Памятники археологии Лаишевского района
Лаишевский район расположен на слиянии крупнейших рек Европы – Камы и Волги в лесостепной зоне.
Территория района до 1920 г. находилась в Лаишевском уезде, а с 1920 г. по 1927 г. - в Лаишевском кантоне. Район был образован в числе первых в Татарской АССР 14 февраля 1927 г. 19 ноября 1954 г. в Лаишевский район вошла территория упраздненного Корноуховского района, а 26 марта 1959 г. - часть территории упраздненного Столбищенского района. 4 января 1963 г.
Лаишевский район был включен в состав Пестречинского, а 12 января 1965 г. вновь образован Лаишевский район.
СТАТЬИ ПРО ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛАИШЕВСКОМУ РАЙОНУ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
Жизнь человека в этом регионе зависит от сельского хозяйства и рыбных запасов рек Камы, Меши, Брыски, Волги. В районе нет химических заводов и перерабатывающих предприятии.
Районный центр - город Лаишево - расположен к юго – востоку от Казани на правом возвышенном берегу реки Камы у места её впадения в р. Волга.
Место, на котором стоит Лаишево, имело важное стратегическое значение во времена Казанского ханства. Именно здесь находилась переправа через Каму на дороге, ведущей в Ногайскую орду. Здесь с XI века располагалось татарское поселение (неукрепленное). Первоначальное название селища - Чакма. Название «Лаиш» или «Айш», скорее всего, происходит от имени собственного, что подтверждает и предание о переселение старика Лаиша из Булгар после его разорения Тимуром.
Лаишевское селище было крупным металлургическим и ремесленным центром сельского типа в Предкамье. Специализировался он на железообработке: добыче, обработке железной руды, выплавке металла и производстве разнообразной продукции. В XV- первой половине XVI века территория входила в состав Казанского ханства. От ханской эпохи в крае осталась старая Ногайская дорога, соединявшая Казань со степными землями
История города Лаишева как русского поселения начинается в 1557 году, когда здесь была построена крепость для защиты от Ногайцев и Крымцев, в которой были поселены служилые люди; позже появились и невоенные горожане. Город представлял собой укрепленный острог; внутри города находились две деревянных церкви.
В 1609 году город Лаишев упоминается в числе других городов, подчиненных приказу Казанского дворца. По переписной книге 1646 года в Лаишево проживало 1736 человек всяких чинов, которые занимали 513 дворов. Основное занятие у жителей: кирпичник, портной, сапожник, калачник и другие. С XVIII века в Лаишево проходила Железная ярмарка, которая ежегодно принимала покупателей из Ярославля, Рязани, Москвы и других городов.
В 1650-е гг., после сооружения Закамской засечной черты, город потерял военное значение, служилых людей перевели в другие места и Лаишев пришел в упадок, называясь до 1780 года городом только по инерции (никакой административной роли у него тогда не было).
Его возрождение началось в 1780 году, когда Лаишев стал уездным городом (четвертым по величине) Казанской губернии. В состав уезда входили: Александровский, Тюлячинский, Рыбнослободской, Пестречинский и Лаишевский районы.
В советское время Лаишев был центром кантона и района, но утратил статус города (с 1926 - село, с 1950 - поселок городского типа). Снова город – с 2004 г.
Памятники археологии - Перечень
памятник археологии Городище 'Именьковское-I'
Адрес: Именьково , 1 км сев.-зап.
Номер объекта: 1600409000
Описание: I тыс. н.э. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Селище 'Карадульское-I'
Адрес: Карадули
Номер объекта: 1600411000 Ссылки: галерея (0)
Описание: Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Карташихинское кладбище
Адрес: Карташихино
Номер объекта: 1600412000
Описание: XIV-XVI вв. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Багищевское селище
Адрес: Лаишево Wikidata-logo.svg, вост.окраина
Номер объекта: 1600408000 Ссылки: галерея (0)
Описание: Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Стоянка Пановская
Адрес: Паново
Номер объекта: 1600413000 Ссылки: галерея (0)
Описание: Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Селище 'Рождественское-IV'
Адрес: Рождествено , 500 м сев.
Номер объекта: 1600414000 Ссылки: галерея (0)
Описание: cер. I тыс. н.э. Памятник археологии федерального значения.
памятник археологии Могильник 'Рождественское-I-II'
Адрес: Рождествено , 500 м сев.
Номер объекта: 1600415000 Ссылки: галерея (0)
Описание: I тыс. н.э.-XIV в. Памятник археологии федерального значения.[6]
памятник археологии Стрюковское 2-е селище
Адрес: Стрюково
Номер объекта: 1600418000 Ссылки: галерея (0)
Описание: Памятник археологии федерального значения.[6]
памятник археологии Городище 'Саралинское-I' Редактировать
Адрес: Татарские Саралы , юго-зап.
Номер объекта: 1600416000 Ссылки: галерея (0)
Описание: Памятник археологии федерального значения.[6]
памятник археологии Городище 'Саралинское-II'
Адрес: Татарские Саралы , 2 км юго-зап.
Номер объекта: 1600417000 Ссылки: галерея (0)
Описание: Памятник археологии федерального значения.[6]
памятник археологии Городище 'Ташкирмень-I'
Адрес: Ташкирмень , юж.
Номер объекта: 1600420000
Описание: I тыс. н.э. Памятник археологии федерального значения.[6]
памятник археологии Городище 'Гремячий ключ'
Адрес: Шуран , 1 км вост.
Номер объекта: 1600421000
Описание: I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Памятник археологии федерального значения.[6]
памятник археологии Именьковский могильник
Адрес: 850 м сев.-зап. железобетон. моста дороги Именьково-Чистополь
Номер объекта: 1600410000 Ссылки: галерея (0)
Описание: XIV-XV вв. Памятник археологии федерального значения.[6]
Эпитафические памятники Лаишевского района
М.И. Ахметзянов
Территория Лаишевского района еще в период Казанского ханства являлась одним из самых густонаселенных исторических регионов. По сведениям "Таварихе Булгария" Хисамутдина Муслими, после погрома, совершенного среднеазиатским правителем Аксак Тимуром в некоторых городах Золотой Орды, в 1395 году многие жители города Булгара покинули свой город и устроились на новых, более безопасных местах. Среди них был и старик Лаиш, который вместе со своим семейством появился на правом берегу реки Агидель (в те времена часто так называлась Кама).
Впоследствии они обосновали д. Лаишево 1. Вторично название Лаишево упоминается под 1549 годом в письме ногайского мирзы Юнуса Ивану Грозному, где говорится о наличии в Казанском ханстве Лаишевского перевоза через р. Каму 2. Писцовая книга XVI-XVII столетий также однозначно признает Лаишево бывшим татарским селением Казанского ханства. То, что Лаишево представляло собой значительный населенный пункт Казанского ханства, не вызывает сомнения. Перевоз этот был в руках правителей татарского государства. После завоевания Казанского ханства Московским государством в 1552 году Лаишево превращается в один из оплотов новой колониальной администрации.
Сокращение численности татарского населения в регионе в результате колониальной политики Москвы, отразилось и в сохранности исторических памятников прошлого.
На сегодняшний день с территории Лаишевского района нам известно лишь два эпитафических памятника XVI-XVII столетий. А булгарские эпитафические памятники вообще отсутствуют, хотя в соседних районах обнаружено их во множестве.
Самый древний эпитафический памятник в районе был обнаружен в 1950-е гг. в окрестностях д. Епанчино. Эпитафия изучена известным ученым-эпитафистом Г.В. Юсуповым. Текст написан арабским письмом. К сожалению, местность, где находилось это селение времен Казанского ханства, осталась в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Публикация Г.В. Юсупова 3 представляет для нас единственную возможность познакомиться с фрагментами текста безвозвратно утерянного памятника. Приведем его в переводе на русский язык (строки даются по порядковым номерам):
"1. Сказал бог всевышний: всякая душа вкусит смерть;
2. (после к нам) вернется.....................................
3 ......................................................................
4. .......................................................................
5. по летоисчислению в девятьсот
двадцать
6. шестом, в мухарраме месяце то было ....................
7. .............сын............... Искандар из мира
тленного в мир вечности перевелся ".
Дата: январь-февраль 1519 года (по милади)
Эпитафия XVII столетия из с. Именьково
Эпиграфический памятник находится в огороде одного жителя в центре села. Текст эпитафии нами изучен в 1983 году. Он состоит из семи строк, написан арабским письмом, почерком сульс, рельефно. Седьмая строчка расположена вертикально и означает подпись мастера.
Перевод текста
"1. Он живой, который не умирает, все живущее умрет. Сказал пророк, да будет мир над ним.
2. Мир есть час, так используй его в богоугодных делах.
3. .......................................................
4... ....... По летоисчислению тысяча
восемьдесят втором .........
5. говорят было, Туйкилде хафиз сын Ка.... ка....
6... ... ... .
7. Написал это Кильмухамед сын Ишмана ".
Дата: 1672 год (по милади).
Памятник из с. Именьково является ценным историческим источником второй половины XVII столетия. Текст эпитафии свидетельствует о грамотности и образованности татар, также о том что дела религии и просвещения в селе были в ведении хафиза Туйкилде. Памятник является образцом резьбы по камню и каллиграфического искусства знаменитого татарского резчика по камню XVII столетия Кильмухамеда сына Ишмана.
Образцы татарской эпитафики первой половины XIX в. из с. Сингели
1 эпитафия
Перевод текста:
"1. По арабскому летоисчислению в 1237 году.
2. супруга Валита сына Мурата
3. дочь Сайфуллы в возрасте 23 лет из мира тленного
4. в мир вечности (перевелась)
Да Аллах помилует ее ".
Дата: 1822 год (по милади)
2 эпитафия
Перевод текста:
"Сахибджамал
дочь Сайфуллы
из с. Сингели умерла
в возрасте 58 лет.
Аллах пусть
помилует ее милосердием ".
Памятник без даты, по типологии датируется предположительно первой половиной XIX столетия. Разумеется, в татарских кладбищах Лаишевского района встречается немало эпиграфических памятников XIX-XX вв. Например, в д. Татарский Кабан сохранились могильные плиты предков известных казанских купцов Сайдашевых. Однако эти эпитафии пока не изучены, они ждут своего исследователя.
Археологи работают возле села Тарлаши на берегу Архиерейского озера.
Предыстория такова: в 2016 году строители раскопали человеческие останки.
Было установлено, что они относятся к средним векам и представляют большой интерес со стороны ученых.
В течение двух недель на раскопках нового археологического памятника работали сотрудники Института археологии академии наук РТ имени А.Х.Халикова и Чувашского государственного института гуманитарных наук, а также студенты Чувашского государственного педагогического факультета имени И.Я. Яковлева.
-Тарлашский могильник охватывает сложный период истории Поволжья, - рассказала Наталья Березина, заведующая отделом археологии Чувашского государственного института гуманитарных наук. – Письменные источники указывают на то, что в середине 16 века здесь существовало поселение, а позже по неизвестным причинам оно было покинуто.
Наталья Степановна показала находки, сделанные за две недели кропотливой работы в полевых условиях.
Археологи нашли два кувшина, наконечники стрел, кресало и элементы украшений. Часть из них выполнены в традициях Казанского ханства, а часть – в традициях русской материальной культуры той эпохи.
-Есть предположение, что в этом поселении проживали чуваши, татары и полоняники – русские воины, попавшие в плен и оставшиеся здесь жить, - говорит Наталья Березина. – В данной местности всегда проживали люди разных национальностей и вполне могли перенять друг у друга элементы культуры. Нам предстоит еще много поработать, чтобы понять, кто именно здесь жил, а также узнать побольше о материальной и духовной культуре живших здесь людей и почему они покинули поселение.
По словам ученых, есть версия, что оно было заброшено после военного конфликта или природной катастрофы. Один из кувшинов сильно деформирован под воздействием высоких температур. Возможно, село было уничтожено огнем.
-Во время раскопок выяснилось, что первый горизонт поселения относится к периоду Казанского ханства конца 14 или первой половины 15 века, - объясняет директор Института археологии АН РТ имени А.Х. Халикова Айрат Ситдиков. – К этому периоду относятся фундаменты построек, керамические изделия, наконечники стрел. Второй слой – это могильник, возникший тогда, когда поселение покинули люди. Он может насчитывать до трех тысяч погребений. Нам еще предстоит проанализировать детали погребального обряда жителей этого села. Нужно продолжать исследования, искать параллели с другими могильниками, изучать письменные источники, выстраивать топографию памятника. Это дело не одного года.
По словам Айрата Габитовича, совместные раскопки ученых из Татарстана и Чувашии – это важное событие в плане сотрудничества регионов по изучению общего прошлого. И оно только начинается: уже в конце июня на территории Чувашии будут работать татарстанские археологи. Так что нам еще предстоит узнать много нового об истории Лаишевского края.
ИМЕНЬКОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ - ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры — на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы — на севере до Самарской Луки — на юге с IV по VII вв. н. э.
Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской). По пришествии в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть вернулась на запад, войдя в состав волынцевской культуры. По мнению некоторых отечественных исследователей, основным населением культуры были протославяне.
Хозяйство
Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением плугов с железными наконечниками — ральниками. На ряде поселений именьковской культуры найдены остатки зерна. Анализы этих находок показали, что изучаемое население высевало пшеницу, рожь, просо, овёс, ячмень, горох. Уборка урожая велась железными серпами, а также косами-горбушами. Зерно хранилось в ямах-кладовках. Для размола зерна использовались ручные жернова.
Культура
При исследовании поселений именьковской культуры выявлены остатки жилищ, сыродутных горнов для получения железа, мастерских для плавки меди и бронзы, изготовления посуды. Именьковская культура оказала значительное прогрессивное воздействие на соседние финно-угорские народы в плане распространения технологий земледелия, скотоводства и ремесла.
В. Ф. Генинг, А. Х. Халиков, П. Н. Старостин связывали эту культуру с тюрками. В последнее время популярной становится точка зрения А. П. Смирнова, развиваемая Г. И. Матвеевой, согласно которой именьковская культура связвается с культурой полей погребальных урн рубежа н. э. В частности, Г. И. Матвеева привела убедительные доказательства сходства материальной культуры именьковской и зарубинецкой культур, расположенной во II веке до н. э. — I веке н. э. в Среднем и, отчасти, Верхнем Поднепровье. Некоторые учёные считают её балтской, другие видят в зарубинцах славян.
Этническая атрибуция культур во многом зависит от взгляда на проблему этногенеза славян и роли балтийского компонента в этнических процессах в Восточной Европе той эпохи. В. В. Напольских видит в именьковцах носителей какого-то изолированного балтославянского диалекта, близкого, но не идентичного праславянскому, который архаизировался, оказавшись на крайнем востоке прото-балтского ареала. Об этом говорят балтские заимствования в волжско-финских и пермских языках.
Именьковское городище
Именьковцев собственно славянами считают В. В. Седов и М. И. Жих, который связывает с именьковцами народ ассакалиба, локализуемый арабской письменной традицией на Средней Волге. В. В. Напольских при этом критикует данных исследователей за произвольное обращение с данными языка и специально отмечает, что не разделяет с ними ответственности за подобные выводы. Е. П. Казаков относит именьковцев к хионитам.
Именьковская культура в современной политике
Вопрос этнической атрибуции именьковцев на сегодняшний день крайне политизирован и идеологизирован.
Современная официальная позиция властей Татарстана заключается в том, что именьковская культура была создана тюркскими племенами, либо этническая принадлежность этой культуры сознательно не рассматривается. Этот взгляд широко пропагандируется в литературе, издаваемой в Татарстане, однако не признаётся археологами за пределами данной республики. Именьковцы официально считаются предками казанских татар наравне с волжскими булгарами.
Кроме того, рядом историков выдвигаются теории, указывающие скифо-сарматское или готское происхождение именьковцев.
ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
В середине 1-го тыс. н.э. территория Нижнего Прикамья и Среднего Поволжья характеризуется серьезными переменами в развитии производительных сил, связанными с успехами в развитии земледелия, домашнего скотоводства, а также ремесел. Одним из крупных достижений в хозяйстве населения рассматриваемого региона было распространение пашенного земледелия с применением железных ральников. Среди ремесел получили развитие новые технологии обработки железа.
Родовой строй изживал себя, уступая место новым отношениям. В обстановке бурных событий "эпохи великого переселения народов" серьезно изменяется этническая карта региона. В местную среду Прикамья и Среднего Поволжья проникли пришлые племена. В середине и второй половине 1 тыс. н.э. в области Волго-Вятского междуречья по Нижней Ветлуге и прилегающих частях р. Волги складывались древнемарийские племена, в западной части Среднего Поволжья формировалась древняя мордва. В левобережье р. Вятки в бассейне р. Чепцы во второй половине 1 тыс. н.э. сложилась поломская культура, верховьях реки Камы - ломоватовская, в бассейне р. Ирень - неволинская, на нижней Белой - кушнаренковская, турбаслинская и бахмутинская.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ИМЕНЬКОВСКОГО ЖИЛИЩА
Территория от Средней Суры - на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы - на севере до Самарской Луки - на юге с IV по VII вв. н.э. была занята племенами именьковской культуры. Своё название она получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ.
В настоящее время зафиксировано более четырехсот именьковских памятников, представленных городищами, селищами, могильниками и отдельными местонахождениями. Наибольшее количество именьковских памятников сосредоточено на территории Нижней Камы и прилегающих частях Волги.
Поселения именьковской культуры обычно располагаются группами, включающими иной раз по два городища и пять-шесть селищ. Такое расположение поселений, по-видимому, отражает сложные общественные отношения носителей именьковской культуры. Наиболее вероятно, что каждое из селищ оставлено сильно разросшейся патриархальной семьей - патронимией. Группа поселений могла быть связанной с родом.
Кашан — крупный город Волжско-Камской Булгарии, расположен на правом берегу реки Кама, столица Кашанского княжества (булгарского улуса Золотой Орды) в XIII веке.
Разрушен сначала нижегородскими ушкуйниками в 1391 году и окончательно — войсками московского князя Василия Дмитриевича в 1399 году.
Археологические останки Кашана (Кашанское I городище) находятся около села Шуран в Лаишевском районе Татарстана.
Кашанское городище – 2 расположено около Сорочьих гор (правый берег Камы).
Памятники археологии Татарстана.
Вполне вероятно, что и до монгольского нашествия здесь существовало древнее городище, заселенное финно-уграми. Скорее всего, название Кашан имеет марийское происхождение, и произошло от марийского слова: Каш – дернина, пласт земли, то есть древние городища укрепляли, рвом и валом из земляных пластов. Кашан - прилагательная форма от первоначального слова, что и означает обложенный дёрном, пластами земли, то есть простейшим валом.
ВИД НА ШУРАН С ЛЕВОГО БЕРЕГА КАМЫ
Кашанское княжество, Булгарский улус Золотой орды — булгарское княжество в 13-15 вв. на территории бывшей Волжской Булгарии после её захвата монголами.
В качестве вассального владения входило в состав Золотой Орды. Столица — город Кашан, затем (после разрушения Кашана ушкуйниками) — Булгар-аль-Джадид (Иске-Казань).
В 1222—1236 Волжская Булгария подвергалась нападениям монгольских войск (первой на западном направлении их экспансии), закончившимся разгромом государства, разграблением и уничтожением столицы и практически всех крупных городов, истреблением значительной части её населения.
В 1240 году Кашанское княжество вошло в состав Золотой Орды.
ГОРОДИЩЕ КАШАН I: ДАТИРОВКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
(К.А. Руденко, зав. отделом археологии НМ РТ, д.и.н., г. Казань)
Расположение и современное стояние. Городище Кашан I расположено в 1 км к востоку от с. Шуран Лаишевского района Татарстана. Это одно из крупнейших средневековых городищ республики. Площадка его имеет размеры 1800 х 300 - 950 м, что составляет свыше 1 080 000 кв. м. Площадь городища почти вся распахивается; только овраги залесены, как и незначительные участки у склонов; небольшие участки у пашни задернованы.
Городище с напольной стороны и со стороны Камы защищено земляными валами. Первый вал (высотой до 3,8 м, при ширине основания в 12-15 м) поврежден при строительстве газопровода в 1950-х гг. и в последние годы разрушается разработкой карьера для добычи глины. Укрепления с камской стороны состоят из валов высотой со стороны площадки до 2 м, со стороны реки - до 4 м.
История изучения. Городище Кашан I известно с конца XIX века. Большей известностью пользовалось городище Кашан II у с. Сорочьи Горы, где местность имела название "Городок". Большинство сведений о "городке" и прилегающей местности, включая и выделенное впоследствии городище Кашан I, описывалось со слов местных жителей. Заслуга выделения городища Кашан I принадлежит П.А.Пономареву, который в июне - августе 1879 года провел тщательное археологическое обследование камского побережья в этом районе и снял план городища. У жителей с.Елга были приобретены древние вещи, которые вместе с некоторыми изделиями, переданными исследователю его сослуживцем К.Г. Домбровским (найдены в конце 40-х гг. XIX века) и, видимо, находками самого П.А.Пономарева составили коллекцию (14 наименований), поступившую в музей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском ниверситете в начале 1880 г.
КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ БУЛГАРСКИХ ГОРОДОВ
Наличие укреплений, находки с площадки городища и отсутствие других крупных поселений этого времени по близости привели П.А.Пономарева к выводу об отождествлении этого городища с известным по преданиям и поздним историческим сочинениям городом Кашаном. П.А.Пономаревым памятник датирован 2-ой половиной XIV века (монеты 1361 г.). По мнению известного археолога и историка А.П.Смирнова, изучившего коллекцию с памятника, Кашан I возник еще в домонгольское время, но развитие получил позднее - в XIII - XIV вв.
Археологическое обследование городища провел в 1948 году Н.Ф.Калинин, им был снят план памятника. Было заложено 9 шурфов общей площадью 48 кв. м, в основном на краю Рыжного оврага в южной и юго-юго-западной части городища, а также в прибрежной части; кстати, последние (расширенные шурфы №№ 7 и 9) дали наибольшее количество материала, в основном керамики. Из датирующих вещей в шурфе № 7 найден железный ключ, по-видимому, от замка типа В, по Б.А. Колчину, XII - XIV вв. По мнению Н.Ф.Калинина, Кашан возник в XII веке, возможно, в конце его и существовал до 1396 года. Исследователь предполагал, что это центр Кашанского княжества. Эту гипотезу поддержал Р.Г.Фахрутдинов.
Обследование городища Кашан I проведено К.А. Руденко в начале сентября 1990 года. Был снят план юго-западной части памятника и проведен осмотр укреплений в северной части городища. В 1991 году при повторном осмотре площадки памятника в юго-юго-западной его части было зафиксировано местонахождение керамики. В 1994 году зачистку разрушенной части вала с напольной стороны провел А.М. Губайдуллин.
На городище К.А.Руденко в 1995-1998 гг. были проведены стационарные археологические исследования. Была вскрыта площадь в 177 кв.м: раскоп I (1995-1996 гг.) - 60 кв.м; раскоп II (1996 г.) - 88 кв.м; раскоп III (1997 г.) - 16 кв.м; раскоп IV (1997 г.) - 12 кв.м; раскоп V (1998 г.) - 1 кв.м. Таким образом, в ХХ веке на городище шурфами и раскопками было исследовано 225 кв.м площади (48 кв.м - Н.Ф. Калинин и 177 кв.м - К.А. Руденко). В 2004 г. 200 кв.м площади исследовано К.А.Руденко (раскопы I (VI) - 80 кв.м; II (VII) - 100 кв.м; III (VIII) - 20 кв.м).
ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН - РЕКИ МЁША И КАМА
Итого на памятнике вскрыто 425 кв.м площади, исследованы укрепления, проведена сплошная разведка территории и окружающей местности. По итогам раскопок было установлено, что укрепления со стороны Камы стали возводиться в XI - XII вв. Большая часть материала с площадки городища также относилась к домонгольскому времени. Оставалось неясным время сооружения вала с напольной стороны, поскольку в насыпи находок не было, как и на других исследованных близлежащих участках. Поэтому исследовательская цель раскопов 2004 г. (работы носили экстренный охранно-спасательный характер) заключалась в получении материала для датировки этой части памятника.
ГОРОДИЩЕ ТАШ-КИРМЕН (ТАШКИРМЕНСКОЕ)
Городище Таш-Кирменское — городище на территории Республики Татарстан при впадении реки Меши в Каму, примерно, в 70 км от Казани, недалеко от Лаишево.
В прошлом крепость, поставленная в 1553 году марийским князем Мамич-Бердеем, возглавившим движение сопротивления (черемисские войны) после падения Казанского ханства.
Вскоре крепость была сожжена и разорена русскими войсками из-за того, что черемисские отряды нападали на сёла и деревни, доходя даже до правого берега Волги.
Затем на этом месте была основана татарская деревня Таш-Кирмен, что в переводе с татарского означает «каменная крепость».
С татарского «кирмен» – это крепость, а также этим словом называется Кремль.
Интересно, что по-марийски и по-чувашски: крепость также называется сходным образом – карман, смотри, например, гору Карман-Курык в Марий Эл.
УСТЬЕ МЁШИ, ТАШ-КИРМЕН И ГОРОД ЛАИШЕВ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
Впервые упоминается в Казанских писцовых книгах 1648 года.
В настоящее время в Таш-Кирмен проживают крещёные татары.
После создания Куйбышевского водохранилища уровень воды был значительно поднят и прибрежная территория размыта.
По словам местных жителей, из-за размытия территории, в т.ч. древних кладбищ, в советское время дети часто находили на берегу археологические материалы (древние монеты, украшения, сабли, старинное оружие), которые впоследствии обменивались у взрослых на конфеты.
Зафиксированы факты обнаружения кладов у городища Таш-Кирмен, в основном из золотоордынских монет.
Следует отметить, что Мамич-Бердей — герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552—1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Московии, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель. По этой причине сооружил крепость Таш-Кирмен на Мёше (около Лаишево).
В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов. В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л. Яндакова. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты.
Городище Таш Кирменское – историческое свидетельство.
В Казанских писцовых книгах Семена Волынскаго 156 (1648) года** л. 47 пишется: "в ясашной деревне Таш-Кирмене, на реке Меше, что у Татарского старого городища, за служивыми новокрещены за Елизарком Ивановым сьном Парфенова и другими 77 десятин ".
В жалованной грамоте Казанскому Преобра женскому монастырю на рыбныя ловли в Чертыке (большом рукаве Волги, ниже устья Камы) 1639 г.*** в межах сих ловель значатся сенные покосы деревни Епанчины, да деревни Таш-Кирмен Татар. Деревня Епанчина стоит на большой луговой дороге из Казани в Симбирск, при впадении Меши в Каму и соседственна с помянутым Чертыком, следовательно здесь надобно искать Таш-Кирменское городище. В вышеупом.
Подробной карте Росийской империи, сост. при Императорском депо, действительно показана Татарская деревня Таш-Кирмень по той же дороге в 6 верстах от Епанчина на реке Меше (Лаишевскаго уезда, см. на карте городищ) и по разсказам бывших на месте нам известно, (а путем корреспонденции сведений добиться мы не могли), что здесь доселе видны остатки городища.
В помянутое возмущение (вскоре по взятии Казани) Черемис, Чуваш, Вотяков и др. сии инородцы—Арские Татары, побережные (прикамские) и луговые Черемисы в 1553 году, как пишет летописец, поставили себе город на Меше в 70 верстах от города Казани и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися (т. е. сделав насыпь, хотели в ней выдерживать осаду). Отсюда они непрестанно безпокоили горную сторону набегами. Но вскоре эта Мешенская крепость была сожжена и разорена Русскими****. Нет сомнения, что эта крепость была вышеописанное Таш-Кирменское городище на реке Меше. От Казани доселе считается именно 70 верст, и отселе мятежникам легко было волновать и безпокоить горную сторону или правый берег Камы и Волги.
_______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://tashlar.narod.ru/text/index.htm
https://www.zamky.com.ua/
Татарская археология. 2005, № 1-2 (14-15)
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997
Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993
Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981
Старостин П. Н. Именьковская культура
Об археологических открытиях на территории поселения Старая Майна (Богоявленское)
https://rossica-antiqua.livejournal.com/124852.html
Матвеева Г. И. Некоторые итоги изучения именьковской культуры // Труды VI МКСА. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. С. 206—217.
Вложение | Размер |
---|---|
Памятники археологии Лаишевского района | 230.8 КБ |
Памятники археологии Лаишевского района | 109.74 КБ |
Памятники археологии Лаишевского района | 227.17 КБ |
234565756 (4).JPG | 135.54 КБ |
234565756 (5).JPG | 151.02 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 4770 просмотров
Комментарии
Таш-Кирмен
Добрый день!
у вас в статье указано, что "Мамич-Бердей — герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552—1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель. По этой причине сооружил крепость Таш-Кирмен на Мёше (около Лаишево)".
Надо указать, что основные боевые действия Мамич-Бердей вел на луговой стороне в районе от Кокшайска до Йошкар-Олы, именно там стояли основные укрепления восставших марийцев. По этой причине и русские стали наступать на эту территорию и строить крепости в тех местах.
А на берегах Камы Мамич-Бердей конечно побывал, но вряд ли мог создать достаточно долговременное укрепление. Эту крепость построили татарские отряды, которые базировались в этих краях во время войны с Иваном Грозным.
Отправить комментарий