Марийская деревня Большая Шия

Большая Шия

Деревня Большая Шия расположена в Мамадышском районе Татарстана.
Население села 293 чел.(2010), 298(2014). В 1992 г. – 300 жит. 
По переписи 2002г жителей учтено было 311, мари 93%. Основана в 18 веке. Полеводство, свиноводство. Куюк-Ерыксинское сельское поселение Мамадышского района.
Координаты:   55°53'34"N   51°19'33"E 

  
Мамадышский район расположился своеобразным островком на пересечении рек Вятка и Кама. Никто не сравнится с его территорией: еще одного такого большого района в нашей республике нет. Его площадь – 2600 кв. км – как и у европейского Люксембурга! Он также отличается разнообразием своего населения: 73 % составляют татары, в том числе крещеные татары, и около 25 % – русские. Здесь также живут удмурты (1,3 %) и марийцы (1,4 %).

В окружении
4 из 132 населенных пунктов района – марийские деревни: Каргали, Гришкино, Старый Черкас и Большая Шия. Расположены они в окружении татарских, русских, удмуртских деревень. На первый взгляд кажется вполне логичным, что марийцы, попавшие в среду, разнообразную по языкам и религиям, национальностям, начали забывать свои корни. Однако в нашем, в хорошем смысле толерантном Татарстане потерять национальную память не так и просто. У нас создаются все условия для того, чтобы каждая нация смогла исповедовать свою религию, владеть родным языком, сохранить обычаи и традиции своего народа. Даже оптимизация не стала поводом закрывать школы, когда-то открытые для национальных меньшинств. Пример такого учебного заведения – школа в Больших Шиях. Ее посещает 31 ученик.
 


Марийцы как бы родом из леса
Среди четырех марийских деревень Большая Шия – самая крупная. Она считается своеобразной столицей мамадышских марийцев. Первая мысль, которая возникла у меня, когда я приехал в эту деревню, была о том, на каком языке нам придется беседовать. Наверное, на русском, думал я. Ведь марийского, к сожалению, я не знаю. Однако встречавшая нас Лидия Ивановна Баймурзина, директор средней школы, сразу заговорила на татарском, удивив не только меня, но и моих спутников.
– Не стоит удивляться. У нас каждый владеет татарским, и взрослые, и дети, – сказала она. – Наша школа этнокультурная. У нас в течение всех 11 учебных лет ведется преподавание марийского языка. В соседнем Гришино имеется девятилетняя школа, где дети тоже изучают родной язык.
Обучение марийскому языку не единственная особенность этой школы. Есть другая – серьезное трудовое воспитание детей. У них имеется большая теплица. В свое время даже разводили кроликов. Не только технический персонал, но и учителя и ученики ухаживают за выделенной школе территорией, а это без малого 2,5 га. Это настоящий уголок со страниц сказок. Вишня, смородина, малина… А кусты облепихи как бы приобрели вид лесного оленя. А на грядках лука, огурцов, помидор, на делянке картофеля не увидишь ни одного сорняка. Оказалось, что школа полностью обеспечивают себя витаминными овощами на зиму. Лишнее продают жителям соседних сел и на районных сельскохозяйственных ярмарках. Я видел столько школ за время работы в журнале «Магариф», но ни разу не встречал в их владениях речки. По территории школы течет небольшая речушка, в нынешний дождливый год она разлилась до большого водоема. Что и говорить, марийский народ – трудолюбивый народ, любящий лес, ценящий землю!
 


Зеркало деревни
По тому, какая школа, можно сложить первое впечатление о деревне и о её жителях. О том, что школа может стать центром воспитания, визитной карточкой нации, можно сделать вывод на примере Большешиинской школы. Рядом со зданием школы установлен обелиск, посвященный памяти односельчан – участников Великой Отечественной войны. За ним ухаживают сами ученики. В школе работает музей. Его экспонаты позволяют поближе познакомиться системой образования, культурой, традициями марийцев. Экспонатов в музее ни много, ни мало – свыше 400. Среди них: предметы быта и ремесленничества, национальная одежда, нумизматика, домашняя утварь, реликвии, связанные с историей села. 
У музея более чем 30-летняя история. Сбором первых экспонатов и открытием музея занимались ветераны образования – Л.Асапова и С.Дмитриева. Музей также отражает историю самой школы. По сохранившимся документам можно понять, что Большешиинская братская школа была открыта ещё в далёком 1885 году. Школа смешанная, черемисская, одноклассная с двумя отделениями, помещалась в наемной крестьянской избе через сени. Начиная с тех самых пор техническая база школы находится в постоянном развитии: в 1931 г. было построено первое здание школы. 
Материалом для нее послужили бревна старой церкви. А в 1965 г. школа переезжает в каменное строение. В 1997 г. Большешиинская восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. Теперь Большешиинским ребятам не надо было ходить за 10 км в соседнюю Куюк-Ерыксинскую среднюю школу. А в 2002 г. В селе Большая Шия выросло замечательное современное типовое здание, в котором могут обучаться 108 учеников. При открытии школы 1 сентября 2002 г. тогдашний директор Хаят Халиулловна Алексеева сказала: «Наконец, моя мечта сбылась!»
Сегодня в школе есть все для получения качественного образования: 10 учебных классов, отдельный компьютерный класс, медпункт, спортивный зал, библиотека и столовая, а также свой музей. Только вот учеников не хватает – их здесь всего 31 человек. Но, несмотря на это, педагоги считают, что у школы есть будущее, так как в этом году в 1-й класс пришло 5 детей.
– Мы решили разместить на свободных площадях школы детский сад. Это позволит вести совместный учебно-воспитательный процесс, – говорит директор школы.
 


Татарский язык не бывает лишним и для марийцев
Татары и крещеные татары, русские и марийцы Мамадышского региона не чураются языка соседей. Это проявляется и в составе педагогического коллектива школы: 4 из 14 учителей в школе – татары. Это преподаватель физики и математики Ильназ Низамиев, заместитель директора Гульфия Низамиева, а также учителя русского и английского языков Индира Гатауллина и Гульнара Гилязетдинова. Однако национальность учителя никак не влияет на качество преподаваемого предмета. 
Директора школы в разное время также были представлены людьми разных национальностей. Что удивительно, в кресле руководителя татары и марийцы меняются поочередно. К примеру, в 1965 г., когда школа переехала в новое здание, директором стал Назим Гаязович Гаязов, начиная с 1969 г. его сменил Александр Александрович Якимов. С 1987 г. на протяжении 18 лет этой школой руководила Хаят Халиулловна Алексеева. С 2005 по 2009 гг. директор школы – Заки Раифович Галиев. А последние десять лет эту должность занимает нынешняя хозяйка – Лидия Ивановна Баймурзина. До этого она 8 лет руководила Гришинской восьмилетней школой. Лидия Ивановна сама родом из села Большая Шия. Она окончила Йошкар-Олинский государственный университет по специальности учитель истории. В пршлом году было присвоено Лидие Ивановне почетное звание «Заслуженный учитель Татарстана» за упорный труд на педагогическом поприще в течение 25 лет.
Директор школы с 2011 г., она возглавляет и национально-культурную автономию марийцев Мамадышского района. С этого времени жизнь этого своеобразного угро-финского народа стала более оживленной. Она установила тесные контакты с общественными и этнокультурными организациями столицы Мари-Эль. Мамадышские марийцы нередко выезжают на конкурсы и праздники к своим сородичам в соседние Агрызский, Елабужский районы. Взаимоуважение дает свои плоды. Марийцы из Большой Шии прекрасно владеют как своим родным, так и татарским, русским языками. 
Марийский язык преподается в школе все 11 лет обучения по 3 часа в неделю. Не только молодое и среднее звено, но и пожилые сельчане прекрасно обходятся без переводчика с татарами. Не удивительно. Ведь до возникновения ажиотажа вокруг языкового вопроса в школе преподавали татарский язык как минимум один час в неделю. Сейчас это время отдано русскому языку. Но разве знание азов татарского языка, который является вторым государственным языком республики, в дальнейшем не найдет применения в жизни марийцев и других народов Татарстана? На примере Большой Шии мы видим, что здесь прекрасно уживаются три языка. Кстати, у марийцев есть особый талант к изучению языков. В селе до сих пор вспоминают успех Николая Горбунова: он, когда преподавался татарский язык в школе, вернулся призером с республиканской олимпиады по татарскому языку.
 


Пробуждение
Марийский язык и литературу преподает один из самых опытных учителей школы – Ольга Васильевна Сидорова. В кабинете, который обустроен по ее усмотрению с этническими элементами, она и сама встретила нас в национальном костюме. В этот момент я еще раз осознал, насколько для каждого народа важны его язык, национальная одежда, традиции и обычаи. Трудолюбие педагога, а также его целеустремленность и преданность своему предмету отражается и на учениках. Ее ученики, Альберт Васильев и Артем Баймурзин, ежегодно участвовали и становились призерами республиканской олимпиады по марийскому языку и литературе.
Учащиеся Большешиинской школы продолжают знакомство с традициями своего народа и за пределами учебных классов. Их исследовательские работы “Марийские народные праздники ”, “Старожилы села Большая Шия”, “Культ дерева у марийцев”, “История Большешиинской школы” занимают призовые места на различных научных конференциях. Знание родного языка позволяет им участвовать и побеждать и в других конкурсах (презентация «Родной язык в моей семье», «Географический калейдоскоп», «Созвездие-Йолдызлык-2019»). Лидия Ивановна организовала в школе кружок марийского фольклора, который сейчас является самым популярным и любимым среди учеников. Руководимый ею фольклорный ансамбль «Шонанпыл» из года в год участвует в республиканском празднике марийской культуры «Пеледыш Семык» и становится лауреатом или награждается дипломом. 
В этом году ребята стали дипломантами III степени на республиканском фестивале детского искусства «Без бергэ». Школьный коллектив также участвует в организации национальных праздников, например: «Шорыкйол» (Рождество), «Үарня» (Масленица), «Кугече» (Пасха). В них, наряду со школьниками и воспитанниками детского сада, принимают участие папы и мамы учеников, односельчане. Начиная с 2017 г. здесь проводится национальный праздник «Семык» деревенского масштаба. Жителям соседних русских, татарских и удмуртских деревень также понравилось своеобразное зрелище, напоминающее татарский Сабантуй: они приезжают в Большии Шии, чтобы поучаствовать в этом празднике. Помню, лет двадцать тому назад их соседи – крещеные татары из деревни Зюри – с оглядкой начали проводить праздник Питрау. А сейчас он перерос в праздник республиканского масштаба. Кто знает, может, через пару лет праздник “Семык” марийцев Мамадышского района тоже станет известен на всю страну.
 
Каждая школа гордится своими воспитанниками, особенно теми, которые добились больших высот в жизни. В Большешиинской школе таких предостаточно. Можно не перечислять всех, но не выделить одного из них не могу. Это Анатолий Петрович Иванов, который является главой Мамадышского района. Парень, из крещеных татар, после окончания начальной школы в своей родной деревни Уткино в 1970 гг. отправляется не куда-нибудь, а в Большешиинскую восьмилетнюю школу. Принимал активное участие в общественной и спортивной жизни школы. Большеиинская школа в то время являлась очагом знания не только для детей своего села, но и для соседних русских, татарских деревень. Эта традиция продолжается по сей день. Сегодня в школе также обучаются дети трех различных национальностей. Каждому из них дорог родной язык, близки культура и традиции своего народа. Именно это является главной целью мультикультурного педагогического состава школы.
 
Напоследок хочу сказать вот ещё о чем: сохранение небольших этнокультурных школ – большая заслуга Дома дружбы народов Татарстана. Его руководитель Ирек Ильдусович Шарипов во время встречи с журналистами как-то сказал: «Сохранив одну марийскую школу, мы сохранили четыре деревни». Возможно, речь шла именно о Большешиинской общеобразовательной школе.
Справка: 
процент марийцев в Татарстане – 0,8 %, а самый большой в Агрызском районе – 8 %.
   
ПРАЗДНИК СЕМЫК
Сегодня в селе Большая Шия начался традиционный национальный праздник марийской культуры - Семык. С таким размахом здесь его проводят второй год.
Основные мероприятия проходят во дворе местного очага культуры.
В программе запланированы состязания между семейными парами, конкурсы для детей, игры, спортивные соревнования, выступления фольклорных коллективов.
На праздник собрались марийцы из таких сел как Большая Шия, Черкассы, Каргали, Гришкино и многочисленные гости с близлежащих сел и деревень.
Семык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В отличие от русского Семика, основной идеей марий­ского праздника является поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту.
        
 
Большая Шия. Часовенный столб.
Республика Татарстан / Мамадышский район / Большая Шия
Казанская и Татарстанская епархия / Мамадышское благочиние
Деревянная часовня. Действует. 
Год постройки:Между 2000 и 2010.
Где находится, как доехать:
Республика Татарстан, Мамадышский район, село Большая Шия.
Координаты:
55.884168, 51.330396
Проезд:
Из Мамадыша по автодороге Мамадыш - Кукмор, через 6 км после выезда из города повернуть направо по указателю "Кляуш, Шадчи". 
Через 14 км повернуть налево по указателю "Большая Шия". Далее через 2,4 км повернуть налево на грунтовую дорогу к кладбищу, начинающуюся между домами. 
Через 1 км часовенный столб будет справа, перед входом на кладбище.
 
     
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Газета «Новости Мамадыша».
Статья Тагира Сабирзянова.
http://magarif-uku.ru/ru/odna-mariyskaya-shkola-sberegla-chetyre/
Села и деревни Мамадышского района.
ИА «Татар-информ», 2 июля 2019.
Памятники природы Татарстана.

 

 

ВложениеРазмер
425565767 (1).jpg116.92 КБ
425565767 (2).jpg191.36 КБ
425565767 (3).jpg214.16 КБ
425565767 (4).jpg235.86 КБ
425565767 (5).jpg101.82 КБ
425565767 (6).jpg130.37 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

марийский праздник Семык

-Семык имеет многовековую историю. Его отмечают в честь завершения весенне-полевых работ, тем самым открывая летний праздничный календарь. И повелось это еще с язычества.

Как оказалось, среди жителей деревни Гришкино, есть те, кто хранят языческую культуру по сей день. В святой роще они регулярно проводят обряд жертвоприношения. Этот год не стал исключением. А марийцы Большой Шии и Каргали – православные.

Поэтому здесь праздник имеет религиозный оттенок. Семык начинается через семь недель после Пасхи и заканчивается в воскресенье в Троицу. Главная цель праздника - поминовение усопших и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту, - рассказывает один из уважаемых жителей деревни, ветеран образования Александр Якимов.

До начала праздника, пообщались с некоторыми гостями, которые постепенно заполняли площадь возле сельского клуба.

-Сегодня у нас поминальная суббота. С раннего утра, в память о родных, ушедших в мир иной, зажигаем свечи. Рядом ставим стакан чая, мед, выпечку, вареные яйца, два вида колбас, ложку. Прочитав молитвы, пробуем яства, - рассказал Василий Спиридонов.

Елизавета Билякова вместе с семьей приехала на праздник из Йошкар-Олы.

-Очень обрадовалась, когда родные сообщили о проведении Семыка и пригласили в деревню. Его праздновали и в нашу молодость. Но в те времена религия была притесненной, поэтому и гулянья были иными. Думаю, тогда только бабушки и дедушки в своих домах проводили его подобающе. Для большинства же он был похож на Сабантуй. Сегодня, конечно, его организуют по всем правилам, - поделилась женщина. В отличие от Сабантуя, в Семыке нет конных скачек и национальной борьбы.

Все остальные соревнования могут проводиться. Что касается песен и плясок, Семык ими даже богаче. Двадцать два года назад мне посчастливилось побывать на празднике Семык, который проходил возле деревни Каргали. Участвовали там и гости из марийских деревень других районов Татарстана. Многое тогда узнал об обрядах, которые проводили на этом празднике до октябрьской революции.

В те времена девушки плели венки из цветков, приходили на берег реки и опускали их в воду. По тому, как венок остановится возле берега, гадали о своем замужестве. Если остановится быстро – значит, скоро замуж. У входа на майдан гостей встречали девушки с марийскими блюдами: коман мелной и квасом. Коман мелна – блинчик, завернутый в несколько слоев (наподобие татарского дучмака). Его обычно готовили на Уярню – Масленицу.

И сейчас гостей Семыка встречают этими блинами. Для тех, кто не пробовал – блюдо очень сытное и вкусное. Перед сельским клубом расположилась экспозиция, передающая быт марийского народа. Марийцы, как  татары и кряшены, мастера по вышиванию наволочек, оконных занавесок, полотенец, тканию паласов. Рукоделие придало выставке особый национальный колорит. Как только начался праздник, воспитанники детского сада с воспитателями, школьники с учителями наряду с коллективами фольклорных ансамблей Большой Шии и Гришкино поприветствовали гостей на майдане. Выступления детсадовцев и учеников в национальных костюмах порадовали зрителей.

Затем ведущие ознакомили всех с марийскими праздниками и обрядами. В конце года – около 22 декабря, в честь самого короткого дня и самой длинной ночи отмечается Шорык ел. Его празднуют в новолуние. Ряженые дед Василий и его старуха ходят по домам, интересуются, чем занимались в течение года хозяева, как учились их дети. Каждая семья старается угодить гостям. Считается, что деда Василия и старуху злить нельзя. На сцене воспроизвели это народное предание.

Праздничные поздравления жителям деревни адресовали заместитель по социальным вопросам исполкома муниципального района Вадим Никитин и директор Большешиинской школы, председатель марийской автономии Мамадышского района Лидия Баймурзина. После поднятия праздничного флага, стартовал калейдоскоп игр. Бежали с наполненными водой ведрами и коромыслом, носили яйца в ложках, бегали в мешках, срезали веревки с игрушками. Украшением праздника и на этот раз стали соревнования семей. Участие приняли Зайцевы, Сабировы и Касимовы. Сначала команды презентовали себя, далее сорвеновались в угадывании названий вещей, которые в давние времена были в обиходе у народа, показывали мастерство в песнях и танцах. Мерялись силами в распилывании дров. Победителями стали Елена и Анатолий Зайцевы. Всем трем семьям вручили ценные памятные подарки. Иногда сюрпризы природы поистине удивляют. Большая часть прошлой недели выдалась довольно холодной. В некоторых деревнях были и заморозки.

А в субботу с утра погода прояснилась и солнце стало греть. Словно Мать Земля сделала это в честь Семыка! Недаром марийский народ считает Семык предвестником лета...

Некоторые обряды, связанные с Семыком:

Ночь со среды до дня четверга считалась временем для избавления от нечистой силы. Хозяева домов в этот день жгли костры, извлекали звуки из различных предметов, не оставляли жилье без присмотра.

Молодежь в эту ночь совершала всякие проделки: закрывала печные трубы, опрокидывала бочки воды в банях.

Веселье продолжалось в долине на берегу речки, до самого утра. Девушки собирали букеты цветов на лугу. В субботу или воскресенье праздник завершался.

Народные приметы:

-На Семык ясно – уродятся овощи;

-Если после Семыка красить нитку, будет град;

-После Семыка ничего садить нельзя, не уродится;

-До праздника Семык нельзя ходить без головного убора, голова будет болеть.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru