Узбекистан
Узбекистан — сокровищница архитектурных памятников, средоточие древнейших городов, один из центров легендарного Шелкового пути.
Здесь можно увидеть настоящий древний Восток — в Хиве, Самарканде и Бухаре.
Можно отведать настоящий узбекский плов, приготовленный по рецепту, которому больше тысячи лет.
Гостиницы здесь не стоят запредельных денег, а ужин в ресторане не разорит даже самого голодного туриста.
Сюда летают множество прямых рейсов из многих городов России. Так чем же объяснить малую популярность этой необыкновенной страны?
Пожалуй, только корыстным рвением местных таможенников и пограничников, готовых «прищемить» туриста за лишнюю десятку, не указанную в декларации.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО УЗБЕКИСТАН - ТУТ!
Аномальные зоны Узбекистана - тут!
Статья про пустыню Кызылкум - тут!
Статья про Аральское море - тут!
Статья про реку Амударья - тут!
Статья про Среднюю Азию - тут!
Достопримечательности Узбекистана - тут!
город Самарканд
Города и регионы
Столица — Ташкент. Популярные города — Бухара, Хива, Термез и Самарканд. Интересна Республика Каракалпакстан.
Разница во времени c Москвой
+2 часа
Как добраться до Узбекистана
Из Москвы в Ташкент выполняются множество прямых рейсов «Аэрофлота» и «Узбекских авиалиний» (примерно 4 часа в воздухе). «Узбекские авиалинии» совершают полеты из Москвы в Бухару, Самарканд, Ургенч и Фергану, а также связывают с Ташкентом прямыми рейсами Екатеринбург, Казань, Красноярск, Краснодар, Новосибирск, Самару, Омск, Тюмень, Санкт-Петербург и Уфу. Кроме того, у компании есть рейсы из Питера и Екатеринбурга в Наманган, из Казани и Санкт-Петербурга — в Самарканд, и из Новосибирска, Красноярска, Омска и Тюмени — в Андижан. Все подробности об аэропортах Узбекистана — на странице «Тонкостей туризма».
Поезд Москва — Ташкент ходит через день, время в пути — 68 часов. Поезда в Ташкент следуют также из Уфы и Саратова, транзитом через территорию России идет поезд Харьков — Ташкент.
«Узбекские авиалинии» также соединяют Ташкент с Киевом, Астаной и Алма-Атой. Из Белоруссии прямых рейсов в Узбекистан нет.
Виза в Узбекистан
Узбекистан — безвизовая страна для граждан России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Для въезда нужен только загранпаспорт, действительный в течение всего времени пребывания. Но вот полис медицинского страхования на весь срок поездки заранее оформить все же стоит.
Таможня
Лицам старше 16 лет разрешен беспошлинный ввоз 1000 сигарет или 1000 г табачных изделий, 1,5 л алкогольных напитков и 2 л вина.
Запрещено ввозить наркотики и сильнодействующие медикаменты (необходим рецепт), оружие и боеприпасы, ароизведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео-, и аудиопродукцию, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, нарушение территориальной целостности, политической независимости и государственного суверенитета, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, национальную исключительность и религиозную ненависть, расизм и его разновидности, а также материалы порнографического содержания. Для вывоза драгоценных металлов и камней, мехов, оружия и боеприпасов, художественных и исторических ценностей (любых предметов, изготовленных более 50 лет назад) понадобится специальное разрешение министерства культуры страны.
Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен. С 1 января 2018 года отменился порядок обязательного декларирования в письменной форме физическими лицами наличной иностранной валюты при ввозе в Узбекистан и вывозе из страны в пределах суммы, равной или не превышающей в эквиваленте 5000 USD. При ввозе и вывозе физлицами наличной инвалюты сверх 5000 USD, в письменной форме декларируется вся сумма.
в обычной чайхане - Узбекистан
ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА
Территория современного Узбекистана была заселена неандертальцами ещё в палеолите (Оби-Рахмат, Тешик-Таш).
История узбекского народа тесно связана с историей других тюркских народов Средней Азии как внутри, так и за пределами нынешнего Узбекистана. Появление первых государств на территории Узбекистана относится к VII—VIII векам до нашей эры, когда возникли такие государства как Хорезм, Согдиана и Бактрия. Древнейшими городами на территории современного Узбекистана являются Самарканд (742 год до н. э.), Шахрисабз (VII век до н. э.), Хива (VI век до н. э.), Карши и Термез (V век до н. э.), Бухара (IV век до н. э.), Ташкент и Маргилан (II век до н. э.).
В 329—327 годах до нашей эры Александр Македонский, завоевав Согдиану и Бактрию, женился на Роксане, дочери местного правителя Бактрии. Сопротивление захватчикам было ожесточённым, что заставило армию Александра задержаться в этой области надолго.
С IV века нашей эры начинается расцвет древнего Хорезма. С 305 по 995 год нашей эры Хорезмом управляла династия хорезмшахов Афригидов.
В VI—VII веках часть территории современного Узбекистана входила в состав Согдианы и Бактрии, которые позднее были зависимы от Тюркского Каганата и Сасанидской империи. В 603-658 годах территория Узбекистан входила в состав Западнотюркского каганата, самым выдающимся правителем которого был Тон-ябгу каган провёл административную реформу и назначил своих представителей — тудунов в области для наблюдения и контроля за сбором дани. После завоевания арабами она входила в состав Арабского Халифата. Со второй четверти IX века территория современного Узбекистана входит в состав государства Саманидам. Государство Саманидов охватывает территорию Мавераннахра и Хорасана. В период правления Саманидов были сформированы основы государственного правления (министерства), которые существовали до начала X века. В это время происходит расцвет науки, культуры и поэзии в регионе. В конце X века государство Саманидов пало под натиском тюркских кочевников — Караханидов и Газневидов. В период расцвета Газневидского государства его правители поощряли развитие науки и культуры. При дворе Газневидов жили и творили выдающиеся учёные и поэты (Аль-Беруни, Абу-ль-Фазл Бейхаки, Гардизи, Фирдоуси и другие.
В XII — начале XIII веках территория современного Узбекистана вошла в состав государства Хорезмшахов, завоёванное в 1219—1221 годах монголами Чингисхана, после чего территория Узбекистана вошла в состав улусов его сыновей — Джучи и Чагатая.
В XIV веке правил Тамерлан (Амир Тимур) (1336—1405). В своих военных походах Тамерлан значительно расширил территорию своего государства и завоевал множество сопредельных территорий в том числе Персию, Малую Азию, Северную Индию, Закавказье, восточный Дешт-и-Кипчак и другие. Столицей государства Тамерлана был Самарканд. В эпоху Тимуридов происходит расцвет науки и культуры региона.
В 1499 году со степей Дешт-и-Кипчака на территории современного Узбекистана вторглись войска Шейбани ханa — узбекского хана, основателя Бухарского ханства[9]. Шейбаниды в 1500—1501 годах завоевали столицу Тимуридов Самарканд, чем ускорили падение тимуридского государства и основали собственное узбекское Бухарское ханство, также известно как государство Шейбанидов.
Государственное образование Шейбанидов со временем разделилось надвое: на Хивинское ханство и Бухарское ханство. В Хорезме на престол взошли родственники Шейбанидов Арабшахиды происходящие от Араб-шах-ибн-Пилада, потомка Шибана в 9-м поколении. В Бухарском ханстве правящей династей оставались Шейбаниды (1500—1599), позже уступившие власть Аштарханидам (1599—1756). После Аштарханидов на престол взошла последняя династия из узбекского[10] племени Мангытов (1756—1920), правившая Бухарой, ставшим к тому моменту эмиратом до самого его упразднения в 1920 году.
Власть в Хивинском ханстве перешла от Арабшахидов в начале XVIII века к казахским чингизидам, а с 1770 по 1920 год к династии из узбекского племени кунгратов, правивших до упразднения ханства.
С 1709 по 1876 годы на территории современного Узбекистана также существовало Кокандское ханство, образованное выходцами из узбекского племени минг.
К моменту начала территориальной экспансии Российской империи, на территории современного Узбекистана существовало три государственных образования: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. В 1876 году Кокандское ханство было разбито Российской империей, ханство упразднено, а центральные территории ханства были включены в состав Ферганской области.
К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление басмачей большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза и состояла из Туркестанской АССР, Бухарской республики и Хорезмской республики. С 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории Узбекистана существовало непризнанное независимое государство — Туркестанская автономия. В январе 1918 года, после того как Туркестанская автономия отказалась исполнять предъявленный ультиматум — признать власть Советов, — для ликвидации самопровозглашённой автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией под командованием Константина Осипова[14]. С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями, в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей. Эта операция на долгие десятилетия подорвала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти[15]. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.
После национально-территориального размежевания Средней Азии, 27 октября 1924 года была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика со столицей в городе Самарканде. 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.
Крестьянское население Узбекской ССР, как и других республик СССР, подверглось коллективизации и раскулачиванию.
В 1931 году из республики были выселены преимущественно в Украинскую ССР более 3,5 тыс. кулацких семей. Население оказывало сопротивление — только за январь — март 1930 года в республике было 105 вооруженных антиколхозных выступлений.
Находясь в составе СССР, Узбекистан из отсталого колониального региона превратился в индустриально-аграрную республику, с развитой лёгкой и пищевой промышленностью, в десятки раз выросла тяжелая промышленность. Были построены крупнейшие тепловые (Ташкентская, с 1971, Сырдарьинская, с 1975, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская, с 1972), началась разработка газовых (месторождение Газли, с 1961) и нефтяных месторождений и др. Появились совершенно новые для республики отрасли машиностроения (электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, химическая, авиационная и др.) Созданы новые крупные районы хлопководства, Узбекистан стал мощной хлопковой базой СССР.
В 1991 году Августовский путч в столице СССР Москве потерпел крах.
Благодаря инициативе Президента Ислама Каримова 31 августа 1991 года была объявлена независимость Узбекистана. 31 августа 1991 года Верховный Совет Узбекистана принял постановление «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан», а также Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». 30 сентября 1991 года Узбекская ССР была переименована в Республику Узбекистан.
В конце этого года уже после распада СССР был проведён референдум о независимости Узбекистана, где задавался вопрос: «Одобряете ли Вы провозглашенную Верховным Советом Республики Узбекистан государственную независимость Республики Узбекистан?». В результате 98,3 % голосующих поддержали независимость, против выступили 1,7 % голосующих. Явка составила 94,1 %. 1 сентября всенародно отмечается День Независимости Узбекистана и этот день объявлен нерабочим.
Конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года.
древняя Бухара
Отели Узбекистана
В крупных городах у усталого путешественника всегда будет выбор между нуждающимися в ремонте советскими общежитиями и новыми частными отелями хорошего уровня. В последние годы в стране открылись сотни частных пансионатов класса B&B («постель и завтрак»), особенно в Бухаре, Самарканде и Хиве.
Горячая вода есть практически везде. В маленьких частных отелях, как правило, установлены бойлеры.
Напряжение в электросети 220 В, 50 Гц. Стандартные розетки «восточноевропейского» типа с двумя круглыми штырьками без заземления.
Банки и обменные пункты
Денежная единица страны — Узбекский cум (UZS), в 1 суме 100 тиинов. Актуальный курс: 100 UZS = 0,8 RUB (1 USD = 8300 UZS, 1 EUR = 9448,78 UZS).
Банки работают с понедельника по пятницу с 9:30 до 17:30. Обменять валюту можно в отделениях Национального банка, специализированных обменных пунктах и некоторых отелях.
Климат Узбекистана
Климат Узбекистана — резко-континентальный, жаркий и засушливый. Средняя температура зимой колеблется от −8 °C до +3 °C, в горных районах может опускаться до −16 °C. Летом температура в северных районах страны доходит до +32 °C, а на юге — и до неслабых +42 °C.
Лучшее время для посещения страны — весна (с апреля по июнь) и осень (сентябрь-октябрь). Период с последней декады июня до первой декады августа в Узбекистане называют «чилля» (40 дней). В это время температура воздуха днем в тени поднимается выше +40 °C, а ночью не падает ниже +30 °C.
Актуальная информация: прогноз погоды на основных курортах Узбекистана на ближайшие дни.
МЕЧЕТИ УЗБЕКИСТАНА
Мечеть «Минор» - Ташкент
Мечеть «Минор» расположена в самом центре Ташкента, на набережной канала Анхор. Ее строительство было начато в 2013 году, а открытие состоялось 1 октября 2014 года, накануне священного праздника мусульман Курбан Хайита. Ее сразу прозвали «белой мечетью столицы», так как она, в отличие от старинных кирпичных мечетей, отделана белым мрамором. Она представляет собой потрясающее зрелище, особенно в восходящих лучах солнца! Вместимость мечети составляет почти 3000 человек. Основное здание располагает двухэтажным молельным залом, двумя террасами и двумя 38 – ми метровыми минаретами.
Мечеть «Шайха Зайниддина» - Ташкент
Расположенная в махалле Кукча мечеть «Шайха Зайниддина» насчитывает 700 летнюю историю. Название она получила по своему месторасположению -возле усыпальницы Шайха Зайниддина, после открытия в 1943 году. В народе ее называют мечетью «Кукча». Накануне празднования 20 - летия провозглашения Независимости Республики Узбекистан была проведена капитальная реконструкция внутреннего интерьера. В работе были использованы лучшие образцы каллиграфического искусства, резьбы по ганчу и дереву. Самыми привлекательными частями мечети заслуженно являются устремленный к небесной лазури минарет и величественный купол. Мечеть может вместить одновременно до 6 тысяч верующих.
Мечеть «Бибиханум» - Самарканд
В прежние времена архитектурный памятник XV века, мечеть Бибиханум, считалась самой крупной в мусульманском мире. Классический образец архитектурного зодчества Ценральной Азии, она была построена по приказу Амира Темура самыми знаменитыми мастерами. Руководила строительными работами старшая жена полководца Сарай мулк Хонум – Бибиханум, поэтому мечеть и получила это название. Это одно из самых красивых древних сооружений в мусульманском мире. Ее внутреннее убранство впечатляет не меньше, чем внешний вид – она украшена майоликой, мозаиками, позолоченными росписями, растительными и геометрическими рисунками, ляпис-лазурью. Со времен обретения Независимости в республике уделяется большое внимание сохранению этого несравненного памятника архитектуры и зодчества.
ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО УЗБЕКИСТАНА
Становление государственности
21 октября 1989 года — принят закон о государственном языке республики Узбекистан — узбекском языке;
24 марта 1990 года — введён пост Президента Узбекской ССР;
31 августа 1991 года — Республика Узбекистан объявлена независимым государством;
1 сентября 1991 года — день независимости Республики Узбекистан;
18 ноября 1991 года — утверждён государственный флаг Республики Узбекистан;
29 декабря 1991 года — всенародно избран первый президент Республики Узбекистан;
4 января 1992 года — Верховный Совет Республики Узбекистан ратифицировал беловежское соглашение о прекращении существования СССР и о создании СНГ, а также алма-атинский протокол к нему[21];
2 марта 1992 года — Республика Узбекистан вошла в состав ООН, став его полноправным членом;
2 июля 1992 года — утверждён государственный герб Республики Узбекистан;
8 декабря 1992 года — принята Конституция Республики Узбекистан;
10 декабря 1992 года — утверждён государственный гимн Республики Узбекистан;
С 15 ноября 1993 года в Республике Узбекистан для защиты внутреннего рынка от избыточной рублёвой массы были введены временные денежные знаки «сум-купон», образца 1992 года;
1 июля 1994 года — введена национальная валюта — сум;
Согласно конституции, Узбекистан — правовое демократическое государство. Глава государства — президент. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис республики Узбекистан состоит из двух палат — законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата) (Конституция республики Узбекистан, гл. 18, ст. 76). Органом исполнительной власти Республики Узбекистан, обеспечивающим руководство эффективного функционирования экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий Мажлиса, Указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан является Кабинет Министров Республики Узбекистан
город Хива
Политические партии и движения
1991 г. — Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) — преемник Компартии Узбекистана
1995 г. — Социал-демократическая партия «Адолат»
1995 г. — Партия «Ватан тараккиёти» (в 2000 г. объединилась с партией «Фидокорлар» в одну партии под названием «Фидокорлар»)
1995 г. — Демократическая партия «Миллий тикланиш»
2000 г. — Национально-демократическая партия «Фидокорлар» (в начале 2008 г. политические партии «Миллий тикланиш» и «Фидокорлар» объявили о слиянии в одну партии под названием «Миллий тикланиш»)
2003 г. — Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП)
2008 г. — Общественное объединение «Экологическое движение Узбекистана»[].
В составе Олий Мажлиса первого созыва (1995—1999 гг.) заседали 69 представителей от Народно-демократической партии Узбекистана, 47 от Социал-демократической партии «Адолат», 14 от партии «Ватан тараккиёти» и 7 от партии «Миллий тикланиш», остальные депутаты были выдвинуты от органов представительной власти.
Первые выборы в законодательную палату двухпалатного парламента прошли 26 декабря 2004 года, по их итогам в нижнюю палату прошли депутаты от партий ЛДПУ, НДПУ, «Фидокорлар», «Адолат», «Миллий тикланиш».
21 декабря 2014 года прошли очередные выборы в законодательную палату парламента, по результатам которых было зарегистрировано 52 депутата от либерально-демократической партии, 36 депутатов от партии «Миллий тикланиш», 27 депутатов от Народно-демократической партии Узбекистана, 20 депутатов от Социал-демократической партии «Адолат» и ещё 15 депутатов получили свои мандаты от Экологического движения Узбекистана, согласно «Закону о выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан».
Безопасность туристов
Местные полицейские весьма строги ко всевозможным нарушениям общественного порядка. Рекомендуется всегда иметь при себе паспорт: это сильно облегчает взаимоотношения с полицией.
Несмотря на то, что водопроводная вода хлорируется, ее не стоит употреблять даже для чистки зубов или создания льда. Мясо и рыбу следует употреблять только после предварительной тепловой обработки. Овощи необходимо тщательно мыть, а фрукты — очищать от кожуры. Рекомендуется иметь при себе солнцезащитные средства, легкую и просторную одежду из тонкого натурального волокна, головные уборы и средства от насекомых.
Перед поездкой не забудьте заглянуть в актуальный прогноз погоды в городах Узбекистана.
Полезные номера телефонов
Посольство Узбекистана в Москве: Погорельский пер., 12; тел. +7 (499) 230-00-76, 230-13-01 (консульский отдел); www.uzembassy.ru
Посольство России в Ташкенте: ул. Нукус, 83; тел. (71) 120-35-02, 120-35-04; www.russia.uz
Справочная телефонная служба «Желтые страницы»: 059
Скорая помощь: 03
Коды некоторых городов: Андижан — 7422, Нукус — 61, Бухара — 65, Навои — 7922, Самарканд — 6622, Ташкент — 71, Ургенч — 62, Хива — 62, Шахрисабз — 75.
Ташкент - столица Узбекистана
РЕЛИГИЯ УЗБЕКИСТАНА
По официальным данным, мусульмане — 79 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1 %, они сконцентрированы в Бухарской и Самаркандской областях), православные — 4 % (доля православных неуклонно снижается, что вызвано эмиграцией русских, украинцев, белорусов и др.), остающиеся 3 % — это римские католики, корейские христиане, баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, евангелические христиане и пятидесятники, свидетели Иеговы, буддисты, бахаисты, кришнаиты и атеисты[44]. В советский период религиозные организации подверглись, как и в целом по Союзу, гонениям — многие культовые здания были разрушены (например, в 1980 году в республике было лишь 89 мечетей). С конца 1980-х власть стала лучше относиться к конфессиям, сохраняя светский характер государства. Изменение государственной политики выразилось в передаче религиозным организациям (не только мусульманским) конфискованной собственности, а порой и в строительстве за государственный счет культовых зданий. Например, в конце 1980-х — начале 1990-х годов была на государственные деньги отреставрирована и передана верующим местной иранской общины мечеть Панджоб в Самарканде, бухарским евреям переданы из музея свитки Торы, немецкий культурный центр получил Ташкентскую евангелическую кирху, римско-католическому приходу вернули Польский костел и т.д.
По официальным данным на 1 июня 2010 года в Узбекистане были официально зарегистрированы 2225 религиозных организаций 16 различных религиозных конфессий:
ислам — 2050 (мечети, религиозные образовательные учреждения, исламские центры),
христианство — 175 в том числе:
корейские христиане — 52,
православные (РПЦ) — 37,
баптисты — 23,
пятидесятники (полного Евангелия) — 21,
адвентисты седьмого дня — 10,
католики — 5,
лютеране — 2,
новоапостольские христиане — 4,
Армянская Апостольская церковь — 2,
свидетели Иеговы — 1,
церковь голоса Божия — 1,
межконфессоинальное библейское общество — 1,
иудаизм — 8,
бахаи — 6,
кришнаиты — 1,
буддизм — 1.
Отмечается, что посещаемость мечетей высокая, особенно среди молодёжи, которая составляет большинство молящихся[].
Из христианских конфессий на территории Узбекистана официально действуют:
Русская православная церковь (Ташкентская и Узбекистанская епархия),
Римско-католическая церковь,
Армянская апостольская церковь,
Евангелическо-лютеранская церковь,
Союз церквей Евангельских христиан-баптистов,
Центр церквей христиан полного Евангелия.
Существуют оценки, согласно которым в Узбекистане насчитывается до 10 тысяч бухарских евреев и евреев-ашкеназов. Евреи сконцентрированы в городах Ташкент, Бухара и Самарканд. Свыше 80 тысяч евреев за последние 20 лет эмигрировало в Израиль и США, что было обусловлено в первую очередь экономическими мотивами.
Конституция Республики Узбекистан декларирует свободу совести для всех. По Конституции каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Также недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
Однако существуют данные о том, что свобода совести в Узбекистане нарушается. Например, Госдепартамент США отнёс Узбекистан к списку стран, «вызывающих особую озабоченность» состоянием свободы совести[].
По итогам исследования международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2017 год, Узбекистан занимает 16-е место в списке стран, где чаще всего притесняют христиан и нарушают их права
Чимган - Чимганские горы
Транспорт Узбекистана
Внутренние авиарейсы осуществляют «Узбекские авиалинии», связывая с Ташкентом практически все крупные города страны: Наманган, Фергана, Самарканд, Бухара, Карши, Термез, Ургенч и Нукус.
Железнодорожное сообщение по стране ограничивается четырьмя направлениями: Ташкент — Бухара, Ташкент — Ургенч, Ташкент — Андижан и все тот же Ташкент — Термез. До Самарканда ходят фирменные скорые экспрессы (4 часа в пути). Во всех случаях стоимость проезда невелика, а в последнем в нее входит еще и легкий ужин или завтрак.
Междугороднее автобусное сообщение между крупными городами также достаточно частое. Например, по линии Ташкент — Самарканд курсируют более 20 автобусов в день. Не менее плотное сообщение налажено с Бухарой, Ферганой, Карши и Навои.
Городские автобусы и маршрутки есть во всех крупных городах. Кондиционеров там нет, так что летние поездки на них могут оказаться весьма серьезным испытанием для потовых желез. Впрочем, кондиционеры не включают и «частники»: экономят горючее.
Такси в городах Узбекистана сравнительно дешево, но местные «шефы» часто грешат обманом туристов и завышением тарифов. Еще здесь, как и в России, развит частный извоз. И с таксистами, и с частниками следует заранее поторговаться и договориться о цене.
В Ташкенте действует единственное в Средней Азии метро. Три его линии пересекаются в центре, связывая основные достопримечательности города и железнодорожный вокзал.
Аренда авто
В Узбекистане нет проката автомобилей в общепринятом смысле — только несколько компаний, предлагающих аренду авто с водителем. Такие услуги можно заказать в крупных гостиницах. Модельный ряд машин, предлагаемых напрокат, ограничен транспортными средствами узбекского производства — Daewoo Matiz, Nexia, Lacetti, а также микроавтобусами SsangYong Istana.
Альтернативный вариант аренды авто на день — договориться с водителем такси.
Шоппинг и магазины Узбекистана
Магазины обычно работают с 9:00 до 19:00. Рынки следует посещать утром: чем раньше, тем лучше. На базарах и в частных магазинах принято торговаться — при определенном умении сбить цену в разы достаточно легко. К тому же базары — лучшее место для знакомства с самобытной жизнью страны. Там можно купить практически все: от роскошных ковров, шелка, фруктов и специй до одежды и обуви.
Кухня и рестораны
Узбекская кухня имеет в «бэкграунде» многовековую историю, а процесс приготовления ключевых ее блюд — настоящие ритуалы, каждый элемент которых четко регламентирован. На севере отдают предпочтение плову, жареному мясу, изделиям из теста и лепешкам. На юге же готовят множество сложных блюд из риса и овощей, а также делают превосходные десерты. Важное место на местном столе занимают баранина, конина, супы с большим количеством овощей, овощи сами по себе, кисломолочные продукты и хлеб.
Главный напиток страны — чай. С него начинается, им же и заканчивается трапеза. Сухие марочные вина местного производства радуют хорошим ароматом и весьма недороги. Лучшими считаются продукты Самаркандского винкомбината, а также вина «Марварид» и «Омар Хайям».
Чаевые, если они не включены в счет, составляют 5—10 %.
Развлечения и достопримечательности Узбекистана
В Шахрисабз, родной город Тимура, удобно съездить на однодневную экскурсию из Самарканда (арифметика проста: 2-2,5 часа в одну сторону, 3 часа там и 15-20 USD за такси). Главная достопримечательность города — руины ворот гигантского Ак-Сарая, летнего дворца Тимура. На площади рядом с развалинами стоит статуя самого Тимура, за которой находится улица Ипак-Юлы (дословно «Шелковый путь»). Она выведет к мечети Кок-Гумбаз с «фирменным» лазурным куполом эпохи Тимуридов и мавзолею шейха Шамседдина Куляля, учителя Тимура, где, кроме самого шейха похоронен и отец благодарного ученика Амир Тарагай. Там же находится и Гумбазы-Сейидан — усыпальница, воздвигнутая Улугбеком для своих потомков.
Достопримечательности
Узбекистан по праву можно считать самой очаровательной республикой Средней Азии. Он являлся колыбелью многих цивилизаций, был центром многих империй. Здесь проходил знаменитый Шелковый путь. Несмотря на бурный ход истории этого региона, здесь сохранилось множество колоритных достопримечательностей, которые позволяют во всей мере ознакомиться с культурой этой земли.
Столица Узбекистана, Ташкент, находился на пересечении многих торговых путей, что не могло не сказаться на жизни и облике города. Здесь сохранилось довольно много исторических памятников. Обязательно посетите «эски-шахар» или, по-другому, «старый город». Это небольшой район Ташкента, который отличается узкими улочками, невысокими глинобитными домиками, мечетями и медресе (мусульманскими школами).
Ярким примером архитектуры Ташкента служит ансамбль Шейхантаур. Это три мавзолея XV–XVI вв. со знаменитыми двенадцатиугольными пирамидальными куполами.
Кроме этого, здесь есть множество древних мечетей, храмов, медресе и женский монастырь. Чтобы посетить их все, понадобится не один день.
Также туристам будут интересны ряд музеев Ташкента, резиденция князя Рахманова с курантами и телебашня, которая является самым высоким сооружением в Средней Азии.
Кроме столицы, стоит посетить и ряд других крупных городов Узбекистана, ведь они не менее богаты на памятники древней архитектуры и достопримечательности.
Самарканд — еще один город-памятник, ровесник Рима. Главным туристическим объектом города является площадь Регистан, которую считают одной из самых красивых в мире. Она окружена множеством красивых древних зданий, мавзолеев, минаретов. Создается впечатление, что сама площадь — это гигантский выставочный зал. У города есть своя отличительная черта: здесь вы не найдете ни одного древнего здания без декоративной глазурованной облицовки. На памятниках архитектуры вы не отыщете ни малейшего участка без такого декора.
В Бухаре также есть много мест, которые стоит посетить, путешествуя по Узбекистану. Это один из самых древних городов Средней Азии. За большое количество мечетей и храмов город называют «звездой исламского мира» и «святым городом Средней Азии». В средние века здесь только мечетей было больше 360! На сегодняшний момент в городе сохранились старинная цитадель, 140 мусульманских архитектурных памятников и уютные кварталы старинной части города.
Жемчужина Бухары — мавзолей Саманидов. Внешне он напоминает золотую шкатулку с невысоким куполом. Недавно этот мавзолей отметил свое тысячелетие.
В Узбекистане есть еще множество интереснейших достопримечательностей, рассказать о которых не хватит и десятка статей. Поэтому обязательно стоит посетить эту удивительную страну, чтобы воочию наблюдать историю.
на фестивале шелка и пряностей - Ташкент
Культура Узбекистана
Уклад жизни коренного населения Узбекистана отражает влияние многих культур, элементы которых были привнесены сюда завоевателями, миссионерами, купцами и переселенцами. В советское время вопросы истории этих культур и их влияния приобретали отчетливо политический аспект. Многие черты т.н. «феодального прошлого», включая религиозные традиции и общественные отношения, сохранившиеся с дореволюционных времен, рассматривались как проявление угнетения или отсталости. Однако с середины 1980-х годов началось возрождение национальных культурных традиций. Многие «пережитки прошлого» теперь пропагандируются средствами массовой информации и учреждениями культуры; правительство и руководство правящей партии официально признали традиционные праздники и обычаи. Официальный праздник государства – День независимости (1 сентября).
В октябре 1989 был принят закон, согласно которому государственным языком республики объявлялся узбекский. К концу 1990-х годов значительно расширилось использование узбекского языка, однако русский язык все еще сохраняет большое значение, особенно в городах. В 1993 правительство объявило о переводе письменности на латинский алфавит до 2000, однако финансовые и экономические трудности переносят дату перевода на следующее десятилетие.
Вплоть до начала 20 в. трудно отделить узбекскую литературную традицию от традиции других народов Средней Азии. Многие поэты и писатели, родившиеся на территории современного Узбекистана, пользовались персидским языком или как персидским, так и тюркским. Знаменитый поэт 10 в. Абу Абдуллах Рудаки, которого считают родоначальником средневековой персидской поэзии, долгие годы жил в Бухаре, его чтят не только в Узбекистане, но и в Таджикистане, Афганистане и Иране. Литературные произведения распространялись и популяризировались узбекскими странствующими бардами (шахирами). Так были сохранены многие поэтические произведения, включая древнюю поэму Алишера Навои о Фархаде и Ширин, которая превратилась в популярный узбекский народный эпос.
Родоначальником литературы на узбекском языке считается выдающийся поэт и государственный деятель Средней Азии Алишер Навои (1441–1501). Наибольшую известность в 20 в. приобрели писатели Хамза Хаким-заде Ниязи (1889–1929), Абдулла Кадыри, погибший в годы сталинских репрессий, и Садриддин Айни (1878–1954). Начиная с 1960-х узбекские писатели (Х.Гулям, А.Мухтар, П.Кадыров) активно содействовали подъему национальных чувств, а в 1980-х многие примкнули к новым общественным движениям.
Исламские традиции запрещают изображать людей и животных. В Средней Азии, начиная с эпохи Средних веков, получил распространение орнамент, искусство которого было доведено до совершенства. Развивались также каллиграфия и миниатюра. Сохранились некоторые традиционные народные ремесла, фрески, резьба по дереву, вышивание, изготовление ковров (особенно в Ферганской долине).
Музыкальная традиция близка к ближневосточной. Популярные узбекские инструменты (рубаб, дутара, гижжак) имеют аналоги в других странах Средней Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Развита традиция танцев и народной песни.
Развито театральное искусство. Имеется ок.40 театров, а Ташкентский театрально-художественный институт является крупнейшим в Средней Азии.
В советское время в Узбекистане были созданы многочисленные музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других городах. Практически каждый город Узбекистана имеет собственный краеведческий музей. В библиотеках Ташкента, Самарканда и Бухары хранятся обширные собрания не только книг, но и древних рукописей. В 1996 в Ташкенте был открыт музей, посвященный жизни и деятельности Тамерлана, великого завоевателя 14 в.
До революции 1917 политическая власть была сосредоточена в руках нескольких правящих семей и родов, опиравшихся на поддержку военных. Мусульманское духовенство, помимо религиозной деятельности, выполняло определенные функции по воспитанию населения и решению правовых вопросов. Остальная часть общества состояла из торговцев, ремесленников, а также крестьян, составлявших основную массу населения.
Советская система провозгласила уничтожение сословий и классовых различий. Однако при этом образовалась новая элита. Несмотря на распад Советского Союза, состав элитного слоя в Узбекистане изменился мало. Клановая и региональная принадлежность, наряду с членством в правящей партии, имеют большое значение, особенно принадлежность к нескольким кланам из Ташкента и Самарканда, доминирующим в узбекской политике. Религиозная принадлежность менее важна, поскольку Каримов продолжает политику строительства светского государства.
Кухня Узбекистана
Узбекская кухня — это не только блюда, но целые ритуалы их приготовления. Блюда отличаются обилием мяса, а от ароматов специй и приправ невозможно устоять: так и хочется попробовать все!
Главное блюдо узбекской кухни — плов. По легенде, настоящий плов могут приготовить только узбеки. Обязательно попробуйте. Кроме этого, стоит отведать такие традиционные блюда, как шурпа, буглама, димлама, манты. Эти блюда настолько вкусны, что уже давно завоевали популярность во всем мире, но только здесь вы сможете попробовать их в самом традиционном варианте приготовления.
Также в блюда обильно добавляют овощи, фрукты и злаки, ведь испокон веков узбеки славились земледелием. Много употребляют кисломолочных продуктов.
Едят узбеки руками, сидя на полу или за низеньким столиком. Первыми на стол подают чай, сладости и фрукты, после — овощи и салаты, а затем приходит черед супов: ароматной шурпы или густой маставы. Завершают трапезу мясными блюдами: пловом, манты, шашлыком, лагманом.
Узбекская кухня порадует самых привередливых гурманов!
Проживание
К сожалению, ситуация с отелями в Узбекистане не так хороша, как хотелось бы. У туристов здесь будет выбор между старыми общежитиями советской постройки или новыми частными отелями. Хотя стоит отметить, что за последние годы в туристических городах открылось много новых гостиниц.
Горячая вода есть только в крупных отелях. В частных маленьких, как правило, установлены бойлеры.
Часто небольшие отели представляют собой гостевые дома с ресторанчиками на открытом воздухе. Летом открыты террасы и веранды.
Как правило, завтрак в отелях включен в стоимость проживания. Стоимость номеров в гостиницах в различных городах отличается, иногда разница весьма существенна. Однако, в целом, цены на проживание здесь невысоки.
На Чарвакском водохранилище для размещения туристов предлагают кемпинги.
Также можно снять домик или коттедж.
Зеравшан
Развлечения и отдых в Узбекистане
В Узбекистане созданы прекрасные условия для таких видов активного отдыха, как каякинг и рафтинг: вы можете попытаться покорить воды Сырдарьи, Ангрена или более опасные участки Чаткала, Угана и Пскема.
Горные районы на юге Узбекистана считают отличным местом для занятий трекингом и альпинизмом. Здесь пролегает много известных маршрутов, например, выход к пикам Победы (7439 м), Корженевской (7105 м), Хан-Тенгри (6995 м).
Также здесь природой созданы превосходные условия для спелеологии: именно в Узбекистане находятся самые глубокие пещеры в Азии — Бой-Булок и Киевская. А в западном Тянь-Шане вы сможете наблюдать еще и подземные реки и озера.
В мае в Ташкенте раз в четыре года проводят Международный кинофестиваль. Также в мае в городе Бойсун проходит фольклорный фестиваль «Бойсун-Бахори».
Еще два знаменитых фестиваля проводятся в Намангане в августе. Это «Наманганские цветы» и «Наманганские яблоки».
Гурманы оценят фестиваль, который проходит в Бухаре каждый июнь — это Фестиваль плова.
Один из самых зрелищных фестивалей — Навруз. Если вы будете в марте в Узбекистане, обязательно посетите его. Это праздник весеннего равноденствия, обновления природы. Его отмечают 21 марта. Сопровождается все действо танцами, музыкальными выступлениями, колоритными ярмарками и уличными представлениями.
Что касается ночной жизни, то клубы здесь есть в крупных городах или туристических центрах. Причина этого — религиозность местных жителей. Достаточно много клубов в Ташкенте, в остальных городах их существенно меньше.
Шахрисабз - памятник амиру Тимуру
1. Массив Ходжа Гур Гур ота
Массив Ходжа Гур Гур ота (3720м). Хребет Байсунтау, Сурхандарьинская область. Далекий край суровой и очень дикой природы.
Подъехать к массиву можно с Байсуна двумя путями через селения Алачапан, Кайрак и далее на Дюболо, но этот путь идет под стенку массива и не имея “очень хороших навыков” альпинизма взойти на вершину фактически не возможно. Другой путь лежит через Дербентское ущелье, далее минуя селения Мачай, Кызыл Наур и Кентала.
2. Долина Пальтау
Долина Пальтау находится в 100 км от Ташкента, на берегу реки Чаткал. Ее достопримечательностью является археологический памятник грот Оби-рахмат, стоянка древних людей, периода палеолита и знаменитый водопад, высотой 38 метров.
3. Метеоритное озеро Канбешбулак
Небольшое, имеющее в поперечнике около 800 метров озеро Канбешбулак, расположенное в урочище Хамкан на западе Сурхандарьинской области Узбекистана, по всем признакам является уникальным памятником природы, ранее с этой точки зрения неизученным. По мнению ученых, это озеро замечательно тем, что образовалось, вероятнее всего, не естественным или искусственным путем, а в результате падения метеорита, и, таким образом, является метеоритным кратером.
4. Нефритовое озеро Урунгач
Расположено на высоте 1227 метров в Угам-Чаткальском Национальном парке. Озеро Урунгач - необыкновенный природный водоём. Вода в нём имеет красивый нефритовый оттенок. В переводе с уйгурского «Урунгач» — «Светлый нефрит».
5. Крепость Кырк-Кыз
Одна из интереснейших достопримечательностей древнего Термеза. Кырк-Кыз в переводе с узбекского означает "сорок девушек". Этот исторический памятник находится в 3 км восточнее города Термеза.
6. Пещера Ходжайпак
Пещера необычна наличием в ней крупного родника с дебитом около 20 литров в секунду. Пещера находится в 55 км к северу-западу от районного центра Шурчи, в долине реки Ходжайпак, правого притока реки Сурхандарьи. Пещера имеет длину свыше 220 м и объем – 2700 куб.м.
7. Пещера Тешик-таш
Пещера Тешик-Таш находится на высоте около 1500 м над уровнем моря в горах Байсунтау на севере Сурхандарьинской области. В данной пещере 1938—1939 годах советский археолог Алексей Павлович Окладников совершил открытие захоронения из мустьерской культуры неандертальской девочки.
8. Калкаминское водохранилище
Калкаминское вохранилище было построено в 1968 году для предотвращения разрушительных селей на реке Кумдарья.
10. Пещера Аман-Кутан
Пещера Аман Кутан расположена на северном склоне Зарафшанских гор, в которой археолог Д.Н. Лев в 1947 году обнаружил фрагмент бедренной кости ископаемого человека. В изучаемом слое также были выявлены каменные орудия, видимо выполнявшие роль скребков. Найденные останки костей имеют тот же состав и древний характер, что и в гроте Тешик-Таш.
Глубина карстовой пещеры Аман-Кутан составляет около 80 метров и состоит она из нескольких залов. Не большой вход в пещеру, компенсируется просторным залом в котором и были обнаружены останки. Днище остальных залов и проходов покрывают проточные подземные озера.
Плато Устюрт
Пустынный район между северной частью Каспия и Аральским морем, изобилующая аномальными зонами и следами древних цивилизаций.
На плато довольно часто, чаще, чем в среднем в Азии, появляются НЛО и иные аномальные явления.В качестве примеров можно привести множество наблюдений, сделанных квалифицированными специалистами: Летней ночью 1974 года по дороге на Устюрт отряд на двух машинах (всего 5 человек, в их числе В.Д.Сидоров) заметил на ясном небе на западной стороне странный объект.
Он шел с запада на восток по северной стороне неба. Наблюдалась самосветящаяся голубоватая туманная полупрозрачная оболочка, резко ограниченная спереди и с боков более ярким белым контуром (параболой) и размытая сзади.
Длина - до трети небосвода. Внутри оболочки спереди находилось тело, подобное парашюту (или электрической лампе), которое качалось взад и вперед (угловой размер приблизительно в 5 раз меньше лунного). Угол места 45-50 град.
Голова оболочки размером около 0,5 град. Объект удалился не заходя за горизонт. Очевидцы испугались «жуткого зрелища». Наблюдение продолжалось минут 20. «Парашют» очень ярко светился, ярче Луны, казался блестящим и такого же цвета, как и контур оболочки...
11-12 августа 1979 года в 14-15 часов дня вблизи Соксора на плато Устюрт (Мангышлакская область) наблюдатель, Сатиков Галдынбег Уралбекович, увидел строго в западном направлении от лагеря партии N 2, то есть над центром Соксора, серповидное облачко дымчатого цвета лазером немного менее Луны.
ДРЕВНЯЯ КРЕПОСТЬ
Кой-Крылган-Кала — таинственное древнее сооружение в Узбекистане
Кой-Крылган-Кала — остатки древнего хорезмийского сооружения, которое находится в Элликкалинском районе Каракалпакии, в Узбекистане. Ближайшие города: Ургенч, Кошкупыр и Хива.
Предположительно, сооружение было возведено в IV—III веках до н.э., затем было разрушено сакскими племенами на рубеже II века до н.э. и вновь было обитаемо в III—IV вв. н.э. Обнаружено городище было в 1938 году Хорезмийской археологической экспедицией под руководством Сергея Павловича Толстова. Систематически памятник изучался в 1951—1957 годах, когда был полностью раскопан.
Сооружение представляет собой цилиндрическое двухэтажное здание диаметром 44 метра, вокруг которого на расстоянии 14 метров возведены крепостные стены; пространство между центральным сооружением и стенами было застроено жилыми постройками. «Кольцом» называется пространство между центральным зданием и внешней стеной. Здание по временам строительства было огромным: высота в некоторых местах достигала 8 метров, а полный диаметр самого комплекса составил около 90 метров.
Центральное сооружение, предположительно, использовалось как гробница хорезмийских царей и как зороастрийский храм. Кроме того, он отделан фресками с изображениями потребления вина. Также возможно, что в крепости функционировала астрономическая обсерватория.
Зороастризм — одна из самых старых религий в мире, которая объединяет космогонические дуализм и эсхатологическое монотеизм в уникальной манере, входит в список основных религий мира.
Удивительное и загадочное место крепости расположено в отдаленной части пустыни. Округлая крепость стоит среди песков, но то, что находилось в районе окружающих укреплений, пока является тайной.
Бронзовые наконечники стрел и другие найденные на территории артефакты были использованы для определения возраста комплекса — археологи выяснили, что это самый древний из всех известных памятников древнего Хорезма. Во время раскопок было обнаружено богатое собрание античных произведений искусства: статуэтки, выполненные из алебастра и терракота, керамические урны, оссуарии (урны с останками людей), каменные печати, керамические колбы. Также были найдены фрагменты настенной живописи и памятников древней письменности из Авесты.
«Авеста» — это собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».
Храмовый комплекс частично функционировал как захоронение неизвестного древнего властителя. Население крепости составляли зороастрийцы, которые поклонялись богине воды и рек Анахите, а также богу солнца Сиявушу. Западная часть комплекса была построена в честь богини Анахиты, а восточная и южная части были обращены в сторону восхода солнца — в честь бога Сиявуша. На территории храма были найдены фигурки богов и сосуды с их изображениями. Люди считали это место священным и приносили туда оссуарии с остатками своих умерших близких.
Крепость Кой-Крылган-Кала остается исторической загадкой до сих пор.
Координаты крепости на карте: 41°45’19″N 61°7’1″E.
ЗАГАДКА МАВЗОЛЕЯ ЮНУС-ХАНА
На улице Абдулы Кадыри с 1999 года функционирует Ташкентский Исламский университет, который был построен вокруг мавзолея Юнус-хана.
Мавзолей был возведен в конце XV века в честь правителя Ташкента Юнус-хана, годы жизни которого датируются 1415-1487 годами. Рядом с мавзолеем расположены еще два известных мавзолея: мавзолей Калдыргач-бия и мавзолей Шейха Хавенди ат-Тахура.
Мавзолей Юнус-хана является особенным и редким в Ташкенте, он принадлежит к типу мавзолея ханака Т-образного плана. Подобные постройки были распространены в Иране и редки в Средней Азии.
Сооружение имеет усложненную конфигурацию плана: центральный крестовидный зал с выступающей наружу полувосьмигранной нишей и угловыми худжрами, развитые боковые крылья со стороны главного фасада, с помещениями в них. В зале купол основан на пересекающихся арках, в помещениях - звездчатые куполки на щитовидных парусах.
Декор интерьера составляют каменные колонны, под аркой заметны следы мелких сталактитов (мукарнас). Фасады украшены каллиграфической арабской вязью и орнаментом "гирих".
Богато орнаментированная входная дверь в мавзолей исполнена кокандскими мастерами уже в XX веке. Мавзолей принадлежит эпохе Темуридов.
Мавзолей удивителен тем, что в нем не было обнаружено захоронения, и удивительные двери были музыкальными, так как между их створками был искусно встроен старинный восточный музыкальный инструмент – чанг.
Мавзолей был построен после смерти Юнус-хана средствами его сыновей.
Юнус-хан принадлежал к племени Джагатая, потомкам Чингизхана, правивших кочевниками Моголистана. Кроме того, он был в тесном родстве с Темуридами, в частности, с Мирзо Улугбеком, а дочь Юнус-хана Михр Нигар стала матерью Захириддина Бабура.
Юнус-хан с тринадцатилетнего возраста жил в Иране, где получил основательное образование. Он изучил богословие и литературу, прекрасно говорил и писал на арабском и персидском языках, обладая поэтическим даром, овладел искусством стихосложения и каллиграфии, пел, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах.
В 1456 году Юнус-хан вернулся на родину и был провозглашен ханом Могольского улуса. Поддерживая с Темуридами не только родственные, но и союзнические отношения, он сумел получить в управление несколько уделов в Ферганской долине. Позже Ходжа Ахрар помог Юнус-хану присоединить к своим владениям Ташкент. В 1485 году из-за состояния здоровья Юнус-хан вынужден был передать власть сыновьям. Сам же удалился в обитель дервишей-суфиев рядом с усыпальницей Шейха Хавенди ат-Тахура.
В настоящее время входить в мавзолей запрещено.
ЗАКЛЯТИЕ ТИМУРА, ТАМЕРЛАНА
Точное место, где был захоронен Тимур, не знал никто. В родном Шахрисабзе еще при жизни Тамерлана была сооружена глубокая вертикальная гробница, заботливо выложенная камнем. Однако она так и осталась пустой.
Гур-Эмир - гигантский мавзолей в Самарканде - с давних пор служил местом вечного упокоения воинственных наследников завоевателя, однако не было уверенности, что здесь лежат и кости Тимура.
Правительственную комиссию, созданную по воле Сталина и вступившую под своды ребристого голубого купола Гур-Эмира, возглавлял видный археолог академик Карыниязов. В нее входили такие известные деятели, как скульптор Герасимов, восстановивший по черепу портрет Ивана Грозного, писатель Айни и кинооператор Каюмов. Он и запечатлел весь процесс на кинопленке.
Прежде всего объектив зафиксировал странное таинственное свечение. Связано ли оно с электризацией, характерной для сухого воздуха, или с частичным дефектом пленки, установить оказалось трудно. Вскрывать решили все гробницы подряд. В первой оказались останки Шахруха, сына Тимура. Это удалось определить по известным из древних источников анатомическим признакам эмира Герата. Следующий гроб, бесспорно, принадлежал Улугбеку. На скелете ясно были видны следы насильственной смерти. И лежал он в своем саркофаге одетым, хотя, согласно мусульманскому обычаю, покойников окутывают только саваном. Лишь принявших мученическую смерть хоронят в той же одежде, которую они носили при жизни. Разрубленный позвонок свидетельствовал, что голова была отделена от тела ударом меча или топора.
Наконец, добрались до тяжеленной плиты. Сразу поднять ее не удалось - сломалась лебедка. Пришлось трудиться вручную. Но, к разочарованию, под ней оказалась лишь земля.
К тому времени в Гур-Эмир нагрянуло все республиканское руководство. Секретарь компартии Узбекистана Усман Юсупов нервничал и торопил исследователей. И вот они докопались еще до одной плиты. Под ней лежала третья! Лишь к двум часам пополудни показался саркофаг, черный, как ночь. И в этот самый момент отключилось электричество. Кинокамера зафиксировала абсолютный мрак. Кому-то из присутствующих стало дурно.
Освещение возобновилось спустя полтора часа. Надпись, спешно переведенная со староперсидского, гласила: «Все мы смертны. Придет время, и все умрут. Того, кто потревожит прах предков, пусть настигнет самая страшная кара».
О том, что здесь находится прах самого Тимура, объективно указывала поврежденная коленная чашечка правой ноги скелета. Нашлись и общие для всех тимуридов признаки: патология шестого шейного позвонка, аналогичная у Шахруха и Улугбека.
Древнее колдовство ордена суфиев, тайно проводивших Тимура в последний путь, проявило себя. Оператор Малик Каюмов рассказывал, что во время обеденного перерыва к нему в чайхане подсели три аксакала. Они раскрыли древнюю книгу на арабском языке и поведали, что в ней содержится роковое пророчество, которое гласит: «Нельзя трогать прах великого полководца, иначе неизбежно начнется война».
Аксакалы исчезли так же незаметно, как и появились.
Вернувшись в Гур-Эмир, Каюмов рассказал о странной встрече, однако никто не придал этому значения: подумаешь, досужая байка...
Работы продолжались до позднего вечера, а ночью английское радио сообщило о гитлеровском вторжении в СССР. Позже выступил Молотов. Хочешь верь, хочешь не верь, но заклятие сработало с точностью до часа! Юсупов спешно связался с Москвой, но Сталин не ответил. Как позже утверждал Хрущев, вождь пребывал в шоковом состоянии.
Разговор с ним состоялся лишь спустя несколько дней.
- Почему сразу не доложили? - внимательно выслушав Юсупова, спросил вождь.
- Не придали значения суевериям...
Сталин молча положил трубку. На том все и закончилось.
Каюмов, ставший уже фронтовым оператором, случайно во Ржеве встретился с Жуковым. Тот вроде отнесся к его рассказу с пониманием и обещал посодействовать в захоронении опасного праха.
Герасимов между тем трудился над черепом и к концу октября закончил потрет Тимура. Останки же его вывезли обратно в Самарканд. Однако лишь 15 ноября 1942 года.
Тогда, а может, позднее - уже в наше время, характерное всякой колдовской истерией, возник еще один знаковый миф. Будто бы бомбардировщик с костями Тимура совершал облет Сталинграда. Дескать, не это ли обеспечило поворот в войне? Но - никаких ссылок на объективные источники, никаких участников или очевидцев.
На том и завершился бы загробный сюжет, если бы не еще один реальный факт. Летом 1943 года на реставрацию мавзолея Гур-Эмир из Москвы поступил 1 миллион рублей. Казалось бы, не самое подходящее время для подобных деяний, но у генералиссимуса на все имелись свои резоны. Как-никак, и Сталинградская битва завершилась разгромом армии Паулюса...
Метеоритное озеро Канбешбулак
Небольшое, имеющее в поперечнике около 800 метров озеро Канбешбулак, расположенное в урочище Хамкан на западе Сурхандарьинской области Узбекистана, по всем признакам является уникальным памятником природы, ранее с этой точки зрения неизученным.
По мнению ташкентского геолога Ольги Никитиной, в течение многих лет занимавшейся полевыми исследованиями на юге Узбекистана, это озеро замечательно тем, что образовалось, вероятнее всего, не естественным или искусственным путем, а в результате падения метеорита, и, таким образом, является метеоритным кратером.
- На метеоритное образование озера указывают несколько факторов, – говорит О.Никитина. – Многочисленные свидетельства падения метеорита наблюдаются на единой траектории, ведущей к озеру с севера на юг. В почве и речном песке на перевале Тахтакарача в Каратюбинских горах в обилии содержатся тектиты – мелкие стекловидные тела, которые образуются под воздействием высокой температуры в результате ударов о землю метеоритов из космического или из земного вещества.
Аральское море
Это соленое озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. Последние несколько десятилетий уровень воды в нём постоянно снижается из-за постоянного забора воды из рек Амударья и Сырдарья с целью орошения. Вода, поступающая с полей в русло этих двух рек, стала причиной отложения пестицидов и других опасных химикатов на дне озера. Пыльные бури поднимают и разносят химикаты на большие расстояния. Поэтому местные жители сильно болеют распираторными и другими заболеваниями.
В 2001 году в результате падения уровня воды остров Возрождения соединился с материком. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Это является причиной опасений того, что смертельно опасные микроорганизмы сохранили жизнеспособность, и заражённые грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.
Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее, чем через 200 лет.
Аральское море когда-то занимало 68 тыс.квадратных километров и было четвертым по площади в мире. Сейчас его площадь составляет около 10% от зафиксированной в 60-х годах минувшего века.
Сангардакский водопад, Узбекистан:
Сангардакский водопад расположен в 205 километрах от г. Термеза, на территории Сары-оссийского района Сурхандарьинской области, в 30 км от дома отдыха «Хандиза». Этот красивейший водопад может по праву считаться одной из живописнейших достопримечательностей Узбекистана. Сангардак является свидетелем многих событий, произошедших за долгую историю этих мест. Полюбоваться его величием довелось и грекам, и арабам, и простым пастухам, и правителям. Уже проходя по Сангардакскому ущелью, слышишь голос водопада, который становится все сильнее и сильнее. А достигнув его, понимаешь, почему люди испокон веков стремились сюда. Падающая со 150 метровой высоты вода разбивается на мириады микроскопических брызг, поднимающихся в воздух в виде субстанции, похожей на туман. И когда это облако достигает тебя, чувствуешь, будто пропал и верх, и низ, и нет вокруг ни гор, ни обжигающего солнца.
Создается ощущение полной уединенности и пустоты. Туман гасит также и звуки, поэтому, когда его облако уползает дальше, рев Сангардака наваливается с новой силой, заставляя каждую частичку тела вибрировать и трепетать. Возникающая при этом свежесть особенно приятна после многочасовой тряски в автобусе по извилистой горной дороге, которая петляет среди выжженных солнцем скал. Вид водопада поражает своим великолепием. Скалы вокруг него покрыты мхом того глубокого зеленого цвета, который бывает лишь в фантастических фильмах про далекие планеты и во снах. А сами потоки воды, разбитые, будто волосы прекрасной феи, отражают в себе солнце, отчего кажется, будто они сияют сами по себе. Создается впечатление, что водопад - это не что иное, как огромное бриллиантовое колье, лежащее на подушке из благородного зеленого бархата. Причем любое украшение, созданное людьми, меркнет по сравнению с ним. Сангардак не просто запечатанное в камне сияние, он живет, движется, переливаясь всеми цветами спектра, меняет очертания и оттенки. Замечательно, если удается посмотреть на него не только днем, но и вечером, когда он, наливаясь рубиново-розовым светом умирающего солнца, становится похожим на льющийся огонь. Ночью же, в свете луны водопад приобретает серебристое сияние, будто сама Вселенская Энергия вышла на поверхность Земли и струится по ней в чистом виде, питая и давая силы всему живому.
пещера Бой-булок, Узбекистан:
Бой-Булок - карстовая шахта в известняках хребта Байсунтау (южный отрог Гиссарского хребта) в Узбекистане, недалеко от границы с Таджикистаном. Самая глубокая пещера в Азии.
Бой-Булок – одна из глубочайших пещер бывшего Советского Союза. Название переводится с узбекского как «богатый источник».
Она и в самом деле стала неиссякаемым источником питьевой воды для жителей долинных кишлаков, т. к. днем и ночью из-под земли течет тонкий ручеек.
Глубина пещеры Бой-Булок составляет около 1415 м, длина – 14 270 м. Данная подземная полость очень своеобразна благодаря тому, что в ней имеется лишь два колодца – 27 и 20 м – и несколько уступов. Остальную часть составляет меандр – извилистый ход, до половины глубины чрезвычайно узкий.
История открытия пещеры Бой-Булок берет свое начало в 1985 году, когда совместная экспедиция уральских спелеологов, изучавшая подземные полости массива Ходжа Гургурата, отрядила группу из пяти человек на хребет Сурхантау для исследования поверхности. Жители кишлака Курганча сообщили, что в горах есть пещ., в которую еще в 1971 году ушел человек и не вернулся. Идя вдоль ручья, спелеологи обнаружили вход. Спустились туда и нашли на дне глубокого отвесного колодца человеческие кости. В 1987 году кости вынесли и передали жителям Дюйболо – кишлака, откуда оказался родом первый исследователь Бой-Булока.
______________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
География Узбекистана.
Нуриддинова А. Г. Влияние образовательного комплекса на регулирование рынка труда Узбекистана // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — № 9. — С. 62
Низомхонов С. Э. Дистанционное образование в Республике Узбекистан // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 11. — С. 49
Основные параметры госбюджета Узбекистана на 2018 год.
Солиева Г. А. Факторы развития рынка в Узбекистане // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 29-1. — С. 57
Салиев А. С., Файзуллаев М.Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан за годы независимости // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. — 2013. — № 1 (2). — С. 137
Расулев А. Ф., Тростянский Д. В. Современные аспекты обеспечения экономической безопасности Узбекистана // Экономика региона. — 2012. — № 2. — С. 280
Ражабов Ф. Т. Региональные особенности развития сельского хозяйства Республики Узбекистан (на примере Кашкадарьинской области) // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. — 2015. — № 1 (4). — С. 195
Фредерик Старр. Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана = S. Frederick Starr: Lost Enlightenment: Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane. — Альпина Паблишер, 2016. — 574 p. — ISBN 978-5-9614-5303-4.
StanRadar.com — Новости Средней Азии
Средняя Азия в книге: Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. Физическая география СССР. М., 1978.
Виды ландшафтов Средней Азии
География СССР.
Вложение | Размер |
---|---|
Узбекистан | 1.76 МБ |
Узбекистан | 1.22 МБ |
Узбекистан | 154.65 КБ |
Uzbekistan (4).jpg | 156.77 КБ |
Uzbekistan (5).jpg | 371.25 КБ |
Uzbekistan (6).jpg | 178.56 КБ |
Uzbekistan (7).jpg | 124.74 КБ |
Uzbekistan (8).jpg | 289.51 КБ |
Uzbekistan (9).jpg | 274.2 КБ |
Uzbekistan (10).JPG | 92.56 КБ |
- Тэги:
- 2862 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий