Лялины горы
Лялины горы (также есть название - урочище Лялинское) расположено на левом берегу реки Ветлуги в Варнавинском районе Нижегородской области. Это место вполне можно внести в реестр памятников природы НГО – настолько оно красивое и раздольное, также Лялины горы – историческое место Поветлужья, про которое сложено множество легенд и преданий.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ВАРНАВИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ВЕТЛУГА - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Лялины горы находятся около места впадению в Ветлугу маленькой речки – Ляленка, которая получила имя от Лялинского урочища. У местных жителей до сих пор сохранились легенды про разбойника Лялю, который становался на этой горе может пятьсот, а может быть, четыреста лет назад.
Происхождение прозвища «Ляля» - имя у разбойника было другое – имеет много версий, при этом среди разбойников и «вольных людей» имя это довольно часто встречается. Под одной версии произошло оно от устаревшего названия курительной трубки: люля, люлька, которое обычно использовали казаки. Также по преданиям известно, что прозвище «Ляля или Люля» давали детям-подкидышам, которых в люльке подбрасывали к чужому жилью.
По другой легенде «Ляля» - произошло от имени славянского божка любви – Лель (Леля), мол, был этот разбойник красив собой, и охоч до бабьего племени – вот поэтому его так и прозвали.
По народным побаскам известна и предыстория Ляли, бежал он сюда с малым отрядом после поражения войска атамана Ильи Долгополова (принимал участие в восстании Степана Разина). Тут, в Поветлужье, был глухой таежный край, где легко было укрыться от царских войск. Одновременно тут проходила оживленная водная магистраль – река Ветлуга, где можно было грабить суда богатых купцов, или брать мзду за безопасный проход.
Лялина гора также может считаться геологическим объектом, так как на её склонах и разрезах можно увидеть геологическое прошлое Ветлужского края. Эта гора образовалась в результате подмыва рекой Ветлугой моренной гряды, оставшейся здесь от эпохи последнего крупного оледенения (так называемое, Днепровское оледенение в Четвертичном периоде Кайнозойской эры), это примерно 200 тысяч лет назад, что по геологическим меркам совсем недавно. Моренная гряда или морена – это различные породы, принесенные сюда ледником: от валунов и обломков до глины, мергеля и песка.
Лялина гора находится на левом берегу Ветлуги около селения Камешник (тут раньше был лесосплавной участок и речная пристань).
Изучали эти места и нижегородские археологи, которые нашли тут следы и остатки черемисского поселения, много веков назад на этом месте жили марийские племена, которые отличаются погребальным обрядом, орудиями труда, украшениями и прочими находками.
Вернемся к разбойнику Ляле: историкам удалось установить, что многие легенды имеют настоящее обоснование – осенью 1670 года в этих краях появился разинский отряд. Его атаман достаточно легко увлек крестьян на погромы барских усадеб и их приказчиков. Управляли «разинцами» атаман Илья Пономарев-Долгополов и черемисский пристав Мирон Мумарин. В отряд входили: два разинских есаула (из казаков), 5 казанских ямщиков, десяток посадских людей из города Козьмодемьянска и более тридцати черемис (марийцев). Из воскресенских вотчин бояр Собакиных в отряд вступило свыше сотни крепостных крестьян.
Этот разинский отряд вполне открыто брал деревни и села, чинил расправу и народный суд над жестокими помещиками или их приказчиками, кого-то убивали, кого-то просто отстраняли от дел, помещичье добро отходило войску или атаману. Местные крестьяне сами на сходках выбирали себе старосту общины.
Однако царские войска после захвата города Козьмодемьянска послали в эти края усиленный отряд (около пятисот стрельцов) с целью подавить народное восстание в Поветлужье (отряд воеводы Василия Нарбекова). Восставших было около восьмисот человек, но против регулярной армии они сражаться не могли. Их по частям разгромили и рассеяли по ветлужским и унженским лесам. Более двадцати основных зачинщиков были повешены, также много восставших прилюдно пороли, потом клеймили и сослали на каторгу.
Именно после разгрома восстания Степана Разина появился в местных лесах разбойник Ляля со своей ватагой, отсиделся он в глухомани до ухода царских отрядов, а потом стал промышлять на Ветлуги «лихим ремеслом». Место тут и впрямь было удачное: по Ветлуге шли караваны купеческих судов, а в зимнее время недалеко от этих мест шёл торговый тракт из Нижнего Новгорода на Кострому. Купцы уже прознали про грозного атамана, и, как правило, старались договориться с разбойниками, чтобы не потерять все добро, а то и саму жизнь. Торговые суда вставали на причал в Камешнике, знающие люди передавали атаману денежный (или иной) выкуп, и суда беспрепятственно проходили мимо Лялиной горы. Такой вариант устраивал обе стороны, а тех, кто отказывался платить – грабили прямо по середине реки.
Ляля, по преданиям, никого не убивал, хотя держал в страхе не только местных богачей, но и удальцов своей банды. Он был резким и властным, не терпел неподчинения. Предание так рисует его портрет: «Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные».
Не раз нападал Ляля со своей ватагой на барские усадьбы и монастыри, так, народное предание описывает разграбление разбойниками монастыря в Ченебечихе. Сперва Ляля не мог взять монастырь, но потом построил через лес большую дорогу, и всей ватагой разом напал на лесную обитель. Монастырь был разграблен, а большой монастырский колокол сбросили в реку Какшу, где он, якобы, лежит до сих пор.
Такой разгул и разор святых обителей принудил вновь сюда прийти царским отрядам, чтобы обложить логово разбойников и взять Лялю живым или мертвым. Однако тайно подобраться к становищу государевы солдаты не смогли. Никогда не обижал Ляля простых людей, случалось, что вступался за них, спасая от барского или чиновничьего произвола, поэтому местный люд поспешил предупредить его об опасности. И перед большой облавой сумел Ляля незаметно сменить разбойничье логово из Сивкового бора на левом берегу Ветлуги на глухое место среди топей и болот. Узнал про это стрелецкий голова, но до морозной зимы пройти войскам туда было невозможно – стал он ждать холодов.
Понял Ляля, что обложили его царевы слуги, как медведя в берлоге, и решил он распустить ватагу, но прежде нужно было награбленное золото и серебро спрятать до поры до времени, так как унести его они были не в силах. Один ватажник из местных жителей для схорону указал на небольшое озерцо в пойме Ветлуги. Сложили разбойники все сокровища в большую дубовую бочку, просмолили как следует, цепь привязали, закрепили ее за пень, а потом бросили в озеро.
Вся ватага разбежалась кто куда - до срока условленного, чтобы потом добро достать и разделить поровну. Зимой, как сковало морозцами болотную грязь – подошли туда с разных сторон царские войска, а разбойников уже давно нет. Но и сама ватага уже за своими сокровищами не вернулась, кто в монастырь ушел – грехи замаливать, кто погиб по дороге, кто связался с другими лихими людьми. Так и дожидается Лялин клад своего хозяина, но никому постороннему не дается. А озерцо около Ветлуги народ так и прозвал – Кладовым, мол, скрыт там до будущих времен клад несметный, кто достанет – самым богатым человеком будет.
Много легенд про скрытые сокровища рассказывает местный люд: говорят, что часть золота и серебра была закопана на самой Лялиной горе, наложено было на эти сокровище заклятие аж на триста лет. Этот срок уже прошел, а клада пока никто не сыскал. Много народу хотело попытать своего счастья, много старых и свежих копов есть на самой горе и под горой, да вот того разбойничьего золото так никто и не нашел.
По местным легендам трое смельчаков искали бочку с золотом в Кладовом озере, и вот, как наступила полночь - нашли они тот старый пень, на котором была цепь, ведущая в озеро. Тогда стали они втроем тянуть эту цепь, чтобы вытащить бочку, но тут из воды, словно видение, вышел сам разбойник Ляля, и закричал на них страшным громовым голосом. Мужики в страхе разбежась. А когда днем пришли они на тоже место - ни пня, ни цепи найти уже не смогли.
Где находится, как добраться:
Варнавинский район, Нижегородская область. Россия.
Поселок Камешник, левый берег Ветлуги.
Координаты пос. Камешник:
57.505898, 45.106405
Лялина гора расположена 500-600 метров севернее поселка –
Около устья речки Полевая Ляленка – на крутом повороте Ветлуги.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статья от Г.В. Дёмина - Журнал «Нижегородский музей»
Легенда записана от Н.И.Соболева в Ветлужском районе. Записал 20 июля 1966 года А.А.Сысоев.
Напечатана легенда в сборнике «Нижегородские предания и легенды». Волго-вятское книжное издательство. г. Горький.1971 год /стр.195-196/.
Краеведческий сайт Варнавинского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Бакка СВ, Киселева НЮ, Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009).
Авторы фото Александра Гуряева, Дмитрия Юрчака.
Памятники природы Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Лялины горы | 161.03 КБ |
Лялины горы | 207.13 КБ |
Лялины горы | 96.54 КБ |
Лялины горы | 25.46 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1865 просмотров
Комментарии
на реке Ветлуге
На реке Ветлуге вообще много легендарных мест, Лялины горы из их числа, ездили туда с другом на весенний коп, но особо ничего не нашли, облазили там весь берег, скаты к реке довольно крутые. Есть железяки и медные монетки, но все довольно позднего периода, более советского времени. Искать там наверно уже нечего, скорее всего Лялины горы смыло в Ветлугу за 3-4 столетия. Ведь каждый год Ветлуга подмывает этот берег может на полметра или может быть чуть меньше, за 300-400 лет старую гору уже сильно размыло, и так будет вечно. Река живет по своим законам, а человек по своим. Но легенд про эти места достаточно.
Отправить комментарий