Сплав по верховьям Илети

Описание сплава в верхнем течении р. Илеть

Илеть - левый приток Волги.   Протекает по Марийской Республике, заходя в среднем течении на границу Татарстана.    Река начинается в Мари-Турекском районе, течет на ЮЗ и Ю и впадает в Волгу в 9 км выше Волжска.

    Длина реки 220 км.    Берега Илети преимущественно пологие. Средняя скорость течения около 3 км/ч, достигая местами 5-6 км/ч.

  Илеть - живописная река лесного Заволжья, несущая свои воды в песчаном русле среди хвойных, а в нижнем течении - лиственных лесов.

  Равнины в основном покрыты лесом. Древостой в них образуют не только таёжные деревья - сосна, ель, пихта, но и широко- лиственные - дуб, липа, клён, ясень, вяз, а также вездесущие - берёза и осина.

   Очень широко распространены сосновые леса - чистые или с примесью других древесных пород. В наземном покрове сосняков нередко встречаются ягодные кустарники - черника и брусника. Кроме зрелых сосновых лесов, в пойме много молодых искусственных насаждений. На месте вырубок и пожарищ восстанавливаются мелколиственные осиново-берёзовые леса. Участки широколиственного леса встречаются на высоких изрезанных оврагами берегах рек. В них произрастают дуб, клён, липа, вяз, черёмуха, бересклет.

 

СПЛАВ ПО ВЕРХОВЬЯМ РЕКИ ИЛЕТЬ ОТ ВАЛЕНТИНА:

1. Общее описание сплавного маршрута

Нитка водной части маршрута: р. Илеть, от пос. Илетнур (Республика Марий Эл, Параньгинский район) до брода «Кордон «Пильный», который выше по течению пос. Гарь (Республика Татарстан, Высокогорский район):

Ниже та же карта, но с бОльшей детализацией:

Характеристики маршрута:

Теоретически, сплав можно начинать непосредственно с моста трассы Алатский тракт 88Л-030 близ пос.Илеть Параньгинского района:                                                                                                                      

Здесь река из искусственных каналов торфоразработок делится лишь на 2 канала, один из которых в итоге становится руслом реки, а второй (по весне более мощный) после протекания через действующие торфоразработки у Илетнура соединяется с руслом. А до этого, перед насыпью моста более мощный канал уходит под землю в трубу, образуя знатные водовороты на месте ухода и выхода воды.

Канал после прохода через трубу под насыпью, и уходящий далее в торфополя:

 

На достаточно большом участке выше по течению русло реки искусственно видоизменено для добычи торфа, подъезды туда закрыты, сплав там скорее всего не возможен.

Вид на р. Илеть у моста вверх по течению:

 

Канал р. Илеть (переходящий потом в основное русло) у моста вниз по течению (на первый взгляд – отличная широкая проходная протока).                                                                                                 

Но разведка показала, что недалеко от моста вниз по течению и до Илетнура русло сильно завалено достаточно крупными деревьями, их нужно либо пилить, либо обносить. На пропиливание может уйти очень много времени, и затупится не одна цепь бензопилы. А обносы… - придётся постоянно нести сплав-средство на себе пешком. Т.е. «сплав» тут будет сплошным обносом:                                                                                                    

  Более-менее, русло становится проходимым лишь начиная с пос.Илетнур, откуда мы и начали свой сплав.

Сплавной маршрут в целом характерен не большой удалённостью от Казани, средней степенью автономности и изолированности. Река протекает в непосредственной близости от следующих населённых пунктов: Илетнур, Фадейкино, Старое Мазиково, Наратлык; также, пересекает 3 бетонных моста: мост в тайге ниже Илетнура на дороге в Петровское, крупный мост на трассе 88Л-017 близ Фадейкино и мост полевой дороги близ Старого Мазиково; а также, выше по течению от моста близ Фадейкино река пересекает просеку газопровода Уренгой-Помары-Ужгород; но в промежутках между указанными объектами во многих местах подходы к реке абсолютно дикие и труднодоступные (либо плотный и дремучий таёжный лес, либо обширные заболоченные площади бывших и действующих торфоразработок). Маршрут не пользуется высокой популярностью из-за относительно плохой дороги для заброски-выброски и завалов на воде. Природа относительно дикая (насколько она м.б. дикой в европейской части России), лес в основном дикий, дремучий, с завалами.

Русло реки сначала относительно узкое, петляющее, есть завалы, встречаются большие заливные луга, порой река растекается по старым каналам торфоразработок с увеличивающейся там скоростью течения. В целом же, скорость течения на реке средняя, 3-5 км/ч. Подъезды в начале и в конце удобны для полноприводного автотранспорта.

 

Места близ реки сейчас сильно одичали. В районе сёл Илетнур и Петровское есть медведи. В уже далёкие советские 70-80е годы началось активное освоение торфоразработок в Параньгинском районе, и в частности у пос.Илеть, Илетнур, Петровское.

Русло реки сильно изменили для промывки торфа, что сильно сказалось на экологии реки (сильно сократилось количество рыбы; раки сначала стали с чернеющим мясом, а затем вообще пропали). Это безобразие частично остановили, но урон природе был нанесён скорее всего невосполнимый. Встречающиеся лесные дороги в достаточно плохом состоянии.

Торфоразработки у пос.Илетнур:

Деревушка Илетнур сейчас выглядит вымирающей. Стоит с десяток старых покосившихся домиков, но пока ещё есть электричество.

Мы закончили сплав у известного места – брод у Кордона «Пильного» (брод там летом). Но в зависимости от желания, времени и сил заканчивать сплав можно в различным местах, не обязательно на нашей точке.

 

Даты сплава: 29 апреля – 02 мая 2018

Расстояния водной части:

Итого: ~63 км

1. день – пос.Илетнур – торфополя в близи пос.Петровское,13 км

2. день – торфополя – точка в лесу между газопроводной просекой и мостом у пос.Фадейкино, 19 км

3. день – точка в лесу между газопроводной просекой и мостом у пос.Фадейкино – точка в лесу близ Марий-Кужеры, 17 км

4. день – точка в лесу близ Марий-Кужеры – кордон «Пильный», 14 км

 

Сплав-средства:

1 туристический катамаран «Вальсирующий» типа К-4;

1 надувная лодка.

 

Команда:

6 человек, с опытом подобных сплавов и выше, а также без опыта.

 

Заброска:

99% заброски проходит по асфальту: из Казани через пос. Альдермыш – пос. Дубьязы – пос.Алат – пос.Большая Атня – пос.Кошар – пос.Ключи-Сап – пос.Шоруньжа – пос.Уньжинский – пос.Илеть – дер.Илетнур. Расстояние ~130 км. 

Ссылка на трэк:

https://yandex.ru/maps/?ll=48.750299%2C56.191606&mode=routes&rtd=0&rtext=55.796289%2C49.108795~56.571372%2C49.406577&rtt=auto&z=8

Асфальт за пределами Татарстана разительно отличается в худшую сторону. А между пос.Шоруньжа и пос.Уньжинский в месте пересечения Алатского тракта с газопроводом асфальтовое полотно обрывается, причём достаточно резко, и при не внимательности можно хорошо влететь на большие ухабы и повредить автомобиль. На последнем участке от трассы до дер.Илетнур дорога просёлочная с укреплённым основанием (типа щебня).

Автосредство – микроавтобус УАЗ «Буханка».

Выброска:

Кордон «Пильный» - пос. Алатский Спиртзавод – пос. Алан Бексер - пос. Дубьязы – через пос. Альдермыш в Казань. Расстояние 70 км.

Ссылка на трэк:

https://yandex.ru/maps/?ll=49.195370%2C56.036153&mode=routes&rtd=1&rtext=56.284559%2C49.055468~55.793637%2C49.115730&rtn=1&rtt=auto&z=9

 

Дорожное покрытие:

 Кордон «Пильный» - пос. Алатский Спиртзавод – грейдер-просёлок, проходимый на легковых автомобилях;

 пос. Алатский Спиртзавод – Казань – асфальт хорошего качества.

Автосредство – микроавтобус УАЗ «Буханка».

 

Доп.снаряжение:

Из ключевого (помимо очевидных личных вещей, одежды, палаток и пр.) в плане снаряжения было взято:

 Бензопила – 1 шт.

 УКВ рации – 2 шт.

 GPS-навигатор Garmin – 1 шт.

 Фотоаппарат – 2 шт.

 Фальшфейеры и сигналы охотника для НЕвстречи или безопасной встречи с крупной живностью.

Аптечка с лёгкими бытовыми лекарствами и антибиотиками, обезболивающими в таких походах всегда с нами!

 

2. Краткий фотоотчёт с сопутствующими комментариями «как это было» ниже

Место для сбора сплав-средств было выбрано на заливном лугу за пос. Илетнур. По весне тут почва метров за 100 от реки уже влажная, ямки от следов ног и авто быстро наполняются водой.

Надуваем лодку, кто-то собирает катамаран, кто-то создаёт праздничное настроение.

    Пока возимся, проходит череда коротких, но очень сильных ливней с градом, от сильного порывистого ветра с осадками мы прячемся за лодкой как-то так:

Сразу же после ураганчика небо синеет, выглядывает солнышко.

   Спуск в воду плавный, грязноватый. Когда-то давно тут был брод:                                                

 

и мост тоже был:

 

Русло реки в целом достаточно широкое для верховьев реки:

Петляет река - опять же для верховьев - не сильно (в отличие, например, от рек Рутка, Люнда, Юшут) и завалов также не очень много.

   Почти все завалы проходили прямо сходу, либо расталкивая стволы деревьев / отталкиваясь от них вёслами:   

   С момента отплытия и до первой стоянки берег скрывался от нас за зарослями деревьев и кустов, либо был бугристый и/или топкий. Уже вечерело, и отсутствие хорошего берега начинало беспокоить.

   И тут перед нами открылся уходящий вдаль рукотворный прямой канал:                                        

 

   Но выбрать место для стоянки мы смогли ещё не скоро, всё плыли и плыли по каналу, т.к. видимый с воды берег на поверку оказывался узкой и кочковатой полоской земли, за которой открывались масштабные виды затопленных торфополей. А лес виднелся лишь метрах в 500-2000… Т.е. даже если и встать на таком островке, то дров там гарантированно не будет.

Но мы до сумерек нашли подходящий для стоянки клочок земли:                                                

 

Это было «перекрестие» земляных перешейков, причём достаточно широких (метров 10 в ширину) для устройства бивака. А в сапогах можно было дошлёпать до виднеющейся неподалёку «рощицы» болотно-речных деревьев типа ивы и ольхи, среди которых мы набрали относительно сухих для дров. Да, по фото видно, что берёз вокруг предостаточно. Но, как известно, берёза сухой стоит очень недолго, а упав, превращается в гниль очень быстро. Т.о. на берёзовые дрова, да ещё в болоте, рассчитывать не приходилось.

Вечер и ночь прошли замечательно. Вообще, островная ночёвка среди крупных болот - это особые ощущения (звуки, воздух, флора и фауна). Подобное было как-то раз на сплаве в верховьях р. Люнда…

 

На второй день мы снова плыли по прямым каналам. Вид конечно интересный и необычный:       

     

На островке была замечена охотничья засидка:                                                                                 

 

Зачалились у моста на Петровское. Остался от него бетонный остов. Всё железное спёрли «металлисты»… 

 

 Продолжаются заливные луга, поросшие кустами, лес виден где-то далеко:                                              

Порой не понятно, где русло, и можно плыть просто через кусты:

   Ближе к просеке газопровода берега ещё не высокие, но уже приближаются, и виден дремучий лес.

   Просека газопровода, к-й пересекает реку:                                                                                                 

   Бетонные блоки, оставшиеся на берегу со строительства газопровода.

И начиная с просеки и до стоянки нас накрыл долгий, достаточно сильный и холодный дождь.

Стоянку сделали уже вынужденно, чтобы не околеть окончательно. Быстро развернули тент, разгрузили вещи, собрали поблизости дрова, сделали животворящий костёр. Стоянка была уже на относительно высоком берегу в абсолютно глухом, непроходимом лесу.

Кстати, перед стоянкой мы встретили первых людей - вверх по течению шёл неплохо оборудованный катер. Матросы удивились, увидев нас, и поинтересовались, что там выше по течению. Из-за завалов выше они далеко не ушли…

 

Утро третьего дня было просто шикарным. Солнышко, относительно тёплая погода, приятное времяпровождение: 

 

 

Виды нас и реки:                                                                 река Илеть                                   

   

 

Замечена земноводная живность - гадюка, к-ю отогнали веслом:                                                                   

 

Достигли автомобильного моста у пос.Фадейкино. Это крупный крепкий мост с высокой насыпью и с относительно оживлённым для глубинки автомобильным движением:

 

От этого моста начинается популярный туристический маршрут.

Мангровые леса по-илетски:

 

Илетский гондольер:

Ниже моста наш путь пролегал мимо 3-х населённых пунктов: Фадейкино, Старое Мазиково и Наратлык.

Река по весне разливается прилично, встречаются затопленные строения:                                                

 

       деревня Фадейкино   река Илеть                                                                                                             

 

Открытые пространства и возвышенности разнообразят открывающийся вид. Через 2 дня прохождения реки сквозь кусты это приятно видеть:                                                                                                                                

  

Проходим мимо Старого Мазиково. Встречаем на островке-бугорке белый полукруглый поминальный камень с оградкой из железных цепей. Надпись на памятнике сообщала, что здесь, в 1995 году погибли сестры Охотниковы десяти и семи лет. Грустно. Доходим до моста, чалимся, чтобы осмотреть мост и просто размяться.                 

 

Вообще, деревня по строениям, находящимся у воды, создаёт впечатление не бедного дачного посёлка. На левом берегу у моста располагается небольшая база отдыха, на которой работают местные жители. Приглашали, приехать и отдохнуть там :-)

Весной, когда река выходит из берегов, получается, что мост с «большой землёй» соединяет насыпь-дамба. Вода напирает на неё и где-то под водой есть то ли труба, то ли естественная пустота, через которую вода проходит на другую сторону, создавая воронку.

   Дорога, проходящая через мост, не имеет асфальтового покрытия, а с моста открывается замечательный вид:

 

Ещё виды нас и реки:

Дружелюбный экипаж катамарана «Вальсирующий»

 

Капитан/не капитан, а трубка есть!

   

Последний широкий разлив реки, дальше река будет течь в высоких берегах:                                               

 

Известная в узких кругах стоянка на высоком берегу на опушке леса перед выходом к мосту.

Последняя стоянка для ночёвки - сухо, не холодно, светло, лес сосновый и чистый - лепота!                           

   

Последний день плывём преимущественно в лесу

 

Порой пересекаем открытые луга:

   Луг близ устья р. Ировка при впадении в р. Илеть

Проходя мимо пос.Нараттлык мы попали, во-первых, на мелководье с каменистым (известняк) дном (это рукотворное, летом тут брод, хотя, на Урале можно и весной тут переехать реку); во-вторых, упёрлись в некий мост (стоящий на дне понтон). Пришлось его обносить, перепрыгивая по камням и стараясь не залить сапоги. Местные с интересом наблюдали за представлением с берега…

 

Про бобров.

Бобры на Илети есть, деревья грызут, как им и положено. Поваленные рядком деревья у моста близ пос.Илеть (об этом в начале отчёта сказано и показано) - это по большей части происки бобров. Но нам на пути попалось не так уж много завалов по сравнению с другими упомянутыми выше реками региона. Так что, можно сказать, что тут бобрового беспредела ещё нет :-)

   

Где-то к 16:00 мы достигли финиша у Кордона «Пильный». Дождя в этот день так и не было.                    

 

Действующие лица:

Женя:

 

Лена:

 

Айрат:

 

Миша:

 

Серый:

 

Валентин, можно просто Валик:

 

3. Итоги

Маршрут пройден в целом нормально и в срок. Уровень воды был обычно высоким для половодья, и с ним мы почти все завалы преодолели без пропиливания и серьёзных обносов. Скорость течения на большей части пути была средней, на открытой воде почти всегда слегка подгребали без налегания на вёсла.

На маршруте было среднее количество завалов из деревьев, что не удивительно для узкой лесной реки в месте, где водное сообщение практически отсутствует. Но такое количество завалов никак нельзя сравнить с верховьями р. Рутка (до оз. Тогашево) и верховьями р.Юшут. По характеру деревьев в завалах и по берегам замечены специфически обглоданные пеньки и ещё стоящие подгрызанные бобрами деревья. В месте прохождения реки через старые торфоразработки мы попадали в отдельный своеобразный мир, отличающийся от обычного вида лесных рек. Такие места представляют собой обширные поля, изрезанные водными каналами и земляными валами, многие из которых – острова. Тут и животный и растительный мир отличается от речного-лесного и похож скорее на болотный. На одном таком островке у нас была хорошая запоминающаяся ночёвка.

На маршруте помимо указанных в начале отчёта бетонных мостов был встречен условно съёмный/условно стационарный мост в Наратлыке. Он представляет собой понтон, стоящий прямо на дне. Не сносит его течением с каменистого дна из-за небольшой глубины, т.к. в этом месте-броде (скорее всего) рукотворно река разбита на рукава, каждый из которых мéлок. Пришлось проводить катамаран по мелководью. Вероятно, перед зимой и до конца сильного половодья этот мост убирают.

Как уже было сказано выше, маршрут пролегает в средне населённой местности. В непосредственной близости к реке есть 4 населённых пункта. Также, на маршруте местами присутствуют подъездные пути с твёрдым покрытием и просёлочные дороги. Природа местами достаточно дикая, но встречается мусор, к-й попадает в воду из близстоящих деревень – при движении по воде видны на обрывистых склонах хаотичные спонтанные свалки мусора, к-й осыпается прямо в реку. От местных жителей известно, что в лесах есть медведи, лоси, кабаны, лисы, зайцы и др. На торфополях и заливных лугах встречаются различные пернатые – цапля, выпь, вальдшнеп и др. В лесу есть совы.

В верховьях у реки Илеть берега по весне затопленные, до твёрдой сухой земли нужно продираться сквозь кустарник и деревья, стоящие в воде. А ближе к мосту у Фадейкино и ниже по течению берега становятся всё более типичными для марийских рек (Илеть, Малый Кундыш, Большая и Малая Кокшаги) - пологие внутренние берега поворотов реки соседствуют с порой обрывистыми внешними, высотой до 5 м. С поиском стоянок в верховьях были сложности, внизу - нет. Дрова для костра есть в избытке. Почва - в основном песок. Лес смешанный, в верхнем течении 50/50 лиственно-хвойный (еловый), а после Фадейкино - с преобладанием хвои (в основном сосны).

В ходе сплава ещё туристов, кроме нас, мы не встретили, но на широком русле в районе Фадейкино встречались рыбаки на разнообразных плав-средствах (от каноэ стоя, до двухмоторного катера).

С погодой было разнообразно - от снега с дождём до загорания под весенним солнцем.

Маршрут в целом можно охарактеризовать как туристический с элементами спортивности из-за завалов. Предполагаем, что при налегании на вёсла и более плотном графике движения, а особо если на байдарке, то маршрут можно продолжить (собственно, известный в узких кругах сплавной маршрут начинается как раз с Кордона «Пильного») до пос.Гарь, устья р.Ашит, пос.Новый Крамас, моста у пос.Красный Стекловар и так до впадения Илети в р.Волга :-). Более ранние точки снятия – Фадейкино, Старое Мазиково, Наратлык.

Маршрут привлекателен относительной уединённостью от цивилизации, простой и совсем недалёкой заброской из Казани и необычными местами в заброшенных торфополях.

 

___________________________________________________________________________________________________

источник информации:

ФОТО И МАТЕРИАЛ ОТ ВАЛЕНТИНА.

 

 

ВложениеРазмер
01 Map21213 (1).jpg142.17 КБ
01 Map21213 (2).jpg274.23 КБ
01 Map21213 (3).jpg112.2 КБ
01 Map21213 (4).jpg181.93 КБ
01 Map21213 (5).jpg126.62 КБ
01 Map21213 (6).jpg152.87 КБ
01 Map21213 (7).jpg62.56 КБ
01 Map21213 (8).jpg136.91 КБ
01 Map21213 (9).jpg163.67 КБ
01 Map21213 (10).jpg94.48 КБ
01 Map21213 (11).jpg167.77 КБ
01 Map21213 (12).jpg122.85 КБ
01 Map21213 (13).jpg136.03 КБ
01 Map21213 (14).jpg147.98 КБ
01 Map21213 (15).jpg156.92 КБ
01 Map21213 (16).jpg203.34 КБ
01 Map21213 (17).jpg222.09 КБ
01 Map21213 (18).jpg198.27 КБ
01 Map21213 (19).jpg180.92 КБ
01 Map21213 (20).jpg134.84 КБ
01 Map21213 (21).jpg70.52 КБ
01 Map21213 (22).jpg187.99 КБ
01 Map21213 (23).jpg210.6 КБ
01 Map21213 (24).jpg174.95 КБ
01 Map21213 (25).jpg116.94 КБ
01 Map21213 (26).jpg98.7 КБ
01 Map21213 (27).jpg142.15 КБ
01 Map21213 (28).jpg112.55 КБ
01 Map21213 (29).jpg211.25 КБ
01 Map21213 (30).jpg89.63 КБ
01 Map21213 (31).jpg179.05 КБ
01 Map21213 (32).jpg219.11 КБ
01 Map21213 (33).jpg161.2 КБ
01 Map21213 (34).jpg96.06 КБ
01 Map21213 (35).jpg131.27 КБ
01 Map21213 (36).jpg94.3 КБ
01 Map21213 (37).jpg187.18 КБ
01 Map21213 (38).jpg99.06 КБ
01 Map21213 (39).jpg187.22 КБ
01 Map21213 (40).jpg177.17 КБ
01 Map21213 (41).jpg149.28 КБ
01 Map21213 (42).jpg156.33 КБ
01 Map21213 (43).jpg74.63 КБ
01 Map21213 (44).jpg231.82 КБ
01 Map21213 (45).jpg126.13 КБ
01 Map21213 (46).jpg90.23 КБ
01 Map21213 (47).jpg87.99 КБ
01 Map21213 (48).jpg87.24 КБ
01 Map21213 (49).jpg79.43 КБ
01 Map21213 (50).jpg96.11 КБ
01 Map21213 (51).jpg108.48 КБ
01 Map21213 (52).jpg90.29 КБ

Комментарии

аватар: Лоцман

Вот куда надо на майский

Вот куда надо на майский сплав сходить!)))

аватар: Кэп

весна ранняя

нынче весна достаточно ранняя и быстрая,

и хотя снега в лесу много,

на наверно на майские праздники там воды будет меньше чем в прошлом году...

хотя было бы интересно!

Можно ещё раз на Немду сходить - там места красивые!

аватар: Лоцман

Они как раз на Немду и

Они как раз на Немду и идут)))

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru