Эрзянская кереметь, село Кивать
Кивать — село в Кузоватовском районе Ульяновской области России.
Образовано мордовским племенем эрзя.
Расположено на реке Томышевка в 7 км к северо-западу от центра сельсовета Еделево, в 9 км к югу районного центра Кузоватово, в 106 км от областного центра Ульяновск.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
РЕКА ВОЛГА В ТАТАРСТАНЕ И УЛЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГОРОД УЛЬЯНОВСК (СИМБИРСК) - ТУТ!
КЛАДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
История
Кивять появилась не позже XVII века, название получило по реке Киватке. Киватка же происходит от мордовского кев (камень) и вад (вода) и соответствует русскому топониму «Каменка» (река с каменистым руслом). Упоминается в документах XVII века как Киватская или Кивацкая слобода.
В 1780 году при образовании Симбирского наместничества в селе насчитывалось 212 душ. В 1859 году — 614 душ (291 мужских и 323 женских) в 73 дворах. В 1898 году — 738 душ (331 мужских и 401 женская) в 133 дворах. В 2002 году — 141 человек (65 мужчин и 76 женщин).
В настоящее время в селе функционируют все необходимые для жизни сельчан социально – культурные объекты: средняя общеобразовательная школа, детский садик «Родничок» открывшийся при средней школе, сельский дом культуры, сельская модельная библиотека. В селе Кивать проживает 1227 человек. Из них 227 детей. Это самое большое село МО «Еделевское сельское поселение». И занимает по численности населения второе место в Кузоватовском районе. В 2015 г. село стало лауреатом в областном конкурсе «Самая красивая деревня Ульяновской области», заняв 2 место и получив ценный приз – детскую спортивную площадку.
В центре села стоит приходской храм в честь Казанской Иконы Божией Матери. Это один из немногих храмов области, где в советские годы продолжались богослужения. В 2015 году ему исполнилось 125 лет. Это край богат талантливыми людьми, которыми нужно гордиться. Которые внесли большой личный вклад развитие образования и культуры, и отраслей производства.
Хочется отметить сельский филиал МУК «Кузоватовская межпоселенческая библиотечная система», который является лауреатом многих конкурсов различного уровня и на базе которой 29 июня 2015 года открылась первая в районе модельная библиотека. В настоящее время в библиотеке функционирует абонемент, открыт читальный зал.
Средняя общеобразовательная школа села Кивать – центр возрождения мордовской национальной культуры
Еще в девяностые годы прошлого века общеобразовательная школа села Кивать задалась целью возрождения культуры мордовского народа, постепенно вытесняемую русской культурой в силу географического расположения.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы стали патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников посредством этнографического компонента и использования в работе православного наследия.
В 2000 году на базе школы проведена первая областная мордовская конференция, по следам которой в работу по духовно-нравственному воспитанию путём возрождения национальной культуры был вовлечён весь педагогический коллектив. В начальной школе с первого класса стали вводиться уроки эрзянского языка.
В 2007 году педагогический коллектив школы разработал программу «Школа – центр возрождения национальной мордовской культуры», целью которой является формирование школы как центра возрождения, сохранения, развития культуры, традиций, обрядов мордовского народа. С этой программой школа включилась в конкурс лучших образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, и с честью выиграла в нем Президентский грант. Педагоги создают условия для освоения детьми традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию ее через изучение родного языка, истории, традиционного знания природы своего края, обрядовых праздников и прикладного изобразительного искусства.
В настоящее время изучение эрзянского языка ведется со 2 — 8 класс факультативно учителем эрзянского языка Кочаевой Анной Петровной. Учителями начальных классов разработана программа по изучению эрзянского языка, которая утверждена и рецензирована.
В 2011 году школа вступили в областную программу развития инновационных процессов с темой «Формирование гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа», главной целью которой явилось создание единого образовательного, воспитательного пространства, объединяемого общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма, толерантности и культуры мира, воспитание поколения молодых людей, хорошо знающего и понимающего историю и культуру мордовского народа, гордящегося своей принадлежностью к нему.
В мае 2015 г. успешно школа получила статус Научно-методического центра продолжая работать по распространению своего опыта работы. Сегодня школа обобщаем накопленный опыт работы, проводит семинары, дни открытых дверей, организуем открытые мастер классы.
Много внимания отводится краеведческой работе, в школе есть комплексно краеведческий музей мордовской культуры и быта руково-дителем которого является учитель истории и обществознания Бозорова Екатерина Ивановна. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся, учит детей любить село –малую Родину, знакомит с историей своей малой родины, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой сельской школы. Здесь дети не на словах, а на деле соприкасаются с реликвиями, которые не могут не тронуть детскую душу.
В рамках дополнительного образования ведутся кружки «Ялгат», «Мордовский фольклор». Систематически на базе школы проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия по эрзянскому языку. Учащиеся школы принимают участие в школьных, районных и областных
олимпиадах по мордовскому языку и литературе, по языку и литературе. Есть призёры областных и межрегиональных олимпиад. Выпускники школы обучаются в вузах Республики Мордовии.
Под руководством Буртасовой Валентины Ивановны, старшей вожатой и учителя музыки был создан ансамбль мордовской песни «Пизёлне» («Рябинка»). В 2012 году ансамбль мордовской песни «Пизёлне» получил звание «Народный самодеятельный коллектив». В состав коллектива входят учащиеся, дошколята, студенты, учителя, взрослое население — любителей мордовской песни.
Деятельность ансамбля и руководителя В.И. Буртасовой, направленная на сохранение и развитие национальной мордовской культуры, отмечена дипломами, благодарностями, Почетными грамотами Губернатора Ульяновской области, Законодательного собрания Ульяновской области, Министерства по национальной политике Республики Мордовия и администрации МО «Кузоватовский район».
Коллектив «Пизёлне» имеет своё творческое лицо и вносит большой вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения, развития и сохранения культурных традиций района.
При школе функционирует детский сад «Родничок» с этнокультурным компонентом образования направлен на сохранение традиций и культуры мордовского народа. Обучение включает в себя разучивание национальных песен, танцев, отмечание праздников, рассказывание сказок народностей, преподавание национального языка.
Культурные традиции мордвы
Кивать - село во многом уникальное тем, что здесь возрождаются народные мордовские традиции, а именно традиции эрзя. Эта народность, наверное, самая древняя на территории нашей области, хотя и не самая многочисленная.
Селились эрзя, как правило, среди лесов и занимались сельским хозяйством, сбором ягод, грибов, бортничеством.
Именно село Кивать стало одним из крупных центров эрзяшной культуры, но вот с историей его образования не все просто. Так, по некоторым данным, мордву сюда переселили из Посурья в 17 веке. Особый интерес представляет само название села КИВАТЬ.
Я нигде не нашел ни одной разумной трактовки названия и ни одной исторической ссылки. Однако, разбирая мордовское словосложение, могу допустить такую трактовку: КЕВ (камень) + АТЯ (Старик), что можно трактовать как божество Хозяин Камней.
И хотя среди многочисленного пантеона мордовских языческих богов о таком божестве не упоминается, но тут стоит указать, что многие божества имели исключительно местное значение и не встречались даже у соседей.
Так почему же могли так назвать село? Тут вариантов два: либо в этой местности имелись культовые камни, которым поклонялись эрзя, либо это название более древнего населенного пункта или местности, перенесенное сюда самим народом, как память родины. Так или иначе, но название явно языческое, говорящее о древности языка.
Реконструированное этническое поселение.
53°27′57.2″N 47°41′23.3″E
Для того, чтобы можно было ознакомиться с языческими корнями эрзя, на окраине деревни построен небольшой городок, где среди этнических домов и предметов быта поставлены и многочисленные чуры (деревянные скульптуры, изображающие дохристианских мордовских богов).
Скажу сразу, что это только художественные образы для туристов, поскольку сами эрзя идолов, как правило, не делали. Да и мордовское язычество - вещь очень интересная и непростая.
Прежде всего у них, как и в крестьянстве, есть единый верховный бог – Чам-Пас, который и сотворил весь видимый и невидимый мир и управляет всем посредством подчиненных богов и богинь. Чам-Пас олицетворяет одно только добро, но, чтобы люди не забывались, он допустил Шайтана сотворить злых духов.
А добрых духов родила доброе божество Анге-Патяй (богиня-мать). Если человек сделает что-нибудь противное Чам-Пасу, он дозволяет злому духу нанести вред. Однако если человек обратится к Чам-Пасу с мольбой об избавлении его от зла, тот запрещает злому духу пакостить. При этом человек должен жить доброй жизнью, молиться не только верховному богу, но и многочисленным подчиненным ему божествам. Удивительно, но и добрых, и злых духов получилось огромное множество, и они, по верованиям мордвы, точно так же размножаются, живут, женятся, ссорятся, имеют иерархию. Все как у людей.
Божества эрзя жили с людьми настолько близко, что практически любое действие требовало обращения к ним. Так, если ты пошел в лес, то помолись хозяйке леса, пошел сеять – помолись покровительнице земледелия, готовишь еду – помолись богу огня… Но при этом у мордвы не было никаких храмов, не было и служителей культа, зато было огромное количество мольбищ или кереметов.
Кереметами назывались огороженные тыном четырехугольные участки священной рощи с тремя входами. Люди заходили через южные ворота, через восточные ворота вводили жертвенный скот, через северные ворота приносили воду, чтобы варить жертвенное мясо. У восточных ворот ставили три столба, к которым привязывали жертвенных животных. Внутри керемета обычно росло старинное дерево.
Это мог быть и дуб, и береза, и липа… Дерево считалось священным, поскольку объединяло три мира: ветви устремлялись в небо (верхний мир высших богов), корни уходили в землю (нижний мир умерших), а ствол – мир настоящий, где все люди и находятся. Для моления выбирался главный жрец, как правило, старейшина села, он залезал на священное дерево, с которого и произносил молитвы, упоминая множество богов.
Затем жрец спускался с дерева, подходил к яствам, наливал в ковш пива, туда же клал мясо жертвенного животного, поднимал ковш к небу и призывал богов принять жертву. Молящиеся, повернувшись к востоку, поднимали руки к небу, призывая помощь богов. Мясо, хлеб, соль и пиво бросали также в жертвенный огонь. Интересно, что такими мольбищами были не только священные рощи, но и кладбища.
У мордвы было очень много кереметов: от общенародных, объединяющих всю нацию, до сельских, родовых и домашних. Именно последними и пользовались чаще всего. А вот общенародные Раськень Озкс (народные моления) были запрещены указом царя аж с 1629 года и возродились только в 2004 году.
Особенное отношение у мордвы было и к кладбищу. Смерть представлялась переходом в иной мир, но умершие родственники следили за делами живых и могли как помочь, так и навести беду. Поэтому на территории мертвых нельзя было косить сено, собирать ягоды и грибы, рубить деревья на дрова. К мертвым, живущим в тоначинь веле (в потусторонней деревне), обращались с просьбами о решении и домашних проблем, и общественных (например, вызвать дождь в засуху). Чтобы задобрить умерших предков, эрзянин шёл ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу (хлеб и соль).
Придя на место, он ложился спать. Именно во сне умершие и давали нужные советы. Интересно, но первые покойники считались стражами кладбища, и их хоронили стоя. Обычно это была старая дева или безродный мужик (иногда оба). Считалось, что эти охранники могут затащить в землю чужака (уж не от этой ли традиции пошел страх гулять по кладбищам).
Итак, вернемся к селу Кивать, жемчужиной которого является старинный православный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Это уже третий храм на одном и том же месте. Первый был разобран по ветхости, второй сгорел. Изначально церковь строили для того, чтобы приобщить мордву к православной вере.
Но получалось это у священников не очень: православие вроде бы приняли, но от своих богов тоже отказываться не спешили. Так Иисус у мордвы нередко считался сыном верховного бога Чам-Паса, а Богородица ассоциировалась с Анге-Патяй (богиня-мать), а остальные святые считались божествами более мелкими.
Хитрая мордва даже на своих молениях в кереметах стала упоминать среди своих богов и православных святых, и Богородицу, и Иисуса, дабы случайно не обидеть. Так и непонятно было: то ли православие вписалось в мордовскую религию, то ли наоборот. О сложном отношении к православию мордвы писал настоятель Казанской церкви села Кивать протоиерей Александр Ираклиевич Жемчужников: «Духа христианской религии почти никто из прихожан не понимает, несмотря на то, что мною принимаются все меры; во все посты ведутся внебогослужебные беседы. (...)
Вся религиозность их сводится к исполнению христианских обрядов и необходимых таинств». За многолетние служение в храме Жемчужников отметил, что люди чаще приходят в церковь молиться либо в период эпидемий, либо в голодные годы, а когда хороший урожай и все здоровы – храм пустеет. «Гром не грянет - мужик не перекрестится», – с грустью пишет он.
Сохранилась хоть и не местная, но интересная легенда о том, как поп крестил мордву: «Но пришел в мордовское село русский поп и сказал: грех давать детям звериные имена!.. И дети ваши, и вы сами, некрещеные рыла, через это в ад попадете. Всех вас черти на медленном огне поджаривать будут...
Пригорюнилась мордва. Уж очень грозным русский бог показался. Спаси нас, батюшка поп, просят женщины. Спасу, говорит поп. Только надо мне перво-наперво вас всех в речке окрестить и новые православные имена дать. Как же так, думает мордва, всю жизнь человек носил свое имя, данное родителями, и вдруг по-иному надо его называть?..
Значит, человек уже не тот будет, а другой. У жены другой муж, у мужа другая жена, и дети у них другие... Не могли постигнуть этого люди. И в речке креститься боялись. А вдруг Ведява (владычица вод) за ноги схватит и к себе в подводное жилище утянет!..
Зачем, спросит, русскому богу свое настоящее имя отдал? Как ни старался поп, и наказанием на том свете грозил, и рубахи новые сулил тому, кто крестится, ничего у него не выходило. Никто не соглашался в речку лезть. Тогда привез поп бочку водки и поставил ее на луговом берегу. А на противоположном высоком берегу, где село, собрались все жители, интересно им все же, что собирается поп делать со своей бочкой.
А поп и говорит: кто речку переплывет или вброд перейдет, трижды с головой окунувшись, тому кружку водки даю. Стоит он возле бочки – в одной руке крест, в другой кружка. Ну, некоторые из мужиков кинулись в воду. А толпа на берегу стоит и смотрит: утащит их Ведява под воду или нет? Нет, не утащила... Тогда двинулись скопом, наперегонки, аж река забурлила».
Теперь, спустя времена богоборства и социализма, местное население в церковь ходит более охотно, а вот своих родных богов многие, увы, позабыли. Однако погрузиться в культуру эрзя можно, приехав в это уникальное село, особенно на национальные праздники.
Этнографический комплекс «Мордовская усадьба»
На берегу живописной речушки Томышовки посреди вековых зеленых дубрав раскинулся этнографический комплекс «Эрзянь эрямо тарка» («Мордовская усадьба»), построенный золотыми руками местных резчиков-умельцев в 2008 году.. Он включает в себя добротный деревянный дом с надворными постройками, с колодцем — журавлем, ажурные деревянные беседки, крытый ярмарочные ряды, две сцены для проведения массовых мероприятий.
Этнографический комплекс «Эрзянь эрамо тарка» («Мордовская усадьба»)- место проведения ежегодного фольклорно-этнографического фестиваля традиционной мордовской культуры и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли») — яркого зрелищного праздника, в котором участвуют представители многих регионов России.
В программе праздника выступление фольклорных мордовских коллективов как знаменитых, таких как «Торама», «Лейне», «Келу», «Умарина», «Арсема» м другие, так и самодеятельных; выставка-дегустация национальной мордовской кухни, выставка-продажа изделий традиционных мордовских промыслов: резчиков, кузнецов, художников, гончаров; мастер-классы по мордовскому танцу, изготовлению национальных украшений, росписи, изготовлению сувениров. Особый интерес гостей вызывает реконструкция старинных мордовских обрядов. Красивый, яркий национальный фестиваль «Масторавань морот» собирает до зрителей и участников из Ульяновской, Самарской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской областей, Республики Мордовия и Республики Татарстан.
Все киватчане должны гордиться, что живут в таком замечательном селе, что родина у всех одна. Надо её беречь, любить, изучать и преумножать её богатства. Чтобы чувство любви и гордости за свою малую родину и за всю Россию не покидала бы всю жизнь. Чтобы учились, а потом и трудились так, чтобы наша страна была ещё красивее, богаче, люди в ней жили лучше.
ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ
Уже несколько лет подряд, начиная с 2007 года, на гостеприимной Киватской земле проводится всероссийский фестиваль мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»), который собирает тысячи зрителей и участников не только из Ульяновской области, но и других регионов России: Мордовии, Татарстана, Чувашии, Саратовской, Оренбургской, Самарской, Нижегородской областей. За время существования фестиваля в Кузоватовском районе на нём побывало более 70 тысяч зрителей.
Для проведения фестиваля село Кивать выбрано не случайно. Это очень красивое, живописное, холмистое место, где находится святой источник, к которому традиционно на православные праздники съезжаются жители Кузоватовского района. Здесь расположен Храм Казанской Божией Матери, построенный стараниями протоиерея Ираклия Жемчужникова в 1890 году. В храме не прекращались службы даже в годы репрессий, это был единственный очаг веры в Кузоватовском районе долгие годы.
Издавна на Руси началом любого благородного дела был Божий храм, и поэтому участники фестиваля встречаются именно здесь, чтобы праздник стал плодотворным, красивым и радостным!
После благословления праздника, в небо устремляются белые голуби, и начинается яркое шествие всех фольклорных коллективов и гостей фестиваля к этнографическому комплексу «Масторава». И дети, и взрослые словно совершают временной скачок и попадают в хлебосольную мордовскую деревню XVIII века. Начинается представление «Кшить-салт тенк!» («Хлеб-соль Вам!»). Гостей приглашают от одной беседки к другой, от дома к дому. На поляне выстроена мордовская улочка с деревянными избами, украшенными резными наличниками, с погребами, колодцем-журавлем, беседками и торговыми рядами. В каждом доме гостей ждет угощение. Хозяйки приглашают отведать блюда мордовской кухни. На столе: каймака (пирог с картошкой), салведь (окрошка), домашний хлеб, знаменитый мордовский квас, грибы, варенье, мёд. По мордовскому подворью разгуливают козы, куры, свинки, овцы и телята, что особенно радует городских детей, ведь каждое животное ручное, и его можно погладить под присмотром хозяйки. Повсюду игры и национальные танцы, хороводы и песни.
Ежегодно в церемонии открытия фестиваля «Масторавань морот» принимает участие Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов, а также представители министерства культуры Республики Мордовии, руководители Ульяновской области и Кузоватовского района.
После выступления профессиональных коллективов из Республики Мордовии, таких как: «Келу», «Лейне», «Торама», «Умарина», и представителей Центра народной культуры Ульяновской области сцена предоставляется в распоряжение самодеятельных фольклорных ансамблей. Конкурс гармонистов, баянистов и частушечников «Играй, гармонь мордовская!» проводится на малой сцене фестиваля.
Благодарные зрители и гости фестиваля принимают участие в старинных восстановленных мордовских обрядах, таких как «Вождение куста», «Кумовление», «Похороны кукушки», «Моленье Ведяве», «Бабань-каша», знакомятся с интерактивным музеем под открытым небом, дегустируют блюда мордовской кухни, пробуют силы в народных ремеслах и традиционных мордовских играх и забавах, совершают омовение в купальнях Святого источника.
Село Кивать – настоящая медовая провинция, с неповторимым колоритом и традициями пчеловодческой культуры. Шумит медовый базар, и радует гостей традиционная ярмарка-продажа даров лесов, садов и огородов Кузоватовского района.
На воссозданном Капище происходят самые таинственные обряды: гадания, изготовление оберегов, дегустация чудодейственных напитков, знакомство с целебными травами мордовского народа.
Огромных деревянных идолов по музейным образцам искусно вырезал знаменитый кузоватовский мастер Александр Григорьевич Артемьев. Его работы есть и на «Эрьмезе» - выставке-ярмарке изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и сувенирной продукции фестиваля.
Мужчины всех возрастов собираются на площадках «Вадря овто» и «Вишка овтыне», на которых происходят выборы «лучшего медведя» и «медвежонка». Во время этих богатырских состязаний используются элементы традиционных «Тюштянь налскемат» («Игр Тюшти»): стрельба из лука, метание топора и деревянного мяча, перетягивание палки, бег в гору в лаптях. Самое зрелищное состязание - поднятие бревна. Церемония награждения лучших силачей происходит на главной сцене фестиваля.
Огромной популярностью у туристов пользуется площадка «Кивать - на память!», на которой каждая семья получает возможность сфотографироваться в традиционных мордовских костюмах в интерьере мордовской усадьбы.
На каждом фестивале проводятся уникальные Молодежные конкурсы для юношей и девушек, владеющих мордовским языком: «Кавто сейдеть» («Любовь с первого взгляда»), «Молодая мордовская семья» и др. На V Межрегиональном фестивале впервые состоялся конкурс красоты «Мазыйка» («Красавица»). Участницами стали самые очаровательные и талантливые девушки, которые представили дизайнерский национальный костюм, блюдо мордовской кухни, блеснули эрудицией и знанием традиций своего народа.
В 2016 году на всей территории этнокомплекса был проведен Мордовский ЭтноКВЕСТ, состоящий из семи испытаний для 30 команд из 10 участников.
Вечером наступает время «Этно-NEXT», когда на сцену приглашаются представители современных направлений молодежной культуры, которые проводят этно-дискотеку, завершающуюся праздничным фейерверком.
Прекрасный отдых для всей семьи и возможность прикоснуться к родным истокам отличают фестиваль «Масторавань морот». Развитию сельского туризма в России уделяется сегодня огромное внимание. Создание и эксплуатация всесезонного этнокомплекса «Масторава» в селе Кивати даст новые возможности для развития инфраструктуры и открытия рабочих мест в сельской местности.
Любое событие, праздник наполняется особым смыслом и содержанием, когда мы помним о своих национальных корнях, духовных истоках. Любовью к своему Отечеству жив человек, любовью к своей истории и культуре живёт народ.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Всероссийская перепись населения 2010 года. Населённые пункты Ульяновской области и численность проживающего в них населения по возрасту
Барашков В. Ф. История в названиях рек. — 1990. — 77 с.
Гуркин В. Иван Грозный на Ульяновской земле // Симбирский курьер : газета. — 2006. — № 15 (2744).
Писцовая книга Ивана Вельяминова 193—195 годы. (1685—1687 г.)
Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901.. — Симбирск, 1901. — 215 с.
Создание Симбирского наместничества (губернии). 1780 год.
Поливанов В. Н., Красовский В. Э. Материалы исторические и юридические района бывшего Приказа Казанского Дворца. — Симбирск, 1898. — Т. 2.
Исполнительный комитет Киватского сельского Совета депутатов трудящихся — Фонд № Р-3804 ГАУО
Реестр административно-территориального устройства Ульяновской области (по состоянию на 01.07.2003)
Закон Ульяновской области от 13.07.2004 г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области»
Газета «Ульяновская правда»
https://ulpravda.ru/
Памятники природы Ульяновской области
сайт Википедия
Вложение | Размер |
---|---|
Эрзянская кереметь, село Кивать | 79.92 КБ |
Эрзянская кереметь, село Кивать | 174.53 КБ |
Эрзянская кереметь, село Кивать | 329.37 КБ |
Эрзянская кереметь, село Кивать | 463.62 КБ |
Эрзянская кереметь, село Кивать | 333.81 КБ |
318422360 (6).jpg | 3 МБ |
318422360 (7).jpg | 271.32 КБ |
318422360 (8).jpg | 314.39 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4087 просмотров
Комментарии
верования эрзя
может в древности и поклонялись эрзя и мокша деревянным идолам,но как правило эрзяне больше поклонялись природным стихиям: солнцу, небу, земле-матери, духу воды, озера, источника, поклонялись деревьям и камням, ночным звездам и стихиям - дождю, грозе, буре...
В кереметях почитаемыми были именно деревья, а не идолы, и даже почитались не сами деревья а духи, что обитали в рощах и в лесу.
Идолы - это что-то искусственное, не народное, псевдофольклорное что ли.
Так, для приманки туристов, сейчас это модно.
А народные мордовские верования были натуральными, естественными, от Природы!
Согласен
Согласен, финно угры как правило поклонялись богам и духам в священных рощах или в кереметях, идолов скорее всего не было.
Также поклонения были у отдельных деревьев, камней, родников
Например камень Чембулат у марийцев.
Откуда пришли переселенцы
В Кивать, в XVII веке, переселялась мордва Алатырского уезда, очень много из деревни Старой Нижней, ныне село Напольное Порецкого района Чувашской Республики (см. перепись князя Василия Путятина 1688 года, там поименно показаны жители Старой Нижней, бежавшие в деревню Кивать или Ардаева, некоторые из них, например Емонтайка и Емайка Енговатовы, встречаются в писцовой книге Карсунского и Симбирского уездов 1685-86 гг., как жители деревни Мордовская Ардаева Кивать тож)
Отправить комментарий