Родники и источники Курской области
16 мая, в День памяти преподобного Феодосия Печерского, в Курске на улице Нижней Набережной митрополит Курский и Рыльский Герман освятил место, где будет построена часовня.
Ее возведут над святым колодезем, обнаруженным два с половиной года назад при раскопках, которые проводили по инициативе православного общества имени преподобного Серафима Саровского.
Святой колодезь с тысячелетней историей в центре Курска
Имя одного из самых почитаемых святых, основателя Киево-Печерской Лавры и общежительного монастырского устава на Руси, напрямую связано с историей Курска. Именно в «Житии Феодосия Печерского», составленном его учеником Нестором-летописцем по рассказам современников, впервые упоминается название нашего города. И возраст Курска принято считать, исходя из этого первого письменного упоминания.
Из жития известно, что в Курске прошли отрочество и юность Феодосия, здесь он укрепился в вере в Бога и решил стать монахом. Когда будущий святой узнал, что божественная литургия часто не совершается потому, что некому печь просфоры, взялся за это сам. Покупал зерно, молол его, а воду для приготовления брал из источника на берегу реки Тускари. По этой причине колодезь и прозвали святым (в народе просто – Феодосиевским).
До 70-х годов XIX века над источником стояла каменная ротонда, которая обветшала и разрушилась. В 1890-м на частные пожертвования и деньги городской казны на том же месте возвели деревянную часовню на каменном основании, где была ниша для забора воды.
После революции часовню сожгли, каменную кладку разрушили. Но именно здесь, на дне колодца, 3 мая (по новому стилю 15 мая) 1918 года – в канун Дня памяти святого Феодосия Печерского – были найдены похищенные из Знаменского монастыря тремя неделями ранее чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная и ее список.
Построить часовню, восстановить колодезь Феодосия Печерского и благоустроить территорию вокруг городские власти обещают уже в этом году. Святой колодезь с тысячелетней историей наверняка станет не просто городской достопримечательностью, а местом притяжения туристов и паломников со всей страны.
За святой водой в Коренную пустынь
Многие едут за святой водой в Коренную пустынь. По выходным и праздникам здесь выстраиваются огромные очереди.
Самые большие – у центрального родника на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в 1295 году.
Верующие считают, что эта вода лечит от всех болезней.
Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода и живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.
Святых источников в обители несколько:
Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной
Источник свт. Николая Чудотворца,
Источник прп. Серафима Саровского,
Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,
Источник великомученика Пантелеимона,
Источник прп. Серафима Саровского (подворье).
Источник священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского.
В 2006 году пробился новый источник, названный в честь царственных мучеников.
Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.
Коренная пустынь
Как доехать, где находится:
Общественным транспортом из Курска на автобусе с северной автостанции по маршруту Курск-Свобода, время в пути 1 час, автобусы отправляются каждый час.
Адрес: 306050, Курская обл.,
Золотухинрский р-н, м. Свобода, монастырь Коренная пустынь.
Добраться можно из г. Курска маршрутным такси от Введенского храма, что на ул. Дубровинского.
Расписание маршруток:
6.20 6.40 7.10
7.40 8.20 8.55
9.30 10.30 11.00
12.05 12.50 13.25
14.00 14.55 15.35
16.00 16.30 17.25
17.55 18.30 19.00
19.30
Координаты:
51°58'05.9"N 36°18'50.8"E
св. источник Казанской Божьей Матери
Гостиницы монастыря
На территории монастыря находятся две гостиницы: №1 (Белая, архиерейская) и №2 (Красная). Проживание при условии пожертвования, поселение только в гостинице №2
Номера:
Одноместный - 400 руб.
Двухместный - 300 руб. с человека
Трехместный - 250 руб. с человека
Многоместный - 200 руб. с человека
Уточнить наличие мест или забронировать номер можно по телефону: + 7 (905) 159-21-25 (Администратор гостиницы)
Святые источники
На территории монастыря находится несколько святых источников. Тропинка слева ведет к трем – Пантелеимона-целителя, святителя Николая и преподобного Серафима Саровского. А если свернуть вправо от живоносного источника, попадете на источник Казанской иконы Божией Матери, также называемый «глазным». Считается, что вода из него помогает при заболеваниях глаз.
В книге «Курская Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем», изданной в монастыре в 2009 году, описаны случаи прозрения слепых и исцеления от глазных болезней. Есть в ней и рассказ о явлении у «глазного» источника 7-летней девочке Алле образа Пресвятой Богородицы. По свидетельствам очевидцев, произошло это в 1995-м в праздник Успения Божией Матери.
Издревле родниковой воде приписывались волшебные свойства. Вспомните сказки, в которых упоминается о живой и мертвой воде. Многие верят, что вода святых источников особенная – обладает целительной силой.
св. источник вмч. Пантелеймона
Обретение иконы
Чудесное обретение иконы Знамения пресвятой Богородицы на корню дерева и история её прославления до основанияюКоренной пустыни. Первоначальная история чудотворной Курской иконы Знамения пресвятой Богородицы, с кратким описанием явленных ею знамений милости Божией, изложена в письменном памятнике XVИИ века. Этот памятник, весьма распространенный в Курском крае и за пределами его, известен в нескольких списках, весьма, впрочем, сходных между собою, и под разными названиями. Более полное из последних таково: „Повесть о явлении чудотворныя Иконы пречистыя Богородицы, честного и славного ея знамешя, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска, в ней же явлено в кратце, и о чудесах от оныя чудесоточныя Иконы пресвятыя Богородицы, и о избавлении града Курска, нашествие черкас, от пленения и иных чудесах”).
По сообщаемым „Повестью” сведениям, явление чудотворного образа Знамения Божией Матери последовало в страдную годину для русского народа, во время тяготевшего над ним страшного татарского ига. В эту бедственную для наших предков пору, когда многие русские города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены) грубыми варварами победителями, общей горестной участи не избежал и Курск с принадлежавшею ему областью. Он обращен был ханом Батыем в груду развалин, а жители его были пленены или разбежались по укромным местам, спасая свою жизнь и имущество. Одичание и продолжительное крайнее запустение водворились в разрушенном городе и во всей его окружности ). Нестерпимый гнет монгольского рабства для русского народа еще усугублялся другими не менее тяжкими бедствиями - голодом, моровыми поветриями и военными опустошениями). А так как во всех явлениях мира и своей жизни он искал религиозного смысла, то и в постигавших его бедствиях он признавал гнев Божий, видел волю Его и небесное наказание за свои грехи. В таких благочестивых воззрениях своих современников утверждали книжники и пастыри церкви, призывавшие бедствовавшую свою паству к нравственному исправлению, к добрым делам, посту и молитве ). Не располагая, вследствие своей необразованности, научными средствами и богатым материальным достатком, русские бессильны были бороться с угнетавшими их несчастиями, и потому, внимая голосу своих пастырей, обращались за помощью к Господу. И не напрасны их были молитвы. Милосердный Господь видимо являл свою помощь и облегчал бедственное положение страждущих.
Неиссякаемым источником благодатной помощи Божьей были чудотворны иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. Из них более известны в честь Богородицы: Коренная или Курская, Костромская—Феодоровская (1239 г.), Устюжская (1290 г.), Толгская (1314 г.). Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.). Тихвинская”(1383 г.), Путивльская (1405 г.), Колочская (1413 г.). Псковская или Чирская (1420 г.). Представленный перечень чудотворных икон, утверждая факт широкого распространения среди древнеруссов глубокой и живой веры в Богоматерь, как небесную Заступницу рода христианского, в то же время показывает, что вера их была ненапрасной и непостыдной. Обретение Курской (Коренной) чудотворной иконы в одном рукописном сказании об этом достопримечательном событии описывается так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускори в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же об явил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажей повыше упомянутого места на лесистом острову часовню из леса, срубленного на семь месте, и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси). Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, весьма скоро сделалось известным в соседнем г. Рыльские и его окрестностях. Отсюда и устремились к чудотворной Иконе благочестивые жители в надежде от неё исцелиться и утешиться в своих горестях.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав о неоднократных случаях чудотворений, пожелал перенести явленную Икону из часовни в свой город. Его желание было исполнено. Но так как Шемяка не захотел выйти за городские ворота на встречу принесенной Иконе, то за свое маловерие был наказан слепотою, от которой исцелился только после усердной молитвы пред чудотворным образом и всенародного раскаяния в своем легкомысленном поступке. В благодарность за исцеление, прозревший князь выстроил в Рыльские церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и в ней поставил сею чудотворную Икону. Но в храме, строенном маловерным князем Шемякою, Икона не благоволила иметь свое постоянное пребывание; она чудесным образом перенеслась на место своего явления в пустыню, и после источала исцеления всем с молитвою обращавшимся к Богоматери.
Новые чудеса содействовали укреплению в народ веры в чудодейственность образа и благоговейного почитания его, как видимого знака благоволения Божия. Стечения народа, частые и многочисленные, вызывали необходимость совершения в часовне пред чудотворным образом общественных служб. Таковые некоторое время совершал рыльский священник Боголюб, приходивший сюда летом, особенно в праздник Рождества Богородицы. Недолго, впрочем, Боголюбом совершались в часовне службы. Схваченный крымскими татарами, он отведен был в плен, часовня ими была сожжена, а чудотворная Икона рассечена на две части и заброшена. Несколько лет продолжалась скорбь рыльчан о потере чудотворного образа, пока не был выкуплен из плена послами московского князя Боголюб. Первым делом освобожденного из плена Боголюба было разыскание чудотворной иконы, в чем он, Господу ему вспомоществующую, к великой своей радости и успел. Придя на прежнее место явления иконы, в кустах цветов, он обрел рассеченные части иконы. И вот, совершилось новое чудо! Обе части иконы, сложенные Боголюбом вместе, так крепко соединились, что не осталось на ней следов раздвоения и на месте последнего выступила роса. Воздавши хвалу Господу Богу, исполняющему во благих желание верных рабов своих, Боголюб поставил Икону в выстроенной им хинине, а сам Зашел в Рыльск и известил о чудесном происшествии его жителей. Обрадованные рыльчане снова торжественно и с молебным пением перенесли чудотворную Икону в возобновленную церковь Рождества Богородицы, но Икона, так же как и прежде, чудесно возвратилась на место своего явления, где, к общему изумлению, и найдена была ими. Очевидно было для рыльских граждан благоволение чудотворного образа к месту его явления, куда он возвращался после нескольких повторных случаев перенесения его в Рыльск. Посему они выстроили в пустыни часовню и определили к ней священника для постоянного совершения молебствий пред святой Иконой. С этого времени слава о чудотворной Коренной Иконе все более и более ширилась, так что она сделалась драгоценной святыней не только местной но и всех русских областей.
Лучшим подтверждением сего служит благоговейное отношение к ней московского царя Фёодора Иоанновича. Наслышавшись о чудесных исцелениях, исходивших от Коренной иконы Божией Матери и других многочисленных милостях, благочестивый царь Фёдор Иоаннович велел принести оную из пустыни в Москву, для воздаяния ей подобающего поклонения. Принесенную в Москву Икону царь встретил сам с патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и воинством. Пред Иконой, внесенной в царские чертоги, совершено было молебствие.
Щедрый царь приказал сделать вокруг иконы кипарисную доску с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу—ветхозаветных пророков, при этом еще украсил ее сребропозолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а его супруга, царица Ирина Федоровна привесила к ней пелену красного атласа, так же украшенную драгоценными камнями и с вышитой на ней надписью золотыми буквами: „Повелением благоверного Государя Великого Князя Фёдора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великая Княгини Ирины, и их дочери Великия Княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистый Богородицы Курския лета 7105” (1597 г.).
Отпустив с подобающим торжеством чудотворную Икону в пустынь, царь Фёдор Иоаннович своим указом повелел своим указом в последней выстроить мужской монастырь Рождества Богородицы. Этот монастырь и есть нынешняя Коренная Рождество – Богородицкая мужская пустынь, устроенная царским иждивением. В виду опасности неприятельского нашествия, Икона вскоре перенесена была в восстановленный перед тем город Курск и поставлена в соборной церкви Воскресения, в приделе Рождества Божией Матери.
источник прп. Серафима Саровского
ИСЦЕЛЕНИЯ И ЧУДЕСА У ИСТОЧНИКОВ
Будучи в монастыре Коренная пустынь, что в сорока километрах от Курска, я слышал об исцелении раковых больных от купания в святых источниках и приема воды из них. А на территории монастыря Коренная пустынь их более шестнадцати. Здесь есть и источник, в котором исцелился Серафим Соровский, есть источник «Пантелеймона-целителя». Все шестнадцать святых источников стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными.
Во время одного из посещений Коренной пустыни ранним весенним утром мне посчастливилось наблюдать прозрение слепой девушки при омовении на «Глазном источнике». Даже спустя несколько лет, после того как случилось это чудо, у меня в ушах стоит возглас несчастной девушки, омывавшей глаза в святом источнике: «Мама, смотри, передо мной Божья Матерь!» - и через минуту: «Мама, мама, я вижу свет». У всех наблюдавших эту сцену пробежали мурашки, а у женщин потекли слезы умиления и радости.
Замечательный церковный писатель Сергей Нилус об омовении в источнике преподобного Серафима Саровского писал: «Не дав себе времени остыть, весь как был, разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, опустился под кран, из которого серебристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: «Верую, Господи», и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены.
Первое мгновение я совсем было задохнулся: ледяная вода меня обожгла — дух захватило. Но какое дивное чувство наступило при выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы — далекая юность, казалось, вернулась вновь... Я просто радовался и любил отца Серафима, как любят врача, которому удается мгновенно утолить нестерпимую, жгучую боль в ту минуту, когда эта боль прекращается. Эта пламенная любовь, которою внезапно загорелось мое сердце, эта радость любви по вере, не были ли они моим духовным окончательным выздоровлением, которое без всякого сравнения важнее всякого телесного исцеления?»
А вот случай, опубликованный в Тверских епархиальных ведомостях в апреле 1885 г. Пишет о нем священник города Мурома Николо-Преображенской церкви Иоанн Чижов.
«Желаю описать замечательный случай, бывший с одним моим духовным сыном муромским купцом Иваном Ивановичем Засухиным в 1882 г. У него образовались опухоли за ушами и в правом паху. Опухоль в паху прорезали. Сначала она спала, а потом стала расти сильнее. Приглашенные врачи признали положение больного безнадежным и определили даже день его смерти.
Больной стал готовиться к смерти. Как истинный христианин, сердечно исповедовался и сподобился Святого Причащения. С истинным сокрушением сердца, что так рано кончается жизнь еще молодого человека, оставляющего после себя жену и пятерых малюток, я приступил к чтению отходных молитв. Кончивши молитвы и благословив его, я уже не имел надежды на благополучный исход для больного. Но на третий день слышу, что больному стало лучше. Жена рассказала, что их соседка М. Ф. Бычкова, из жалости к умирающему, предложила новое лекарство, но уже не человеческое, а Божеское. Как только, прочитав отходную, я вышел, она принесла воды, взятой из источника отца Серафима. Больной не мог открывать рот. С чайной ложки влила ему в рот несколько капель, а остальную воду вылила ему на голову. Больной уже не принимал пищи — все извергалось вон. После влитой ему воды он затих и уснул. Через несколько часов проснулся и попросил пить. Жена, растерявшись, дала ему молоко, которое ему было запрещено. Больной выпил, желудок молоко принял. Затем он стал ходить. Врачи предложили повторить операцию в паху. Но он решил поехать в Саровскую пустынь. Врачи удерживали, так как дорога была дальняя и тряская. Но он был настойчив. Жена, внимая словам врачей, взяла с собой все нужное для погребения. Взяли и детей, чтобы они могли проститься с отцом.
Приехали накануне праздника Святой Троицы, и больной пожелал быть в Церкви на всенощном бдении. Его принесли на носилках из гостиницы к Церкви и почти на руках внесли в нее.
После службы больной на костылях с помощью жены подошел приложиться к иконе праздника и получить помазание святым елеем. «Когда я приложился к иконе и получил помазание, глаза мои невольно обратились на стоящую в иконостасе святую икону Божией Матери, которая прежде была в келье старца Серафима, и в этот момент я почувствовал, что больная нога моя твердо стала на пол и без боли для меня. Не помня, что делаю, я приподнял свои костыли и без помощи их при удивлении всех предстоящих пошел на свое место. Когда служба кончилась, смело встал на ноги и вышел из Церкви, где дожидались меня мои служащие с носилками; но я не нуждался в их помощи, отдал даже и костыли и до самой гостиницы (расстояние около четверти версты) шел без всякой помощи».
Наутро после богослужения больной поспешил на источник. Почувствовав на себе холодную струю источника, заметил, что эта холодная струя возбудила в организме какой-то облегчительный жар, и сил стало больше.
«В этом монастыре я прожил несколько дней, в слезных молитвах благодаря Бога за Его дивную помощь, через Угодника Его Серафима».
В настоящее время больной здоров. Медицинских средств по сие время не употребляет».
К счастью, целебные источники не разрушены. Как и прежде, несут они свои живительные силы в Сарове и Дивееве, в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре и Оптиной и Коренной пустынях. И по всей Матушке-Руси.
Список всех известных освященных родников Курской области
Курск
Святой источник Серафима Саровского – район Боевой дачи.
Большесолдатский район
Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы – село Большое Солдатское, улица Зеленая.
Святой источник великомученика Димитрия Солунского – деревня 2-е Мальцево.
Глушковский район
Святой источник – деревня Лещиновка.
Святой источник иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной – юго-западнее поселка имени Калинина.
Родник, святой источник иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной у поселка Калинина
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной в нескольких сот метрах юго-западнее поселка имени Калинина Глушковского района Курской области. Святой источник красиво и добротно обустроен, есть часовня и закрытая купальня с купелью.
Рядом с хутором им. Калинина на протяжении многих веков бьет источник. Вода вырывается прямо из-под земли, и не одно поколение местных жителей, благоговейна относящихся к этому уголку, почитают его как святыню.
Впрочем, не только местные жители черпают силы у чудотворной криницы. На девятую пятницу после Пасхи, сюда съезжаются и жители окрестных сел, и гости из других районов и с Украины.
Минувшим летом прибывшие к кринице паломники не узнали привычное место. И без того красивейший пейзаж дополнился творениями рук человеческих. Рядом с источником появилась купель, к воде обустроен удобный спуск с перилами. А чуть в сторонке - часовня. Настоящая, рубленая, Чудотворного образа Пресвятой Богородицы Коренной "Знамение".
На освящение часовни приехали представители духовенства Глушковского района, из соседнего Рыльска и даже из Белого. К сожалению, не смог принять участие в столь важном событии архиепископ Курский и Рыльский Герман, хотя изначально его участие и было запланировано. Тем не менее, обряд освящения состоялся и прошел достойно.
Координаты: 51°17'22"N 34°28'1"E
Горшеченский район
Святой источник Святаго Духа – село Богородицкое.
Святой источник – село Головище.
Святой источник Матроны Московской – деревня Рындино, около моста через реку Герасим.
Дмитриевский район
Святой источник Георгия Победоносца – село Дерюгино, на берегу речки, правого притока реки Осмоньки, у автомоста через нее и дороги, ведущей в село Бычки.
Святой источник иконы Божией Матери «Троеручица» – село Неварь.
Святой источник Георгия Победоносца – село Поповкино.
Вместе с монахами в эту безлюдную, пустынную, но очень живописную местность прибыли и простые миряне помогавшие монахам воплощать им их задумку - строить храм Божий. Изначально местность эта называлась Поповкиновия (киновия — с греческого означает монастырь). Впоследствии образовавшееся село быстро развивалось и стало одним из самых крупных во всей волости, благодаря святой обители в селе и трудолюбивым селянам сильной веры. Здесь проходила ярмарка славившаяся на всю губернию.
Предание гласит, что в 1667 году на лугу, недалеко от храма, была явлена икона Георгия Победоносца. Икону как самую драгоценную святыню принесли в храм, а на следующий день она опять оказалась на лугу, ее вновь принесли в храм, но икона снова появилась на том же месте. На месте обретения иконы, построили часовню, и тогда она больше не исчезала из храма. Вскоре поле этого в месте явления иконы забил ключ чистой родниковой воды.
Ежегодно на престольный праздник, 7 мая, в день великомученика Георгия Победоносца, со всей округи, а также Курской губернии и даже некоторых уголков России, сюда стекались паломники, чтобы принять участие в Крестном ходе к месту обретения иконы у озера в форме креста и святому источнику. Верующие обливались и запасались водой из святого колодца на весь год. Многие получали здесь исцеление от недугов душевных и телесных. По святости это место было почитаемым наравне, со знаменитой на всю Россию Коренной Пустынью.
Во времена Советской власти в 1929 году последний, в те не спокойные времена, священник Илья Тимофеевич Карасев, был арестован, сослан в ссылку и расстрелян. Теперь он священномученик. С этого времени началось запустение, но чудное, Богом избранное место, живоносный источник, был хоть и немного, но почитаем вплоть до 70-х годов прошлого века. И в эти годы здесь сделали водохранилище и целительный родник был затоплен и покоился на дне рукотворного озера. Со слов местных жителей, в 1943 году во время наступления наших войск фашисты, отступая, взорвали деревянный храм во имя Георгия Победоносца, и теперь на этом месте стоит высокий памятный деревянный крест.
Недавно власти решили, что водохранилище не целесообразно и воду из него спустили. Тогда появилась инициативная группа жителей села Поповкино которые обратились с кличем помощи ко всем жителям района облагородить святой источник. Сейчас источник приведен в порядок над ним установлен сруб с сенью, но чтобы добраться до него, необходимо пройти примерно около 1 километра от села, по дорожкам, где техника не пройдет. И часть пути нужно проделать по досточкам среди хлипкого болота.
Но будет вознагражден путник, расположившегося среди серого камыша и черной жижи, благодатью целительных вод святого ключа. Недавно проведенный анализ вод родника показал, что они чистейшие с отменными вкусовыми качествами.
Координаты:
52°8′20″N
34°49′30″E
Железногорский район
Святой источник в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – Железногорск, на территории садового товарищества «Городские сады» (первый проезд от конторы вниз).
Кузнецкий источник – слобода Михайловка.
Гнанский источник, святой родник в честь Николая чудотворца, известен с 1621 года – у дороги между слободой Михайловкой и поселком Гнань.
Святой источник в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского – у деревни Погарище и городских дач Железногорска.
Святой источник Казанской иконы Божией Матери – в лесном массиве, в 350 метрах западнее деревни Хлынино.
Гнанский источник, святой родник в честь Николая Чудотворца село Гнань
Курская область, Железногорский район, село Гнань
Гнанский источник освящен в честь Николая Чудотворца. Святой источник стал известен в 1621 г. В 1977 г. признан памятником природы. Расположен у дороги между слободой Михайловка и поселком Гнань. Почитаемый родник обустроен, планируется возведение купели.
Координаты:
52°14′23″N
35°23′41″E
Освятили купель и источник в Гнани
Преосвященнейший Вениамин, епископ Железногорский и Льговский, в сослужении благочинного Железногорского церковного округа протоиерея Алексея Калашникова совершил чин освящения источника и купели в честь Святителя Николая Чудотворца в Гнани.
Свидетелями исторического события на исходе лета стали жители Железногорского района и многочисленные гости. Множество людей собралось в одном из известнейших мест Железногорья, на святом источнике — месте явления иконы святого Николая Чудотворца. В 1977 году Гнанский артезианский источник был объявлен государственным памятником природы местного значения.
Сейчас он является местом многочисленного паломничества, сюда по традиции приезжают свадебные кортежи. Чудесная вода помогает людям, как и молитвы святому Николаю Чудотворцу. Заместитель главы Железногорского района Геннадий Николаевич Александров, известный исследованиями в области краеведения, указал, что это место — одно из древнейших населений в Курской области.
— Выше находятся старинные курганы – могильники языческой эпохи, там же было языческое капище. По старинным легендам, считалось, что место это -нечистое. В то время Русь испытывала много невзгод от нападения половцев, печенегов и других кочевых племен. В 1620 году, по указу русского царя -первого из династии Романовых Михаила Федоровича Романова, Гнань была объявлена пограничной сторожей.
Наверху были установлены дозорные вышки, и родилось поселение Гнань. В это же время, когда стали здесь заселятся люди, в начале 17 века был построен в Гнани храм, освященный во имя Святого Николая Чудотворца. В последующие годы здесь под корнями дерева была обретена икона Святителя Николая. Её перенесли в Гнанский храм, и находилась она там несколько веков, вплоть до октября 1917 года. На месте обретения 400 лет назад была поставлена часовня, в ней хранился список с обретенной иконы и описание святого колодца, от которого проходил вниз деревянный желоб на расстоянии 30-ти метров.
Уже тогда люди понимали, что вода здесь целебная, а потом анализы показали, что это многойодистая вода, которая служила большим подспорьем для здоровья человека, в том числе — укрепляла плод у рожениц. Со всех краев приезжали сюда люди, особенно молодые беременные женщины. Когда в Михайловке был построен храм, сюда совершались крестные ходы.
Удивительно, но факт: со строительством храма и часовни прекратились и набеги кочевников. В 1645 году деревенские люди разбили многочисленного врага, а было это 19 декабря, в день, когда мы чествуем Николу Зимнего.
Гнанский храм и местная часовня прекратили свое существование во время Великой Отечественной войны. Но образ Николая Чудотворца цел до сих пор и находится у одного из жителей поселка Ленинский. Икона стала семейной реликвией и принесла много добра этой семье. На иконе есть уже заросшая щель от попадания молнии. Таким образом икона отвела смерть от мальчика, который находился рядом во время страшной грозы.
— Есть уверенность, что люди здесь будут всегда. Хочу призвать относиться к святыне с почтением, не допустить здесь святотатства. Такое было в 1 903 году, когда михайловский крестьянин попытался ограбить ящики, в которые люди бросали пожертвования. Когда он открыл их, какая-то сила его оттолкнула и он не смог ничего взять. Здесь действительно есть чудодейственные силы, — подчеркнул Геннадий Александров.
Владыка Вениамин возглавил чин освящения вновь построенной купели, в каждом сердце благоговейно отозвались слова: «Славен Бог наш и ныне и присно и во веки веков…».
Золотухинский район
Святой живоносный источник на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в 1295 году – местечко Свобода, территория монастыря Коренная пустынь.
Святой источник святителя Николая чудотворца – местечко Свобода, территория монастыря Коренная пустынь.
Святой источник преподобного Серафима Саровского – местечко Свобода, территория монастыря Коренная пустынь.
Святой источник Казанской иконы Божией Матери – местечко Свобода, территория монастыря Коренная пустынь.
Святой источник великомученика Пантелеимона – местечко Свобода, территория монастыря Коренная пустынь.
Святой источник священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского – в 500 метрах от Алексеевского женского монастыря в поселке Золотухино, на берегу реки Снова.
Источник святителя Николая чудотворца в селе Никольское на берегу Тускари.
Конышевский район
Святой источник преподобного Серафима Саровского – село Жигаево.
Курский район
Святой источник иконы Божией Матери «Живоносный источник» – деревня Зорино (Муравлево).
Святой источник и открытая купель расположены в 800 метрах севернее села 1-е Винниково и в 350 м северо-восточнее деревни Каменево.
Святой источник в честь благоверного князя Александра Невского – на берегу реки Тускари, в 400 метрах юго-восточнее деревни Щуклинки, территориально это место относится к району «Северный».
Курчатовский район
Святой источник иконы Казанской Пресвятой Богородицы – хутор Дроняевский.
Мантуровский район
Святой источник Димитрия Солунского – село Большие Бутырки.
Святой источник иконы Богородицы «Живоносный источник» – село Мяснянка.
Октябрьский район
Святой источник «Волков ключ» – село Журавлино.
Минеральный источник в Журавлино формировался несколько тысячелетий.
Журавлино – ланшафтно сервисный комплекс около одноименного села в Октябрьском районе Курской области. Родник приобрел известность в XIX веке.
Местные жители верили в целительную силу воды и относились к источнику весьма бережно. За чистотой следил крестьянин по фамилии Волков, отсюда и название родника «Волков ключ».
Родниковая вода обладает исключительным набором солей и микроэлементов и прекрасными вкусовыми качествами.
Более полутора веков не только местные жители, но и жители г. Курска и близлежащих населенных пунктов нескончаемым потоком приходят сюда за прозрачной, студеной, освежающей и очень приятной на вкус живительной водицей.
Есть купель для омывания.
Где находится, как доехать:
Родник, минеральный источник «Волков ключ» село Журавлино
Курская область » Октябрьский район » село Журавлино.
Координаты:
51°34'4"N 35°56'23"E
"ЖУРАВЛИНО" - парковый ансамбль и природоохранный комплекс в Октябрьском районе Курской области, созданный на базе известного с давних времён источника минеральной воды " Волков ключ".
Строительство природоохранного комплекса и расчистка источника "Волков ключ" начаты в 1998 частным предпринимателем.Планировка парка выполнена им так, что аллеи и дорожки сходятся к центральному фонтану с живой рыбой; в специальных домиках прекрасно себя чувствуют яркие павлины, цесарки, редкие виды голубей; по территории парка установлены скульптурные женские фигурки и фигуры животных: крокодил, мудрая черепаха и др.
Настоящее творение художника представляют собой миниатюрные альпийские горки, каменный сад, газоны. Здесь использованы редкие растения - самшит, бересклет, можжевельник. Летняя площадка, беседка с дубовыми стропилами и башенные мельницы в комплексе с удачным сочетанием растений и мини-скульптур создают изысканный архитектурный ансамбль.
Для удобства посетителей парка построена "Шашлычная" узбекской кухни, вынесенная за пределы паркового ансамбля на объездной дороге вокруг Курска.
Рядом с "Шашлычной" построен водоём с маленьким фонтанчиком, детская игровая площадка и домики для семейного отдыха. Начато строительство "Закусочной-бара" в русском стиле и в находящейся близ паркового ансамбля д. Журавлино.
Поныровский район
Святой источник «Рынин ключ» – деревня Карпуневка.
Пристенский район
Святой животворный источник «Зеленый колодец» – поселок Кировский.
Святой источник Серафима Саровского – поселок Пристень.
Рыльский район
Святой источник в честь Рождества Божией Матери – у села Большегнеушево, на левом берегу реки Надейки, в 1,3 км северо-восточнее ее устья, в 1,5 км северо-восточнее села Большегнеушево.
Святой источник иконы Божией Матери Казанской – село Больше-гнеушево.
Святой источник в честь Покрова Божией Матери – село Боброво, на территории скита Рыльского Свято-Николаевского монастыря.
Святой источник Архистратига Михаила – село Волобуево.
Святой источник Казанской иконы Божией Матери – у села Козино, на берегу реки Обеста.
Святой источник иконы Божией Матери Курской-Коренной – село Коренское.
Святой источник священномученика Павлина Могилевского – у села Пригородняя Слободка.
Святой источник во имя священномученика Ипполита Римского – у села Пригородняя Слободка.
Святой источник преподобного Серафима Саровского – у села Пригородняя Слободка, в 1,5 км северо-восточнее Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, среди леса.
Святой источник святителя Николая чудотворца – село Пригородняя Слободка.
Святой источник Иоанна Рыльского – село Пригородняя Слободка.
Советский район
Святой колодезь – село Грязное.
Солнцевский район
Святой источник Серафима Саровского – деревня Машнино.
Родник, святой источник в честь Владимирской иконы Божией Матери – хутор Марьевка.
Суджанский район
Святой источник в честь Владимирской иконы Божией Матери – на южной окраине хутора Марьевка, у дороги, ведущей в село Погребки.
Хомутовский район
Святой источник Рождества Пресвятой Богородицы – село Надейка.
Святой источник «Белый колодец» – между деревнями Стрекалово и Куренка.
Черемисиновский район
Святой источник в честь Рождества Пресвятой Богородицы – село Петрово-Хутарь.
Святые источники Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери – у деревни Удеревки.
Святой источник Пантелеимона целителя – в Пожидаевом логу, южнее поселка Черемисиново.
Святой источник Казанской иконы Божией Матери – деревня Юдинка.
Щигровский район
Святой источник у деревни Малый Щигорчик – на берегу реки Полевая Плотва, у автодороги Щигры-Черемисиново, справа от неё, в 600 м северо-восточнее деревни Малый Щигорчик.
Святой источник святителя Николая чудотворца – недалеко от села Тестово, сразу за указателем «Щигровский район» повернуть направо и далее 7 км по указателю «На источник».
В Золотухинском районе, что находится в Курской области, у деревни Матвеевка есть весьма необычная местная достопримечательность – водопад. Ввиду того, что регион расположен на Среднерусской возвышенности, здесь лесостепная зона, не имеющая гор. И природные водопады не встречаются. Хотя краеведы утверждают, что много миллионов лет назад на Курской территории властвовали высокие горные хребты и громкоголосые водопады. Сейчас же подобный объект один, причем сотворенный человеческими руками.
Курский водопад был собран возле Матвеевского пруда из огромных каменных блоков, напоминающих детские кубики, в 1983 году – по проекту знаменитого инженера области Н. Федорченко. Данное гидротехническое сооружение предназначалось для защиты близлежащих населенных пунктов от затопления. И уж точно инженер не предполагал, что через пару десятков лет его детище станет любимым местом сельчан и гостей района, особенно в жаркую летнюю пору.
Высота сооружения составляет 7 метров, хотя вода падает с меньшего расстояния – где-то с 5. Сконструировано оно из трех основных частей: земляной плотины, длиной около 250 метров, мощного водосброса и спуска на дне.
Сильная широкая струя воды с грохотом падает вниз, где образовался небольшой ставок с илистым дном и смелыми лягушками. Шум падающего потока настолько сильный, что стоящим близи собеседникам приходится громко кричать. Самые же отважные гости района встают под ниспадающий поток, всерьез рискуя потерять купальные принадлежности. Как шутят местные жители, хоть водопаду и приписываются целительные свойства, проявляет он пока только «раздевательные».
Как только природа просыпается от зимней спячки, здесь начинают появляться гости. А уж летом здесь по-настоящему яблоку упасть некуда. Местные «аборигены», рыбаки, туристы-водники, путешественники, любознательные и отдыхающие – все вперемешку обустраиваются у прохладных вод.
Сам пруд очень живописный: огромная гладь воды, ограниченная по берегам густыми зарослями камыша. Площадь водоема даже позволяет желающим гонять на катерах и водных скутерах.
Курский водопад – не только местный рекреационный ресурс, но и значимое сельскохозяйственное сооружение, за которым следит кооператив «Заречье». В периоды половодья он надежно охраняет расположенные близ деревушки от случайного затопления, а пруд служит для орошения посевов.
Остановиться на ночлег можно и в деревне, и у пруда с водопадом. Правда, последние годы желающих провести ночь вблизи природной достопримечательности все меньше. Виной тому человеческое свинство, призывающее оставлять за собой горы мусора после отдыха. Следовательно, палаточные островки перемещаются все выше и дальше от водопада.
Решившим же провести несколько дней на лоне здешней природы, стоит захватить с собой репелленты – кусачей живности у воды предостаточно. Кроме того, по вечерам у берегов прудика довольно-таки прохладно – не лишним будет прихватить свитер или ветровку.
_____________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Заповедные уголки соловьиного края. — Курск, 1978. С. 17.
https://pristen.rkursk.ru/
Дёжкин В. В. В мире заповедной природы. — М.: Сов. Россия, 1989. — 256 с.: ил. — С. 11-13.
Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 400. — ISBN 5-89365-005-0.
Малая Курская Энциклопедия (МКЭ).
Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 400. — ISBN 5-89365-005-0.
Курская область: Атлас / Отв. ред. атласа Н. Н. Чугунова. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство геодезии и картографии.. — Омск: Роскартография. ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2009. — 96 с. — (Регионы России). — 500 экз. — ISBN 978-5-9523-0255-6. (обл.)
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 7. Донской район / под ред. Д. Д. Мордухай-Болтовского. — Л.: Гидрометеоиздат, 1964. — 267 с.
Голубев А. А. Край родной. Курск, 1999.
- Тэги:
- 7966 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий