Деревня Ташнур

Недалеко от пос. Красногорский, вдоль новой трассы на Чебоксарскую ГЭС, располагается большая деревня Ташнур, на одноименной Ташнурской горе.
Места здесь красивые, и мы, будучи школьниками, часто здесь работали на полях совхоза Звениговский, пропалывали и убирали свеклу, очищали угодья на Чапай купе, убирали капусту и картофель.
С полей открывался живописный вид на Кленовую гору и на лесную долину реки Илеть.
Предание про болото Чапай куп мы уже выставляли на сайте.
В этой статье расскажем про деревню Ташнур, про историю и про нынешнее время.
 

 ПРО СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

ДЕРЕВНЯ КОЖЛА-СОЛА - ТУТ!

ЛЕГЕНДА ПРО ЗОЛОТОЕ БОЛОТО - ТУТ!
 
Регион - МАРИЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКА
Район - ЗВЕНИГОВСКИЙ РАЙОН
Населенный пункт - д. Ташнур
Почтовый индекс - 425090
Население 380 чел.
Площадь – 2,3 кв. км.
Долгота - 48°15’ E
Широта - 56°9’ N
 

                                                                        школа в Ташнуре                                                

Деревня ТАШНУР (ТАМНУР-ТАМЛЕНУР, ТАВЕНУР, ТОШНУР)
 
Расположена в 5 км к юго-западу от центра сельской администрации — села Кожласола.

Существует несколько версий происхождения названия деревни. По одной из них, раньше ее называли Тамнур-Тамленур, дословно переводится с марийского как душистое поле. Такое название объясняется тем, что деревня расположена на небольшой возвышенности среди полей и лугов. В деревне было несколько колодцев с деревянными срубами и "журавлями". 
Каждый колодец имел свое название, и даже вкус воды, по утверждению местных жителей, у каждого кблодца был свой. 


По другой версии, название деревни происходит от видоизмененного слова "тавнур". Когда-то на месте деревни располагались два древних поселения, между которыми на небольшом поле был колодец с "журавлем" — на местном наречии "таве", к которому было добавлено слово "нур" — поле. Владельцем поля был Тауш.

Казенная деревня Ташнур, лежавшая при оврагах и ключах, располагалась в 68 верстах от уездного города Царевококшайска и в 77 верстах от губернского города Казани, до почтового и телеграфного отделений отсюда было 68 верст, до волостного правления — 77, до квартиры врача — 6, до квартиры ветврача — 38, до участка земского начальника — 68. В 1844 году деревня Ташнур входила в Большешигаковское сельское общество Петъяльской волости Царевококшайской округи. В ней насчитывалось 24 двора, 67 мужчин и 85 женщин.

                                                         родник на склоне оврага                                         

В середине XIX века в деревню приехали 7 братьев-ремесленников родом из Вятской губернии, фамилию они носили Торощины. 
Эти люди были мастерами на все руки и зарабатывали себе на хлеб тем, что клали печи, рубили срубы и выполняли другую работу.

Для поселения выбрали место на возвышенности. 
Местные жители назвали эту гору Руш арка, что в переводе означало русская горка. Ныне это название носит одна из улиц деревни Ташнур.

В 1864 году образовалась Большешигаковская волость, в которую вошли населенные пункты нынешних Кожласолинского, Шелангерского и Керебелякского сельсоветов. 
К тому времени в деревне Ташнур проживали 225 человек, из них 108 мужчин и 117 женщин, 2 отставных солдата и 6 солдаток.

В 1872 году насчитывалось 37 домов на берегу речек. В 1897 году у крестьян было коров — 103, лошадей — 103, овец — 250 и свиней - 20.

В 1910 году близ Ташнура работала водяная мукомольная мельница Александра Николаевича Суринова. В 1913 году в небольшом деревянном наемном здании открылась земская школа, при школе находилась квартира учителя.

В 1913 году работало торговое предприятие Алексея Константинова, где продавались бакалейные товары, общий товарооборот составлял 2 тысячи рублей в год.

К 1921 году число жителей деревни составляло 488 человек, из них 450 марийцев, 38 русских.

В 1925 году в деревне Ташнур Кожласолинского района работала школа I ступени с сельскохозяйственным уклоном. Школа находилась на госбюджете. 
Преподавание велось на марийском языке. Учились 63 ученика из деревень Ташнур и Энервож. При школе действовала библиотека.

В 1925 году в деревне имелось стадо из 346 голов мелкого скота, пасли 1 пастух и 1 подпасок.

В 1926 году здесь в 104 хозяйствах проживали 516 человек.

3 апреля 1932 года образовали колхоз "Ташнур", в который вошло 95 дворов, 455 человек, из них 224 трудоспособных. Земельные угодья нового колхоза составляли 512 га. 
Обобществлены были 92 лошади, 33 коровы. 
Из сельхозорудий имелись 40 плугов, 3 сеялки, самосброска, сенокосилка, веялка, сепаратор, 2 ручные соломорезки. На трудодень в 1933 году начислялось зерном — 4,6 кг, картофелем — 0,1 кг, деньгами — 0,11 руб.

                                                      хоккей в деревне                                                       

В 1940 году в колхоз входило 103 двора, 394 человека, 226 из них трудоспособных. По Государственному акту на вечное пользование землей от 22 декабря 1935 года за колхозом закрепили 815 га земли, из них пашни — 523 га, сенокосов — 50 га, выгонов и пастбищ — 66 га. Колхоз имел 107 лошадей, 89 голов крупного рогатого скота, 30 овец, 128 пчелосемей, сенокосилку, жатку-самосброску, 40 плугов, 2 веялки, 2 соломорезки, сепаратор, 58 телег, 57 саней. Из построек в колхозе имелись конюшня, коровник, 2 телятника, овчарня, 2 зернохранилища, картофелехранилище, 6 овинов, крытый ток. 
На трудодень в 1940 году начислялось зерном — 1 кг, картофелем — 1,5 кг, соломой — 2,8 кг, маслом — 0,0025 кг, деньгами — 0,2 руб. 
Председателем колхоза работал Алексей Васильевич Капустин. 

 

                                                      памятник воинам и дом культуры в Ташнуре                               

В 1959 году объединили три колхоза — "Ташнур", "Красный орел" и "Патыр", создав один под названием "Россия".

Ташнурский дом культуры начали строить летом 1969 года. Подрядчиком выступило Звениговское межколхозное строительное объединение, заказчиком — колхоз "Россия". 
Открыли его к 65-й годовщине Октябрьской революции, 7 ноября 1972 года. Первым директором назначили выпускницу республиканского культпросветучилища Зою Столярову.

Среди лучших тружеников деревни следует отметить супругов Романовых.

                                                   учитель Вера Павловна Романова                                              

В 1973 году в связи с присоединением села Кожласола к поселку Красногорский центр сельского совета перенесли в деревню Ташнур, и он стал именоваться Ташнурским. 
Однако через семь лет, в ноябре 1980 года, сельсовету было возвращено прежнее название, поскольку село Кожласола вновь стало его административным центром.

 

                                                      современные занятия сельских жителей                               

В 1999 году в деревне Ташнур насчитывалось 110 дворов, в которых проживали 298 человек. Распространенные фамилии — Алексеевы, Самиковы. 102 семьи в деревне держали коров, 30 — свиней, 60 — овец, 6 —коз, на многих подворьях имелась птица.

Возле деревни находилась священная роща, где жители совершали обряды традиционной религии марийского народа. Во время строительства нового дома в фундамент обязательно закладывалась серебряная монета — считалось, что это должно было уберечь дом от гниения.

Телефон в деревне появился в 1935 году, радио — в 1944 году, телевизор — в 1965 году. Некоторые улицы заасфальтированы, проведены газ, водопровод. 
Около деревни располагались овраги Куже док корем, Кукшо корем, а также болото Чапай куп.

В 2004 году в Ташнурской школе учились 65 учеников, в деревне работали 2 магазина. В Ташнуре создана добровольная народная дружина из 5 человек, регулярно проводятся рейды по охране общественного порядка.
    

                              выпуск Ташнурской школы 1970 года                                                   
  

                                                        коллектив Ташнурской школы                                       

 

в середине фото Раиса Георгиевна - ныне директор Красногорской средней школы                                          

КУЛЬТУРА В ДЕРЕВНЕ
Получив красный диплом зооинженера МарГУ, житель деревни Ташнур Алексей ДРУЖИНИН без проблем устроился на хорошо оплачиваемую должность в совхозе. Но в первый же рабочий день уволился по собственному желанию, чтобы стать культорганизатором в доме культуры родной деревни. 
Сам Алексей Николаевич объяснил так свой выбор: чем до Шелангера каждый день кататься, лучше рядом с домом работать. А диплом зооинженера весьма пригодился и в огромном личном хозяйстве, в котором только количество пчелиных ульев за 12 лет выросло до 20 штук. Оно и кормит всю семью, где уже подрастают трое детишек. 
   


Первый заработок 
Первую зарплату Алексей получил, будучи еще школьником, и именно за культработу. Когда в школе организовали фольклорный коллектив, его пригласили играть на марийском барабане (тyмыр). Потом на Красногорский завод  электро-двигателей приехала с концертом звезда марийской эстрады Галина Якушева. И восьмиклассника Лешу Дружинина попросили ей подыграть. 
Дальше были поездки по районам с коллективом артистки. И вскоре он получил свою первую зарплату - 60 рублей (было это в 93-м или 94-м году). 
- В то время я хотел купить аппарат для выжигания по дереву, это было очень популярным занятием. Но, по-моему, я купил на свои первые деньги лыжи, - вспоминает Алексей Николаевич. - Тогда в Волжске выпускали пластиковые лыжи, стоившие 45 рублей. Правда, они до сих пор стоят новые, я даже крепления на них не поставил. Еще за 10 рублей купил фотоаппарат "Смена". Вот так и начиналась моя деятельность. 
   
Что нам стоит дом построить 
Школьная жизнь закончилась. Поступая на сельскохозяйственный факультет МарГУ, Дружинин и не думал о культуре. Но и здесь, не отучившись и месяца, стал участником фольклорного ансамбля "Рия-рия" под руководством профессора Олега Герасимова, в составе которого выступал все пять студенческих лет. 
Научный руководитель предложил успешному студенту продолжать учебу в Московском институте биотехнологий, куда давали целевое направление. 
- Говорил, через три года приедешь, станешь доцентом, будешь в нашем университете преподавать. Я отказался: у меня мама с бабушкой одни оставались, хозяйство рушилось, и к тому времени начал уже дом новый строить. Он мне возразил: "Ты когда выучишься, свой дом за один день построишь". Не послушал я, о чем, может, и пожалел, потому что лет восемь строил этот дом, - не без искры юмора вспоминает об этом сегодня Алексей Николаевич. 
   


"С душой в ДК работаем, физически - дома" 
Так и вернулся Дружинин в родную деревню Ташнур, где сейчас уже сам возглавляет дом культуры и ведет большое подсобное хозяйство. "С душой в ДК работаем, а физически - дома", - смеется он. Когда только начинал 13 лет назад, приходилось очень тяжело, не с кем было работать. С трудом возродили фольклорный ансамбль "Алан", в котором поначалу больше шести человек и не собиралось. Это сейчас уже в коллективе 18 участников, да еще желающие находятся - хоть второй ансамбль создавай. 
Видимо, выручают неплохие организаторские способности Алексея Николаевича. Общими усилиями постепенно удалось собрать людей, приобрести костюмы, реквизит, музыкальные инструменты. На концертах и праздниках теперь всегда полный зал. 
- Одному в культуре делать нечего, один, как говорится, в поле не воин. Только всем миром можно чего-то добиться. Раньше очень выручала школа, сейчас еще с детсадом сотрудничаем, районный отдел культуры поддерживает. И, конечно, родных приходится часто задействовать, и жена, и дети у меня тоже уже работниками культуры стали, - улыбается Алексей Николаевич. - Опять же без взаимопонимания в семье в культуре работать нельзя. Бывает, и до утра приходится задержаться, и на фестиваль какой-нибудь на три дня уехать, а хозяйство все на плечах супруги остается. 

                                                        Ташнурский комплекс КРС                                                    
   
Все проблемы 
решит гармошка 
Культура, конечно, не кормит, зато, можно сказать, лечит. 
- Бывает, что на работу идти не хочется, какие-то проблемы дома или просто настроения нет. Приходим на репетицию. Геннадий Павлович (Васильев, худрук ДК. - Авт.), говорю, сыграй что-нибудь на гармошке. Одну мелодию сыграет, вторую. Глядишь - и проблемы все забылись. 
Тем не менее молодежь сегодня в культуру не заманишь, особенно в деревнях. И, как считает Дружинин, над этим нужно серьезно работать, приучать с раннего детства к традициям, фольклору, познавательному досугу, который заменил бы компьютерные игры. Хотя ташнурские ребятишки, возвращаясь домой после школы, мимо ДК никогда не проходят. Здесь они занимаются с преподавателем изобразительным и прикладным искусством или даже просто попить чаю зайдут. Иногда Геннадий Павлович, опытный музыкант, дает уроки эстрадного творчества, вместе с детьми работники ДК возрождают старинные народные обряды. 
- И все-таки даже гармонистов молодых сейчас днем с огнем не сыщешь, - говорит Алексей Николаевич. - Поэтому боимся, конечно, что после нас не будет новой смены, некому передать накопленный опыт. Своих детей еще чему-то учим, а чужих ведь не заставишь. 
  (д.Ташнур, Звениговский р-н).
  
 
АНСАМБЛЬ АЛАН
Фольклорный ансамбль «Алан» Ташнурского сельского дома культуры начал свою историю в конце 80-х годов прошлого столетия с показа свадебных обрядов. Сейчас коллектив из Звениговского района Марий Эл приобрел известность, а на выступления ездит со своей курицей. 

 
В честь холмистой местности
Красивое и нежное по звучанию название – «Алан» - ансамбль получил благодаря местности вокруг села Ташнур. Давным-давно неподалеку от села были болота, где росли черника, брусника, местами -клюква. Когда установилась советская власть, развивалось сельское хозяйство, строились колхозы, было принято решение осушить болота, чтобы использовать земли под пашни и сенокосные угодья. На месте прежних болот появились луга с оврагами и холмами. Эти луга в народе и прозвали «аланом». Почему именно так – сказать сложно, с марийского языка слово никак не переводится. 

Когда в 1988 году создавался творческий коллектив, первый его руководитель Александр Ефимов назвал ансамбль в честь местности – «Алан». Изначально задумывалось, что коллектив будет не столько песенный, сколько фольклорный. Поэтому козырным номером, с которым участники «Алана» выступали на разных площадках республики, был свадебный марийский обряд. Это было что-то вроде театральной постановки в двух действиях: сватовство и, собственно, свадьба. Зрелище было масштабным и красивым, в нем принимало участие 50 артистов. Ансамбль быстро полюбили местные ташнурские жители, публика в райцентре и столичный зритель (участникам коллектива приходилось выступать на площадке ДК имени ХХХ-летия Победы в Йошкар-Оле). 
 
Возрождение
Но спустя два года после зарождения, «Алан» прекратил свое существование в первоначальном виде. Разве что отдельные его участники объединялись иногда в небольшие группы по пять человек и выступали на районных площадках. 

И только шесть лет назад фольклорный ансамбль «Алан» снова обрел прежнюю жизнь в новом составе, с новым руководителем, другой организацией и планами. Сейчас коллективом верховодит Алексей Дружинин. 

- Свою творческую деятельность мы начинали с песен и танцев мушмарийской стороны, - рассказал руководитель ансамбля. – Мушмари – это народное название местности, которая объединяет несколько деревень. А сейчас основная часть наших выступлений - это показ обрядов. Главные среди них – это семейно-бытовой обряд «Домашняя птица – семейное богатство» и «Праздник нового урожая». 

 

                                                              пруд в деревне Ташнур                                  
Со своей курицей
По обряду, посвященному птице, снимали даже фильм, который занял призовые места на всероссийских конкурсах, посвященных творчеству и культуре. С этим обрядом артисты выступали не только в республике, но ездили на фестиваль «Эпосы и мифы леса» в Сыктывкаре и «от Волги до Дона» в Волгограде, куда привозили даже свою курицу. А обряд «Праздник нового урожая» занял в прошлом году первое место на Международном фестивале «Этномириада» в Казани. За свою творческую деятельность «Алан» имеет немало наград и грамот, которыми постепенно заполняются стены кабинета руководителя.

 

                                                          лыжные соревнования в деревне                                          
  
________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Фото Александра Ефимова
https://ok.ru/tvshtashnu
http://www.marpravda.ru/
http://www.12rus.ru/List/23/585
группа деревни Вконтакте

ВложениеРазмер
image184 (1).jpg163.1 КБ
image184 (2).jpg176.1 КБ
image184 (3).jpg236.7 КБ
image184 (4).jpg223.39 КБ
image184 (5).jpg154.65 КБ
image184 (6).jpg129.72 КБ
image184 (7).jpg144.77 КБ
image184 (8).jpg226.57 КБ
image184 (9).jpg95.44 КБ
image184 (10).jpg142.67 КБ
image184 (11).jpg213.77 КБ
image184 (12).jpg196.16 КБ
image184 (13).jpg92.15 КБ
image184 (14).jpg209.57 КБ
image184 (15).jpg307.57 КБ
image184 (16).jpg184.13 КБ
image184 (17).jpg63.44 КБ
image184 (18).jpg155.69 КБ
image184 (19).jpg143.62 КБ
image184 (20).jpg173.27 КБ
image184 (21).jpg179.88 КБ
image184 (22).jpg140.26 КБ
DSC_0576.jpg178.12 КБ
аватар: Кэп

новая фотоэкспозиция

Выставка, созданная фотографом Ольгой Поповой, работающей специалистом по туризму в Звениговском районе Марий Эл, рассказала местным жителям и гостям о национальной одежде, украшениях, природе и праздниках, передав самобытность и красоту марийского края. 

«Родной край глазами современников»

В июне, в преддверии больших праздников – Дня России и Пеледыш пайрем, прошедших в Звениговском районе Марий Эл, районный краеведческий музей организовал выставку фотографий «Родной край глазами современников», которая украсила фойе Ташнурского сельского ДК. Фотографии для экспозиции подготовила Ольга Попова, специалист по туризму.

В стенах этого учреждения культуры тогда проходил районный форум марийской молодежи. 

На форуме провели презентацию фотовыставки, и она которая получила высокую оценку зрителей. 

А не так давно, 2 июля, в селе Марисола Сернурского района открылся Всероссийский слет марийской молодежи.

Собравшиеся также смогли увидеть фотовыставку Ольги Поповой.

Особое внимание зрителей привлекли фотографии национальной одежды, природы родного края и экспонатов музея. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru