Река Амур
Аму́р (кит. трад. 黑龍江, пиньинь: Hēilóng-jiāng, палл.: Хэйлунцзян) — река на Дальнем Востоке в Восточной Азии. Протекает по территории России и границе России и Китая. Длина — 2824 км.
Впадает в Охотское море.
Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы «амар», «дамур» — «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ» (кит. 黑河, «Чёрная река») — «чёрная река», затем «Хэйлунцзян» — (кит. 黑龙江, «Река чёрного дракона»).
Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.
Река Амур
«Хвост» Чёрного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, «туловище» лежит в четырёх российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые «лапы» дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура — Зея и Бурея, а две правые «лапы» — притоки Сунгари и Уссури — в Китае и в Приморье. «Голова» Дракона упирается в Охотское море, и он «пьёт воду» Татарского пролива. Длина «тела» Чёрного Дракона от «хвоста» до «головы» — более 4 500 км, а площадь его (бассейн Амура) достигает 1,8 млн кв. км.
У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» — «чёрная широкая река». По-маньчжурски река называется «сахалиян ула», где «сахалиян» означает «чёрный», а «ула» — «вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки — «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.
Географическое положение
Бассейн реки Амур расположен в умеренных широтах Восточной Азии. В пределах бассейна Амура представлены четыре физико-географические зоны: лесная (с подзонами хвойно-широколиственных лесов, средней и южной тайги), лесостепная, степная и полупустынная (с северной подзоной полупустынь и подзоной сухих степей). Количество годовых осадков колеблется от 250—300 миллиметров в наиболее аридной юго-западной части бассейна истоков Амура и до 750 миллиметров в юго-восточной части хребта Сихоте-Алинь.
Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Длина реки — 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман. Относительно принадлежности Амурского лимана к Сахалинскому заливу и, следовательно, Охотскому морю, либо к Татарскому проливу и, соответственно, к Японскому морю, мнения различных авторов расходятся — БСЭ относит Амурский лиман к Японскому морю, а Международная гидрографическая организация — к Охотскому. БСЭ указывает, что устьем Амура принято считать створ мысов Озерпах и Пронге на выходе Амура в Амурский лиман.
Длина системы Онон — Шилка — Амур составляет 4 279 км. От истока Хайлар — Аргуни и до устья Амура — 4049 километров. От истока реки Керулен, через Аргунь и до устья Амура — 5 052 км.
Бассейн реки Амур расположен в пределах трёх государств — России (995 тысяч км², около 54 % территории), также Китая (44,2 %) и Монголии (1,8 %). Российский сектор бассейна реки, в свою очередь может быть разделён на две неравные части — сибирскую, к которой относятся соответствующие участки бассейнов рек Шилка и Аргунь, и дальневосточную, в пределах которой расположена по существу вся долина Амура — левобережье верхнего и среднего Амура и весь нижний Амур, с соответствующими этим участкам бассейнами притоков.
В соответствии с российской лоцией Амур делится на: верхний Амур — до Благовещенска; средний Амур — от Благовещенска до Хабаровска и нижний Амур — ниже Хабаровска.
Река Амур
Гидрология реки
По площади бассейна (1 855 тысяч км²) Амур занимает четвёртое место среди рек России (после Енисея, Оби и Лены) и десятое место среди рек мира. Среднегодовой расход воды — в районе Комсомольска-на-Амуре 9819 м³/с, в районе устья — 11 400 м³/с.
По особенностям долины река разделяется на три основных участка: верхний Амур (до устья реки Зея; 883 километров), скорость течения 5,3 км/ч, средний Амур (от устья реки Зея до устья реки Уссури включительно; 975 километров), скорость течения 5,5 км/ч и нижний Амур (от устья реки Уссури до Николаевска-на-Амуре; 966 километров), скорость течения 4,2 км/ч.
Важнейшая особенность гидрологического режима Амура — значительные колебания уровня воды, обусловленные почти исключительно летне-осенними муссоными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. Колебания уровня в русле реки относительно межени составляют от 10—15 метров в верхнем и среднем и до 6—8 на нижнем Амуре. При этом во время наиболее сильных ливней разливы на среднем и нижнем Амуре могут достигать 10—25 километров и держаться до 70 дней. После строительства гидроузлов на основных притоках Зея, Бурея и Сунгари, летне-осенние паводки на реке менее выражены и в нижнем течении реки изменения уровня составляют 3—6 м.
Река Амур
Ихтиофауна
По разнообразию ихтиофауны Амур не знает себе равных среди рек России. Здесь водится 108 (по последним данным ~139) видов и подвидов рыб (см. Список рыб Амура), относящихся к пяти фаунистическим ихтиокомплексам. Из них только 36 видов имеют промысловое значение. Для сравнения, в Сырдарье — 42 вида рыб, в Лене — 46, Оби — 47, Енисей — 63, Волга — 77. Наряду с типичными видами бореального равнинного, предгорного и арктического пресноводного комплексов в Амуре обычны представители «китайского» (ауха, белый и чёрный амуры, толстолоб, верхогляд и др.) и «индийского» (змееголов, косатка, ротан). Здесь обитает один из крупнейших представителей осетровых — калуга, достигающая 4—5 м в длину; встречаются амурский и сахалинский осётры. Амур — богатейшая лососевая река Евразии, здесь нерестится 9 видов лососевых рыб. Эндемики амурского бассейна: калуга, желтощёк, ауха (китайский окунь), косатка-скрипун и змееголов.
Притоки
Главные притоки: Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Анюй, Амгунь.
мост через Амур в Хабаровске (5 тысяч рублей)
Полемика: Амур или Зея
Существует мнение, что не Зея является притоком Амура, а наоборот. Из космоса хорошо видно, что Зея в месте слияния рек шире и полноводнее Амура. Кроме того, геологически именно долина Зеи является продолжением долины Амура, если смотреть с юга на север.
Населённые пункты
Города: Амурск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре (Россия), Хэйхэ (Китай).
набережная реки Амур, Благовещенск-на-Амуре
Судоходство
Российское судоходство на Амуре началось с 1854 года. Амур судоходен по всей длине — от Покровки (в 4 км ниже по течению от слияния Шилки и Аргуни), где он имеет гарантированную ширину 300 метров и глубину 1,3 м, и до впадения в Амурский лиман.
Российские грузовые и пассажирские перевозки осуществляет Амурское речное пароходство. Теплоходы «Метеор» курсируют на маршруте Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре—Николаевск-на-Амуре. До распада СССР советские и зарубежные туристы путешествовали на круизном теплоходе «30 лет ГДР» и на семи амурских пассажирских теплоходах проекта 860 («Ерофей Хабаров», «Семён Дежнёв», «Миклухо-Маклай», «Г. И. Невельской», «В. Поярков», «Пржевальский», «Георгий Седов»), в 2010-е гг. речной туризм отсутствует. Между Хабаровском и китайским населённым пунктом Фуюань ходят т/х «Полесье», в основном перевозя «челноков». В Хабаровском районе осуществляются пригородные пассажирские перевозки на теплоходах «ОМ», «Москва», «Москвич» и «Заря».
Российские нормы плавания по пограничной части Амура запрещают частное и маломерное судоходство от Покровки (Забайкальский край) до Хабаровска, то есть более 2 000 км части Амура для плавания российскими частными лицами закрыто.
Река Амур
Амур как пограничная река
В середине XX века начался естественный процесс перехода реки Амур в новое русло, резко ускорившийся в начале XXI века из-за действий китайской стороны. Смещение русла, по мнению учёных, может привести к смыву нескольких российских посёлков и разрушению опор Хабаровского моста.
Российские специалисты говорят о самой настоящей гидротехнической войне. За последние десять-пятнадцать лет на китайской стороне Амура были произведены масштабные берегоукрепительные работы с возведением многокилометровых бетонных дамб, что приводит к тому, что основное русло «выдавливается» к северу, в сторону российского низменного и легко размываемого левобережья. Однако разлив реки летом 2013 года должен был наглядно продемонстрировать российским специалистам, для чего на самом деле нужны «масштабные берегоукрепительные работы», и что происходит, если пренебрегать строительством дамб.
Амур катастрофически быстро мелеет в районе Хабаровска, при этом протоки Бешеная и Пемзенская, расположенные на противоположном берегу, с каждым годом становятся шире и глубже. По подсчётам гидрологов, ежегодно их сток возрастает не меньше чем на 3 %. Уже зимой 2005 Пемзенская протока вобрала в себя 51 % общего стока воды в Амуре, что означает, что в настоящее время она является уже главным руслом, а не второстепенным рукавом.
В районе села Владимировка построено масштабное гидротехническое сооружение — переливная запруда через Пемзенскую протоку. В тело подводной плотины уложено не менее 80 тыс. кубометров камня. Параллельно с перекрытием Пемзенской протоки построена переливная запруда и на протоке Бешеная. По расчётам учёных, именно туда направится основной поток воды, после того как в истоке Пемзенской протоки будет построена запруда. Проектировщики считают также необходимым укрепление каменной отсыпкой песчаного левобережья, иначе Амур сможет размыть строящиеся гидротехнические сооружения.
В 2005 году процесс обмеления Амура у Хабаровска несколько замедлился благодаря начавшимся гидротехническим работам. Однако в связи с завершившимся в 2004—2005 урегулированием пограничных вопросов между КНР и Россией КНР получает под свою юрисдикцию более 350 км² территории: остров Тарабаров и треть острова Большой Уссурийский в районе Хабаровска — а вместе с этими землями, и уже построенные гидротехнические сооружения — в частности, дамбу на протоке Прямой, которая разделяет острова Большой Уссурийский и Тарабаров.
Существуют опасения того, что новые хозяева уничтожат построенные российской стороной гидротехнические сооружения, что приведёт к продолжению процесса обмеления русла Амура у Хабаровска и разрушения левобережья.
26 августа 2014 пошла церемония торжественной закладки памятного камня, ознаменовавшего начало строительства трансграничного железнодорожного моста через реку Амур между китайским городским уездом Тунцзян (провинция Хэйлунцзян) и селом Нижнеленинское (Ленинский район Еврейской автономной области). Длина моста составит 2,3 километра (российская часть — 300 метров).
наводнение на Амуре
Наводнения на Дальнем Востоке России и в Китае (2013)
В августе 2013 года после многодневных проливных дождей на Амуре произошло катастрофическое наводнение. В Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском крае десятки населённых пунктов затоплены, проводится эвакуация населения, затоплены улицы Хабаровска, Благовещенска и других городов. Суша левобережных островов скрылась под водой. Погибли сельскохозяйственные культуры на полях, затоплены сенокосные угодья. Животные страдают от затопления, в связи с тем, что поля, на которых раньше выводили домашний скот, затоплены. Некоторые дикие животные переплыли реку, чтобы спастись от стихии.
По данным на 26 августа 2013 г. в совокупности в Хабаровском крае, Амурской области и Еврейской АО подтоплены 185 населённых пунктов, 9,5 тыс. жилых домов, 13,8 тыс. приусадебных участков, 3,8 тыс. дачных участков и 374 социальных объектов. Также ушли под воду 611 км автомобильных дорог и 566,8 тыс. га сельскохозяйственных земель с посевами. Пассажирские перевозки по Амуру прекращены.
Уровень воды у Хабаровска 18 августа 2013 г. превысил «абсолютный максимум» 1913 года, поднявшись на 6,42 метра выше ординара. 27 августа 2013 г. в 12-00 по хабаровскому времени (5-00 по московскому) времени был зафиксирован уровень в 736 см. 4 сентября вода в Амуре поднялась до отметки 808 см. С 5 сентября отмечено начало снижения уровня воды.
12 сентября 2013 г. уровень воды у Комсомольска-на-Амуре достиг 9,1 м и в последующие дни пошёл на спад.
23 сентября 2013 г. гребень паводка вышел в Татарский пролив, начался повсеместный спад уровня воды.
Амурские петроглифы
АМУРСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ
Петро́глифы Сикачи́-Аля́на — петроглифы (наскальные изображения) на поверхности базальтовых валунов, находящиеся возле национального села Сикачи-Алян и села Малышево (Хабаровский район Хабаровского края).
На правом берегу Амура находится выход скальных пород (утёс), вблизи кромки воды свободно лежат базальтовые валуны с выдолбленными на их поверхности изображениями животных (лоси, лошади), сценами охоты, человеческими фигурами, сидящими людьми в лодках, антропоморфные шаманские маски-личины. Изображения отличаются символизмом и сильными орнаментальными традициями. В селе Сикачи-Алян представлены все виды петроглифов той эпохи. В других районах Хабаровского края тоже обнаружены петроглифы, однако встречается только одно-два изображение (или животные, или маски, или люди, но не все вместе, как на Сикачи-Алян).
Петроглифы Сикачи-Аляна известны с глубокой древности (село Сикачи-Алян расположено на месте древнего нанайского стойбища).
Первое научное описание петроглифов сделано в 1859 году Р. К. Мааком.
В описании и изучении петроглифов Сикачи-Аляна приняли участие В. А. Альфтан (1894), Л. Я. Штернберг, В. К. Арсеньев.
Мировую известность петроглифы Сикачи-Аляна приобрели в 1935 году после исследований академика А. П. Окладникова.
Ранние петроглифы относятся к осиповской культуре, выдолблены каменными орудиями и датируются XII-IX тысячелетием до н. э.
Музей в селе Сикачи-Алян
Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период.
Среди петроглифов встречается изображение мамонта, возможно древние люди охотились на них.
Поздние петроглифы датированы III тысячелетием до н. э. и выдолблены железными инструментами.
Петроглифы расположены в затапливаемой зоне (в отдельные периоды года не видны), во время весеннего ледохода могут повреждаться льдинами.
Всего сделано около 300 научных описаний отдельных наскальных изображений. В настоящее время петроглифов несколько меньше, около 200, часть из них была утрачена — снесена проплывающими весной льдинами и находится на дне реки.
Предполагается, что часть петроглифов не видна (валун перевёрнут изображением вниз).
В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом.
В национальном нанайском селе Сикачи-Алян расположен этнографический музей — филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.
С некоторых наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии, сделаны бетонные муляжи. Муляжи с петроглифами Сикачи-Аляна являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).
Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения (шаманизм) и национальным символом нанайского народа.
Река Амур
История Амурской военной флотилии
Первые русские боевые суда появились на реке Амур летом 1644 года — это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова, который с небольшим отрядом в 85 человек совершил сплав по реке и после зимовки в низовьях Амура вернулся через Охотское море в Якутский острог.
Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова, которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах, удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в 1689 г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.
10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского (впоследствии преобразованной в Амурскую экспедицию) низовья Амура стали вновь доступны для России, и 18 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.
Почти одновременно, в 1855 году в низовьях Амура совершила плавание винтовая шхуна «Восток» той же флотилии и паровой баркас «Надежда» Амурской экспедиции.
Ко времени заключения Айгунского трактата в 1858 г. и чуть позже (к 1863 г.) Россия имела на реках Амур и Уссури пару деревянных канонерских лодок и пароходы «Сунгача» и «Уссури» для плаваний по рекам Уссури, Сунгача и озеру Ханка. Все эти корабли организационно входили в состав Сибирской флотилии Морского ведомства.
Тем не менее, постоянного соединения Военно-Морского Флота на Амуре не существовало ещё около 60 лет, несмотря даже на обострения в отношениях с Китаем в 1860 и 1880 гг.
По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооруженные пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури», «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа.
сторожевой корабль Амурской флотилии
1895—1905 годы
Первое соединение появилось в 1895—1897 гг., хотя оно и не было военно-морским.
Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия.
Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки.
Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до 1901 г. — Лухманов, Дмитрий Афанасьевич.
Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов, осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года.
Боксёрское восстание 1900 г., во время которого боксёрские и хунхузские шайки обстреливали русские суда на реке, показало необходимость фактического владения водами Амура и его притоков. Кроме того, подавление этого восстания вылилось для России в настоящую войну с регулярными китайскими войсками, в ходе которой русские войска обороняли КВЖД, Харбин и заняли Маньчжурию. В ходе этих боевых действий военное командование приняло ряд срочных мер: были вооружены полевой артиллерией пароходы Управления водных путей «Хилок», «Третий», «Газимур», «Амазар», «Селенга» и «Сунгари». Пароходы подчинялись армейскому командованию. Их экипажам, а также казакам Амурско-Уссурийской флотилии, под огнём китайцев приходилось сопровождать гражданские пароходы по Амуру, а также прорываться в Харбин по Сунгари.
Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. на Амуре находились 6 вооруженных пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»), 17 устаревших миноносок (№ 3, № 6, № 7, № 9, № 18, № 47, № 48, № 61, № 64, № 91, № 92, № 93, № 95, № 96, № 97, № 98, № 126) и полуподводная миноноска (торпедный катер) «Кета» Сибирской флотилии. Базируясь в основном в Николаевске, эти корабли осуществляли воинские перевозки, осуществляли противодесантную оборону устья Амура и залива Де-Кастри, хотя непосредственного участия в боевых действиях не принимали (кроме «Кеты»).
Ещё до русско-японской войны, в 1903 году, Морское ведомство принимает решение о создании постоянной военно-морской флотилии на Амуре и постройке для неё специальных военных судов. Незадолго до окончания боевых действий, 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии, включавший в себя все военные корабли на реке Амур. Река Амур
ЛЕГЕНДАРНЫЙ БАМ
Байка́ло-Аму́рская магистра́ль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (в подчинении ВСЖД и ДВЖД).
Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года.
БАМ почти на 500 км короче Транссиба на участке от Тайшета до морского порта Ванино. Объём грузоперевозок на 2014 год — около 12 млн тонн.
Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (на конец 2010 года построено 930 км, продолжается стройка на участке Кёрдем — Якутск) (1078 км); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс — дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал[(1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов[3]. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них — самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель.
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.
Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (25 кВ), от Усть-Кута до станции Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (25 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.
Река Амур
РЫБАЛКА НА РЕКЕ АМУР
Отчет о рыбалке: 26 февраля 2014, 26 февраля 2014, Амур, река
Донка / Фидер / Пикер.
Улов: больше 10 килограмм
Место ловли:
Коса напротив мыса Киоринского острова, выше оз.Хумми
Собственно, поехал на щучью рыбалку. Однако, в первой половине дня были подходы сига на мелкий балансир. Погода шептала, соседи не доставали (кроме одного момента, когда появились "хозяева" лунок). Немного отступлю от темы - долбить лед больше 1 метра - "удовольствие", надо сказать - неприятное, долгое и выматывающее. Поэтому, занимаются прошлые лунки в надежде, что не придет хозяин. Т.о., лунки не промерзают, а хозяева каждый раз новые :).
Сиг бьет приманку сильно, с голодом. Если он еще и весом под 2 килограмма - адреналин!!! После обеда подошла щука. 4-5 щурят были пойманы за 2 часа блеснения, крупная взяла балансир нехотя - сначала подумал, что зацеп. А вот, когда потянул к верху, понял - идет. И пришла - красавица!!! После нее были еще подходы, но поймались еще пару щурят. Спасибо Поди (нанайский бог Амура) - в этот раз помог добавить к жизни еще один замечательный день!
Отчет о рыбалке: 15 августа, 15 августа, Амур, река
Поплавочная снасть. Улов: 3-5 килограмм
Место ловли: Район "Водозабора"
Выезд был на "дурака" - сильный дождь, меняющийся с моросью. Конец рабочего дня - накопилась усталость, раздражительность... Только с удочкой у воды можно отойти от дневных забот.
Выезжая из города особо не расссчитывал на удачу. Но, подъезжая к "Крокодилу" увидел над амурским мостом просвет! От первого подтопления дороги проехал немного - второе, в районе "культурного отдыха селян" (перед ямой), переезжать не стал. Спросил у рыбака разрешения присесть рядом и, пока я разматывал удочку, на моих глазах он вытащил 3 карасиков.
Закончился дождь, ветра нет - красота! Клевало с переменным успехом - то подряд 2-3 штуки, то затишье. У Сергея периодически попадалась крупная востробрюшка.
В 20.00 все "умерло". Викторыч засобирался и уехал В 20.40 опять началось - один за одним. Интересно было - солнце на закате спряталось в облаках. Но, как только появлялось вновь из-за туч - клев резко улучшался и затишье сменялось движухой!
В 21.00 ветер стих совсем, солнце начало прятаться и я засобирался домой.
Случилась неприятность - подъехали молодые ребята и, ненавязчиво извиняясь, начали забрасывать удочки возле наших, а затем и вовсе, "отжали"... И вода очень сильно прибывает. Похоже, возле Комсомольска-на-Амуре будет "побит" рекордный уровень в 7.10 метра. Людей жалко - погибает хозяйство, на глазах, погибает медленно и ничего не могут сделать. По ТВ и в инете - сплошная показуха...
Отчет о рыбалке: 27 октября, 27 октября, Амур, река
Поплавочная снасть. Улов: 5-10 килограмм
Место ловли: Черта города, протока Совхозная, левый берег ближе к слиянию с протокой Хорпинской
Постараюсь рассказать историю так, чтобы было интересно. Догадываюсь, что многим неизвестна такая рыба. Но о ней можно прочитать:
Итак, поездка состоялась как обычно - не подготовленно, "по-звонку". Проснулся рано утром, посмотрел в окно и подумалось: "А не закрыть ли сезон - последние солнечные деньки, ветер не сильный..?" Сказано-сделано, звонок другу (он в отпуске и через день уезжает в Таиланд) и к 14.00 выдвигаемся. Взяли удочки, я, как обычно, дежурный спиннинг. Поехали. Без обеда, но с великим желанием куда-нибудь добраться. Добраться так, чтобы не было далеко, но и чтобы народ не мешал отдохнуть, пообщаться.
Никогда не думал, что, практически, в городской черте есть такие дороги, точнее - полное бездорожье. Дважды было желание повернуть назад. Но, желание порыбачить и не терять время на поиск других мест взяли верх. Дважды на джипе "сидел", но выехали и добрались! Место очень понравилось, смущал ветер. Я сразу отказался от рыбалки на удочку - при сильном ветре не получится сделать дальний заброс, а вдоль берега не большая глубина - до 1,5 метров.
Ехали ловить чебака, коня - эти бестии больше любят течение и глубину. Как оказалось потом, и на мели встречаются достойные экземпляры! Первый заброс - и поклевка. Но, какая-то вялая, не основательная. Сразу добавлю - на Амуре любая рыба клюет резко, выразительно (карась тянет на дно, пескарь - мелко и крупно "долбит", конь - как настоящий конь - гнет при поклевке спиннинг "в дугу")... А здесь... Жду второй поклевки и прозЁвываю ее.
Взял спиннинг в руку. Первый незначительный толчок в руку - подсек - конь грамм на 200-300. Больше спиннинг на рогатулину не ставил. Друг рядом испытывал судьбу с поплавочной удочкой и тоскливо смотрел в мою сторону - он так и не освоил спиннинг. В течение 30-40 минут я повесил на кукан около десятка мерных коней. А у друга на течении начал медленно тонуть поплавок. Не исключено - зацеп...
А там - конь, грамм на 800! Вот и глубина 1,5 - никогда не думал, что крупный конь бродит на таких глубинах! За два часа рыбалки, без напрягов и суеты было выловлено больше 15 штук коней и один чебак! Обратная дорога уже не была так мрачна и неприятна.
Отчет о рыбалке: 03 января, 03 января, Амур, река
Блеснение. Улов: больше 10 килограмм
Место ловли:
Ниже Амурска (за Оммями) около 40 км, левый берег. От берега - около 10-15 метров.
Ехали дольше обычного - тормоза застыли, амортизаторы совсем отказались работать на таком морозе... Не один раз пожалел в дороге о "затее"... Но, как бы то ни было - доехали.
Свои лунки нашли сразу, освежили, встали на них около 9.30. "Барабан" намечался - к 12.30 ни одного подхода, даже "царапка", намека на рыбу! Вышел с предложением - либо трогать до дому, либо- поменять место. Порешали с отцом поменять место. Новое место кардинально отличалось от нашего - вместо свала под берегом - небольшое углубление в линии берега, с постепенным увеличением глубины, практически отсутствием течения, но возле торос, которые от берега были на расстоянии ококло 40 метров.
Освежили чьи-то лунки, встали. Время подходило к 14 часам. Первая поклевка (удачно окончившаяся для рыбака) состоялась в 14.30. Затем, с промежутком около 20-30 минут до 17.00 на льду красовались 8 щук и 2 сомика. Отец отстал немного - ему досталось в этот день 4 щуки. Обратил внимание, что, чем ближе к вечеру, тем крупнее брала щука. Последняя потянула килограмма на 3-3,5! Красавица! В какой-то момент показалось, что потеплело - солнце продавило туман мороза. Как оказалось потом, температура в течение дня так и поднялась выше -30! На последнем месте познакомились с местным абригеном - мужичек, лет 60-65 живет в землянке уже 9 лет.
Днем раньше отморозил пальцы и мы помогли ему спасти из-подо льда лунки 2 махалки с "крабами". Он сказал, что нанайцы ездят на другую сторону за щукой, а "здесь ее нет". Он, собственно, и сказал нам, что на градуснике - -45! Угостил нас мясом молодого козла, я ему подарил крем от мороза и пообещал в следущий раз привести пивка.
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
В. Полеванов В поисках истока Амура // Наука и жизнь. — М., 2008. — № 10.
Амур (река в Азии) — статья из Большой советской энциклопедии.
https://fion.ru/rybalka/habarovskii_krai/amur_reka
Амурский филиал ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу» — Гидрологический очерк
https://wikimapia.org/
Судоходство по реке Амур (Хабаровский край, Амурская область)
Амур, река // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
«Амур, река» в Энциклопедии Забайкалья.
Амур // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сайт Википедия.
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 16594 просмотра
Комментарии
рекордсмен по островам!
Амур настолько своенравная и капризная река,
так быстро меняет фарватер и русло, что является рекордсменом среди российских рек по островам, которые образуются рукавами и протоками Амура - их количество подсчитать практически невозможно, однако значимых островов и островов имеющих название почти тысяча!!!
Отправить комментарий