Монастырь Шулдан
Городки, скрытые в геологических полостях, встречаются везде. Много их и на полуострове, покрытом на юге горами – в Крыму. Пещерный монастырь Шулдан есть на уникальных фото, сделанных мастерами своего дела. Мы видим, что он – главное украшение Шульской долины.
А какие снимки получаются с горы Шулдан-Бурун, где и располагается уникальная обитель?! Люди, поселившиеся здесь, жили и работали вдали от пагубных искушений того мира, который принято называть Цивилизацией.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРЫМА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРЫМА - ТУТ!
КЛАДЫ И СОКРОВИЩА КРЫМА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ КРЫМА - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ И ДОЛЬМЕНЫ КРЫМА - ТУТ!
Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» (укр. Монастир Христа Спасителя «Шулдан») — пещерный монастырь в Крыму.
Расположен вблизи современного села Терновка в Севастополе. Название «Шулдан» переводится как «отдающий эхо», или «неприступное место».
Монастырь состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса.
Он был основан в VIII веке монахами-иконопочитателями, беженцами из Византии, которые бежали оттуда в период борьбы с иконами императоров (басилевсов) Византии из Исаврийской династии Львом и Константином Копронимом. Скорее всего, они были монахами с Афона и имели опыт строительства монастырей в пещерах.
В дальнейшем, скорее всего, был составной частью монастыря Чилтер-Мармара. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием.
Монастырь действовал до XV—XVI веков, то есть к периоду установления власти Османской империи на крымских землях и гибели княжества Феодоро. В искусственных пещерах до сих пор сохранились фрески XII—XIII веков.
Сейчас здесь снова живут монахи.
Тропа к монастырю ведет по юго-западному склону горы, через огромный естественный грот, в восточной части заваленный обломками скал.
Монастырь состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Войти в монастырь можно с востока через широкий дверной проем. Дверь, судя по вырубкам в скале, надежно запиралась на деревянный брус. За дверным проемом высеченная в скале лестница ведет наверх, к комплексу больших естественных пещер.
В южной части одной из пещер имеется пролом в стене и выход на узкую террасу с тропой, ведущей вдоль края обрыва. Тропа приводит к высеченному в скале комплексу так называемого Большого храма с площадкой и коридором, который заканчивается лестничным спуском к огромному естественному гроту. Нижняя часть лестницы обрушена. Комплекс Большого храма состоит из самого храма и примыкающих к нему помещений: с юга – крещальни, с севера – часовни, с запада – коридора с лестницей.
По мнению М. Я. Чорефа, епископская епархия могла быть перенесена в Шулдан после гибели Эски-Кермена в 1299 году. В период княжества Феодоро, вероятнее всего не ранее начала XV в., монастырь перестроили, храм расширили, появился новый баптистерий.
Существует две версии возникновения монастыря: по одной он был основан в VIII- IX вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии, где правили в то время императоры-иконоборцы; согласно другой – крымские пещерные монастыри создаются не ранее XI-XII вв., а на Мангупе и в его округе в период существования княжества Феодоро (XIV-XV вв.).
Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием.
Сравнительно небольшое количество келий и хозяйственных помещений при наличии двух храмов и крещальни свидетельствуют о том, что монастырь постоянно посещали жители окрестных селений, особенно во время больших богослужений.
Вероятнее всего, с конца XV в., после захвата Крыма турками, комплекс практически не функционировал, а его помещения жители соседней деревни использовали для хозяйственных целей. Со временем Шулдан пришел в запустение, разрушился грот, под каменными завалами были погребены многие пещеры и лестницы, которые вели к храмам.
Монастырь в настоящее время
Посещение пещерного монастыря: походная экскурсия
Россиянам, собравшимся посетить спрятавшийся под скальным навесом Шулдан, нужно начать экскурсию еще во время подъема к этому чуду горного зодчества. К примеру, если вы едете до Залесного от Севастополя, обязательно обратите внимание на плотину водохранилища (находится в черте Залесного). Далее к монастырю вас поведет грунтовка, с обеих сторон от которой будут сверкать среди зелени ослепительно белые склоны плато. С какого-то места уже откроется вид на Мангуп-Кале и на Эски-Кермен.
Пещерный монастырь Шулдан в Крыму – это 20 вырубленных в скале пещер и помещение храма площадью в 21 кв. м. Пространство, куда все они выходят (богато украшенный храм, где служит отец Анатолий) – это грот, перекрытый навесом из скал. Ныне комплекс восстанавливается силами живущих здесь иноков. Многие из них – наркоманы и алкоголики родом из 90-х, так как духовное учреждение одновременно является реабилитационным центром. Есть среди насельников, наоборот, получившие богословское образование иностранцы.
Не удивительно, что многие полости имеют двери, а внутри – нехитрую домашнюю утварь (чайники, посуду, столики, топчаны с покрывалами). Но главная «визитка» всех здешних интерьеров – иконы. Именно из-за права наслаждаться образами Христа и была создана когда-то эта тайная обитель.
Из-за разрушившихся глыб и мусора, оставленного всяким быдлом, признаков первоначального монастыря здесь уже не рассмотреть. О нем напоминает лишь оссуарий – мощи первопоселенцев, аккуратно сложенные перед главными иконами в крещальне. Досадная неприятность с лихвой компенсируется осмотром красивого новодела – башни-часовни с позолоченным верхом. Она стоит на самом краю плато. А еще отсюда можно запечатлеть на камеру величественные панорамы располагающейся ниже местности – Терновку, Ходжа-Сала, межгорную дорогу, водохранилище, большие массивы горного леса и виноградные плантации на склонах.
Где находится. Как добраться до Шулдана?
Помимо основных красот Бахчисарайского района посетите и пещерный монастырь Шулдан. Как добраться сюда, знает каждый житель Терновки (она уже относится к Севастопольскому региону).
Путь следует начинать с автовокзала Бахчисарая. Если не успели на автобус до Залесного или Терновки, то садитесь на любой, курсирующий через Красный Мак.
Отсюда вас подвезут терновцы или туристы, едущие в Мангуп-Кале (Мангуп и Шулдан – горы, между которыми проходит «граница» Крыма и Севастополя).
Адрес:
село Терновка, Балаклавский район, Севастополь, Крым, Россия.
Координаты: 44.591267, 33.771793.
В Крыму пещерный монастырь Шулдан по популярности стоит в одном ряду с историческим заповедником «Мангуп-Кале», городищами Чуфут-Кале и Эски-Кермен, все они находятся в Бахчисарайском районе.
Побывать здесь – особая честь для каждого, кто интересуется неповторимыми природными ландшафтами. Однако, судя по отзывам, каждый год сюда приезжают именно почитатели православных святынь.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Памятники археологии Крыма.
Герцен А. Г., Махнева-Чернец О. А. Пещерные города Крыма. — Севастополь: Библекс, 2006 — 192 с.
Карнаушенко Э. Н., Харитонов С. В. Обследование и калькирование фресок некоторых средневековых пещерных храмов Юго-Западного Крыма // III Свято-Владимирские чтения. Материалы международной научной конференции, посвященной 1030-летию Крещения Руси / ред.-сост. В.В. Майко, Т.Ю. Яшаева. — Севастополь, 2018. — С. 43—47.
Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. — Симферополь: Таврия, 1997. — 384 с.
Могаричев Ю. М. Крым. «Пещерные города». — Киев: Вища школа-XXI, 2011. — 280 с.
Неделькин Е. В. Пещерный монастырь Шулдан в начале XXI в. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. — 2015. — Вып. 7. — С. 184—190.
Крадин Н.П. «Русское деревянное оборонное зодчество». М., 1988.
Скворцов И. «Потерянная крепость»
Гроздов А. В. Записка о восстановлении древних святых мест по горам Крымским (рус.) // Издание Таврической ученой архивной комиссии, Симферополь. — 1888. — № 5. — С. 87-97.
Калиновский В. В. У истоков восстановления колыбели христианства на Руси: архиепископ Иннокентий (Борисов) и Херсонесская обитель (рус.) // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 207—215.
В. Г. Ена Заповедные ландшафты Крыма, научно популярный очерк, Издательство «Таврия», Симферополь, 1983
Богданова Н. М. Проблемы истории византийского города // Причерноморье в Средние века. — М., 1991. — С. 8—172.
Щеглов А. Н. Полис и хора. Серия «Археологические памятники Крыма». — Симферополь: Таврия, 1976. — 175 с.
Очерки истории и культуры. — Харьков: Майдан, 2004. — 732 с.
Достопримечательности Крыма
Крым; путеводитель. // Моисей Яковлевич Олинский. Крым, 1966.
Вложение | Размер |
---|---|
Монастырь Шулдан | 228.96 КБ |
Монастырь Шулдан | 270.5 КБ |
- Тэги:
- 1862 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий