Тайны села Янцевары

Янцевары - село в Пестречинском районе, на реке Нырса, в 35 км к востоку от села Пестрецы.

На 2010 год - 166 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.

 

Известно с 1646 года как деревня Нырсывары Малая Шебулакова тож. В дореволюционных источниках упоминается также как Енсывар, Янцовары. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжно-шапочным промыслом. В начале 20 века в селе Янцевары функционировали Покровская церковь (построена в 1884 году на средства казанского купца П.В. Щетинкина), школа Братства святителя Гурия (открыта в 1884 году), хлебозапасный магазин, водяная мельница, кузница, 2 пивные, 1 казенная винная и 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1465,8 десятины.
 


До 1920 года село входило в Ключищинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского, с 1927 года - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Пестречинском, с 10.02.1935 года в Тюлячинском, с 12.10.1959 года в Пестречинском районах. Число жителей: в 1782 году - 244 души мужского пола, в 1859 году - 624, в 1897 году - 800, в 1908 году - 888, в 1920 году - 997, в 1926 году - 970, в 1938 году - 789, в 1949 году - 606, в 1958 году - 585, в 1970 году - 679, в 1979 году - 561, в 1989 году - 330, в 2002 году - 216 человек.
 
Янсуар, Нырсуар – кряшенская деревня Ключищенской волости. Она расположилась на берегу реки Нырса – в 60 верстах от губернского города, на правой стороне Ногайского торгового пути. 24 сентября 1722 года в деревне Нырсуар, что на реке Нырса, проживали русские и кряшены в 34 усадьбах.
В Янцеварах два старинных кладбища: первое - на территории села, второе - ближе к реке Меше. И на первом и на втором есть надгробные камни христиан и мусульман.
 
На 1 октября 1868 года в Янцеварах было начальное училище, которое было открыто Братством Святого Гурия. По настоянию и при помощи купца Павла Васильевича Щетинкина в 1884 году в Янцеварах была открыта первая деревянная церковь, на его же средства открылась школа для сельчанок. А поскольку здесь появилась церковь, поселение переименовали в село. Село тогда делилось на два сообщества – нырсинское и янцеварское. Земли было 1321 десятина.
После строительства и открытия школы начала распространение грамотности и христианства. Выпускники этой школы Павел Алексеев и Николай Семенов-Додуков с 1873 года, Антон Алексеев с 1888 года сами стали преподавать в других поселениях и понесли зерна просвещения в народ.
 


Село Янцевары - административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят: село Янцевары, деревня Нырсовары, деревня Райково, деревня Толкияз, деревня Таутермень.
Территория Янцеварского сельского поселения граничит на севере и востоке с Тюлячинским муниципальным районом, на юге с Отар-Дубровским сельским поселением, на западе с Ковалинским и Кибячинским сельскими поселениями.
В 1930 году в селе Янцевары образовался сельский совет. Его председателем был избран Осипов Василий Павлович.
 
Село Янцевары прославили:
Пузырев М.А. - заслуженный строитель, Таланов И.П. – профессор, доктор наук, Агачев Ю.Р. – кандидат математических наук, Янсуар (Шарова) Луиза – член союза писателей.
   
Родились в селе Янцевары (Янсуар, Нырсуар):
Романова М.А. - заслуженная телятница, награждена орденом «Ленина» и орденом Трудового Красного знамени
Сидоров В.П. - народный депутат, награжден Орденом Трудового Красного Знамени, серебряной медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства.

 


Призраки истории Янцевар
Засиделись мы как-то с приятелями до поздней ночи за кружечкой пенного напитка. Гуторили о том, о сем, о политике, женщинах… Тут один товарищ стал рассказывать мистическую историю, мол, с его другом, приключилась вот такая вот штука. 
Как водится, одни засомневались, другие - наоборот - в рассказ добавляли красок, тем самым...
В один из летних вечеров, во время киносеанса, его подпитый брат уснул в кинозале деревенского клуба. Толи его забыли разбудить, толи просто не стали этого делать, дескать, с утра выпустим. В общем, остался он спать в здании клуба. Первая на работу приходила завхоз, она же и последняя покидала здание, закрывала его на замок. К ее удивлению, Аркашку она в зале не нашла. 
Он покинул клуб через окно, которое разбил. «Неужели ты не мог дождаться утра и выйти как нормальный человек, зачем окно нужно было разбивать?»,- ругали его люди. Он же в ответ ничего не говорил, только махал руками, дескать, уйдите, и без вас тошно. А выпростался-то он из клуба таким путем, потому что очень сильно испугался тамошних полтергейстов.
-Просыпаюсь, открываю глаза, темно. Пытаюсь понять, где нахожусь. - Рассказывал с его слов товарищ. - Так бродил в темноте, пока не сообразил, что блуждаю по кинозалу клуба. Все бы ничего, отсиделся бы там до утра, кабы не странные голоса… Тут я и трухнул, нащупал в темноте стул и бросил его в окно, через него и убежал прочь…
Я сначала не хотел верить байке товарища о том, что в культурном заведении деревни водятся привидения, однако мне вспомнился один исторический факт, вычитанный из книги историка Максима Глухова «Судьба Гвардейцев Сеюмбеки». В 1980 году, когда строители вынимали грунт для закладки фундамента, наткнулись на захоронение. Останки были обернуты в древесную кору и обрамлены каменной аркой. Историки, исследовавшие останки, предположили, что это захоронения древнеславянской (именьковской) культуры V-VIII веков нашей эры. Для янцеварских мест такая археологическая находка была необычной. 
В книге писалось, что вскрытые могильники по обряду захоронения отличались от других ранее найденных захоронений… Возможно, там когда-то располагалось кладбище древних славян, со временем сравнявшееся с землёй, как и кладбище мурз, которое находилось в двух километрах от находок, в той части деревни, которую местные жители называют «Казак очы» - «Казачья околица».
Улицы, условно поделенные на части, имеют свои названия. Есть там чувашская сторона и даже вьетнамская - «Вьетнам башы». По всей вероятности, свои прозвища эти околотки получили из-за того, что в тех местах некогда проживали чуваши и вьетнамцы. К примеру, название «Казак очы» закрепилось за «кусочком» улицы, потому что в XIV-XV веках в деревне проживали казаки. 
 
Ходит на языке янцеварцев и такое название как «Мурзалар очы». Несложно догадаться, откуда оно взялось. Согласно утверждениям историков, того же Максима Глухова, в одно время с казаками проживали и мурзы. Интерес вызывает и тот факт, что казаки были приверженцами христианства, а мурзы исповедовали ислам. Словом, на одном «клочке» земли ютились две веры. Конечно, такое соседство не могло не отразиться на потомстве поколений. По мнению историков, казаки и мурзы - первые жители деревни Янцевары. Эти и многие другие факты из истории деревни были давно известны исследователям. И то, что сама деревня, как стояла на своем месте больше полувека, так и стоит. Даже название деревни не претерпело сильных изменений. По одной из версии, «Янцевары» произошло от двух слов: названия речушки «Нырсы» и «уар» -средняя долина. По другой версии, в средние века существовал город Сувар, где чеканились монеты.
Так откуда же взялись эти захоронения? Даже не будучи историком, любой житель деревни уверенно скажет, что-де в деревне много жителей европейской внешности. Есть даже люди, по чертам своим схожие с представителями Беломоро-балтийской расы: голубоглазые и имеющие светлые волосы. Ничего удивительного в этом нет. В вышеназванной книге Максима Глухова описывается такой факт. 
 
Писательнице Майе Ганиной, путешествуя по деревням располагающихся у поймы реки Камы, не раз приходилось видеть старушек, которые посвоим внешним чертам не отличались от жительниц Астрахани или Вологды. Подмосковщина, да и только! По всей вероятности, люди славянской внешности стали появляться вследствие заселения прикамской и примешинской зоны - служилыми татарами - казаками, которые служили при русских князьях. Возможно, их захоронения и были найдены в центре села Янцевары. В детстве, помню, один из старейшин деревни рассказывал мне, что в давние времена на месте Дома культуры было кладбище, где хоронили рядовых жителей Янцевар.
Получается, появление полтергейстов в сельском клубе, если они существуют в природе, вполне оправдано.
 Только какие духи до смерти испугали бедолагу, тоже вопрос: похороненные по языческим или православным обрядам? Вроде бы жители села всегда исповедовали православие. Даже церковь когда-то действовала в этой деревне, построенная на деньги купца Щетинкина в 1882 году, названная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ныне она заброшена.

Заброшенный храм в честь Покрова Божией Матери
в д. Янцевары Пестречинского района.
Построен в 1884 г. на средства купца I гильдии Павла Васильевича Щетинкина
Однако среди янцеварцев наблюдаются следы язычества. Во второй половине прошлого века можно было увидеть обряды поклонения языческим духам. В недавние времена, черты религии предков прослеживались в дни празднования летнего праздника «Питрау». До обеда кряшены собирали полевые цветы, тем самым осуществляя обряд поклонения языческим богам, а после ходили в церковь, чтобы помолиться в честь святых Петра и Павла.
Так что, какие призраки бродят в стенах сельского клуба, просто так не поймешь: то ли они язычники, то ли христиане. Не говоря уже о полтергейстах, которые бытуют в самой деревне.
 

Послесловие от редакции
После того, как в редакцию поступила статья Максима Малова «Призраки истории Янцевар», мы обратились к книге Максима Глухова «Судьба гвардейцев Сеюмбеки», чтобы узнать подробности той загадочной исторической находки в Янцеварах. Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из главы «Янсуварский феномен».
Летом 1980 года при возведении Дома культуры в селе Янсувары (Пестречинский район Татарстана) при выемке грунта под фундамент строители наткнулись на какие-то древние захоронения. Кладбище в центре большого старинного села?! Странно... У каких народов это бывало и есть?! Янсуварские долгожители начали припоминать рассказы своих давно усопших дедов, которые в свою очередь что-то слышали от своих предков, что их село как стояло на этом месте, так и стоит на нем «испокон веков». «Странность» заключалась в том, что вскрытые могильники по обряду захоронения совершенно отличались от других, какие когда-либо встречались и были описаны в этих краях.
Это был не просто любопытный случай, но интереснейший для науки факт. Среди участников события оказался энтузиаст, знаток и патриот своего родного края Рауф Файзрахманович Халитов. Выпускник исторического факультета Казанского университета, он по обстоятельствам возглавлял тогда передвижную механизированную колонну «Татколхозстроя», подрядившуюся построить в Янсуварах Дом культуры, и никак не мог оставаться равнодушным к историческим памятникам края. Халитов сумел все-таки приостановить работы, организовать здесь археологические раскопки, провести необходимые замеры и описать янсуварские находки. Мало того, ему удалось опубликовать результаты своих исследований в печати.
 
«...Останки погребенных, - писал Р.Ф.Халитов в многополосном еженедельнике «Приборостроитель» (№ 26, май, 1981), - были Обернуты древесной корой, а вокруг оболочки по всему периметру ясно вырисовывался слой пепла примерно 1,5-2,0 сантиметра толщиной. Могильники были обрамлены булыжной аркой и засыпаны грунтом. Слой земли над каменной аркой не превышал 0,3-0,5 метра. Во время расчистки захоронений было обнаружено множество глиняных обожженных осколков-черепков. Обнаружение могильников стало для сельчан в прямом смысле сенсацией. Взбудораженная мысль искала ответа...»
Те события действительно оставили неизгладимый след в сердцах янсуварцев и жителей всей округи.
«Странные» захоронения, «вдруг» обнаруженные в центре села Янсувары в 1980 году, как оказалось, давно известны науке. В своде «Археологические памятники Татарской АССР» (1982) они зарегистрированы под № 414 и описаны так: «В середине села находится место старого кладбища с выступающим из земли остатком надгробия (38х48х28 см) без надписи. Очень возможно, что этот могильник синхронен Янцеварскому кладбищу II и был местом захоронения рядового населения».
В том же своде относительно Янцеварского кладбища II сказано: «К северо-западу от села находится место старого кладбища (25х60), называемого местным населением «Мурзалар зираты» - «Кладбище мурз». Камней нет. Заметны впадины могильных ям. Судя по названию, его предположительно можно датировать XV-XVI вв.»
 
 
Жители д. Янцевары, середина ХХ века
Из опубликованного «Списка населенных мест Казанской губернии с "кратким описанием их. Лаишевский уезд» И. А. Износкова (Казань, 1895) следует, что надгробные камни в селе Янсувары стояли еще и в конце XIX века, а может быть, и значительно позже, до «крутого поворота» 30-х, сталинских годов. О чем это говорит? Вплоть до недавнего времени янсуварцы эти надгробные камни считали «своими», священными, несмотря на православную принадлежность, сохраняли в своих верованиях остатки древностей.
Официально датированные XV-XVI веками, они тем не менее остаются в сущности не изученными специалистами. Судя по описаниям Р. Ф. Халитова, неожиданно «открытое» кладбище в центре села по обрядности захоронений весьма близко напоминает известные в археологии памятники Именьковского типа (V-VIII века н.э.). Слой пепла, который «ясно вырисовывался» под землей в глубине «не превышающей 0,3-0,5 метра» указывает на факт трупосожжения, которое бывало в далеком прошлом в наших краях только у именьковцев, видимо, индоевропейцев по происхождению.

 

                                                           Кряшенский праздник Петряу - село Янцевары                                     
ТРАДИЦИИ СЕЛА ЯНЦЕВАРЫ
Сочинение слушательницы трехгодичных Казанских кряшенских педагогических курсов Татьяны Рашевой «Наше село» от 13 июля 1921 г. (с. Янцевары Ключищинской вол. Лаишевского кантона ТАССР)
Наше село называется Янцевары, находится [оно] в Казанской губернии, Лаишевского уезда, Ключищенской волости*. Расположено это село по течению реки Нырсинка. Кругом с севера оно окружено полем, а с востока и запада - лесами, с юга - горами и полем. В этом селе 70 дворов, из них 20 дворов русских и 50 дворов - кряшен. Занимаются они хлебопашеством, садоводством. Женщины занимаются хозяйством и пряжей. Из ниток ткут они себе костюмы. Для ткания у них [есть] особые приборы: станки, цепки и т.д.

После праздника Пасхи женщины начинают ткать. К празднику Николы** они эту работу уже заканчивают и с утра до вечера сидят где-нибудь в садах и шьют себе костюм. Костюм у кряшен: рубашки с двумя оборками, Фартуки, и там они носят деньги, а девки деньги носят только на груди. Каждый день молодежь выходит за ворота посидеть. В воскресные дни и в большие праздники играют в хороводы. Старые же ходят вокруг хоровода и смотрят. Если молодежь не играет в хороводы, то старики говорят, что теперь от того и дождя, и урожая нет, что не исполняют обряды. Летом кряшены празднуют Троицу почти целую неделю. Ходят на луга за цветами, в день Троицы ходят на речку, пускают в воду ленточки.

Загадывают, сколько жить на свете. Если ленточка утонет, говорят, что этот человек умрет, а если не потонет, то будет жить долго. Загадывают прежде всего старшему, потом среднему и т.д. До Троицы в четверг празднуют Симек. Все старые и малые выходят на поле, на большую дорогу, разделяются на две части и ждут скачек на лошадях. Лошадь украшают полотенцами, в середине поля ставят столб, навешивают то же самое полотенце и скачут наперегонки. полотенце. Полотенце собирают молодушки, которые вышли в тот год [замуж].
Старики ходят друг к другу в гости. Больше никаких обрядов не исполняют.

   
 _____________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
 НА ЧГИТН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 51-53.
http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/prizraki-istorii-yantsevar
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

 

 

ВложениеРазмер
yantsevary (1).jpg217.29 КБ
yantsevary (2).jpg73.81 КБ
yantsevary (3).jpg54.07 КБ
yantsevary (4).jpg152.99 КБ
yantsevary (5).jpg67.56 КБ
yantsevary (6).jpg216.52 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru