Типаевская священная роща
Типаевские священные рощи – сакральные объекты марийской языческой религии и памятники природы, которые расположены в окрестностях деревни Типайки Тонкинского района Нижегородской области. Всего вокруг деревни Типайки четыре священные рощи – кюсото.
СТАТЬИ ПРО ТОНКИНСКИЙ РАЙОН НГО - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО – ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В нескольких районах Нижегородской области (Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский, Воскресенский, Воротынский) до наших дней проживает коренное население Поветлужья – ветлужские мари. Они относятся к западной подгруппе луговых марийцев, но имеют свои особенности.
Многие мари до сих пор исповедуют язычество (или двоеверие - синкретизм) и проводят моления в древних рощах – кюсото (юмото). Рощи представляют собой небольшие участки леса, которые раньше были отгорожены от внешнего мира изгородью, где было несколько входов. Роща вместе со священными деревьями была как бы проводником между народом мари и высшим миром богов и духов. Центром кюсото всегда были специально выбранные деревья – онапу – это своеобразные энергетические каналы, которые соединяли три мира: корни в подземном мире, ствол дерева в настоящем мире, а крона дерева как бы олицетворяет небесный божественный мир.
Марийцы одухотворяли природу, лес для мари – был святилищем и храмом, а также кормил и одевал. Без нужды марийцы никогда не рубили деревья и просто так не убивали зверей и птиц. Особенно священными считались языческие рощи, где строго запрещалось ломать даже сухие ветки, нельзя было собирать ягоды и грибы, а если зверь забегал в кюсото – то его уже никто не смел бить. По этой причине в роще сохранялись реликтовые растения, кустарники и деревья – какими они были сотни лет назад в этом краю.
В Тонкинском районе Нижегородской области вокруг деревни Типайки расположены четыре рощи, в двух из которых до настоящего времени проводятся родовые и общинные моления народа мари.
Первая Типаевская роща буквально примыкает к окраине деревни со стороны северо-запада, это семейная или родовая роща. Кюсото представляет собой круглый участок ольшанника площадью около 0,05 гектар. Роща состоит из серой ольхи возрастом 30-50 лет, высотой 14-16 метров. В подросте священной рощи также молодые особи ольхи – лес тут быстро возобновляется. Интересный факт – молодые деревья всегда растут тут в пределах как бы обозначенного круга, и никогда не выходят из него. Это подтверждают рассказы местных жителей.
В нижнем ярусе кюсото - в травостое – растут гравилат городской, крапива двудомная, таволга вязолистная, живучка ползучая, много весенних первоцветов.
Также в деревне Типайки есть легенда о том, что в стародавние времена в этой роще по какому-то обету было скрыто большое сокровище. Дело в том, что кроме обычных жертв богам – гусей, баранов, жеребят – марийцами также приносились серебро или серебряные монеты. В марийской мифологии именно серебро (а не золото) считалось божественным металлом, своеобразным оберегом от злых сил, а также даром, которые был угоден богам и духам всех категорий (высшим и низшим). Считалось, что в этой роще было спрятано большое количество серебряных монет. По местному преданию: пока в роще хранится это серебро – судьба будет благосклонна к жителям этой деревне – это был как бы общественный и коллективный оберег жителей Типайки на многие века. По этой причине местные жители всегда берегли эту рощу и спрятанные там сокровища.
Сама роща с давних времен является местом проведения молений и религиозных праздников, а также местом поклонения родовым богам и творческим силам природы. Моления в роще продолжались все советское время и практически прекратились в 70-х годах прошлого века. Моления в роще возобновились в начале 2000-х годов с помощью картов и жрецов из Марий Эл.
Вторая Типаевская роща примыкает к Типайке примерно с западной стороны, кюсото представляет участок осинника размером 30 на 10 метров. Основные деревья в роще – осина, возраст деревьев до 80 лет, подрост в роще также состоит из молодых осин. Подлесок в кюсото включает розу иглистую, рябину обыкновенную, малину лесную, черемуху обыкновенную высотой до 3 м, один вяз высотой 3 м. Нижний ярус – травостой - растут таволга, крапива двудомная, морковь дикая, подмаренник, зверобой продырявленный, лютик едкий, сныть обыкновенная, борец высокий, чистотел большой.
Считается, что изначально эта роща была семейной, но со временем стала святилищем для отдельного рода, а потом и для деревни. Для жертвы сюда приносили гуся, моления в роще начинались весной – в начале сельскохозяйственного цикла, перед началом пахотных работ.
Третья Типаевская роща была расположена на юго-востоке от деревни, примерно в 0,7-0,8 км. за небольшим ручьем (за мостом). Кюсото состоит в основном из ольхи с небольшим вкраплением пихты и ели. В основном тут растет серая ольха возрастом 80-90 лет и высотой до 22-24 метров. В подросте ольха, пихта, дикая малина, липа. В травостое встречаются весенние первоцветы: ветреница лютиковая, медуница; также растут: гравилат, живучка, лесная земляника, чистотел, таволга, крапива двудомная.
В роще проводились моления высшим богам, к которым относились: Кугу юмо (Великий бог), Мардеж-юмо (бог ветра), Кэц-юмо (бог солнца), Юр-юмо (бог дождя), Ур-юмо (бог зверей) и другим богам.
В стародавние времена в этой роще проводился весенний праздник Мари-Помаш (марийский родник, источник).
Четвертая Типаевская роща располагалась в полукилометре на юго-запад от селения. Кюсото расположено на землях колхоза «Победа» и имеет площадь около 0,04 гектар. Основную часть деревьев тут составляет ольха серая возрастом 80-100 лет, высотой примерно 22-24 метра. В подлеске растут ива пепельная, рябина, встречается береза и липа.
В нижнем ярусе – травостой: гравилат городской, живучка ползучая, морковь дикая, будра плющевидная, черноголовка обыкновенная, таволга вязолистная, повилика, лютик едкий, голокучник Линнея.
У рощи расположено небольшое озерцо провального типа, которое имеет питание от подземных родников. Водоем имеет овальную форму примерно 5 на 7 метров, а максимальная глубина до полутора метров, дно почти везде илистое, на озере растет желтая кубышка и осока, на берегах встречается тальник и верба.
Эта роща в настоящее время не действует, через неё проходит прогон скота, на озере расположен водопой.
Все четыре рощи были признаны памятниками природы и внесены в государственный кадастр охраняемых территорий в сентябре 1996 года.
Где находится, как добраться:
Деревня Типайки.
Тонкинский район, Нижегородская область, Россия.
Координаты деревни:
57.366084, 46.715602
От районного центра – пос. Тонкино можно добраться через трассу 22К-0011 –
Мимо населенных пунктов Аверино и Бердники.
Потом следует свернуть на юг – на Вязовку и Кадочиги –
И далее к деревне Типайки.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Работа ученицы 6-го класса Марины Кузнецовой «Священные марийские рощи Типаевские» - Вязовская общеобразовательная школа Нижегородской области.
Распоряжение администрации Нижегородской области от 13.09.1996 №1236-р.
Работы нижегородского профессора Николая Морохина.
Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы регионального (областного) значения.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Священные рощи Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Типаевская священная роща | 462.03 КБ |
Типаевская священная роща | 402.91 КБ |
Типаевская священная роща | 429.61 КБ |
Типаевская священная роща | 476.71 КБ |
Типаевская священная роща | 395.05 КБ |
Типаевская священная роща | 442.25 КБ |
Типаевская священная роща | 444.09 КБ |
Типаевская священная роща | 459.21 КБ |
Типаевская священная роща | 119.36 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1442 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий