая часть (деревня Никольское) входила в состав колхоза "Культура".

1 сентября 1936 года была открыта Куженерская средняя школа.

В 1937 году открылись изба-читальня, хлебопекарня, работала МТС.

В годы Великой Отечественной войны большинство мужчин ушли на защиту Отечества. Освободившиеся рабочие места заполнялись эвакуированными с оккупированных территорий: Ленинградской области, Новгородщины, Псковщины, Смоленщины, Прибалтики, Украины, Белоруссии. После победы над врагом они возвращались к разоренным гнездовьям. В Куженере, однако, навсегда осталась семья Кузнецовых (мать и двое сыновей, отец которых погиб — с города Себеж Псковской области).

Вначале семья жила в деревне Дементьево, но мальчики выучились на механизаторов и переехали в поселок Куженер. Сергей Емельянович и Владимир Емельянович стали считать Куженер своей второй родиной. Выпустила достойных людей здешняя школа. Из ее стен вышли генерал-майор Т.Ф. Егошин, композитор А.Б. Луппов, создавший первый марийский балет "Лесная легенда", писатель Л.Н. Смоленцев.

 

                                                                      мемориал памяти героев войны            

 

В 1951 году было открыто автобусное сообщение с городом Йошкар-Ола.

В 1954 году произошло еще одно важное событие. К сельскому Совету присоединились еще три: Басалаевский, Большецаранурский, Малосабанерский.

 

В 1960 году на базе бывшего Юшутского лесхоза был открыт детский санаторий общего типа (с 80-х годов не существующий).

В 1961 году появился первый телевизор. В том же году началось строительство аэродрома на площади в 28 га, аптеки.

 1960-е годы в селе начали строить новые дома. Появились улицы Заводская, Полевая, Зеленая, Строителей. Упраздняется улица Кооперативная; она присоединяется к улице Степана Лебедева.

 

Строится коммунальная баня, вводятся в строй канализационные сооружения. Была открыта музыкальная школа.

 

В 1968 году открывается обелиск павшим на полях сражений землякам в годы Великой Отечественной войны. Колхозы имени Жданова и "Новая жизнь" преобразуются в совхоз "Куженерский".

В 1972 году появляются улицы Парковая, Лермонтова, Пушкина, Комарова, Совхозная. Открывается в 1972 году детский сад "Красная Шапочка", позже — "Аленушка", "Колосок" (при совхозе "Куженерский"). В 1973 году построена бетонка от деревни Одобеляк до Куженера. В том же году — памятник селькору Степану Лебедеву (в настоящее время снесен).

  

 

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КУЖЕНЕРА

  13 января на сцене центра культуры состоялась премьера спектакля, дипломной работы, студентки Марийского Республиканского Колледжа Культуры и Искусств им.И.С. Палантая Марии Радецкой «Святки. Ночь. Луна светила». В спектакле показаны различные гадания, обряды, которые проходили на Святки. Один из главных обрядов – это обряд вождения козы, так как, испокон веков коза, это символ богатства, хорошего урожая, крепкого здоровья, жизнеспособности. К тому же, коза, это прекрасный образ новогоднего праздника и веселья. У многих народов, существует представление о том, что главных богов выкармливала коза. Коза и медведь – непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряженья, так как эти животные издавна связаны с культом плодородия. Дипломную работу приезжал смотреть руководитель, преподаватель режиссуры МРККиИ «им. И.С.Палантая» Дмитрий Валерьевич Григорьев. Работу Марии он оценил на высоком уровне и остался доволен. Зрители получили огромное удовольствие от просмотра спектакля и массу положительных впечатлений.

 

            В районном центре культуры и досуга на 7 января прошел цикл рождественских мероприятий. С самого утра центр культуры распахнул двери жителям поселка. Совместно с ребятами воскресной школы провели театрализованную программу «Волшебство Рождественской звезды», где дети показали свои таланты и творческое мастерство. По традиции, в конце всей программы, зрителей поздравил Настоятель Храма Святителя Николая Мирликийского п. Куженер Протоиерей Вячеслав.

 

Уже днем на сцене центра культуры проходил небольшой праздничный концерт молодого фольклорного ансамбля Шымавий, где исполнители представили свои вокальные данные. После фестиваля зрителей в фойе ждали на вечере отдыха «Марий кас». Желающие могли под гармонь спеть марийские частушки, под веселые мелодии станцевать задорные танцы, желающие поиграть в народные игры. 

Надолго запомнится жителям п. Куженер вечерняя Рождественская программа на площади у фонтана «Пришла Коляда, открывай ворота» - театрализованное представление, сопровождающееся обрядовыми песнями, танцами, гаданиями, ряжеными, играми, и потешками. Программа была очень яркая, веселая и многолюдная 

           11 января – День заповедников и национальных парков. 15 января к этому дню библиотекарями Куженерской районной библиотеки Ф.Г. Фоминых и Н.П. Улановой при организации заместителя директора по учебно-воспитательной работе Т.В. Домрачевой с учащимися филиала «Куженерский» аграрно-строительного техникума было проведено мероприятие «Друзья леса». Говорили о том, как сберечь наш общий дом-планету Земля с её природными богатствами. Учащиеся высказывали свои мнения, предложения, как помочь природе. Была приведена  удручающая статистика: в год исчезает три вида животных и четыре – растений. Ребятам предстояло проверить свои знания в викторине «Знаете ли вы?». 

          Также был проведен библиобзор «Окно в природу», который открыл цикл мероприятий, посвященный Году охраны окружающей среды. Работники библиотеки познакомили ребят с периодическими изданиями по окружающей среде и экологии: «Свет. Природа и человек», «Наука и жизнь», «Смена», «Чудеса и приключения», - которые позволяют задуматься над тем, какую роль играет человек в жизни природы и природа в жизни человека. В целом, мероприятие выдалось интересным и познавательным. 

 

             «Поэзия – любимая подруга» («Йоратыме поэзий йолташем») так называлось мероприятие, к 95-летию со дня рождения народного поэта Миклая Казакова, состоявшееся 15 января в Доме ветеранов. К мероприятию библиотекарь Э.И. Иванова оформила выставку, где были выставлены материалы о его жизни и творчестве с фотографиями, сборники стихов. Читатели познакомились с жизнью и творчеством поэта. Миклай Казаков еще при жизни являлся классиком марийской поэзии. Он подарил много произведений своему народу. Сегодня немыслима марийская поэзия без творчества М. Казакова. Во время мероприятия прозвучали его стихи на марийском и русском языках: «В стороне моей марийской», «Мать» и др. 

 

             6 февраля в информационном зале центральной библиотеки состоялась встреча членов  клуба «Здоровье» и пенсионеров из Дома ветеранов с поэтессой Эмилией Константиновной Миненковой. Познакомились члены клуба с поэтессой еще в октябре 2006 года. Она живет в г. Йошкар-Ола, бывшая учительница, с детских лет писала стихи. В ее стихах, как на ладони, вся жизнь Эмилии Константиновной. Ее рассказ о себе всех воодушивил, в них много тепла, доброты к людям. Она сама и ее стихи  приносят радость и заряжают энергией, Миненкова Э.К. интересный рассказчик и увлекающийся человек. 

На встрече прозвучали также и ее песни. Она не только пишет стихи, еще собирает куклы. Сейчас в ее квартире живет более ста кукол.  

 

             8 февраля к 70-ой годовщине Победы в Сталинградской битве для учащихся филиала «Куженерский» аграрно-строительного техникума прошел патриотический час «Минувших лет святая память». Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Библиотекарям было важно показать, что пережил русский народ, защищая Сталинград. Заинтересовало ребят советское военное искусство во всех видах военных действий в обороне, контрнаступлении и общем наступлении. 

Ребята слушали рассказ библиотекаря о том, что советское стратегическое руководство безошибочно определило замыслы и планы фашистов, выявило направления боевых ударов, время и способы нанесения. 

Читали стихи А. Твардовского, В. Полторацкого, С.Городецкого и др. 

В конце мероприятия провели небольшую викторину.

   

                                                           Куженер -  Никольский храм                                           

 ОСНОВАТЕЛИ КУЖЕНЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Ф.Я. Рощин - основатель Куженерского женского монастыря. 

Именно момент основания монастыря можно считать рождением поселка. До того он был крохотным казенным выселком, а к концу 18 века – маленькой деревенькой средь соснового бора. Существует такая быль-легенда: 

Летом 1900 года Федор Рощин приехал в Куженер, местность ему очень понравилась, здесь он и решил основать монастырь. Чтобы решить вопрос о казенной земле, на которой предполагалось построить будущую обитель, он поехал к знаменитому обер-прокурору Синода К.П.. Победоносцеву. Вот как описывал этот визит в своих воспоминаниях известный предприниматель и книгоиздатель И. Д. Сытин, сопровождавший купца - своего друга, кума и пайщика - в этой поездке. 

«Рощин, в своем черном сюртуке, с золотой медалью на шее, плотный, коренастый, подошел вперевалку к столу обер-прокурора и встряхнул своими длинными крестьянскими волосами с пробором посередине: 

— Прошу, ваше превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь... 

Вынув из кармана географическую карту, он положил ее на стол и ткнул пальцем: 

— Вот здеся... Тысяча десятин пустопорожней земли, государственного имущества... Ходатайствуйте, чтобы мне ее пожертвовали для монастыря, а если даром не дадут, купить желаю. 

— Ну что ж... Дело доброе... Подайте прошение, а там рассмотрят и разрешат. 

— Да мне ждать некогда... Мне поскорее надо... Я неграмотный, никого тут не знаю, вас прошу покорнейше, вы разрешите! — Рощин в пояс поклонился. 

— Ну, а бумаги у вас, по крайней мере, есть? 

— Ничего нету. Здеся надо написать и бумаги, какие надо. 

Победоносцев позвонил, и на его звонок вошел правитель дел Синода — ласковый, вкрадчивый, элегантный человек — Даманский. 

— Вот, Владимир Петрович, пришли сытинцы, просят разрешения на постройку монастыря, с тем, чтобы землю им даром дали... И все сейчас, сегодня, сию минуту. Вы уж, пожалуйста, примите их, выслушайте подробности и сделайте, что можно. 

Тон, каким сказал это Победоносцев, не оставлял никаких сомнений, что дело Рощина будет улажено, ипритом с молниеносной быстротой. 

И действительно, Даманский, выслушав нас, все записал, а уже на другой день все формальности были исполнены и все бумаги написаны...» 

Впоследствии на средства Федора Рощина в обители были выстроены трехпрестольный храм, каменная трапезная и несколько деревянных корпусов. Именно он вызвал из Вятки известного архитектора И.А.Чарушина, составившего проект величественного пятиглавого храма. 30 мая 1910 года прошло торжественное освящение Преображенского храма, на котором епископу Вятскому Филарету сослужило 17 священников и 5 диаконов при множестве молящихся, почти до 10 тысяч. Люди приехали из Нижегородской губернии за 400 верст. 

Кроме того, значительные средства выделялись на содержание самого монастыря, его священника, на устройство и содержание странноприимного дома при обители. Одна из дочерей Ф.Я. Рощина, Анна, была принята в число сестер монастыря. Приняв имя Ангелина, несла послушание казначеи. Федор Яковлевич говорил: «Удивительное дело! Я много денег трачу на Куженер, а у меня капиталы не убавляются, а еще и прибавляются!» 

Вот как писали о его кончине: «11 января 1916 года скончался в возрасте 75 лет Фёдор Яковлевич Рощин и был удостоен великой почести – его погребли в Куженерском монастыре у стены главного храма. «Не достоин я, чтобы меня погребали в храме», – говорил он, когда ему предлагали быть схороненным в устроенной им церкви. 13 января его отпевали при громадном стечении народа. Службу совершал епископ Новгород-Северский Пахомий». 

Из завещания Федора Рощина: "Все суммы, какие останутся после постройки колокольни в Куженере, позолоты трехпридельного иконостаса и обзаведения храма всем необходимым, должны поступить на церковь и монастырь, на внутренний строящийся храм и на храм, потерпевший от несчастного случая". 

    

  Игуменья Людмила (Холманских). 

До 1897 г. - мантийная монахиня Вятского Преображенского, а с 1897 по 1919 гг.- игуменья Куженерского монастыря. В 1900 году Вятская Духовная Консистория указом № 8195 направила ее в Куженерскую общину Уржумского уезда. 6 июня 1901 года матушка Людмила с тремя родными сестрами Анисией, Марией, Наталией и племянницей Наталией прибыла навсегда в Куженерскую Николаевскую общину, где их встретил о.Сергий Громов и насельницы. Так матушка Людмила стала настоятельницей Куженерской женской обители, впоследствии её игуменией. Здесь жили тогда всего лишь несколько инокинь и больше десятка послушниц. 

Матушка Людмила внесла неоценимый вклад в обустройство обители. Очевидец так писал о ее трудах: «С 3-4 часов она уже за работой. Сама покупает строевой лес, привозимый крестьянами, сама производит расчет за купленные бревна, доски, кирпич и другие строительные материалы. С раннего утра до самой поздней ночи видишь ее то в храме за богослужением, то в кельях сестер, то на постройке. На простых санках зимой или небольшом тарантасе летом едет она за десятки верст к лесничему за покупкою строевого леса или дров. В деревню для приискания рабочих, для арендования пахотной или сенокосной земли. При всем том находит время руководить хором певчих, присутствует на спевках, поет и в храме. Прибавьте к этому частую нужду в денежных средствах, необходимых для построек, телесные немощи, которые она старалась преодолевать силою воли и молитвой, - и весь трудный подвиг, который несла уважаемая матушка, в ярких чертах обрисуется пред умственным взором вашим». 

31 декабря 1901 года Святейший Синод официально учредил Куженерско-Николаевскую женскую общину. Центром жизни общины был храм, освященный 5 сентября 1898 года во имя Святителя Николая Чудотворца. Богослужения в нем совершались во все воскресные и праздничные дни. Пели сестры под управлением монахини Людмилы, а также девочки из церковно-приходской школы. 

Указом Святейшего Синода от 17 мая 1910 года за № 6665 Куженерская Николаевская женская община Вятской епархии была обращена в женский общежительный монастырь, а мантийная монахиня Людмила (Холманских) была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. 

Был возведен величественный пятиглавый храм. Для его освящения и для вручения жезла матушке Людмиле в обитель должен был приехать епископ Вятский и Слободской Филарет. 

После революции матушка игуменья Людмила осталась при Куженерской церкви. До своего последнего часа она несла обязанности настоятельницы. После кончины похоронена в Куженере, могилка ее почитаема верующими.

 

ИСТОЧНИК ХРУСТАЛЬНАЯ ЕЛЬ

Источник Хрустальная ель расположен на окраине пос. Куженер. Какими-то примечательными свойствами этот родник не обладает, по крайней мере, Ираида нам про это не рассказала. Единственным его достоинством является  вкусная и мягкая питьевая вода, что очень ценится куженерцами, у которых водопроводная вода артезианская и поэтому очень жёсткая.

Источник расположен в живописном месте и окружен большими елями – от этого и произошло его название. Этот родник также участвовал в республиканской программе по обустройству родников в Марий Эл, и был облагорожен силами куженерцев, которые любят отдыхать  в этом месте.  Шефство над родником взяли ученики местной школы во главе со школьным учителем – они установили ограду около источника, соорудили ворота и посадили аллею деревьев, а также периодически убирают около родника мусор.

Сам родник представляет из себя небольшой ключ-кипун, который под напором выходит из земли в специальном углублении. Ираида отметила, что этот родник, к сожалению,  не оборудован каптажём, а проведена только труба для стока, поэтому со временем вода промыла для себя другой путь и течет уже мимо трубы. Напомним, что каптаж – это сооружение в месте выхода источника из-под земли, где вода накапливается в ёмкости, и уже оттуда вытекает для использования наружу.

Ручей от источника впадает в реку Немда, на которой  расположен пос. Куженер, как и многие родники этого края.

Отдельно Ираида рассказала нам про Куженер, точнее про одну женщину-целительницу, которая проживала в этом поселке. В молодости Ираида попала под трактор –  от этого был поврежден позвоночник, что со временем стало давать сильные боли и недуги. К 30-ти годам боли стали невыносимые, и ей грозила инвалидность и полный паралич. Медицина здесь была бессильна. Спасла её одна женщина-костоправ, что проживала в Куженере – буквально за 10 сеансов были вправлены все позвонки, и Ираида снова ощутила себя полноценным человеком!

Ещё интересный факт – Ираида Александровна с утра ничего не ела, а только пила по очереди воду из каждого посещаемого родника. Как она говорила: для здоровья очень полезно голодание на родниковой воде, при этом энергии родниковой воды достаточно, чтобы человек ощущал полную силу в теле и не нуждался в еде.

После п. Куженер наше путешествие продолжилось в сторону Вятского вала – к деревне Визимьбирь

 

 

НЕДАЛЕКО ОТ КУЖЕНЕРА НАХОДИТСЯ ИСТОК РЕКИ НЕМДА - 

КОТОРАЯ ПРОТЕКАЕТ ЧЕРЕЗ ПОСЕЛОК КУЖЕНЕР И НОВЫЙ ТОРЪЯЛ

Немда, правый приток Пижмы, течет с Марийско-Вятского Увала по территории Марий Эл и Кировской области.    Исток находится недалеко от поселка Куженер!

 Длина 162 км, площадь бассейна 3780 км2.

Одна из самых красивых рек Марий Эл и Кировской области!

Знаменита марийским мольбищем Чембулат, что около Немдинских скал!

Популярен и Береснятский водопад!

 

НА ИСТОКЕ РЕКИ НЕМДА

"Поклон тебе, яснейшая вода!" А. Иванова
Краеведы в гостях у истоков Немды
8-го июня 2013 года в Куженерском районе около села Халтурино прошла общественная акция «Немда тÿҥалтышлан вуйсавыш» –"Поклонимся реке Немда". 
Каждый район Республики Марий Эл славится своими водными ресурсами – родниками, прудами, озёрами, реками. В Куженерском районе берёт своё начало река Немда, протекающая по живописным окрестностям деревни Халтурино. В 17 веке в этих местах побывал немецкий путешественник Адам Олеарий. В своих заметках он пишет: "Верстах в 40 на юг от Казани, в одном болотистом месте течёт река или ручей, который черемисы называют Немда (Nemda); и которому они ходят для поклонения и приношения жертв; они говорят, кто приходит туда и не приносит никакой жертвы, тот должен зачахнуть до смерти, или высохнуть..."


Более подробную информацию о географическом расположении реки Немды, о его притоках в Сернурском и Торъяльском кантонах можно найти в трудах марийского учёного-краеведа М.Н. Янтемира.

О происхождении названия реки есть несколько легенд. По одной из легенд, Немда – это марийский богатырь. Одни марийцы считают его сыном бога, другие – приёмным сыном великана Онара.

Это, конечно, легенды. Марийский учёный И.С.Галкин в рассказах о географических названиях марийского края "Кто и почему так назвал"2 убедительно доказывает, что "Немда - название финно-пермское и состоит из Нем "чистое болото" и -та (-ты) «озеро, пруд», первоначально, видимо, и «река».

Таким образом, Немда «Болотная река». Галкин опровергает предположение о марийском варианте "черемуховая река" (в книге "Тайны марийской топонимики"3), а основу Нем в слове Немда сравнивает с финским нева "открытое болото" и с коми Немью (название реки, которая берёт начало из чистого болота Немкуш). Действительно, Немда вытекает из "чистого", то есть не заросшего лесом, болота. 
 
8-го июня 2013 года в Куженерском районе около села Халтурино прошла общественная акция «Немда тÿҥалтышлан вуйсавыш» – "Поклонимся реке Немда". По приглашению РОО4 «Саскавий» участниками акции стали сотрудники отдела национальной краеведческой литературы и библиографии Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна – Е.Г. Петрова, С.В. Боголюбова, В.В. Пирогова, И.И. Лебедева. 


Жители Куженерского района в марийской национальной одежде встретили гостей хлебом-солью и песней «Немда кундем» («Немдинская сторона»). Среди известных людей района были уроженцы деревни Шойдум – поэтесса Аптуллина (Иванова) Альбертина Петровна, деревни Визимбирь – индивидуальный предприниматель Степанова (Пирогова) Ираида Александровна, марийский карт5 из деревни Токтайбеляк В.М. Актуганов, представители соседних районов и города Йошкар-Олы.
 Торжества начались "неторжественно" - с поиска истоков реки Немды. Гости и хозяева отправились к роднику, расположенному в лесу рядом с деревней. Пришлось пробираться через заросли и валежник, преодолевать сырые места и ручейки. Но мы все-таки дошли до истока! Торжественный момент был запечатлён на фотографии. На берёзе завязали белое полотенце с вышитым красной нитью слово «Немда».                                            

 

    

________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:

Команда Кочующие

История сел и деревень Республики Марий Эл. Куженерский район. 2006 г.

http://www.12rus.ru/

группа деревни Вконтакте

http://olacity.ru/showthread.php?bid=7&threadid=118

http://kuzhener.ru

   

ВложениеРазмер
Kuzhener (1).jpeg1.8 МБ
Kuzhener (1).jpg45.91 КБ
Kuzhener (2).jpeg85.67 КБ
Kuzhener (2).jpg647 КБ
Kuzhener (3).jpeg92.09 КБ
Kuzhener (3).jpg1.13 МБ
Kuzhener (4).jpg168.72 КБ
Kuzhener (5).jpg101.16 КБ
Kuzhener (6).jpg42.79 КБ
Kuzhener (7).jpg87.03 КБ
Kuzhener (8).jpg453.32 КБ
Kuzhener (9).jpg104.33 КБ
аватар: Кэп

Играй гармонь

12 июля в д. Актугансола Куженерского района прошёл Открытый районный фестиваль народного творчества «Играй, гармонь – Душа народа» («Шокто, шокто гармонетым»), посвящённый памяти Евгения Борисовича Волкова.

Его многие помнят сильнейшим баянистом, грамотным педагогом, абсолютным слухачом и просто хорошим человеком.

Фестиваль собрал соседей Евгения Волкова, а также творческие коллективы, гармонистов и солистов из Параньгинского, Мари-Турекского, Новоторъяльского, Советского и Куженерского районов Республики Марий Эл.

Фестиваль открыли с приветственной речью глава администрации Шойшудумарского сельского поселения Иванова Нина Ивановна и руководитель Отдела культуры, физической культуры и спорта администрации Куженерского муниципального района Швецова Светлана Семёновна.

О творчестве Евгения Волкова вспоминали его родственники, бывшие коллеги, соседи.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru