Музей Пива, Чебоксары


Погода 14 сентября не подвела и мы с зятем встретили заочных друзей из Казани у Новочебоксарской плотины около 11-и утра. По их просьбе сразу рванули на залив в музей пива. Но нам пришлось немного подождать пока освободится экскурсовод, ведь музей не пустует. 
Мы, особо не переживая, разместились в баре, что в этом же здании на 1-м этаже и решили снять пробу с этого напитка. Сара отпробовала темный напиток, а я светлый, Андрей же с Сергеем довольствовались томатным соком, так как были за рулем. Наконец получасовая экскурсия гида закончилась и мы с еще одной группой вошли в музей. 
Надо сказать, экскурсия того стоит, не то, что тупо пройтись по залам. Мы узнали, что таких музеев в Европе 2: наш и в Польше и что основал его в Чебоксарах предприниматель Дельман в 90-е годы, потратив на него более 50-и миллионов рублей. 

 

                                Набережная славного города Чебоксары

 

                                   музей Пива

Некоторые экспонаты, купленные в разных участках земного шара датируются 4-м веком до нашей эры. Этот предприниматель решил сделать хороший подарок городу, и ранее он занимался благотворительностью, так на его бензозаправке существуют льготы пенсионерам. 
Завершается экскурсия дегустацией пива. 
Учитывая новый закон о допустимости минимальной дозы промиля, от этого мероприятия не отказались даже наши водители. Пиво это изготавливается в селе Комсомольском по специальным рецептам и не идет ни в какое сравнение с промышленным. Там же затариваемся этим напитком и идем на залив. Тут Сара затерялась в бесчисленных лавках местных умельцев на Арбате, мы же с Андреем делаем снимки. В это время Сергей покидает нас, ведь ему предстоит забрать свою жену и сыновей, отвезти 2-х петнюю дочь моему мужу нянчиться. 


Появилась восторженная Сара с трофеями. Ей удалось купить украшения из природных камней, которые она не смогла приобрести, даже путешествуя по Уралу и Карелии. Но в этом нет ничего необычного, так как несколько раз в году художественную галерею на заливе посещает выставка "Каменная сказка", где всем желающим продают изделия, вот и сейчас, когда пишу отчет, слышу по телеку рекламу, что они опять приезжают. Сажусь в машину друзей и едем к нашему дому, все это по пути. Во дворе дома нас уже ждет Сергей, далее двигаемся в новом составе.

                                            Скульптура Матери

 

Информация про Музей пива с сайта музея

Не много найдется в истории продуктов, которые так тесно на протяжении всего обозримого времени связаны с человеческой цивилизацией, как пиво. Уже первые источники, датируемые археологами седьмым тысячелетием до Рождества Христова, повествуют о пивоварении, рассказывают о способах и методах приготовления этого замечательного напитка.
В жизни чувашского народа пиво играет особую роль. Пиво в народной культуре - для услады души, для врачевания, а не для кружения головы темным дурманом.

В истории не сохранилось документальных свидетельств многотысячелетней привязанности чуваш к пиву. Об этом можно только домысливать на основании косвенных данных. Например, подавляющая часть российского хмеля выращивается этим поволжским народом. Нет такой сельской семьи, где не имелся бы хранимый многими поколениями собственный оригинальный рецепт домашнего пива. Несмотря на существующие общепринятые требования - пиво для проводов в армию, пиво к сенокосной страде - все же не только в каждой деревне, но и в каждом дворе его готовили по-особому.
Остается только удивляться тому, что в таком своеобразном крае до конца двадцатого века не было музея, систематизирующего сведения и предметы столь важной части народной культуры.

Только в 1997 году он был создан в Чебоксарах по инициативе президента Чувашской Республики Н.В.Федорова. Реализовала тогда  эту идею пивоваренная компания «Букет Чувашии», разместив экспонаты музея и небольшой дегустационный зал в приспособленном здании на бульваре купцов Ефремовых. С первых же дней музей приобрел российскую известность, потому что, несмотря на всеобщую популярность пенного напитка советское государство в то время  мало уделяло ему общественного внимания: таких музеев в России наперечет.

В декабре 2005 года права на собственность музея приобрел известный предприниматель А.Дельман. Целью данного шага было придать импульс развитию Музея пива, как чебоксарского бренда, вывести его на качественный европейский уровень. Работы по реконструкции, начиная уже с проекта, возглавил доктор экономических наук О. Дельман. Эскизы интерьеров разработала член Союза Дизайнеров России дизайнер А. Инедеркина. В том же году к разработке и составлению экспозиции музея истории пивоварения приступили заслуженный художник Чувашской Республики известный музеист Ю. Ювенальев и С. Ювенальев.
Сегодня правильнее было бы говорить не о реконструкции бывшего приспособленного помещения, а о заново построенном музейном комплексе. За счет поднявшихся вверх этажей бывшие когда-то 300 квадратных метров развернулись до двух тысяч квадратных метров.
Из центра музейного комплекса взметнулась в небо ажурная металлическая остекленная конструкция. На высоте 18 метров от уровня земли со смотровой площадки открывается широкий обзор Волги и ее левобережья, панорама чебоксарского залива, вид на речной порт и курган Славы, на величественный монумент матери-покровительницы, поднявшийся на западном косогоре по инициативе президента Чувашии Н. В. Федорова.

                                                      музей Пива

КАК ДОЕХАТЬ К МУЗЕЮ

Комплекс «Музей пива» находится на Бульваре купцов Ефремовых. К сожалению, в связи с разливом Чебоксарской ГЭС, таких старых, уютных уголков в Чебоксарах осталось немного.
Сегодня – это пешеходная зона города. В любое время года здесь многолюдно. Эту часть Чебоксар еще называют «музейной зоной»: бок о бок здесь расположены национальный музей и его выставочный зал, реконструируется здание для городского музея, минералогический музей привлекает камнем счастья – таганаитом, возле которого любят фотографироваться молодожены и туристы.
Одной из основных достопримечательностей теперь стал и комплекс «Музей пива», где всегда рады видеть гостей и жителей Чебоксар ежедневно с 10 до 23 часов. Экспозиция "История мирового пивоварения" работает тоже без перерывов и выходных с 10 до 20 часов.

В фойе первого этажа гостей комплекса встречает бочка, на верхнем донышке которой рельефными буквами выложены две короткие фразы: "На счастье" и "За возвращение". По заведенному среди путешественников обычаю гости музеи роняют в прорезь днища монетки с тем, чтобы обязательно еще  раз посетить (вернуться) и город Чебоксары и этот уникальный музей пива.
За первый год работы музейно-ресторанный комплекс "Музей пива" посетили десятки тысяч человек. Нередко такие встречи превращались в незабываемый праздник: знакомство с чувашским пивом разворачивалось в этно-спектакль, участником которого становились и сами гости. А в гостевой книге оставались записи: "Познавательно, увлекательно, интересно"
Ежемесячно наш музейно-ресторанный комплекс встречает большое количество гостей. Сколько встреч, сколько впечатлений и с той и с другой стороны! Для наших гостей впечатлениями остаются знакомство с интерьерами залов, кухня, ароматы чувашского пива, уникальные, интереснейшие экспонаты музея. Для работников музейного комплекса каждый гость - это частица прожитой жизни. За 2009 год здесь побывали представители почти всех европейских государств (мы ежемесячно давали детальные отчеты на нашем сайте), многих стран Азии, обеих Америк, многих азиатских регионов. Честно говоря, пока не было только гостей из Австралии.
На снимке слева: у туристки из африканской Намибии наибольший интерес вызвал зал чувашского домашнего пивоварения, так как здесь представлено немало экспонатов, в целом характеризующих чувашский быт. На снимке справа: гости из Индии (где пиво не так популярно, как в Европе) очень подробно знакомились в музее с историей пивоварения, а потом  в дегустационном зале с удовольствием отведали продукцию  пивоваренной компании "Букет Чувашии".

                                                     Музей Пива

Экспозиция музея
После реконструкции экспозиция музея предстала не только в обогащенном виде, но и в новой концепции. Сегодня она знакомит посетителей полностью с биографией пива, начиная с первых упоминаний об этом напитке на глиняных табличках Древних Шумер и завершая нашими днями. Но этой глиняной табличке – иероглифическое изображение слова «пиво». За свою многотысячелетнюю историю пиво претерпело многие изменения - как по технологии приготовления, так и по своему месту в обществе. В Древнем Мире в честь него слагали гимны. Пивовар был в почете,  получал освобождение от воинской службы.
Пиво почиталось целебным, врачующим напитком. К тому были немалые основания: технология приготовления насыщала напиток витаминами, энергией прорастающего зерна. Жители Древнего мира настолько верили в чудодейственную силу пива, что пересказывали в мифах как дикий получеловек-полуобезьяна Энкиду, выпив семь кружек пива,  стал не только человеком, но и одним из ближайших соратников самого царя Гильгамеша.
Каким было древнее пиво? Конечно, нам его уже не попробовать. Можно лишь приблизительно предположить его вкус. В ту пору пиво еще не знало хмеля. Не использовались и дрожжи для закваски. Пресноватая получается жидкость. Чтобы придать пиву вкусовую привлекательность, в него добавляли различные травы, финики, мед. Но вот почему пили его обязательно через трубочки? Об этом вам расскажут экскурсоводы.
 Экспозиция детально прослеживает, как, начав путь в Месопотамии, пиво пришло в Европу, завоевав симпатии миллионов людей. В этом разделе посетители могут узнать для себя много интересного.

Мы рады сообщить посетителям сайта, что наш музей находится в постоянном развитии. Регулярно появляются новые экспонаты, меняется что-то в оформлении, расширяется сфера представления биографии пива в истории человеческой цивилизации. Раздел средневековой Европы пополнился скульптурой рыцаря. Он вырублен из камня. По замыслу автора (скульптор Геннадий Максимов) он не печален, он погружен в мысли, он сосредоточен.
Мы не случайно постоянно подчеркиваем, что история пивоварения - это история человеческой цивилизации. Как часто, отправляясь в поиск новых фактов о пиве, мы открываем для себя пласты человеческой мудрости, мастерства. Вот, к примеру, как было с бочками. С металлом, особенно на селе, было сложно. Обручи на бочки и кадки делались из ивовых и ореховых веток. Обратите внимание на то, как это делалось. В месте соединения прута вырезался замок. Обруч отмачивался в воде, после чего надевался на подогнанные клепки бочек. И чем дальше высыхал обруч, тем крепче он запирал бочку, не позволяя ей не то, чтобы развалиться, но и рассохнуться. Эти кадки мы нашли на чердаке заброшенного дома - им не меньше ста лет. Но - хоть сейчас огурцы засаливай!
 


Популярный напиток бойко распродавался, вызвав огромное количество жаждущих разбогатеть. Это неизбежно вело к росту недоброкачественной продукции, фальсификатов. Истинные пивовары вынуждены были бороться за отсечение людей неумелых, подчас и недобросовестных. В начале 16 века гильдии пивоваров Германии выработали «Заповеди чистоты», ставшие на века сертификатом подлинного пива.
Центральное место в разделе "Европа. Средние века" занимает панно с изображением сказочного короля Гамбринуса, которого пивовары считали своим покровителем. Предполагается, что у него был реальный прототип - герцог Брабантский Ян Примус (лат. - Первый), энтузиаст потребления пива, убитый в рыцарском бою в 1294 году.  Наш музей предлагает версию личного кубка короля пивоваров Гамбринуса.
 Но с другой стороны, именно резко возросшая конкуренция побудила создавать все разнообразие сортов пива, знакомое нам сегодня. Из материалов стендов, рассказов экскурсоводов здесь вы узнаете, как на туманном Альбионе зародился напиток эль, как на вкусовых качествах и целительных свойствах пива сказываются технологии верхового и  низового брожения, и почему монахам в дни поста разрешалось пить пиво.

 


У пива в России была трудная и сложная судьба. Несмотря на многовековые традиции бытового пивоварения, оно долгое время не могло закрепиться в качестве общенационального напитка. Начиная с правления царя Алексея Михайловича регулярно вводились различного рода ограничения. К ним относились и запреты на варения пива в домашних условиях, строго определенные места продажи и потребления пива, системы откупов и так далее. Только во второй половине девятнадцатого века появились первые проявления розничной торговли. Экспозиция музея знакомит посетителей с образцом пивной лавки с рекламной тумбой. Представлена реклама ведущих производителей российского пива конца девятнадцатого века.

 


Один из разделов музея - уютный кабинет купца второй гильдии, потомственного почетного гражданина, депутата lV Государственной Думы Павла Федоровича Бычкова. Не вдаваясь в подробности жизни Павла Федоровича и не перечисляя многочисленных его наград, по заслугам полученных им за службу Отечеству и народу, скажем лишь о том, чем он интересен нашему музею. Одной из причин нелегкого развития пивоварения в России было и то, что на то время страна наша была по преимуществу аграрная с преобладанием сельского населения. А человек, живущий на земле, всегда найдет, из чего соорудить себе бодрящий напиток, и не понесет в лавку трудовую копейку. И все же Бычков рискнул построить небольшой пивзавод вдали от городов. Сделал он это в Козьмодемьянске нынешней Марийской Республики. Его пиво "Волжская Бавария", может, и не стало знаменитым, но пользовалось устойчивым спросом в поволжских городах. В устройство кабинета собственник музея вложил солидные средства, все предметы здесь подлинные, антиквариат. Письменный стол конца девятнадцатого века, письменный прибор того же времени, часы на стене парижской фирмы "Ле Руа" - они ходят и отбивают часы. Дело в том, что Павел Федорович Бычков родом из города Цивильска нынешней Чувашской Республики. Он вырос в среде высокой культуры пивоварения, высокой культуры обращения с пивом.

 


Один из наиболее ярких разделов музея - чувашский зал. Когда чуваши начали варить пиво? Наука, ссылаясь на отсутствие археологических фактов, не отвечает на этот вопрос. Может быть, не очень внимательно искали. Правда, в последние годы в трудах ряда ученых указывается на удивительные совпадения элементов быта, одежды, обрядов чуваш и жителей Месопотамии.  В истории чуваш немало пробелов, и на этом фоне гипотезы могут быть различными: косвенные факты не имеют убедительного опровержения, но и для основательной их поддержки материала пока недостаточно.. Но факт, что из окружающих регионов, при схожести почвенных и климатических условий только  в чувашской деревне хмель выращивается почти в каждом дворе. Только в Чувашии каждая деревня имеет свои приемы пивоварения и свои, особые рецепты.
Экспозицию нам помогал правильно выстроить Зиновий Михайлович Кутузов, разъясняя, как его бабушка и мама варили пиво. Часть экспонатов, кстати, попала в музей именно из его подворья. То есть, в этой картине нет ничего придуманного, привнесенного извне. И очаг для варки хмеля подлинный, и все предметы быта. Обратите внимание на чан, стоящий на деревянной подставке, словно на пьедестале. Это - цедильный чан, сквозь него фильтруют сусло, льют отвар хмеля. Для человека, знакомого с историей пивоварения картина эта удивительна своим детальным совпадением. Примерно две тысячи лет назад до Рождества Христова, а всего, значит, четыре тысячи лет назад шумеры на глиняных табличках записали «Гимн Нинкаси», гимн богине-покровительнице пивоварения. С этим замечательным литературным памятником мы сегодня знакомы в переводе на русский язык доктора исторических наук, лауреата Государственной премии России В.К.Афанасьевой.  Поэт восторженно и детально описывает действия богини, варящей пиво.  И вот цитата:
«О Нинкаси, пивоваришь воистину отменно ты,
Для цежения пива ты чаны берешь.
А цедильный чан так славно журчит,
На дне кадки огромной воистину ты сама»
Как точно здесь совпадают процесс и инструменты, которые разделяют четыре тысячи лет!
Пивной край - Чувашия - в наши дни неоднократно становилась местом проведения фестивалей «Хмель и пиво России».

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Фото Андрея и Галины.
Команда Кочующие.
http://www.museum-beer.ru/

 

 

ВложениеРазмер
MuzeiPivaCHeb.JPG63.5 КБ
MuzeiPivaCHeb (1).jpg45.53 КБ
MuzeiPivaCHeb (2).jpg76.22 КБ
MuzeiPivaCHeb (3).jpg116.74 КБ
MuzeiPivaCHeb (4).jpg84.7 КБ
MuzeiPivaCHeb (5).jpg96.13 КБ
MuzeiPivaCHeb (6).jpg124.42 КБ
MuzeiPivaCHeb (7).jpg110.89 КБ
MuzeiPivaCHeb (8).jpg104.86 КБ
MuzeiPivaCHeb (9).jpg87.8 КБ
MuzeiPivaCHeb (10).JPG71.22 КБ
MuzeiPivaCHeb (11).JPG78.98 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

это музей!

действительно хороший музей!

Тут никто не будет скучать и все с интересом пройдут все залы, включая дегустационный!

аватар: Гость

Музей Пива, Чебоксары

Санскрит(др.инд.яз.):пиво-СуРА,как и на чув.яз.:С.РА
Напиток народа с древних веков - потому и сохранилось слово. Древние индусы(возможно,друиды,которых завоевали евреи)варили пиво(=сура)из риса.На болг.яз.отход риса-арпа(чув.яз.отход соломы-арпа),болг.яз.аРАПА-телега;чув.яз.уРАПА-колесо,телега,колесница... Шумеры варили пиво 33 сортов -кто некачественно варил,заставляли пить самого.
Так откуда, с каких краёв чуваши??
Почему слова многие понятны без гласных,как у евреев и финикийцев?? Чх(курица)груз.:чхахбили -чх вили?? Чпь,мк,тм,тмь,тн,тнь,мкр(мькр?)=вкр;тпрч,чкт,шнкрч,шпчк,шпрт,шрчк,шпр,пр,чль,тль,кль,пль...хйр,йрь,сть мь
Басксен ту-глагол вёсёнче..(АсТУ-забудь) Чув.яз.: ту-гора,ту-делай; АС-память2.ас-шали,хулигань,прелюбодействуй;асТУ-запомни
Астарта(астар-вызывай желание секса),Иштар(иш-плыви,тар-убегай).Таракан-убегающий,уракан-бесящийся и т.д. Тарас,Тарзан,таран...

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru