Деревня Ирмарь, источник святого Георгия

Деревня Ирмарь находится в 4 км юго-западнее центра сельской администрации, деревни Шой-Шудумарь, на склонах глубокого оврага, протянувшегося с севера на юг. На западном склоне дома расположены на трех улицах в форме буквы "П", и одна улица протянулась вдоль крутого восточного склона. По национальности население — марийцы. Достопримечательностью деревни Ирмарь является священный родник, который по рассказам старожилов, вырвался из-под земли с громким гулом в день Святого Георгия — 6 мая 1904 года. Жители ежегодно 6 мая приходят к роднику молиться.
 

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

  
Впервые оказавшись здесь, я понял, что эту деревню основали сильные духом и телом люди. Починок Ирмарь, а теперь просто улица Лесная деревни Ирмарь, стоит на высокой оконечности невероятно глубокого оврага, на дне которого спрятанный в избушку бьет сильный ключ-кипун. Для починковцев это единственный источник воды – ни колодцев, ни водопровода в деревне нет.                                                                                                                   

Деревня Ирмарь, источник святого Георгия

За водой под гору

Взрослые вспоминают, как раньше они с ведрами на коромыслах по нескольку раз в день ходили туда и обратно: для себя, для скотины, для бани. Под горку ничего, а вот подниматься вверх даже налегке тяжело – проверено на себе. Спуск крутой и затяжной, как мне показалось, добрых полкилометра будет. 
По-другому на таком бугре до воды не доберешься - он нашпигован монолитом камня-известняка. Поэтому в деревеньке нет, и никогда не было ни одного колодца - докопаться до водоносного слоя тут все равно, что до Америки. Испокон веков люди поднимали воду с родника на себе, раньше, может быть, в бочках на лошадях возили.
 

Деревня Ирмарь, источник святого Георгия

Починок с характером

За много лет в борьбе с трудностями выковался характер починковцев, который и помог деревеньке выжить. Старики рассказывают, как первые поселенцы сводили здесь вековой сосновый лес, как распахивали каменистую землю. Несладко пришлось в советские годы – деревенька попала в разряд неперспективных. Дороги сюда нет, в распутицу, ирмаринцы, считай, вообще отрезаны от внешнего мира. Но, вопреки всему, починок, а люди по прежнему называют так улицу Лесную, выжил. 
Это парадокс - ближние населенные пункты, которые стояли на большой дороге вроде Дубровки или Шангаватнура исчезли с лица земли, а починок, куда добраться можно только в хорошую погоду, выжил. Похудела, конечно, деревенька – сейчас здесь осталось девять живых дворов, но не сдается: люди понемногу строятся, держат скотину, рожают детей и справляют праздники. 
 
Место встречи изменить нельзя

Я попал сюда на день деревни, который ирмаринцы - починковцы проводят во второй раз. По словам организатора деревенского сбора Людмилы Пугачевой, которая работает контролером «Водоканала», собираются они в престольный для этих мест Петров день, когда земляки отовсюду съезжаются на кладбище, где покоятся предки, а потом в родную деревню. В это время население починка вырастает в разы. Сегодня в программе концерт и общий стол. Расходы, конечно, но жители скинулись по тысяче рублей со двора – вот и праздник.  
 

Деревня Ирмарь, источник святого Георгия

Как воду заставили бежать вверх

Пока на сцене пляшут артисты, местные проводят для журналиста экскурсию. Главная здешняя достопримечательность - это уникальная система водоснабжения, которая избавила ирмаринцев от изнурительных походов под гору. Внизу на ключе установили мощный насос, который по трубам качает воду вверх, здесь она поступает в несколько установленных вдоль улицы больших цистерн - резервуаров. Отсюда люди берут воду, водичка, кстати, мягкая и вкусная, настоящая родниковая, мне очень понравилась. 
Неподалеку от того водоносного ключа в логу бьет еще один родник, который считается святым. По преданию, он с громким гулом вырвался из-под земли 6 мая 1904 года – как раз в день святого Георгия. Ключ освящен, и каждый год в этот день здесь проводятся моления. 
 


Братья Куклины

Достопримечательности это хорошо, но главным богатством починка являются люди. Я познакомился с деревенскими старожилами родными братьями Николаем и Василием Куклиными. Одному 81 год, другому 78. Всю жизнь прожили здесь и, говорят, никогда даже мысли не появлялось, чтобы куда-то уехать. Николай Иванович крутил баранку, за долгую трудовую жизнь поменял пять грузовиков, Василий Иванович 40 с лишним лет пастушил колхозное стадо. Правда, государство не очень-то оценило этот тяжелый труд – пенсия всего восемь тысяч рублей, впрочем, у супруги, которая была животноводом, она еще меньше. 
Любопытно, что оба Куклины служили в ГДР в составе ГСВГ – группировки советских войск в Германии и часть срока даже в одно время. Правда, между их частями было 136 километров расстояния, но командование давало добро, и они ездили, друг к другу в гости. 
Братья вообще молодцы: у одного восемь детей, у другого пять, внуков и правнуков уже не перечесть. Со скотиной до сих пор не расстаются, Василий Иванович даже корову держит, а раньше, говорит, было целых три. И между собой живут очень дружно. Посмеиваясь, говорят, что если им захотелось расслабиться, то старых солдат никто не может остановить.
   
  


Ирмарь (Йырмарий), деревня
Деревня Ирмарь находится в 4 км юго-западнее центра сельской администрации, деревни Шой-Шудумарь, на склонах глубокого оврага, протянувшегося с севера на юг. На западном склоне дома расположены на трех улицах в форме буквы "П", и одна улица протянулась вдоль крутого восточного склона. По национальности население — марийцы. Достопримечательностью деревни Ирмарь является священный родник, который по рассказам старожилов, вырвался из-под земли с громким гулом в день Святого Георгия — 6 мая 1904 года. Жители ежегодно 6 мая приходят к роднику молиться.
 
Деревня образована марийскими переселенцами с территории нынешнего Моркинского района, поднявшимися вверх по течению реки Ировки. Первоначально был освоен пологий западный склон оврага по краю леса и ближе к роднику, расположенному на дне оврага, затем на восточном склоне образовался починок, выделившийся затем в отдельную деревню. В 1986-1988 годах археологами Марийского государственного университета на местах первых домов производились раскопки, и датировка найденных предметов относится к XVII—XVIII векам, что можно считать датой основания деревни Ирмарь.


 
В 1797 году Ирмарь была починком, в нем проживало 84 мужчины, 92 женщины, насчитывалось 34 хозяйства, в 1859-1873 гг. здесь проживало 87 мужчин и 89 женщин. В 1874 году деревня состояла из 38 дворов, в 1880 году у жителей имелось 75 лошадей, 86 дойных коров, 73 недойных и 242 головы мелкого скота. Жители деревни занимались растениеводством, животноводством, бортничеством, разводили пчел. Деревня входила в состав Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии.

В 1904 году в деревне была открыта школа грамоты, в которой обучалось 26 детей в основном мальчики, работал один учитель. В 1910 году обучение в школе вели священник и учитель, обучалось 22 мальчика и 3 девочки.

В 1930-е годы в деревне были образованы первые колхозы, в деревне Большая Ирмарь — "15 лет МАО", в починке — "Серп и молот". В колхоз "Серп и молот", который возглавлял А.Ф. Сабанцев, входило 20 дворов с численностью населения 85 человек, из которых было 13 трудоспособных мужчин и 24 женщины. Председателем колхоза "15 лет МАО" был И.П.Сабанцев, в колхоз входило 27 хозяйств, 82 человека. Колхоз имел 8 лошадей, 13 голов крупного рогатого скота, 7 свиней, 5 овец, 10 птиц и 4 пчелосемьи. Сельхозинвентарь состоял из 5 конных плугов, сеялки, зерносортировки, 8 саней. Главное занятие колхозников — земледелие и животноводство. В 1950-е годы оба эти колхоза наряду с другими мелкими хозяйствами бьши объединены в колхоз имени Чапаева, который просуществовал до конца XX века.

В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано 48 человек, в т.ч. и женщины, не вернулись из них 36 человек. В год 60-летия Победы в живых остались лишь несколько тружеников тыла. В живых не осталось ни одного ветерана войны.

Деревня Ирмарь входила в третью сельскохозяйственную бригаду колхоза имени Чапаева. В деревне имелась молочнотоварная ферма с группами доращивания телят и откорма бычков. Ирмаринская МТФ всегда была в числе лидеров по Куженерскому району по всем основным показателям. В деревне были картофелехранилище, зерносушилка, мельница. В 1984 году на окраине деревни началось строительство новой фермы колхозными строителями.

Электрификация деревни была проведена в середине 1960-х годов. До 1960 года жители воду для себя и для хозяйственных нужд брали из родника на расстоянии более 500 метров от деревни. Затем был проведен водопровод и установлена колонка в середине улиц по обе стороны оврага. Массовая телефонизация в деревне была проведена в конце 1990-х годов. В настоящее время жители деревни пользуются услугами сотовой связи.

С начала 1970-х годов в деревне начали появляться телевизоры. Первый телевизор приобрела семья С.Г. Васильева. На просмотр телеспектаклей на марийском языке собирались жители всей деревни. В 1977 году в деревне был открыт магазин Куженерского райпо, который ранее работал в соседней деревне Русский Нуръял.

В 1994 году жителями деревни был построен и открыт сельский клуб, который вначале совмещался с красным уголком МТФ. Деревня Ирмарь расположена в живописной зоне марийского края, в окружении сосновых, еловых и лиственных лесов, к западу простираются поля. Жители исповедуют язычество и христианство. До сих пор сохранились языческие мольбища — "кусото" со столетними дубами. Основные праздники — Новый год, Пасха, Рождество, Георгиев и Петров дни. Религиозные праздники отмечаются обычно в семейном кругу, а светские — календарные — народными гуляньями под гармонь с песнями и плясками. Жители добродушны, приветливы, трудолюбивы. Торговое и медицинское обслуживание, услуги связи жители деревни получают в деревне Шой-Шудумарь.

На 1 января 2005 года в деревне Ирмарь было 41 хозяйство, в которых проживало 153 человека. Жители ведут домашнее хозяйство, держат скот и пчел. Трудоспособные мужчины уезжают на заработки в другие регионы, лишь посещая свои семьи по праздникам или на время основных сельхозработ. В период весеннего половодья исчезает связь с улицей Починок. В последние годы наблюдается тенденция к сокращению числа жителей деревни, вследствие сокращения рождаемости, увеличения смертности и отъезда жителей в другие населенные пункты. В деревне много пустых домов как деревянных, так и кирпичных.

В деревне Ирмарь родился поэт Геннадий Сабанцев, который замечательно перевел на марийский язык поэму А.Твардовского "Василий Теркин".
  
 


БЕЗДОРОЖЬЕ В ДЕРЕВНЕ ИРМАРЬ
 17 апреля в деревне Ирмарь Куженерского района Марий Эл не пошел в школу ни один школьник из десятка местных учеников. Нет, они не заболели, на общем сходе так решили родители. С одной стороны страшно отпускать ребятишек из-за половодья, раскисшей донельзя дороги, с другой - это был своего рода протест.
   
До дороги на корыте

Так ирмаринцы решили напомнить о своей главной, не проблеме уже, а беде – бездорожье. Три километра от Шой-Шудумари - центральной усадьбы поселения до Ирмари - это настоящая «дорога жизни», говорит житель деревни Леонид Горинов. Сейчас в распутицу добраться до нас можно только на тракторе, УАЗики и то «садятся». Сам Леонид Игнатьевич, когда выезжает по делам, свою «Ладу» оставляет в Шой-Шудумари, а три километра до дома идет пешком. Доехать до деревни на авто без полного привода можно только летом, да и то в хорошую погоду. 
Эта отрезанность от «большой земли» делает жизнь ирмаринцев очень сложной. Вот в начале зимы умер у нас человек, вспоминает Леонид Игнатьевич, хоронить покойника пришлось на самодельном снегоходе местного жителя. Подобных случаев немало, особенно тяжко, когда кто-то заболеет, недавно Станислав Иванов больную дочку вывозил до дороги на… корыте. Или вот местного пенсионера жена с дочерью под руки выводили до ближайшей деревни. Дедушка по сей день лежит в больнице. 
 
Экстрим дважды в день

Но тяжелее всего приходится, пожалуй, детям, ведь им преодолевать эти три версты нужно каждый день, причем туда и обратно. По словам Леонида Горинова, у которого два внука школьного возраста, ребятишки выходят из дома в семь часов утра, хотя уроки начинаются в девять. Дорога паршивая: зимой сугробы, весной и осенью грязь, поэтому, когда еще они добредут…
- Дорога очень нужна,- вступает в разговор директор Шой-Шудумарской основной школы Сергей Нефонтов, - представьте себе, каково приходится детям, особенно тем, кто учится в младших классах, в метель, в морозы, в дождь. Они приходят замерзшие, сырые, грязные, и у нас самая главная забота это просушить их одежду и обувь.
 
Санный подвоз

Идеальным решением проблемы был бы подвоз учеников, тем более что автобус у школы есть, однако дорога до Ирмари ему не по зубам. Мы разговариваем, а я вспоминаю, что лет 8-10 тому назад мне уже доводилось писать об этой проблеме. Тогда, жалеючи детей, местный житель Юрий Сабанцев организовал «конский подвоз» - дважды в день запрягал свою лошадку и в санях возил детвору на занятия, а после уроков забирал их из школы. Никто человеку ни копейки не платил. 
В Ирмари вообще народ такой – дружный и бескорыстный, живут небогато, но друг дружке обязательно помогут. В этой отрезанной от внешнего мира деревне на три десятка дворов сохранился редкий по нынешним временам дух общинности и взаимовыручки. Хоть дом построить, хоть сено заготовить, хоть с тем же подвозом. Не откажут землякам в помощи владелец снегохода Григорий Горинов или хозяин УАЗа Василий Прокофьев. Корысти никакой – люди возмещают только стоимость бензина.
 
Новоселья не забыты

Видимо, этот дух деревенского коллективизма и помогает выстоять. Как бы ни было трудно, а Ирмарь жива. Сегодня здесь 130 человек населения, хотя по округе полно деревень, от которых остались только названия. Между тем, в Ирмари нет, не только дороги, но и работы, торговой точки, ни одного объекта соцкультбыта, дольше всего продержался сельский клуб, но и его закрыли около 10 лет назад. Здание, впрочем, люди берегут и общими усилиями собираются восстановить свой очаг культуры. 
Вообще, народ тут очень стойкий, вот, казалось бы, ничего нет, а люди строятся. Новые дома поставили Григорий Светлаков, Александр Кутузов, Виталий Куклин завел избу под крышу, Юрий Сабанцев заложил фундамент. Значит, и дальше быть в Ирмари новосельям. Мужики ездят на заработки, держат много скотины, чуть ли не каждая вторая семья имеет пасеки. Все хорошо, если бы не бездорожье.
 
Заброшенное строительство

А самое парадоксальное, что дорогу в Ирмарь уже начинали строить, дело было еще в 90-х годах прошлого века. Работала тут местная дорожная ПМК, они успели поднять дамбу до самой Ирмари, завезли гору щебня и даже заасфальтировали кусок дороги длиной метров 30, остатки его летом еще можно найти. Но потом что-то резко поменялось, стройку забросили, щебенку вывезли, говорят, она ушла на строительство в райцентре. За эти два десятка лет недостроенную дамбу превратили в месиво, вопрос о строительстве дороги поднимался много раз, проводились экспертизы, но очередь до Ирмари так и не дошла, хотя в пару деревень в районе дороги все же завели. 
Речь об асфальте сейчас уже не идет – люди рады будут и щебенке – лишь бы можно было проехать.
   
В Кремль Путину

Ирмаринцы надеялись, что дело сдвинется с мертвой точки в этом году, но до них дошла информация, что и нынче деревне ничего не светит. Поэтому народ взялся за перо – написали письма о своем бедственном положении Президенту России Владимиру Путину, новому руководителю Марий Эл Александру Евстифееву, в Генпрокуратуру России, в ОНФ.
 

   
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
История сел и деревень Республики Марий Эл. Куженерский район. 2006 г.
Марийская правда – статья Дмитрия Шахтарина
http://www.marpravda.ru/
http://www.12rus.ru/
Достопримечательности Марий Эл

 

ВложениеРазмер
Деревня Ирмарь, источник святого Георгия365.67 КБ
Деревня Ирмарь, источник святого Георгия331.68 КБ
Деревня Ирмарь, источник святого Георгия350.4 КБ
Деревня Ирмарь, источник святого Георгия248.61 КБ
irmari_01 (5).jpg359.27 КБ
irmari_01 (6).jpg205.4 КБ
irmari_01 (7).jpg130.61 КБ
irmari_01 (8).jpg172.37 КБ
Shakhtarin.png228.04 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.