Адмиралтейская слобода (Бишбалта)
В ходе рассказов про историю Марийского края – мы часто указывали на тот факт, что множество крестьян (мари, русские, чуваши) в зимнее время промышляли заготовкой деловой древесины для Казанского Адмиралтейства. Массово такое явление возникло в начале 18 века, когда при царе Петре I в граде Казани была основана Адмиралтейская слобода. Таких работников тогда называли на немецкий лад – Лашманами.
В частности, крестьяне села Керебеляк заготавливали корабельные сосны и дубы на Катай-горе в зимнее время, а потом перевозили их на реку Илеть, и даже на берег Волги.
До сих пор эту дорогу зовут по-марийски – Лашман корно! Труд лашманов был тяжелый, но это был верный заработок в зимнее время, когда крестьяне были освобождены от сельхоз работ.
Лашманы (Laschmann, от н.-нем. laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек) — государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России. В начале царствования Петра Великого заготовка корабельного леса в Азовской и Казанской губернии и доставка его в адмиралтейства производилась на счет денежной повинности «с уездных людей Казанской губернии». Указом 31 января 1718 года повелено: в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и Симбирском уезде, для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву, марийцев.
марийцы Казанской губернии, лашманы на заготовке леса
Когда Петр I в 1718 году издал Указ о закладке в Казани верфи по строительству кораблей для Каспийского флота, все последовавшие за ним тяготы и лишения легли на плечи, в первую очередь, татарских крестьян. Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, иногда приходилось заготовлять в лесах, расположенных за десятки верст, и сплавлять по рекам до Казани. Татарских крестьян, прикрепленных к Казанскому адмиралтейству, чаще всех употребляли именно на этих тяжелейших работах.
Казанское адмиралтейство — располагавшееся в Казани, наиболее крупное адмиралтейство на реке Волга, фактически объединявшее всё волжское судостроение. Преимущественно обеспечивало строительство судов для Каспийского моря и Волжского бассейна. Кроме того, снабжало русские верфи на Балтийском море казанским дубом. Отдельные корабельные части нередко изготавливались непосредственно в Казанском адмиралтействе под руководством советников из Главного адмиралтейства.
бывшие купеческие склады в Слободе
Уже в XVII веке в Казани строились речные и морские суда.
При создании русского флота Пётр I обратил внимание на богатые лесами окрестности Казани. Наличие корабельного леса и удобное географическое положение города создавали подходящие условия для создания здесь кораблестроительной базы будущей Каспийской флотилии для войн с Персией.
18 июля 1709 года в наставлении капитану Феодосию Моисеевичу Скляеву он приказывает:
« немедля послать в Казань из лучшева подмастерья, который бы мог приуготовлять корабельные леса от 80 до 48 пушек».
Уже в 1710 году из Казани на Балтику по только что выстроенным каналам перешли пять кораблей, а спустя некоторое время ещё восемь судов были отправлены на Азовское море. В 1716 году в Казани было построено 15 разборных скампавей, отправленных в качестве подарка союзной Дании.
В 1718 году последовал высочайший указ Петра I об основании в Казани адмиралтейства. Адмиралтейство расположилось на пашенной земле Зилантова Успенского монастыря на левом берегу реки Казанки у татарского села Бишбалта. позже здесь образовалась Адмиралтейская слобода. Кроме того, верфи разместились в Верхнем и Нижнем Услонах.
Суда, построенные в Казанском адмиралтействе, принимали участие в Персидском походе, русско-персидской войне (1804—1813), военно-исследовательской экспедиции Н.Н.Муравьева-Карского к юго-восточному берегу Каспийского моря, боролись с пиратством на Волге и Каспии.
В 20—ые годы XIX века ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия было решено строить суда в Астрахани. В 1829 году Казанское адмиралтейство было упразднено.
Зилантов монастырь в начале 20 века
Структура
Включало три верфи:
Казанскую (1718—1830) — главная верфь, состояла из 7 эллингов и большого числа мастерских, складов). Здесь было построено около 400 судов (в том числе 70 гекботов, 12 фрегатов, 7 бомбардирских кораблей, 1 корвет, 5 бригов, 12 палубных ботов, 2 бригантины, 1 тендер, 12 галиотов, 4 люгера, 1 большой транспорт, 18 гардкоутов, 4 эмбенских бота, 8 военных иолов, 52 шмака, 13 гукоров)
Астраханскую (1718—1722) — входила в состав Казанского адмиралтейства до учреждения Астраханского адмиралтейства. За это время на верфи спущено на воду несколько десятков судов ботового и лодочного типов
Нижегородскую (1722—1830) — спущено на воду около 50 судов (в том числе 15 гекботов, 5 железных пароходов, 2 эверса и 4 паровых шхуны).
Корабельные мастера
Мокей Черкасов
Андрей Алатчанинов
Филипп Петрович Пальчиков
Гаврила Авдеевич Меншиков
Иван Степанович Рамбург
Ричард Броун
В.Д.Власов
Е.И.Кошкин
А.П.Антипьев
Первым руководителем Казанского адмиралтейства был вице-губернатор Н.А. Кудрявцев.
СЕЛО БИШБАЛТА. ПРЕДЫСТОРИЯ АДМИРАЛТЕЙСТВА.
Район Бишбалты относится к числу старейших в городе. Археологические изыскания, проведенные в этих местах знаменитым историком и археологом Альфредом Халиковым, показали, что селение Бишбалта существовало не менее тысячи лет назад - еще в те времена, когда на горе Богылтау только появилась белокаменная крепость.
ПЯТЬ ТОПОРОВ
В буквальном переводе с татарского Бишбалта означает "пять топоров". Откуда столь странное название? Дело в том, что в этом старинном пригородном селе издавна жили татарские мастера по дереву - "балта остасы", то есть плотники, лесорубы, столяры. В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для плотников и столяров хватало. Бишбалтинские же плотники со временем стали специализироваться на строительстве речных судов разного типа.
Чтобы до конца понять смысл этого выражения, надо вспомнить, что число пять в восточной традиции имеет особый смысл. Так, еще у древних тюрков было пять обращений к Всевышнему, в исламе пять основных религиозных правил, пять ежедневных намазов (молитв), выходной приходится на пятый день недели. Центральная мечеть исламского мира - Мекканская - имеет пять минаретов. Кстати, бишбалтинская мечеть "Юсуф" также имела пять минаретов, и местные жители называли ее по-свойски Бишбармак, то есть "пять пальцев".
Таким образом число пять появилось в названии села Биш-балта (пять топоров). Так же возникли названия сел в Татарстане: Бишбатман (пять кадок), Биш-кумэч (пять булок), Бишмунча (пять бань), Бишбаш (пять голов), Бишай (пять лун), а на северном Кавказе Биштау - (пять гор), в Казахстане Биштамак (пять ртов) и т.д.
Адмиралтейская слобода в конце 19 века
ЦЕНТР СУДОСТРОЕНИЯ
Селение Бишбалта быстро росло и развивалось. Оно стало большим селом лесорубов, плотников и корабельных дел мастеров. Здесь были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар строили из них свой торговый и военный флот. Этому во многом способствовало и географическое расположение: рядом протекала могучая Волга, по которой сплавляли строительный и корабельный лес и куда спускали построенные суда. К тому же возле селения находилась достаточно просторная и удобная бухта, где могли останавливаться крупнотоннажные речные суда и военные корабли.
Многочисленные источники свидетельствуют о том, что Бишбалта еще с булгарских времен стала центром судостроения. Русские источники называли построенные здесь суда насадами, учанами и ладьями. Если надо было возить зерно, соль и другие сыпучие и объемистые грузы, использовали большие корабли - насады. Когда надо было перевозить дорогие товары - текстиль, меховые изделия и т.д., пользовались судами средних размеров - учанами. Эти же суда в случае необходимости перевозили и воинов. Ладьи же - более мелкие суда - ходили по малым рекам. На них перегружали товары, когда надо было плыть вглубь страны.
Все три типа судов использовались и для охраны купеческих караванов, идущих от Каспийского моря вверх по Волге, а отсюда по Каме, Вятке, Оке и другим рекам. Особенно опасно было в районе Нижнего Новгорода, где на купеческие суда нападали новгородские ушкуйники - речные разбойники.
Нетрудно представить широкую волжскую гладь, которую во всех направлениях бороздят насады, учаны и ладьи под белыми парусами. В случае необходимости шли и на веслах. Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранялась в явно татарских названиях типов судов, холивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьти, каюки, карбасы. Последние - это тяжелые суда, которые мощным корпусом ломали тонкий лед.
вид на Волгу и на Слободу от Зилантового монастыря
ГОСТИНЫЙ ОСТРОВ
Недалеко от Бишбалты находился уже упоминавшийся большой песчаный остров Таджик (Тазик), где со временем стала располагаться международная торговая ярмарка. В русских летописях этот остров называют Гостиным, т.е. принадлежащим гостю (купцу). Московские купцы привозили сюда всевозможные скобяные изделия (ножи, серпы, косы и т.д.) и увозили из Казани хлеб, мед, рыбу, пушнину, кожевенные и ювелирные изделия. По свидетельству историков, на Гостиный остров прибывали купцы из Венгрии, Чехии, Кавказа, Ногайской степи, Средней Азии и Арабского Востока. Они везли сюда восточные пряности, ковры, шелк, вина, оружие, ювелирные украшения, а увозили пушнину, хлеб, военнопленных.
Адмиралтейская слобода (Бишбалта)
АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА. ОСНОВАНИЕ.
Строительство речных судов в Бишбалте - и послужило основанием для учреждения в селе Бишбалта в 1718 году второго в России (после Петербургского) адмиралтейства.
Адмиралтейство - согласно словарю Даля - место и здания, где производятся дела и работы флота; тут верфи, эллинги, доки, мастерские, склады для запасов, иногда и само управление.
Следует особо подчеркнуть, что речные суда в Казани строились и до открытия адмиралтейства. Так, согласно архивным документам в 1710 году из Казани на Балтику отправили целую эскадру из пяти военных кораблей: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда", "Город Казань". После этого построили еще восемь судов и отправили их для Азовского флота.
ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ
По высочайшему повелению императора Петра I под адмиралтейство отвели часть земель казанского Зилантовского монастыря и селения Бишбалта в устье Казанки. Управляющим делами адмиралтейства тем же императорским указом назначили бывшего казанского воеводу (он правил городом с 1697 года) Никиту Алферовича Кудрявцева (умер в 1728 году). В качестве рабочей силы к адмиралтейству приписали крестьян из окрестных селений, преимущественно татар, чувашей, марийцев. К концу XVIII века их общая численность превышала 100 тысяч человек.
Вскоре на берегах Волги и Казанки закипела работа. Лесорубы (их на немецкий лад называли лашманами) заготавливали лес. Сплавщики сплавляли его вниз по Волге, возчики доставляли на территорию адмиралтейства, пильщики пилили. На особо ценные породы деревьев ставились специальные клейма, и за их сохранность лашманы и сплавщики отвечали головой.
Уже в первый год было построено семь эллингов (строений с наклонным фундаментом (стапелем), в котором закладывается и строится корпус судна), здания строительных и провиантских складов, лесные сараи, казармы, чертежная и шлюпочная мастерские. Одновременно здесь открыли и первую в Казани светскую школу, где учеников учили "цифири и геометрии" - для постройки судов нужны были грамотные мастера и подмастерья.
Территорию адмиралтейства оградили глубоким рвом, наполненным водой. В ров возами сваливали каменную соль. Затем в этой воде замачивались и засаливались дубовые плахи. Канал служил также зашитой от нападения разбойников и частых пожаров.
Адмиралтейская слобода и устье Казанки - вид с Верхнего Услона
НАЧАЛО АДМИРАЛТЕЙСКОЙ СЛОБОДЫ
За пределами адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: корабельные мастера, капитаны будущих судов, провиантмейстеры, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Вот эти строения и послужили началом Адмиралтейской слободы.
Параллельно со строительными работами велось сооружение первых судов. Их спуск со стапелей производился раз в году, в первой половине мая, во время весеннего разлива Волги и Казанки. Эти события сопровождались пышной церемонией.
В мае 1722 года Петр I посетил Казань, осмотрел адмиралтейство и остался доволен ходом работ.
ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД
Через несколько дней после прибытия в город Петр I на кораблях, построенных в Казани, отправился в поход против персидского шаха Гусейна. Судьба 106-тысячного войска в Персидском походе сложилась трагически. В Каспийском мэре флотилия попала в жестокий шторм, разметавший и потопивший небольшие и плохо приспособленные суда. Подавляющее большинство солдат и матросов утонули. На берегу люди тысячами гибли от цинги, голода, недостатка питьевой воды.
Несмотря на это остатки флотилии под руководством Петра 1 сумели захватить Дербентскую крепость и побережье Терека. Позднее (уже после отъезда Петра I) были присоединены города Решт и Баку. В Персидском походе впервые в истории России был поднят адмиралтейский флаг. Он развевался на боевом корабле "Принцесса Анна", построенном в Казани.
ВО СЛАВУ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
Казанское адмиралтейство просуществовало с 1718 по 1829 год. За это время здесь было построено более 400 различного типа судов: бомбардирские корабли, фрегаты, корветы, бриги, боты, бригантины и т.д. Макеты этих судов можно увидеть в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Ликвидация адмиралтейства была продиктована тем, что суда спускали на воду только раз в году - во время весеннего половодья. Кроме того, значительных издержек и времени требовала проводка судов от Казани к Каспийскому морю. Вот почему по инициативе командующего Астраханским портом генерал-майора П.Г.Орловского адмиралтейство переместили поближе к морю - в Астрахань.
Но и после ликвидации адмиралтейства в Казани продолжалась заготовка корабельного леса и так называемых пумповых кож. Эти кожи использовались в насосах для откачки воды. Производство кож для насосов существовало в Казани до 60-х годов XIX века.
Традиции казанских судостроителей продолжили зеленодольские мастера судостроения. Только за последние полвека (1949 -1999 годы) здесь построено более тысячи судов различного назначения и вместимости. Сейчас зеленодольцы разрабатывают в своих мастерских проект военно-морского корабля XXI века.
А ГАЛЕРУ "ТВЕРЬ" НЕ УБЕРЕГЛИ
До 1956 года в Адмиралтейской слободе хранили уникальный памятник русского судостроения - галеру "Тверь", построенную в третьей четверти XVIII века. В 1767 году на ней путешествовала от Твери до Симбирска императрица Екатерина II. После ее отъезда галера осталась в Казани. Она размещалась в специально построенном здании типа эллинга на территории бывших журавлевских казарм недалеко от Петрушкина разъезда.
Адмиралтейская слобода (Бишбалта)
Это было двенадиативесельное судно длиной 47 и шириной 8 метров, богато обставленное и украшенное позолоченными фигурами. Там же хранился и катер императора Павла I, посетившего наш город в 1798 году. Эти бесценные реликвии сгорели вместе с эллингом от детской шалости с огнем в 1956 году.
АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Рустам Минниханов совершил пешеходную экскурсию по Адмиралтейской слободе
Очередную пешеходную экскурсию по историческим местам Казани совершил сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов. В сопровождении Олеси Балтусовой глава республики прошел по Адмиралтейской слободе. В экскурсии также приняли участие прокурор Татарстана Кафиль Амиров, министр строительства, архитектуры и ЖКХ республики Ирек Файзуллин, руководитель Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов.
Маршрут сегодняшней экскурсии начался от часовни Казанской иконы Божией Матери и Серафима Саровского, расположенной в начале улицы Клары Цеткин. В настоящий момент небольшая часовня, приписанная к Зилантову монастырю, соседствует со старым зданием котельной, находящимся в полуразрушенном состоянии.
Адмиралтейская слобода (Бишбалта)
В ходе пешеходной прогулки Олеся Балтусова рассказала Рустаму Минниханову об истории Адмиралтейской слободы и размещавшегося здесь Казанского адмиралтейства. В разное время здесь бывали император Петр I, императрица Екатерина II, писатель Александр Дюма. По этапу в Сибирь через Адмиралтейскую слободу следовали «декабристы». Однако в настоящее время исторических памятников Адмиралтейству почти не осталось.
300-летний юбилей Казанского адмиралтейства будет отмечаться в 2018 году.
Олеся Балтусова сообщила, что через Адмиралтейскую слободу сейчас проходят туристические маршруты – автобусы возвращаются вдоль берега Волги из Свияжска и Раифы. Но экскурсоводам, по словам О.Балтусовой, больше приходится рассказывать, чем показывать – остановиться и прикоснуться к истории в Адмиралтейской слободе просто негде.
Между тем, по мнению экскурсовода, в Адмиралтейской слободе очень богатая историческая фактура, которую можно и нужно возрождать. Олеся Балтусова показала Рустаму Минниханову ныне заброшенную, но хорошо сохранившуюся часовню при адмиралтейской больнице, здание татарской гимназии №15 на улице Мало-Московской, так называемый «алафузовский» квартал, где находится один из немногих памятников промышленной архитектуры – кожевенная фабрика Алафузова. Большое впечатление на участников экскурсии произвело здание Макарьевской церкви, с советских времен используемое как один из корпусов следственного изолятора №2.
Макарьевская церковь
Завершилась экскурсия на дамбе на берегу Волги. Как сообщила Олеся Балтусова, это самое историческое место Адмиралтейской слободы – здесь располагалось здание конторы Адмиралтейства и сами верфи. По мнению экскурсовода, набережную можно было бы облагородить, оборудовать пляжи и пешеходную зону, а на месте, где стояла контора, создать музей Адмиралтейства.
По мнению Рустама Минниханова, на восстановление к 300-летию Адмиралтейства такого исторического района как Адмиралтейская слобода – места, где строился российский флот, где бывали императоры – следует добиваться получения федерального финансирования. Глава республики поручил Олесе Балтусовой, теперь также являющейся помощником Президента РТ, заняться разработкой концепции исторического возрождения Адмиралтейской слободы.
фабрика в Слободе
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ СЛОБОДЫ
К 2030 году Адмиралтейская слобода в Кировском районе Казани из депрессивного места превратится в привлекательный туристический центр. Президенту Татарстана презентовали концепцию возрождения слободы, разработанную Казанским государственным архитектурно-строительным университетом (КГАСУ) и научно-проектным центром «Интерра».
Два года назад президент дал нам поручение разработать концепцию реконструкции и возрождения Адмиралтейской слободы. Мы попросили помочь в этом архитектурный университет. Он пошел навстречу и помог. Два года велась работа, изучалась территория, разрабатывалась концепция. Помощников было много — и историки, и краеведы, и районная администрация, и Казпроект. Презентовали мы ее впервые. Итак, очень важный этап состоялся. Когда два года назад мы шли у горбатого моста со всеми первыми лицами, казалось, сейчас дадут поручений, и праздник ремонта придёт на эту улицу. Но ремонтировать мост и не чистить старое русло было бы неправильно, очищать русло и не решать вопрос с хаотичными гаражными постройками тоже, а решать этот вопрос и не решать вопросы территорий промпредприятий… в общем, нужна была идея развития всей слободы.
Олеся Балтусова, помощник президента Татарстана, курирующий вопросы сохранения исторического и культурного наследия:
Кировский район Казани в целом обладает рядом преимуществ, которые могут сделать территорию очень привлекательной. Это в первую очередь наличие обширной прибрежной зоны, которую необходимо использовать. Район может стать и новым центром жилищного строительства в условиях нехватки площадок для нового жилья. Теперь необходим более детальный анализ.
Площадь территории, которую рассматривали разработчики концепции, составляет 400 га. Кроме исторической части Адмиралтейской слободы, включили в проект также заболоченное старое русло Казанки.
Итак, согласно плану в слободе реконструируют набережную Волги, восстановят Зилантов монастырь и Петровскую верфь, построят удобную транспортную развязку и надлежащие инженерные сети, торговые комплексы, гавань и яхт-клуб. Также вдоль старого русла Казанки разобьют тематический парк истории российского флота. В парке поставят восстановленную галеру «Тверь», а также, возможно, памятники — Петру I, или Екатерине II, или одному из губернаторов Казани Кудрявцеву.
К 2030 году запланировано построить 200-300 тыс. кв. м жилья. Это несколько жилых комплексов: средневысотную «Корабельную слободку», кампус Речного колледжа, высотный комплекс «Песчаный мыс», малоэтажный район Бишбалта. Также предлагается реконструировать стоящие на улицах слободы дома, которым почти 100 лет.
В итоге к 2030 году слобода должна стать интересным местом для туристов и комфортным для жителей, что позволит, по подсчетам специалистов, увеличить численность населения слободы с нынешних 8,5 до 18-20 тыс. человек.
административное здание в Слободе, ныне воинская часть
СПРАВКА SMARTNEWS
Казанское адмиралтейство стало вторым в России после Санкт-Петербургского. В 1718 году Петром I было принято решение о строительстве адмиралтейства и судостроительной верфи, на которой за сто с небольшим лет было построено 400 торговых и военных судов. За время существования верфь посетили три российских императора, в том числе и императрица Екатерина II, которая плыла по Волге на галере «Тверь», построенной в Казани. С середины XVIII века до середины XX слобода была одним из самых оживленных районов Казани — здесь располагались пристани. В советское время здесь были построены промышленные предприятия, которые на данный момент практически все закрылись, что привело район к упадку.
Пока же концепция не утверждена окончательно, президент Татарстана дал поручение в ближайшее время провести инвентаризацию всех собственников и площадок на территории слободы, а также запретил начинать новое строительство и отводить землю на этой территории.
Территория достаточно депрессивна, и сегодня мы видим много проблем. В этой части Казани живут 32% пенсионеров и только 3% детей. В слободе доминирует коммунально-складская, промышленная застройка, зоны спецназначения, мало жилых зон. В то же время слобода обладает рядом ресурсов, позволяющих сделать ее привлекательной территорией. Это близость центра города, и в частности Казанского кремля, протяженная береговая линия в 5,5 км, 82 га обширных природных территорий, высвобождаемые промышленные площади. Это историческое наследие.
Казань, панорама Адмиралтейской слободы
Александр Дембич, разработчик концепции, заведующий кафедрой градоустройства КГАСУ, на презентации проекта в КГАСУ:
По расчетам архитекторов КГАСУ, с 2013 по 2030 год для осуществления планов необходимо привлечь в пределах 12-15 млрд. рублей, почти 6,4 млрд. из которых по линии федеральных целевых программ. Но это будет только 20-30% от необходимых для обновления территории денег. Остальные средства планируется привлекать за счет бизнеса, который будет вкладывать в строительство жилья, парка, развлекательных объектов на территории парка, различные досуговые, туристические объекты.
Причем слобода может получить статус экспериментального жилого района — что-то среднее между особой экономической зоной и достопримечательным местом. Сегодня в России есть только один такой район — это московское Куркино.
Адмиралтейская слобода — это сосредоточение сразу нескольких болевых точек. Самых основных, пожалуй, три. Во-первых, это транспортная доступность — несмотря на близость к центру, все сообщение идет через Кировскую дамбу. Второе — это плохое состояние инженерной инфраструктуры. Одним из самых дорогостоящих проектов будет достройка очистных сооружений Заречья, реконструкция практически отжившей свой век канализационно-насосной станции «Верхняя», отсутствие ливневой канализации, проблемы теплоснабжения микрорайона. И третий больной вопрос — это промышленные предприятия. Они, разумеется, в курсе, что у города есть желание заместить промзону какой-то иной застройкой, которая будет нести туристические, жилые, рекреационные функции, новостью это не является. Но необходимо прорабатывать вопросы этих собственников: либо они остаются на этой территории, но меняют направление своей деятельности, либо они освобождают эти земли. Это очень болезненный вопрос, связанный напрямую с интересами собственников.
По мнению краеведов и историков, значимость Адмиралтейской слободы — российского масштаба. Они поделились своими мыслями о том, почему Казанское адмиралтейство пришло в запустение, а также рассказали о своих предложениях по его реконструкции.
Восстановить слободу — нужное дело, поскольку сегодня она запущенна. Ею никто не занимался. Толчок для развития Московского и Авиастроительного районов Казани дали два завода — самолетостроительный и авиастроительный. Развитию Адмиралтейской слободы вроде бы должен был дать толчок пороховой завод, и так оно и было — рядом с заводом, стоящим на бугре, строили дома для рабочих. А вот та часть района, которая уходила в сторону бывшего речного порта, не застраивалась, потому что там была низина и при разливе Волги ту часть затапливало.
Ильдар Алиев, историк-краевед, автор известных книг по краеведению Казани, казанский старожил:
Мы принимали участие в создании концепции. Историческая канва слободы очень интересная — кроме галеры «Тверь», Петра, Екатерины, верфи, там очень много интересных персонажей. И Бишбалта — район проживания дровосеков, и лашманские дела. Не все знают, что Дюма там жил, что Беринг там начинал свою экспедицию и долго жил, братья Лаптевы оттуда тоже отправлялись в плавание. В слободе велась борьба с речными пиратами. Значение этого места далеко выходит за рамки Казани. У него российский масштаб. Важно сделать там музей, уже есть хорошее здание. Я предложил поставить там памятник Екатерине II, потому что она в нашей памяти — одна из тех, кто не воевал с татарами, а помогал. Уголок заброшенный. Но дело в том, что вся Казань была заброшенная. Все началось с реставрации Кремля в начале 90-х годов, которая до сих пор не завершена.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КАЗАНИ - ТУТ!
ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ КАЗАНИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КАЗАНИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КАЗАНИ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед.
- Морской энциклопедический словарь. В трёх томах. Том 2. Под. ред. В.В. Дмитриева. СПб.: Судостроение. 1993 год.
- Сайт Википедия.
- https://www.iske-kazan.ru/
- https://www.иске-казан.рф/clobody/96-admiraltejskaya-sloboda
- https://smartnews.ru/regions/kazan/10677.html
- https://www.tatarnews.ru/articles/6160/
- Пресс-служба Президента РТ
- Фото Ринат Сафин.
- https://www.kzn.ru/
- https://www.airfoto.cheb.ru/
- https://www.temples.ru/
- https://m.prokazan.ru/
- Татарстан:
- Тэги:
- 16812 просмотров
Комментарии
насчет набережной в Казани...
Казань - практический единственный город на Волге у которого почти нет набережной улицы с выходом на Волгу...
так исторически получилось, что Казань строилась вдалеке от великой реки.
Но, вероятно, что при реконструкции Слободы - набережная хотя бы там появится?!?
Отправить комментарий