Село Торновое, священное место мокши

В мордовском селе Торновое Волжского  района Самарской области есть место на краю села, около старого вяза, где на Троицу самаролукская мордва-мокша (отдельная этническая группа) резала быка, купленного вскладчину, варили суп, кашу, хмелевое пиво. У села находится священная берёзовая роща.

Старожилы села рассказывают былички о Вирь-Аве (Виряве) — мордовской водяной (лешачихе).  

 


В качестве священного дерева мордва предпочитала дуб. Под дубами они проводили обряды жертвоприношения. Считали, что эти деревья обладают чудодейственной силой, вешали на них кусочки холста, которые, уходя, забирали домой. По сообщению У Харвы, в мордовской деревне Бокла Бугульминского района (ранее Самарской губернии) во время жертвоприношения вешали икону. В такой форме этот обычай появился явно гораздо позже, под влиянием православия, но, вне сомнения, на более древней языческой основе. Считалось, что если человек срубит жертвенное (священное) дерево, то скоро умрёт сам или его родственник.
       


Название села происходит от слова «торн» - разновидности мелкой сливы, произрастающей в средней полосе и отличающейся едким вкусом и округлыми плодами на небольших кустовых зарослях. По другой версии название Торновое происходит от татарского «торна» - журавль, журавлиный. Либо здесь растет много торна, либо находится большое количество гнездовий журавлей.
     Само село впервые упоминается в исторических документах в 1639 году. Торновое - среднее по размерам поселение для Самарской Луки, находится на склоне возвышенности. Село выглядит как обычная деревенька - много покосившихся полузаброшенных домиков, грунтовых направлений вместо дорог и приятная атмосфера отсутствия цивилизации. Асфальтовая дорога от Рождествено здесь заканчивается и начинается грунтовка.
    На вершине горы села Торнового (координаты в заголовке) находится памятник победы социализма - большой металлический Серп и Молот. Это - самая высокая точка в этом районе. Видимо, авторы памятника Серпу и Молоту водрузили его здесь специально, чтобы его видели издалека все жители села. Социализм давно канул в лету, а памятник остался. Красивый вид, открывающийся с этого места, притягивает и будит всё прекрасное, что есть в человеке.                                                     Существует версия, что Серп и Молот на гору водрузила местная молодёжь, и не в память социализму, а просто так. Сами же и покрасили его красным цветом, так как раньше, эта железяка валялась внизу деревни, вся ржавая. Там раньше стояла деревянная вышка, место это до сих пор так и называется: Вышка.
  


Где находится, как доехать:
Добраться до Торнового из Самары можно на автомобиле или велосипеде. 
Проще всего сделать это, добравшись до села Рождествено из Самары речным транспортом. Расписание паромов смотрим  тут.
Все вопросы, касающиеся речных перевозок можно задать по тел.: (846) 339-86-18, 339-85-79,339-85-92, 269-62-52.
Из Рождествено на север выходит хорошая асфальтированная дорога, которая в нескольких километрах от села раздваивается. 
Одна ветка уходит на запад, в сторону села Новинки. 
Вторая - тянется на север, к селу Торновое, до которого от Рождествено примерно 8 километров.
   
 
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛО Торновое
Доехав до асфальтового перекрёстка дорог на Торновое и Шелехметь, нужно вернуться на 200 метров в сторону нефтеперегонной станции, которая послужит хорошим ориентиром. Вал начинается у станции — GPS координаты 53.246136 49.99127. Остатки укрепления высотой два метра и длиной около сотни хорошо видны не только на местности, но и на онлайн-картах. Именно по карте нашел этот исторический вал исследователь Самарской Луки Андрей Шепелев. Проверить работу онлайн-сервисов можно на месте — мобильный интернет МТС работает стабильно на уровне 4,5 Мб/с.
Держим путь на Торновое, двигаемся по хорошей асфальтовой дороге между двух полей, ещё не паханных в этом году. В полях с обеих сторон от дороги выделяются курганы — древние могильники, датированные VII-VIII веками. По наиболее исследованному кургану у села Новинки они классифицируются археологами как “новинковский” тип могильников. Памятники принадлежали кочевым племенам болгар, поднявшимся на среднюю Волгу из Приазовья. Диаметр курганов 10–16 м, высота — около одного метра. При строительстве курганов использовались камни, что спасло эти древние ритуальные сооружения от распахивания в советские годы.
 
Анатолий Бурнашев, житель села:

— Существует легенда, что именно на этом поле под Торновым состоялась так называемая Баранья битва — сражение между булгарами и армией Субэдэя и Джэбэ, в котором монголы потерпели поражение. Осенью 1223 года после битвы на Калке, завершая четырехлетний поход, монголы пошли на Волжскую Болгарию. Узнав о приближении войска, булгары построили фортификационные сооружения, заманили неприятеля в ловушку и разгромили его войско, окружив со всех сторон. В плен было взято огромное количество монгольских воинов, которых булгары обменяли на баранов по курсу один к одному. К сожалению, эта легенда не получила подтверждения археологическими находками — оружия здесь не нашли.
 
Следующая цель — гора Эрке-Пандо (Озёрная гора), на склоне которой расположено село Торновое. Известный исследователь Самарской Луки Юрий Рощевский сообщает, что по легенде Торновое основал аксакал, мордвин дедушка Тюфтень в 1563 или 1564 году. Он был беглым, «от природы Стеньки Разина», то есть разбойник. К нему присоединились 12 мужиков. Среди них — КуркА и ПличчИ (ударение в именах на последнем слоге)”.
Мордва на Самарской Луке в отличии от русских предпочитала селиться на окраинных укромных местах на границе леса и степи, рядом с горами. Селяне жили лесом — занимались бортничеством, собирательством ягод и грибов и охотой на дикого зверя — лося, кабана, косулю.
 


Оксана Бурнашева, жительница села:
— Сажать сады в селе стали относительно недавно — зачем сажать яблони, если они сами по овражкам растут? Птички разносят, коровки удобрят. Наша соседка теть Валя — из старожилов, как идёт по грибы и яблоки собирает. Так и говорит, там-то сладкая яблоня, и там-то, а под горой не уродилась в этом годе. Она ходит в лес, как в свои угодья.
— Здесь на каждом выступе Жигулёвских гор городище стояло, а под городищем — селище. Место это очень древнее, нажитое. Даже после орды, когда все вокруг обезлюдело, в наших краях стали селиться раньше. Место укромное: чуть что — сразу в лес и ищи-свищи. Даже в царские времена шибко боялись прижимать торновских. Сколько им не чего ни пиши, сколько в лес ходить ни заказывай, сколько черкесов ни присылай из Рождествено, наши промышляли в лесу своими делами, кто бортничал, кто лес воровал. Всё копеечка мужику, всё приработок.
 
Торновое уютно расположилось под горой Эрке-Пандо, на крутых склонах которой растёт немало торна — кустов с синими ягодами, отдаленно напоминающими сливу, давшего название селу.
К дереву в культуре мокшан особое отношение. Юрий Рощевский интересно описывает празднование Святой Троицы в Торновом:
“Церкви здесь никогда не было. За благословением ходили к священнику в Новинки. Все село отправлялось на общинную молельную поляне, посреди которой рос огромный старый раскидистый вяз. Его называли Девичьим. Здесь проходила кульминация праздника. Женщина-кашевар готовила праздничный обед и варила на всех Девичий квас и Девичье пиво.
Бабка-колдунья подходила к вязу. Поодаль полукругом вставали девушки. Еще дальше, на некотором расстоянии от них — гурьба холостых парней. В стороне от молодёжи разводили костер. Здесь, на рогатинах и перекладине, в котлах замужние женщины готовили обрядовый обед. Для этого здесь же резали барана, варили суп и молочную кашу.
Молились только молодые и колдунья. Девушки и парни вымаливали себе на год здоровья, хороших женихов и невест. О чем при этом шептала колдунья, никто толком не знал.
После молитвы все усаживались возле расстеленной на земле белой скатерти (полога) и начинался обед. Складывали недоеденное в телегу и шли в деревню к Троицыным садам, где гулянка продолжалась с песнями и танцами”.
Многие традиции в Торновом ещё живы. Анатолий Бурнашев рассказывает, что до сих пор на праздник Троицы окна домов украшают кленовыми ветками (по русскому обычаю, принято украшать иконы и окна домов березовыми ветвями, — прим. ред.).
Чтут местные жители Проводы Пасхи — Красную горку. В первое воскресенье вслед за Пасхой собираются сельские старожилы, человек 20-30. Поют, пляшут, палят из ружей, бросают монетки в траву.
 
Анатолий Бурнашев:
— Мы проводим в Торновом Масленицу с 2010 года. Приезжают в основном городские — активная молодежь. Несмотря на то, что гуляем по традиции без алкоголя, игры получаются буйные и задорные — праздник в сугробах, на ветру, у костра. А в прошлом году провели еще и «Детскую Масленицу на Самарской Луке» — насколько я знаю, единственный такой праздник в округе.
На улицах Торнового, прямо скажем, пустынно, за полтора часа, проведённых в селе, мы встретили одного человека в магазине. Да, в Торновом есть магазин, в котором можно пополнить запасы воды, еды и чего угодно. Со слов Анатолия, в селе на 300 дворов, постоянно живёт не более сотни человек. Расположенное на крутом склоне горы, в тупике, на удалении от Волги село не пользуется популярностью у любителей загородного отдыха, а поэтому за пост советское время Торновое почти не изменилось — деревянные дома с простенькой резьбой, крылечки, закрывающиеся на калитку, погреба, похожие на хоббитские жилища. Здесь не строят коттеджи и загородные резиденции, а селятся в основном романтики — энтузиасты, как Анатолий и Оксана, уставшие от городской пыли и суеты.
Поднявшись по довольно крутому склону на гору (местами крутизна подъёма достигает 45 градусов), мы устроили небольшой привал. С горы отрывается роскошный вид на Самару и Волжскую пойму. Но засидеться не получилось — место открыто всем ветрам и полуденное солнце торопило в дорогу. Отведав козьего молока, мокшанских лепешек — кокурки и мокшанских же сказок в исполнении Анатолия и Оксаны, мы двинули в путь.
Кстати, скорость мобильного интернета на горе 2,16 Мб/с позволяет нагуглить ЖЖ этнографа Юрия Рощевского и почитать сказки Самарской Луки в его пересказе.
 
Торновое-Подгоры
Следующая цель — Ильинский источник в Заволжском мужском монастыре, у Подгор. Хотя в этом случае настоящей целью пути была не точка на карте, а разведка этого самого пути — очень хотелось проехать вдоль подножья Жигулёвских гор от Торнового до самых Подгор.
По улице Некрасовской пересекаем село с запада на восток. За окраиной наша грунтовка внезапно уходит под воду — по случаю половодья образовалось озеро. Огибаем озеро с юга, ориентируясь на линии ЛЭП. Дальше всё просто — дорога петляет вдоль кромки Жигулёвских гор, которые всегда по левую руку, иногда ныряет во влажный и тенистый лес, в котором бы отдохнуть от палящего солнца, но дикие комары гонят нас на пекло. С правой стороны запрошенные колхозные поля, заливные луга и земляничные поляны ещё не тронутые легендарными собирателями из Торнового — ближайшие 10 километров никуда не сворачиваем.
При этом, несмотря на то, что дорога шла под горой, мобильный интернет МТС на протяжении всего пути был на уровне 2-3 Мб/с. Более чем достаточно для подгрузки карт в навигатор — заблудиться невозможно даже при особом желании.
Путь проходит по территории нацпарка “Самарская Лука”, путёвку можно оформить в участковом лесничестве, которое находится на окраине Торнового, либо в любом другом месте, при встрече с сотрудниками нацпарка. Цена вопроса — 50 рублей. Прейскурант услуг нацпарка по ссылке.
Примерно через 10 километров пути оказываемся у развилки в поле, которое местные зовут Жареным бугром, с координатами 53.318853 50.085089, выбираем дорогу, ведущую на северо-восток, и через два километра оказываемся у ворот Заволжского мужского монастыря.

    
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
http://drugoigorod.ru/may_bike_trip/
Энциклопедия Мордовия, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордва:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
 Все о мордве [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007
«История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996
Достопримечательности Самарской луки.

 

ВложениеРазмер
4625475799000 (1).jpg175.24 КБ
4625475799000 (2).jpg291.05 КБ
4625475799000 (3).jpg347.38 КБ
4625475799000 (4).jpg180.39 КБ
4625475799000 (5).jpg168.84 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru