Семь чудес села Ятмас Дусай
Наша деревня имеет странное название - «Ятмас» - в переводе на русский означает «не спящий, вечно бодрствующий», «Дусай» - когда-то якобы был дед по имени Дусай.
Деревня расположена на юге Кукморского района, за лесным массивом, в окружении глубоких оврагов. От Кукмора, от Таканыша, от Сабов -
Раньше деревня относилась к Таканышскому району, потом ее присоединили к Сабинскому, а сейчас к Кукморскому району. В настоящее время в деревне 105 дворов, жителей 355 человек.
Несколько лет тому назад добрые люди построили мечеть, провели газ, телефоны есть у многих. Рядом с деревней проходит асфальтированная дорога.
Деревня имеет глубокую историю и хранит много тайн-чудес.
Первое чудо
Несколько веков назад (по моим предположениям, до 1600 года) наша деревня находилась в трех километрах от теперешнего места в сторону Сабов. Там и сейчас имеется кладбище. В народе его называют «кладбище святых». Кладбище имеет свои странности. Как правило, кладбища устраивались на ровной местности. А здесь, если смотреть от дороги, левая сторона имеет уклон - углубление. Такое ощущение, что в этом месте произошла просадка грунта. На территории кладбища нет могильных холмиков, абсолютно ровная поверхность.
В середине от забора к дороге выступает отдельная могила. Существует предание, там похоронен последний мулла - дедушка Дусай. С левой стороны за забором имеется еще одна загородка. Она больше, чем обычная могила. Там якобы похоронены немусульмане. Еще лет 40-50 тому назад туда приходили удмурты (и люди других национальностей), ухаживали за могилой. За кладбищем внизу у речки есть родник. Он обустроен, есть будка, полотенца, ковшики и др. В народе его называли «Родник святых». Сейчас этот родник заброшен, весной его затапливает речной водой. Чтобы его восстановить, требуется много труда.
Краткая историческая справка:
…После разгрома Казани И.Грозным в 1552 году татары не покорились, ушли в глубину в сторону Сабов и основали там крепость Калатау. Это рядом с деревней Шекше, от нас 12-
Вот что пишет летописец: «… мятежники поставили себе город на реке Меша. Русские не могли мириться с таким положением. Из Москвы были направлены воеводы: князь Семен Микулинский, Петр Морозов, Иван Шереметьев, князь Андрей Курбский. Зимой 1554 году начали они военные действия, сожгли город на Меше, взяли в плен 600 мужчин, 1500 женщин и детей.
В бою за город погибли 1000 татар. И в последующие годы, до 1610 года, татары продолжали сопротивляться». (Львовская летопись о борьбе народов Поволжья за независимость в 1553-
Все это дает повод полагать, что и в нашем районе вполне могли быть сражения, которые могли захватить и нашу деревню. Это подтверждают документы и карты.
Помню, еще отец рассказывал, я и сам слышал от старших, что когда в том районе обрабатывали поле, находили обломки копий, луки и другое военное снаряжение. Отец предполагал, что в этих местах происходили сражения и на этом кладбище имеется «братская могила». Когда были похоронены погибшие, якобы мулла дал наказ - его похоронить здесь, но отдельно, а всем жителям покинуть это место. Так гласит легенда.
Второе чудо
Недалеко от «кладбища святых» в километре в сторону Сабов имеется еще один родник. Народ его называет «глазной родник» («куз чишмэсе»).
Вода от этого родника славится своими целебными свойствами. Об этом роднике районная газета уже писала. Поэтому подробно описывать не буду. Добавлю только, об этом роднике мы знали еще и в военные годы, мальчишками бегали туда. После публикации статьи началось паломничество. Слава его вышла далеко за пределы Татарстана. За водой приезжали из Нижнего Новгорода, Самары, Тольятти, даже из Уфы и др. В дни Сабантуя, в отдельные дни доходило до 30 автомашин. Многие ездят уже повторно.
Третье чудо
Мимо теперешней деревни и «кладбища святых» проходит старинная дорога. На фотографии там, где овраги, полосами видна эта дорога. Ширина дороги
Дорога от середины к валам имеет уклон для стока атмосферных осадков. В оврагах через речки были смонтированы мосты. Эти мосты уже давно разрушены, остались только каменные стены. Поражают камни, они обработаны настолько качественно, что, хотя уже прошло не одно столетие, они и сегодня как новые. Да и от самой этой дороги остались уже небольшие участки. Дорога построена добротно, на века. Строили, видимо вручную. Со слов старших эта дорога соединяла Москву с Екатеринбургом и относилась к общегосударственной. По дороге одновременно могли двигаться конные повозки в шесть рядов. По обе стороны росли березы. Дорога была очень оживленная, круглые сутки и в течение всего года двигались повозки: ямщики, торговцы, почтовые, деловые и служебные. Всегда были слышны звуки колокольчиков. За исправностью дороги следили смотровые. Если кто-то испортил березу, дорогу или мосты, наказание было очень строгим. Каждый участок был закреплен за деревней, мимо которой проходила дорога. Жители деревни обязаны были следить за исправностью и производить ремонтные работы. Существует версия, якобы по этой дороге проехала сама Екатерина II. Видимо, по этой причине в народе эту дорогу называют «дорогой патша-аби». Старики еще помнят: за деревней у моста на берегу речки была кузница, там же пережигали дерево для нее. Была стоянка, отдыхали ямщики и лошади, производились ремонтные работы, подковывали лошадей и т.п.
Существует легенда: на краю деревни стоял домик, там жил старик по имени Дусай. У него всегда горел огонек. Ямщики из-за этого огонька прозвали Ятмас Дусай (не спящий). Якобы ямщики ему даже привозили свечи.
Четвертое чудо
За «кладбищем святых» по другую сторону речки раньше были медные рудники. «Мешинский или Ныртинский медеплавительный завод» - был построен в 1749 году казанскими купцами Келаревым и Ляпиным.
В 1775 году с аукционного торга куплен гвардии прапорщиком Осокиным. В 1827 году из 90070 пудов руды в четырех печах выплавлено меди 2061 пуд, мастеров было 30, рабочих 178, всех же 208 человек. Медь продана в Казани и на Нижегородской ярмарке. («История Татарии в материалах и документах». Г.Москва. изд.
Думаю, целебные свойства родника «глазной родник («куз чишмэсе») связаны с подземными кладовыми.
Пятое чудо
На новом кладбище, где сейчас находится наша деревня, имеется массивная могильная плита. Она уже порядком ушла в землю и имеет наклон. Говорили, что многие пытались расшифровать надписи. Мы с братьями убеждены, что, возможно в этих надписях кроется разгадка - дата переселения наших предков. С просьбой я обратился в музей Кукмора. К моему удивлению они дали расшифровку. Перевод сделан моим старшим братом. Похоронен там человек по имени Кадыйр в 1676 году, сын муллы Мохаммеда. Камень установлен матерью Зохрабика. Площадь под захоронениями от ограды, от которой, видимо, начинали хоронить, достаточно большая.
Можно предположить, что наши предки покинули то место и переселились сюда в 1600 годы.
Мне еще в детстве приходилось слышать о том, что там, где «кладбище святых», находится «братская могила» и там горит огонек. Тогда я этим рассказам не придавал значения и постепенно они забылись. И вот спустя много много лет я снова вспомнил о них. Несколько лет тому назад мне удалось встретиться и беседовать с одной бабушкой - ей было 96 лет. Она вспоминала, еще в ее детстве, там, где находится «глазной родник», были видны траншеи, окопы. Она слышала от старших, что в этих траншеях дежурили мужики. Она также слышала, что на кладбище похоронены погибшие. А огонек на кладбище она видела сама.
Появление огонька из земли подтверждают многие свидетели.
Я и сам лично видел в районе кладбища огонек. Как-то зимой 1945 года ночью отец вывел меня на улицу и показал в сторону кладбища. Там было видно небольшое зарево. Отец строго предупредил, чтобы я никогда об этом не говорил.
В народе это явление носит мифическое название «убыр», «нечистая сила». И было не принято об этом рассказывать. В тех многочисленных материалах и документах, которых мне удалось разыскать, утверждается - в наших краях сплошные могилы, и многие очевидцы свидетельствуют - чуть начнешь копать землю, находят останки людей.
Когда в земле находятся большое количество трупов, разлагаясь, они выделяют газ метан. Этот газ выходит на поверхность и происходит самовозгорание. Под землей еще и горные выработки. Этот метан и давал огонек, который, по всей видимости, видели ямщики.
Шестое чудо
«Одинокая сосна»
Однажды в горах Калифорнии в США спилили сосну и, пересчитав годичные кольца, определили ее возраст в 4844 года. Это была сосна долговечная. Сосны по продолжительности жизни обходят все другие деревья.
Век нашей обыкновенной лесной сосны много короче - 300-500 лет. У сосны мощная корневая система. Основа ее - стержневой корень, глубоко уходящий в почву. Он прочно заякоривает дерево и удерживает его даже в штормовой ветер. Сосны не ломаются в бурю и тем более не падают, как ели, выворачивая корни. Эта сосна стоит на середине от деревни до «кладбища святых» на возвышенном месте. Раньше вокруг нее видимо были деревья. А сейчас она осталась одна. Она очень высокая, толстый ствол. Сколько ей лет, не знает никто. Еще отец и мама рассказывали, что когда они были маленькими, эта сосна уже была. То же самое им рассказывали их родители. С какой бы стороны ни подъезжаешь к деревне, ее видно со всех сторон. И, пожалуй, каждый, увидев ее, испытывает теплые чувства. И каждый, кто долго отсутствует, всегда идет к ней на «поклон». Это уже стало каким-то священным образом.
По моим наблюдениям, ей не меньше 300 лет, а, может, и больше.
Седьмое чудо
Об этом дубе великане газета уже писала. Добавлю только свои соображения.
1. Петр I не мог наугад указать место, где нужно было вырастить много-много дубов для строительства кораблей, тем более в такой глухомани. Ему наверняка доложили и указали место, где дубы уже росли и была дубовая роща. Ведь дуб в высоту растет только в течение 150-200 лет. За это время он вырастает до 30-
2.В эти же годы могли начать и строительство «дороги патша-аби». Материал для кораблей ведь все-таки вывозился.
Выводы и предложения
1.Хотя авторитет архивных документов не вызывает сомнений, тем не менее и они не дают точного ответа, когда была основана деревня, название, дата переселения и т.д. Нужны дальнейшие изучения в архивах, в музеях, необходимо заинтересовать и привлечь других специалистов, археологов.
2.Объем моих записей, безусловно, не глубокий, но и по ним можно узнать - наш регион представляет исторический интерес и имеет еще много своих тайн.
3.Для изучения нашего края и привлечения внимания специалистов было бы целесообразно объявить наш край заповедной зоной и определить маршруты экскурсий. Твердо убежден: любой, кто хоть один раз попьет воду из родника, обнимет сосну, постоит у дуба - не останется равнодушным.
Надеясь на возможность решения этой проблемы, я и написал о семи чудесах деревни Ятмас Дусая..
Регион - ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА
Район - КУКМОРСКИЙ РАЙОН
Населенный пункт - с. ЯТМАС-ДУСАЙ
Почтовый индекс - 422135
Отделение связи - ЯТМАС-ДУСАЙ
Долгота - 50°48’ E
Широта - 55°58’ N
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/109243/
https://foto-planeta.com/photo/124535.html
фото Алмаза Файзрахманова.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 13393 просмотра
Комментарии
Мне 55 лет,родом из Татарии
Мне 55 лет,родом из Татарии Сабинский район,ныне проживаю в Уфе. Очень хочу узнать о происхождении фамилии Дисеев или Дисиев.(мой отец Дисиев,родился в 1901 г.хотелось узнать о его роде,раньше все было предано забвению...знаю только, что он сирота и ничего более)
вероятно...
вероятно что фамилия произошла от имени,
но это версия.
А вобще то вам нужно обратиться в республиканский архив -
только там могут найти к/н инфу о вашей родне или однофамильцах,
может поиск сделают по деревням, откуда отец родом...
мы обычная команда туристов - такими материалами не владеем.
Отправить комментарий