Чуркинский монастырь
С давних времен в России существовали места, куда душа русского человека тянулась, искала успокоения и утешения в скорбях. Троице-Сергиева Лавра, Лавра Киево-Печерская, Оптина пустынь в Калужской губернии - самые известные из них. Эти духовные центры известны были всем. Было такое святое место и на Астраханской земле, когда-то очень известное, но потом совсем почти забытое.
Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО АСТРАХАНСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
КЛАДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО АСТРАХАНСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня - чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.
В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.
В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.
В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.
При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».
Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.
Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.
При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром Российского старчества. При преемнике старца Евгения - архимандрите Паисии (1854-1867г.г.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор, и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды.
икона преподобного Кирилла
Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, второго после Оптиной центра Российского старчества, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с уставом Глинской пустыни. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества, и жили в полном послушании настоятеля и старцев.
То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914 г.г.), также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов. Также этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.
В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор.
Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады хирели, огород зарастал, помещения рушились на глазах.
В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.
Сейчас на «Высокой горе» тихо так, как, наверное, в первоначальные времена. Будто Господь специально освободил это место, чтобы возродить прежнюю монастырскую славу. Трудно поверить, но всякий кто идет сюда с нечистым намерением - обжигается, понимая всю кощунственность своих замыслов.
Господь словно показывает всем - это место святое, не трогайте его. А пока на это святое место Господь начинает приводить паломников, верующих людей, каждого своим путем. И всякого, кто хоть раз побывает здесь, тянет вновь на «Высокий бугор» с неимоверной силой. Даже если человек и не очень укрепленный в вере - ощутив здесь благодатную силу, он не может без слов любви вспоминать о Чуркинской пустыни.
Особенно притягивает людей могилка старца архимандрита Евгения. На его могилке многие уже получили исцеление, помощь в своих сложных житейских ситуациях. Чувствуют люди и молитвенную помощь других монастырских старцев, которых здесь погребено немало.
И царят здесь молитва, монастырский дух, отгоняя все внешнее и суетное. Верится, что эта благодатная сила, сокрытая под спудом «Высокой горы» скоро откроется людям, и оживет, и поднимется прежняя обитель, привлекая к себе все новые страждущие души, ищущие покой и утешение.
Серафимово благословение
Сейчас многие астраханцы отправляются в паломнические поездки. Особенно сильно притягивает духовные взоры Серафимо- Дивеевская обитель, где почивают благодатные мощи преподобного старца Серафима Саровского.
Но мало кто знает, что и у нас на Астраханской земле есть святое место, непосредственно связанное с именем великого Саровского старца.
Сейчас это место почти забыто, но постепенно Господь начинает открывать славу некогда знаменитой на все Нижнее Поволжье Чуркинской обители. Этот монастырь находится в нескольких километрах от села Большой Могой, Володарского района.
Многое в нем было разрушено за время Советского правления, уничтожены были Соборный Успенский храм, величественная колокольня, древняя Всехсвятская церковь и освященная почти перед самой революцией Никольская церковь.
От обители, где долгое время находились туберкулезная и психиатрическая больницы, осталось всего несколько корпусов, но и они, возвышаясь на высоком бугре, носившем некогда название «Высокая гора», смотрятся очень величественно.
Много святынь хранилось некогда в этой обители. Но все они бесследно исчезли после её закрытия. Но одну из них, пожалуй, самую главнейшую, Господь сохранил для нас. Это могилка приснопамятного старца архимандрита Евгения, бывшего настоятелем Чуркинской пустыни с 1840 по 1850 год.
Начиная свой духовный путь, старец Евгений отправился в Киев, чтобы поклонится святым Киево-Печерским угодникам, нетленно здесь почивающим, и получить благословение на монашество.
Вняв его слезной мольбе, Господь направил его в Китаевскую пустынь, где подвизался прозорливый старец Досифей (старец, девица, скрывавшаяся под мужским обличием). Старец благословил его в Саровскую пустынь, и будущий архимандрит Евгений смиренно подчинился этому благословению, отправившись в Саров.
Знаменательно что, он шел по пути, по которому незадолго до него следовал благочестивый юноша Прохор Мошнин, тоже получивший благословение у этого старца на поступление в Саровскую пустынь. Этот благочестивый юноша стал впоследствии знаменитым старцем Серафимом Саровским.
Первые годы в Саровской пустыни оба этих юношей - и Прохор Мошнин и будущий архимандрит Евгений провели вместе. Вместе они несли в обители послушание, вместе они окормлялись у одних и тех же старцев. Первоначально они были на послушании у старца иеромонаха Иосифа, а после его кончины, у самого строителя Саровской пустыни - иеромонаха Пахомия. Об этом старце Пахомии, старец Досифей говорил как «о муже святой жизни - подражателе преподобных Антония и Феодосия».
Под мудрым руководством таких благочестивых подвижников юные послушники, проходя разные послушания, преходили от силы в силу, получая благодатный опыт, научаясь молитве и духовному подвигу. Почти в одно время они были пострижены, 13 августа 1786 года послушник Прохор Мошнин был пострижен с именем Серафим, а 26 марта 1787 года в Великую Пятницу после выноса плащаницы будущий настоятель Чуркинский обители был пострижен с именем Евгений, в честь одного из семи святителей Херсонес-Таврических.
Но с этого времени разошлись духовные пути двух иноков Саровской пустыни. Монах Серафим остался здесь, чтобы прославиться впоследствии своими духовными подвигами, а монаху Евгению был уготован иной путь в иные земли - в Астрахань, чтобы стать впоследствии светильником этого края.
Возможно, что пути этих двух старцев и пересекались впоследствии - в 1825 году. В этом году, старец Евгений, опечаленный гибелью Воскресенско-Болдинского монастыря, смытого во время бури волнами реки Волги, и почитая себе виновника его гибели, желая получить духовное утешение, отправился по святым местам России, а позже - в Константинополь, Иерусалим и на Афон.
Первой он посетил дорогую для сердца Саровскую пустынь и прожил здесь довольно долгое время. Несомненно, что он пожелал посетить и своего духовного друга - старца Серафима, который в ноябре 1825 года вышел из затвора, но встретились ли они, и о чем говорили, остается неизвестным.
Даже если они не встретились воочию, но духовно они были рядом. Пламенная молитва не могла не объединить этих двух подвижников. Старец Евгений, вспоминая своего духовного друга, обращался к нему с просьбою, помолится о нем, недостойнейшем и грешнейшем, каким он почитал себя. Старец же Серафим, предвидя, что скорбь его друга не случайна, а промыслительна, и Господь ведет архимандрита Евгения к будущей великой славе, молился о даровании ему крепости, и радовался, предвидя духовный расцвет нового рассадника иноческого благочестия - Чуркинской пустыни.
И Господь действительно вел старца Евгения дивными своими путями - через Афон, где он хотел уединится и провести последние годы жизни - снова на Астраханскую землю. Приняв под свое управление Чуркинскую пустынь, архимандрит Евгений нашел здесь полную разруху - и внешнюю и духовную.
Через десять лет, ко дню его светлой кончины, обитель была уже благоустроена, выстроены новые храмы и келии, а главное - была собрана новая братия, устремленная одним духом с ним к горнему Иерусалиму.
Перед самой своей кончиной старец Евгений много предсказывал, говоря о будущем Чуркинской обители: «Чуркинскую обитель прославит Бог, и здесь соберется большое число братии, много-много будет стекаться сюда людей, как в древних и прославленных монастырях русских».
Он очень точно охарактеризовал всех своих преемников по управлению обителью, сказал, что скоро в обители будет новый дивный собор, что будут возвращены отнятые некогда у монастыря рыболовные воды, и что недалеко от обители возникнет город. Видя скорбь своих чад, боящихся, что с его смертью они потеряют своего отца, старец Евгений утешал их, говоря: «не скорбите, Господь пошлет мне достойного преемника, а вам любящего отца».
И действительно, через четыре года, после блаженной кончины старца Евгения, настоятелем Чуркинской пустыни был назначен архимандрит Паисий, человек высокой духовной жизни. Замечательно, что будущий настоятель Чуркинской обители, получил благословение на монашество от преподобного Серафима Саровского.
Выслушав просьбу юноши, великий Саровский старец сказал ему: «Помнишь ли житие Иоанникия Великого? Странствуя по горам и стремнинам, он нечаянно уронил из рук жезл свой, который упал в пропасть, жезла нельзя было достать, а без него святый не мог идти дальше. В глубокой скорби он возопил к Господу Богу, и ангел Господень вручил ему новый жезл».
После этого преподобный старец Серафим вложил в правую руку юноши свою собственную палку. Лишь впоследствии архимандрит Паисий осознал, что этим великий старец предсказал ему его настоятельство в Чуркинской обители. Предсказывая ему будущие трудности, старец сказал: «Трудно управлять душами человеческими, но среди всех твоих напастей и скорбей в управлении душами братией, ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей».
Предсказывая волю Божию будущему архимандриту Паисию, преподобный старец Серафим, несомненно, прилагал и свою молитву, заботясь об устроении Чуркинской пустыни. Его святая молитва была залогом сказанных старцем обетований, как и его участие в судьбе Чуркинской обители, принявшей его, Серафимово, благословение.
Господь связал имя преподобного старца Серафима Саровского с именем Чуркиских старцев Евгением и Паисием, при которых обитель возобновилась и достигла своего расцвета. И молитва великого Саровского старца до сих пор почиет на этих местах Астраханского края.
В том также была несомненная воля Божия, отразившаяся в последнем предсмертном предсказании старца Евгения. Он предсказал, что недалеко от обители будет возведен город, и никто из слышавших это предсказание и помыслить не мог, что город этот начнет расти вскоре, почти на пустом месте. В десяти километрах от обители в конце XX века появился промысел Чурка, превратившийся в небольшой рыболовецкий поселок. После революции он получил наименовании Володарский, и сейчас это районный центр, значительный рабочий поселок, который вот-вот получит статус города.
Но не только в этом исполняется предсказание старца Евгения. В этом поселке промыслительным образом в начале 90-х годов был выстроен храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского. Так, в современной нам жизни проявилось духовное благословение Саровского старца, которое почиет не только над местом, где была некогда Чуркинская пустынь, но и над всей здешней окрестностью.
Старец Серафим, будто незримо присутствует здесь своей молитвой и благословением, покрывая ими юго-восточные пределы Астраханского края.
ЧУДЕСА ЧУРКИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Необъяснимое чудо произошло в Чуркинском монастыре – в течение лета друг за другом замироточили семь икон. Все чудеса сопровождались многозначительными совпадениями и знамениями. А 7 августа, в день обстрела храма Божией Матери в центре Луганска, замироточил и голгофский крест. Паломники потянулись за чудесами
Несмотря на то что Чуркинская пустынь расположена в семидесяти километрах от Астрахани и надо ехать через паром у села Большой Могой, еженедельно сюда приезжает множество паломников. А произошедшие в монастыре чудеса стали привлекать еще больше верующих.
– Как только я услышала об этом, сразу отправилась посмотреть на иконы. От них исходит такая благодать, которую нельзя передать словами. Я расцениваю это чудо как знак свыше. Бог готовит нас всех к какому-то важному событию, – поделилась с “КК” впечатлениями астраханка Елена Носова, которую мы встретили в монастыре в минувшее воскресенье.
Немало паломников и среди жителей окрестных сел.
Исцеление надеждой
В Чуркинском монастыре уже были зарегистрированы три случая исцеления. Про один из них “КК” рассказал настоятель монастыря иеромонах Николай.
Жительница одного из соседних сел, казашка, несколько лет назад принявшая крещение под именем Мария, страдала от сильных болей в руке. В последнее время боли стали усиливаться. Полтора месяца сельчанка провела в больнице в Астрахани, но улучшения здоровья не последовало. В итоге дело дошло до того, что рука совсем перестала двигаться. Любое движение вверх или назад приводило к невыносимой боли.
Услышав о чудодейственных иконах, женщина посетила монастырь. Поклонившись святым образам и прочитав акафист, она вернулась домой. На следующее утро сельчанка уже не чувствовала боли в руке.
В настоящее время в обители готовятся подробно зафиксировать все случаи исцеления.
Призыв Бога о прекращении войны
Настоятель Чуркинского монастыря еромонах Николай предполагает, что чудеса, которые произошли в монастыре, – призыв Бога о прекращении боевых действий в мире.
– То, что сейчас творится в мире – это ужасно. Христиане воюют друг с другом. Взять, например, Украину. Мы каждый день читаем за литургией о прекращении там войны. Своими чудесами Господь призывает, что молиться необходимо всем, не только монахам, но и остальным людям, – считает священнослужитель.
Чудо унёс пожар
Напомним, что в нашей области в 21 веке уже мироточили иконы. В 2002 году прямо на глазах паломников замироточила икона “Всех Скорбящех Радосте”, которая находилась в церкви Казанской Иконы Божией Матери в поселке Ильинка Володарского района. Более того, через год на ней чудесным образом проявился лик Казанской Божией Матери. Однако 22 января 2013 года во время сильного пожара храм сгорел вместе со святыней. Разбирая пепелище, прихожане надеялись, что икона чудесным образом уцелела, но нового чуда не произошло. В настоящее время церковь восстановлена на пожертвования граждан.
Наша справка. Чуркинская пустынь появилась в конце 16 века как подворье Спаса-Преображенского монастыря. В 1762 году из подворья она превратилась в самостоятельную обитель. В 1919 году монастырь закрыли, а в стенах подсобных помещений был образован детский интернат. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломанной оказалась большая часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов. Возрождаться обитель стала только в 2004 году.
Игорь Востриков, кандидат философских наук:
– Мироточащие иконы, на мой взгляд, это своеобразный социокультурный феномен. Конечно, я бы рекомендовал не злоупотреблять интересом к подобным явлениям – все-таки такие случаи происходят в массовом количестве. При этом подобные “чудеса” нельзя объяснить с научной точки зрения, и на первый план в данном случае выходит нерациональное мировоззрение. Таким образом людям проще верить в нечто светлое и доброе, что в наше время просто необходимо.
Хроника чудес
Началось с иконы царственных мучеников
Первой замироточила икона Святых царственных мучеников, на которой изображены семь фигур царской семьи Романовых. “Слезы” пошли на образах царя Николая и царицы Александры. Благовонное масло текло с головы и до шеи. Это заметили 22 июня послушники Чуркинской обители.
Чудо совпало с приездом выпускников воскресной школы храма Казанской Иконы Божией Матери. Накануне ребята вернулись из паломнической поездки из Екатеринбурга. Там они посетили Храм на Крови, построенный на месте Ипатьевского дома, где провели последние дни и были расстреляны представители семьи Романовых.
– Примечательно то, что чудо мироточения совпало с днем начала Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941 году, 22 июня тоже выпало на воскресенье. Такие совпадения выпадают редко, – поделился наблюдениями иеромонах Николай.
В день убиения святых Ипатьевских мучеников, который отмечается 17 июля, замироточили и остальные образы этой иконы. Сама она считается молодой. Икона была создана около семи лет назад астраханским художником Владимиром Воронковым.
Последний случай – две недели назад
Буквально следом в храме Николая Угодника замироточили еще несколько икон.
• 25 июля это произошло с иконой Божией Матери “Ключ Разумения”. О случившемся сообщил один из монахов обители, алтарник Иоанн, который и заметил чудесное явление. По словам инока, миро образовалось на обратной стороне стекла святого образа. Из-за обильного течения икону было решено переставить в другой киот.
• Спустя несколько дней чудо произошло и с самим образом Николая Угодника. Икона была подарена храму около семи лет назад иеросхимонахом Наумом, который служил тогда в Красном Яру.
• Следующее мироточение произошло с иконой святых Бориса и Глеба в день их памяти, 6 августа. А 8 августа замироточили несколько образов на иконе Всех Святых, имеющих благодать исцеления. Одним из плачущих оказался образ и Святителя Пантелеймона, память которого празднуется в тот же день.
• Так называемые “слезы” появились и на голгофском кресте, изображающем распятие Иисуса Христа. Образ Спасителя мироточил дважды. Впервые чудо произошло вечером 7 августа. Как потом оказалось, в это же время около 19.30 неизвестные обстреляли храм Божией Матери в центре Луганска. “Миро текло почти по всему образу Христа, и даже с его нимба, который сделан из металла. А 26 августа образ замироточил вновь. На этот раз масло лилось из мест, где были вбиты гвозди в тело Христа – на руках и ногах”, – рассказывает иеромонах Николай.
• Тогда же во вторник заплакала и еще одна святыня – икона Божией Матери “Избавительница от бед”. Эта икона была также написана астраханским художником Владимиром Воронковым.
• В праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, замироточил образ наместника Чуркинского монастыря архимандрита Евгения, который еще не прославлен в лике святых. Однако насельники обители надеются, что после подобных Божьих знамений Святая Церковь совершит его канонизацию.
могила старца Евгения
Старец Евгений
Есть на Астраханской земле немало благодатных мест. Многие из них только сейчас, после 70-летнего духовного забвения, начинают открываться людям. Это, в первую, очередь Чуркинская пустынь, и находящаяся на ней могилка старца Евгения.
Многие, узнав о могилке старца Евгения, спешат сюда в бывшую Чуркинскую пустынь, несмотря на то, что добираться приходится с трудом. Многие уже получили на могилке помощь и исцеление от болезни, есть даже случай исцеления от рака.
Сам старец Евгений был человеком удивительным. Долгое время подвизавшийся в знаменитой Саровской пустыни, вместе с преподобным Серафимом Саровским, он неожиданно оказывается в Астрахани, собирая пожертвования на обитель, и остается здесь.
Он становится настоятелем известного в то время Воскресенско-Болдинского монастыря, находившегося на стрелки рек Волги и Болды. Во время страшной чумной эпидемии 1806 года астраханские жители, веря в святость и силу молитвы старца Евгения, во множестве устремились сюда. И всякий, кто попадал под кров святой обители, даже уже страдавший от болезни, исцелялся от нее. Благодарность астраханцев к своему святому молитвеннику не имела границ. Но вскоре старца Евгения ждало великое испытание.
Во время страшной бури волжские волны смели большую часть монастыря, и он был упразднен. В скорби старец отправляется на святую гору Афон, желая здесь, в покаянии и молитве провести последние дни.
Но Господь снова выводит его в Астрахань, и в 1840 году он назначается настоятелем Чуркинской пустыни.
Этот некогда славный монастырь находился в полной разрухе. Благодаря трудам и молитвам старца, обитель была восстановлена, в неё собралась многочисленная братия.
Сам старец предсказал монастырю славное будущее, рассказав братии, что у него будет славный преемник, который выстроит великолепный собор и вернет обители некогда отобранные у неё рыболовные воды.
Все это в точности сбылось. Но не только своими предсказаниями прославился старец. Здесь в Чуркинской пустыни, совершилось немало случаев его чудесной помощи.
В 1847 году, в прикаспийских степях, была страшная эпидемия холеры. И так же, как в 1806 году, народ устремился за помощью в монастырь, к старцу Евгению. Изнеможенные, уже не имеющие сил люди, ползком устремлялись от пристани к обители, и только достигали ног старца, то тот час же получали исцеления.
Рассказывали ещё один поразительный случай. Одного местного крестьянина поймали за рубкой монастырского леса. Старец Евгений, всегда отличавшийся мягкостью и милосердием, определил виновному такое наказание: рассадить на указанном им месте порубленные деревья и поливать их в течение двух недель. Крестьянин так и сделал. И чудо! Эти деревья принялись, и до сих пор можно любоваться остатками этой чудесной аллеи, тянущейся от входа в обитель на запад к речке Быстрой.
Сила молитвы старца была велика. Казалось, все, что ни попросит старец у Господа, все Отец Небесный исполнял по его прошению. Однажды зимою известили старца, что в обитель должен приехать архиерей. Зовет тогда старец к себе своего келейника, монаха Авксентия, и с беспокойным видом говорит: «К нам скоро приедет владыка, а нам принять его нечем. Поди, поставь сейчас на Чурке (речке) несколько вентерей (рыболовная снасть), не пошлет ли нам Бог икряную белужку и осетра».
Келейник, конечно, усомнился, не веря, что в такой ничтожной речушке, как Чурка можно поймать красную рыбу, но, привыкнув беспрекословно во всем повиноваться своему старцу, исполнил его приказание. Через два дня старец, взяв с собой келейника, пошел посмотреть поставленные вентери. Вытащили первый - ничего. Во втором затрепетал осетр, оставался ещё третий. В это время мимо проезжал на саночках знакомый ловец. Он подошел к старцу за благословением и при этом спросил: «Что рыбку ловишь, батюшка?» - «Да, друг, ловим, - ответил тот, - не пошлет ли нам Бог икряную белужку».
«Здесь белуги не ходят», - возразил ловец.
«Врешь ты!», - закричал на него, как бы с сердцем, старец, - «Нам надобно! Завтра архиерей приедет».
И затем приказал келейнику вытаскивать третий вентерь. И что же - в нем оказалась великолепная икряная белуга! Она свернулась почти в кольцо, потому что иначе ей невозможно было бы и поместится, и лежит, не шелохнувшись. А между тем ей стоило бы только ударить хорошенько хвостом, чтобы вентерь разлетелся как паутина!
Скончался старец архимандрит Евгений 17 декабря 1850 года, и с тех пор не прекращался поток верующих на его могилку, пока в 1919 году Чуркинская пустынь не была закрыта. Известно несколько случаев посмертных явлений старца, даже в недавнее время он являлся благочестивым жителям села Марфино.
Почитание старца снова восстанавливается. Люди узнают о его молитвенной помощи и спешат со многих уголков Астраханской земли к его могилке.
А скоро и из дальних уголков России потекут сюда люди. Нельзя ведь сокрыть светильник, стоящий на верху горы, тем более который так ярко светит.
СУДЬБА ПАРАХОДА
На заре двадцатого столетия порт Астрахань считался «Каспийской столицей» . Огромный по меркам времени грузооборот, рыбный и нефтяной промысел – все, чем славится Приволжье и Каспийский бассейн… Но вот какая беда: полноводная Волга нанесла в устье столько песчаных баров (движущихся отмелей), что крупные корабли перестали в город заходить. Образовался в 220 километрах от города по направлению в море своего рода плавучий форпост: на плотах, баржах и понтонах месяцами жили рыбаки и рыбосолы, грузчики и крючники, солевары и нефтяники. Целые поселки выросли на воде. Здесь перегружали товар с речных судов на морские и с морских на речные, ловили и солили рыбу, заготавливали знаменитую астраханскую черную икру, закачивали густой, лаково блестящий бакинский мазут и летучий керосин в утробы танкеров, сплавляли бревна, чинили пароходы, торговали и пировали… У деревянных понтонных причалов толклись сотни морских и речных пароходов, парусных баркасов, шняв и буксиров.
В общем, выросла на заливе, считайте, вторая Астрахань с населением до 100 тысяч душ. И это население, как у людей водится, родилось, женилось, а подчас и, к сожалению, помирало. А церкви – не было. То есть была, конечно, но на суше – в «Большой», «настоящей» Астрахани. Не наездишься, однако! Ведь, скажем, рыбак в путину мог и по 7-8 месяцев на берег не сойти!
Если человеку трудно прийти в церковь, пусть церковь сама придет к человеку, - решил епископ Астраханский и Енотаевский Георгий (Орлов). 28 декабря 1908 года на собрании членов Кирилло-Мефодиевского общества и Астраханского епархиального комитета было по инициативе отца Георгия принято решение приобрести пароход, оборудовать на нем вместо надстройки настоящий православный храм и пустить работать в плавучем городе.
Пароход , подходящий для такой модернизации, нашли быстро: выкупили у разорившегося купца колесный буксир со зловещим имечком «Пират». Английского проекта, класса река-море. С плоской осадкой, несколько тяжеловатой, «солидной» манерой движения.
Пароход этот появился на свет в 1860 году в Криушинском затоне Симбирской губернии, имел мощность машины в 240 л.с., длину 42,67 метра, ширину по миделю 7 метров (казался вдвое шире из-за сильных колес с широкими плицами), высоту надводного борта 2,1 метра. Да, не новый, но по местным меркам – внушительный и надежный. При модернизации под новые задачи пароход получил надстройку в виде небольшого храма с пятью куполами-луковками, над штурвальной рубкой установили звонницу, матросский кубрик превратился в алтарь. Около рубки была небольшая касса, где продавались свечи, лампады, иконки святых. Тут же находился краник, где верующие брали святую воду. Пассажирские каюты стали кельями матросов-монахов из ближайшего монастыря. Весь экипаж в монастыре набрали – кроме капитана и механика. В том же монастыре написали и иконы. Теперь бывший «Пират» выглядел исключительно благочестиво и именовался «Святой Чудотворец Николай Мирликийский».
В день освящения бортового храма — 11 апреля 1910 года, была послана епископом Георгием телеграмма Императору Николаю II, на которую тот отвечал: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства».
Модернизация парохода проходила по проекту архитектора Карягина. В переоборудованном виде «Святой Николай» мог принять до 500 прихожан одновременно. Правда, по принципу «в тесноте, да не в обиде".
На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера и палата на несколько больных. Содержание штата взял на себя Чуркинский монастырь, командировавший на борт иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трёх певцов и монаха-фельдшера брата Дамиана.
Отец Иринарх, кстати, имел еще и прозелитическую миссию – крестить калмыков. Он по-калмыцки понимал. А на брата Дамиана возлагалась обязанность отвращать крещеный народ от винопития, для чего медик-монах брал с собой в походы заспиртованную в банке настоящую печень пьяницы, умершего от цирроза. Этой печенью он стращал пьющих, которых немало было и среди грузчиков, и среди рыбаков, и среди почтенных купцов-подрядчиков:
- Вот, гляди, раб божий Василий (или Пётр, или Алексей), будешь за ворот заливать – и у тебя внутри такая же мерзость будет!!!
Говорят, проповеди водоплавающего монаха имели успех необыкновенный: в двух плотовых поселках даже учредили Общества трезвости…
В приход «Святого Николая» входили не только поселки на воде, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия. По составленному расписанию в первую и последующую навигации пароход ползал, шумно шлёпая колесами, по заранее разработанному маршруту, оглашая окрестности колокольным звоном и слаженными голосами монашеского хора. Посещал участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждой стоянке оставался по несколько дней – чтобы успеть повенчать влюбленных, крестить новорожденных, отпеть покойников. С начала путины и до осени вся крещеная община была в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в на Адмиралтейском затоне.
Пять навигаций служил рыбакам «Святой Николай». А потом, в 1916 году, содержание церковного парохода местные власти сочли чересчур накладным… Год простоял пароход в ожидании мецената или государственной субсидии, а дождался только революции.
У воинствующих безбожников времен Гражданской войны с церковью был разговор короткий. Купола на палубе «Николая» поснимали, иконы отправили в музей, монахов – в трудовую артель, приносить пользу обществу на засолке рыбы. Пароход отправили в город Баку – в прежнем статусе буксиа-спасателя. Но… пятидесятидевятилетний буксир не сдал нормативов по безопасности. И его отослали обратно в Астрахань - в распоряжение Рыбтреста.
Там пароход переименовали в духе времени - «Иосиф Сталин», - и назначили… массовиком-агитатором. С агитбригадой на борту он давал все тем же рыбакам театральные представления, клеймя позором мировую буржуазию и читая бывшим собственным прихожанам стихи Маяковского через мегафон…
Ходят слухи, что эпизод с агитационным рейсом по Волге из бессмертного произведения «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров не выдумали, а подсмотрели из жизни, встретившись как-то раз с «Иосифом Сталиным» в Астраханском порту.
В 1960 году столетний пароход был еще в относительном порядке. Правда, никуда уже не ходил, стоял в качестве рабочей плавказармы в посёлке Оранжерейный.
Далее следы его теряются. Документов на списание нет. Бог ведает, может, и по сей день в каком-нибудь волжском затоне ржавеет…
__________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Святые места Астраханской области
https://kaspyinfo.ru/vosem-chudes-churkinskogo-monastyrya-v-volodarskom-rajone-zamirotochili-srazu-neskolko-svyatyn/
Чуркинский монастырь … | Администрация МО Володарский район Астраханской области
Житие «Святого Николая»
РСПП: Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинскя пустынь
Высокогорская Николаевская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Игумен Иосиф (Марьян) Чуркинский монастырь Астраханской области
Преподобный Кирилл как основатель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни
Достопримечательности Астраханской области
Вложение | Размер |
---|---|
Чуркинский монастырь | 109.57 КБ |
Чуркинский монастырь | 150.73 КБ |
Чуркинский монастырь | 425.77 КБ |
Чуркинский монастырь | 172.55 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 6132 просмотра
Комментарии
ссылки по теме...
Про монастыри и святые места России тут -
СВЯТЫЕ МЕСТА РОССИИ.
все статьи про Астраханскую область тут -
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРО аномальные зоны и загадочные места Астраханской области тут -
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПРО
БЕЛОГОРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (ОЛЬХОВСКИЕ ПЕЩЕРЫ) - ТУТ.
Отправить комментарий