Петьяльские источники, Святогурьевская Церковь. Волжский район Марий Эл

 

Петьяльская церковь

   Недалеко от дороги, у подножия холма, между деревнями Петъял и Азъял, в тиши деревьев возвышается бело-голубой деревянный храм во имя святителя Гурия, Казанского чудотворца. Он сливается с окружающей природой. Красивое место достойно увенчано храмом Божиим. Столь же красива история появления храма. Казанский архиепископ Владимир, возвращаясь из Царевококшайска, был настолько очарован этими местами, что задумал построить здесь церковь. Но в делах и заботах задумка призабылась.

   Шло время. Проезжая по Волге, в Казани остановился отец Иоанн Кронштадтский, теперь почитаемый на Руси чудотворец. Встреча с ним подвигла архиепископа Владимира реализовать давнюю мечту. Благословение отца Иоанна ускорило дело. В 1896 году храм был построен. Судя по надписи, сохранившейся в церкви, строителем церкви был протоиерей Михаил Талантов, могила которого находится в ограде храма. В архитектурном отношении Свято-Гурьевский храм принадлежит к типичным "клетским" храмам, в основе которых лежит сруб - четверик, завершающийся восьмигранным барабаном, перекрытым сферическим граненым куполом. Далее следует еще два малых барабана с главкой. Такая пирамидальная композиция делает все сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкает алтарная апсида, а с запада - трапезная. Над входом - трехъярусная колокольня, имеющая завершение, аналогичное храму. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонирует с окружающими березками.

                             Церковь святителя Гурия Казанского (д. Петъял)                    

Петьяльские источники, Святогурьевская Церковь

                                 церковь в Петьялах                                                                

Петьяльские источники, Святогурьевская Церковь

   

    Интерьер церкви был обустроен в 1900-1910-х годах. В 1913 году сооружен иконостас на средства приходского попечительства. Утварью храм был обеспечен достаточно. Церковная библиотека насчитывала 67 томов книг и ежегодно пополнялась. При храме существовала церковноприходская школа, где в 1916 году обучалось 26 мальчиков и 14 девочек.

   Считается, что благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения. Свято-Гурьевская церковь была закрыта лишь 10 лет с 1936 по 1946 годы. При этом храм не был ни разграблен, ни обворован - Советская власть зорко следила за исполнением. В него со всей округи приносили иконы. Сегодня Свято-Гурьевский храм является хранителем одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь.

   С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. По легенде, когда икону внесли в церковь и служили над ней молебен, со склона холма начал бить ключ - святой источник.   

Петьяльские источники, Святогурьевская Церковь

 

   Это было знамение Богородицы. С тех пор не иссякает людской поток к источнику Смоленской иконы Божией Матери. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен бисером, лики потемнели от времени. Люди стремятся приложиться к чудотворному образу. С 2000 года возобновлены крестные ходы с иконой. В Петъяльский храм приезжают из Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Зеленодольска и других мест России. Считается, что целительной силой обладает и источник, расположенный ниже храма - источник преподобного Серафима Саровского.   

  

                                       святой источник в Петьялах                                                   

   Длительное время служил в Свято-Гурьевском храме священник Владимир Аллин. Это был удивительный человек. Его проповедь исцеляла души. Тело почившего в 1998 году протоиерея Владимира Аллина покоится в ограде церкви.

    

Языческая марийская роща

По дороге к храму Вы увидите рощу, деревья в которой украшены разноцветными лентами. Дело в том, что Православие в этих местах появилось с присоединением края к Российскому государству во второй половине XVI века. Исторические источники утверждают, что еще задолго до начала первых попыток массового крещения местного марийского языческого населения в XVIII веке, в этих лесах появились первые монахи-миссионеры, которые строили деревянные скиты и несли просвещение в этот дикий край. В неизведанных лесных дебрях появились первые монастыри, насельники которых, по мере сил, повсеместно распространяли православную христианскую культуру.
До крещения черемисские (Мари, Мар) племена были язычниками. Поэтому языческие верования и традиции до сих пор весьма обычны среди местного населения. Традиционное верование предков современных марийцев называется «чимарий». И сегодня, как и в старину, невоцерковленные современные чимарийцы проводят свои моления под руководством картов (священников) в кюсото (священных рощах).
Верование их многобожно, у чимарийцев девять главных природных богов. Вера «чимарий» наполнена любовью к матери-природе, своим предкам, уважением к старшим и стремлением к доброте и жизнеутверждению. Один из главных религиозных постулатов гласит: «Нельзя уничтожать деревья, растения, птиц, пчел, бабочек: природа будет плакать, заболеет и погибнет». Черемисы (марийцы) относятся к восточно-финской группе, язык их так же весьма близок к финскому и эстонскому языкам.
Религия черемисов, как и других финно-угорских народов, рассматривает лес прежде всего как неприкосновенное жилище бога Юмо. Здесь, в бору с его многовековыми соснами, елями, лиственницами, богатейшим по тем временам животным миром, запрещалось что-либо заготавливать и промышлять. Изустный запретительный кодекс, передаваемый от поколения к поколению, преследовал уничтожение и, соответственно, употребление в пищу диких гусей, лебедей, журавлей. Журавль считался вообще священной и неприкасаемой птицей, сопровождающей самого Юмо. Жизнь лесных черемисов не выходила за пределы леса, в котором она протекала от рождения и до смерти человека. Лес для него был населен всевозможными высшими и низшими духами, воплощенными в окружающем животном и растительном мире. Множество календарных праздников, исчисляемых на основе лунного календаря, напрямую было связано с лесом.
В священные рощи Юмо для молений и бескровных жертвоприношений стекались целые общины от мала до велика. Одетые в чистые белые праздничные одежды люди просили у бога благополучного лета, обильного урожая и избавления от всяческих бед и напастей. Принесенное в жертву раскладывалось в тени вековых деревьев, и жрец (карт) дымящейся головней обкуривал закрытые припасы для изгнания нечистых духов, потом зажигались свечи, следовали молитвы. Из открытых к тому времени припасов отщеплялись кусочки, и младшие карты сжигали их на священном огне, после чего жертвы считались освященными и уносились по домам для обедов. 
Ревностно охраняли свой лесной мир черемисы, отпугивая чужаков и лихих людей таинственностью обрядов и воинственностью характера. И в первую очередь благодаря черемисам марийская тайга сохранила первозданность лесов и животного мира. «Финно-угорский мир (чуди, мери, черемис и др.) с его языческим лесным пантеизмом первым защитил первозданную природу Средневолжья и Приуралья от посягательств человека», - писал известный ученый А. Гроссмайер об этих удивительных людях.
Дорога к храму святителя Гурия, одному из известнейших памятников деревянного церковного зодчества этих мест, лежит через дубово-вязовую рощу, удивительно похожую на одну из священных рощ Юмо, упоминавшихся выше. С огромного холма открываются пространные дали и вековые кряжистые деревья, обильно украшенные разноцветными ленточками, которые в наше время символизируют древний наряд священного дерева язычников. По преданиям, православный храм был построен на месте уничтоженного чимарийского капища в XVII веке. Несмотря на глубокую древность событий, как-то невольно верится в правдивость этого повествования, и доказательством тому служат тысячи повязанных нашими современниками знаков внимания древним богам. По словам старожилов, паломничество последователей чимарий в эту рощу не прекращалось никогда - ни в дореволюционное, ни в советское, ни в настоящее время...

 

     В честь покровителя Марийского края - Казанский святитель соединил Казанский и Марийский край   17 октября в день памяти святителя Гурия, архиепископа Казанского, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме святителя села Петьялы.   

   В этот день многие верующие нашей республики приезжают в храм святителя Гурия чтобы принять участие в богослужении и почтить память этого великого покровителя марийского края.  

    Владыке сослужили священнослужители Волжского благочиния. После праздничного молебна, завершившегося крестным ходом, архипастырь отслужил литию на могиле протоиерея Владимира и его матушки Зинаиды. По традиции Владыка Иоанн вместе с духовенством посетил чудотворный источник в честь Смоленской иконы Божией Матери, где совершили омовение в его святой воде.

  

СВЯТЫЕ МЕСТА СВЯТО-ГУРЬЕВСКОГО ХРАМА

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК СМОЛЕНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ ПЕТЬЯЛЫ

По местным легендам святой источник Смоленской Божьей матери появился, когда в храм привезли икону Смоленской Божьей матери и начали служить ей молебен, с неподалеку расположенного холма стал бить святой источник. 

 

ЧУДОТВОРНЫЙ КРЕСТ В СВЯТО-ГУРЬЕВСКОМ ХРАМЕ

Еще одна мощь, располагающаяся в храме и имеющая свою историю. Ориентировочно в 1925 году после таяния снега и схождения льда, этот деревянный крест приплыл по реке Свияга к селу Исаково. После его обнаружения, крест был вытащен людьми, не имеющими греха в своей жизни, то есть детьми, так как взрослым, которые пытались вытащить его баграми, он не поддавался, а лишь еще дальше отплывал. После его извлечения, деревянный крест был установлен в церкви села Исаково. В Советское время иконы забрали верующие люди в свои дома, и вот только этот деревянный крест оставался в храме не тронутым. Так крест и простоял в церкви до середины прошлого века т.е. до ориентировочно 1950 годов, после чего в церкви решили устроить сначала зернохранилище, а потом клуб молодежи, а вот крест было сказано спилить. Деревянный крест был спилен под самое основание и православными людьми перевезен в храм Казанской иконы Божьей Матери, расположенном в с. Моркиялы. По легенде, во время спиливания креста, он плакал, и из него лилась кровь. В 64 году прошлого века храм, куда был перенесен деревянный крест, сгорел, и только крест остался цел, после чего его перевезли в Свято-Гурьевский храм недалеко от села Петьялы, где он и находится на сегодняшний день.

 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК СЕРАФИМА САРОВСКОГО В СЕЛЕ ПЕТЬЯЛ

Источник имеет легенду исцеления и называется в честь Серафима Саровского из-за следующего случая. Как-то однажды мальчику, у которого были больные глаза, приснился во сне старик, который сказал, что если мальчик пойдет туда-то и умоется текущей там водой, то его глаза выздоровят, когда мальчик проснулся он сразу же пошел умываться туда, куда указал ему старик во сне, и действительно, как только мальчик умылся, его глаза исцелились, и он стал хорошо видеть. Когда у мальчика спросили, а что это был за старик, который приснился, то мальчик указал на икону, висевшую в церкви, а был это Серафим Саровский, с тех пор этот святой источник и называется в честь Серафима Саровского.

Святой источник Серафима Саровского в Свято-Гурьевском храме выполнен  в виде купели, в которую необходимо три раза окунаться с головой. При этом стоит учитывать, что температура в купели не выше шести градусов цельсия, поэтому стоит с собой взять теплые полотенца.  

Митрофорный протоиерей Владимир Аллин родился в селе Старое Эштебенькино Челно-Вершинского района Самарской области 8 (по старому стилю) июля 1911 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, под благодатным покровом Которой прошла вся его жизнь и служение Богу, ведь почти весь свой священнический путь он проходил в пределах Казанской епархии.
   
   По традиции Ветхозаветной Церкви младенца обрезали и нарекали ему имя на восьмой день после рождения. Видимо, следуя этому правилу, и отец Владимир на восьмой день был крещен и наречен Владимиром, ибо восьмой день от его рождения выпал на 15 (по старому стилю) июля, когда Русская Православная Церковь чествует память святого благоверного князя Владимира, Крестителя Руси. 
   И отец Владимир оправдал имя, данное ему в крещении, ибо он «владел миром», который дает Христос (Ин.14,27), и, не боясь гонений, крестил многих людей в тяжелое для Церкви время. По воспоминаниям его двоюродной сестры Христины, отец Владимир, приезжая к ним, всегда, шутя, спрашивал: «Нет ли у вас маленьких птенцов (то есть новорожденных детей)? Их надо сделать русскими (то есть крестить*)».
   О довоенной жизни отца Владимира известно очень мало. Родители его, Михаил и Евдокия, были верующими людьми, сумевшими привить веру и своему сыну. Мама рано умерла, и отец, решив больше не жениться, жил в семье своей дочери Пелагеи. Отец Владимир имел только начальное образование, окончил в родном селе всего лишь 4 класса школы, но, как говорит Апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное»(1 Кор. 1, 25).
   Во время коллективизации семья Аллиных не вступила в колхоз, а стала вести, как тогда говорили, единоличное хозяйство. По воспоминаниям двоюродных сестер отца Владимира, Христины и Марии, они жили в одной деревне, как одна семья, и дома их стояли друг против друга. Когда наступала пора сажать картошку, отец Владимир сам тащил соху, так как не было лошади, а они шли сзади и бросали клубни в землю. Сажали картошку сначала его отцу, а потом и всем родственникам.


   

   До 1941 года отец Владимир работал на лесоразработках станции Бряндино Ульяновской области. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, он был мобилизован в ряды Красной Армии и до конца войны работал аппаратчиком на военном заводе в городе Чапаевске Куйбышевской области.
   В 1946 году, после демобилизации, отец Владимир вновь стал работать на лесоразработках станции Салаван Ульяновской области, а с 1952 года - церковным сторожем в селе Биляр-Озеро Октябрьского района Татарской АССР.
   Однажды ночью в храм пришли грабители, требуя его открыть, но отец Владимир, не испугавшись, сам вышел к ним навстречу и спокойно дал понять, что ничего у них не выйдет. Пораженные хладнокровием отца Владимира, грабители поняли, что у них действительно ничего не выйдет и, развернувшись, ушли восвояси. Уже тогда слово отца Владимира было со властью…

Спутница жизни
   В церкви села Биляр-Озеро отец Владимир познакомился со своей будущей матушкой - Зинаидой Павловной Акмурзиной, уроженкой деревни Якушкино Нурлатского района Татарии.
   До того, как матушка приехала в Биляр-Озеро, она работала учительницей начальных классов в родной деревне. По воспоминаниям самой матушки, она не любила мирские увеселения. Когда подружки настойчивыми зазываниями уводили ее в клуб смотреть очередной фильм, то она, опустив голову вниз, на протяжении всего фильма молилась и даже не знала, что показывали на экране. 
   Однажды, это было в 1947 году, кто-то из учителей школы донес на матушку, что она носит крестик. Два дня подряд ее вызывали на педсовет, требуя его снять, и, угрожая, говорили: «Если вы не снимете крестик, то мы вас снимем с работы». Матушка снять крестик отказалась, говоря: «Если хотите - увольняйте,  но крест я не сниму». 
   На второй день матушку Зинаиду снова стали уговаривать: «Ты сними крестик, а потом, когда выйдешь из школы, делай с ним, что хочешь. Можешь снова его надеть». Но матушка Зинаида крест не сняла и была уволена из школы.**
   Оставшись без работы, матушка Зинаида поехала в Биляр-Озеро и стала жить при храме, выполняя все, что ее благословляли делать. Особенно матушке нравилось петь во время панихид, которые напоминали ей о близкой кончине всякого человека и о суетности мирской жизни. Там, в храме, матушка Зинаида и познакомилась со своим будущим супругом  - Владимиром Аллиным. 
    
Как брат с сестрой…

   15(2) февраля 1957 г., в праздник Сретения Господня, над Владимиром Аллиным и Зинаидой Акмурзиной было совершено таинство венчания. Во время венчания у матушки непрерывно текли слезы, потому что она не хотела вступать в брак, а хотела всю свою жизнь посвятить служению Богу и мечтала стать монахиней.
   Батюшка, видя стремление матушки к монашеской жизни и сам желая того же, предложил матушке жить, как брат с сестрой, посвящая свою  жизнь служению Богу и людям. После этого матушка успокоилась и перестала плакать. Прожили они вместе 41 год, как брат с сестрой, по примеру отца Иоанна Кронштадтского и его матушки Елизаветы, полностью отдавая жизнь служению Богу и людям. Своих детей у них не было, но Господь дал им во много раз больше других детей - духовных чад. Более 30 лет, до конца своей жизни, супруги жили в деревне Петьялы близ г. Волжский (Марий Эл), батюшка служил в Свято-Гурьевском храме, который был построен по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского.
   Зная матушкино рвение к молитве и церковной службе,  батюшка сказал ей: «Ты будешь только ходить в храм и молиться, а все домашние дела за тебя будут делать другие»***. Так оно, собственно говоря, и получилось. Пророчество батюшки сбылось, и даже если бы матушка захотела, она все равно бы не смогла работать по дому, так как у нее однажды заболели пальцы рук, и она до конца своих дней физически была не в состоянии делать домашнюю работу.
   17 февраля 1957 г. в г.Казани Владимир Аллин был рукоположен во диакона, а 4 августа того же года во иерея. После недолгого служения на разных приходах, 29 апреля 1962 г. отец Владимир Аллин был перемещен на должность 3-го штатного священника в Рождества-Богородицкую церковь села Семеновка Марийской АССР.
     
Петьяльский храм

   Свято-Гурьевский храм у сел Петьял и Нижний Азъял, в котором привелось служить отцу Владимиру до конца своих дней, поистине можно назвать Православной жемчужиной Марийского края.
   В 1896 году Архиепископ Казанский Владимир, возвращаясь из миссионерской поездки по Марийскому краю, остановился на поле у деревни Петьялы, чтобы отдохнуть и принять трапезу. И тут он увидел, как язычники-черемисы совершают свои обряды, и решил построить здесь храм.
   По возвращении в Казань его благая задумка призабылась и могла вообще «кануть в Лету», если бы не промыслительный случай от Бога. В Казань проездом, совершая в это время паломничество по Волге, прибыл святой праведный Иоанн Кронштадтский. Увидев то народное почитание, которое он имел у простого верующего народа, Архиепископ Владимир позавидовал отцу Иоанну: дескать, простой священник, а народ его любит больше, чем своего Правящего Архиерея. В беседе с глазу на глаз отец Иоанн мягко укорил Владыку, дав ему понять, что не к лицу Христианам завидовать друг другу. Видя,  что его тайный помысел не утаился от прозорливого взгляда отца Иоанна, Владыка повалился ему в ноги, умоляя сказать, чем он может загладить свой грех, на что отец Иоанн сказал ему: «Что задумал сделать - сделай!» - и протянул ему 100 рублей, деньги по тем временам немалые. И Владыка сразу вспомнил, что хотел построить храм на месте языческого капища.
   Храм был возведен в тот же год и по случаю 300-летия обретения мощей первоСвятителя Казанского Гурия был освящен в его честь. Алтарь храма находится на пне «священной» липы, перед которой язычники совершали свои обряды. Архиепископ Владимир, приехав на освящение храма, благословил храм большой иконой Святителя Гурия с частицей его мощей, которая и по сей день стоит в церкви.
   Вскоре, после прославления в 1903 году в лике святых Преподобного Серафима Саровского, на источнике, текущем под горой, исцелился  мальчик с больными глазами, который на иконе в храме узнал того старца, который повелел ему умыть глазки в источнике. С тех пор этот источник носит имя Серафима Саровского и имеет благодать исцеления от глазных, эндокринных и женских болезней. 
   Свято-Гурьевскому храму пришлось сыграть роль оплота Православия на Марийской земле. В то время, когда по всей округе закрывались храмы, благословение Иоанна Кронштадтского спасало Петьяльскую церковь от закрытия. Со всей округи из закрываемых храмов верующие люди приносили сюда иконы, и по сей день в Свято-Гурьевском храме хранится очень много старинных икон.
   Перед самым закрытием храма в 1935 году одна верующая женщина сказала, что у нее хранится чудотворный список Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери, который она хочет отдать в Свято-Гурьевский храм, так как он оставался одним-единственным действующим храмом на всю округу.
   По легенде, когда икону внесли в храм и стали пред ней служить молебен, со склона горы, на которой стоит церковь, забил источник. Источник был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери.
   В 1936 году Свято-Гурьевский храм был закрыт, потому что Советская власть не желала из налогов простых граждан содержать культовые сооружения, и как только местный приход отказывался от их финансирования они закрывались. Храм не был подвергнут ни осквернению, ни разграблению - толи благословение святого Иоанна Кронштадтского хранило его, а толи власть, которая зорко следила за ворами и разбойниками. 
   В 1946 году храм вновь открыли и в нем возобновились Богослужения.
   В 1964 году на Крестопоклонной неделе Великого Поста в Свято-Гурьевский храм из сгоревшего храма Казанской иконы Божией Матери был принесен на вечное хранение двухметровый кипарисовый крест, который также имеет чудодейственную силу. Во исполнение пророчества о Спасителе на Кресте: «кость Его да не сокрушится» (Ин.19, 36), - крест имеет особую силу исцеления болезней опорно-двигательного аппарата. 
    
На новом месте

   В Свято-Гурьевский храм отец Владимир с матушкой Зинаидой прибыли 1 июня 1964 года. Тогда на территории пустыньки (так  в простонародье называется место, где стоит Петьяльский храм) было всего два дома. В одном из этих домов, в передней его части, и поселился батюшка, а в задней части дома была устроена просфорня. Когда они только еще приехали туда, дров не было даже один раз истопить печь. Но, когда батюшка начал служить, прихожане храма сделали им с матушкой запасы дров на 3-4 года вперед.
   Отец Владимир очень заботился, чтобы в храме всегда было тепло, и заставлял топить печь даже тогда, когда в храме не было службы. Он говорил: «Бабушка придет зимой издалека, замерзнет по дороге, зайдет в храм, а там тепло - и душе, и телу».
   Умирая, один мужчина завещал своим сыновьям каждый год привозить в Свято-Гурьевский храм по машине дров. Так они поступали из года в год. Батюшка старался их как-то отблагодарить, но они от всего отказывались, а на вопрос, как их зовут (отец Владимир хотел знать, за кого молиться), они не отвечали, всегда отнекивались и не называли своих имен. Но однажды эти люди не приехали, а на следующий год привезли сразу две машины дров. Когда их спросили, почему они так сделали, то они открылись и рассказали о завещании отца и о том, что в прошлом году, когда они не смогли привезти дрова, с ними весь год происходили какие-то несчастья.
   Однажды, когда эти ребята в очередной раз привезли машину дров, батюшка вынес им двух жирных кур. Они отказались брать, тогда батюшка сказал: «Если так, тогда и нам ваших дров не надо». Они испугались и согласились взять, но спросили батюшку: «Вы еще будете здесь?» Батюшка ответил, что будет, и они через какое-то время привезли еще одну машину. Тогда батюшка вынес им трехлитровую банку меда, и они, уже боясь отказываться, робко сказали: «Батюшка, мы же дрова привозим просто так». На что батюшка им ответил: «И я вам даю мед просто так!» 
   Очень много паломников приезжало на выходные. Бывало, по 30-40 человек ночевало у батюшки в доме одновременно. Если в доме ночью становилось холодно, то батюшка сам, чтобы никого не будить, вставал и топил печь, а утром самый первый был на ногах. Очень много приезжало к отцу Владимиру паломников из Чувашии с котомками. Отец Владимир говорил: «Через котомки свои они и спасутся».

Ревность по доме Твоем снедает мя…
   Батюшка Владимир был очень ревностным священником. По рассказу одного священника, бывшего на тот момент алтарником в Свято-Гурьевском храме, однажды он читал в алтаре какую-то духовную книгу. Неожиданно в алтарь вошел отец Владимир и спросил его, что он читает. Узнав, что это духовная, но не богослужебная книга, он осерчал и выговорил ему, что алтарь - это Святая Святых, место для молитвы, а не для чтения книг, даже и духовных.
   С годами у отца Владимира развились трофические язвы на ногах. Но когда приходили за несколько километров люди за помощью к батюшке среди недели, то он, несмотря на боли, никогда не отказывал отслужить панихиду или молебен. Батюшка говорил: «Если люди приедут, а я не выйду к ним, в следующий раз приедут, а меня опять нет, то люди перестанут и в храм ходить».
   Отец Владимир старался выполнять заповеди Божии о любви к Богу и человеку. Каждое слово во время службы он старался донести до народа, читал внятно, проповеди его были понятны, жизненны и сильны. Батюшка часто говорил о добре, о любви, о том, что нужно жалеть друг друга. Во время исповеди часто плакали даже мужчины. Как он сам говорил: «Самое большое счастье в жизни - познать Бога, а самое большое горе - потерять Его». 
   Кто бы из паломников ни приехал, батюшка с матушкой всегда говорили: «Накормите, чаем напоите и отправьте с Богом».  Если они видели, что паломники плохо одеты, говорили: «Посмотрите и, если что-то есть, дайте им что-нибудь из одежды». У батюшки и матушки всегда в запасе были шерстяные варежки и носки, теплая одежда. Давали они паломникам покушать и с собой в дорогу. А если у них не было денег, то давали им и денег на дорогу. Батюшка помогал деньгами всем, кто у него просил. Погорельцам он помогал безвозмездно, а тем, кто просил у него денег в долг, всегда давал, не требуя назад. Если кто-то возвращал, то был благодарен, а если нет, то батюшка никогда даже словом не намекал должнику о его долге, несмотря на то, что должник годами мог ходить в церковь и каждую службу видел батюшку. Батюшка в точности следовал заповеди Божией: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).
    
Всякое дыхание да хвалит Господа  

   Батюшка очень любил всю Божью тварь. Кошек, живших у него, он угощал деликатесами, которые его духовные чада привозили лично для него. Кошки отвечали ему взаимностью и любили погреться около батюшки, а он говорил: «Это мои врачи. Они знают, где у меня болит, и ложатся на это место». 
   Любил батюшка и голубей. Он по осени специально покупал для них мешками корм и круглый год кормил их около своего дома. Тетя Аня, которая ранее ухаживала за батюшкой, рассказывала, что голуби садились батюшке прямо на голову и плечи и радостно ворковали.
   Одна духовная дочь батюшки, приехав однажды в Петьялы, услышала, что батюшка с кем-то разговаривает, прижав его к груди и закрыв ладонью. Она спросила, с кем это он  разговаривает. Батюшка показал маленького желтого цыпленка и сказал: «С цыпленком… Он такой же одинокий, как и я». 
   У батюшки были широкие охотничьи лыжи и, хотя он никогда не охотился, зато любил просто походить на лыжах, любуясь окружающей природой.
   Однажды тетя Аня, которая ухаживала за батюшкой и матушкой, пошла купаться на источник и на обратном пути нашла на тропиночке маленького ежика. Она принесла и показала его батюшке, а батюшка сказал: «Анна, унеси ежика обратно на то место, где ты его нашла. Потому что мать-ежиха потеряла его, ищет и беспокоиться».
   Батюшка разводил пчел и всегда удивлялся, говоря: «Надо же, какие они маленькие, но умные, все понимают! И какой они полезный продукт производят - мед!». Глядя на пчел, батюшка восхвалял Премудрость Творца. Когда батюшка качал мед, то он всех угощал медом.

 

Где находится Свято-Гурьевский храм​, как доехать:

Свято-Гурьевский храм находится в Республике Марий Эл в отдаленном месте недалеко от села Петьял.  Добраться до храма можно либо на собственном транспорте, либо на такси, либо на автобусе. Более подробно смотрите расписание автобусов на яндекс расписании.
Координаты Свято-Гурьевской церкви: 
Широта: 56°4′42.63″N (56.078507)
Долгота: 48°42′25.95″E (48.707207)

 

    Источники информации и фотографий:

  • Команда Кочующие
  • http://mari.eparhia.ru
  • Николай Пирогов
  • Евгения Любарская
     

то есть крестить* Согласно законам Российской империи русскими считались только крещеные. Остальных называли по всякому, от чудинцев до инородцев с соответствующим поражением в правах.

уволена из школы.** При Сталине не поощрялось, что школьный учитель демонстрирует свою веру. Но в рамках закона, максимум что за это могли сделать это отстранить от работы с детьми. 

а все домашние дела за тебя будут делать другие»*** Именно за такой образ жизни, невозможный для обычного крестьянина, и сформировалось отношение крестьян к духовенству описанное в русских сказках и поговорках. Задолго до всяких большевиков)))

 

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

Комментарии

Святые источники Петъял

Про святые источники деревни Петъялы можно почитать на сайте Святой источник.

мы в курсе

про ваш сайт знаем!
уже нашли и использовали материал по Почаевскому источнику,
хотя это была статья из Марийской Правды, как потом выяснилось...

про Петьялы?

я так понял, что это почти на границе с Татарстаном? А можно ли проехать туда из Казани напрямик, проселочными дорогами, а не через Помары? Может ли там проехать обычная машина, не джип? Или там бездорожье?

Может

Но возможно быстрее это не будет.

В сухую погоду можно проехать проселком Уразла Большой Олыкъял или проселком за Большими Яками у Каратменя - Учейкино.

Быстрее не будет - потому что дальше асфальт не очень.

Когда влажно только джип. Хотя местные там рассекают на чем угодно.

 

У Малой Сосновки хорошая обзорная точка для фотографий, особенно зимой.

Спасибо!

дело в том, что быстрее не нужно, а чтобы интереснее, попутно посмотреть на окружающие места, может что-то ещё увидим!

Да не за что

Тогда вам лучше через Учейкино с горы над Большими Яками виды красивые, и большая запруда по дороге будет.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.