Свято-Введенский монастырь в Орле
В Железнодорожном районе города Орел находится одна из главных его достопримечательностей — действующий Свято-Введенский женский монастырь, созданный в 1685 г. и имеющий долгое и славное прошлое. Изначально он обосновался на левом берегу реки Орлик, где был древний Афанасьевский погост.
Ужасный пожар 1843 г. уничтожил все дотла, оставив без крыши над головой двести обитательниц, и монастырь был перемещен на юго-восток Орла.
Открытие его на краю города осуществилось 31 октября 1848 г. В 60-е гг. 19 столетия Введенский монастырь расстроился до 75 келий, освятили надвратную церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери (1865 г.). В 1870 г. возвели из дерева трапезную, открыли больницу, устроили в монастыре богадельню, позже превращенную в девичье училище, еще позже перекрещенную в приходскую Свято-Ольгинскую двухгодичную школу для ста двадцати учениц (бесплатно). Храм (уже каменный) с часовней-усыпальницей в честь Воскресения Словущего выстроили и освятили в 1885 г.
Здесь хранятся православные святыни: список чудодейственной иконы Божией Матери, подаренный в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), частица Древа Животворящего Креста Господня, ковчег и больше пятидесяти икон с частицами мощей святых.
Уже к 1901 г. монастырь стал одной из лучших и оборудованных обителей в России, в которой было 583 человека (монахини, рясофорные, послушницы).
За годы своего существования Свято-Введенский женский монастырь удостоился посещения видных личностей: императриц Елизаветы (1744) и Екатерины II (1787), преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, святого праведника Иоанна Кронштадтского, религиозного писателя Сергея Нипуса.
В послереволюционный период монастырь, как и многие другие, запретили и подвергли разрушению. Частично уцелели церкви Воскресения Словущего, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и две часовни. В послевоенные годы чего только здесь не было: артель, цех, склад, завод резинотехнических изделий, а также в кельях жили простые люди.
В 1993 г. архиепископ Орловский и Ливенский высокопреосвященный Паисий дал свое благословение — и началось возрождение монастыря. Сегодня Свято-Введенский женский монастырь закрыт для посещений, пройти внутрь очень сложно, делать там какие-то съемки вообще запрещено.
Попасть в храм к чудодейственному списку с иконы Божьей Матери Балыкинской можно только во время божественных служб, между которыми храм закрывают. В церковной лавке возле монастыря есть все необходимое.
Здесь хранились и хранятся православные святыни: не сохранившаяся икона Введения во храм Богородицы из города Карачева (17 век), список чудодейственной иконы Божией Матери, подаренный в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), частица Древа Животворящего Креста Господня, ковчег и больше пятидесяти икон с частицами мощей святых.
Монастырь является религиозным просветителем спецбольницы, колоний (женской и детской), детских садов и школ-интернатов, домов престарелых и ветеранов.
Посетив, если удастся, Свято-Введенский женский монастырь, попав в его храм на богослужение, можно почувствовать былое величие и спокойную благостную атмосферу этого старинного места, наводящего на думы о вечном.
Как добраться, где находится:
Адрес: г. Орел, 1-я Курская ул., 92.
Доехать можно на трамвае № 1 до самого монастыря.
можно доехать на транспорте:
Автобус №-3
Трамвай №-4. (от ж/д вокзала)
Маршрутное такси №-3; №-25; №-421
До остановки «Женский монастырь»
Монастырь нуждается в финансовой помощи, строительных материалах и рабочих инструментах, технике и с/х технике, церковной утвари, материале для шитья церковных и монашеских облачений, швейных машинках, мебели, служебной литературе и других предметах первой необходимости.
Расписание богослужений
Утренние и вечерние богослужения совершаются ежедневно.
По средам в 17:00 — богослужение в честь иконы Божией Матери Балыкинской, по четвергам — водосвятный молебен и литургия.
БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ МОНАСТЫРЯ.
Религиозная организация "Свято - Введенский женский монастырь г. Орла Орловской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)"
Отделение № 8595 Сбербанка России г.Орёл
р/сч 40703810147000110059
к/сч 30101810300000000601
БИК 045402601
ИНН 5751007136
КПП 575101001
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
1686 г. – основание монастыря
1686 г. – Начал строиться на Орле городе на церковной земле сгоревшего храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев девичий монастырь, и Божьим изволением на том монастыре церковь построена и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По наименованию главной церкви монастырь получил название Введенский.
Монастырь в 17 веке. Рисунок В.Неделина. Иллюстрация с форзаца книги «Летопись Орловского Введенского монастыря» (2013).
1769–1770 гг. – над вратами построена Тихвинская церковь
С 1821 по 1845 г. монастырем управляла схиигумения Серафима (Соковнина), подвижница благочестия, которая со смирением, любовью и строгостью пасла вверенные ей души. Неся игуменское служение, она не оставляла подвигов постничества, нестяжания, безмолвия и своей подвижнической жизнью подавала насельницам лучший пример всецелого горения души к Богу. Чуждая всякого саможаления жизнь ее вызывала изумление людей прежнего ее круга – богатых дворян, сановников и литераторов – и удивила даже императрицу Александру, пожелавшую в 1837 г. посетить келью игуменьи-схимницы. Матушка явилась великой молитвенницей, в предстательство которой свято верили насельницы монастыря (верят и сейчас – и документы о житии схиигумении Серафимы переданы в Синодальную Комиссию по канонизации святых).
В первой трети ХIХ в. Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с четырьмя угловыми башнями. В центре стояла заново отстроенная из камня Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря имелось около 75 деревянных монашеских келлий (отдельных деревянных домиков). Благодаря многочисленным пожертвованиям и благожелательному отношению со стороны жителей г. Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.
1843 г. – пожар монастыря
Страшный пожар, опустошивший дотла Введенский монастырь в 1843 г., стал событием, прервавшим и изменившим всю его последующую историю. В одну ночь 200 насельниц остались без крова. При общей скорби граждан о постигшем город сильном опустошении от огня, наибольшее сокрушение обращено было на обитель, которая подверглась полному и столь внезапному разорению. Единое желание всех таково, чтобы Господь восстановил обитель Пречистой Матери Своей в прежнем благолепии. Сестры явили тогда преданную любовь к своему монастырю, не согласившись перейти в другие епархии, но в течение нескольких лет жили в нужде в богадельнях, ожидая решения епархиального начальства.
1844 г. – избрано новое место для построения девичьего монастыря за городом Орлом возле приходской Христорождественской церкви с колокольней (построена в 1801–1822 гг.). Место это, довольно уединенное, расположенное на высоком берегу реки Оки, с обширной площадью вокруг уже готового храма, было признано весьма удобным для восстановления на нем монастыря, – о чем и последовал Указ Синода.
1848 г. – состоялось торжественное официальное открытие возрожденного Введенского монастыря.
1865 г. – достроена надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Освящал ее епископ Орловский Поликарп, муж высокой жизни, «аскет на архиерейской кафедре». Фреска с изображением его небесного покровителя сщмч. Поликарпа Смирнского единственная уцелела в года безбожия и ныне украшает стену храма.
1860-е гг. – Введенский монастырь продолжал достраиваться, число частных монашеских келий вновь доходит до 75. В этот период монастырь становится общежительным – не без скорбей и с молитвенной помощью Оптинских старцев, к которым игумения и сестры обращались за советом.
1870 г. – построено деревянное здание трапезной, заведены больница, богадельня, лазарет и гостеприимный дом внутри монастыря. Последний позже был обращен в школу для девочек, преимущественно из бедных семей и из духовного звания. Школа в обители получила название Свято-Ольгинской двухклассной приходской. Преподавали в ней монастырские священники и сестры, обучение было бесплатным, а число учениц достигало 120 человек.
1885 г. – построен и освящен каменный храм-усыпальница в честь Воскресения Словущего.
1887 г. – освящен храм во имя Живоначальной Троицы, устроенный в нижнем этаже надвратной Тихвинской церкви. В этом храме были положены в склепе останки схиигумении Серафимы (Соковниной), перенесенные с кладбища по многочисленным просьбам сестер, почитавших Матушку как небесную покровительницу обители и желавших молиться у ее гробницы.
В том же 1887 г. устроено Афанасьевское кладбище. Теперь оно городское, изначально же было только монастырским, получив название по тому первому погосту, на котором обитель открылась в 17 веке. Все работы по созданию кладбища проведены в кратчайший срок – полтора месяца.
1895 г. – освящена Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище, строительству которой содействовала Екатерина Духонина, духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой), оставившая о них свои воспоминания.
1902 г. – состоялось открытие нового здания школы, ставшей одной из наиболее благоустроенных в городе (при том, что содержалась исключительно на монастырские средства). Девочек учили, в том числе, тонкому рукоделию, поскольку одна из характерных сторон монашеского бытия – занятия вышиванием, золотошвейные работы, изготовление вещей из бисера.
К началу 1900-х гг. Введенский монастырь полностью благоустроен и считался лучшей обителью Орловской епархии. В ведомости 1901 г. сообщалось, что в монастыре 583 насельницы: 80 мантийных монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании.
Монастырь посещали – императрица Елизавета Петровна (в 1744 г.), императрица Екатерина Великая (в 1787 г.), императрица Александра Федоровна (в 1837 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей келейницей инокиней Варварой – преподобномученицы Елисавета и Варвара, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Сергей Нилус.
Одна из насельниц обители на рубеже XIX-XX веков привлекала к монастырю внимание любителей литературы: затворницу схимонахиню Макарию (Коротневу) и сейчас литературоведы считают наиболее вероятным прототипом тургеневской Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».
1923 г. – закрытие монастыря
В 1923 г., при последней игумении Алексии (Тимашевой-Беринг), монастырь был закрыт и разорен. В это тяжелое время сестрам много помогал духовным советом Орловский епископ священномученик Серафим (Остроумов). Уникальные фотодокументы и исторические сведения об истории Орловской епархии в 1920–1930-е годы, о жизни насельниц женского монастыря после его закрытия в 1923 году опубликованы в 2008 г. в книге «Праведный верою будет жив». Книга составлена сестрами обители на основании архивных документов и достоверных письменных и устных свидетельств.
В 1932 г. игумения Алексия выслана из Орла, в 1940 г. после ссылки вновь арестована в Вологде, в 1941 г. скончалась в тюремной больнице в возрасте 75 лет. Отрывки из духовных дневников и писем Матушки (в схиме – Евгении) также вошли в упомянутую книгу.
В 1937 г. арестовано и выслано в лагеря больше ста бывших насельниц Введенской обители, продолжавших жить в Орле небольшими монашескими общинами. Глава этого «нелегального монастыря» – монахиня Кира (Нарышкина) – была настолько любима сестрами, что они подражали ей во всем, «даже в том, как ходит, как держит руки». Монахиня Кира расстреляна 27 ноября 1937 г. Расстрелян и последний духовник сестер протоиерей Павел Святицкий. Вечная память!
1949 г. – в бывшем монастыре стала хозяином артель Коопремонт. В Воскресенской церкви-усыпальнице размещался обувной валяльный цех и склад.
С 1965 г. здесь находится Орловский завод резинотехнических изделий, который занял часть территории монастыря, здания Тихвинской надвратной церкви и Воскресенской церкви-усыпальницы. Две едва уцелевшие угловые башни-часовни стали трансформаторной будкой и пивным ларьком.
К началу 1990-х гг. на бывшей территории монастыря сохранились здания школы и странноприимного дома и 37 монашеских домиков-келлий – уникальная жилая монастырская типовая застройка. Живут в них мирские люди.
1993 г. – возрождение монастыря
В 1993 г. по благословению преосвященного Паисия, епископа Орловского и Ливенского, разрушенный монастырь начал восстанавливаться. Тихвинская надвратная церковь отремонтирована и освящена 22 декабря 1994 г.
Первый постриг был совершен 27 мая 1995 г., в мантию пострижена нынешняя настоятельница монастыря игумения Олимпиада, две сестры приняли иночество.
На сегодняшний день отреставрированы Тихвинский храм и церковь Воскресения Словущего, часовня во имя преподобномученицы Елисаветы; отремонтированы старый келейный корпус с просфорней, трапезная, насосная станция.
Завершено строительство монастырской ограды. Построены трехэтажный сестринский корпус и здание воскресной школы с трапезной для детей и гостевыми кельями для паломниц. Постоянно ведутся работы по благоустройству монастырской и прилегающей к монастырю территории, сильно обезображенной заводом (полностью выехавшим с монастырской земли лишь в 2000 г.). Посажены фруктовые деревья и кустарники, разбиты цветники.
В монастыре имеется общедоступная библиотека православной литературы, детская воскресная школа, музыкальный класс, просфорня, иконописная, издательская и швейная мастерские.
Организовано подсобное хозяйство в деревне Ивановка: построен дом для проживания сестер, в котором 4 октября 2001 г. освящена домовая церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских. Ведутся отделочные работы во втором келейном корпусе с хозяйственными помещениями. Сестры, живущие на подворье, ухаживают за коровами, овцами, курами, обрабатывают огород, трудятся на пасеке.
В 2013 г. вышла в свет «Летопись Орловского Введенского монастыря»,
подготовленная к изданию насельницами обители. Книга была высоко оценена орловскими краеведами как «замечательный вклад в создание духовной Летописи нашего Отечества» и получила премию «Орловская книга-2013» в номинации «Лучший издательский проект».
В этой обширной «Летописи», которую можно приобрести в церковной лавке нашего монастыря, последовательно изложена трехвековая история монастыря от основания до наших дней. В судьбе монастыря преломилась духовная история всего государства и Православной Церкви, в ней отразились все важнейшие события жизни большого губернского города, жители которого – известные дворяне, меценаты, литераторы и скромные крестьяне, мещане, разночинцы – притекали к обители, молясь у ее святынь, в поисках духовного утешения. Введенский монастырь не раз восставал из руин, из пепла пожара, и его история несет богатый опыт строительства внешнего и внутреннего, являя бесценные свидетельства дивных путей Промысла Божия в маленьких событиях жизни и в негромких деяниях вверившихся Ему душ.
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
Главная святыня обители чудотворная Балыкинская икона Божией Матери.
Список с Балыкинской иконы, прославившейся чудотворениями в Черниговской губернии, был подарен монастырю в 1712 г. святителем Иоанном (Максимовичем), впоследствии митрополитом Тобольским. Орловский список воспринял благодатную силу первообраза – и чрез него Пресвятая Богородица многажды подавала верующим Свою помощь и исцеление недугов (особенно часто – детских и нервных заболеваний).
Празднование в честь Балыкинской иконы Божией Матери совершается ежегодно 13 июля, накануне вечером всенощное бдение и крестный ход.
Еженедельно пред Балыкинской иконой Божией Матери совершаются службы:
— по средам на вечернем богослужении акафистное пение и молебен о недужных (всех больных и страждущих). После молебна, по старинной благочестивой традиции, икону поднимают на руки и все проходят под нею с молитвой ко Пресвятой Богородице
— по четвергам после литургии молебен с освящением воды
ВЕЛИКИМ ПОСТОМ АКАФИСТ СОВЕРШАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ – ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ 5-Й СЕДМИЦЫ.
частичка Древа Животворящего Креста Господня в изножии Распятия в Тихвинском храме
Иконы с частицами святых мощей в Тихвинском храме:
святитель Николай чудотворец
благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские
святитель Иоасаф Белгородский OLYMPUS DIGITAL CAMERA
великомученик и целитель Пантелеимон
В храме Воскресения Словущего напольный киот с иконой собора Оптинских старцев с частицами их мощей
В других иконах монастырских храмов помещены частицы мощей святых:
свт. Иоанна Златоустого
свт. Игнатия (Брянчанинова)
свт. Луки Крымского
прп. Серафима Саровского
прпп. мцц. в. кн. Елисаветы и ин. Варвары
прп. Феодора Санаксарского
прпп. Жен Дивеевских
мцц. Суворовских
блгв. кн. Олега Брянского
мч. цар. Димитрия Угличского
прп. Феодосия Кавказского
прп. Кукши Одесского
прпп. Оптинских старцев
свт. Иоанна Тобольского
прп. исповедника Сергия (Сребрянского)
Вифлеемских младенцев
прп. Иова Почаевского
Кроме того, многие частицы мощей помещены в ковчегах-мощевиках:
апостола Андрея Первозванного
равноап. Феклы
прав. Симеона Верхотурского
прп. бл. Илии
прп. Аркадия Дорогобужского
сщисп. Романа (Медведь)
мощи преподобномучеников из Лавры прп. Феодосия
мощи из костницы монастыря прп. Герасима Иорданского
Вифлеемских младенцев
прав. Ионы Одесского (Атаманского)
св. Василия Блаженного, Московского
прп. Гавриила Афонского
прп. Герасима Болдинского
свв. Константина, Ирины, Михаила, Феодора Муромских
прав. Петра Великодворского
сщисп. Афанасия (Сахарова), Ковровского
прп. Стефана Махрищского
св. Варлаама Махрищского, еп. Суздальского и Тарусского
сщисп. Георгия (Коссова)
прп. исповедника Иоанна, Оленевского чуд.
прав. Софии, кн. Слуцкой
прп. Евфросинии Полоцкой
блгв. кн. Анны Кашинской
прп. Ионы Киевского
свт. Луки Симферопольского
прписп. Сергия (Сребрянского)
свт. Иоанна Сан-Францисского
сщмч. Феодосия, еп. Коломенского
прав. Иоанна Кормянского
прп. вел. кн. Анастасии Киевской
свт. Митрофана Воронежского
прп. Соломонии-Софии Суздальской
прп. Макария Калязинского
преподобные Киево-Печерские (82 частицы)
Еще одна святыня – ковчег с золотом, ладаном и смирной, привезенный из Вифлеема и освященный на Дарах Волхвов на Афоне.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://vvedenskymon.cerkov.ru
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.
Вложение | Размер |
---|---|
svyato_vvedenskiy__monastyir (1).png | 104.9 КБ |
svyato_vvedenskiy__monastyir (2).jpg | 480.91 КБ |
svyato_vvedenskiy__monastyir (3).jpg | 208.28 КБ |
svyato_vvedenskiy__monastyir (4).jpg | 208.64 КБ |
svyato_vvedenskiy__monastyir (5).jpg | 261.7 КБ |
- 3551 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий