Народ манси
С детства помню рассказ отца про манси.
Дело было так, в голодные послевоенные годы попал отец за продажу золота в лагерь (СевУралЛаг), по малолетству дали небольшой срок (это отдельная история, которую расскажу попозже).
Так вот был в их отряде обычный манси. А посадили его так – приехали в их селение гости, стали они готовить еду, накрыли стол, а жена по глупости раньше всех что-то схватила из еды. Это было настолько вопиющим нарушением всех правил жизни манси, что муж её просто ударил так крепко, что баба тут же умерла!
Мужа, конечно, посадили по советским законам, но отсидел он недолго. Как-то вывезли их на дальнюю делянку в глухую тайгу, охраны было немного, так как даже самые отчаянные зэки не рискнули бы сбежать из такого гиблого места. Тогда манси взял топор и просто ушел в тайгу, сказав напоследок, что тайга – это его родной дом, и он здесь никогда не пропадет.
Такая вот давняя история…
ГЕОГРАФИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АО - ЮГРА - ТУТ!
МАНСИ (самоназвание).
В письменных источниках 12 в. известны под именем югры (вместе с хантами), с 14 в. – под названием вогулы, вогуличи. Этноним «манси» начал распространятся с 30-х гг. 20 в. Северных манси вместе с хантами называли остяками. Язык манси принадлежит к обско-угорской подгруппе финно-угорской группы уральской языковой семьи. Имеет много диалектов. Этногенез манси происходил в ходе слияния племён уральской неолитической культуры, угорских и индоевропейских племён, двигавшихся в 2-1 тыс. до н. э. с юга через Зап. Сибирь и Сев. Казахстан. Складывание группы манси, проживающих на территории Перм. края, исследователи связывают с сылвенской археологической культурой (9-15 вв.).
Первоначально манси были расселены на Юж. Урале и его зап. склонах. Под влиянием колонизации коми и русских переселились в Зауралье. В настоящее время компактно проживают на территории Ханты-Мансийского автономного окр., северо-востоке Свердловской обл., значительная часть – в Тюменской обл. Большое влияние на становление этноса оказали контакты с ненцами, татарами, хантами, русскими.
В 2002 г. на территории РФ насчитывалось 11432 манси, из них 10561 проживали в Тюменской обл., 9894 – в Ханты-Мансийском автономном окр., 259 – в Свердловской обл. На территории Пермского края манси компактно проживали в верховьях р. Вишеры (вишерские, чердынские) и по р. Чусовой (чусовские, кунгурские). В 1897 г. на территории Пермской губернии (включающей современную территорию Свердловской обл.) проживало 2838 манси, из них 272 человека – в границах современного Пермского края. В 2002 г. на территории Пермского края жил 31 манси.
Традиционными занятиями манси являются охота и рыболовство. Данный тип хозяйства был присущ чердынским манси, которые, кроме промыслов, занимались оленеводством. У кунгурских манси в 19 в. преобладало земледелие и скотоводство. Поселения чердынских манси дольше сохраняли традиционные черты, в отличие от обрусевших кунгурских. Поселения состояли из 2-3 семей, располагались на расстоянии 1-2 дней пути друг от друга. Жилище манси представляло собой срубную избу с берестяной крышей, часто без фундамента, с земляным полом. В стене прорубалось одно небольшое окно. Внутри жилища находился открытый очаг – чувал, нары для ночлега. Временным жилищем для манси служил чум, изготовленный из жердей, покрытый шкурами или берестой.
Традиционная женская одежда манси – платье на кокетке, халат, зимой носят двойную меховую оленью шубу – саха, на голове большой платок. Мужчины носят рубахи, штаны, пояса, сверху суконную или сшитую из оленьих шкур глухую одежду – малицу, гусь. На охоту одевают лузан (суконная одежда без рукавов, с незашитыми боками; изнутри спереди и сзади карманы). На ногах меховые или суконные чулки, обувь из кожи и меха. Традиционная обувь и одежда сохраняется большей частью у промысловиков.
Чердынские манси с 1751 г. православные, но сохраняют традиционную систему верований. Существуют почитание природных стихий, промысловые культы. Долгое время продолжали практиковаться обряды в честь медведя. Фольклор манси богат преданиями, мифами, сказками, песнями, драматическими сценками. На современном этапе традиционный уклад жизни в Прикамье сохраняет мансийская семья Бахтияровых, проживающая в верховьях р. Вишера в Красновишерском р-не.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МАНСИ
Ма́нси (манс. мāньси; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010).
Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).
Эндоэтноним (самоназвание) манси означает человек и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ «мужчина, человек» и имеет параллели в других угорских языках: хантыйское название одной из фратрий — маньть (mańt́) (В), моньть (mońt́) (И), мась (maś) (О), а также самоназвание венгров magyar. В разных диалектах мансийского оно имеет разные формы: сосьвинский маньси (mańśi), пелымский ма̄ньсь (māńś), нижнекондинский мӧ̄ньсь (mɔ̄̈ńś), тавдинский мӓньцӣ (mäńćī), нижнелозьвинский ма̊ньсь (måńś).
Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского мась (mɔś) (О), однако имеет такое же прохождение из общеугорского слова *mańćɜ.
В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. манси (несклоняемое) и мансийцы; в ед. ч. мансиец и мансийка, а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси.
До 1920-30-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.
Мансийский язык, Мансийская письменность
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.
Мансийская письменность существует с 1931 года — первоначально на основе латинского:
A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь
С 1937 года — на основе русского алфавита. Позднее изменялся и дополнялся. Современный вариант:
А а, Ā ā, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ē ē, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Ӣ ӣ, Й й, К к, Л л, М м, Н н, Ӈ ӈ, О о, Ō ō, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ӯ ӯ, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ , Ъ ъ , Ы ы , Ь ь , Э э, Э̄ э̄ , Ю ю , Ю̄ ю̄, Я я
Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.
Происхождение и история
Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство, после обращения частично ассимилировались . На этническое формирование манси повлияли различные народы.
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Численность манси в России:
Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.:
Ханты-Мансийский АО:
посёлок городского типа Кондинское — 876
город Ханты-Мансийск — 785
город Нижневартовск — 705
посёлок городского типа Игрим — 592
посёлок городского типа Междуреченский — 585
село Саранпауль — 558
посёлок Сосьва — 440
посёлок городского типа Берёзово — 374
деревня Шугур — 343
посёлок Половинка — 269
деревня Хулимсунт — 255
село Леуши — 240
посёлок Ванзетур — 235
село Ломбовож — 203
город Сургут — 199
деревня Нижние Нарыкары — 198
село Няксимволь — 179
деревня Юмас — 171
деревня Анеева — 128
посёлок Ягодный — 125
село Перегребное — 118
посёлок Лиственичный — 112
посёлок городского типа Луговой — 105
деревня Кимкьясуй — 104
Тюменская область:
город Тюмень — 340
Культура и традиции
Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.
Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Всё это отражено и в фольклоре.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
выпечка хлеба в отдельной печке
Быт манси
Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках. К наиболее развитым областям животноводства можно отнести разведение лошадей, а также крупного и мелкого рогатого скота. Кроме того, развито птицеводство. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.
Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Основным жилищем был чум.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая, что они вызывают злых духов.
Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.
Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:
низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
общая грацильность (миниатюрность строения),
неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
прямые мягкие чёрные или русые волосы,
тёмные или смешанные глаза,
заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),
различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,
нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
ослабленный рост бороды,
относительно широкий рот,
небольшая толщина губ,
средневыступающий или убегающий подбородок.
В культуре
Попытку изобразить материально-бытовую культуру и обычаи манси предпринял известный уральский писатель С. Н. Плеханов, опубликовавший в 1985 году в литературном альманахе «Приключения-85» издательства «Молодая Гвардия» историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола «Золотой Старухи», описанному иностранными авторами XVI века, в частности, С. Герберштейном, А. Гваньини и Дж. Флетчером. В 1986 году на Свердловской киностудии режиссёром В. М. Кобзевым по этой книге поставлен был одноименный фильм. Несмотря на консультации ученых-специалистов и кропотливую работу художников по костюмам, все роли вогуличей-манси в этой приключенческой картине исполнили, однако, актеры-казахи (Н. Жантурин), киргизы (Б. Бейшеналиев, К. Дюсембаев) и пр., что существенно снижает её этнографические достоинства.
Известные манси
Проводников, Руслан Михайлович — российский боксёр-профессионал.
Ромбандеева, Евдокия Ивановна — учёный, финно-угровед.
Сайнахов, Григорий Николаевич — народный мастер, музыкант.
Назарова Светлана Михайловна — заслуженный оленевод СССР.
Шесталов, Юван Николаевич — писатель.
Устюгов, Сергей Александрович — российский лыжник, двукратный чемпион мира 2017 года.
борьба на мансийском празднике
МАНСИЙСКИЕ МЕСТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Уникальная ритуальная площадка народа манси обнаружена на высокой скале около реки Сосьвы в Свердловской области. Об этом сообщил член Русского географического общества, руководитель экспедиции "Манси - лесные люди" Алексей Слепухин. Участники экспедиции, которая проходила в Свердловской области в начале июня, обнаружили на площадке, расположенной на скале, откуда хорошо видно реку, железные и каменные наконечники от стрел. По предположениям специалистов, находки относятся к XVI-XVII векам, а возможно, и к более раннему времени.
"В мансийской мифологии есть бог Чохрынь, ему посвящали лезвия. Вероятно, обнаруженное нами место - одна из ритуальных площадок, посвященных именно этому богу", - предположил Слепухин.
По его словам, месторасположение площадки, наличие рядом пещеры, наконечники от стрел красноречиво говорят о том, что обнаруженное место было культовым для манси.
Теперь участники экспедиции ищут археологов, специализирующихся на манси, а также источники финансирования, чтобы обнаруженное место можно было всесторонне исследовать.
Слухи о насильственной смерти туристов поползли по Свердловску сразу же после первых находок на перевале. Предположения о причастности к гибели группы Дятлова местного мансийского населения возникли и у правоохранительных органов, более того – отрабатывались они одними из первых. Согласно данной версии, туристы прошли через места, считающиеся у манси священными, и язычники жестоко расправились с «осквернителями». Чуть позже говорили даже о применении ими гипноза и психотронных методов воздействия. Что можно сказать по этому поводу? Места, где погибли дятловцы, действительно упоминаются в мансийском фольклоре. В книге А.К. Матвеева «Вершины Каменного пояса. Названия гор Урала» по этому поводу говорится следующее: «Холат-Сяхыл, гора (1079 м) на водораздельном хребте между верховьями Лозьвы и ее притока Ауспии в 15 км на ЮЮВ от Отортена.
Мансийское «Холат» – «мертвецы», то есть Холат-Сяхыл – гора мертвецов. Существует легенда, что на этой вершине некогда погибло девять манси. Иногда добавляют, что это случилось во время всемирного потопа. По другой версии, при потопе горячая вода затопила все вокруг, кроме места на вершине горы, достаточного для того, чтобы лечь человеку. Но манси, нашедший здесь прибежище, умер. Отсюда и название горы...»
Однако, не смотря на это, ни гора Отортен, ни Холат-Сяхыл не являются у манси священными. По заключению судмедэкспертов, черепно-мозговые травмы у Тибо-Бриньоля и Слободина не могли быть нанесены камнем или иным оружием – тогда были бы неизбежно повреждены внешние ткани. А следователи, допросив многих местных охотников и изучив обстоятельства дела, в итоге пришли на этот счёт к следующему выводу:
«…Произведенным расследованием не установлено присутствия 1 и 2 февраля 1959 года в районе высоты 1079 других людей, кроме группы туристов Дятлова. Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80-100 км от этого места, относится к русским дружелюбно, предоставляет туристам ночлег, оказывает им помощь и т. п. Место, где погибла группа, в зимнее время считается у манси непригодным для охоты и оленеводства».
Духи.
В кругу увлекающихся оккультизмом и магией мансийская версия имеет несколько иную трактовку – дятловцы пришли на заколдованное место, и пали жертвой неких потусторонних сущностей. Комментарии здесь, как говорится, излишни. Примерно на том же уровне правдоподобности находится и версия о причастности к гибели туристов «потомков древних ариев» или так называемых «карликов арктиды» – мифического северного народа, живущего в подземных пещерах. Кстати, именно она рассматривается в романе Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии: стоящий у солнца». Романе, по-своему захватывающем и увлекательном, но, тем не менее, фантастическом...
Однако есть одно обстоятельство, представляющееся весьма интересным. В мансийском языке название Отортен буквально означает «не ходи туда». Поскольку фольклор и топонимика северных народов создаются по принципу «что вижу – о том и пою», сам собой напрашивается вопрос – случайно ли?
РЕСПУБЛИКА КОМИ - ВОГУЛЬСКИЕ ВЕЛИКАНЫ - МАНЬ-ПУПУ-НЕР
Во всех легендах про Мань-Пупу-Нер постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера.
Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил.
Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена). Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий. Маньпупунёр
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
Маньпупунёр или Столбы́ выве́тривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России. Находится на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов»), в междуречье рек Ичотляга и Печоры. Останцев — 7, высота от 30 до 42 метров. С ним связаны многочисленные легенды, прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси.
Находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Для этого необходимо получить пропуск у администрации заповедника. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут, со стороны Республики Коми — смешанный маршрут — автомобильный, водный, пеший маршрут.
Столбы выветривания Маньпупунёр считаются одним из семи чудес России.
Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.
Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.
Увидеть это Чудо Природы совсем не просто. Вокруг, в радиусе ста километров нет никакого человеческого жилья, автомобильных и железных дорог. Реки поблизости – это мелкие ручейки, лишь одному из них суждено, вобрав в себя массу притоков, стать полноводной Печорой и принести свои воды к Ледовитому океану.
Древняя мансийская легенда
Легенды и мансийские версии образования каменных столбов Малой горы идолов:
1. Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить Вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-Нёр, их вожак — шаман увидел перед собой Ялпинг-Нёр — Священную Вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-Нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха.
2. Основываясь на другой из версий, за Младшими Братьями, т.е. Вогулами, гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.
3. Следующая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить Вогулов и Манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских Богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.
МИФОЛОГИЯ И СКАЗКИ НАРОДА МАНСИ
У мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это не значит, что у манси не было поэзии и устного народного творчества. Они были - и передавались из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости - певцы и сказители.
Это были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительского мастерства. Их ценили и почитали. Любители сказок приезжали к ним из далёких деревень, больших и малых, специально, чтобы послушать их. Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шёл своеобразный спектакль.
Уснуть было невозможно: так захватывали слушателя сюжеты, увлекала сочная, образная речь сказителя. Кроме того, по традиции, события в мансийских сказках излагаются не как давно прошедшие, а как происходящие сегодня, сейчас, что позволяет присутствующим ощутить себя участниками или, по крайней мере, очевидцами действа. Основные жанры мансийского фольклора - это мифы, предания, героические песни, сказки, рассказы, медвежьи песни, лирические песни.Тематика сказок самая разноообразная, но в каждой из них отражена жизнь народа, вырабатываемая веками мудрость народа, воплощены его мечты и чаяния.
Устрaивали вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это времЯ стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Haдo же было как-то скоротать время в долгие зимние вечера! Издавна на исходе дня манси собирались вместе в определённом доме. В каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки из сухожилий оленя.
Коптил найсан, и звучали сказки. Атмосфера на этих собранияx была очень тёплой и непринуждённоЙ.На таких посиделках обязательно присутствовали дети. Они никогда не мешали матерям, не плакали, не прыгали и не кричали, а усаживались как можно ближе ко взрослым и попадали в прекрасный мир сказок. Было принято рассказывать сначала детские сказки, затем сказки для взрослых.
Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршоЙ. Говорили: «Ворона нагадит ему на голову». Дело, конечно же, не в вороне, а в том, что весной, когда приходит тепло и дни становятся всё длиннее и длиннее, начинаются весенние работы и не время слушать сказки. Известно, однако, что люди по своей природе противятся всяческим запретам и ограничениям. И для того, чтобы заставить их отказаться от развлечений, мудрые манси придумали непослушному строгое наказаниe. Покроется голова паршой - не будет на ней волос. А волосы у манси считались священным даром. И люди всерьёз верили таким, казалось бы, невероятным запретам и ограниченииям.
Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, ведь малые по объёму жанры не отнимают у тружеников много времени. Напротив, они поднимают настроение, отвлекают людей от мыслей о тяжести повседневного труда. Короткие детские сказочки тоже можно было рассказывать круглый год.
В зависимости от особенностей исполнителя (насколько живописна его речь, развито воображецие, широк кругозор) текст сказки может варьироваться. Сказки рассказывали как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины. По ходу изложения было принято вставлять какие-либо одобрительные или осужждающие реплики, например: тий! (вот как!), ёмас тэстэ! (так ему и надо!) и т. п. Таким образом, исполнителю давали понять, что все слушают его внимательно, сопереживаают героям.
Сказки любили все, поэтому всячески старались побудить кого-либо рассказывать их. У манси, например, существовал такой обычай: тот, кто съест заячью голову, должен рассказать семь сказок. (Манси подметили: заяц так заворожённо смотрит на ледоход - словно сказки слушает.) Зимой зайцев ловили много. Когда сварится заячье мясо, приглашали знатоков сказок и клали перед одним из них «почётный» кусок - голову зайца. Этот обычай особенно любили подростки. На ужин из добытого ими зайца приглашали уважаемых в деревне дедов и бабушек, которые по стаpocти не мoгли добывать зайцев caми. Слух о том, кто сегодня начнёт рассказывать сказки, быстро расходился по деревне, и к вечеру желающие слушать быстро заполняли дом. Исполнителем иногда бывал прииезжий, гость из другой деревни. Вечера зимой длинные, и, если уставал один сказатель, подключался другой. Иногда пересказать сказку просили подростков. Так выявляли будущих сказителей.
Детские сказки обычно рассказывали женщины-матери или старые бабушки. Мансийские детские сказки существенно отличаются от сказок для взрослых. Язык их ясен, чёток, предложения короткие, простые. В них, в отличие от сказок для взрослых, чаще используется дииалог. Окружающий мир предстаёт в детских сказках реальным, без элементов фантастики. Манси считали, что не следует вводить детей в заблуждение. Они должны познавать жизнь такой, какова она есть. Фантазия присутствует в сказках для малышей только при сравнениях, например:
- Кошечка, кошечка, что за спинка у тебя?
- Спинка моя - таганок.
Или:
- Птичка, птичка, что за кишочки у тебя?
- Кишочки мои - аркан, которым ловят оленей.
О взаимосвязи всех явлений природы в них говорится лаконично, просто и ясно. Сказки для детей младшего возраста короткие, неутомительные. А придуманы они народом для того, чтобы научить маленького ребенка внимательно слушать и чётко говорить, правильно воспринимать и воспроизводить звуки.
Почти все детские сказки поучительны: не ленись (лень и нужда родные сестры, в мансийском языке эти понятия даже обозначаются одним словом - сав), будь внимателен, следи, чтобы твои вещи не утащила собака или сорока, учись жить на примере других людей и зверей. Окружающий мир будет враждебен тебе, если ты лжив и глуп. Если же ты добр и умён, он поможет тебе. Вот так, через детские сказки учат жить маленького человека взрослые люди.
В сказках все звери, птицы, явления природы, окружающие предметы и вещества (например, вода, жир) одушевлены, они умны и рассудительны. Все они сами решают, как быть в том или ином случае, и действуют. А малыши получают «урок». у манси не принято наказывать детей в целях воспитания, не принято читать наставления и заставлять делать что-либо. Воспитание идёт опосредованно: ребёнку предлагается наблюдать за другими и думать, как ему поступать в аналогичных ситуациях. Из сказок мы знаем, что вежливость и внимание к другому человеку или существу - это правило. Всех, кто старше, дети называют дедушками или бабушками, а взрослые к любому ребёнку обращаются со словами: «внучек», «внучка» И т. п. При этом с детьми не сюсюкают, с ними разговаривают и советуются, как со взрослыми. Если они осмелииваются оспаривать мнение старшего, то взрослые приводят им примеры из жизни сказочных героев.
Мораль в мансийских сказках не навязывается слушателю, он сам должен сделать соответствующие выводы, но сказитель интонацией или находящийся рядом взрослый какой-либо репликой может помочь ребёнку оценить поведение того или иного персонажа.
В мансийских сказках, в том числе и детских, силы зла очень страшны, но в конечном итоге оно обязательно наказывается и побеждается человеком. В противном случае зло может размножиться и широко распространиться.
Медведь и бурундук.
отчего у бурундука на спине полоски? Живут на свете медведь и бурундук. Один из них обитает в одном уголке тайги, второй - в другом.
Бурундук живёт-поживает, ничего не боится, по разным деревьям лазает, то тут, то там появляется. Так, носясь однажды по лесу и прыгая с дерева на дерево, видит: кто-то там по земле передвигается. Бурундук поспешил туда. Приблизился, смотрит: медведь! Подошли они друг к другу, и началась у них беседа, нет ей ни конца, ни края. Долго ли говорили, коротко ли, вдруг заспорили
. Один из них говорит:
- Я первый увижу появление солнца над горизонтом!
А другой отвечает:
- Нет, я увижу первым!
(Где уж такому маленькому зверьку , как бурундук, победить в споре! Медведь большой, и ума у него немaло.)
Долго ли спорили, коротко ли, наконец решили так: «Сядем и будем ждать, кто из нас раньше увидит восход солнца»
Бурундук огляделся кругом и говорит:
- Я сяду лицом к той высокой горе.
-Медвeдь отвечает:
- А я сяду лицом к тому широкому полю.
(Садитесь, садитесь, посмотрим, кто из вас победит!)
Сели, упёрлись друг в друга спинами. Долго ли сидели, коротко ли, ничего не видно.
И вот наступил рассвет. Раскрыли они глаза пошире, ждут: кто же из них раньше другого увидит восход солнца.
Так посиживая, бурундук вдруг закричал:
- Какая радость! Я вижу солнце!
Медведь вытаращил глаза, смотрит на поле: нет никакого солнца. Обернулся назад: бурундук такой радостный, прыгает, пляшет, изгибается, кривляется.
Медведь говорит:
- Где ты видишь солнце?
А бурундук, прыгая, танцуя, показывает на гору и говорит:
- Гляди ту да, ту да! Золотой луч солнца блестит вон там, на той горе!
Посмотрел медведь наверх: и правда солнце появилось, его лучи осветили вершину горы. А бурундук ещё больше стал прыгать и скакать перед самым его носом. Медведю это надоело, даже в глазах зарябило. Протянул он лапу, схватил бурундука за шиворот.
Тот рванулся изо всех сил. Однако целым уйти не удалось, когти медведя полоснули его по спине. Спасся он от смерти и побежал. Увидел яму, бросился туда. Успокоился, слизал кровь, лечится.
Раны вскоре зажили, но на шкурке когти медведя оставили следы: вдоль всей спины тянутся пять тёмных полосок. Раньше, их у бурундука не было.
есОЧЕО о IIВeтa, а теперь он полоса- С тех пор, как бурундук испытал страх смерти, всего начал бояться. Где что ни увидит, где что ни услышит, сразу прячется в яме между корней, сидит там и дрожит. Такой стал трусливый. Так он и до сих пор живёт.
Эква-пыгрись пускает стрелу.
мифы народов манси
Мальчик по имени Эква-пыгрись живёт у бабушки. Долго ли жили, коротко, ли, однажды он говорит:
- Бабушка, сделай мне лук и стрелу, я буду играть ими на улице.
Бабушка отвечает:
- Хорошо, сделаю тебе лук и стрелу, только не ходи в тот тёмный еловый лес!
Эква-пыгрись говорит:
- Ладно, не пойду.
Вот сделала ему бабушка лук и стрелу. Он вышел на улицу и играет: пускает стрелу то в одну, то в другую сторону. И вдруг неожииданно его стрела упала в еловый лес. Эква-пыгрись пошёл ту да искать её. Ищет, ищет и вдруг видит: идёт женщина с берестяным кузовом за спиной. Подошла она и говорит:
- Внучек, полезай ненадолго в мой кузов, я поищу твою стрелу.
Эква-пыгрись - послушный мальчик, быстро залез в кузов. Тут же эта женщина пошла прочь от его дома. У Эква-пыгрися в кармане был маленький тоненький ножичек, он достал его и начал сверлить стенку кузова. Быстренько сделал отверстие, выпрыгнул через него и крикнул:
- Бабушка, а я на воле!
- Ну, погоди! Смог выйти из берестяного кузова, а из железного не выйдешь! - сказала женщина.
Эква-пыгрись пришёл домой к своей бабушке. Утром вышел на улицу, пускает стрелу то в одну, то в другую сторону. Опять его стрела улетела в еловый лес. Пошёл он туда искать её. Смотрит: снова к нему приближается та женщина. За спииной у неё железный кузов. Подошла к нему и говорит:
- Внучек, полезай ненадолго в мой кузов, я поищу твою стрелу.
Эква-пыгрись - послушный малььчик, быстро залез в кузов. Тут же эта женщина быстро пошла прочь от его дома.
Эква-пыгрись, как и тогда, начал сверлить стенку кузова своим тоненььким ножичком. Сверлил, сверлил Ђпросверлил отверстие. Быстренько выпрыгнул на землю и крикнул:
- Бабушка, а я на воле!
- Ну, погоди! Смог выйти из берестяного кузова, смог из железноого, а из каменного кузова не выйдешь!
Эква-пыгрись побежал домой.
Ночь переночевали, а утром он опять вышел на улицу пускать стрелу. Играет он, играет, пускает стрелу то в одну сторону, то в другую. Непослушная стрела снова улетела в еловый лес. Он пошёл искать её. Вдруг видит: к нему приближается та же самая женщина. Подошла и говорит:
- Внучек, полезай ненадолго в мой кузов, я поищу твою стрелу.
Эква-пыгрись - послушный мальчик, опять забрался в кузов. Тут же эта женщина быстро пошла прочь от его дома.
Эква-пыгрись достал свой тоненький ножичек, сверлил-сверлил,' сверлил-сверлил, и вдруг ножичек сломался. Что теперь делать?
Вот эта женщина принесла его к себе домой, вытащила из кузова, крепко привязала к столбу. Переноочевали они ночь, а утром женщина говорит своим сыну и дочери:
- Дети, следите за ним вниматeльHo! Я схожу за дровами, чтобы сварить его. Такой большой зверь попался - дров немало надо. Караульте хорошо, не отвязывайте его!
Подпоясалась она и вышла на улицу. Положила топор на руку и пошла в лес. Как только она ушла, Эква-пыгрись говорит её детям:
- Девочка и мальчик, отвяжите меня, я сделаю вам маленькие ковшички, ими вы будете пить мою кровь.
Дети обрадовались и отвязали его.
Эква-пыгрись взял топор, положил бревно, стал на нём что-то рубить. Рубит, рубит и вдруг говорит:
- Мальчик и девочка, подойдите сюда, посмотрите, какая интересная штучка получилась!
Дети подбежали и говорят:
- Где же она? Мы ничего не видим!
- Вот тут, вот она! - говорит Эква-пыгрись.
Они наклонились поближе к бревну, Эква-пыгрись занёс над ними топор и отрубил им головы. Быстро повесил на огонь котёл, положил в него мясо этих детей и сварил. Готовое мясо выложил в три чашки. Одну чашку поставил в передний угол, другую у порога, третью - на дopoгy, по которой будет возвращаться та женщина. Потом накалил на углях лом и залез с ним на высокую лиственницу, стоявшую перед домом.
Долго ли сидел там, неизвестно. Вдруг слышит: та женщина возвращается. Подошла она к чашке с мясом, схватила кусок, жуёт и говорит:
- Хаш-хаш-хаш! Вкус не звериного мяса! Ку-у, вот беда, дети мои, наверно, убили того мальчишку.
Вошла в дом, взяла кусок мяса из чашки, которая стояла в переднем углу. И произносит при этом те же самые слова. Вдруг слышит: пищит кто-то за занавеской. Женщина говорит:
- Пищите, пищите, я вам покажу! Как вы смели трогать мою добычу?!
Заглянула за занавеску, а там, оказывается, не её дети, а два мышонка, связанные вместе хвостаами, тянут друг друга в разные стороны и громко пищат. Затем оглянулась вокруг - детей нигде нет. Поняла она: это её дети убиты. А добыча её, Эква-пыгрись, исчез.
Зарыдала она и говорит:
- Куда же он подевался? Ведь это он убил моих детей! Тут Эква-пыгрись крикнул:
- Бабушка, я здесь!
Женщина вышла на улицу, посмотрела на вершину лиственницы, видит: Эква-пыгрись там сидит. Она говорит:
- Ты сиди там, сиди! Я срублю дерево, оно упадёт, ты и шлёпнешься на землю!
Взяла она топор, рубит, рубит. Долго ли рубила, коротко ли, утомилась. Видит: скачет мимо зайчишка. Увидел её заяц и говорит:
- Бабушка, ты, наверное, устала. Ложись, отдохни. Пока ты спишь, я порублю. Женщина быстренько легла спать. Зайчишка схватил топор, рубил, рубил по камню, 'топор стал совсем тупым. Женщина проснулась, села, смотрит: лиственница как стояяла, так и стоит. Взяла она топор и видит: её топор стал тупым, как колун. Она взяла другой топор и начала рубить. Рубила, рубила и утомилась. Лиственницу нелегко срубить. Долго ли рубила, коротко ли, видит: бежит мимо лиса. Увидела её лиса и говорит:
- Бабушка, ты, видно, устала. Ложись, отдохни. Пока ты спишь, я порублю.
Женщина быстренько легла спать. Пока она спала, лиса и этот топор затупила, ударяя о камень. Бросила лиса топор и была такова. Женщина проснулась, села, рассматривает топор. Оказывается, и этот топор стал тупым, как колун. А лиcтвенницa всё так же стоит. Никто её и не трогал. Рассердилась она: «Такие-сякие звери, превратили оба мои топора в колуны!»
Взяла она третий топор и снова стала рубить. Рубила-рубила - лиственница не рубится. Вдруг видит: бредёт мимо росомаха. Тихонько подошла к женщине и спрашивает:
- Бабушка, ты что делаешь?
- Что я делаю? Лиственницу рублю!
- А почему ты рубишь лиственницу?
- Там наверху сидит Эква-пыгрись. Он моих детей в котле сварил! Я хочу его достать!
-Бабушка, тебе его не достать. Ложись отдыхать. Пока ты спишь, я срублю лиственницу. Когда она упадёт, я разбужу тебя.
Та женщина опять быстренько легла спать. Долго ли спала, коротко ли, проснулась и видит: оказывается, росомаха и этот топор затупила, бросила его рядом с деревом и убежалa. Тут женщина начала ругаться и бранитъся. Эква-пыгрись на лиственнице говорит:
- Бабушка, ты, видно, на самом деле устала. Открой пошире рот, я сам в него прыгну.
Женщина обрадовалась, думает, что Эква-пыгрись действительно ей в рот прыгнет, и раскрыла его пошире. Тут Эква-пыгрись начал сыпать вниз горячую золу. Зола попала женщине в горло.
- Внучек, что это за тёплые кусочки попадают мне в рот?
Эква-пыгрись отвечает:
- Это кусочки коры от лиственнницы. Ты рот пошире открывай, а то я не умещусь.
Женщина разинула рот как можно шире. Эква-пыгрись прицелился и запустил в него раскалённым ломом. Этот лом навсегда пригвоздил людоедку к земле, и она распрощалась с жизнью.
Эква-пыгрись потихоньку спустился с лиственницы, огляделся и побежал домой. Прибежал к бабушке. Они и теперь живут и здравствуют!
РАССКАЗЫ ПРО МАНСИ
Манси — народ, живущий в Северо-Западной Сибири (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). Название манси в качестве официального было принято после 1917 года. В старой научной литературе и в документах царской администрации представителей народа манси называли вогулами, а хантов — именовали остяками.
мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это не значит, что у манси не было поэзии и устного народного творчества. Фольклор был, и он передавался из поколения в поколение. Главными хранителями народной мудрости были певцы и сказители. Это, как правило, широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительского мастерства.
У манси устраивались вечера сказок только зимой, с середины ноября и до середины марта. В это время стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Haдo как-то скоротать время в столь долгие зимние вечера.
По традиции события в мансийских сказках излагаются не как давно прошедшие, а как происходящие сегодня, сейчас. Это позволяет всем присутствующим ощутить себя участниками или, по крайней мере, очевидцами действа.
Издавна на исходе дня манси собирались вместе в определённом доме. В каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки из сухожилий оленя.
Атмосфера на этих собраниях была очень тёплой и непринуждённой. На таких посиделках обязательно присутствовали дети. Было принято рассказывать сначала детские сказки, для взрослых – во вторую очередь, то есть гораздо позже. Ну а для того чтобы поднять настроение и взбодрить слушателей, в ход шли загадки.
Кстати, попробуйте отгадать несколько мансийских загадок.
Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. Что это? Догадаться легко: день и ночь. Поражает в этой загадке один факт: она очень напоминает ленту Мёбиуса. Это когда идёшь по одной поверхности ленты и попадаешь на другую – противоположную.
Следующая загадка будет похитрее предыдущей. Угадать её трудно – предупреждаем сразу. Посреди дремучего леса женщина в белом платке сидит. Кто это или что это? Ни за что не догадаетесь! Это пень, который запорошило снегом.
город Ханты-Мансийск
Когда прилетела первая ворона
Какие ещё ограничения накладывались на сказителей? Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. В таких случаях говорили: «Ворона нагадит ему на голову».
Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, ведь малые по объёму жанры не отнимают у тружеников много времени. Напротив, они поднимают настроение. Короткие детские сказочки тоже можно было рассказывать круглый год.
Сказки рассказывали как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины.
По ходу изложения было принято вставлять какие-либо одобрительные или осуждающие реплики, например: тий! (вот как!), ёмас тэстэ! (так ему и надо!) и тому подобное.
Таким образом, исполнителю давали понять, что все слушают его внимательно и сопереживают героям. Можно даже сказать, что слушатели ведут себя вполне интерактивно…
И в качестве примера расскажем одну очень поучительную сказку под названием «Длинный нос».
Как-то раз пошёл старик на охоту, а дело к вечеру было. Решил он в своей охотничьей избушке ночь переждать. Смотрит, в окошке огонёк мерцает. «Ну, думает старик, хорошо. Значит, какой-то охотник раньше меня пришёл, вместе и переночуем».
Подошёл он к охотничьей избушке, заглянул в окошко, а там вместо охотника два страшных лесных духа звериные шкуры делят. Испугался старик, попятился от окошка, вдруг хрясть! сухой сук сломался. Зашевелились в избушке лесные духи, а старик замер и прислушивается.
Что это было? спрашивает один лесной дух, а сам от страха дрожит.
Нечего нам бояться, мы в лесу самые сильные, говорит второй, а сам тоже дрожит.
Старик понял, что духи его испугались и думает: «Ну-ка я их сейчас из избушки выгоню!» Оторвал кусок коры от дерева, в трубочку свернул и к носу приставил. Длинный-предлинный нос получился. Просунул старик голову в окошко и как закричит:
О-го-го! К вам в гости Длинный нос пришёл!
Перепугались лесные чудища до смерти и выбежали прочь из избушки.
Старик в избе переночевал, а утром принёс домой шкуры зверей, которые лесные духи оставили.
Из этой сказки можно сделать вывод, что охотнику надо быть всё время начеку. Надо держать ухо востро, особенно при встрече с разными духами.
А каким образом, по мнению манси, произошло сотворение мира?
Сотворение мира по манси
У манси есть две версии сотворения мира. Согласно одному мифу, землю со дна океана достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр, злой дух, который заведует подземным миром.
Мир в мифопоэтических представлениях манси делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы.
Рассмотрим повнимательнее пантеон богов. Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, Корс-Торум. Подземным миром заведует, как уже было сказано, злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).
Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведал всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небеснй надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Колташ-эква — богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома,
Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур. Мы упомянули не всех богов, на самом деле их больше.
Кроме главных богов есть ещё так называемые персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.
В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были и такие представители природы, как стрекоза, трясогузка, филин. А если они являются тотемами, то охотиться на них нельзя.
Трясогузка приносит лето
Что касается такой маленькой птички, как трясогузка, то в честь неё устраивается большой праздник «Вурщик хатл» (Праздник Трясогузки). Это древний календарный праздник всех обских угров. Именно трясогузку называют в северных краях вестником Красной Весны и Большого Света (белых ночей) — то есть лета. По поверьям манси, трясогузка прилетала и своим хвостиком разбивала лед на реке, таким образом изгоняя весну.
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» (г. Ханты-Мансийск) по фольклорным источникам восстановил этот древний обряд и с 2010 года проводит его ежегодно 1 июня – в Международный день защиты детей.
Этот обряд носит социально-семейную направленность передачи от поколения к поколению духовных ценностей в целях сохранения культуры обских угров.
На сцене разворачивается сказочное театрализованное представление по сценарию повествования мансийской писательницы Анны Коньковой, в котором главные действующие лица Мать Матерей – мудрая женщина, выбираемая жителями селения на эту должность, старик Петотка – помощник Матери Матерей, и дети, для которых собственно и устраивают праздник.
У Матери Матерей много хлопот
С весенними праздниками у бабушки Околь — Матери Матерей было много хлопот и забот. Она обходила все жилища, узнавала, у кого в семье какие запасы. Расспрашивала, что могут принести на празднество в честь Трясогузки.
Все это делала Мать Матерей для детворы, чтобы радость ребят не омрачилась, не вызвала обиды и зависти к другим. Бабушку Околь беспокоила и погода, какой она будет завтра? Не помешает ли детскому веселью? Может, зима прокрадется меж облаков да завалит праздничную площадь снегом. Вдруг старуха Зима поссорится с молодой Весной?
Утром Околь проснулась и, едва открыв глаза, тотчас озабоченно вышла за двери. Осмотрелась. Утро было прекрасное, оно обещало стать погожим деньком с голубыми небесами, залитыми солнечным сиянием.
Вот Околь, спокойная за погоду, идет по деревне, и всюду ей встречаются сереброкрылые трясогузки. Они покачиваются на своих тонких ножках, приветливо кланяются ей. Бабушка Околь тоже незамедлительно отвечает поклоном и здоровается:
— Пася, пася! Здравствуйте, здравствуйте, вестники Большого Света и Красной Весны!
А трясогузки, довольные, что вернулись на родину, то взлетают коротким взлетом, то садятся, потряхивая хвостиками. Вертят головками, показывая то один глаз-бусинку, то другой. Пританцовывают под музыку звонких ручейков. Коротким щебетом славят желанную весну. Большой Свет, белые ночи. Стряхивают с крылышек тепло, принесенное с южной земли.
Бабушка Околь стояла и радовалась птицам, словно увидела их впервые в жизни. Улыбаясь, рассуждала, шептала:
— Разве есть такая птаха, которая лучше этой вежливой птицы в нашем краю? Нет! Конечно, нет. Она все лето, каждое утро встречает нас поклоном. Щебечет, что круглое лето будет с нами.
Все так же улыбаясь, бабушка Околь спешит в конец деревни на игровую площадку. Подошла к длинному столу, сколоченному из досок для праздника. Женщины ставят чашки с мансийской кашей — саламатом. Каша необыкновенная! Она щедро сдобрена ядрами кедровых орехов. А сами орехи поджарены на рыбьем жиру. Но каша с орешками — это еще не все. Болотисто-смуглые от жира, слепленные из теста фигурки трясогузок расставлены по обе стороны на столешнице. Они хрустящие, тают на языке, едва поднесешь ко рту.
Околь ласково, с поклоном здоровается с матерями, хлопочущими ради детского торжества:
— Живите здоровыми долгие годы, мои дочери. Женщины обрадованно суетятся:
— О наша Мать Матерей, сейчас горячие угли в угольнице принесем, положим на угли ветки пихты и можжевельника. Ты пурлахтан — пошлешь молитву верхнему богу — Торуму.
Скоро над столом поднялся духовитый дымок, и Мать Матерей торжественно начала отдавать поклоны Небесному Торуму — богу. Женщины присели, всматриваясь в лицо своей Матери Околь. Лицо бабушки часто изменялось, то становилось радостным, то горестно-печальным. Все слушали, внимали ее тихим словам и радовались, и страдали вместе с ее молитвами.
Мать Матерей закончила молиться. Она оглядела угощение на столе, достаточно ли вкусна рыба, печенная в золе, насколько ли аппетитно вяленое мясо и саламат.
Бабушка Околь берет одну фигурку трясогузки, вертит ее на ножке из березовой палочки. Ах, как живые у испеченной птички глазки из щучьих икринок! Предовольная Околь отошла в сторону, присела на чурбак, подумала: «Искусны руки моих дочерей!» (Она с первых дней, когда ее выбрали Матерью Матерей, считала всех хозяек, имеющих семьи, своими детьми.)
Околь думала про себя:
— Охотиться, ловить рыбу и готовить еду впрок, шить и мыть — все могут вогулки. Вышивать и вязать, ткать и прясть. Вон как вылепили из теста точеную фигурку нашей священной птицы — Трясогузки!..
Скоро на праздник явились мужчины, собрались ребятишки. Старик Петотка подошел к Матери Матерей, помог ей подняться с чурбака и заговорил:
— Мать Матерей, наверное, поздравишь своих детей со светлым праздником?
— Да, да! Сейчас подойду к столу.
Она встала у нарядного обильного стола и молвила нараспев:
— Милые мои взрослые дочери и сыновья, дорогие наши дети, я поздравляю вас! Прилетела первая весенняя птица — Трясогузка! Прилетела священная пташка — зима не вернется. Больше ей не достать, не морозить нас. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть скорее появятся завязи ягод. Пусть реки и озера рыбой полнятся, а леса зверями!
Околь подняла руки к небу и проговорила:
— Духи Неба, сделайте так, чтобы мои пожелания сбылись!
Остается только добавить, что всё это праздничное действо сопровождается выступлением фольклорных коллективов, плясками самих детей, конкурсами, спортивными играми (стрельбой из лука по маске злого духа Комполэна, именно этот дух украл лето), перетягиванием палки и прыжками через нарты.
В каких домах живут манси?
У этого народа много типов жилищ. Одни жилища бывают временными, разборными, а другие — постоянными. Для ночлега в пути летом сооружали временный на вое, или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму.
Постройки с каркасом из жердей и покрытием из бересты очень разнообразны по форме. Это и палаши с двускатной и односкатной крышей, и полусферические, полуконические и конические постройки — чумы.
Чум покрывали не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют брезент. Постоянными, неразборными жилищами служили землянки или полуземлянки и наземные постройки из бревен и досок. Из них особенно интересны древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей. В древности они имели вход через крышу. Срубные постройки различались по конструкции крыш: плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер, а в постоянных — чувал, напоминающий камин, сделанный из обмазанных глиной бревен. На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба.
Во временных постройках на спальные места настилали циповки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров.
Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель — деревянная или берестяная. Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках.
Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.
Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары — дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища. Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, станки и хлева.
Для привязывания лошадей или оленей устанавливали столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных.
Кроме бытовых построек существовали также общественные и культовые сооружения. В «общественном доме» хранились изображения предков данной социальной группы, устраивались праздники или собрания.
Наряду с «гостевыми домами», которые упоминаются в фольклоре, существовали особые постройки для рожениц — так называемые маленькие дома.
В поселках или глухих, труднодоступных местах строились амбарчики для хранения предметов культа.
И напоследок еще одна загадка, непосредственно связанная с жилищем.
Откроют дверь – выходит женщина в новой шубе, а рядом с ней заходит женщина в изношенной шубе. Что это такое? Оказывается это: тепло и холод. Тепло, конечно же, в новой шубе, а холод – в изношенной.
Хозяйство и быт
Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.
Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.
Использовались гончарные изделия.
В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).
Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.
Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Аленицын В. Д. Вогулы или вогуличи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьев А. И. Легенды и были таежного края. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. — 176 с. — Серия «Страницы истории нашей Родины». — ISBN 5-02-029181-1
Инфантьев П. П. Путешествие в страну вогулов. — СПб.: Изд. Н. В. Ельманова, 1910. — 199 с.
Ищенко В., Сысуев Ю. Народ манси: история расселения. Информационно-просветительский портал ХМАО-Югры. Проверено 11 февраля 2011. Архивировано из первоисточника на WebCite 5 февраля 2012 года.
Манси // Народы мира: Историко-этнографический справочник/Гл. ред. Ю. В. Бромлей. Ред. коллегия: С. А. Арутюнов, С. И. Брук, Т. Ф. Жданко и др.— М.: Советская Энциклопедия, 1988.— 624 с.: ил., 6 л. цв. карт.
Манси // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
Манси // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
Манси (народ) // Ломбард — Мезитол. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 15).
Мансы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 190
Носилов К. Д. У вогулов. Очерки и наброски. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1904. — 255 с.
Соколова З. П. и др. Манси // Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / Отв. ред. И. Н. Гемуев и др.. — М.: Наука, 2005. — С. 199-303. — 805 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-010297-0.
Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. — М.: Наука, 2009. — 756 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-02-036755-5.
Энциклопедия «Народы и религии мира», М., 1998.
Вложение | Размер |
---|---|
42656661 (1).jpeg | 127.31 КБ |
42656661 (1).jpg | 259.12 КБ |
42656661 (2).jpg | 140.04 КБ |
42656661 (3).jpg | 97.96 КБ |
42656661 (4).jpg | 116.28 КБ |
42656661 (5).jpg | 86.26 КБ |
42656661 (6).jpg | 92 КБ |
42656661 (7).JPG | 156.33 КБ |
42656661 (8).jpg | 63.74 КБ |
42656661 (9).jpg | 93.07 КБ |
42656661 (10).jpg | 153.58 КБ |
42656661 (11).jpg | 277.32 КБ |
- 18875 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий