Село Старый Ирюк

Село Старый Ирюк расположено в Малмыжском районе Кировской области, это одно из самых крупных татарских населенных пунктов в Вятском регионе. Тут проживает более 750 человек, это село является административным центром Староирюкского сельского поселения (и его единственным населенным пунктом). 

  

ДЕРЕВНЯ СТАРЫЙ ПИНИГЕРЬ  - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!

   
Село находится на правом берегу Вятки, на важном пересечении древних исторических трактов, скорее всего, оно и возникло как поселение на Большом Сибирском тракте (южная ветка). Районный центр – город Малмыж лежит примерно в 10 километрах на юго-востоке от селения. Такое местоположение было довольно удобным в стародавние времена, кроме Большого Сибирского тракта, который шел от города Казань через Арск, Балтаси  - на село Гоньба, где была переправа через реку Вятка, рядом проходил Вятский почтовый тракт (вдоль правого берега Вятки), со стороны Вятки (ныне город Киров) в сторону Вятских Полян шел Вятско-Уфимский торговый тракт с переправой около села Нижние Шуни. А также со стороны города Вятки в Казань проходил Казанский торговый тракт, который примерно в окрестности села поворачивал на южную ветку Сибирского тракта в сторону центра Казанской губернии.

 Село Старый Ирюк
Село Старый Ирюк возник у такого удобного перекрестка по причине различных экономических выгод, так как наличие оживленных трактов позволяло держать в селе постоялые дворы, трактиры; местным жителям можно было заняться торговлей, извозом, изготовлением саней, телег, шорных изделий, конной упряжи и прочего.
Правый берег Вятки стал заселяться татарами еще во времена Казанского ханства, именно тут располагались сторожевые посты на реке Вятка, тут были «торговые представительства» и прочие службы Казанского государства. Однако почти до конца 16-го века в этих краях находилось марийское Малмыжское княжество с центром в крепости Малмыж (около устья реки Шошма). Это княжество было в вассальной зависимости у Казанского хана, но в принципе являлось вполне самостоятельным княжеством с обязанностью уплаты ясака. 

                                                                     этнографический фестиваль в селе                           Село Старый Ирюк
О марийском прошлом рассказывают легенды про князя Болтуша (Полтыша), про завоевание крепости Малмыж, а также многочисленные топонимы и гидронимы Малмыжского края. Татарское население хлынуло сюда уже после захвата Казанского ханства русскими войсками – со второй половины 16-го века. Движение это продолжалось в 17 и в 18 веках, так как татары уходили на восток, прячась от насильственного крещения, от больших налогов и податей, от произвола местного начальства и прочих повинностей. И такое большое движение татарского народа шло почти всегда вдоль крупных дорог и трактов, ибо татары всегда тяготели к торговому делу, к сельскому хозяйству и ремеслам, поэтому старались селиться именно в таких местах. Напротив, когда марийцы уходили на восток, они всегда селились в глухих и таежных местах, так как основной их промысел был – охота, рыбалка, бортничество и собирательство.

                                                                          День Знаний в сельской школе                                            Село Старый Ирюк
Именно так было основано село Старый Ирюк еще в конце 18-го веке, когда тут обосновались первые поселенцы, однако в метрические книги этот населенный пункт попал только в середине 19-го века, когда при переписи было указано про деревню Ирюк Малмыжского уезда по левую сторону Вятского почтового тракта (стоит на речке Уре), в 11 верстах от уездного города Малмыж – запись 1859 года. Тогда эта деревня уже была довольно большой, так как там насчитывалось около 138 дворов, более 900 жителей обоего пола, была построена деревянная мечеть. 

                                                            коровник в селе Старый Ирюк                       
Обычным занятием татарского населения было сельское хозяйство и разведение скота, тут охотно занимались валяльным и веревочным промыслом, в деревне были кузнецы, плотники и печники. Многие жители деревни нанимались в зимнее время на извоз, на заготовку леса, местные татары искусно обрабатывали древесину: делали бочки, шайки, сани, деревянную посуду, лубяные изделия и прочее.

                                                              День Победы в с. Старый Ирюк                                           
В конце 19-го века, с развитием буржуазных отношений, многие татары уходили н а заработки на бумажные и китаечные производства в Малмыжском уезде, а также уезжали в Казань, Пермь, Сарапул.
В конце 19-го века на  деньги купца первой гильдии,  жителя села Старый Ирюк  - Г.Хамидуллина в деревне была основана мечеть, также этот купец выделил деньги на строительство мечетей в татарских населенных пунктах Новая Смаиль и Татверхгоньба (кстати, они работали и не закрывались и после революции). Немного позднее в селе было открыто медресе.
В 1893 год в городе Малмыже основали татарскую школу. В 1896 г. домовладельцы Музаффаров и Хамидуллин пожертвовали для татарской школы 2-х этажное здание, в 1905 г. на улице Этапно-Сибирская для нее было выстроено новое здание школы, которая с 1926 года уже функционировала как семилетняя школа.
После Октябрьской революции жизнь села сильно поменялась, на правом берегу Вятки прокатился вал Гражданской войны, потом началась коллективизация. Имущество местных богачей было реквизировано, многие уезжали из деревни на Урал или в Сибирь, часть селян стала жить в Казани.
 

В советский период в Малмыжском районе печаталось издание «Авыл тормышы» (с татарского: Сельская жизнь), с 1990 года издается газета «Дуслык» (Дружба). В 1991 году в городе Малмыж был образован Центр татарской национальной культуры.
Аналогичный татарский центр действует в настоящее время при доме культуры Старого Ирюка, при нем инициативными лицами организованы татарские песенные и танцевальные группы. Во всем Малмыжском районе татарская школа с полным курсом обучения существует только в Старом Ирюке, в других деревнях предметно или факультативно преподается татарский язык, а прочие предметы изучаются на русском языке. Также в селе действует и татарский детский сад «Солнышко».
В селе родился и провел детские годы известный тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта России Ф.М.Салахиев.
В настоящее время Старый Ирюк вполне благоустроенное село, тут всегда чистота и порядок, проведен газ и водопровод. В окрестностях селения есть два родника, из которых местные жители также берут воду. Эти родники обустроены, к ним ведут удобные лестницы, вокруг них высажены деревья.

   

В селе Старый Ирюк Малмыжского района Кировской области районное отделение «БОЕВОГО БРАТСТВА» 10 июля 2020г.  установило мемориальную доску в честь Фаниса Гафиатуллина, погибшего во время контртеррористической операции на Северном Кавказе.                                                                                         
  
Где находится, как добраться:
Волго-Вятский регион.
село Старый Ирюк, 
Малмыжский район, Кировская область, Россия.
Координаты:
56.560367, 50.563149
От Казани можно добраться по Арской дороге (Сибирский тракт).

  
  
____________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Татарская энциклопедия.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Дороги и тракты Казанской губернии.
Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
"Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.

 

 

 

ВложениеРазмер
Село Старый Ирюк96.03 КБ
Село Старый Ирюк84.33 КБ
Село Старый Ирюк151.75 КБ
Село Старый Ирюк154.68 КБ
Село Старый Ирюк119.72 КБ
Село Старый Ирюк64.91 КБ
Село Старый Ирюк176.78 КБ
Село Старый Ирюк125.4 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

___________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.