Петропавловская крепость

Победа над Швецией в Северной войне потребовала от Петра I срочного обустройства отвоеванных территорий. Пустынный остров в устье Невы приглянулся новоиспеченному императору, когда он выбирал место для будущей крепости, ядра новой столицы. Укрепления возводились согласно последнему слову фортификационной науки того времени и стали бы серьезным препятствием для врага. Но судьба распорядилась иначе — крепость ни разу не подверглась нападению, но всегда служила тюрьмой для государственных преступников.
  

Немного истории
Петр поручил возведение 5 бастионов своим соратникам — главному прорабу Меншикову, Головкину, Зотову, Трубецкому, Нарышкину. 6-й, Государев, должен был курировать царевич Алексей, впоследствии ставший первым узником крепости. Сам Петр поселился неподалеку в летнем домике и ежедневно на лодке инспектировал ход строительства.

Однажды царь сурово распекал нерадивых плотников, а в этот момент ему на руки прыгнул заяц, спасавшийся от собак. Петр расчувствовался, работяг помиловал, и повелел называть остров Заячим. Это, конечно, легенда, однако памятник длинноухому стоит на торчащей из воды свае возле Иоанновских ворот. Говорят, что брошенная зайчику Арсению монетка приносит удачу.

  
Что посмотреть
Вся Петропавловская крепость — словно гигантский экспонат Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Начинать знакомство с ней лучше всего с экскурсии «История Петропавловской крепости». Вначале гости осматривают выставку русских и шведских карт, чертежей и первоначальных планов укреплений, их макетов, коллекцию плотницкого инструмента, предметы, обнаруженными при раскопках. Затем все отправляются на прогулку по основным достопримечательностям крепости в сопровождении экскурсовода.

Бесспорная жемчужина архитектурного ансамбля — Петропавловский собор с Великокняжеской усыпальницей и Царскими комнатами. Рядом, в Комендантском доме, разместился музей «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703-1918». Тюрьма Трубецкого бастиона — один из самых популярных объектов крепости. С ней могут конкурировать разве что Музей космонавтики и ракетной техники в Иоанновском равелине и экспозиция «Улица времени» в Нарышкином бастионе.

Перед зданием гауптвахты стоит памятник Петру I работы Михаила Шемякина, над Ботным домом возвышается статуя богини Навигации.
 
 
 Где находится, как доехать:
Адрес: Санкт-Петербург, Заячий остров, Петропавловская крепость, 3. Веб-сайт.
Как добраться: 
на метро до ст. «Горьковская», далее пешком; от ст. «Спортивная» трамваями №№ 6, 40; от ст. «Петроградская» автобусом № 46, маршрутками №№ 46, 76, 183, 223.

Время работы: 
Петропавловский собор и Тюрьма Трубецкого бастиона — с 10:00 до 18:00, экспозиции в Комедантском доме, Невской куртине, Иоанновском равелине, Государевом бастионе, Музее космонавтики и ракетной техники — с 11:00 до 18:00. Выходной день во всех музеях — среда. Бесплатный вход на территорию крепости открыт с 9:30 до 20:00.

Цена билета для взрослых: 
100-450 RUB, для учащихся: 100-250 RUB, для пенсионеров: 100-250 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2017 г.
  
ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ
XVIII век 
Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730-е-1740-е и 1780-е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.

В 1704 году со строительством форта Кроншлот крепости была обеспечена дополнительная защита. В то время Васильевский остров имел насыпной вал по периметру, на котором была установлена артиллерия, а Адмиралтейство со стороны поля имело земляное бастионное укрепление. В совокупности это были основные фортификационные сооружения молодой столицы.
В 1712—1732 построен Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини), усыпальница российских императоров от Петра I до Александра III.
В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг (гюйс) (изначально флаг поднимался на Государевом бастионе). Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. С 1917 г. флаг не поднимался, но в 1990-е годы эту традицию возродили (сначала флаг поднимали и опускали, но впоследствии его стали постоянно держать на мачте).

С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр.
В 1762—1766 годах в крепости был построен дом для ботика Петра I — «Дедушки русского флота» (бот был перевезён из Москвы в 1723 году, сначала для него был выстроен простой навес).
В 1779—1785 годах часть Петропавловской крепости облицевали гранитом. В 1784—1787 годах был придан торжественный вид Невским воротам и Комендантской пристани. Под аркой Невских ворот оформлена «Летопись катастрофических наводнений». В ней отмечены наивысшие подъёмы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годах.
 


XIX—XX века 
В 1798—1806 годах были построены здания Монетного двора (Монетный двор был переведён из Москвы в Санкт-Петербург в 1724 году и до постройки специального здания монеты чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов). Справа от Петровских ворот в 1801—1802 годах был построен склад оружия (артиллерийский цейхгауз).
Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепости содержался Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
В «Секретном доме» Алексеевского равелина содержались декабристы, петрашевцы и народовольцы, а также Нечаев. С 24 апреля по 24 декабря 1849 года здесь был заключён Ф. М. Достоевский. С 1851 по 1854 годы отбывал наказание М. А. Бакунин. С 1862 по 1864 годы в равелине содержался Н. Г. Чернышевский. В 1872 году была построена тюрьма Трубецкого бастиона, через которую до 1917 года прошли около 1500 политических заключённых. В 1882 году был засыпан пересекавший Заячий остров канал крепости Санкт-Петербург.
Во время Октябрьской революции 1917 года гарнизон крепости поддержал большевиков[1], выступивших против Временного правительства, со стен крепости были произведены холостые артиллерийские выстрелы во время штурма Зимнего дворца, в тюрьму Трубецкого бастиона были заключены арестованные министры Временного правительства.

Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в крепости были расстреляны 4 великих князя (братья Николай Михайлович и Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович). В годы Красного террора (1917—1921) расстрелы на территории Петропавловской крепости производились в районе левого фаса Головкина бастиона между крепостной стеной и Кронверкским проливом. В конце 2009 года на территории крепости были обнаружены массовые захоронения жертв красного террора[]. Первой жертвой большевистских расстрелов на территории Петропавловской крепости, чьи останки удалось идентифицировать специалистам, стал кавалер ордена Святого Георгия герой обороны Порт-Артура генерал-майор по Адмиралтейству А. Н. Рыков.

В 1924 году крепость стала музеем. Хотя 8 ноября 1925 года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион, это решение было вскоре отменено.
С 1925 по 1933 годы в Иоанновском равелине находилась Газодинамическая лаборатория, в которой сложился научный и практический костяк отечественной космонавтики и военной ракетной техники. В 1973 году на месте Газодинамической лаборатории открыт Музей космонавтики и ракетной техники (ныне — им. В. П. Глушко).
 
Современное состояние 
Крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки.
В 1991 году на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру Великому работы скульптора Шемякина.

С начала XXI века на пляже Петропавловской крепости проводятся различные развлекательные мероприятия. Также проводятся экскурсии. По-прежнему действует Музей космонавтики и ракетной техники.
В 2005 году во флажной башне установили рояль, время от времени сюда для игры приглашают известных музыкантов.
  
 
СООРУЖЕНИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
 Иоанновский равелин и Петровские ворота
На территорию крепости можно попасть через Иоанновский либо Кронверкский мост. Два равелина (Иоанновский и Алексеевский) прикрывали наиболее уязвимые места крепости - входы с запада и севера. Между равелинами и крепостной стеной были вырыты рвы (засыпанные в конце XIX в.), через которые перекинули подъемные мосты. Если вы идете от метро «Горьковская», то вам надо перейти Кронверкский проток по старейшему в городе Иоанновскому мосту (обратите внимание на маленький памятник зайцу слева от моста - напоминание о том, что мост ведет на Заячий остров). Затем заходим в Иоанновские ворота, построенные в царствование императрицы Анны Иоанновны и названные так в честь ее отца, брата Петра I. Это же имя носит и равелин, где расположены ворота.
 
Иоанновские ворота
В Иоанновском равелине находятся кассы, где продаются билеты в музеи, имеющиеся на территории крепости. Можно купить билет только в собор, либо по единому билету можно посетить разные музеи и выставки. Подробные планы крепости, вывешенные на стендах, находящихся перед Петровскими воротами, помогут вам составить свой маршрут.
Еще в Иоанновском равелине находится музей «История космонавтики и ракетной техники». Казалось бы, при чем здесь космонавтика? А все дело в том, что в 1930-х гг. в крепости размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории, где производились испытания первого в мире электротермического ракетного двигателя. Так что интересующиеся могут ознакомиться с историей советской ракетной техники. Тут можно увидеть двигатели ракет-носителей «Восток» и «Союз», полетные костюмы летчиков-космонавтов и другие космические реликвии.
 
Потерна - потайной ход в Государев бастион
Затем проходим через Петровские ворота, служившие при Петре парадным входом в крепость. Они построены в виде триумфальной арки по проекту первого архитектора Петербурга швейцарца Доменико Трезини и считаются великолепным образцом петровского барокко. Кроме того, уникальность Петровских ворот в том, что это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение начала XVIII в.
Сначала ворота были деревянными, затем их перестроили в камне. Их украшает деревянное резное панно на библейскую тему «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в аллегорической форме прославляющее победу России над Швецией в Северной войне. Низвергаемый с небес злой волшебник Симон воспринимался современниками как карикатура на шведского короля Карла XII. Стоящие в боковых нишах ворот мифологические женские скульптуры олицетворяли военные и государственные таланты Петра I. Ну и, конечно, привлекает внимание огромный двуглавый орел, отлитый из свинца (его вес впечатляет - 1069 кг).

Кроме того, из равелина в крепость можно было пройти через потерну - потайной ход в Государев бастион внутри крепостных стен. Не так давно ее отремонтировали и открыли для туристов. В потерне довольно романтично, но несколько прохладно.
 
Двор крепости и бастионы
Проходя через Петровские ворота, обратите внимание на толщину крепостной стены - более 20 м. Внутри ее находились двухэтажные камеры для орудий, казематы и связывавшие их лестницы и коридоры. За воротами слева виден Государев бастион с аппарелью для подъема пушек.
 
Инженерный дом
Артиллерийский цейхгауз
Внутри крепости находится ряд старинных построек. Справа - здание артиллерийского цейхгауза (склада обмундирования и снаряжения), слева - Инженерный дом, где находились мастерские и склады инженерной команды, занимавшейся строительными и ремонтными работами в крепости. Сейчас в Инженерном доме расположен Музей старого Петербурга. С другой стороны Инженерного дома находится детская интерактивная экспозиция «Улица времени», представляющая собой символическую улицу, застроенную домами разных эпох. Особенность этой выставки в том, что детям разрешается в прямом смысле слова прикоснуться к истории, подержать в руках старинные предметы и попробовать использовать их по назначению.
В Невской куртине, ведущей от Государева к Нарышкину бастиону, расположена мастерская старинных видов графики «Печатня». Находящиеся здесь старинные печатные станки - не только экспонаты, но и действующее оборудование мастерской. Любой желающий может попробовать свои силы в создании литографии или монотипии. Кроме того, в Невской куртине находится экспозиция, рассказывающая об истории Петропавловской крепости.
 
Невские ворота
Невские ворота - главный парадный вход в крепость со стороны реки - ведут на гранитную Комендантскую пристань, с которой открывается великолепный вид на Неву и ее противоположный берег. Отсюда каждую весну коменданты Петропавловской крепости открывали навигацию на Неве. Для этого существовал специальный торжественный ритуал. По выстрелу из пушки комендант крепости торжественно переправлялся через Неву и вручал царю серебряный кубок, наполненный невской водой. Царь выплескивал воду из кубка и наполнял его серебряными рублями. Тогда комендант выходил из Зимнего дворца и давал сигнал взмахом платка. Крепость отвечала пушечным выстрелом, и навигация открывалась.

Кроме того, от Комендантской пристани отправляли осужденных на смертную казнь узников крепости к местам исполнения приговора, отчего в XIX в. Невские ворота в народе назывались Воротами смерти. Под аркой Невских ворот находятся памятные доски с отметками уровней сильнейших наводнений. Обратите внимание, что здесь оставлен так называемый «приямок» - показан тот уровень почвы, который существовал в XVIII в. Это позволяет представить всю мощь разбушевавшейся стихии.
 
 Аномальные зоны Санкт-Петербурга
Невские ворота со стороны причала
По повелению Екатерины II стены куртин и бастионов, выходящие на Неву, были «одеты камнем», о чем гласят надписи на них.
Ныне от Комендантской пристани отчаливают прогулочные катера, а нагретый солнцем гранит привлекает к крепостным стенам любителей загара, которые уже с ранней весны принимают здесь солнечные ванны. Зимой здесь собираются «моржи», которые делают проруби во льду и купаются даже в морозы.
На Петропавловской крепости есть и свой песчаный пляж, где летом множество отдыхающих. Здесь загорают, играют в волейбол, устраивают конкурсы песчаной скульптуры. Что же касается купания, то оно здесь все-таки не рекомендуется - к сожалению, вода в Неве не настолько чиста.
С Комендантской набережной открывается один из красивейших в Петербурге видов. Справа - величественный купол Исаакиевского собора и рядом - золотая игла Адмиралтейства, здания Сената и Синода. Напротив - Дворцовая набережная, настоящая симфония в камне, созданная лучшими зодчими мира.
Этим видом можно полюбоваться и с высоты. По крышам Невской куртины от Государева до Нарышкина бастиона проходит обзорный пешеходный маршрут «Невская панорама» длиной 300 м (подъем сюда оплачивается отдельно, полный билет стоит 150 р., учащимся -120 р., пенсионерам -100 р.). Здесь проложены пешеходные мостки с перилами, подобные тем, что были до революции по всему периметру крепости и служили для обхода часовых. Иногда здесь устраивают выставки фотографии и живописи, посвященные городу. Невская панорама открыта ежедневно с 10.00 до 21.00.
 
Нарышкин бастион
Нарышкин бастион назван по имени отвечавшего за его постройку Кирилла Алексеевича Нарышкина, который был не только сподвижником Петра, но и его ближайшим родственником. На крепостной стене в центре этого бастиона привлекает внимание выразительный силуэт Флажной башни. Здесь поднимали флаг крепости, хранили ключи от крепостных ворот. «Для отдохновения императрицы Анны Иоанновны» был сооружен павильон, где можно было выпить чашечку кофе, любуясь невской панорамой. Сейчас кофе здесь не дают, зато на Нарышкином бастионе находится одна из лучших обзорных площадок в Петербурге, откуда открывается потрясающей красоты вид на Неву и на ее противоположный берег.
 
Каждый день ровно в полдень, сохраняя старинную петербургскую традицию, с Нарышкина бастиона раздается сигнальный выстрел из вестовой пушки. При Петре I пушка подавала сигнал к началу и прекращению работ в крепости, а также возвещала о подъеме уровня воды в Неве. Сейчас горожане проверяют по выстрелу точность хода своих часов.

Здание перед Невскими воротами - бывшая Гауптвахта, теперь здесь находится дирекция музея-заповедника. Неподалеку у главной аллеи стоит необычный бронзовый памятник Петру I, подаренный городу в 1991 г. ленинградским художником и скульптором Михаилом Шемякиным, ныне работающим в США. Памятник, стилизованный под известную «восковую персону» Петра, удивляет сознательным искажением пропорций фигуры -маленькая голова, чрезмерно широкие плечи, гротескно длинные кисти рук, колени и ступни. Говорят, что автор намеренно допустил эту несоразмерность, граничащую с эксцентричностью, для обострения восприятия противоречивой личности царя-реформатора. Хотя сам памятник и его установка в центре крепости до сих пор вызывают незатухающие споры и полярные оценки искусствоведов, тем не менее произведение Шемякина всегда окружено толпами туристов, норовящих потрогать длинные пальцы бронзового императора или залезть к нему на колени.
 
Комендантский дом
Рядом - двухэтажное здание Комендантского дома, где находилась просторная служебная квартира коменданта крепости и его канцелярия. Обязанности у коменданта были в основном военно-хозяйственные, в частности охрана крепости и надзор за тюрьмой. В этом доме неоднократно происходили допросы узников и судебные процессы. К примеру, до сих пор здесь сохраняется мемориальный зал, в котором в 1826 г. работал следственный комитет по делу декабристов.

Должность коменданта Петропавловской крепости была почетна и часто пожизненна, на нее назначались только особо доверенные заслуженные генералы. У восточной (алтарной) стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище, где с петровских времен хоронили комендантов, скончавшихся на своем посту. Всего здесь 19 захоронений.
Дом, где жили коменданты, сейчас превращен в интереснейший музей, посвященный дореволюционной истории Петербурга. Он охватывает различные стороны жизни горожан - торговлю, транспорт, банковское дело, повседневную жизнь города, развитие кино и фотографии. Тут можно увидеть городские пейзажи, образцы торговых вывесок, мебель, костюмы и предметы повседневного обихода тогдашних петербуржцев. Обратите внимание на замечательный «кукольный домик» - наполненный мельчайшими подробностями дореволюционного быта макет типичного петербургского доходного дома. А окунуться в атмосферу уличной жизни помогает специальное звуковое оформление ряда залов. Можно посмотреть здесь и кино начала XX в.
 Аномальные зоны Санкт-Петербурга

Петропавловский собор
Главное сооружение крепости - Петропавловский собор, один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в.
Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
В первую очередь, по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл - она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города.
Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине. Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы.

Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».
 
Часы-куранты и карильон
Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.
 
Часы-куранты вблизи
Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни».
Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.
 
Интерьер собора
Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа.
Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена - все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты - это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» - Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.
 
Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.
 
Царские врата с фигурами апостолов
В центре - царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них - скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.

43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.
  
Петропавловская крепость
Бюст Петра I
Напротив иконостаса - нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла.

У противоположного пилона находится царское место - невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы - попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей.
 
Захоронения в соборе
Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.
 
Могила Петра Великого
Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду - могила их дочери Елизаветы Петровны.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами.
 
Петропавский собор - место погребения почти всех русских царей
В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заклюнный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле. Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.
В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем.
 
Гробница Николая II
Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. На церемонии захоронения останков присутствовало множество известных политических деятелей (в том числе президент России Ельцин, губернатор Петербурга Яковлев и другие), а также потомки дома Романовых, приехавшие из-за границы. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.
Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям.
 
Великокняжеская усыпальница
Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта - архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».
Новое строительство было вызвано тем, что к тому времени практически были уже исчерпаны возможности для новых захоронений в соборе. Усыпальница строилась с размахом - под ее полом заранее было заложено 60 склепов. В 1908 г. в ней состоялось первое погребение - в южной части, у алтаря, был похоронен сын Александра II великий князь Алексей Александрович. Всего к началу революции здесь насчитывалось 13 великокняжеских могил (в том числе восемь, перенесенных из Петропавловского собора).

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция,посвященная истории Петропавловской крепости.
В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор.
 
Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, недавно воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока идет реставрация усыпальницы, он выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.
 
Экскурсионный маршрут на колокольню Петропавловского собора. «Три века над городом»
С 1 мая по 15 сентября можно подняться на самое высокое сооружение исторической части города - колокольню Петропавловского собора. Экскурсионный маршрут позволяет увидеть механизм курантов и уникальный комплекс колоколов собора, С колокольни открывается потрясающий вид на город.
 
Ботный домик
На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации.
В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.
 
Монетный двор
Напротив собора расположено здание Монетного двора - одного из старейших промышленных предприятий города, занимавшегося чеканкой монет, орденов и медалей. Он был переведен сюда из Москвы по указу Петра I в 1724 г. и до строительства специального здания занимал Трубецкой и Нарышкин бастионы.
Монетный двор работает по сей день, так же, как и прежде, выпуская российские монеты, медали и наградные знаки. Изготовление этой продукции требует секретности, так что внутрь Монетного двора посетителей не пускают. Тем не менее некоторые ее образцы представлены в нумизматическом магазинчике на Соборной площади (Петропавловская крепость, 6, Никольская куртина, тел. 233-93-03, открыт ежедневное 10.00 до 18.00).
 
Тюрьма Трубецкого бастиона
Через казематы Петропавловской крепости - главной российской политической тюрьмы - прошло огромное количество известных исторических личностей. Первым здесь был заключен несчастный царевич Алексей, сын Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной, обвиненный в «измене и предательстве». Вместе с ним в крепости находились бояре Кикин и Лопухин, князь Долгорукий, а вскоре доставили и сводную сестру Петра царевну Марию Алексеевну. Для расследования этого дела была создана Тайная канцелярия - политический застенок, наводивший ужас на Петербург и на всю страну. Казематы крепости заполнялись все новыми арестованными, под пытками у них вырывали признания. Впоследствии в крепости побывали герцог Бирон и фельдмаршал Миних, так называемая «княжна Тараканова» и Артемий Волынский, Новиков и Радищев и многие другие. Сначала заключенные сидели в казематах бастионов и куртин, затем были построены специальные тюремные здания.
 
Мрачный Трубецкой бастион
Трубецкой бастион, расположенный в юго-западном углу крепости, использовался как место заключения еще с XVIII в. Во второй половине XIX в. внутри его было выстроено специальное двухэтажное здание политической тюрьмы на 69 одиночных камер, вписанное в контуры бастиона. Эта тюрьма и сейчас производит гнетущее впечатление своими холодными, мрачными и сырыми помещениями. Осужденные никогда не видели друг друга, их было запрещено посещать, многим не разрешали читать, писать и вообще заниматься чем бы то ни было. Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звук шагов охранников. Благодаря этому тюремщики могли незаметно подкрадываться и через специальное отверстие в двери заглядывать в камеры, оставаясь незамеченными. Многие узники сходили с ума от полной тишины, бездействия и абсолютной изолированности от внешнего мира.
В тюрьме соблюдался режим особой секретности. Даже сами охранники не знали, кого они стерегут, - им не сообщались имена заключенных, которых они называли по номеру камеры. Иногда узники перестукивались друг с другом при помощи специального тюремного алфавита, напоминавшего азбуку Морзе. Пойманного за этим занятием жестоко наказывали - переводили в ледяной темный карцер, где держали на хлебе и воде.
 
Тюремная камера Троцкого
Теперь в тюрьме музей, рассказывающий о ее многочисленных узниках и условиях их содержания. Можно увидеть одиночные камеры с железной кроватью, прибитым к стене столиком и зарешеченным окном и даже заглянуть в жуткий карцер. Среди заключенных тюрьмы Трубецкого бастиона был народоволец Андрей Желябов, известный анархист князь Кропоткин, революционерка Вера Фигнер, брат Владимира Ленина Александр Ульянов (после окончания следствия казненный за покушение на жизнь царя Александра III), писатель Максим Горький и многие другие известные личности.
После Февральской революции 1917 г. всех арестантов выпустили, посадив на их место бывших царедворцев Николая II. После победы большевиков сюда отправили министров Временного правительства, а затем камеры заполнили противниками нового режима и просто заложниками, арестованными по ленинскому указу «О красном терроре». В это время в крепости шли массовые расстрелы. Так, во дворе тюрьмы большевиками были расстреляны четыре великих князя из семьи Романовых - Дмитрий Константинович, Павел Александрович, Георгий Михайлович и Николай Михайлович. Рассказывают, что перед расстрелом шестидесятилетний великий князь Николай Михайлович, известный историк, председатель Русского географического общества, всегда бывший в оппозиции к Николаю II, снял с себя сапоги и бросил их солдатам: «Носите, ребята, все-таки царские...» Последними узниками крепости стали моряки - участники Кронштадтского мятежа.

В 1924 г. тюрьма окончательно перестала функционировать и была превращена в музей. Не так давно ее закрывали на довольно продолжительное время на реставрацию. Сейчас она вновь открыта для посещения, хотя после проведенного в ней «евроремонта» во многом утратила тот дух подлинности, который был свойственен ей прежде.
 
Алексеевский равелин
Трубецкой бастион связывает с бастионом Зотова Васильевская куртина. Расположенные в ней Васильевские ворота ведут на территорию западного, Алексеевского равелина (названного в честь отца Петра I - царя Алексея Михайловича). На территории Алексеевского равелина тоже существовала своя тюрьма для особо опасных преступников - Секретный дом, имевший дурную славу в городе. «Отсюда не выходят, отсюда только выносят», - говорили о нем. В стенах этой тюрьмы действовал один закон - личная воля императора. Он был изолирован от всей крепостной территории рвом с водой. На подъемном мостике находилась охрана, которой дано было право стрелять без предупреждения. Сюда могли прийти только четыре человека: сам император, генерал-губернатор, комендант крепости и смотритель тюрьмы.
 
Алексеевский равелин всегда был окутан множеством легенд, что объяснялось отсутствием в течение долгого времени каких-либо сведений о том, что в нем происходило. Именно с этим местом связана одна из самых волнующих и до сих пор не разгаданных тайн русской истории. Здесь в 1775 г. содержалась в заточении так называемая «княжна Тараканова», выдававшая себя за тайную дочь императрицы Елизаветы Петровны и наследницу престола. Ее трагическая история впоследствии стала основой для многочисленных домыслов. К примеру, многим известна картина художника Флавицкого, изображающая несчастную княжну, погибающую в каземате от наводнения 1777 г., хотя на самом деле узница умерла от чахотки еще за два года до этого.

В XIX в. в Секретном доме Алексеевского равелина ожидали приговора декабристы и члены кружка Буташевича-Петрашевского (одним из них был Достоевский), Бакунин, а Чернышевский даже написал там свой роман «Что делать?». В конце XIX в. Секретный дом был разобран, и на его месте выстроено здание для архива.
 
Кронверк
С севера, с суши Петропавловская крепость была прикрыта кронверком - земляными укреплениями, окруженными рвом с водой, а позднее бастионами и полубастионами. В XIX в. на их месте был построен Арсенал - огромное подковообразное мрачное здание из красного кирпича для размещения собрания оружия, знамен, орденов и других реликвий русской армии. Ныне в нем находится один из крупнейших военных музеев мира - Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, настоящий рай для любителей военной техники.
 
Рядом созданием музея в 1975г., в 150-ю годовщину восстания декабристов, на месте казни его пяти руководителей был открыт мемориальный обелиск, сделанный в виде гранитной пирамиды. На нем укреплен медальон с чеканными профилями пяти казненных у кронверка декабристов - Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина. Ужасная казнь постигла их - они были повешены. Причем трое из пяти сорвались в яму под виселицей, так как некачественные веревки не выдержали тяжести их тел. Пришлось посылать за новыми веревками, а тем временем трое приговоренных ожидали, глядя на тела своих повешенных товарищей и на приготовленные гробы, хотя по бытовавшей тогда неписаной традиции сорвавшихся с виселицы следовало помиловать. «Бедная Россия! И повесить-то порядочно не умеют!» - произнес Сергей Муравьев-Апостол. Тела казненных оставались на виселице весь день. Ночью их сняли и зарыли где-то на острове Голодай.
На сооруженном в их честь обелиске высечены слова Пушкина, обращенные к его другу Пущину, сосланному в Сибирь за участие в декабрьском восстании :

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья,
Напишут наши имена!
 
   
  

  ____________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Музеи Ленинграда: справочник. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 30.
 Соболев Г. Л. Петроградский гарнизон в борьбе за победу Октября. — Л.: Наука, 1985. — С. 54.
Бастарева Л. И., Сидорова В. И. Петропавловская крепость. Изд. 3-е. — Л.: Лениздат, 1978. — 152 с.
Памятники архитектуры Ленинграда. — Л., Стройиздат, 1975.
Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.
Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 7—9. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
Шереметевский В. В. Гервасий (Корда) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Санкт-Петербурга.

   

ВложениеРазмер
Peter_and_Paul_Fortress (1).jpg216.71 КБ
Peter_and_Paul_Fortress (2).JPG77.59 КБ
Peter_and_Paul_Fortress (3).jpg155.61 КБ
Peter_and_Paul_Fortress (4).jpg222.54 КБ
Peter_and_Paul_Fortress (5).jpg235.27 КБ

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.