Музей Эрьзи

Дом-музе́й С. Д. Э́рьзи — музей в селе Баево Ардатовского района Мордовии, филиал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.
Открыт в 1976 году, к 100-летию со дня рождения скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефёдова). Здание представляет собой типичную для мордовских сёл одноэтажную деревянную избу с четырёхскатной крышей, состоящую из жилого помещения и сеней. 
 

Построен недалеко от места где прежде находилась изба Нефёдовых. В экспозиции дома-музея документы и фотографии, посвящённые различным периодам жизни Эрьзи, репродукции некоторых из его произведений, личные вещи скульптора, работы его учеников.
У входа в музей установлен памятник Эрьзе работы московского скульптора Алдоны Ненашевой.


 
Открыт в 1976 году, в год 100-летия со дня рождения скульптора.

Занимает одноэтажное деревянное здание, 1976 г.
Общая площадь — 89, 26  кв.м.; экспозиционная — 63 кв.м.

Общее количество единиц хранения: скульптура — 4; народное искусство — 20.
 
В составе коллекции фотодокументы, личные вещи С.Эрьзи, работы его учеников Е.И.Мроз, А.А.Сакс, М.И.Нефедова; предметы мордовского народного искусства, костюм эрьзянки XIX в., образцы вышивки, деревянной и керамической утвари, ткацкий станок. У входа в музей памятник С.Д.Эрьзе скульптора А.Ненашевой.
 
«Деревни Баевой крестьянин Дмитрий Иванов и законная жена его Мария Ивановна. Восприемники: той же деревни крестьянин Иван Стефанов и крестьянина Стефана Авдеева жена Пелагея Ивановна. Таинство крещения совершил священник В. Алексеев с причетниками А. Снегиревым и П. Трояновым ». (Запись о крещении Степана Нефедова (Эрьзи) в Метрической книге церкви Покровова Пресвятой Богородицы и Святителя и Чудотворца Николая в селе Ахматово, Ардатовского уезда Симбирской губернии, на родине матери Степана, Марии Ивановны).

Степан Нефедов (Эрьзя) родился 27 октября, а крещен 31 октября 1876 года (8 и 12 ноября нового стиля).
 
Село Баево – родина великого мастера С. Д. Эрьзи – начало всех начал. Здесь формировались его характер и мировоззрение. В дальнейшем это влияние многое определяло в его творчестве. «…Несмотря на невзгоды и лишения, до последних дней своей жизни, он (Эрьзя) пронес особую теплоту в своем сердце о годах далекого детства и юности. Часто вспоминал и рассказывал о милых его сердцу сурских просторах, Баевских Выселках, об Алатыре…»
(Н. Головченко. Из статьи «Алатырский период»).


 
В «Топонимическом словаре МАССР» читаем: «Баево (Баеньбуе) – эрзянское село в Ардатовском районе. Находится на речке Ладыга. В «Списке населенных пунктов мест Симбирской губернии» (1863) Баево – село казенное из 89 дворов Алатырского уезда. Основано не позднее XVI века». Сейчас это богатое крепкое село с красивыми деревянными домами. Почти в самом его центре располагается филиал МРМИИ имени С. Д. Эрьзи – мемориальный дом-музей С. Д. Эрьзи, открытый к 100-летию со дня рождения мастера, в 1976 году.
 
Вначале музей скульптора находился в маленьком уголке местной школы, позже его разместили в крошечном домике, крытом соломой и напоминавшем избу Нефедовых. Настоящий дом-музей С. Д. Эрьзи располагается в добротном доме, построенном недалеко от того места, где стояла изба Нефедовых. Он представляет собой тип деревянной избы, характерной для мордовских сел. Состоит из одного жилого помещения (9×7 метров) с сенями. По фасаду 6 окон с наличниками, украшенными глухой резьбой. 
В октябре 1991 года у входа в музей был поставлен памятник С. Д. Эрьзе. Автор памятника – московский скульптор, заслуженный художник России Алдона Ненашева. Экспозиция дома-музея знакомит зрителя с жизнью и творчеством мастера на основе документальных и фото материалов, касающихся определенных периодов биографии С. Д. Эрьзи. Значительную часть выставки представляют увеличенные черно-белые фотографии самого С. Д. Эрьзи и цветные – со знаменитых работ мастера. 
Экспозицию дополняют произведения учеников С. Д. Эрьзи – Е. Мроз, А. Сакс и М. Нефедова, племянника скульптора. В отдельных витринах представлены личные вещи С. Д. Эрьзи, образцы материалов, с которыми он работал, книги о биографии и творчестве мастера. Оживляют экспозицию предметы мордовского декоративно-прикладного искусства: костюм эрзянки, образцы национальной вышивки, пари и другие предметы быта создают атмосферу жизни эрзянской крестьянской семьи.
 Заведующая филиалом С. Б. Ладяшкина ведет лекционно-экскурсионную работу со школьниками, радушно встречает гостей, приезжающих поклониться родной земле великого скульптора.
  

ГОЛОВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи» (учредитель — Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия) имеет статус особо ценного объекта национального и культурного достояния народов Республики Мордовии,  неоднократно удостаивался государственных  наград.

За годы своей деятельности музей внес большой вклад в развитие культуры Мордовии, способствовал возрождению национального искусства и в настоящее время является одним из крупных культурных центров  Поволжья.  Так же это туристически привлекательный объект Республики Мордовии.

Музей открылся 10 января 1960 года в бывшем здании пожарного депо и назывался «Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф.В. Сычкова». В 1976 году, к 100-летию со Дня рождения С.Д. Эрьзи, было построено новое здание, с 1995 года музей носит имя Степана Эрьзи.

Базовыми коллекциями являются работы классиков национальной художественной культуры: великого сына мордовского народа  скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876-1959) и «певца радости бытия», нашего земляка, выпускника Императорской академии художеств, живописца Федота Васильевича Сычкова (1870-1958). Обе эти монографические коллекции, по сути, были сформированы самими авторами. Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска Академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897), подаренные музею внуком художника.

В настоящее время в музейной коллекции более 15000 единиц хранения. Русское искусство, современное отечественное, декоративно-прикладное, искусство художников Мордовии – лучшие произведения находятся в постоянной экспозиции, которую ежегодно посещают более 60 000 человек.

Сотрудники музея за год проводят полторы тысячи экскурсий, читают более двухсот лекций. Однако самая  яркая  и заметная часть музейной работы – выставочная. За последние годы она стала настолько насыщенной, что является определяющей в культурном пространстве республики. Этому способствуют специально оборудованные площади, нестандартная методика и концептуальный подход в экспозиционном решении, разнообразие форм подачи и спектра проводимых мероприятий во время работы выставок.   Экспонентами последних лет были представители классической традиции Илья Глазунов, Валентин Сидоров, Зураб Церетели, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, Иван Черапкин, участники межрегиональных и всероссийских выставок, авангардисты, этнофутуристы, итальянские, финские, китайские художники, представители арт-бомонда Никас Сафронов, Екатерина Рождественская и многие другие. Традиционны многочисленные выставки мордовских художников.

                             скульптура Леда и лебедь                                                                      

Национальная компонента, приобретшая в настоящее время большое значение, реализуется в работе Музея мордовской народной культуры (отдела МРМИИ им. С.Д. Эрьзи).  Праздники из цикла «Календарные обряды и мы», «Мордовское гостеприимство» вызывают постоянный интерес гостей Мордовии и входят в туристический  проект «Малое Золотое кольцо России».

Огромный  резонанс вызвали проекты последних лет, проходившие в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

МРМИИ им. С.Д. Эрьзи постоянно  расширяет творческие межмузейные связи. Коллеги-музейщики из России, Италии, Аргентины принимают участие в семинарах, круглых столах,  научно-практических конференциях, проводимых музеем; издаются  сборники научных статей , альманах «Наш музей», журнал «ART-M»;  буклеты, путеводители, монографии о художниках Мордовии,  альбомы, каталоги выставок и базовой коллекции.  Вышел в свет уникальный альбом «Степан Эрьзя», в котором используются  элементы 3D-визуализации скульптур.

Музей стремится и умеет выстраивать партнерские отношения, чему свидетельство — поддержка его деятельности представителями бизнес-структур. Для укрепления подобных связей был организован Попечительский совет и Общество друзей музея.

Огромное внимание уделяется участию в государственных  программах. Многие масштабные проекты осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и при финансовой поддержке выигранных грантов.

В октябре 2014-го, в канун юбилейного года (10 января 2015 г. музею исполняется 55 лет) завершена  двухлетняя реконструкция музея,  и он предстал перед своими посетителями в совершенно новом облике.

Для проведения экскурсий  используются многоязычные аудио-гиды. Развернута бесплатная беспроводная сеть Wi-Fi, действует система QR-кодов.

Работают  информационные системы, созданные  на базе сенсорных киосков. С их помощью гости  смогут совершать виртуальные экскурсии по всем выставочным залам, просмотреть электронный каталог картин из коллекции музея, познакомиться с работами художников Мордовии и получить информацию о самих творцах. Звуковые колпаки с направленным звуком на экспозиции декоративно-прикладного искусства помогут получить локальную  информацию.

Начал работу виртуальный филиал Русского музея и Ресурсный центр, что является новой ступенью в современной образовательной деятельности музея.

Широкое применение новых  информационных технологий и мультимедийного оборудования повышает интерактивность экскурсий, помогает полно и творчески донести информацию до посетителей, дает больше ярких впечатлений, существенно стимулирует интерес молодежной аудитории, а главное – выводит музей на новый технологический уровень, делает его современным, комфортным, привлекательным даже  для самого требовательного зрителя.

 

                    мордовская женщина (мордовка)                                                                     
   
БИОГРАФИЯ СТЕПАНА ЭРЬЗИ
Среди плеяды имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, ученых, музыкантов ХХ века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Нефедова — Эрьзи достигло высот мировой известности. Творчество Эрьзи, сформировавшееся на рубеже ХIХ-ХХ веков, обращено к всеобъемлющему анализу человеческой натуры. Состояние души человека, его эмоции, чувства стали предметом пристального изучения мастером и взволнованного воплощения в произведениях. Гуманистическая направленность творчества скульптора предопределила его популярность не только у современников, но и у грядущих поколений.

Биография Эрьзи необычайна, содержательна, ярка. Это биография подлинного таланта, порывистого и упорного, со взлетами и неудачами, резкими противоречиями, таланта, сумевшего сохранить свое лицо во всех превратностях жизни», — писал один из исследователей творчества скульптора Юрий Ефремов.

Степан Дмитриевич Нефедов родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Свою трудовую биографию Степан начал с работы в иконописных артелях. Путешествуя с ними по городам и селам Поволжья, постигал азы иконописного мастерства, приобретая опыт в росписи церквей. Начало нового – ХХ века — было ознаменовано в судьбе Нефедова учебой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на живописном отделении, потом скульптурном. Его преподавателями были крупнейшие живописцы Н.А. Касаткин и А.Е. Архипов; скульпторы П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин.

1906-1916 годы — первый период самостоятельного творчества скульптора. На этом этапе происходит процесс формирования художественной индивидуальности Эрьзи. Он едет в Италию, затем во Францию, где изучает произведения искусства прошлого и современности, совершенствует свое мастерство, активно работая творчески. Там скульптор становится известен под псевдонимом «Эрьзя», происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был.

Полновесно и значимо имя скульптора прозвучало впервые в 1909 году на международной выставке в Венеции, «гвоздем» которой, как писала газета «Русско-французский вестник», была скульптура Эрьзи «Последняя ночь осужденного перед казнью», где он создал трагический и вместе с тем полный героизма образ осужденного. Впоследствии Эрьзя не раз обратится к теме борьбы и философского осмысления жизни. Затем последовали художественные выставки в Ницце, Риме, Милане, Париже. С.Д. Эрьзя выступил на них как сложившийся мастер с ярко выраженной демократической устремленностью. С потрясающей силой скульптору удалось воплотить образы Христа («Христос распятый», «Христос кричащий» – 1910), священника («Поп» – 1908), художника, переживающего муки творчества (автопортрет «Тоска» – 1908), людей труда («Косец», «Сеятель»– 1908).

В 1914 году Эрьзя возвращается на родину. Во время I мировой войны он работал в Москве в военном госпитале, лишь изредка имея возможность обращаться к творчеству. Среди работ этого периода наиболее значительными явились «Монголка» (1915-1916, цемент), «Портрет балерины Федоровой 2-й» (1915 – мрамор). Многое из найденного скульптором в ранний период будет развито им в зрелом творчестве: это разнообразная тематика произведений, воплощенная в женских, национальных и мифологических образах, их обобщенная трактовка, повышенная экспрессивность, открытая эмоциональность, глубокое знание автором специфики художественных свойств материала и техники исполнения.
 
Новый этап творчества Эрьзи охватывает 1917-1926 годы, когда он работал на Урале (г. Екатеринбург, с. Мраморское) и Кавказе (г. Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку). В это время происходит дальнейшее становление творческой индивидуальности скульптора. В первые годы советской власти С.Д. Эрьзя активно включается в осуществление плана монументальной пропаганды. Он создает памятники революции, свободе, человеку труда, стремится к воплощению ассоциативно богатых образов, полных обобщенно-символического содержания. Прежде всего, эти черты прослеживаются в его монументальных произведениях, созданных на Урале (памятники погибшим парижским коммунарам, уральским коммунистам, «Освобожденный человек»). Те же качества отличают его станковые произведения, в первую очередь, такие, как «Скорбь» — (гипс) 1918, «Женский портрет» («Спокойствие») – (мрамор) 1919 г., ярко продолжающие линию пристального интереса Эрьзи к душе человека. Чертами обобщенности и стремлением к психологической трактовке отмечены и мифологические образы: «Иоанн Креститель» (цемент), «Ева» (мрамор) – 1919, «Калипсо» (мрамор) – 1917.

На Кавказе С.Д. Эрьзя создал ряд конкретных образов исторических деятелей (К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина), классиков грузинской литературы (Ш.Руставели, И.Чавчавадзе, А.Церетели), отдав дань традиционному жанру портрета.
 
Круг материалов, к которым обращался Эрьзя в этот период, довольно широк. Это мрамор, цемент, железобетон, чугун, гипс. Впервые скульптор использует в своем творчестве твердые породы дерева — кавказский дуб, кавказский орех. Работая с ними, он продолжает фактурные поиски, начало которых относится к более раннему периоду («Летящий», «Леда и Лебедь», «Шепот»), «Материнство» — 1922. Любовь мастера к этому материалу имела глубокие корни, которые ведут к мордовскому народному искусству резьбы по дереву. В эрзянских селах до сих пор можно встретить свадебные сундуки-пари, дошедшие до нас из глубины веков и украшенные резным орнаментом. Определенное впечатление могла произвести и деревянная скульптура, которую Эрьзя мог видеть в церквях.

В 1926 году в Москве на VIII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) внимание критики привлекли произведения С.Д. Эрьзи, выполненные из железобетона («Узник», «Народный трибун» — 1920, «Жертвы революции 1905 года» — 1926), наполненные острым социальным звучанием. Они отвечали выдвинутому АХРР лозунгу «героического реализма».
 
В этом же году С.Д. Эрьзя отправился с выставкой произведений в Париж, затем в Аргентину. Почти четверть века (с 1927 по 1950 г.г.) продолжался период творческой зрелости скульптора. Это были годы, наполненные драматизмом и вдохновением, именно здесь его творчество развивалось в полную силу. Поиски оригинальных форм и способов пластического выражения протекали на земле южной Америки наиболее активно, помогали скульптору пережить разлуку с Родиной. Здесь он открыл для себя материал, с которым не расставался до конца своей жизни – породы субтропических деревьев кебрачо, альгарробо, урундай. Они покорили художника экзотической красотой, фактурным богатством, плотностью и твердостью. Этот материал открыл перед Эрьзей возможности в выборе разнообразных тем и сюжетов, которые впоследствии сложились в серии портретов исторических личностей, мифологических, женских, интернациональных и национальных образов, а также работы так называемой психологической серии. Несмотря на обилие тем, затронутых мастером, его творчество представляется очень цельным, так как центром внимания становится Человек и жизнь его души.

Искусству С.Д. Эрьзи свойственны огромная духовная культура, тонкая интеллектуальность. Оно вместило в себя достижения не только национальной, но и русской, и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям. Мастера привлекают характеры героические, личности яркие и сильные, натуры страстные. Эрьзе были близки и философская мудрость Сократа, и непостижимая человеческая глубина Льва Толстого, музыка Бетховена и Грига и гений Микеланджело. («Лев Толстой» — 1930, «Микеланджело», «Сократ»– 1940, «Бетховен» — 1929).

Сильные, мужественные характеры, мятущиеся души, величие духовных и физических сил запечатлел Эрьзя в героях античной, библейской и евангельской мифологии: «Голова Медузы» — 1938, «Мельпомена» — 1939, «Моисей» — 1932,«Иоанн Креститель» — 1928, «Христос» — (не датирован). Они заняли значительное место в его творчестве, вершиной которого стал «Моисей». В образе пророка мастер передал всю гамму противоречивых переживаний человеческой души — всеобъемлющий гнев и всепобеждающую доброту, грозную силу и усталость, суровую решимость и мудрую уравновешенность, — достигнув глубин психологического анализа. Сродни «Моисею» «Христос» (не датирован) Эрьзи. Небольшая по размерам, изысканная в линиях и формах, эта работа необыкновенно точно передает крайнее напряжение и собранность воли, духовных сил Христа, направленных на мужественное преодоление страданий. В этом образе, воплотившемся в произведениях Эрьзи разных лет («Христос кричащий» — 1910 г., «Голова Христа» — 1915 г., «Христос» — 1945 г.), ярко отразились неустанные поиски истины, нравственного идеала Эрьзи, сопровождавшие его на протяжении всей его жизни.
 
Свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного воплощает С.Д. Эрьзя в многочисленных женских образах. Это непреходящая тема в творчестве скульптора и одна из главных в мировом искусстве. Они непостижимы в своей многозначности, неисчерпаемы по индивидуальной характерности, многообразны по пластическому решению. Это и ожившее поэтическое сказание («Обнаженная» — 1930), и картины античной мифологии («Леда и лебедь» — 1929), и носительница мятежного духа («Боливийская революционерка» — 1949), и олицетворение чистоты, самоотречения и покорности («Монашенка» — 1941), и воплощение изысканной красоты, тонкого обаяния и кокетства («Парижанка в шляпке» — 1927, «Каприз» - 1944).

В портретной галерее С.Д. Эрьзи женщины разных стран и национальностей. Здесь родные ему мордовские и русские лица, испанки, француженки и почти все представительницы американского континента. В каждом портрете художник не просто передает национальные черты, но и раскрывает определенный характер, душевное состояние и настроение портретируемых, используя все возможности декоративного богатства материала. Необыкновенно мелодичен портрет «Аргентинки» (1941), волевое и сильное начало с налетом горечи передано в портрете «Русской женщины» (1948), олицетворение гордости и достоинства заключено в портрете «Испанки» (1942).

Наибольшего мастерства в пластике достигает скульптор при создании ряда обнаженных женских фигур («Молодость» — 1940, «Юность» — 1940-1943). Подлинным гимном женской красоте является скульптура «Обнаженная» (1930). Изысканная и спокойная грация певучих линий тела, подчеркнутых естественным рисунком дерева, передает прелесть и обаяние, гордую величавость полубогини, полуземной женщины.

Глубиной психологического анализа пронизаны работы, посвященные женщине – матери. Тема материнства одна из самых глубоких и значительных в мировом искусстве. К ней Эрьзя неоднократно обращался в своем творчестве («Спящая мать» — 1937, «Четырнадцатилетняя мать» — 1939, «Материнство» — 1922). Работа «Мать с ребенком» (1929) наполнена дыханием жизни, силой материнской любви и заботы. Замкнутость композиции, компактный объем, разнообразие ритмов, силуэта, светотеневые контрасты привносят в эту работу противоречивые настроения: от безмятежного спокойствия до неясной тревоги, ощущения опасности и готовности защитить.

Тревожные настроения, возникающие в работах С.Д. Эрьзи, отражали его душевное самочувствие в Аргентине, что нашло преломление в ряде портретов его земляков, родных, близких. Произведения скульптора проникнуты пониманием национального характера своего народа, гордостью за него, теплотой и искренностью («Голова крестьянина» — 1931, «Крестьянин-мордвин» — 1937, «Портрет мордовки» — 1938, «Портрет отца» — 1944). Почти языческая красота и неукротимый порыв, подчеркнутый пластическими массами урундая, воплощены скульптором в «Портрете матери» (1940); человеческое достоинство незаурядный ум, уверенность в себе демонстрирует мастер в мужских национальных образах: «Старик-мордвин» (1944), «Голова крестьянина» (1931).

Щемящие ноты мучительной тоски и боли, отчаяния, сменяющиеся надеждой, звучат в его взволнованной исповеди – «Автопортрет» (1947). С.Д. Эрьзя, сам переживший очень многое, испытывает интерес к сложным психологическим состояниям человека и воплощает их в серии произведений. Созданные портреты вырастают до образов-символов: «Ужас» (1933), «Отчаяние» (1936), «Думы» (не датирован), «Мужество» (1932), «Тоска» (1944). Естественные наросты, органично вплетенные в образную ткань портрета «Пламенный» (1934), передают стремительность и романтический порыв. Динамичный силуэт, резкие контрасты света и тени дополняют яркую эмоциональность образа.

В годы пребывания в Аргентине С.Д. Эрьзя создает огромное количество произведений, часть которых разошлась по музеям и частным коллекциям во многие страны мира. Духовная наполненность образов, глубина их психологических характеристик, обращенность к всечеловеческим ценностям сделали их понятными и близкими людям всех континентов.

В 1950 году скульптор возвращается, наконец, в Россию, гражданином которой он оставался всегда. Все свои самые лучшие произведения он привез с собой и передал в дар своему народу. 1950-1959 годы становятся завершающим этапом его творчества. Скульптор осваивает новую для него действительность, искусство его наполняется новым звучанием, появляется целый ряд новых образов, исчезает некоторая их отчужденность, ослабляется обобщенность трактовки. Меняется отношение скульптора к материалу: все чаще необработанная фактура дерева уступает место гладкой моделировке. Новые люди, живущие пока незнакомой, но чрезвычайно интересной для С.Д. Эрьзи жизнью, становятся героями его произведений: простотой и непосредственностью поэтически восторженной натуры привлекает «Москвичка» (1953), романтична и загадочна «Студентка» (1954), внутренней динамикой наполнен образ его молодой современницы («Женская голова», 1958).

В 1954 году открылась персональная выставка произведений С.Д. Эрьзи в Москве. В 1957 году скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения и за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. В этот период рождаются у скульптора новые замыслы. Он снова обращается к монументальному искусству: проектирует памятник Н.А. Некрасову для Москвы, задумывает создать для Саранска фонтан, украшенный фигурами женщин, олицетворяющих 15 союзных республик. Но реализовать эти планы не удалось.

Степан Дмитриевич Эрьзя умер в 1959 году в Москве. На могиле его в Саранске установлено надгробие работы С.Т. Коненкова, воплотившее начало бессмертия выдающегося мордовского скульптора.

Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его имя и обладающий самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией его скульптур.

Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.
 
 

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — С. 180. — ISBN 5-7595-1662-0.
 Информация о доме-музее на сайте МРМИИ имени С. Д. Эрьзи
http://erzia-museum.ru/ru/filialy/dom-muzej-v-sele-baevo/informaciya_bayevo/
http://www.museum.ru/
 достопримечательности Мордовии
музеи Мордовии

 

 

ВложениеРазмер
8970643 (1).jpg43.09 КБ
8970643 (2).jpg31.08 КБ
8970643 (4).gif82.41 КБ
8970643 (5).jpg45.69 КБ
8970643.jpg69.44 КБ
erzya1.jpg149.18 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru