Поселок Кикнур


Ки́кнур — посёлок городского типа, центр Кикнурского района Кировской области, Россия. Расположен на обоих берегах реки Большая Кокшага при впадении в неё правого притока реки Ваштранга.
Основан в 1555 (упоминается в Львовской и Никоновской летописях). В 1686 упоминается в переписной книге марийских бортных угодий. С 1966 — посёлок городского типа. В переводе с марийского название города означает «рука и поле» или «горное поле» (маловероятно…).
Также вероятный перевод с марийского:  серое (сивое) поле, кёк – серый (сивый), нур – поле, место.
Известно как село благодаря древней Благовещенской церкви. В 1777 вместо ветхой церкви построена обновлённая деревянная, с 1853 — каменная.

 

                                                                   Поселок Кикнур
Статус посёлка городского типа — с 1966 года.
Координаты: 57° 18′ 15” с.ш. 47° 12′ 28” в.д.
Телефонный код +7 83341
Расстояние до города Кирова - 301 км
Территория Кикнурского района - 1684,28 кв. км.

Система образования представляет собой совокупность 15 образовательных учреждений. Ожидается, что к 2015 году их количество сократится до 3.
В воспитательной работе основными направлениями избраны нравственно-патриотическое воспитание и формирование здорового образа жизни. В районе действуют 2 военно-патриотических клуба. Один из них — «Преображенцы» занял 2010 году второе место в области. Педагогические коллективы работают над повышением качества образования. Так процент выполнения ЕГЭ с 2005 года (91,4 %) вырос до 99,67 %, процент обученности школьников — 99,7 %.

                                            Большая Кокшага             Поселок Кикнур

В районе 34 учреждения культуры, из них: 12 домов культуры, 20 библиотек, краеведческий музей, детская музыкальная школа.
Для занятий физкультурой и спортом имеется 41 спортивное сооружение: 24 — спортивных зала, 14 — плоскостных спортивных сооружений, 1 — легкоатлетический манеж 150 м, 2 — тира. Обеспеченность спортивными залами составляет 80 % от потребности. Обеспеченность плоскостными сооружениями составляет 53,7 % от потребности.
Количество молодёжи 2188 чел. Наиболее развито гражданско-патриотическое воспитание молодёжи. Выделено финансовых средств на молодёжную политику из районного бюджета в 2010 г. — 44 тыс. руб., в 2011 г. — 66 тыс. руб.

                                                               Поселок Кикнур

Обеспеченность населения врачебными кадрами на 10 тыс. чел. — 17,2. Число врачей первичного звена в МУЗ «Кикнурская ЦРБ» на 10 тыс. чел. — 5,6. Средне-годовая занятость койки круглосуточного пребывания на 10 тыс. чел. — 269. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания на 10 тыс. чел. — 57,8. Обеспеченность местами дневного стационара — 14. Рождаемость на 1 тыс. чел. — 8,3. Смертность на 1 тыс. чел. — 20,5. Естественный прирост населения составил (- 12,2). Материнской смертности нет Младенческая смертность на 1 тыс. чел. родившихся живыми — 22,2. Смертность населения в трудоспособном возрасте на 100 тыс. чел. — 848,9.
Население 4595 жителей (2010 год).

                                                    День Победы в Кикнуре

Известные уроженцы
Ковальчик, Станислав Михайлович (1922—1985) — военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

 

Численность населения, чел.
1970    1979    1989    2002    2010
4130    5841    6654    5410    4595

 

                                                      Масленица в Кикнуре

Промышленность
Был маслодельный завод. Леспромхоз (деловая древесина, пиломатериалы)прекратил существование. В районе выращивалась рожь, ячмень, овёс, пшеница, лён, картофель, овощи. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. Сегодня посёлок пришёл к упадку. Остались только куры, да и то только у частных лиц.
Количество лесопользователей — арендаторов на территории района Передано в аренду 14 лесных участков, общей площадью 43387 куб.м, 10 арендаторам.
Предприятия лесного комплекса района изготавливают: профилированные пиломатериалы, оцилиндрованные бревна, наличники, плинтусы, дверные коробки, черновая мебельная заготовка из древесины лиственных пород, заготовки для поддонов, срубы бань, домов.
Удельный вес выпуска продукции предприятий лесного хозяйства и лесопереработки в структуре промышленной продукции района — 84, 7 %. Количество рабочих мест на данных предприятиях — 780.
На территории района зарегистрировано:
37 предприятий малого бизнеса,
149 индивидуальных предпринимателей.
В 2008 году открылось представительство Тужинского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства.
Реализация мероприятий МЦП «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кикнурском районе» на 2010—2014 гг. с общим объемом финансирования из местного бюджета 550 тыс.рублей
По ОЦП «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области» безработные граждане зарегистрировались индивидуальными предпринимателями в 2009 году — 7человек; 2010 году − 23 человека. Функционирует Совет предпринимателей при главе района. Налажено взаимодействие с Советом хозяйственных руководителей. Создано 3 сельскохозяйственных кредитных кооператива, 1 кредитный кооператив граждан и 1 сельскохозяйственный сбытовой кооператив.

 

                                                      Дом культуры в Кикнуре

В Кикнуре построят храм
В Кикнурском районе есть 7 церквей, но в самом поселке до последнего времени не было ни одного храма. Буквально за год местным жителям удалось заложить фундамент будущей церкви и построить воскресную школу, сообщает ГТРК «Вятка».
Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы стояла в Кикнуре больше 500 лет, пока храм не разрушили
Восстановить церковь в былом каменном великолепии сейчас прихожанам не по карману. А храм очень нужен. В той избе, где сейчас проходят службы, очень тесно. Местные жители решили, что простую деревянную церковь построить вполне можно. Нашлись спонсоры, они попросили благословения у владыки Марка, и приступили к работе. Дело пошло быстро.
Кстати о куполах. Их будущему храму подарил предприниматель из Челябинской области, чей прадед был репрессированным священником из Кикнура. Строители нашли его совершенно случайно, и многие усматривают в этом промысел Божий. На строительстве будущей церкви с большим желанием работали и местные волонтеры.

Новая часовня в Кикнуре
Возможно, в ближайшее время в Кикнурском районе появится новый крестный ход. Он будет не такой масштабный и продолжительный, как Великорецкий. Его путь - это дорога от храма до новой часовни, которая появилась недавно.
У Кикнура появилось свое лицо. Это часовня собора вятских святых. Она расположена на самом высоком месте поселка и находится на его въезде. В эти выходные часовню освятили. В честь этого прошел крестный ход.
У часовни своя история появления. Она обещанная. Несколько лет назад у местных предпринимателей возникли проблемы, и они не видели выхода. Обратились к батюшке, попросили помолиться. Когда дело сдвинулось с мертвой точки, решили часовне быть.
ПРОТОИРЕЙ ДИМИТРИЙ: “С Божей милостью была построена в короткие сроки”.
Протоирей Димитрий надеется, что митрополит Вятский благословит крестный ход, и он станет традиционным, а в Кикнуре тем временем подумывают о строительстве нового храма. И здесь без местных предпринимателей не обойтись.

                                                              Поселок Кикнур

Привидение в школе №1 поселка Кикнур
В школе номер один поселка Кикнур очевидцы не раз становились свидетелями непознанных явлений. Обеспокоенные учителя даже пригласили в учебное заведение местного батюшку. С тех пор привидение исчезло, но многие считают, что не надолго.
На работу с церковными свечами и библией. Только так в свое время заступал на смену сторожем Сергей. Иначе спокойно провести ночь не удавалось. Виною всему странные явления.
Вот как описывают ночные явления очевидцы: перебои с электричеством, странные звуки в коридорах, особенно в районе подвала. Постоянное напряжение. Такое ощущение, что как будто кто - то за тобой наблюдает.
Очевидец: “Это трудно объяснить, как будто ходят десятки людей, мы видели, как из темноты появился силуэт человека”.
Местные любители неопознанного выяснили, что раньше на месте школы находилось старинное кладбище. По словам людей пожилого возраста здесь находили могилы людей, захороненных сидя. И якобы именно они являются виновниками странных явлений в учебном заведение.

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ: ” Ко мне обратились учителя, я освятил школу, после этого все прекратилось”.
Сейчас сторожа спокойно заступают на смену. Никто их не тревожит по ночам. Однако местные любители неопознанного уверены, что привидение еще даст о себе знать.

                                                                 Поселок Кикнур 

Межрайонный фольклорный фестиваль в Кикнуре
Новости культуры. “Все в гости к нам” - под таким названием в Кикнуре состоялся межрайонный фестиваль. Его главным действующим лицом стал коллектив “Непоседы”. Несмотря на свое название основной творческий костяк - это люди пенсионного возраста.
То, что это “непоседы” стало понятно сразу. Помещение моментально заполнил гул и гам. Участники группы, несмотря на преклонный возраст, не могут провести ни секунды без движения.
В репертуаре группы русские народные песни, а так же частушки. Выдерживать ритм помогают детские бубенчики, которые прижились в руках “непосед”.
Свою минуту славы “Непоседы” уже получили. Они открывали фестиваль. Правда, его организаторы сетуют на то, что песни это хорошо, но вот побольше бы других жанров.
На фестивале была представлена и сценка, правда, исполненная ветеранами. Молодежь за ними наблюдала из зрительного зала. Организаторы мероприятия надеются, что подростки потянутся за более старшим поколением.

 


ИСТОРИЯ КИКНУРСКОГО КРАЯ
В переписной книге Марийских бортных угодий по Яранскому уезду в Ошминской волости за 1686 год на Кокшаге-реке упоминаются две деревни: «Китнур» и «Кипнур». (Центральный государственный архив древних актов, фонд 1209, книга I, лист 131 и 132 об.)  На схематической карте «Участие трудящихся Марийского края в крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина (1670-1671г.г.)» приложение к «Очеркам истории Марийской АССР» даны названия уездов и волостей, среди которых названа и ОШМИНСКАЯ ВОЛОСТЬ.

     Далее в архивной справке Центрального Государственного архива древних актов говорится: «Так как в более поздних источниках эти названия не встречаются, то, возможно эти деревни и стали впоследствии селом Кикнур, Благовещенское, Ошминское тоже».
     В полном собрании русских летописей, том 13 («Патриаршая или Никоновская летопись»,  издательство «Наука», М. 1965 год, стр. 246) за 1555 год имеется упоминание Кикиной волости без ссылки на точное географическое положение, названия реки, на которой она была расположена, и других уточняющих моментов.
     Как пишет покойный профессор Кировского педагогического института А.В. Эммаусский «если допустить, что отожествление летописного названия «Кикино» с названием села Кикнур является правильным, то можно считать, что первое упоминание о Кикнуре относится к 1555 году.

 

                                                       школа в Кикнуре

    При желании можно «предположить», «допустить» и «домыслить», как это делают некоторые товарищи, но утверждать, что это исторически обосновано, я затрудняюсь.
     В период царствования Петра I в русском государстве была проведена первая ревизия – подушная перепись населения Российской империи. В материалах первой ревизии в сказках по Яранскому уезду в Ошминской волости упоминаются новокрещенные ясашные марийцы деревни и села Благовещенского. Переименование села связано, очевидно, с постройкой деревенской церкви, с крещением марийцев. (Центральный Государственный архив древних актов, фонд 1209, книга 4, лист 207).

     По материалам второй ревизии, проведенной в 1747 году, в селе Благовещенском значится 32 человека мужского пола. Количество жителей женского пола неизвестно, так как переписывалось только мужское население.
    В материалах архивного фонда Вятской духовной консистории находим две записи о постройке церквей в Кикнуре.
     «1777 год. Дана грамота от 18 марта за № 888 на построение вместо ветхой деревянной Благовещенской церкви вновь деревянной же церкви… с теплым приделом.
     9 ноября 1780 года церковь была освящена».
    «1820 год. Дана храмозданная грамота от 23 сентября за №3321 на построение каменной церкви вместо старой ветхой деревянной церкви. Каменная церковь заложена в 1823 году, а окончена в 1824 году.»
    Село по-прежнему носит наименование Кикнур (Ошминское), но в связи с названием церкви приобретает и новое наименование – село Благовещенское. Село входит в Кундышскую волость. Это подтверждают и другие документы. Приведу некоторые из них.

    В книге «Список населенных мест Вятской губернии», том X(по сведениям 1859-1873 годов), СПБ, 1876 год под № 16628 на странице 765 читаем:
«Ошминское (Кикнур), село казенное на речке Кокшаге, от уездного города 41 верста. Число дворов 23. Число жителей: мужчин – 105, женщин – 129.
      Церковь православная – I, лавок – 2. Базары еженедельно».
    Довольно полные сведения о Кикнуре, его населении, занятиях жителей мы узнаем из подворной переписи 1897 года.
     «Село Кикнур (Благовещенское) Кундышской волости, Малопадашевского общества.

               Число дворов – 25.
               Разряд крестьян – государственные.
               Народность – русские.
               Население всего – 158 человек.
               Мужчин – 77.
               Женщин – 81.
               Число надельных душ – 69.
               Грамотных мужчин – 39, женщин – 19.
               Полуграмотных мужчин – 3, женщин – 2.

    В сборнике «Статистические материалы о начальных народных училищах Вятской губернии, собранные губернскою земскою управою в 1895 году», Вятка, 1896 год в «сводной таблице училищ и год их открытия» (Яранский уезд, стр. 21-24) указано, что Кикнурское мужское Церковноприходское училище Кундышской волости Яранского уезда открыто в 1850 году. Кикнурское женское церковноприходское училище открыто в 1868 году. Здания обоих училищ принадлежат церковному попечительству.
     Кикнурское мужское церковноприходское училище было первым по времени открытия училищ в Кундышской волости.
      В 1859 году было открыто Краинское церковноприходское училище Кундышской волости, в 1860 году – Макарьевское церковноприходское училище Кундышской волости, в 1861 году – Кокшагское церковноприхолское училище Шешургской волости, в 1867 году – Улешское церковноприходское училище Цекеевской волости. Примерно в эти же годы были открыты Знаменское церковноприходское училище Цекеевской волости. Точная дата его открытия в статистических материалах о начальных училищах не указана.
     Таким образом в 50-60-е годы XIXвека на территории современного Кикнурского района было открыто семь церковноприходских училищ. Первым во времени открытия училищ в Кундышской волости было Кикнурское мужское церковноприходское училище. В 1990 году ему исполняется 140 лет.

                                        рыбалка около Кикнура на Кокшаге

     В фондах Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена хранится книга «Обзор деятельности Яранского уездного земства за 1867-1912 годы». Издана она в г. Яранске в 1914 году. В докладе по народному образованию очередному земскому собранию в 1880 году земская управа писала: «С самого начала открытия земских учреждений заботы Яранского земства о народном образовании стояла на первом месте. Тогда как другие земства, особенно дворянских губерний, не придавая особой важности делу народного образования, жертвовали на это дело самые незначительные суммы, Яранское земство сразу поняло насущную потребность местного населения – потребность в образовании и не жалело на это средств.
     Плачевное положение народной школы, в каком застало ее земство, не могло не вызвать большой энергии у земства к делу народного образования, потому что земство знало и знает, сколько нужды и горя терпел и терпит крестьянин единственно от собственного свого невежества…
    Дело народного образования в Яранском уезде перед открытием земских учреждений находилось в самом плачевном виде.

 
     В 1867 году в Яранском уезде насчитывалось грамотных, за исключением учащихся, 6969 человек мужского пола и 1193 человек женского пола. Это составляло 3,9% от всего населения вместе с учащимися, а без них - 3,35%. В 1868 году в уезде было только 26 мужских и 3 женских училища, подведомственных уездному училищному совету, и 12 небольших деревенских школ. Учебными пособиями были буквари. В 60-е годы в школы стали поступать учебники К.Д. Ушинского "Родное слово" первого и второго года обучения, а в старшем отделении "Книга для чтения" Водовозова.
     В 1869-1870 учебном году в уезде было уже 37 земских училищ, в которых в начале учебного года обучалось 681 ученик, а в конце учебного года - 1326 учащихся. Одним из многолюдных (более 40 учащихся) было Кикнурское мужское земское училище.

     Что представляло собой положение земских школ в 1871-1872 учебном году показывает отчет члена земства Шишкина о результатах проверки школ в марте 1872 года "Кикнурское  мужское училище, 15 и 24 марта учеников было 45, а числилось 55, из низ 3 черемисина. Успехи их удовлетворительные. Учитель - из окончивших духовную семинарию, назначен был недавно, при старом учителе учение было плохо".
     «Кикнурское женское училище – 15 марта учениц 17 вместо 21. успехи крайне неудовлетворительные, из 17 учениц две могли кое-что ответить по закону божию и то ученицы учились уже четыре года и были взрослые: одной 17 лет. Учитель и законоучитель – священник».

      Шли годы. Происходили заметные изменения в школе.
В «Статистических материалах о начальных народных училищах Вятской губернии, собранных губернскою земскою управою в 1895 году» (Вятка, 1896 г.) в таблице по Яранскому уезду сообщается, что в Кикнурском земском двухклассном мужском училище в 1895 году обучался 191 ученик в возрасте от 8 до 14 лет. Их обучало пять учителей и один законоучитель. В библиотеке училища было учебников 1907 экземпляров 71 названия на общую сумму 711 руб., фундаментальной литературы 148 экземпляров 88 названий и 401 экземпляр 284 названий книг для внеклассного чтения. В таблице сказано, что в училище было четыре комнаты для учителей, но количество классных комнат не указано. По всей вероятности их было не менее шести. В женском одноклассном училище обучалось 82 ученицы в возрасте от 7 до 14 лет. Их обучали три учительницы и один законоучитель. В школе были три классных комнаты и одна комната для учителей.
     В библиотеке женского училища было 635 учебников 71 названия, 51 экземпляр книг фундаментальной литературы и 228 экземпляров 121 названия книг для внеклассного чтения. Оба училища располагались в зданиях, принадлежащих церковному попечительству.

«Вятская енархия» (Вятка, 1912 г.) при описании села Кикнур (Ошминское) сообщает также о существовании в селе церковно-приходского училища и трех школ грамоты в церковном приходе, не называя населенных пунктов, в которых они находились, и дат их открытия.       В 1907 году мужское двухклассное училище получило в свое распоряжение три прекрасных деревянных здания на кирпичном фундаменте, построенные на южной окраине села. Об этом сообщает в своих воспоминаниях бывший директор Кикнурской школы второй ступени В.Н. Андреевский. «В начале XX века на месте нашей школы была пустошь. Разбогатевший бюрократ-чиновник, одесский прокурор Курочкин (очевидно, связанный с нашей местностью происхождением или еще как-либо), движимый неизвестными побуждениями, в 1907 году пожертвовал капитал на организацию в Кикнуре ремесленной школы его имени. Ремесленная школа была открыта, но просуществовала год-два из-за недостатка средств, халатного ведения хозяйства и хищений (попечителями ее были члены сельскохозяйственного общества) начала свертываться, оказалась задолженность уездному земству, которое взято здание на себя и школа закрылась».

      Кикнурское мужское двухклассное училище считалось одним из лучших земских училищ в Яранском уезде. Не случайно 11 октября 1911 года земское собрание приняло решение «согласиться с докладом Управы об открытии в селе Кикнуре городского училища с сельскохозяйственным отделением и ассигновать принципиально на содержание проектировщика училища на учителя графических искусств 375 рублей в год». («обзор деятельности Яранского уездного земства за 1867-1914 года» Яранск, 1914 г. стр. 195).

      
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ МЕСТНОГО КРАЯ
     Осенью 1921 года возникла мысль в среде преподавателей Кикнурской школы IIступени о создании при школе «Музея искусства и старины». Целью создания этого школьного музея было поставлено – сохранение памятников старины и искусства, находящихся в местном крае. Музей преследовал вместе с тем учебные и культурно-просветительные задачи. Для привлечения внимания и интереса населения к этому в музей принималось все, приносимое местными гражданами, не оценивая строго приносимые экспонаты с художественной или с исторической точки зрения. С такой же целью в музее был создан особый отдел – нумизматики, в который было особенно много дарений от местных граждан. Музей был первоначально помещен в одной комнате дома, который занимал заведующий (директор) школы, рядом с кабинетом. Комната была открыта для посещения, и над ней была сделана соответствующая вывеска.

     В начале музей рос медленно, но благодаря учащимся его существование стало известно населению.
     1921-1922 гг. не принесли особенных изменений, но музей постепенно начал принимать правильный уклон – краеведческий. В музей стали собирать по преимуществу материалы, относящиеся к жизни местного края. Отдел искусства постепенно выпал и выделился (в школе создалась художественная артель, силами которой было нарисовано несколько картин, главным образом углем и мелом, и организован отдельный уголок – маленький художественный музей), к предметам старины стали постепенно прибавляться экспонаты местной природы и производства.

      1922-1923 гг.был поворотным в жизни музея. Старый «музей искусства и старины» умер, и стал создаваться музей местного края. В музее еще не было отделов, собиралось все, что характеризует местную природу, труд, быт и жизнь населения, прошлое края, народное творчество.
     Осенью 1923 года по совету директора Вятского научно-исследовательского института профессора Н.М. Каринского был организован краеведческий кружок при школе IIступени (о чем было сообщение в журнале «Вятская жизнь» за 1924 г., № 2). Первоначально кружок состоял из 9 человек, но постепенно он рос, втягивал в себя новых любителей краеведения из числа педагогов и других жителей села и района. Кружок постепенно расширял не только состав, обращаясь в общество, охватывающее большой круг лиц, но и поставил задачу изучения края во всей его широте и задачу создания музея: одно дополняло другое.

      Кружок разбился на три секции: натуралистов, этнографов и историков. Параллельно этому и музей разбит был на три отдела: отдел природы, труда (производства) и истории края. В первом собирались предметы, характеризующие местную природу: почвы, представителей растительного и животного мира, данные метеорологических и фенологических наблюдений и т.д.
     В музее труда собиралось все характеризующее население, его труд и быт: коллекции изделий местных производств, кустарных промыслов, предметы и орудия труда, выходящие из употребления, изобретения местных рационализаторов, творчество самородков, плоды народного творчества и т.д.
     Отдел истории включал в себя: нумизматику (главным образом иллюстрацию денежных знаков последнего периода жизни страны – блокады и интервенции), историю войны, историю голода, книг и гравюр, местной археологии, историю школы. В последнее время был создан отдел культа (антирелигиозный).

     Благодаря дружной работе краеведов музея стал быстро расти количественно и качественно улучшаться. Стали, помимо предметов, отражающих современную жизнь и труд населения, появляться в музее предметы, имеющие известный научный интерес и значение: ценные экспонаты по археологии и палеонтологии, орудия каменного века, старинная одежда, утварь, оружие и т.д.

     1924 год -  музей стал приобретать известность и популярность в среде местного населения. Крестьяне, в частности, марийцы, стали приносить в музей различные находки, предметы своего производства, быта, старины. Вокруг музея стал создаваться кружок передовых крестьян, изобретателей, талантливых самородков, народных поэтов и сказителей. Начался сбор и запись народного фольклора. Краеведческое общество стало выпускать рукописный журнал «Наш край», который был издан в количестве 19 номеров. По предложению Московского исторического музея и Вятского научно-исследовательского института несколько номеров в порядке обмена на их издания было направлено в эти научные учреждения.
     Увеличилась и посещаемость музея, особенно молодежью, которая в праздничные дни приходила сюда группами человек по 10-15.

     В настоящее время музей имеет 768 предметов, которые распределяются по отделам в следующем виде:
I. Музей природы:     минера и почвы – 10 названий
                                    флоры и фауны – 88 названий
II. Музей труда:          экспонаты производств – 72 названия.
III. Музей истории:   нумизматика – 230 названий,
                                    войны и голода – 42    -//-
                                    книг и гравюр – 33      -//-
                                    быта – 54 -//-
                                    истории края – 40  -//-
                                    антирелигиозный – 19   -//-
                                    археологии – 22 названия.

      Музей, несомненно, имеет большое будущее как находящийся в центре большого культурно- и экономически своеобразного района, в котором дружески живут и трудятся народы двух наций – русские и марийцы.
      Он завоевал широкую известность за четырехлетний период своего существования. Он вырос без затраты каких-либо материальных средств, единственно путем дарений предметов частными лицами и сбора в среде окружающего школу населения. Он имеет теперь прочное ядро работников – любителей, ведущих работу по изучению местного края, которые отдают свои силы и время этому делу.

      Единственно, что препятствует дальнейшему росту и развитию этого музея – отсутствие особого помещения: музей вырос и школа уже уместить его в своих стенах не может. Необходимо создание отдельного здания для этого культурно-просветительного учреждения, нужного местному району, местному краю.
    В 1924 году музей при школе IIступени стал действительно типичным музеем краеведческого характера, отражающим всесторонне жизнь местного края, вернее района села Кикнура. Он был еще связан со школой не только территориально, но и потому, что основной состав работников музея были учителя школы и основная масса членов краеведческого кружка (вернее, это был уже не кружок, а больше по составу общество) – учащиеся старших классов школы.

    Назрел вопрос о выделении музея из школы, как самостоятельного культурно-просветительного учреждения. Прежде всего нужно было вынести музей из стен школы. Стали подыскивать подходящее помещение для него. Явилась мысль использовать для музея деревянное здание, находящееся в середине школьного двора, в котором когда-то помещались мастерские ремесленного училища Курочкина. Находящаяся здесь мастерская и склад были переведены в другое помещение и здание стали приспосабливать под музей. Были проделаны большие окна, внутри установлены дощатые перегородки, которые и разбили помещение на три отдела: отдел культуры, отдел труда, и отдел истории.
      Над окнами были снаружи укреплены широкие наличники с рисунками – орнаментом в древнерусском стиле, над дверью укреплена вывеска «Краеведческий музей» (музей был сфотографирован, один снимок был отправлен в Вятский научно-исследовательский институт краеведения).

      В самостоятельном здании музей стал развертывать интенсивную работу. Были введены дежурства членов кружка в обычные дни, в праздничные и выходные дни, когда обычно было много посетителей, выделялись дополнительные дежурные и экскурсоводы, каковыми охотно становились учащиеся старших классов школы.
      Музей открыл филиал в Петропавловском и в д. Городище при школе. Музей становился средоточием краеведческой работы в районе.
     Однако развивающееся культурное учреждение в дальнейшем неожиданно пошло под уклон и быстро стало хиреть.
      Это обстоятельство было связано с тем, что вся работа музея строилась на общественной инициативе, не было специального лица, которое бы отвечало за работу музея, было официальным оплачиваемым работником его. И пока были люди, создавшие музей и работавшие в нем, он развивался, а с прекращением работы этих людей он оказался беспризорным.       

 

 

____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.kiknur.ru/
сайт Википедия.
http://www.kiknur-school.ru/
http://www.kvartkirov.ru/

 

ВложениеРазмер
KiknurDK.jpg83.75 КБ
KiknurLenina.jpg143.17 КБ
KiknurP.jpg132.4 КБ
KiknurP (1).jpg67.73 КБ
KiknurP (2).jpg97.53 КБ
KiknurP (3).jpg86.33 КБ
KiknurP (4).jpg77.52 КБ
KiknurP (5).jpg52.41 КБ
KiknurP (6).jpg72.27 КБ
KiknurP (7).jpg80.6 КБ
KiknurP (8).jpg185.31 КБ
KiknurSHkola.jpg127.25 КБ
kiknurskii.jpg44.15 КБ
KiknurSP.jpg173.5 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

случай в Кикнуре

Всякое по жизни встречалось, но вот на похоронах такое первый раз в жизни перенес. Хоронили моего студийца, друга, десятиклассника, утонувшего в ночь на пасху. Пол поселка провожало Ильюшу в последний путь, парнишка слова плохого за свою короткую жизнь ни кому не сказал.

И вот подходит к нам, к студийцам его тетка и просит-Ребята разойдитесь от могилы на 40 шагов в стороны и спрячьтесь, а когда все уйдут тихо подойдите к могиле и послушайте плачет Ильюша или нет. Озноб по всему враз ставшему мокрым телу, а куда деваться сделали, как к могиле шли, ни кто из нас не вспомнит, ноги просто не шли, подошли, послушали,тишина, постояли утерли слезы и пошли на горячий стол, там тетка подошла спросила, ответили что не плакал.

Ну говорит значит встретили его там хорошо! Вот что, от куда все это берется? В нашей жизни нет ничего просто так!

(Рассказал: Алексей Полевщиков. п. Кикнур).

аватар: Гость

мои предки родом из из Кикнура

помогите узнать о них что нибудь это Кордемские знаю только пока одного прадеда Кордемский АНАСТАС ИВАНОВИЧ 1884год рождения был священиком в г Слободском

аватар: Гость

Вы можете написать запрос в

Вы можете написать запрос в Гос.Архив Кировской области(ГАКО).Адрес см в интернете.Запросы платные.В ГАКО хранятся Клировые ведомости,где есть информация о священниках.Или сами приезжайте в архив,самому всегда лучше искать.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru