Пасха, Воскресение Христово
Так получилось, что на нашем сайте мы в основном рассказывали про национальные праздники народов, населяющих Поволжье: мари, татар, чувашей, удмуртов, мордвы, кряшен. И как-то совсем забыли про русские праздники, и особенно про главный праздник – Воскресение Христово или Пасха! Так как сейчас этот великий праздник наступил, то хочется рассказать про традиции Пасхи среди регионов Поволжья.
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ЧУВАШСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МОРДОВСКИЙ НАРОД - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО КРЯШЕНСКИЙ НАРОД - ТУТ!
Праздник Воскресения Христова празднуется не только русскими, этот праздник один из главных у марийского народа, даже мари-двоеверы также отмечают Пасху Христову: называется она – Кугече – Великий день. Пасху с размахом отмечают удмурты и чуваши, даже те, кто не верит в Бога. Празднуется Пасха и среди особенной этнической группы татарского народа – кряшен. Даже обычные татары не откажутся разговеться и угоститься куличом, творожными пасхами, пирогами и крашеными яйцами. При этом у каждого народа есть свои обычаи и традиции на праздник Воскресения Христова.
Пасха – это центральный праздник всех христианских конфессий, как про него говорят – «Праздник праздников» - именно на учении о воскресении Иисуса Христа основывается христианская вера и догматы. При этом для «стороннего наблюдателя» - сплошная загадка как земное воплощение Христа, так Его воскресение, поскольку за догмат принимается божественная природа Спасителя, которая бессмертна. Богословы указывают, что во Христе существует и человеческая природа, благодаря которой он смог родиться от Девы Марии и принять мученическую смерть. При воскресении же в Иисусе Христе действовала божественная природа, что является доказательством того, что он Сын Божий.
С учением о Воскресении Христовом связано и то, что Христос своими крестными страданиями «искупил» грехи всего человечества. Само учение об «искуплении» довольно сложное, и некоторые конфессии трактуют это как «оправдание» и даже как «исцеление» страстной человеческой природы. Например, православная церковь указывает на то, что при Воскресении Христос исцелил или исправил человеческую природу, которую Он уже принял при рождении на земле. То есть крестная смерть и Воскресение Христа не снимает грехи со всего человечества, а именно «исцеляет» человеческую природу, и вот теперь, после Воскресения у любого верующего христианина есть возможность исцелить и свою «падшую, страстную» природу через веру во Христа, чтобы потом получить жизнь вечную. То есть главным смыслом праздника Воскресения является то, что и верующего человека в будущем ждет его личное воскресение, то есть человек может победить смерть в духовном плане. Физически (телесно) любой человек должен пройти телесную смерть (как это было у Иисуса Христа), но потом человек имеет надежду на личное воскресение и жизнь вечную со Христом.
Следует отметить, что понятие «воскресение» существуют и в других религиях, например, в исламе, где перед Страшным судом Всевышний воскресит всех живших на земле людей, чтобы судить их по их земной жизни. Однако ислам указывает на то, что в Коране написано: пророк Иса имеет только человеческую природу, и его «крестная смерть» - явилась обычным наваждением для мучителей, а сам пророк Иса смог спастись. То есть идея Воскресения Христова исламом отвергается, как и идея богочеловечества. При этом сам пророк Иса (и его мать - Марьям) почитаются мусульманами как величайшие из людей.
Таким образом, существуют две основные концепции – два взгляда на спасение человека: в христианстве и в исламе, скорее всего, тут и кроется главное отличие этих религий, но это уже сугубо философский и богословский вопрос. А в этой статье хотелось бы рассказать совсем про другое.
Традиции празднования Пасхи у народов Поволжья:
Народ кряшен (или крещеные татары) Воскресение Христово называют «Олы көн», то есть Великий день (Большой день)! Пасха обязательно празднуется во всех кряшенских населенных пунктах. Считалось доброй традицией: залезть до восхода на конек деревенской избы, и там встретить первый луч солнца. Мол, после этого ты будешь счастлив весь год. Также было поверие, что солнышко на восходе в этот Великий день играет разными цветами.
В деревнях сохранилась традиции, когда дети вставали на заре и шли по улицам, чтобы собрать крашеные яйца и прочие угощения. По специально настеленным еловым лапам они входят в избу с возгласом: «Исус Христос терелеп торган», (с кряшенского: «Христос воскресе!»). Хозяева дома радостно отвечают детям: «Чынлап та терелеп торган», то есть: «Воистину воскресе!». Утром вся семья собирается за накрытым столом, чтобы разговеться после долгого поста, как правило, кряшен в этот день похожие «русские» угощения: кулич, творожная пасха, мясные блюда. Днем деревенская молодежь устраивает особое состязание – «катание яиц». Крашеные яйца катают с горы, при этом непременно загадывают желание, чьё яйцо укатилось дальше всех и не разбилось – тот победил, а его желание непременно исполнится. А вечером обязательно устраивали хороводы за околицей деревни, где пели до темноты.
Марийцы:
Как было указано выше, марийцы называют Пасху – Кугече. Этот праздник является одним из основных в весеннем цикле народного календаря. Мари-язычники фактически в одном праздники совместили языческие и христианские традиции и верования (синкретизм). Мари празднуют Кугече в четверг – через семь недель после марийской Масленицы (Уярня), то есть за три дня до православной Пасхи. В образ «воскресения» марийский народ как бы вложил идею вечно воскресающей природы, которая после зимнего сна снова оживает, и готова для сельскохозяйственных работ и будущего урожая. С этим праздником связаны и поминальные традиции усопших предков и прародителей.
В этот день также веселилась молодежь, на особом месте устраивали танцы, игры и песни, обязательно катались на качелях. Катания на качелях – эта традиция появилась в честь дочери бога Юмын Ӱдыр. По марийским легендам: Юмын Ӱдыр каталась на небесных качелях, а потом с небес увидела землю – и спустилась в наш мир. Тут божественная дочь пасла свои огромные стада, а потом встретила и полюбила земного парня. Чтобы не возвращаться в небесный дом, Юмын Ӱдыр отпустила шелковую нить качелей в небеса. Эта пара -божественная дочь и лесной парень - считаются прародителями всего марийского народа. В Марий Эл к Кугече (Пасхе) пекут кокурки из ржаного хлебца, обернутого вокруг цельного вареного яйца. Марийцы подают слоеную горку блинов (коман мелна), смазанную маслом. Она состоит из трех слоев: нижний – сочень из пресного ржаного теста, средний – из пшеничного, кислого, верхний – из предварительно замоченной на молоке или сливках крупы, иногда с добавлением яиц. Ещё готовят пироги (когылё), обязательно с крупой и мясом птицы – утки или курицы. В гребешок пирога заворачивают кусочек шерсти, монетку, комок соли или муки. Кому что достанется, таким и год предстоящий будет. Монетка – к деньгам, шерсть – к прибавлению скота, соль – к несчастью, а мука – к сытой жизни. Вместе с пирогами на марийскую пасху обязательно готовят свекольный квас.
Чуваши:
Чувашский народ праздник Воскресения называет - «Мǎнкун» - это один из главных чувашских праздников. Накануне чувашки обязательно моют и убираются в избе, моют окна и белят печи. Мужчины специально для праздника варят национальное пиво – в старину чуваши славились этим ремеслом. Ближе к полуночи народ собирался в местном храме на службу под названием - «Автан келли». На сам воскресный день одевают все чистое и нарядное, красят яйца, готовят особенное блюдо под названием: «чǎкǎт», пекут пироги с мясом, готовят различные угощения.
Чувашская Пасха длится всю неделю, и каждый день раньше был чем-нибудь приметен. Молодежь проводила игрища, устраивала танцы и гулянья. Родственники ездили по разным деревням и навещали своих родных.
На Пасху часто выпекали - Йăва (колобок или гнезда) – сладкое ритуальное блюдо у чувашей из дрожжевого теста без сахара. В маленький кусочек теста в виде лепешки кладется дикий мёд, защипывается колобком и выкладывается швом вниз на круглую сковороду в виде пчелиных сот (символ новой жизни). Сверху кружочки смазываются мёдом и запекаются в духовке.
Удмурты:
У язычников-удмуртов годовой аграрный цикл начинался именно с праздника Пасхи, по-удмуртски, этот день назывался - Быдӟынал (в переводе: Великий или Большой день), этот день приходился на православное Воскресение Христово. Общая идея праздника, как и у народа мари, заключалась в вечном цикле пробуждения Матери-Природы после зимней спячки. Удмурты считали, что именно в этот день на землю сходит особая божественная благодать, которая дает всей природе творческую силу, после чего можно вести земледельческие работы, производить сев зерновых, посадку овощей и т.д. в праздник «Быдӟынал», как обрядовый комплекс, обязательно входило представление «Весна – Солнце», проводились торжественные моления в честь верховного бога Инмара, совершались особые хоровые песнопения, готовилось особенное пасхальное угощение. У молодежи были особенные гуляния, игры и скачки на конях. Взрослые ходили из дома в дом, везде угощались и всех поздравляли с праздником весны и обновления.
Мордва:
Мордва также почитала Воскресный день, по-эрзянски он имеет название: Инечи (то есть Большой или Великий день). Аналогичное название этого праздника есть у мокши (вторая подгруппа мордовского народа).
Мордва считает, что Инечи – это день победы весны и солнца над зимой и холодом, также считается, что это день сотворения Земли. Праздник Инечи тесно связан с Творцом Инешкипазом, в молениях произносится: «Инечись сюлмазь Инешкипазонть (Чипазонть) — Модамасторонть теицянзо марто. Инечись — Модамасторонь Чачома Чи (День Сотворения Земли), сонзэ тешкстамс артыть-мазылгавтыть алт — Модамасторонь символ».
Этот праздник у эрзя и мокша был также посвящен поминанию прародителей, которые ушли в загробный мир. Со своими предками они словно советовались и просили благословения на будущий год, просили беречь от болезней и порчи. Часто в этот день посещали кладбище.
В пасхальное меню эрзянского и мокшанского народов часто включалась домашняя колбаса – турбухи. Мясо, внутренности животных, лук пропускали через мясорубку, солили, перчили и набивали в кишки. Варили в подсоленной воде. В начинку иногда добавляли яйца, манку и немного желатина.
катание яиц на Пасху - марийская традиция
Мишари и татары:
У мишарей и казанских татар традиции праздновать Пасху как таковой не было, но был обычай отмечать интересный весенний праздник под названием «Сбор яиц». Этот обычай фактически был приурочен примерно к пасхальной неделе (апрель месяц) и состоял в том, что накануне этого праздника хозяйки красили яйца луковой шелухой, а также выпекали разные «вкусности». А рано утром деревенские ребятишки от 4 до 11 лет ходили по избам и собирали яйца и выпечку, принять таких маленьких гостей считалось хорошей приметой.
Но у большей части мишарей этот праздник назывался «Кызыл йомырка» - «Красное яйцо». В Сергачском уезде – «йомырка бәйрәме» - «праздник яиц».
Касимовские татары сбор яиц проводили накануне Пасхи, стремясь тем самым отмежеваться от христианского (русского) праздника, «отпраздновать прежде русских» - «урыслар ашаганчы бәйрәм итәбез» - как указывали они.
Сельские ребятишки ждали этот день как большой праздник. Для них готовили обновки, в крайнем случае, новые лапти, белые суконные чулки. Матери готовили специальные мешочки для сбора яиц. Как правило, их шили из красных браных концов полотенец.
____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Праздники народов Поволжья.
Церковный Календарь. Пасха // Православная энциклопедия, т. 29, с. 440—464.
Народы России: Энциклопедия / Глав. ред. В. А. Тишков; Ред. кол.: В. А. Александров, С. И. Брук, Н. Г. Волкова и др.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 320—331. — 480 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-082-7.
Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. — Казань: Татарское книжное издательство, 1984. — 145 с.
Народы мира: Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей; Ред. кол.: С. А. Арутюнов, С. И. Брук, Т. А. Жданко и др. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 433—434. — 624, [12] с. — 100 000 экз.
Энциклопедия Марий Эл.
Чуваши: этническая история и традиционная культура Иванов В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. 1. Прародина Чувашей.
Обряды и традиции удмуртского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
Pasha1 (1).jpg | 145.88 КБ |
Pasha1 (2).jpg | 208.99 КБ |
Pasha1 (3).jpg | 217.68 КБ |
Pasha1 (4).jpg | 480.33 КБ |
Pasha1 (5).jpg | 235.14 КБ |
Pasha1 (6).jpg | 628.42 КБ |
Pasha1 (8).jpg | 211.79 КБ |
Pasha1 (9).jpg | 160.76 КБ |
Pasha1 (10).jpg | 389.21 КБ |
Pasha1 (11).jpg | 325.37 КБ |
Pasha2 (2).jpg | 89.15 КБ |
Pasha2 (3).jpg | 152.87 КБ |
- 1944 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий