Клады Астраханской области
Богат Астраханский край на клады и сокровища!
В одном из недавних номеров «Хронометр» рассказывал о кладах и кладоискателях. Оказывается, поиск сокровищ занимает умы и некоторых жителей нашего региона. Кладами Астраханская область богата. Об этом нам рассказал астраханец, чье хобби — поиск древних реликвий.
— Только за последние 2-3 года в нашей области найдено порядка 10 хороших «объектов». В основном, это серебряные вещи: монеты, украшения, а также железные мечи, — рассказывает астраханский кладоискатель, представившийся Иваном.
— А вот золото попадается редко. Как правило, оно очень низкой, примерно 250-300-ой пробы. Его еще называют «красным». К примеру, это может быть золотая фольга, которой отделан обод деревянной чаши. Ювелиру такие вещи никакой ценности не представляют, а вот археологу — да.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ВОЛГА - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО АСТРАХАНСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Если золота скифов у нас практически не сыскать, то захоронения, относящиеся к жизни Стеньки Разина или временам сарматской культуры - запросто. Самым старым кладам, которые находят у нас, 2-2,5 тысячи лет.
Есть у нас и кладоискатели. Они делятся на любителей и профессионалов. Последние называются «черными копателями» и ведут поиски ради наживы. Для любителей же поиск кладов - просто увлекательное хобби. Они обычно делятся находками с археологами.
Где искать
— По большому счету, каждый бэровский бугор представляет интерес, — считает Иван. — А в самой Астрахани искать — стоит в старых купеческих домах (если вас, конечно, туда пустят). Или в местах, где они располагались. Во многих старых постройках находится что-нибудь интересное. Вот сейчас улицу Плещеева сносят. Думаю, копатели ее уже «прошерстили». Правда, не интересовался, нашли ли там что-то стоящее.
Но больше всего кладов, естественно, находится за городом. Степь и пустыня — главные хранилища сокровищ. Пески двигаются в течение сотен лет, и иногда открывают места стоянок древних людей. Одну из них в сентябре 2008 года и нашла группа Ивана:
— Пустыня — всегда неисследованный объект, хранящий много тайн. Тогда мы приехали не столько на раскопки, сколько просто на отдых. Пошли бродить по пескам. Прошлись по барханам и нашли древнюю стоянку, которой 2-2,5 тысячи лет. Хотя значимых артефактов там не было, обнаружились огромные куски необожженной керамики. Их мы забрали с собой, а потом отдали археологам, с которыми сотрудничаем.
Обзор Астраханских кладов
Как искать
В основном кладоискатели полагаются на чутье — это главный фактор успеха. Но и без современных средств поиска не обойтись. Например, используется спутниковая фотосъемка.
— Вооруженным взглядом сразу видно, где могут прятаться захоронения. К примеру, везде земля белая, а тут вдруг небольшой серый «провальчик». Он-то нам и интересен. Выезжаешь к этому месту, перед тобой фото, карта, GPS-навигатор — и вперед на поиски, — улыбается Иван. Еще охотники за сокровищами прибегают к помощи металлоискателей. Их стоимость — от 15 тысяч рублей до 4 и даже 20 тысяч долларов.
Закон против искателей
— В Астраханском музее есть шикарная золотая кладовая, где содержится порядка 200 золотых монет: европейские, редчайшей чеканки, — продолжает исследователь. — Если не ошибаюсь, в начале 90-х их нашел некий человек на пересечении Желябова и Набережной 1 Мая (напротив Лебединого озера). Отдал «добычу» в музей. Через несколько лет он получил деньги, которых ему хватило на покупку «Жигулей» - то ли «шестерки», то ли «девятки». По слухам, тогда ему советовали отдать в музей только часть клада, а другую закопать, и лет через 10 выкопать. Но он все отдал государству... А сейчас каждая такая монета оценивается от 3 до 6 тыс. долларов. То есть стоимость клада была порядка миллиона «зеленых».
Интересно, что в настоящее время закона о кладах как такового нет. Если в советские времена кладоискателю полагалась четверть находки, то сейчас все делится пополам с хозяином земли. С оставшихся 50% еще нужно отдать налог. При этом не всякий хозяин разрешит перекапывать свою собственность. К примеру, в городе или селе такие раскопки практически невозможны. Люди сразу бьют тревогу, интересуются, кто и зачем рядом что-то «роет». За границами населенных пунктов о ведении поисков приходится договариваться с собственником земли. Не всегда это получается, да и делиться найденным тоже хочется не всегда. Поэтому большинство искателей ведут раскопки вдали от селений, и о своих находках стараются молчать. Сбывать найденные сокровища тоже лучше без огласки, не вдаваясь в подробности об их происхождении.
— Мой хороший знакомый нашел поясной набор скифского воина, это была всего лишь зеленая бронза. Предложил в Эрмитаж, сказал, что наследство от бабушки, — смеется Иван. — Артефакт купили. Сказал бы, что нашел, — забрали бы на экспертизу. А какое-то время спустя, возможно, его бы просто «потеряли». У черных копателей есть налаженные схемы сбыта. А для обычных людей лучший помощник в этом — Интернет. По словам Ивана, главное - делать все аккуратно, а люди, которые захотят купить вещь, все равно найдутся. Другое дело, что дадут они за находку не 100% стоимости. Но по крайней мере сильно не обманут. А вот пытаться продать такие вещи на рынке глупо.
— Полтора-два года назад был найден великолепный клад — серебряные вещи буддийской культуры. Человек, его нашедший, пришел на «Большие Исады» и стал там \"светиться\". В итоге сдал все одному скупщику. А потом узнал, что этот клад «ушел» в Ростов в 15-20 раз дороже, чем ему дали. Ну а дальше след находки потерялся, — рассказывает Иван.
Кстати, сокровища, найденные в Астрахани, нередко представляют мировую ценность. Они отправляются не только в другие города, но и за границу. Главное — никогда не копайте на охраняемых исторических объектах или в непосредственной близости к ним, это грозит уголовной статьей.
КЛАД ИЗ СЕЛА КОСИКА
На несметные сокровища стоимостью 320 миллионов рублей машинист экскаватора Владимир Тихонов наткнулся совершенно случайно, когда рыл траншею на окраине села Косика Енотаевского района Астраханской области. Его ковш вытащил из-под земли целую груду металлических изделий.
- Когда я спустился в траншею, я увидел разные побрякушки, сосудики, - говорит 70-летний Владимир Тихонов. - Я собрал руками, даже не копая, все, что увидел. Конечно, так как машина делает много оборотов, кое-что было поломано. Я показал все прорабу, который сказал мне продолжать работу и делать с этими вещами все что захочу. Никто из нас тогда даже и не понял, что это золото.
Тихонов привез находки домой и сложил на балконе.
- Жена велела выкинуть этот хлам из дома, - продолжает Владимир. - Но я не мог этого сделать, так и не узнав, что же это. Я отнес маленькую статуэтку в ломбард. Там мне сказали: это не просто золото, а настоящее старинное золото очень высокой пробы. И я поехал в краеведческий музей, чтобы сообщить о находке.
В музее Тихонову обещали компенсацию, благодарность и запись в книгах по археологии и истории как о нашедшем захоронение сарматского вождя.
- Оказалось, что Тихонов обнаружил погребение сарматского вождя I века до н. э. - представителя великой кочевой цивилизации, царствовавшей в Северном Прикаспии, - говорит археолог краеведческого музея Вячеслав Плахов. - По традициям того времени вождь был похоронен с большим количеством золотых вещей, роскошным сервизом, оружием, одеждой и даже конем.
Тем временем весть о том, что Тихонов нашел сокровище, разнеслась по поселку. И на место находки кинулись любопытные кладоискатели.
- Почти четверть от захоронения вождя так и не найдена, все было разграблено в самом начале, когда только нашли захоронение, - говорит Вячеслав Плахов.
Вместо компенсации за сданный клад на Владимира Тихонова подали в суд за то, что он, возможно, отдал не все и что-то утаивает. Дело тянулось пять лет, Тихонова таскали из одного суда в другой и, наконец, оправдали по всем статьям.
- После пяти лет судебных разбирательств мне дали вознаграждение в 10 тысяч рублей, - говорит Владимир Тихонов.
Погребение сарматского вождя не принесло благосостояния ни тому, кто нашел клад, ни новым его хозяевам. У музея от этих сокровищ только проблемы прибавились.
- Часть предметов была приведена в порядок реставраторами, часть предметов так и лежит у нас в золотом хранилище, потому что нет денег для того, чтобы их привести в порядок для показа, - говорит Вячеслав Плахов. - Нам бы наскрести денег на хранение и охрану этих сокровищ!!!
КЛАД СТЕПАНА РАЗИНА
Клад, спрятанный в землю, не просто монеты и драгоценности. Как только клад зарыли -- над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы. Поэтому обычно \"богатства\" кладутся под зарок, т. е. его владелец, перед тем как спрятать сокровища, произносит или пишет на бумаге некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Зарок содержит информацию о том, кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Когда у спрятанных сокровищ кончается срок зарока, а они еще не нашли хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания. Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, прячут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут сами себе хозяина и сами даются ему в руки. Существуют и такие клады, овладеть которыми невозможно совсем...
Первый, персидский, поход казацкого атамана Стеньки Разина начался весной 1667 года. Тогда он с полутора тысячами донской голытьбы отправился в дальние края, на Каспий, с главной целью: \"пуститься за зипунами\", то есть награбить побольше добра и с богатыми трофеями вернуться на Дон. \"Ой вы, ребятушки, вы, братцы, голь несчастная, вы поедемте, ребята, в сине море гулять, корабли с товарами на море разбивать, а купцов да богатеев в синем море потоплять\". Так в народной песне обращался Разин к своим товарищам.
На легких судах-стругах разинцы спустились вниз по Волге. Лихой клич казаков: \"Мы веслом махнем -- караван собьем\" -- оправдался у Царицына, где они взяли на абордаж торговые суда, груженные разными товарами. А когда огромный отряд Разина достиг Персии, здесь его ждали и вовсе сказочные богатства.
Удалая дружина опустошала дворцы шаха и склады персидских купцов, \"обирала до нитки\" дома местных богачей. Были даже взяты чистокровные скакуны из конюшен персидского шаха.
Завалив доверху дорогими товарами и драгоценностями свои суда, казаки направились к родным берегам. Весть о необычайно богатой добыче и храбрости донцов неслась впереди них. Один иностранец, видевший разинцев в Астрахани, писал: \"Казаки были одеты, как короли, в шелк, бархат и дорогие одежды, затканные золотом\". Другой вспоминал, что когда Разин \"ходил по улицам, то бросал в народ золотые и другие награбленные им монеты, и оттого народ встречал его приветливыми криками\". Астраханскому наместнику Разин щедро пожаловал баснословной цены соболью шубу, а воеводе -- \"кучу бесценных вещей, в особенности жемчугов, прекрасных конских сбруй, усыпанных янтарем и бирюзой, а также большое количество золота и серебра\".
На Дон разинцы возвратились со славой и богатством. Но долго здесь атаман не задержался и снова со своим огромным войском двинулся к Волге. Взяли Царицын и Астрахань. Немало добра забрали у бояр, купцов и в богатых дворянских имениях.
Конечно, Разин не мог не думать о будущем, о том, как, например, обеспечить дальнейшее существование своей \"ватаге\". А потому награбленным золотом и драгоценностями набивал секретные пещеры и потайные ходы...
Клад Стеньки Разина
Как известно, восстание было подавлено в 1671 году. Степан Разин и его брат Фрол были взяты в плен и под усиленной охраной доставлены в Москву. Их жестоко пытали в застенках по приказу Тайных дел: били плетьми, поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, стараясь в первую очередь выведать, где спрятана казна восставших, золото и серебро. Считалось, что одного помещичьего добра схоронил Разин в своих тайниках на 10 миллионов рублей золотом. Однако ни на дыбе, ни под клещами тайны своей атаман так и не выдал. Разина казнили на Красной площади четвертованием.
В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета \"Северный Меркурий\". В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в Москве. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина.
Хебдон писал: \"По всему миру уже разнеслась весть о том, как мятежник Степан Разин год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство, совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве. Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили с братом в плен. В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку -- семи футов вышиной. Там Разин стоял так, что все люди -- а их собралось более ста тысяч -- могли его видеть.
На повозке была сооружена виселица, под которой стоял, пока его везли к месту казни. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, из них текла кровь. Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Фрол казался очень оробевшим, так что главарь мятежников его подбадривал: \"Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца\". Этот Разин, как было видно, совсем не боялся смерти.
Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью.
Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.
Это я пишу в спешке, 6 июня (по старому стилю) 1671 года\".
И вот тут-то, после казни Степана Разина на Красной площади, начинается интересное и загадочное действо. После того, как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата, Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: \"Слово и дело государево!\" И сказал, что знает тайну кладов Разина. Казнь была отсрочена.
По свидетельству очевидца -- иностранца Конрада Штуртцфлейша -- уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: \"Молчи, собака!\" Это были последние слова Разина.
Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля. О всех показаниях немедленно докладывали царю Алексею Михайловичу, который проявил большой интерес к кладам Степана.
Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул: \"Слово и дело государево\" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о его заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги...
Пытались ли разыскать разинские клады в то время, неизвестно. Первая же попытка, описанная в документах, относится лишь к 1893 году. Тогда ротмистр Гатчинского полка Ящеров предпринял поиски в Нижегородской губернии, в четырех из двенадцати становищ разинцев по реке Алатырь.
Ротмистр решил попытать счастья и начал хлопотать в Петербурге о разрешении заняться кладоискательством. Разрешение от Императорской археологической комиссии ему было дано, и поздней осенью Ящеров с помощниками отправился на Волгу.
Увы, поиски ничего не принесли. Вскоре настала зима, и работу пришлось отложить до лета. Тем временем местная полиция получила сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловки на глубине сорока метров обнаружено просторное подземелье с прочными дубовыми дверьми, запертыми железными засовами и замками. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу и провалилась задними ногами лошадь во время пашни. Образовалось отверстие размером в обыкновенное колесо. Нашлись двое смельчаков, спустившихся туда на веревке. Первого вытащили онемевшим от ужаса. В ту же ночь он скончался. Другой, местный псаломщик, пробыл в подземелье несколько минут и также натерпелся страха. Он-то и сообщил о виденных там дверях...
Только в 1904 году ротмистр Ящеров, теперь уже отставной, снова занялся поисками разинских сокровищ. Кое-какие успехи на этот раз были достигнуты. Во-первых, обнаружены приметы клада: камень с высеченным на нем знаком, остатки плотины, близ которой, по слухам, должна была находиться затопленная лодка с золотом.
Возможно, Ящерову удалось бы разыскать клад, но вспыхнула Русско-японская война. Отставной ротмистр пошел на сверхсрочную службу, уехал на Дальний Восток и погиб где-то в Маньчжурии.
Последние поиски были предприняты в 1914 году, но уже в Царицыне, близ церкви Святой Троицы. Тогда здесь образовался провал глубиной в четыре метра. На дне его оказались гробы и скелеты. Вспомнили, что здесь был подземный ход, сооруженный еще во времена Степана Разина и идущий от церкви до Волги. Сюда приставали груженные драгоценным добром струги грозного атамана. Начали искать -- и опять никакого результата.
Есть еще один \"адрес\" клада. Это знаменитый Царев курган близ устья реки Сок, притока Волги -- огромный высокий холм. Он поднимается на высоту 100 метров. В нем есть таинственные подземные ходы. Русский путешественник И.И. Лепехин, посетивший этот курган в 1768 году, писал: \"Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особливо в полую воду, служила защитою и убежищем\". В Саратовской губернии была и так называемая Стенькина пещера на реке Увековке. Нашли там монеты и вещи татарского обихода.
Наконец, можно рассказать еще об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И. Бессонов писал, что во время боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад \"волжских разбойников\" самого Стеньки Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А вскоре после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Бои шли тяжелые, и вскоре началось наступление на группировку Паулюса. О кладе быстро забыли.
Действительно, в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые, \"порченые\" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги; ставился памятный знак или ориентир, и само место, и описание его заносились в \"грамотку\", дабы при необходимости это место можно было отыскать.
В 1989 году неожиданно обнаружилось новое свидетельство. Редакция газеты \"Комсомольская правда\" получила от своего читателя из Витебской области письмо. Этот читатель (подписался \"М.К.\") сообщал, что в 1942 году стал обладателем важных документов, принадлежавших немецкому офицеру. В них говорится о сокровищах Золотой Орды, некогда закопанных за Волгой, и указаны точные места. \"В тех же бумагах я обнаружил, -- писал М.К., -- место нахождения на одном из островов Дона сокровища Степана Разина\".
Какой же вывод? Думается, один: никто еще серьезно кладов Разина не искал. И хотя рассказов о них много, ни один до сих пор так и не найден. Историки тоже не отрицают фактов существования \"кладов разбойника Разина\". Восставшие взяли приступом несколько городов, при этом экспроприировали значительные материальные ценности, поэтому вполне уместен вопрос: куда делись все те богатства, что попали в руки Разина?
В памяти народной до наших дней сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги. Туристам экскурсоводы часто показывают Стенькины бугры. Стоя на палубе теплохода, можно слышать: \"Тут Стенька станом стоял, здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут теперь это место -- Стенькина шапка. На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен\".
Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской области) обрыв к Волге носит название Бугра Стеньки Разина. По преданию, один клад спрятан возле села Шатроманы в Симбирской губернии. Другой клад находится близ села Песковатовки в Царицынском уезде, причем говорят, что спрятан там в кургане целый корабль, доверху наполненный золотом, заведенный туда во время половодья сподвижником Степана Усом. Еще рассказывают про клад в Саратовской губернии, заложенный неподалеку от устья реки Большого Еруслана под бугром Разина.
А может быть, сокровища спрятаны там, где атаман пленников своих держал -- в ущелье Дурман (или по-другому Стенькина Тюрьма), неподалеку от города Камышина. Еще говорят, что на Дону или на Волге есть Настина гора -- курган, где похоронил Степан свою возлюбленную и закопал там же сокровища несметные...
Получается, что лежат они все еще в тайниках, ждут своих открывателей.
СТАРИННЫЙ ЗОЛОТОЙ КЛАД
В Астраханской области рыбаки нашли старинный золотой клад
Два молодых человека принесли в министерство культуры Астраханской области старинные сарматские украшения из золота общим весом более килограмма, найденные ими во время рыбалки на реке Бахтемир, передает РИА «Новости».
Обладателями клада мужчины стали в пятницу во время рыбалки на реке у села Троицкого Икрянинского района. По словам рыбаков, золото они заметили на мелководье: решив осмотреть блестящий под водой предмет, мужчины обнаружили торчащую из песка часть украшения.
Уловом стали гривна с украшением в виде лежащего с подогнутыми лапами животного, похожего на кошку, и закрученный в спираль браслет в том же стиле, несомкнутые концы которого украшены головами грифона.
Судя по грубому исполнению прута, можно предположить, что данные украшения являются репликами изделий, изготавливавшихся в греческих городах Северного Причерноморья.
Рыбаки, поймавшие золотой улов, рассчитывают получить за него вознаграждение — это может быть до 50 % оценочной стоимости вещей. Их оценка пока не произведена, вещи переданы в Астраханский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
УКРАШЕНИЯ САРМАТОВ
Массивные золотые украшения древних сарматов появятся в экспозиции благодаря двум молодым людям, которым бесценный клад буквально приплыл в руки.
Сотрудники астраханского музея-заповедника теперь спорят: изображение какого зверя украшает уникальную золотую гривну? Ученые предположили: две с лишним тысячи лет назад ее носил на шее вождь сарматского племени. Ему же, видимо, принадлежал и массивный золотой браслет с грифонами. Вместе оба украшения весят больше килограмма. И это настоящий клад. По самым скромным оценкам специалистов, его стоимость около миллиона долларов. Несколько дней назад драгоценные предметы принесли в астраханское министерство культуры местные жители.
Иван Кузнецов, начальник управления по сохранению культурного наследия Министерства культуры Астраханской области: \"Зашли два человека, присели и достали из пакета два прекрасных изделия сарматских\".
На речку Бахтимир молодые люди из Астрахани приехали на рыбалку. Здесь, под обрывистым берегом, говорят, хорошо ловится судак. Они забросили снасти, но улов превзошел все ожидания. В тот день погода была не такой ветреной, вода была прозрачной и рыбаки увидели, как на мелководье что-то блеснуло. Сначала из грунта достали золотой браслет. Потом раскопали и гривну.
Побывав на этом месте, археологи объяснили происхождение клада. Река размыла берег как раз в том месте, где, по-видимому, и находилось древнее сарматское захоронение.
Дмитрий Кутухов, археолог: \"Позже мы обследовали эту территорию, но, к сожалению, результатов наше обследование не дало. Если и было захоронение здесь, то оно было разрушено водой и все остальные находки унесены рекой\".
Сдать клад государству молодые люди решили только спустя несколько дней после удачной рыбалки. Все это время они через Интернет искали ответ на вопрос: \"Что делать если я нашел клад?\"
Иван Кузнецов, начальник управления по сохранению культурного наследия Министерства культуры Астраханской области: \"В плане законодательства были уже подкованы, ссылались на статьи Гражданского кодекса\".
Валерий Анисимков, юрист: \"Наверное, в мыслях у них закрадывалось, хотя об этом они не говорили. Но в основе сила, мне кажется, все же, гражданская позиция этих людей. Чтобы эти предметы стали легальными. Я профессии их могу назвать: врач и инженер\".
Валерий Анисимков - его молодые люди нашли через Интернет - занимается юридической защитой в делах, связанных с предметами искусства. Это он в целях безопасности посоветовал своим клиентам не назвать имен и не давать интервью. По словам юриста, в Астраханской области это первый за последние 20 лет случай, когда кто-то добровольно сдал клад государству. В основном предметы древности уходят на черный рынок. Для нелегальных археологов и торговцев артефактами предусмотрена уголовная ответственность, но жажда наживы чаще оказывается сильнее. Астраханцы решили передать свою драгоценную находку в музей. Тем более что по закону им положено вознаграждение размером до 50% ее стоимости. Правда денежный эквивалент уникальных сарматских украшений станет известен только после проведения многочисленных экспертиз.
Кирилл Фирсов, главный хранитель отдела археологических памятников Государственного Исторического музея: \"Можно провести анализы методом естественных наук. То есть провести апробирование предмета, провести его рентгенофлюоресцентный анализ на предмет состава материала, в данном случае металла. Дальше уже археологическая работа. К какому типу предметов относятся данные вещи. Где они ранее были найдены, есть ли похожие на них, и так далее. То есть это огромный труд\".
В витринах специального \"золотого\" зала Астраханского государственного музея-заповедника сейчас в экспозиции только костюмы древних кочевников. Уникальную коллекцию \"Золота сарматов\" пока можно увидеть только на фотографиях. Но после реконструкции ее снова выставят. Новым экспонатам здесь уже тоже приготовили место.
КЛАДЫ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ
Серебро Орды и золото сарматов
Много монет и изделий из драгоценных металлов хранится в фондах Краеведческого музея. Недавно большая их часть на несколько дней стала доступна для обозрения всем посетителям: в рамках проекта «Музейные выходные» три дня работала выставка «Клады земли Астраханской».
Как рассказала «Газете ВОЛГА» завотделом истории музея Елизавета Казакова, выставлено было 10 ранее не экспонировавшихся кладов. Находили их в разные времена и в разных местах. Так, еще в середине прошлого века в селе Селитренное школьники на субботнике сажали деревья — и нашли почти 300 монет времен Золотой Орды. Кстати, именно золотых среди них не было: в Золотой Орде были в ходу серебряные и медные деньги. Ребята сдали клад в музей и получили 250 рублей.
А вот рыбаки, нашедшие сарматское нагрудное украшение пектораль и браслет лет десять назад, вознаграждения пока еще так и не получили: вещи были отправлены в Москву для оценки, где они и пребывают до настоящего времени (наверное, колебание курса рубля сильно затрудняет процесс).
Последний известный клад, по словам Казаковой, нашли археологи, работавшие опять же у Селитренного в 2014-2015 годах. Монет немного, но они особенной, ранее не встречавшейся чеканки. Кстати, археологи с начала систематических раскопок в шестидесятые годы и являются основными «поставщиками» кладов для музея: копают как раз там, где надо.
Так, еще в начале шестидесятых музейная экспедиция нашла сарматский клад серебряной посуды: таз, в котором хранились чаши, сделанные в течение нескольких столетий – от II в до н.э до I в.н.э. Нашли посуду в селе Жутово (ныне Волгоградская область), и находка получила название Жутовский сервиз. Сделан он римлянами. Сарматы были кочевниками, сами таких ценностей не производили, а покупали их или получали в качестве оплаты за военные услуги. Иногда заказывали у соседей. Так, золотые изделия из знаменитого клада, найденного в селе Косика в 1984 году — и пектораль вождя, украшенная сценами терзания животных, и бляшки для пояса в виде ежей (у сарматов символизирующие связь с потусторонним миром) произведены в Греции. Кстати, ежики по спецзаказу сарматских властей сделаны полыми внутри: под съемной крышечкой можно было хранить яд, что, разумеется, удобно для регулирования вопросов внутренней и внешней политики.
Лишь для избранных
Завершая тему Селитренного (нынешние дома в котором находятся как раз над местом бывшей столицы Золотой Орды) можно сказать, что там люди находят монеты, практически не выходя со двора, — выкапывая погреба или сажая помидоры. Но это уже опять кому как повезет: есть ведь такие уникумы, которым под ноги просто валятся ценности, а есть и специально ищущие, но не находящие. И стоит, наверное, добавить, что каких-то мрачных историй, в которых хозяева кладов препятствовали бы их обнаружению или вредили бы обнаружителям, неизвестно. Что, однако, не противоречит теории, согласно которой наложенные при захоронении заначки заклятия способствуют ее сохранению. Может и действуют, отгоняют недостойных, пока не являются избранные, судьбой предназначенные.
Клады городские и морские
Самый крупный клад региона, каких в России раз — два и обчелся, был найден четверть века назад в самом центре Астрахани, на Набережной 1 Мая. Рабочий Зайцев рыл траншею, и лопата практически уперлась в глиняный горшок, в котором оказалось 17 тысяч монет-чешуек времен царя Алексея Михайловича и 400 голландских золотых дукатов. Обычно находки называют в честь открывателей, так что в историю клад вошел под именем Зайцева. Но вряд ли слава оказалась существенно подкреплена материальным вознаграждением: времена были переходно-смутными и богатыми на денежные реформы.
Есть и морские клады, обнаруженные на отмелях Каспийского моря. В 1958 году около села Гандурино рыбаки нашли более 200 русских медных монет конца XVIII — начала XIX века. А в 1975 году рыбаки в Лиманском районе обнаружили шведские монеты XVII — XVIII веков Деньги были, похоже, не очень хорошего качества, поскольку оказались сильно покрыты ржавчиной (скорее всего, их и везли-то контрабандно в Персию для переплавки). В музей поступило 60 единиц, наиболее хорошо сохранившихся. Остальные опять же были направлены для переплавки. И встречались потом на черном рынке до девяностых годов.
В экспозиции отлично видно разницу: крупные, увесистые русские пятаки и невзрачная, намного меньших размеров, валюта.
Припрятывали денежки и советские граждане: в конце восьмидесятых годов в селе Сасыколи найдено почти полторы тысячи отечественных монет конца двадцатых годов.
Мечты и планы
Что же касается того, какие монеты хотелось бы найти археологам, то мечта, как говорится, у каждого своя. Хотя если бы удалось в Самосделке найти монеты времен Хазарского каганата, то это было бы очень удачно, поскольку подтвердило бы версию, что в том месте находился не только Саксин, но и более ранний Итиль. Кстати, клад, найденный на предполагаемом месте нахождения бывшей столицы Хазарии, необычен: почти полтонны свинца в слитках. Во времена между существованием каганата и Орды в Саксине расплачивались «черным» золотом.
Размещение кладов в экспозиции — довольно трудоемкое дело: каждую монету помещают в пакетик и выкладывают на определенное место. Но поработали музейщики не зря. В первый день работы выставки были запланированы ночные квесты, которых пришлось провести не четыре, как было запланировано, а шесть. Астраханцы не упустили возможность пройтись по ночному музею с фонариками в поисках сокровищ. Да и в последующие дни поток посетителей не прекращался. По достоинству оценил выставку и артист Василий Лановой, как раз в это время пребывавший в Астрахани.
В музее обещают, что впоследствии обязательно повторят эту экспозицию. А пока каждые выходные всех желающих ждут новые выставки, состоящие из предметов, обычно хранящихся в фондах. Посмотреть очень даже стоит: ведь в постоянном экспонировании обычно можно видеть лишь 10% от более чем 300 000 единиц хранения музея.
ЛЕГЕНДА О ТОНШАЛОВСКОМ КЛАДЕ
Давным-давно, когда еще на Соборной горке стоял Воскресенский монастырь, и все деревни и земли по Белозерскому тракту были монастырские, между рекой и трактом лежало небольшое Тоншаловское озеро.
Годы шли…
Пришли ляхи, громили церковь, жгли деревни, убивали старого и малого, ничего не щадили. Но вот и ляхов прогнали и деревни отстроили заново, только озеро заросло и стало болтом. А где болото, да мох – там и клюква.
Было это в конце прошлого (XIX) века. В осенний воскресный солнечный денек пошли бабы из Солмановского и Горки на Тоншаловское болото за клюквой. Ягод много, и вот уже туеса, коробья, или просто мешки скоро будут полные и направляются к дому. Вот грянули бабы песню, и вдруг… истошный крик. Одна тетка с песней-то не заметила «окно» и провалилась. Сначала все бросились врассыпную, но ведь надо помочь, а подойти страшно. Кое-кто уже убежал в деревню за мужиками. Вернулись бабы, надо помогать. А она вся белая от испуга, перестала кричать и говорит, плача: «Ой, бабоньки, стою на чем-то, спас Господь, продрогла только, зовите мужиков!».
А мужики уже бегут с баграми, досками и даже лестницей. Вытащили женку, спрашивают: «Дно близко что ли?» «Да, нет стояла на железе каком-то, даже брякает». Несмотря на холод, полез ее муж в воду, нырнул и вытащил икону в медной позеленевшей ризе. Полез еще и чашу вытащил церковную серебряную. Тут уж все мужики полезли в воду и только тогда поняли, что на дне болота стоит ладья, заполненная церковным имуществом. То ли ляхи награбили в церквях серебро, повезли, да утонули, то ли попы сами спрятали в озере церковное добро, чтоб ляхам не досталось, гадай – не угадаешь…
Растащили мужики всю церковную утварь по домам, большая доля пострадавшей женке и ее мужу досталась. До сель жили они со стариками и ребятишками в бедной старой избушке, топившейся по-черному на краю деревни, а теперь выстроили себе дом с печкой и трубой и жить бы им, да радоваться…
Но не впрок пошел им тоншаловский серебряный клад. Запил мужик горькую, в городе шляется, дома не ночует, женка кашлять стала, хворь какую-то подхватила, ребятишки волю взяли, стали озорничать, без дела по чужим избам и огородам шарить.
Прошло 2 – 3 года и дом сиротой остался. Женка умерла от хвори да горя, мужик пьяный на дороге замерз, а парни за свои дела в острог угодили.
ЗОЛОТО СКИФОВ
Злато скифов
Еще в греческих географических описаниях V-IV веков до н.э. встречаются
упоминания о скифах — племенах, населявших Северное Причерноморье и кочевавших
между Днепром и Волгой.
— Скифы кочевали не только в низовьях Днепра, но и в Волго-Ахтубинской пойме,
— рассказывает астраханский археолог Евгения Шнайдштейн. — Восточнее современной
трассы Астрахань-Волгоград, особенно в районах Аксарайска, Досанга, Хошеутово и
Лапаса, до сих пор остаются нетронутыми могилы скифского времени. Под любым
неприметным с первого взгляда курганом может находиться погребение всадника или
даже вождя с соответствующими его статусу реалиями и украшениями.
В начале новой эры скифов сменили родственные им племена кочевников – сарматы.
С похожим мировоззрением и верованиями. Они так же хоронили умерших головой на
запад – вслед уходящему солнцу, в могилу клали золотые либо серебряные бляхи,
чаши, вазы, блюда, инкрустированные символическими рисунками.
Древнегреческие историки писали в своих трактатах, что скифы верили: в загробной
жизни погребенному пригодятся предметы домашнего обихода и золотые украшения.
Воинам клали в могилу золотые конные сбруи — согласно поверьям в потустороннем
мире всадник так и оставался всадником.
— Сарматские погребения, — продолжает археолог, — распространены на всей
территории от Днепра до Волги. Близ Кочковатки, Михайловки Харабалинского
района, Селитренного, Сероглазовки небольшие возвышения вполне могут оказаться
местом последнего пристанища сарматских жрецов или воинов.
Подтверждая слова Евгении Шнайдштейн, астраханский историк Вячеслав Плахов
вспоминает:
— В конце 80-х проводила наша экспедиция археологическую разведку в районе
Досанга. Следует сказать, что район этот к востоку от села – сплошь пустыня,
пески и барханы, знойный обжигающий ветер. Исходив по этим пескам неделю,
сделав необходимые замеры, зарисовки, мы уже собирались сворачивать лагерь,
когда в последнее утро, проснувшись, увидели нечто: ветер, разметав за ночь
песок, раскрыл перед нами могилу сарматского всадника, захороненного с лошадью.
Сбруя, стремена, нашивки на колчане, ременные бляхи были отлиты из чистого золота
, шлем воина – из серебра. Проведя сравнительный анализ погребения, нам удалось
установить время захоронения – приблизительно IV-V века нашей эры.
Под ковшом экскаватора
Рустам Джавлетов в 1973 году работал экскаваторщиком в Красноярском районе.
В жаркий июньский день бригада рабочих раскапывала траншею для прокладки труб.
— Ковш моего экскаватора, — вспоминает Рустам, — снял очередной пласт земли.
Вдруг что-то ярко блеснуло на солнце. Заинтересовавшись, мы приостановили работы,
лопатами расчистили раскоп. Каково же было наше изумление, когда в земле мы
обнаружили золотые чаши, серьги и… человеческие кости.
Эту историю до сих пор помнят все, кто по звонку из администрации Красноярского
района вместе с милицией выехал в степь.
— Ковш экскаватора вскрыл скифское погребение III в. до н.э., — рассказывает
Сергей Скисов, сотрудник Астраханского краеведческого музея в 70-х годах, ныне
член-корреспондент РАН. — Уникальность погребения заключалась в том, что в могиле
была захоронена целая семья. Многочисленные украшения — браслеты, бусы на женщин
е, поясные бляхи на мужчине, позволяют сделать вывод, что захороненные были
знатными людьми, скорее всего мужчина был жрецом. Дело в том, что скифы хоронили
жрецов вместе с членами семьи – жену и детей им приходилось убивать, если глава
семьи умирал. И для них это считалось большой честью.
7 килограммов китайских монет.
С началом Великого переселения народов в IV веке нашей эры в низовья Волги перекочевали с востока воинственные племена гуннов, вытеснив сарматов далеко на запад. По уровню развития гунны были значительно ниже своих предшественников, сами ничего не производили, а только грабили. Зато в астраханских степях они
оставили огромное количество награбленного в Китае. Как и все кочевники, гунны хоронили умерших вместе с их «золотым» имуществом.
— Гуннские погребения сосредоточены, в основном, в Харабалинском районе,
— утверждает заместитель руководителя ГНПУ «Наследие» Евгений Пигарев, ссылаясь на московского археолога Николая Шидловского. — В 1996 году мы вместе
с московскими археологами производили разведку в восточной стороне от села Лапас. Заинтересовались курганом, имевшим характеристики так называемого «могильного».
В результате раскопок удалось обнаружить остатки погребальной камеры, сложенной из кирпича.
«Общий вес золота, находящегося в могильнике, датированном V-VI вв. н.э., равен 7 килограммам. В большинстве своем золотые изделия и монеты были отлиты и отчеканены в северо-восточном Китае», — сообщается в археологическом вестнике за декабрь 1996 года.
— Настоящей кладовой оказалась могила гуннского вождя, вскрытая близ села Михайловка Харабалинского района, — продолжает Евгений Вячеславович. — Помимо прочего, в погребении находился металлический кувшин китайского мастера, полный серебряных монет императорской чеканки. С символикой «Поднебесной» были также
конские сбруи и золотые тарелки, сложенные в могилу.
Гунны ушли из Астраханского края в V-VI веках, перекочевали дальше в Европу, где основали государство, больше известное как «империя Аттилы», оставив на Волге
большую часть добытого в Китае золота и серебра.
Дворец в Самосделке
Начиная с VII века, низовья Волги стали заселять хазары, вытесненные с Пред-уралья и Сибири. Согласно легендам в низовьях Волги хазары построили город – столицу своего государства Итиль. Археологи утверждают, что княжеский дворец находился на противоположном берегу от с. Самосделка Камызякского района.
— С 1996 года совместно с МГУ мы ведем раскопки на Самосдельском городище, —
рассказывает археолог Дмитрий Васильев. — Легенды повествуют, что дворец располагался на острове и соединялся с городом четырьмя мостами. С уверенностью можно сказать, судя по проведенным раскопкам, что стены и колонны дворца были украшены золотыми и серебряными изразцами.
Эмма Зиливинская, историк из МГУ, руководитель раскопок, вспоминает, как в самом начале сезона 1996 года, на берегу реки Сомовки они случайно нашли металлическую плитку, которую решили использовать в качестве сковороды. Каково же было изумление членов экспедиции, когда при приготовлении картошки со «сковородки»
закапало серебро.
— Оказалось, что это был фрагмент дворцовой колонны с серебряной инкрустацией, —
смеется Эмма Давыдовна.
Сегодня на месте предполагаемой столицы Хазарского каганата располагаются животноводческие фермы, рабочие которых то и дело находят на земле серебряные монеты IX-X вв.
— Помню, высаживали мы с отцом картошку, — вспоминает Рустам, сын фермера. —
Копнув землю, я уперся во что-то твердое. Расчистил и обнаружил каменную плиту.
Сразу же вспомнил легенду о Золотом коне Чингисхана, спрятанном где-то в аст-раханских степях. Убрав плиту, мы обнаружили целый склад старинного оружия – мечи, кинжалы, наконечники стрел. Конечно, металлические лезвия давно сгнили, но рукоятки! Они были изготовлены из золота и серебра.
Археологи установили, что оружейный клад был запрятан приблизительно в IX-X веках, по всей видимости, на территории разрушенного дворца.
— То, что сейчас находят археологи, — говорит Евгения Шнайдштейн, — это малая толика того, что продолжает оставаться под землей. Московские и питерские археологи-любители покупают дорогие металлоискатели и приезжают к нам в область.
Они совершают некое турне: Астрахань, Ростовская область, Крым. И бывает — добывают золото и серебро! Большие ценности залиты водой – после XVI века Волга несколько изменила русло, затопив огромное количество курганов и древних строений, скрыв на дне сокровища, до сих пор ждущие исследователей.
АСТРАХАНСКИЙ КРЕМЛЬ – АРХЕОЛОГИЯ
Археологические работы на территории Астраханского кремля.
В 2012 году в связи с проведением работ по реконструкции наружных инженерных сетей на территории Астраханского кремля силами АУ АО «ГНПУ «Наследие» в соответствии с договором с ООО «Возрождение» и на основании Открытого листа № 154 проводятся охранно-спасательные археологические исследования, а также весной проводился сопутствующий археологический надзор за строительными работами в границах траншей под коммуникации. С конца июня ведутся археологические раскопки.
Предварительно были определены места заложения раскопов, которые в итоге локализовались в юго-восточной части кремля (за Архиерейским домом), в южной части (к северу от казарм у Житной башни) и в западной части кремля (к востоку от башни Красные ворота)
Причинами размещения раскопов именно в этих местах стали производственная необходимость: по данной территории проходят трассы основных коммуникаций электро- водо- и теплоснабжения кремля, а также данные археологических изысканий предыдущих лет (2006 – АГОИАМЗ, 2007, 2009 – ГНПУ «Наследие») и, соответственно, прогнозируемые результаты работ. Так, например, раскопки 2007 года в районе Архиерейского дома показали наличие к югу от него кладбища XVII века, исследования в районе казарм у Житной башни и к востоку от башни Красные ворота дали представление о мощности и характере культурного слоя. Работы же в центральной части кремля показали практически полное отсутствие культурных напластований старше начала XX в.
Работы 2012 года организованы и возглавляются сотрудниками АУ АО «ГНПУ «Наследие», но также, в самих раскопках принимают участие, как специалисты, так и студенты, и просто вольнонаемные рабочие.
Помимо сотрудников АУ АО «ГНПУ «Наследие» и студентов АГУ, в раскопках участвуют специалисты музея-заповедника, технического университета, АИСИ, других Астраханских вузов и колледжей. Кроме того, в Астраханском кремле проходили археологическую практику студенты Калмыцкого государственного университета.
В восточной части кремля, к югу от Архиерейского дома, было заложено 3 раскопа, на основной площади которых ожидалось наличие кладбища, начало исследований, которого было положено в 2007 году. Однако, в верхних слоях были обнаружены следы активного использования кремлевской территории в середине XX века – остатки цветочной теплицы.
Дальнейшее исследования показали, что в восточной части раскопа № 16 кладбище отсутствует: но зафиксирована стена здания XIX века, входившая в комплекс Архиерейского подворья и, что более интересно, следы бронзолитейного производства. Кроме того, обнаружена кирпичная печь прямоугольной формы, хорошо датируемая монетой времен царя Федора Михайловича (перв. половина XVII века)
Также расчищено довольно большое кирпичное сооружение № 2, частично разрушенное зданием XIX века, вероятно, являющееся остатками горна по обжигу кирпича. В пользу этого предположения говорит огромное количество кирпичного шлака, а также буквально прокаленные изнутри кирпичи и швы глинистого связующего раствора.
Еще одним сюрпризом раскопа 16 стало типичное золотоордынское погребение, совершенное в соответствии с мусульманским погребальным обрядом и под сырцовым закладом.
Заклад этот, к сожалению, практически полностью разрушен в ходе прокладки современных коммуникаций, но его конструкция в целом восстановима.
Вообще, следы жизнедеятельности на Долгом (Заячьем) бугре, на котором расположен кремль, дороссийского периода здесь уже встречались в виде захоронения, датированного монетой конца XV века, ряда мусульманских захоронений. В этом году нами было найдено несколько монет середины-конца XIV в., найденных, правда, в более поздних напластованиях. Также был обнаружен фрагмент мозаичного декора золотоордынского времени, который при строительстве кремля не использовался. К сожалению, пока нам не удалось обнаружить культурные напластования и остатки сооружений этого времени, но возможность этого сохраняется.
В восточной части кремля, в районе башни Красные ворота, на раскопе 37, пока основным раскопанным объектом остаются основания стен покойницкой астраханского военного госпиталя, здание которой было разобрано во время последней масштабной реконструкции кремля в середине ХХ века.
На раскопе № 32, расположенном в парковой зоне кремля, первоначально также были обнаружены следы использования кремля в советское время: мостовая первой половины XX века, в ходе сооружения которой использовались как современные кирпичи, так и кирпичи XVIII века и золотоордынская плинфа.
Основными объектами на раскопе стали остатки опорных столбов, использовавшихся при строительстве, возможно, казарм стрельцов: данная строительная техника широко применялась в XVII-XVIII вв.
Судя по расположению их друг относительно друга, длина здания составляла около 5 м.
Нижние напластования представлены также остатками печей и прямоугольных конструкций.
Предварительно были определены места заложения раскопов, которые в итоге локализовались в юго-восточной части кремля (за Архиерейским домом), в южной части (к северу от казарм у Житной башни) и в западной части кремля (к востоку от башни Красные ворота).
СТЕНЬКА РАЗИН - РУССКИЙ ФЛИБУСТЬЕР
Автор: Андрей НИКИТИН
Источник: журнал Колумб № 12 (2005)
Степан Разин, вне всякого сомнения - эпическая фигура российской истории. Вождь крестьянского восстания 1670-1671 годов, казачий атаман, колоритный народный предводитель, он прославился своим разгульным образом жизни, многочисленными военными победами и не менее богатыми трофеями. Слухи и легенды о сокровищах, награбленных разинскими казаками, поражали воображение многих поколений. До сих пор существует мнение, что часть драгоценных металлов, золотых монет и камней, была спрятана легендарным атаманом в надежном месте. Но где же следует искать клад Стеньки Разина?
Казаки-разбойники
Степан Разин родился примерно в 1630 году на вольном Дону, в богатой казачьей семье. По некоторым данным, он был «тумой», т.е. сыном казака и плененной турчанки, прекрасно знал турецкий, татарский языки.
Казаки в то время были весьма своеобразным военным сословием. Они не подчинялись российскому законодательству, имели самоуправление и вели особый образ жизни. Главным занятием их были походы на соседних татар, турок и ногайцев. Из походов казаки возвращались с богатой добычей. В начале XVII века донские казаки освоили морской вид разбоя. На небольших лодках - стругах, они выходили в Азовское, затем Черное море и грабили проходящие суда. Однако в 1660 году выход в Азовское море был накрепко перекрыт турками. Недалеко от Азова они построили мощную крепость Седд-ул-Ислам, а течение Дона перегородили цепями, прикрепленными к двум башням, расположенным на разных берегах. Это вызвало настоящий кризис «казацкой экономики».
Некоторые отряды казаков стали совершать набеги даже на российские области. Так, в 1666 году атаман Василий Ус с 500 конниками дошел почти до Тулы, по дороге совершая различные реквизиции. Приказчик имения князя Голицына, в частности, сообщал, что воровские казаки взяли в его усадьбе «10 лошадей, платье, холсты, побили скотины 10 свиней и 20 баранов».
Но Стенька Разин такой мелочевкой заниматься не захотел. Он задумал более грандиозный «проект». Разин решил собрать большой отряд, сесть на струги и через Дон, сухопутную переволоку, Нижнюю Волгу выйти в Каспий и там заняться грабежом богатых прибрежных владений иранского шаха. Сделать это было непросто. В низовьях Волги, в Астрахани, располагался мощный русский гарнизон. Основной задачей его как раз и являлось не допускать в Каспийское море разбойничьи казачьи ватаги.
Тем не менее смелый план Разина понравился казакам. В мае 1667 года двухтысячный разинский отряд на 40 стругах вышел в поход.
В районе Царицына Стенька остановил и ограбил караван судов, доставлявший отборную икру самому патриарху и царю Алексею Михайловичу. Казаки забрали себе все имущество, часть судов, оружие и боеприпасы, продовольствие. Затем, ловким маневром обманув астраханских воевод, Разин по одному из протоков прорвался в Каспийское море.
Основной базой казаков-флибустьеров стал остров Чечень. Именно отсюда Разин отправился в так называемый персидский поход.
Персидский поход
Нападениям казаков подверглись практически все крупные города, расположенные на западном побережье Каспийского моря - Дербент, Терки, окрестности Баку. Тактика разинцев была проста, но эффективна. Они незаметно приплывали к крупному портовому городу и прятались в ближайших плавнях. Затем засылали в город лазутчиков. Те выясняли - есть ли в городе воинский гарнизон, как настроены жители, где хранятся товары. Затем, как правило рано утром, неожиданно нападали на город, разбивали гарнизон и грабили богатых обывателей. В захваченном городе разинцы задерживались до тех пор, пока на горизонте не показывался крупный контингент персидских сухопутных войск. Порой городские власти добровольно выплачивали незваным пришельцам крупную денежную контрибуцию, при условии, что казаки добровольно покинут город. В прибрежной полосе разинцы, при удобном случае, перехватывали торговые суда.
Их струги - длинные, широкие, с малой осадкой, были тихоходны в открытом море, но прекрасно маневрировали на каспийском мелководье, среди скал и подводных камней. Они легко держались на крутых волнах. Каждый струг имел две пушки, на носу и на корме, небольшой парус, запасы воды, продовольствия, и «экипаж» до 50 человек.
Вскоре нападению казаков подверглись персидские города, расположенные на южном побережье Каспия - Решт, Ферахабат, Астрабат и другие.
Персидский шах направил против флибустьеров Разина крупную флотилию под командованием Менед-хана. На 50 судах находились 3700 шахских солдат. Разинцы располагали втрое меньшими силами.
Но Стенька не растерялся. Он решил заманить шахский флот в ловушку. Казаки изобразили паническое бегство. Персы бросились за ними в погоню. Дабы не упустить ни одного разбойничьего струга, Менед-хан приказал персидским судам соединиться цепями и захватить казаков в своеобразную сеть. У Свиного острова персы настигли флибустьеров. Неожиданно шесть разинских стругов круто развернулись и на веслах подошли к персидскому флагману. Казаки топорами прорубили в бортах проемы и забросили в них несколько горящих бочек с порохом. Флагман взорвался и пошел ко дну, потянув за собой в пучину другие персидские корабли. Тех, кто оставался на плаву, разинцы расстреливали из пушек и брали на абордаж. Весь персидский флот, за исключением трех судов, был сожжен или потоплен. На захваченных судах Стенька, среди прочих трофеев, обнаружил 15-летнюю Фатиму Менеду, дочь погибшего персидского флотоводца. Ее Разин сделал своей наложницей.
После блестящей морской победы Стенька решил вернуться на Дон.
Астраханский клад
На этот раз с боем прорываться через Астрахань Разин не стал. Он банально подкупил астраханского воеводу И.С.Прозоровского. В числе взяток, в частности, фигурировала бесценная соболья шуба, крытая атласом и ранее принадлежавшая злополучному Менед-хану. Прозоровский дары принял и без особых проволочек впустил разинцев в город. Разодетый в пух и прах Стенька ходил по Астрахани в сопровождении восторженных обывателей, бросая в толпу золотые дукаты. Попрошайки вставали перед ним на колени и называли «батюшкой». Разинские корабли были богато убраны коврами, шелком. Струг атамана был полностью обит красным бархатом, украшен ожерельями жемчуга, а на мачтах гордо развевались два паруса из парчи.
Однако некоторые специалисты полагают, что основную казну Стенька «заначил» и спрятал где-то недалеко от Астрахани. Он боялся, что царский воевода Прозоровский реквизирует ценности, награбленные казаками во время персидского похода. Заложение клада произошло в конце августа 1669 года. Золото, серебро было аккуратно уложено в кованые сундуки и зарыто недалеко от берега. Называется даже место тайного схрона - плавни в районе так называемой Косы (ныне это район города Астрахань). Кстати, именно в этом месте Разин сбросил в воду несчастную персидскую княжну.
Считается, что Стенька совершил столь непристойный поступок, находясь в состоянии пьяного психоза. Но существует и другое, более логичное объяснение - княжна что-то знала о месте захоронения клада, и от нее решили избавиться, как от нежелательного свидетеля.
У Разина уже тогда возник четкий план - вернуться на Дон, собрать большое войско и тряхнуть «государство Московское». В случае удачи Разин надеялся примерить на себя корону русского царя. При провале он собирался бежать в Турцию, и там спрятанный клад ему очень бы пригодился. Но события сложились иначе, чем планировал легендарный атаман. В сражении под Симбирском Стенька был ранен, а 14 апреля 1671 года соратники выдали Разина царским властям. Вскоре он был казнен.
Поисками разинского клада исследователи занимаются давно. Астраханская версия считается самой перспективной. Однако организация подводных поисковых операций требует немало сил и, самое главное, финансовых вложений.
_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://forum.kladoiskatel.ru/
https://www.klady-rossii.ru/klady_Volgi1.php
https://astrakhanklad.ru/
https://kartoved.ru/forum/
https://obzor-novostei.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Клады Астраханской области | 42.24 КБ |
Клады Астраханской области | 97.71 КБ |
Клады Астраханской области | 19.04 КБ |
Клады Астраханской области | 35.15 КБ |
Клады Астраханской области | 76.77 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 14538 просмотров
Комментарии
про легенды...
от Низовий Волги до верховий в Нижегородской области -
существует тьма легенд про клады Стеньки Разина на Волге.
Каждая область и республика может похвастать несколькими местами, схоронами, горами или пещерами,
где по преданиям Стенька спрятал сокровища.
Создается впечатление, что он всю жизнь грабил купцов только для того, чтобы прятать потом золото и серебро в разные волжские места! Мало того, что сам не пользовался добром, но наверно из своих доплачивал - довносил в клады, чтобы их было такое количество!
Самое козырно место тут - Жигулевские горы!
Отправить комментарий