География Ханты-мансийского округа (Югра)
Ханты-Мансийский автономный округ занимает центральную часть Западно-Сибирской низменности, протянувшись с запада на восток почти на 1400 км - от Уральского хребта до Обско-Енисейского водораздела.
С севера на юг округ простирается приблизительно на 800 км, располагаясь в промежутке между 58?30’ и 65?30’ северной широты.
Протяжённость границ округа составляет 4750 км.
бронзовый символ Югры
ГЕОГРАФИЯ и КЛИМАТ
Географическое положение и рельеф
Территория округа представляет собой обширную, слабо расчленённую равнину с абсолютными отметками высок, редко достигающими 200 м над уровнем моря.
Исключение составляет лишь расположенная в северо-западной части, между Уральским хребтом и Обью, Северо-Сосьвинская возвышенность да проходящая вдоль северной границы округа, едва приподнятая гряда Сибирских увалов, являющаяся естественным водоразделом между бассейнами рек Оби и уходящих в субмеридианальном направлении на север Надыма, Пура и Таза. Также к моренным грядам относятся и более скромные по размерам Аганский увал и увал Нумто.
Особо следует выделить интереснейшее природное образование, получившее название Белогородский материк. Он представляет собой возвышенность, протянувшуюся в субмеридиональном направлении, ограниченную с запада рекой Обью, а с востока окаймленную долиной реки Надым. Максимальные высоты (до 231 м) тяготеют к сильно расчленённой "гористой" приобской части, на востоке рельеф расчленён слабо.
Северная часть (к северу от посёлка Малый Атлым) характеризуется высотами 190-230 м и значительным эрозиотнным расчленением. На юге возвышенности высоты редко превышают 100-130 м.
Своё название белогорье получило за светлый цвет слогающих возвышенность глин. Белогорский материк и его менее выраженное продолжение уже в Обь-Иртышском междуречье разделяют обширные низины Кондинскую и Сургутскую - истинные царства озёр и болот. На западе на терриотории округа заходят отроги и хребты горной системы Северного и Приполярного Урала. Для этой части территории округа характернен низко- и среднегорный рельеф (на Приполярном Урале - с чертами альпийского). Протяжённость горной области составляет 450 км при ширине 30-40 км.
В пределах горной системы Приполярного Урала на границе с республикой Коми находятся максимальные отметки абсолютных высот на территории ХМАО - до 1 895 м (г. Народная).
Климат
Климат округа умеренный континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий, особенно осенью и весной, а также в течение суток. На формирование климата существенное влияние оказывает защищённость территории с запада Уральским хребтом, а также открытость с севера, способствующая беспрепятственному проникновению холодных арктических масс. Немаловажную роль играет равнинный характер местности с большим количеством рек, озёр и болот. Зима суровая и продолжительная с устойчивым снежным покровом, лето короткое и сравниетльно тёплое.
Для переходных сезонов (весна, осень) характерны поздние весенние и ранние осенние заморозки. Средняя температура января по округу колеблется в пределах - 18-24 ?C. Наиболее низкие температуры воздуха (до -60-62 ?C) были зарегистрированы в долине реки Вах в Нижневартовском районе. Продолжительность периода с отрицательной температурой воздуха может достигать 7 месяцев, с октября по апрель; с устойчивым снежным покровом - 180-200 дней - с конца октября до начала мая.
До середины июня нередки заморозки. Самый тёплый месяц июль характеризуется средними температурами от 15,0 ?C (на северо-западе) до 18,4 ?C (на юго-востоке). Абсолютный максимум достигает 36 ?C. Годовая продолжительность солнечного сияния по округу составляет 1600-1900 часов, в Ханты-Мансийске - 1765 часов (для сравнения: в Санкт-Петербурге - 1563, Курске - 1775, Киеве - 1843 часа).
зимний Сургут, храм Георгия Победоносца
Летом преобладающее направление ветра северное, в отличие от зимы, когда чаще наблюдается южный ветер. Годовое количество осадков - 400-620 мм. Высота снежного покрова от 50 до 80 см.
Максимум осадков приходится на тёплое время года. Даже при сравнительно небольшом их количестве величины испарения весьма несущественны, в результате чего вся территория региона располагается в зоне избыточного увлажнения. Переувлажнение, низкие температуры, поздневесенние, летние и раннеосенние заморозки - всё это сдерживает выращивание большинства сельскохозяйственных культур. Распространено лишь очаговое земледелие, специализирующееся на выращивании картофеля, лука, редиса, капусты, моркови, овса, ячменя, кормовых культур.
таёжная река Пим
Гидрография
На территории округа насчитывается более 2 тыс. больших и малых рек общей протяжённостью 172 тыс. км. Главные реки ХМАО - Обь (3650 км) и Иртыш (3580 км) - одни из крупнейших рек России.
Кроме них к числу значительных рек следует отнести притоки Оби: Вах, Аган, Тромъёган, Большой Юган, Лямин, Пим, Большой Салым, Назым, Северную Сосьву, Казым, а также приток Иртыша - реки Конду и Согом. В округе более 10 рек, длина которых превышает 500 км. Каждая из них благодаря своим размерам, особой красоте, ботству рыбными ресурсами могла бы стать национальной гордостью многих стран мира. Река Конда, например, почти равна по длине (около 1100 км) Рейну, Большой Юган (1063 км) лишь на 5 км короче Вислы, а полноводный Вах (964 км) существенно длиннее Одера. Для всех рек округа, исключая реки уральской части, характерны небольшие уклоны, низкая скорость течения, весенне-летнее половодье, паводки в тёплое время года, подпорные явления. Обские подпоры распространяются на расстояние 700-200 км от устья притоков, что способствует образованию ларов (пойменных болот) и соров (сезонных озёр, образующихся на затопляемых низменных пространствах).
Треть территории округа занимают болота, преимущественно верхового и перходного типа. В окружении болот и лесов расположено около 290 тыс. озёр площадью более 1 га. Самые большие из них (площадью более 100 кв. км) - Турсунтский и Левушинский Туманы, Вандэмтор и Трмэмтор. Самые глубокие - Кинтус (48 м), Сырковый Сор (42 м). Большинство же озёр (около 90%) небольшие по площали и довольно мелские, не имеющие поверхностного стока.
река Вах
Почвы
Почвенный покров не отличается большим разнообразием. На приречных дренированных участках под густой темнохвойной тайгой распространены подзолистые почвы. На водоразделах со слабым поверхностным и грунтовым стоком преобладают различные виды глеевых почв, которые в центральной части обычно сменяются болотными. Маломощные подзолистые почвы лёгкого механического состава характерны для областей распространения зандра; на них, как правило, произрастают боры-ягельники. Для обской поймы характерно сложное сочетание аллювиальных, дерново-луговых и болотных почв. В горной (уральской) части распространены тундровые грубогумусные щебнистые почвы.
Флора
Флора Ханты-Мансийского округа насчитывает свыше 800 видов высших растений. Практически вся территория округа расположена в пределах одной природной зоны - таёжных лесов, только на крайнем северо-западе в приуральской части заходит в зону лесотундры и горной тундры. Большую часть территории занимает сильно заболоченная тайга.
Растительность представлена сообществами смешанных и хвойных лесов, болот, заливных лугов, водоёмов, горных тундр. В северных районах на состав растительности большое влияние оказывает многолетняя мерзлота. Лесистость территории составляет 52%. Доминирует зона средней тайги, которая представлена темнохвойными, светлохвойными, мелколиственными и смешанными лесами. В них произрастают ель, кедр, пихта, сосна, лиственница, берёза, ольха.
Особо следует отметить широко распространённые в северных районах округа обширные светлые лишайниковые боры, используемы в качестве оленьих пастибищ. Для речных пойм и низин характерна луговая растительность. Высокие поймы крупных рек часто покрыты ивняками паркового типа, ивово-березовыми, ивово-березовов-осиновыми травяными лесами. Леса и болота богаты ягодами: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, малиной, шиповником, черёмухой, рябиной. В традиционной медицине коренных народов используется около 200 видов растений.
река Аган
Фауна
Животный мир округа типичен для таёжной зоны России. Фауна позвоночных насчитывает 369 видов. Млекопитающие представлены 60 видами, 28 из которых являются промысловыми.
Наиболее распространёнными и ценными в хозяйственном отношении являются: лисица, песец, белка, соболь, куница, горностай, колонок, хорь, норка, ласка, выдра, заяц, дикий северный олень, лось и др. В Красную книгу России занесены росомаха и западносибирский речной бобр.
Орнитофауна округа представлена 256 видами птиц, включая 206 оседлых и гнездящихся видов. Наиболее многочисленны отряды воробинообразных, ржанкообразных и гусеобразных.
Основу охотничьей фауны (48 видов) формируют гуси, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики. Из хищников особо следует отметить ястреба-стервятника, болотного луня, ушастую сову. Встречаются редкие виды, занесённые в Красную книгу: кудрявый пеликан, чёрный аист, обыкновенный фламинго, пискулька, беркут, сапсан, чёрный журавль, стерх (белый журавль), тонкоклювый кроншеп, орлан-белохвост, скопа, кречет, чёрная казарка, краснозобая казарка. В реках и озёрах водится 42 вида рыб.
Промысловыми из них являются только 19 - это стерлядь, лельма, муксун, пелядь (сырок), чир (щокур), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун), налим, щука, язь, плотва, лещь, елец, окунь, ёрш, золотой и серебряный карась, а в водоёмах-охладителях Сургутский и Нижневартовской ГРЭС выращивают карпа. Видом, занесённым в Красную книгу, является осётр.
Округ печально знаменит обилием комаров и гнуса. Огромное количество кровососущих насекомых служит существенной помехой для домашних животных и работающих на открытом воздухе людей. Так, например, средняя численность взрослых особей комаров составлет на лесном участке в Оби и её притоков от 4 до 12 экземляров на 1 кв.м территории. Комары появляются в конце мая - середине июня, а их массовый вылет происходит в начале июля. К концу августа численность и активность комаров значительно снижаются. Период наибольшей активности мошек, когда они нападают на людей, приходится на вторую половину лета.
зима в Югре (ХМАО)
Природные ресурсы
Округ располагает огромными природно-ресурсным потенциалом. Прежде всего это запасы нефти и газа, лесные ресурсы, а также ряд твёрдых полезных ископаемых. Открыто более 400 нефтяных и газонефтяных месторождений с запасами около 20 млрд. т.
Прогнозные запасы нефти оцениваются в 35 млрд. т. К числу наиболее крупных нефтяных месторождений относятся Самотлорские (входящиее в десятку крупнейших в мире), Фёдоровское, Мамонтовское и Приобское. Как правило, в месторождениях нефти присутствуют попутный газ - ценнейшее сырьё для химической промышленности.
К сожалению, большая его часть до сих пор сжигается на месторождениях, меньшая - используется в качестве топлива на крупнейших тепловых электростанциях (Сургутских ГРЭС-1 и ГРЭС-2). По запасам природного газа Ханты-Мансийского АО занимает второе место в Российской Федерации после Ямало-Ненецкого АО.
Помимо месторождений нефти и газа богатство региона составляют также залежи коренного и россыпного золота, прогнозные запасы рудных формаций которого оцениваются в 220 т. На прилегающей к Уралу части автономного округа обнаружены залежи железных руд, а также проявления бокситов, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала и др.
Ведётся промышленная разработка месторождений жильного кварца, горного хрусталя и пьезокварца. Качество названных видов сырья одно из самых высоких в мире. Изветсны месторождения бурого и каменного угля, расчётные запасы которого оцениваются в 4600 и 970 млн т соответственно. Имеются месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, строительных песков, песчано-гравийной смеси, ценного агрохимического сырья - сапропеля, неисчислымые запасы торфа. Огромны ресурсы пресных, минеральных и термальных подземных вод, которые используются пока незначительно.
река Большой Юган
Юганский заповедник
Образов в 1982 г. как крупнейший резерват таёжных ландшафтов. Занимает площадь 648,7 тыс. га, имеет по периметру двухкилометровую охранную зону площадью 98,9 тыс. га. Территория заповедника включает часть бассейнов рек Негусъях и Малый Юган - правых притоков Большого Югана. Центральная усадьба заповедника расположена на Утуге, наиболее крупном из находящихся поблизости населённом пункте. Неподалёку от границ заповедника вдоль рек традиционно живут немногочисленные семьи ханты.
Юганский заповедник находится в подзоне средней тайги, где наиболее типичны участки заленомошных темнохвойных лесов в сочетании с долгомошными и сфагновыми. По долинам рек и ручьёв раскинулись своеобразные таёжные формации - урманы, в которых преобладают ель или кедр в соседстве с пихтами, берёзами, рябинами, черёмухой.
Широко распространены также сосновые леса, местами сочетающиеся со сфагновыми болотами (рямами). Склоны увалов и речных долин покрыты живописными кустарничковыми борами с преобладанием брусники и багульника. К речным поймам приурочены березово-осиновые леса с подлеском из шиповника и ивы козьей, сочетающиеся с участками луговой растительности. Здесь простираются злаково-разнотравные, осоково-канареечниковые и болотно-осоковые луга. В Юганском заповеднике обитают около 40 видов таёжных млекопитающих.
Наиболее распространены лось, бурый медведь, соболь, белка, бурундук, выдра, лесная куница, горностай, заяц-беляк, лисица, колонок и росомаха. В отдельные годы отмечаются заходы песцов и диких кабанов. Широко расселились акклиматизированные виды - ондатра и американская норка. В составе орнитофауны более 180 видов, из которых преобладают глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, кулики, вальдшнепы, бекасы, утки, хищные совы, кукушки, дятлы. Встречаются также редкие птицы: филин, чернозобая гагара, серый журавль, чёрный коршун, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник, лебедь-кликун, чёрный стриж.
Изредка в поле зрения натуралистов попадают пернатые, занесённые в Красную книгу РФ: орлан-белохвост, беркут, скопа, чёрный аист, краснозобая казарка, сокол-сапсан. Рептилии представлены обыкновенной гадюкой и живородящей ящерицей, амфибии - сибирской и остромордой лягушкой, сибирским углозубом. На территории заповедника отмечено постоянное обитание десяти видов рыб. В различных водоёмах заповедника встречаются щука, окунь, ёрш, плотва, язь, елец, золотой и серебряный карась, а также пескарь и гольян. На Большом Югане иногда отлавливаются нельма и налим.
город Ханты-Мансийск
ИСТОРИЯ
Югра в древности (VIII тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э)
Обширные пространства Западно-Сибирской равнины и нижнего Приобья считаются одной из самых позднезаселённых территорий. Первые свидетельства о пранасельниках сих мест относятся к эпохе мезолита (среднего каменного века) - VIII-VI ты. до н.э. согласно наиболее распространённой версии, первожителями края были древние уральцы (предки угров, финнов и самодийцев). Заселение территории, вероятно, осуществлялось разновременными волнами из сопредельных районов, большей частью из лесостепной полосы Западной Сибири - наиболее вероятной прародины угров, где во времена неолита (IV тыс. до н.э.) предки всех родственных современным ханты и манси народов составляли единую прафинноугорскую общность.
Во II тыс. до н.э. в связи с потеплением климата граница степей стала перемещаться к северу, соответственно на север стали продвигаться и скотоводческие племена, постепенно смешиваясь на этом пути с таёжными аборигенами. В I тыс. до н.э. угорская общность распалась. Произошло обособление таёжных охотников и рыболовов от скотоводов южноуральской и западносибирской лесостепи. Своеобразие природных условий и ресурсов Западной Сибири надолго определило преобладание присваивающего хозяйства в северных культурах. Впрочем, промысловая культура северян нисколько не уступала по жизнеспособности более прогрессивным южным культурам скотоводов и земледельцев.
В эпоху ранней бронзы возникает ряд поселений на правобережье Оби (наиболее известное из них Барсова Гора Близ Сургута), древние обитатели которых занимались охотой и рыболовством, в хозяйстве преобладали каменные орудия труда, но распространялись и новые, пока ещё несовершенные орудия из бронзы. С началом железного века началось более интенсивное заселение Приобья. К памятникам этого времени относятся поселения кулайской (VI-IV вв. до н.э.), белоярской (VI-III вв. до н.э) и калинкинской (VI-III вв. до н.э.) культур. В это же время южная часть угорских племён находилась в тесной взаимосвязи с ираноязычными скотоводами-кочевниками.
Видимо, именно из этой группы несколько позднее выделились предки современных венгров, ушедшие на запад вплть до Дуная (получив название дунайских угоров), в то время как предки обских угров (манси и ханты) расселились соответственно по обе стороны Уральского хребта и бассейну нижней и средней Оби.
река Коттым (Коттымъеган)
Югра в средние века (V-XVI вв.)
В эпоху раннего Средневековья на территории современного ХМАО складывается нижнеобская культура. Именно в это время началось формирование наиболее характерных черт этносов ханты и манси. В I тыс. на таёжном правобережье Оби появляются крупные городища - своеобразные крепости ханты. Их жители охотились на пушного зверя, ловили рыбу, оборонялись от враго. Имея относительно небольшую численность, к X в. ханты заселяют обширные пространства от Урала до Енисея и от низовий Оби до Барабинских степей. Однако под влиянием усилившейся экспансии русских и коми-зырян, обитавшие в Предуралье манси в XIV-XVI вв. вынуждены были переселиться за Урал, где в свою очередь оттеснили к востоку и северу живущих там ханты.
Под постоянным напором с юга кочевников-тюрков, впоследствии сформировавших этнос сибирских татар, обские угры вынуждены были отступать дальше на север, в результате чего ареал расселения ханты всё более сокращался в размерах, смещаясь к северу и востоку. Издавна ханты селились вдоль рек, и поскольку расстояния между поселениями были значительными, то внутри каждого речного бассейна складивалась своя культура, отличная от других. Так возникли локальные субэтносы и культуры ваховских, аганских, юганских, казымских и многих других ханты.
Со всторой половины XIII в. новым фактором развития территории стало её вхождение в состав улуса Джучи, позднее получившего название Золотой Орды.
В результате очередной волны тюркской экспансии местное угорское население было обложено ясаком, частоитчно ассимилировано, частично оттеснено к северу. Таким образом в результате сложных этнических процессов, проходивших на протяжении этнос сибирских татар, вобравшей в себя как финноугорские и самодийские, так и тюркские и татаромонгольские компоненты.
рассвет под Сургутом
В 20-х гг. XIV в. в Сибири был сделан первый шаг к образованию татарского государственного объединения, получившего название Тюменского ханства и связанного вассальной зависимостью с Золотой Ордой. Родоначальньником правящей династии стал Тайбуга, а его потомки-преемники получили имя Тайбугиды. В конце XIV в. распад Золотой Орды привёл к обособлению Тюменского ханства со столицей в Чинги-Туре (Тюмени).
Формально же годом появления Сибирского ханства (как более широкого государственного образования по отношению к ханству Тюменскому) считается год 1496-й. Столицей Сибирского ханства стал город Искер (среди соседних народностей больше известный как Кашлык), иногда также именуемый Сибиром или Сибирью. Именно от него унаследовало название и всё ханство, а позднее, с приходом русских, и огромные пространства северной части Евразийского материка.
Внушительное по размерам Сибирское ханство было заселено крайне редко. считается, что к середине XVI в. здесь проживало немногим более 30 тыс. человек взрослого населения. Это были преимущественно сибирские татары (особенно в западных и южных районах), а также манси и коми-пермяки на западе, ханты в центральных и северных районах, селькупы на востоке. Отношения между коренным угрофинским и пришлым татарским населением были в целом дружественными, что в немалой степени обеспечивало стабильность ханства даже перед лицом русской экспансии.
Огромная территория была практически лишена городов. Однако по берегам рек, в местах проживания финноугорского населения, там, где поднимались изолированные песчаные бугры, создавались небольшие укреплённые пункты так назвываемые городки. По такому же принципу создавались позднее и татарские городки. Таковыми стали Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Явлу-Тура (Ялуторовск), Касим-Тура и др. На реке Туре при впадении в неё Тюмени была создана и столица Тюменского ханства - Чинги-Тура (ныне г. Тюмень).
Невзирая на относительное могущество, влияние Сибирского ханства не распространялось далше южной части бассейна Конды. Таким образом, вплоть до XVII в. далее к северу простирались независымые территории, заселённые коренными угрофинскими народами.
До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, большей частью ставшие позднее территориальными субэтническими группами. В результате межплеменных и инхы военных столкновений у обских угров сложились так называенмые княжества, во главе которых стояли князья. Упрощённо их географию можно представить следующим образом: на правом берегу Оби, к югу от устья Казыма существовало Кондское княжество, состоявшее из двенадцати городков. Уже к концу XV в. упоминается целый ряд кодских князей, возглавлявшихся "большим князем" Молданом. Фольклорная традиция до наших дней донесла представление об этом воинственном народе, внушавшем соседям страх и недоверие. К югу от Конды, у слияния Оби и Иртыша, отмечено Белогорское княжество. Небольшое по территории, оно приобрело известность благодаря своим святилищам и оракулам. Время его становления относится к рубежу XII-XIV столетий, а наибольшего расцвета оно достигло к 80-м гг. XVI в. во время правления легендарного князя Самара, объединившего владения восьми родовых князей. Однако в 1583 г., ослабленное нападением одного из отрядов Ермака и смертью князя Самара, Белогородское княжество утратило самостоятельность и попало под влияние Кондского княжества, хотя род Самаровых сохранил княжеский статус вплоть до 30-х гг. XVII в.
Русская колонизация (XII-XVI вв.)
Первыми русскими людьми в Сибири стали новгородцы-ушкуйники. Именно они принесли весть о существовании на востоке, за Камнем (Уральскими горами) северных народов под названием "югра" (считается, что это слово комизырянского происхождения и от этого народа попало уже к русским). Так же называлась и земля, на которой жили эти народы.
Теперь Югра - имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины - снова возвращается в обиход и всё чаще используется как название Ханты-Мансийского округа, а с июля 2003 г. оно получило статус официального.
Об экспедиции новогородцев в Югорскую землю упоминается в "Повести временных лет" под 1096 г., когда предприимчивые новгородские купцы проникли в низовья Оби и Таза. Летопись повествует о неизвестном народе югра - остяках (ханты) и вогулах (манси), - с которыми столкнулись русские первопроходцы. В рассказе впервые упоминаются и соседи югричей - самоядь (ненцы). XII - XIII вв. отмечены в летописях довольно частыми походами новгородцев в Югру для сбора дани - мехов соболей, горностаев, песцов и белок. Спрос на дорогие меха в Европе и на Руси был неиссякаем. Ещё до потери Новгородом самостоятельности, а именно в середине XV в., ведущая роль в отношениях с Югрой перешла к Москве.
В 1465. г. Иван III снарядил первый военный поход на Югру. В 1481-1483 гг. был предпринят второй поход под командованием князя Фёдора Курбского-Чёрного и воеводы Ивана Салтык-Травина, в результате которого самый влиятельный из местных правителей "большой князь" Кодского княжества Молдан, попал в плен (1483 г.). Кодское, а затем и Пелымское княжества должны были признать власть Москвы и поставлять ежегодные поминки (дары). Однаго Югра не спешила исполнять ясачные обязательства. И в 1499-1500 гг. был организован поход под командованием воевод С.Ф. Курбского, П.Ф. Ушатова и В.И. Гаврилова-Бражника. Главной целью было завоевание Ляпинского княжества. Русские взяли 42 укрепления и захватили в плен 58 князьцев. Однако и победы данной экспедиции не помогли установлению полной власти Москвы над территориями Зауралья.
В XVI в. русские землепроходцы открыли морской путь в обход Ямала через Югорский Шар на Обскую губу и далее вверх по Оби - в "кладовую мягкой рухлди", что привело к существенному увеличению торгового оборота русских с аборигенами Сибири. После распада Золотой Орды к концу XV в. в Среднем Приобье и Прииртышье возникает государственное образование Тюменское (позднее Сибирское) ханство с центром в городе Чинги-Тура (ныне Тюмень). Это были времена соперничества правящей династии Тайбугидов со второй ветьвью сибирских ханов - династией Шейбанидов.
В 1555 г. хан Едигер (династия Тайбугидов) признаёт вассальную зависимость от московского царя, однако в 1563 г. он был убит Шейбанидом ханом Кучумом, который спустя 9 лет (в 1572 г.) окончательно разорвал диннические отношения с Москвой. Русские военные и торговые экспедиции в Западную Сибирь носили эпизодический характер вплоть до конца XVI в. и не ставили своей целью территориальные приобретения.
река Лосъеган
Начало последовательного присоединения Сибири к Московскому государству было положено в 1582 г. легендарным походом Ермака Тимофеевича. Возглавив отряд из 600 человек, Ермак 1 сентября выступил в поход "за Камень" (Уральские горы). Поднявшись по реке Чусовой и её притоку Межевой Утке, он перешёл на Актай (бассейн Тобола). Главное сражение разыгралось 26 октября на Иртыше, на мысе Подчуваш.
Ермак разбил татар Маметкула, племянника Кучума, и вступил в Кашлык (Искер), столицу Сибирского ханства (находившуюся в 17 км от современного Тобольска), где нашёл много ценных товаров и пушнины. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами. Ермак встречал всех "лаской и приветом" и, обложив податью (ясаком), обещал защиту от врагов. В конце зимы 1583 г. Ерма отправляет небольшой отряд казаков вниз по Иртышу.
Отряд, возглавлявшийся пятидесятником Богданом Брязгой (по другим сведениям - атаманом Никитой Паном), пройдя через земли кондинско-пелымских вогулов, подошёл к стенам Самарова городка. Застигнутые врасплох внезапным нападением казаков, остяки отступили. В сражении был убит и князь Белогорского княжества Самар. Так, казачий атаман А. Галкин участвовал в походе на Ляпинское княжество, в штурме вогульского городка Сугмут-Ваш, на месте которого позднее возник русский Березов. Уже после гибели Ермака, осенью 1585 г. казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укреплённое поселение - Обской городок. В итоге мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства, что окончательно было закреплено в 1593 г. основанием городом Пелыма и Березова, а в 1594 г. - Сургута.
Таким образом, в первой половине XII в. к России была присоединена вся территория таёжной и тундровой зон Западной Сибири, на долгое время ставшая крупным поставщиком пушнины. Местное население обязывалось отныне платить ясак, исполнять многочиленные отработочные повинности по строительству крепостей, дорог, ямской гоньбы и др.
река Егуръеган
Историки дают разные оценки завоеванию Сибири. Одни отмечают имперское содержание московской политики, её агрессивность, уничтожение "огнём и мечом" малейших очагов сопротивления туземцев, устройство крепостей с гарнизонами и артиллерий в тех местах, где веками совершался мирный товарообмен. Другие, наоборот, утверждают идею о добрососедских отношениях между русскими и аборигенами, о стремлении русских сохранить традиционный уклад жизни местного населения.
После присоединения к Русскому государству западносибирских земель вначале на них сохранялись племенные княжества ханты и манси. В этом выражалась политика столицы по отношению к новым территориям. Москва стремилась опереться на верхушку местного населения, чтоб с её помощью укрепить власть над всей территорией.
В результате между царём и местной аристократией сложились своеобразные отношения: за свою службу князья получали от него в качестве пожалования "родственные вотчины", а царь обязывался беречь своих подданных. Но история сохранила и иные факты. Упорное сопротивление русским казакам оказывали вогульские (мансийские) князья. Только применение пушек заставило отступить хантыйского князя Бардака. Сопротивлялись дружине Ермака воины Пелымского княжества и Большой Конды. Уже после присоединения Сибири в XVII в. произошёл ещё ряд вооружённых выступлений ханты и манси, но все они были довольно жестоко подавлены.
хант на оленьей упряжке
Югра в XVII-XIX вв.
Появившиеся на Обском Севере городки стали развиваться как местные торговые центры. На наиболее оживлённых направлениях возникли станции для перемены лошадей - "ямы". Так, в 1637 г. были устроены два яма - Демьянский и Самаровский, ставший впоследствии городом Ханты-Мансийском. В конце XVII в. прекращается ввоз хлеба в Сибирь с Урала.
В этот период происходит активный приток в Сибирь "пашенных" крестьян. Они расселяются в лесостепных и южнотаёжных районах, занимаются хлебопашеством, снабжая зерном жителей городов и острогов. Южная часть вновь присоединённых территорий приобретает вид русского аграрного переселенческого района.
XVII-XIX вв. определяются довольно мирной политикой в отношении Западной Сибири и населяющих её аборигенов. Однако историками она интерпретируется по-разному. Одни утверждают, что русское аграрное освоение новых северных земель привело к ассимиляции местного населения, его деградации и вымиранию от болезней, алкоголя и жестокого угнетения.
Другие доказывают сохранение традиционного уклада жизни аборигенов, их быта, верований, обычаев. Подчёркивается попечительская роль Российского государства, разумность действий администраций в отношении инородцев, терпимость переселенцев разных национальностей, их невмешательство в личные и религиозные свободы туземцев. В целях установления новых порядков и хозяйственного освоения богатейшего по природным ресурсам края в 1708 г. указом Петра I была учреждена Сибирская губерния, в которую вошли города Березов и Сургут.
С середины XVIII в. край становится местом ссылки государственных преступников. В Березове с 1727-го по 1729 г. отбывал наказание князь Александр Меншиков, в 1730-х гг. сюда было сослано многочисленное семейство князей Долгоруких, в 1742-1747 гг. - граф Андрей Остерман. После событий на Сенатской площади в обских городках отбывали ссылку некоторые декабристы. В 1775 г. указом Екатерины II создана Тобольская губерния, в состав которой вошла территория современного Ханты-Мансийского округа. Со второй половины XIX в. в регионе началось интенсивное развитие капиталистический отношений. Росли обороты югорских ярмарок - Сургутской, Березовской, Ларьякской, Юганской.
болота Западной Сибири
Однако характер экономики Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XX вв. продолжал определяться двумя ограничивающими экономический рост фаторами: особенностями природно-климатических условий и относительно низкой плотности населения. Основным средством сообщения служил речной транспорт. Начавшееся в середине XIX в. движение параходов становилось всё более интенсивным.
В 1859 г. по Оби и Иртышу ходили 7 параходов, в 1904 г. - 107, а в 1913 г. - уже 220. В 1909 г. в Самарово была проложена телеграфная линия, к 1913 г. Она достигла Березова и Сургута. Промышленность Обь-Иртышского Севера была представлена несколькими полукустарными рыбоконсервными предприятиями. Сельскохозяйственное производство в северных условиях сводились к очаговому овощеводству и животноводству. Главным же занятием северян была рыбная ловоля, охота на зверей и птиц, сбор кедровых орехов, грибов и ягод.
Югра Советская (1917-1991 гг.)
После Февральской революции 1917 г. на территории Тобольской губернии, наряду с местными властями Временного правительства, стали избираться Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В 1918 г. Тобольская губерния была переименована в Тюменскую, а губернский центр перенесён из Тобольска в Тюмень. В конце июня 1918 г., с началом Гражданской войны, власть в Тюменской губернии перешла к Временному сибирскому правительству, а в ноябре этого же года - к А.В. Колчаку. Аборигенное население в большей своей части сохраняло нейтралитет и в боевых действиях не учавствовало. Гражданская война на Севере продолжалась до марта 1920 г.
Послевоенная экономическая ситуация была чрезвычайно сложной: разруха, прекращение завоза продовольствия, охотничьих припасов. Положение обостряло и недовольство крестьян продразвёрсткой. В начале 1921 г. на всей территории Тюменской губернии вспыхнуло крестьянское восстание. На севере в марте - апреле были захвачены Сургут, Березов, Самарово.
После упорных боёв в мае - июне регулярноые части Красной армии разгромили повстанцев. В 1923 г. были упразднены губернии, уезды и волости. Образована единая Уральская область, в состав которой вошли районы: Березовский, Сургутский, Самаровский и Кондинский.
С 1926 г. на Севере вводится административно-правовое устройство в виде туземных Советов и районных исполнительных комитетов (тузриков). 10 декабря 1930 г. Президиум ВЦИК принял постановление "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Постановлением предусматривалось создание 8 национальных округов, в том числе и Остяко-Вогульского.
Название округ получил по принятому в то время наименованию коренных народностей округа: остяки и вогулы. Вскоре эти этнонимы были заменены самоназваниями "ханты" и "манси" (оба означают "человек"). В 1940 г. национальный округ был преобразован в автономный и переименован в Ханты-Мансийский. Параллельно шёл процесс создания письменности для ханты и манси, вначале с использованием латинской графики (1931 г.), а с 1937 г. на основе русской азбуки с привлечением дополнительных символов.
С конца 1920-х гг. началась коллективизация края, проводившаяся чаще насильственным путём. С 1930-х гг. на Север стали высылаться со всей страны "спецпереселенцы", руками которых в значительной степени был построен Ханты-Мансийск, обустроены многие населённые пункты. Вместе с местными жителями они участвовали в возведении "строек пятилетки" - Самаровского рыбоконсервного комбината (1930 г.) и др. Одной из ведущих отраслей стала лесная промышленность, снабжавшая древесиной не только Сибирь, но и Урал. В 1934 г. были предприняты первые шаги по поиску и разведке на территории округа нефти и газа.
В начале Великой Отечественной войны экономика края, как и других регионов страны, была ориентирована на военные нужды. Так, Кондинский и Ханты-Мансийский леспромхозы заготавливали специальную древесину для производства овиафанеры, прикладов для винтовок, лыж. Резко увеличила выпуск продукции рыбная промышленность округа. В годы войны в Ханты-Мансийске были построены спичечная фабрика и валяльная мастерская. Отличились жители округа и в сражении на фронтах. Орденами и медалями награждены более 4 тыс. человек, одиннадцать из них стали Героями Советского Союза.
устье реки Иртыш, река Обь, район Ханты-Мансийска
В послевоенные годы основные перемены в экономической жизни Югры, в первую очередь, были связаны с разведкой и освоением месторождений нефти и газа. 21 сентября 1953 г. в Березове геологоразведочной партией А.Г. Быстрицкого на скважине Р-1 впервые в Западной Сибири был получен природный газ. 23 июня 1960 г. бригада бурового мастера С.Н. Урусова нашла нефть в районе Шаима - тоже впервые в Западной Сибири. Затем последовали открытия Усть-Балыкского, Мегионского, западно-Сургутского, Покурского, Ватинского, мамонтовского, Салымского, Правдинского, Самотлорского и многих других месторождений. Наряду с промышленной эксплуатацией нефтегазовых месторождений в округе развивалась лесная промышленность. Важную роль в этом сыграло строительство железной дороги Ивдель - Обь, что позволило создать крупные леспромхозы: Советский, Комсомольский, Пионерский и др.
Югра современная
1993 г. - округ становится полноправным субъектом РФ.
1995 г., 26 апреля - дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла Устав (Основной закон) ХМАО.
1996 г., - 27 октября в округе состоялись первые всенародные выборы губернатора.
2003 г. - в Ханты-Мансийске прошёл чемпионат мира по биатлону среди взрослых.
2003 г. - презитент РФ Владимир Путин подписал Указ №841 об изменение официального названия Ханты-Мансийского автономного округа. С 25 июля 2003 г. его наименование "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра".
К началу XXI в. ХМАО - один из наиболее экономически развитых регионов страны, энергетическое сердце России. Здесь, в окружении болот и лесов, выросли новые города, строятся дороги, мосты через Иртыш и Обь, электростанции, появились спутниковое и кабельное телевидение, новейшие средства телефонной и мультимедийной связи. На основе экономического роста сложились предпосылки совершенствования социальной сферы, образования и культуры округа. Сегодня Югра один из наиболее перспективных и динамически развивающихся регионов Российской Федерации.
Легенда о шестиногом лосе
В древние-предревние времена, когда на земле ещё не было людей, сын Нуми-Торума жил на берегу реки ВАх на вершине горы в доме-тереме - ловил рыбу, охотился на диких гусей и глухарей, соболей и белок - словом, был весьма удачливым охотником. И вот однажды он напал на след шестиногого лося. Но лось на шести ногах оказался таким быстрым, что даже стрела не смогла достичь его, и тогда охотник сказал лосю: "Если я не могу тебя догнать, то в пору зарождения кедровой шишки, подобной кукле (так образно ханты называют перволюдей земли), кто ж тебя догонит?!" И он ещё долго-долго гонял по всей земле шестиногого зверя.
И наконец, догнав, обрубил лосю две задние ноги. С тех пор все лоси стали ходить на четырёх ногах. А следы от лыж-подволок бога-охотника - две идущих рядом светлых полосы - отпечатались на звёздном небе, и люди стали называть их Млечным Путём. Вознёсся на небо и сам шестиногий лось в виде яркого созвездия, которое именуется нами Большая Медведица.
НАРОДЫ и ТРАДИЦИИ
В Югорской долине проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей - ханты, манси и лесных ненцев, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на дальних родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. В округе осуществляют деятельность 39 национальных общин. Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закрелены в Уставе Ханты-Мансийского округа.
Малочисленные народы севера
В 1925-1926 гг. постановлениями ВЦИК и СНК была определена группа так называемых "туземных народностей и племён", получившая льготы в развитии хозяйства. К середине 1950-х гг. малочисленными были признаны 26 "малых народнойстей Севера": саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, нганасаны, селькупы, кеты, эвеки, долганы, юкагиры, чуванцы, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удегейцы, негидальцы, ороки, орочи. Эти народы были особо выделены на основе признаков:
1) малая численность;
2) особый характер традиционных занятий (оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);
3) подвижный образ жизни (кочевой, полукочевой, полуосёдлый);
4) низкий уровень социально-экономического развития (пережиточные формы первобытно-общинных отношений).
Более 80 лет специальные постановления правительства определяли экономические и социальные льготы для малочисленных народов Севера, выделяли большие средства для развития их экономической культуры. Некоторые меры в отношении народов Севера имели положительные результаты: развитие грамотности, языка и письменности, литературы, медицины, товароснабжения, средств связи, формирование интеллигенции и др. С 1950-1960-х гг. в обиходе был термин "народности Севера", сохранился и термин "малые народы Севера", в настоящее время введён термин "малочисленные народы Севера". Список малочисленных народностей Севера расширен за счёт включения в него шорцев, телеутов, кумандринцев, тувинцев-тоджинцев, кереков. Выделение малочисленных народностей Севера в особую группу сыграло большую роль в их консолидации, развитии их этнического самосознания, создания общественных организаций - Всероссийской ассоциации малочисленных народов Севера, местных этнических, а также региональных ассоциаций.
Ханты
Народ ханты (устаревшее - остяки, самоназвание - ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. Из 22,5 тыс. ханты, насчитывающихся в Российской Федерации, на территории ХМАО проживают около 12 тыс. (то есть более 53%).
Среди ханты выделяются три этншические группы - северная, южная и восточная. В каждой из них обособляется ряд подгрупп, получивших свои названия по названиям рек, в бассейнах которы они локализованы: ханты аганские, тромъёганские, ваховские, казымские, кондинские, салымские, среднеобские (сургутские), юганские, нижнеобские пимские и др. Кадая из этнических подгрупп отличается языковым диалектом, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключаением браков в своей группе). До начала XX в. русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантыйского ас-ях - "народ большой реки" или "обские люди"), ещё ранее, до XIV в., - югрой. В основе формирования жизненного уклада ханты лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих угорских племён. Во второй половине I тыс. складываются основные группы ханты, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Урала на западе.
С XIV в. начался процесс вытеснения народностью манси части ханты из западных областей и их переселение в востонче и северные районы. В результате миграции и этнических контактов с аборигенным населением Севера на ханты сильное влияние коазали ненцы, на востоке - селькупы, в южных районах - тюркоязычные народы, а позднее и русские.
Процессы "обрусения" ханты особенно интенсивно проходили в XVIII-XX вв. на Иртыше, Оби, Конде. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, большей частью ставшие позднее этнотерриториальными группами. В результате межплеменных и иных военных столкновений сложились так называемы княжества, во главе которых стояли князьцы. Позднее, в период русской колонизации, многи из приобских и прииртышских остяцуких княжеств были преобразованы в отдельные волости, формальными главами которых остались местные князья, ведавшие сбором ясака. В последующие века ханты продолжали вести традиционный образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, большие рыболовные сети, огнестельное оружие и др.
мост через Тромъеган
Манси
Манси (устар. русское - вогулы) - один из малочисленных (8,3 тыс. человек) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6 тыс. человек (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби - реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий), а также Нижнюю Обь (Березовский, Октябрьский районы).
Самоназвание народности - манси махум ("манси люди"), часто локальные самоназвания связаны с местностью, рекой: алы тагт мансит (верхнесосьвинские), сакв мансит (сыгвинские, то есть ляпинские), полум махум (пельымские). Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. В нём выдерляются северная, южная, восточная и западная группы диалектов. Язык и традиционная куольтура в настоящее время сохраняются лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси.
Этнос манси сложился в результате слияния племён уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II-I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание куольтур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется она в культуре коня и небесного всадника - Мир-Сусне-Хума.
Первоначально манси были расселены на Южном и Среднем Урале и их западных склонах, а также в Прикамье (басейны рек Вишеры и Чусовой). Их более рання топонимика отмечена также на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки и Мезени. Этническая история этого небольшого народа характеризуется многочисленными групповыми миграциями с запада (Приуралье, Прикамье) на восток - за Урал, на Северную Сосьву, Нижнюю Обь, притоки Конды, реки Туру и Тавду. Это происходило в результате активизировавшейся экспансии русских и коми в XI-XV вв. Под давлением русского заселения северных территорий коня, в свою очередь, далее за Урал остатки манси.
Особенности быта и занятий, специфика духовной культуры и мифологических представлений у манси чрезвычайно схожи с хантыйскими. Так, основными традиционными занятиями манси являются охота, рыболовство, сбор дикоросов, у северных и приуральских - оленеводство. Часть южных, западных и восточных манси восприняли от русских переселенцев земледелие и животноводство. Исторически большая часть манси относились к полуосёдлым охотникам и рыболовам. Лишь часть северных манси, перенявших культуру самодийского тундрового типа, классифицировались как кочевые оленеводы. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились с луком и стрелами (позднее - с ружьём), с собакой.
Ловили зверя и птицу ловушками, петлями, сетями-перевесами. С развитием товарно-денежных отношений пушная охота постепенно вытеснила мясную. Рыбу ловили множеством способов - посредством запоров и сетями, ставшыми ловушками и лучением. Ещё в XIV-XVIII вв. основным транспортным средством у манси была собачья упряжка, со временем её вытеснил олений транспорт. Летом плавали на долблёных лодках с нашитыми из досок бортами (облас, калданка). На Обь спускались в большых крытых лодках - каюках. Широко использовали лыжи, которые были двух типов - голицы и подшитые (подклеенные) камусом.
Дисперсный тип расселения манси обусловлен их занятием (охотой и рыболовством), а также полуосёдлым образом жизни. Как и ханты, мансийские поселения были постоянными (зимними) и временными - сезонными (весенними, летними и осенними), в которые переселялись на время промысла. Традиционные селения (пауль) состояли из одного - десяти домов и располагались по берегам рек, обычно на расстоянии одного дня пути одно от другого. Основным типом жилища является срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента.
В жилищах, расположенных близко к воде, делали фундамент из двух-четырёх брёвен, в низких местах срубы ставили на сваи. Для отопления и освещения в постоянном жилище устраивали чувал - открытый очаг типа камина. В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили амбары - наземные и свайные. Для проведения собраний и праздников существовали общественные здания, для беременных и рожениц - специальные постройки (мань кол - "маленький дом"). В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в которых помещали идолов, изображавших духов-покровителей.
Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, демисезонную - из кожи или сукна, летнюю - из ткани. В старину манси делали одежду из крапивного сукна, позднее перешли на покупные ткани. Традиционная женская одежда - платье, халат, зимой - двойная распашная оленья шуба (ягушка, сак), богато орнаментированная бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой. В качестве украшений использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками.
Носили большое количесвто колец, нагрудные бисерные украшения. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, пояса. Верхняя глухая одежда - малица, гусь (совик). В XX в. жизнь манси так же, как и ханты, сильно изменилась: их насильственно переводили на осёдлость, сгоняли в колхозы и совхозы, внедряя нетрадиционные виды деятельности - такие, как овощеводство, животноводство, клеточное звероводство.
Лесные ненцы
Ненцы (старинное название - самоеды, юраки) - коренное население Евразийского Севера России. По переписи 1989 г. численность ненцев составила 34,3 тыс. человек. Выделяются две этнические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторым особенностям культуры. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи, разделяется на два диалекта - тундровый и лесной. На лесном диалекте говорят 5-7% ненцев. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы.
Самоназвание лесных ненцев - нещанг ("человек"), старое название - казымская или кунная самоядь. Название пян хасова ("лесные люди") дано им тундровыми ненцами. Традиционные районы проживания - верхнее и среднее течение реки Пур, увал Нумто от верховьев рек Казым, надым, Пим до верховьев реки Аган. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. В настоящее время насчитывается около 2000 лесных ненцев, большая часть которых проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.
По своей культуре и языку лесные ненцы во многом близки с северными и восточными ханты. Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1902 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак.
Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарка) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными учёным. В конце XIX в. сенсационно прозвучало "открытие" профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идёт о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.
Ещё несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетённые из ивового лыка сети и невода, а в качестве грузил употреблялись куски мамонтовых рёбер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось с помощью запорных сооружений на небольших речках, а также сетевой ловли и неводьбы на проточных озёрах.
Основным летним транспортом служили лодки-долблёнки (обласа) из сосны или кедра, зимним - запряжённые оленями нарты, лыжи. Оленеводство лесных ненцев характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных заграждений (коралей) и дымокуров. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и частично потребности в пище.
Важное значение имела охота в зимне-весенний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном. Осенью, весной или летом охотились на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы, слопцы. Белку промышляли с помощью лука и стрел.
Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) - каркасная контрукция из 25-40 шестов и покрышек (нюков) из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек - навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба ("нянь мят" - "хлеба дом"). Традиционная одежда и обувь шьётся из шкур домашних и диких олений. Мужская одежда состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), малично рубахи, сшитой из сукна, и совика (верхней одежды мехом наружу). Женской одеждой является ягушка - распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Пищевой рацион лесных ненцев составляют дикоросы, рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя.
Основой социальной организации является род. Счёт родства ведётся по отцовской линии. В прежние годы запрещались браки между представителями одного рода и браки с иноплеменниками, хотя уже в XIX в. были нередки межэтнические браки лесных ненцев с восточными и северными ханты. В основе религиозных представлений лесных ненцев лежат анимистические представления: вера в духов, населяющих окружающий мир.
Центральным святилищем является озеро Нумто ("божье озеро"), на одном из островов которого (Нго-ях - "остров-сердце") приносились жертвы языческим богам. По легенде, в озеро превратился сброшенный на землю сын верховного небесного бога Нума - Нумгибой. Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духа каха (хэхэ). Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нга (Нгомулик). Через своих слуг, злых духов - нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умерших. Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися ("небо-отец") и Я-Кати ("земля-бабушка"). Важное значение имеют "земные" духи - хозяева воды и леса, духи-хозяева урочищ и территорий (каха), духи-покровители жилища (например, Мяты-Кати - "бабушка дома").
_______________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.redbook.ru/
https://rusnauka.narod.ru/
Учебник географии РФ.
https://www.geografia.ru/
https://www.photosight.ru/
фото Бориса Полозкова, Сергея Звонарева, О.Фролова, А.Приходько,
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 15581 просмотр
Комментарии
Длина Иртыша не 3580 км, а
Длина Иртыша не 3580 км, а 4248 км
Отправить комментарий