Городище Таш Кирменское (Таш-Кирмен)
Городище Таш-Кирменское — городище на территории Республики Татарстан при впадении реки Меши в Каму, примерно, в 70 км от Казани, недалеко от Лаишево.
В прошлом крепость, поставленная в 1553 году марийским князем Мамич-Бердеем, возглавившим движение сопротивления (черемисские войны) после падения Казанского ханства.
Вскоре крепость была сожжена и разорена русскими войсками из-за того, что черемисские отряды нападали на сёла и деревни, доходя даже до правого берега Волги.
СТАТЬИ ПРО ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
РОДНИКИ ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛАИШЕВСКОМУ РАЙОНУ - ТУТ!
Затем на этом месте была основана татарская деревня Таш-Кирмен, что в переводе с татарского означает «каменная крепость».
С татарского «кирмен» – это крепость, а также этим словом называется Кремль.
Интересно, что по-марийски и по-чувашски: крепость также называется сходным образом – карман, смотри, например, гору Карман-Курык в Марий Эл.
УСТЬЕ МЁШИ, ТАШ-КИРМЕН И ГОРОД ЛАИШЕВ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
Впервые упоминается в Казанских писцовых книгах 1648 года.
В настоящее время в Таш-Кирмен проживают крещёные татары.
После создания Куйбышевского водохранилища уровень воды был значительно поднят и прибрежная территория размыта.
По словам местных жителей, из-за размытия территории, в т.ч. древних кладбищ, в советское время дети часто находили на берегу археологические материалы (древние монеты, украшения, сабли, старинное оружие), которые впоследствии обменивались у взрослых на конфеты.
Зафиксированы факты обнаружения кладов у городища Таш-Кирмен, в основном из золотоордынских монет.
Следует отметить, что Мамич-Бердей — герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552—1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Московии, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель. По этой причине сооружил крепость Таш-Кирмен на Мёше (около Лаишево).
В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов. В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л. Яндакова. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты.
Городище Таш Кирменское – историческое свидетельство.
В Казанских писцовых книгах Семена Волынскаго 156 (1648) года** л. 47 пишется: "в ясашной деревне Таш-Кирмене, на реке Меше, что у Татарского старого городища, за служивыми новокрещены за Елизарком Ивановым сьном Парфенова и другими 77 десятин ".
В жалованной грамоте Казанскому Преобра женскому монастырю на рыбныя ловли в Чертыке (большом рукаве Волги, ниже устья Камы) 1639 г.*** в межах сих ловель значатся сенные покосы деревни Епанчины, да деревни Таш-Кирмен Татар. Деревня Епанчина стоит на большой луговой дороге из Казани в Симбирск, при впадении Меши в Каму и соседственна с помянутым Чертыком, следовательно здесь надобно искать Таш-Кирменское городище. В вышеупом.
Подробной карте Росийской империи, сост. при Императорском депо, действительно показана Татарская деревня Таш-Кирмень по той же дороге в 6 верстах от Епанчина на реке Меше (Лаишевскаго уезда, см. на карте городищ) и по разсказам бывших на месте нам известно, (а путем корреспонденции сведений добиться мы не могли), что здесь доселе видны остатки городища.
В помянутое возмущение (вскоре по взятии Казани) Черемис, Чуваш, Вотяков и др. сии инородцы—Арские Татары, побережные (прикамские) и луговые Черемисы в 1553 году, как пишет летописец, поставили себе город на Меше в 70 верстах от города Казани и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися (т. е. сделав насыпь, хотели в ней выдерживать осаду). Отсюда они непрестанно безпокоили горную сторону набегами. Но вскоре эта Мешенская крепость была сожжена и разорена Русскими****. Нет сомнения, что эта крепость была вышеописанное Таш-Кирменское городище на реке Меше. От Казани доселе считается именно 70 верст, и отселе мятежникам легко было волновать и безпокоить горную сторону или правый берег Камы и Волги.
Древние городища булгар и татар (топонимика)
Кермен-Кирмен.
В значении "город-крепость, замок, укрепленный город" выступает местный географический термин "кермен" - "кирмен"; который также имеет значение "пещерные городища" (Мурзаев, 1959, 108). В диалектологическом словаре татарского языка слово "кирмен" означает "город" (ТТДС, 1993, 173). В русских летописях представлены географические названия с термином "кермен-кирмен", город Керменчукъ
Термин кирмен зафиксирован И.А.Износковым в таких географических названиях Мамадышского уезда как Кирменбаши, Урта Кирмен, Русские Кирмени (1882, 125-126), а также в Сараловской волости Лаишевского уезда автор отмечает наличие деревни Таш-Кирмень, Хан-Кирмень при реке Меше, на старом почтовом тракте из города Лаишево в город Спасск, от города 17 верст.
Он пишет, что "особенное внимание путешественников привлекает в деревне Таш-Кирмень курган, известный у татар под названием Хан-Кирмень - ханское укрепление. Этот курган находится на противоположной стороне оврага, подле самой дороги из деревни Таш-Кирмень в деревню Макаровку. В 1870 году специальное обследование этого кургана сделано А.Н.Стояновым. Курган Хан-Кирмень, по рассказам одних, основан после взятия Казани бунтовавшими инородцами, под предводительством своих старшин: Зейзета и Сарыя, по другим на нем стоял когда-то укрепленный замок..." (1895, 35).
В "Писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 годов" также зафиксирован термин Кирмен в географических названиях Кирменская полянка Лаишевской дороги: "... в прошлом да во 109-м году взята у них пашня и сенные покосы к государеву к дворцовому селу к Рождественскому, а ныне у них пашни, сенных покосов нет, и государю бы их, Янбахту з братьею, пожаловать в тое пашни место велети им быти по Лаишевской дороге пустошь Кармачи да полянку Кирменскую, а та де пустошь и полянка лежит порожжа" (1978, л.39) и Ташкирмень: "В той же деревни в порозжих землях, что была за князем Кадышем Яушевым, пашни паханые - 40 четв. в поле, а в дву по тому же; а пашут тое пашню деревни Ташкирмень ясачная чуваша; сена - на реке на Меше к деревне Байчуги по одной стороне реки Меши - 800 копен" (1978, л.б.об.).
Тюрко-татарский местный географический термин "кермен - кирман", встречающийся в тюрко-татарском географическом названии Керменчук-Кеременчук, зафиксированном в русских летописях, таюке функционирует в названиях деревень Средние Кирмени (Урта Кирман) и Малые Кирмени (Кече Кирман) Мамадышского района Республики Татарстан.
Исламъ-Кермень, город Крымский: "И Остафей царя в Крыме не заехал, ни княже Иванов человек брата его князя Семена: царь его с собою взял в поле, а стоит царь и царевичи с многими людьми Крымскими и с Начаи на Днепре на Исламъ-Кермени, а съти дается с многыми людми, а говорят в Крыму, что царь хочет итти на великого князя" (ПСРЛ, т. 13, ч.1, 137).
Г.Ф.Саттаров также отмечает, что слово "кирмен" в касимовском говоре означает "город" и по сей день, автор указывает, что местные жители город Касим (Касыйм) называют Кирман (1998, 146).
Термин кермен/кермаи оставил глубокий след в топонимии южных областей СССР.
Инкерман - пещерный город, славящийся добычей белого камня, в Крымской области; Кременчуг и населенный пункт Кременчугский в Полтавской области; город Белгород - Днестровский, в прошлом Аккерман (белая крепость), что можно ставнить с византийским Левкополь или молдавским Чететя - Альбо с тем лее смыслом; г.Керман в Баксанском ущелье на Северном Кавказе; Кермен в Болгарии на западе от Ямбола; Керман и Керменшах в Иране (Мурзаев, 1984, 271).
Отрывок из книги Джалиля МУХАМЕТШИНА / опубликовано в журнале "Казань"
«МОЛИТВА НА КАМНЕ. СВЯЩЕННЫЕ ЭПИТАФИИ ПРЕДКОВ»
На рубеже IX-X столетий на территории Средней Волги и Нижней Камы складывается одно из ранних государственных объединений Восточной Европы - Волжско-Камская Булгария, сыгравшая значительную роль в формировании тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья. В XIII-XIV веках она занимала современную территорию Татарстана, западные пределы Башкортостана и восточные районы Чувашии. С севера и юга её границы доходили до среднего течения реки Вятка и Самарской Луки. Позднее, в XV веке, на её северной части формируется Казанское ханство. На этой территории в основном и сосредоточены памятники материальной культуры булгарского и татарского народов, в том числе эпиграфические, хотя крайние точки распространения эпиграфических памятников выходят за её пределы.
РЕКА МЁША ОКОЛО УСТЬЯ - ЗДЕСЬ РАСПОЛАГАЛОСЬ ДРЕВНЕЕ ГОРОДИШЕ
Самым северным пунктом распространения булгарских эпитафий является посёлок Гурья-Кала Балезинского района Удмуртии, самым южным -деревня Правая Волга Сызранского района Куйбышевской области. Самая восточная находка обнаружена в селе Старое Байрамгулово Учалинского района Башкортостана, на западе булгарские эпитафии охватывают восточные районы Чувашии.
Известные по письменным источникам и материалам экспедиций булгарские эпиграфические памятники XIII-XIV веков картографированы в девяноста двух населённых пунктах. В них выявлено около четырёхсот булгарских намогильных камней 80-х годов XIII - середины XIV веков. Около ста пятидесяти памятников сохранились в Болгарском городище, на месте столицы Волжской Булгарии.
Булгарские намогильные камни имеют вид плоского параллелепипеда с толщиной от семнадцати с половиной до двадцати двух сантиметров, шириной от пятидесяти двух до шестидесяти двух сантиметров и длиной от ста пятидесяти трёх до двухсот двадцати сантиметров. На лицевой, редко по боковым сторонам, размещается текст, сочетаемый с резным орнаментом.
Надгробия устанавливались вертикально в изголовье погребённого, лицевой стороной на восток, и врывались в землю, для чего четвёртая или пятая часть плиты оставалась не обработанной. Боковые части и оборотная сторона памятников обрабатывались только в случае нанесения надписи или орнамента. Поверхность лицевой стороны камня состоит из завершения памятника с аркой или без неё (оголовник), где наносится кораническая формула или орнамент; основной части, где располагается текст, и основания.
Тексты эпитафий оформлялись рельефным или врезанным (углублённым) почерком куфи, сульс, насх и другими. В отличие от надписей на металле, булгарских печаток, надпись на надгробиях "ясная", буквы крупные, чёткие. Только тексты некоторых эпитафий, отличающихся своей величиной и пышностью оформления, вырезаны трудно читаемой арабской вязью.
Большая часть булгарских надгробий богато орнаментировалась. Как правило, украшалась лицевая сторона камня, точнее, её верхняя часть и бордюр; за небольшими исключениями, нижняя и боковые части не орнаментировались. Крайне редко узор, тем более текст, наносился на обратную сторону надгробия.
По своеобразию оформления, орнаментации, технике исполнения и структуре текстов среди булгарских эпиграфических памятников XIII-XIV веков выделяются четыре региональных округа - Болгарский, Кирменско-Джукетауский, Восточный (Чишминский) и Северный. Болгарский округ охватывает Предволжье, Закамье, включая нижнее течение Малого Черемшана, Предкамье, среднее течение Мёши и верховья Казанки и Ашита. Здесь выявлено около трёхсот надгробий. Характерными чертами надгробий этого округа являются наличие в верхней части стрельчатой арки с плечиками и текст, выполненный почерком стройного каллиграфического куфи или изящного рельефного сульса. Все памятники имеют бордюрное украшение из линейного или геометрического мотивов. Камни отличаются тщательностью отделки, наличием ярко выраженных боковых и заднего аспектов, где, как правило, фигурируют коранические формулы или орнамент. Одновременно выделяются несколько групп надгробий, отличающихся друг от друга техникой выполнения надписи и особенностями орнаментов и их расположения. Это памятники с текстом, выполненным шрифтом сульс, на арабском и тюркском языках, булгароязычные эпитафии с куфическим шрифтом, надгробия с различным оформлением заглавной формулы и основного текста и камни без арки и даты.
Другим крупным округом распространения эпитафий является Кирменско-Джукетауский, который занимает восточную часть территории Волжско-Камской Булгарии. В Закамье это земля между реками Черемшаном и Зай, в Предкамье - к востоку от линии реки Ошняк, включая среднее течение Мёши до реки Вятки. На этой территории выявлено тридцать семь кладбищ с более чем девяноста эпитафиями. Особенностями Кирменско-Джукетауского округа являются: в оформлении - отсутствие арки, бордюрного украшения, закруглённость верхней части, врезанный простой шрифт; в структуре текста - отсутствие коранической формулы "Он живой, который не умирает", наиболее характерного для Болгарского округа; в отношении размера памятников намечается некоторое увеличение толщины и ширины камней при одновременном сокращении их длины.
_________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
К. И. Невоструев. О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств
https://simbir-archeo.narod.ru/
ВИКИПЕДИЯ
https://www.alldisser.com/
https://fotki.yandex.ru/
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 9883 просмотра
Комментарии
Фотография не соответствует
Фотография не соответствует реальности,городище выглядит по-другому
к сожалению...
к сожалению в тех местах ещё не побывали...
Присылайте ваши фото - вставим в текст!
Отправить комментарий