Урочище Утятник, священная удмуртская роща

Интересное место есть на территории Вятскополянского района Кировской области, представьте себе, что и там протекает река Казанка, как и в нашем славном городе Казани!
А это навевает интересную мысль о происхождении гидронима – Казанка!
(отдельно посвятим статью о финно-угорском происхождении гидронима Казанка и названии города Казани!)
А в пойме Казанки есть много интересных мест, в том числе, памятники природы, священные места и почитаемые деревья.

 

В стародавние времена тут жили племена вятских удмуртов, на местах их проживания сохранились священные рощи и почитаемые деревья.

Древнейшим божеством удмуртов, сохранившимся ещё со времён финно-угорского единства, является Инмар, бог неба. Помимо Инмара существовало несколько других верховных божеств — Кылдысин, Куазь, Инву, причём зачастую непонятно, идёт ли речь об эпитетах одного бога (Инмара) или об отдельных божествах. 
В частности, обычно языческие молитвы удмуртов (удм. куриськон) начинались словами «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе…». Инву — «небесная влага» — это олицетворение дождя, который был чрезвычайно важен для земледельца. Верховному божеству, Инмару, противостоит божество-антагонист, которое под влиянием ислама стало отождествляться с Шайтаном.

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО УДМУРТОВ - ТУТ!

Поиск главного божества удмуртов вряд ли может завершиться успехом — его просто не существовало. Например, этнограф Г. Е. Верещагин сначала считал таковым воршуда, а позже — Нюлэсмурта. Д. Н. Островский считал, что тремя главными божествами удмуртов были Инмар, Кереметь и Шайтан, а Н. Г. Первухин настаивал, что таковыми были Инмар, Кылдысин и Куазь. П. Н. Луппов говорил о триаде Инмар, Кылдысин и Кереметь (Луд). Лишь под влиянием ислама и христианства на первый план выходит Инмар, который практически сливается с христианским Богом.
 
По мнению Н. Г. Первухина, верховная триада божеств удмуртов (Инмар, Кылдысин и Куазь) соответствует тройственному делению мира (небо, воздушное пространство и земля), и некоторые современные исследователи поддерживают данную точку зрения. Современный исследователь В. С. Чураков не разделяет мнения Первухина и считает, что Инмар, Кылдысин и Куазь — это разные имена, или эпитеты, одного верховного божества удмуртов. Существование божественной «триады» удмуртского пантеона сомнительно, учитывая тот факт, что удмуртская мифология никогда не представляла собой стройную и единую систему воззрений.
Значительное место в верованиях удмуртов занимал воршуд — первопредок-покровитель рода.

Мифические существа удмуртов
В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля, и др. 
По мере развития социально-экономических отношений, вторая часть имён низших духов мурт «человек» зачастую заменялась на кузё «хозяин». Весьма многочисленны были и враждебные человеку существа, приносящие вред, несчастья и болезни. Особняком стоит такое мифическое существо, как Палэсмурт «получеловек». В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — Алангасары и зэрпалы.

 

                                                ВИД НА ПОЙМЕННОЕ ОЗЕРО В УРОЧИЩЕ                             
Урочище Утятник
Урочище Утятник - природный ландшафт в долине реки Казанки на территории Омгинского сельского округа Вятскополянского района.

  
Топонимическая справка
Название урочища Утятник, не имеющего чётких границ, связано с неудачными опытами дым-дым-омгинского колхоза по птицеводству. В 50-е годы ХХ века здесь рядом с естественным водоёмом была устроена колхозная птицеферма, где намеревались выращивать водоплавающую птицу: уток, гусей.
Первую партию утят выпустили весной в расположенное рядом озёрко, где они могли плескаться и ловить обитавших в воде лягушек и головастиков. Водная гладь озера была широкой, местами у берегов росла осока, были редкие кусты ивняка, в которых утята находили укромные места. Из-за этого их было трудно по вечерам загонять в помещения фермы. Из-за удалённости фермы от колхозной усадьбы она не имела должного присмотра (до деревни Дым-Дым-Омга - 3 км, до деревни Нижний Матан - 1 км).
К концу лета утки настолько одичали, что их было трудно кормить и приучить к кормушкам. В результате осенью для отлова одичавшей птицы были привлечены охотники.. На следующий год попытки продолжать в этом месте разведение птицы были прекращены.
 
Поминальный крест охотников и рыболовов                                                                                   
Православный крест установлен в 2015 году на средства членов общества рыболовов и охотников у дороги на Матанский Кордон, на берегу пойменного матанского озера, маркируя границу охотничьих и рыбных угодий.
Крест изготовлен из металла, окрашенного чёрным цветом, имеет прикреплённую табличку с надписью "Поминальное место охотников и рыбаков". Рядом имеется скамейка и место для костра.
Поминальное место расположено в урочище Утятник рядом с широким пойменным озером-старицей, которое является старым руслом реки Казанки. Во время весенних разливов здесь протекала одна из ветвей устья реки, разрывавшаяся летом. Благодаря этому дно озера ежегодно очищалось, происходило обновление воды, в изобилии водилась рыба и водоплавающая птица.
В конце 70-х годов во время проведения мелиоративных работ старое русло Казанки было засыпано, реку направили к деревне Матанский Кордон, мимо лагеря Солнечный. Из-за этого пойменные матанские озёра Занога, Запесь и другие перестали очищаться, стали постепенно заболачиваться, и соответственно стало меньше рыбы. Место пересечения старого русла Казанки с автодорогой на Матанский Кордон обозначают каменные истуканы бетонных свай, которые были забиты однажды для строительства моста над одной из ветвей реки Казанки.
 
 
 
 
Культовая роща удмуртов                                                                                  
Дубовая роща, расположенная у Поминального креста охотников и рыболовов, по другую сторону дороги Дым-Дым-Омга - Матанский Кордон, в старину использовалась для молений удмуртов деревни Дым-Дым-Омга. Здесь совершались дохристианские аграрные культовые обряды - моления в начале и по окончанию полевых работ, а также по случаю засух и в неурожайные годы.
Среди местных удмуртов существовало табу на проведение всяких работ, рубки деревьев в священной роще - дубняке. Благодаря этим запретам народной экологии здесь до наших дней сохранился участок природного ландшафта с образцами растительности широколиственных лесов, которые в старину были распространены на второй надпойменной террасе реки Вятки. К сожалению, большинство дубов, растущих в роще, подвержены гниению изнутри - это последствия суровой морозной зимы 197? года.


Вероятно, на месте молений в роще раньше имелось какое-то капище, которое в советское время было уничтожено, т.к. в близлежащих окрестностях до сих пор можно наткнуться на выбеленные от времени черепа крупных животных.
 
Старинные монеты, найденные приборным поиском на месте молений в священной роще. Монеты были одним из видов жертвоприношений крестьян-удмуртов богу земли - Кылчину (Кылдысину).


 
Появление в 2015 году православного креста рядом со старинным местом языческих молений привело к своеобразному культурному симбиозу: здесь можно увидеть любопытное сочетание православного символа с атрибутами, относимыми церковью к суевериям.

 

Ленточки на сосне возле поминального места. Амулеты на поминальном кресте.                       
 
 
Старая сосна
Напротив дубняка через дорогу раньше росло высокое дерево, которое местное население называло: "Пор-кышно пужым". Пор - по-удмуртски: марийская, марийка. Кышно - жёнка, женщина. Пужым - сосна. Про сосну марийской жёнки было такое предание. После одного из молений, когда все разбрелись по окрестностям, люди заметили на этой сосне молодушку-красавицу из Тоймы, на которой недавно женился местный парень.
- Что ты там высматриваешь, подружка?
- Да вот, соскучилась по родной сторонке. Отсюда наши тойменские луга видны.
Говорят, и позже на этом дереве её несколько раз видели рыбаки, проходившие мимо. Идут, и вдруг - хруст сверху: а там женский силуэт, глядящий вдаль. Так за сосной и сохранилось это название.[1]
Толстые ветви старой раскидистой сосны были как ступеньки, по которым легко можно было взобраться на верх дерева. Говорят, в годы Гражданской войны весной 1919 года, когда в Нижнем Матане располагались колчаковцы, это дерево использовалось как наблюдательный пункт, там сидел боец и наблюдал за Вяткой.

 
Лесопосадки

К дубовой роще с севера примыкает молодой сосновый лесочек, называемый местным населением посадками. В лесном фонде омгинского колхоза "Заря" не хватало деловой древесины, и в начале 60-х годов здесь были высажены сосенки, чтобы впоследствии иметь лесоматериал для собственного строительства.
Саженцы бурецкой сосны дружно принялись, и вскоре тут стояли ровные ряды стройных деревьев. Между рядами сосенок в первые годы было много грибов - маслят. Одно лето их было так много, что собирать грибы в посадках привлекли учителей и учащихся, всю школу, наполнив за пару часов доверху две подводы с огромными плетёными корзинами.
 
Аэродром
Рядом с сосновыми посадками располагался колхозный аэродром. Здесь стояли склад минеральных удобрений, склад ядохимикатов и гербицидов, изба-сторожка. На грунтовую посадочную полосу аэродрома со второй половины 60-х годов до начала 80-х годов ХХ века приземлялся АН-2 - самолет сельскохозяйственной авиации из аэропорта Вятских Полян, который проводил работы по удобрению и химической обработке полей колхоза "Заря.

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://kraeved.vp43.ru/

ВложениеРазмер
6778456 (1).JPG511.96 КБ
6778456 (2).JPG532.71 КБ
6778456 (3).JPG507.07 КБ
6778456 (4).JPG452.96 КБ
6778456 (5).jpg164.05 КБ
6778456 (6).JPG493.86 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

такой парадокс...

парадоксально, но факт, 

что удмурты, которые живут восточнее и севернее чем марийцы, 

в более глухих и таёжных местах,

и которые вошли в состав России позже, чем мари,

оказались более втянутыми в орбиту православия, 

более поддались христианской проповеди.

В Удмуртии и около неё достаточно мало священных рощ, и ещё меньше удмуртов, 

кто соблядает древние языческие обряды.

Марийцы, наоборот, более крепче держатся язычества, ходят в рощу, много двоеверцев, 

Поэтому священные рощи удмуртов более реликтовое явление, чем реальные марийские кюсото.

аватар: Гость

Андрей

Так ещё более глухих и северных коми крестили уже в 14 веке! Удмуртов следом

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru