Деревня Старый Пинигерь

Деревня Старый Пинигерь расположена буквально на границе Вятскополянского района Кировской области и Кукморского района Татарстана, при этом населенный пункт находится ближе к Кукмору, чем к Вятским Полянам. Основное население деревни (села) – татары. 

  

СТАТЬИ ПРО ВЯТСКОПОЛЯНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ГОРОД ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ - ТУТ!

    
Хотя это татарская деревня, однако этнографы и лингвисты сразу укажут на марийское происхождение этого топонима, и будут правы – селение основано марийцами. А в слове «Пинигерь» - явно слышится корень: «энерь, энгер», что с марийского означает: «река».
За последнее тысячелетие в этих краях происходило перемещение племен и народов, поэтому здесь перемешались пермские,  удмуртские, марийские, татарские и русские географические названия. Еще в первом тысячелетии нашей эры долину реки Вятка заселяли немногочисленные пермские племена пьяноборской, ананьинской и азелинской культуры. Они активно участвовали в этногенезе древних коми, удмуртов и частично народа мари. По многим памятникам археологии в конце первого и в начале второго тысячелетия тут в основном проживали племена южных удмуртов – калмез, после них сохранились, например, названия рек – Ошторма и другие.

                                                              фольклорный коллектив Алтын Ай                                                   


Марийцы стали приходить на Вятку ближе к 12-му веку, и эта территория входила в Малмыжское княжество. Тут были непроходимые лесные чащи, а мари всегда были искусными охотниками и рыболовами, и основывали здесь свои илемы. Точная дата основания деревни неизвестно, предположительно это произошло в 17 веке. Первым, кто поселился на реке Ошторма был мариец по имени Пиар со своей семьей. Вполне возможно, что название деревни произошло от его имени и слова «энерь, энгер» - река, то есть в переводе с марийского селение Пиар на реке.
По преданиям семья Пиара была довольно большая, у него было несколько сыновей, часть которых были уже женаты и имели собственных детей. Вскоре эта деревня разрослась, требовалось много земли для полей и лугов. Поэтому переселенцы выкорчёвывали деревья и строили избы. Участок земли (лаштык), очищенный от деревьев, назывался именем того, кто его раскорчевал и почистил. Так, например, до настоящего времени некоторые полевые урочища в тех местах сохраняют имена первых хозяев: «Ак Морза», «Ларки», «Чипка» и другие.

                                                                   в деревенской библиотеке                                                       


Большой приток татар начался уже через некоторое время после завоевания Казанского ханства царем Иваном Грозным. Татары бежали в эти края от больших налогов и насильственного крещения. Они искали свободные земли и селились рядом. Постепенно марийское население ассимилировалось среди татар, мари принимали ислам, татарский язык, происходили межнациональные браки. В настоящее время многие ученые считают, что у северных и восточных татар довольна большая доля марийской и удмуртской «крови». Это, в частности, видно по остаткам языческих традиций и суеверий у татар пограничных районов РТ, и у татар Кировской области.
Официальный год основания деревни -1726, но, как правило, первые поселенцы всегда приходили гораздо раньше, чем это указано в архивных данных.

                                                                               праздник Сабантуй                                                  


Уже в начале 19-го века это была татарская деревня, где было более сорока дворов и около трехсот жителей. В 1873 году уже было более семидесяти дворов и более шестисот жителей.
В настоящее время в деревне живет около 1100 человек (татары).
В стародавние времена деревня славилась валяльным, скорняжным, швейным и столярным промыслами. Особенно хорошо получались у местных жителей валенки, их в большом количестве производили и продавали на Кукморских базарах, а также вывозили в разные концы Вятской и Казанской губернии. Во многом слава бренда «Кукморские валенки» относится и к деревне Пининерь. Отметим, что закупка большого количества шерсти животных и производство валенок до сих пор основное занятие жителей деревни.


После Октябрьской революции (в 30-х годах) в деревне Старый Пинигерь был создан колхоз «Политотделец», а немного позднее - слияния мелких хозяйств – появилось более крупное хозяйство — имени Мичурина. 
В настоящее время это очень большая деревня, тут есть старинная деревянная мечеть (памятник архитектуры), медицинский пункт, средняя школа, почта, пекарня, магазины, сельская библиотека, дом культуры, отделение СБ РФ, детский сад.

 
В годы Великой Отечественной войны в деревню не вернулось 93 солдата, в честь них построен мемориал памяти.

Деревня Старый Пинигерь

Около деревни есть свой обустроенный майдан, где проводят основные сельские праздники, и самый главный – Сабантуй, куда приезжают гости из Кукморского района и со всего Татарстана. На Сабантуй даже приглашают звезд татарской эстрады и фольклорные коллективы.
Также в деревне существует своя хоккейная команда, выступающая в Вятскополянском районе.
 Детский сад в деревне с усиленным изучением родного языка, для детей преподают татарскую литературу, они учат стихи и песни на татарском языке. Также большое внимание татарскому языку уделяется в средней школе, там также есть факультативные занятия, ведется кружок по татарской кулинарии, проводятся концерты на татарском языке. Ученики активно участвуют в днях памяти известных татарских деятелей культуры: Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Салиха Сайдашева и других.
При сельской библиотеке действует маленький музей, где местные энтузиасты собирают различные экспонаты: деревянную посуду, лапти, берестяные туески, старинную одежду и головные уборы, расшитые полотенца, есть даже найденный около деревни бивень мамонта.

Деревня Старый Пинигерь

Гордость деревни – старинная мечеть, сейчас ей уже около двухсот лет, она пережила времена советской власти и перестроечное лихолетье. Несколько лет назад здание мечети было реконструировано и отремонтировано. Сейчас в мечети расположен удобный молельный зал, есть комната для лекций и проповедей, собственный рабочий кабинет и небольшая библиотека религиозной литературы. Самые популярные тут книги – Коран и «Сумбуль» Зифы Кадыровой.
Также тут хранятся полное издание книг, выпущенных местным имамом Зиятдином Назмутдиновым. 

                                         Зиятдин-хазрат демон­стрирует обложку новой книги                                           

В деревни стараются беречь народные традиции и праздники, так недавно тут стали праздновать древний татарский праздник «Карга боткасы» –  в переводе с татарского языка это «грачиная каша». Фактически это праздник начала весны, когда в родные края возвращаются перелетные птицы. 
А уже поздней осенью сельчане празднуют «Каз өмәсе» – это праздника гусиного пера. К этой дате обычно был приурочен осенний забой гусей и уток, а также сбор пуха и перьев. 
  

 
Где находится, как добраться:
Деревня Старый Пинигерь,
Вятскополянский район, Кировская область, Россия
Координаты деревни:
56.202276, 50.938923
Деревня расположена в окрестностях города Кукмора, около восточной окраины .
    
__________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Фото: Александр Ефремов
Статья Мухаметдинова С. Одна из старейших//Вятско-Полянская правда. 1999. 22 мая.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Старый Пинигерь. "Родная Вятка". Краеведческий портал.
 Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".

   

ВложениеРазмер
Деревня Старый Пинигерь295.33 КБ
Деревня Старый Пинигерь1.63 МБ
Деревня Старый Пинигерь396.78 КБ
Деревня Старый Пинигерь405.15 КБ
Деревня Старый Пинигерь1.48 МБ
Деревня Старый Пинигерь136.36 КБ
Деревня Старый Пинигерь75.07 КБ
Деревня Старый Пинигерь169.67 КБ

Комментарии

Татары в Кировской области

Продолжается проект на сайте Кочующих, где будет рассказываться про татарские села и деревни Кировской области. Татары компактно проживают в южных районах Вятского края - в Малмыжском, в Вятскополянском, в Уржумском и Кильмезском, также татары компактно живут в городе Кирове и в самой северной точке татарского расселения - в селе Карино.

По преданиям предки нынешних татар - булгары - обживали Вятку еще в 11-12 веках.

Потом большой поток татарских переселенцев появился на берегах Вятки уже после Казанской войны царя Ивана Грозного, в 16-17 веках деревни и села возникали на правом берегу Вятки.

Много татар переехало на Вятку уже в советское время, когда была необходимость в рабочих руках на лесоперерабатывающих предприятиях.

Много татар также проживает в Малмыже и в Вятских Полянах. Всего в регионе проживает около 35 тыс. татар, насчитывается 29 сел и деревень, где татарское население более 80%. В Кировской области насчитывается боле 35 мусульманских общин, есть мечети и медресе. В шести школах преподается татарский язык.

прочитал с интересом

Спасибо! прочитал с интересом, это мои родные места, я уже написал про Средние Шуни, в Вятскополянском районе есть еще три татарские деревни, примерно на границе с Кукморским районом татарстана, и татары тут живут очень давно, хотя конечно согласен что еще раньше тут жили удмурты и марийцы, и уже гороздо позже сюда поселились русские, это уже когда Вятская губ. была. Много татар в самих Вятских полнянах и еще в Малмыже, есть и в Сосновке и в Кр.Поляне, что на другом берегу Вятки. проводятся Сабантуй, ездим друг другу в гости, и еще в Кукмор, много конечно молодежи уехало в Казань или в Челны, там с работой лучше и зарплаты больше. А кто привык на земле то т и остался.

Отправить комментарий