Курган Кшекуравай

Природный памятник – курган Кшекуровай с родником Кельме Лисьма – был расчищен и облагорожен сотрудниками и волонтерами Эрзянского культурного центра.
С мордовского языка Кшекуравай переводится как «горбушка хлеба» (кстати, курган на этом языке — «маар»). Название курган получил за свою форму: он напоминает хлеб, вынутый из печи. 
Высотой Кшекуравай не более двух метров, его диаметр — 28 метров.
 

 
Сложенный изначально из привозной черноземной земли, за много веков курган вырос до внушительных размеров. 
Он был постоянным местом сбора народа, тем более что недалеко от Кшекуравая в вершине пологого оврага Спорный находится святилище Кереметь и целая система мелких речушек и родников, начало реки Астра.  
  


 
Путешествие к священным курганам
Осталось посетить последнее святое место Маар (курган) Кшекуравай.
Вернувшись к Лукоянову, мы направились в сторону деревни Березовка - бывшей огромной деревни, в которой совсем недавно отмечалось её 300-летие. Но сейчас в ней жилых не более 5-7 дворов. По имеющимся у нас координатам до кургана было всего около двух км., и мы, оставив машину на автобусной остановке, где кончается асфальт, пройдя по насыпи Березовского пруда, направились по раскисшей полевой дороге в сторону кургана. Свернув с дороги к лесу, мы пошли вдоль него.
К нашему удивлению по имеющимся у нас координатам 55°10.191 N 44°26.606 E мы нашли Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений):
древние идолы, практически разрушенные ворота, столики для подношений, древние дубы.
Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже Эрзянское мольбище. Но где же сам Курган Кшекуравай?
 
Пришлось еще раз вернуться в деревню с надеждой узнать дорогу у местных жителей. Как я уже говорил жителей в Березовке осталось очень мало и после неудачных разговоров с двумя очень старенькими бабушками нам крупно повезло - нам попался местный житель Саша, только что вернувшийся из леса с полной корзиной лисичек.
Саша объяснил, что то, что мы нашли - действительно какое-то эрзянское мольбище, с его слов там есть еще и заброшенный святой колодец (который мы не видели). Местные жители называют это место "Спорное" (возможно эта земля была когда-то спорной между соседним поселениями).
Чтобы найти курган, продолжил Саша, надо было сразу, как мы подошли к лесу с востока через поле, не двигаться вдоль него, а зайти на север в лес по первой дороге, метров через 700 там должна быть старая просека, повернуть на нее налево, метров через 200 будет стоять идол: если встать к нему лицом, то курган будет слева метрах в 150.


 
Если бы не Саша, мы бы ни за что не нашли этого кургана, но даже имея довольно подробное описание дороги, с учетом того, что все дороги заросли и завалены, а просека практически не заметна, найти Кшекуравай было довольно сложно. Потратив около двух часов, налазившись по завалам и густому лесу, мы наконец натолкнулись на идола (вырезанного из дерева дедушку) с прибитой доской с названием кургана:
Найти сам курган было уже проще. От этого идола до кургана попались еще два указывающих дорогу идолов:
И вот наконец сам Маар (курган) Кшекуравай:
 
Вот, что пишется про этот курган на сайте мистических мест Нижегородской области:
Курган (т.е. маар) "Кшекуравай" - небольшой природный комплекс рядом с деревней Березовка. В переводе с эрзянского Кшекуравай - "горбушка хлеба". Он представляет из себя небольшой холм (приблизительно около 30 метров в диаметре) сложенный из привозной родовой земли, сложенный в виде хлебного каравая. 
Многие века он является центром эрзянской земли, Родиной, местом, где живут духи предков всех поколений эрзя. Все общины привозили землю со своих угодий и складывали её в единый курган, символизирующий единство. Здесь проводилось и проводится главнейшее событие для всего этноса - Всенонородый Озкса. 
Это съезд (т.н. Промкс) всех верховных жрецов и старейшин общин. На кургане устанавливается и зажигается огромная восковая свеча Штатол ("ось мира"), которая символизирует единение миров, живущих сейчас, душ умерших предков и Бога. Все прибывающие на Озкс люди приносят горсть земли и кладут в курган. В оврагах неподалеку бьет множество родников и берет начало река Астра.
Да, по-видиму велико было значение этого кургана для народов Эрзя.
 Но, чтобы вышеупомянутые праздники, как говорится "Всенародные Озксы" проводились здесь сейчас, совсем не похоже. Курган зарос густым лесом дороги и подходы к нему тоже. Возможно, раньше вокруг него была большая поляна с удобными подходами. Сейчас все говорит о том , что в последние годы он очень мало посещаем.
 
Действительно курган имеет явно искусственное происхождение, размеры его, как и написано, действительно около 30 метров в диаметре, высота около 3-4 метров, и это на ровном месте!! (из-за того, что курган сильно зарос лесом, получить представление о нем по фотографии довольно сложно).На плоской вершине установлена мраморная табличка с его названием:
Рядом видны следы каких-то раскопок, возможно, какие-то "следопыты" пытались здесь чего-то найти.

 
   
Где находится, как доехать:
Координаты Кургана составили: 55°10.599 N 44°26. 589 E. 
По навигатору  он оказался приблизительно в 760 метрах к северу от обнаруженного Эрзянского мольбища «Спорное». 
В общем, нам очень повезло, что мы вообще смогли его отыскать. Думали, что на поиски Кургана уйдет 1,5-2 часа , а потребовалось 4-5 часов, и это при начавшейся после продолжительных дождей душной жаре и полчищах комаров и слепней (особенно в темном, сыром лесу).
Все, что было запланировано на этот день, мы посетили, более того, мы побывали в  этнопарке Эрзянь Мастор и нашли Эрзянское мольбище "Спорное" южнее Кургана Кшекуравай, о существовании которых мы даже не предполагали.
Уже около 8 часов вечера усталые, но довольные мы остановились на ночевку рядом с небольшим прудом, отъехав немного  от Березовки.

 

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Описание из книги Бакка С.В. Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н. Новгород, 2008.
http://www.turizmvnn.ru/article/erzyanskie-svyatyni-lukoyanovskogo-rayona-nizhegorodskoy-oblasti/
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Все о мордве [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007
Шаронов А. М. Эрзя, мокша, русь в историографии России. — Саранск, 2013. — 259 с.
 «История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996

 

 

ВложениеРазмер
5056421345 (1).jpg258.56 КБ
5056421345 (2).jpg211.9 КБ
5056421345 (3).jpg275.54 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

священные места мордвы

Места и природные объекты, связанные с проживанием мордовского народа (эрзя и мокша),

есть не только в Мордовии, но и в соседних Пензенской, Нижегородской, Ульяновской областях и в других регионах Поволжья:

например:

Шандровский камень, эрзянское святилище

Эрзянское священное урочище Кереметь

Урочище Моляны

Эрзянское мольбище у деревни Инютино

Касанихинское мольбище

Курган Кшекуравай

Священная роща Лукаш

Мегалиты Тамбовской области

Мордовская священная роща Явлей

и другие интересные места.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru