Музей художников Васнецовых

Васнецов

Рябово – прекрасное и удивительное сельское местечко в Зуевском районе. В последнее время его называют одним из любимых мест пейзажистов России.
С 1981 года в сельской глубинке, прочно связанной с историей семьи художников Виктора и Аполлинария Васнецовых открыт Мемориальный дом-музей. За 20 лет своего существования музей расцвел и расширялся и в 2010 году он был переименован в Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово».

  

БРЕНДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

                                                                  село Рябово                                                            

Музей художников Васнецовых

Это не просто дом, где когда-то давно жили дети, которые стали известными художниками. Здесь целый заповедник с большой территорией, в сердце которого историческая часть села с домом и усадьбой, «васнецовская липа», фундамент каменной церкви, могилы деда по материнской линии и родителей художников, деревянная церковь Иоанна Предтечи и искусственно воссозданный пруд.
Церковь освящена и в ней проводятся службы в знаменательные для семьи Васнецовых даты. А на прилегающей территории проводятся различные массовые мероприятия – «Васнецовские чтения», «Масленичные гуляния», «Рождественский вертеп», пасхальные празднования и многие другие.
На протяжении нескольких лет здесь проводится интересное мероприятие, имеющее большое значение для процветания современной художественной жизни области и для культурного развития будущих поколений -«Васнецовкий пленэр». В первом пленэре приняло участие 16 художников из разных регионов страны, Сыктывкар и Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, Мурманск, Великий Устюг, и другие. С тех пор пленэры стали традиционными и с каждым годом растет география и число участников мероприятия.
Это место любят посещать не только художники пейзажисты, но и многие неравнодушные ценители культурного наследия своей страны, и просто любители тихого спокойного и душевного отдыха. Здесь приятно находиться – летом посетить дом-музей можно в любой день, в другое время года – понедельник и вторник – выходные дни, обязательно стоит заказать интересную экскурсию по музею и окрестностям заповедника, и узнать о жизни простой семьи священника и о детстве талантливых детей.
Жизнь села началась в середине XVIII века с подписания грамоты на построение деревянного храма в честь Рождества Иоанна Предтечи при деревне Чугаевской. Храм срубили и освятили в 1757 году, вокруг храма выросли дома служителей церкви, и близ речушки Рябовки родилось село «Рябово».
Через годы вместо обветшавшей деревянной церкви прошениями приходских людей подписывают строительство нового каменного храма. Проект нового храма подготовил архитектор Ф.М.Росляков. В 1795 году строительство самой церкви было завершено, но весь ансамбль храмовой застройки продолжался еще несколько десятилетий. В него входила высокая каменная колокольня, каменная ограда вокруг церкви с воротами. Окончательный облик храм обрел только в 1840 году.
В таком виде храм простоял более ста лет. К сожалению, во второй половине XX века его разрушили. Сейчас только вросший в землю огромный по площади фундамент может напоминать о былой масштабной застройке.
Село Рябово было небольшим, в нем жили только священнослужители. В январе 1850 года здесь и поселился, переведенный из села Лопьяла Уржумского уезда, священник Михаил Васильевич Васнецов со своей семьей – женой Аполлинарией Ивановной и двумя мальчиками – Николаем и Виктором.

                                                          кисти великих художников                                               

Музей художников Васнецовых

Именно с дома, где сейчас размещена экспозиция, и можно начать повествование о жизни семьи Васнецовых в селе Рябово. Новый дом для семьи священника построили в 1854 году, и он очень отличался от прежних строений в селе. Большой дом на каменном фундаменте, с мезонином и в пять окон. Окно второго этажа было необычной овальной формы, через которое как на ладони было видно все село.
Дом снаружи выглядел очень богато, но внутри была самая обычная деревенская изба второй половины XIX века. Русская печь, бревенчатые стены, не окрашенные полы, тряпочные самотканые коврики и полотенца, самый необходимый минимум простой мебели и кухонной утвари.
В Рябово в семье Васнецовых родилось еще четыре мальчика и одна девочка, но она умерла еще в младенчестве. В экспозицию включены несколько комнат дома. Кухня с большой печкой, была одним из самых любимых мест детей, ведь здесь вкусно пахло, приготовленной едой и было всегда тепло.
Из кухни можно подняться в мезонин, так как в семье дети были все одного пола, то они спали все в одной комнате. Эту комнату Аполлинарий Михайлович называл «детская резиденция». Здесь они спали, места для расположения необходимого количества кроватей было мало, поэтому мальчики спали прямо на полу на топчанах, а утром убрав спальные принадлежности, освобождалось место для игр.
На стене обязательно иконы, на столе церковная книга. Фотопортреты отца и братьев – произведения Аполлинария. Портрет отца, написанный по памяти через много лет после его смерти, многие находят сильное сходство с изображением Христа, но все кто знал Михаила Васильевича, утверждали, что сын очень точно передал все черты отца.
Аполлинарий не написал только портрет матери. Мальчик очень тяжело переживал потерю, что не мог писать ее изображение. Но исполнив свой автопортрет – он описал не только свое лицо, но и лицо своей матери, так как он очень походил на нее. На стенах много рисунков Апполинария, кроме пейзажей и изображений церкви, много портретов самых обычных людей, которых он видел в селе – купцы, ремесленники, прихожане церкви.
В селе Рябово семья Васнецовых прожила более двадцати лет. Дети, получив первоначальное образование по чтению и математике у своего отца, покидали родительский дом один за другим в возрасте 8-9 лет, чтобы продолжить обучение в г.Вятка. Но у мальчиков рано закончилось детство – в 1866 году умерла мать, а менее чем через 5 лет и отец. Братья осиротели, и закончилось их беззаботное детство.
Старший брат принял на себя всю заботу и ответственность за братьев. Было решено продать дом и это случилось в 1877 году. Но братья никогда не забывали отчий дом. Они посещали вятскую землю и могилы своих родителей и деда.
Дом после отъезда Васнецовых не пустовал, здесь было училище и школа. И здесь родилось решение о создании музея.

Музей художников Васнецовых

Кроме кухни на первом этаже музея мы видим еще экспозицию трех комнат.
Зал Виктора Михайловича знакомит нас с его творчеством. Известная картина «Нищие певцы» показывает то, что видел мальчик много раз, будучи ребенком. Здесь семейные фотографии и фотокопии рисунков из детских книг, которые широко известны в России и за ее пределами. 
Виктор писал картины на религиозную тему и достиг в этой области высочайшего мастерства, самая масштабная его работа – роспись Владимирского собора в Киеве.
Комната родителей – здесь воссоздан интерьер гостиной комнаты с деревянным раздвижным столом и стульями, стол изготовлен сыном Аркадием Михайловичем – известным столяром. Портреты всех членов семьи на стене. Семья Васнецовых известна не только двумя выдающимися художниками, в честь них в г.Кирове работает Вятский художественный музей, все дети священника были очень талантливыми, и каждый добился определенных достижений в той или иной просветительской деятельности.
Николай, окончив Духовную Вятскую семинарию, был наставником начального училища, преподавал много разных предметов, тоже не был лишен художественного таланта, он создавал модели крестьянских изб и церквей, его труд, изданный в 1908 году «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», уникален. В настоящее время переиздается.
Петр - учитель и агроном, Аркадий – народный учитель, в будущем достиг поста городской головы, Александр так же был народным учителем и автором сборника «Песни Северо-Восточной России», он обладал прекрасной музыкальностью и слухом.
На почетном месте в комнате икона, церковные книги и праздничной облачение священника. На стене картина – генеалогическое древо родословной Васнецовых, включающих потомков всех детей священника. Некоторые экспонаты и картины любезно предоставлены детьми и внуками известных Васнецовых. В настоящее время и праправнуки великих художников принимают участие в жизни музея.

                                                             Виктор Васнецов -  "Баян"                                                    

Музей художников Васнецовых

В последнем зале, посвященном деятельности Аполлинария Васнецова, можно посмотреть полотна его кисти «Пашня», «Сосны», «Дуб в Демьяново». Так же различные документальные и исторические материалы, фотографии и книги. Здесь на деревянном столе со старинным самоваром можно оставить свои пожелания в книге отзывов.
Весной 2012 года состоялось открытие сказочного пешеходного маршрута по живописной части заповедника, включающей в себя лес, луга, речушку Рябовку и пруд. Интригующее название «Лабиринт Васнецовских сказок» дано неспроста – на пути у посетителей появятся герои известных картин Виктора Михайловича Васнецова – Кощей Бессмертный, Царевна Лягушка, Серый волк и Баба-Яга. И дети, и взрослые с удовольствием посещают этот маршрут, ведь здесь можно окунуться в сказочный мир.
Это красивое местечко, безусловно, заслуживает внимания, увидеть своими глазами умиротворяющие живописные пейзажи, которые навсегда останутся в вашей памяти, как они хранились в памяти выдающихся художников, и вдохновляли их на творческие достижения. Здесь можно отлучиться от городской повседневной суеты, оказаться в мире тишины и покоя. А приятные воспоминания о поезде в село заставят вас посетить его снова.
Мемориальная доска на доме установлена в 1968 году «Известные русские художники-братья Васнецовы Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович в этом доме провели свои детские годы».
 
Где находится, как доехать:
Расстояние до села Рябово от г. Кирова 150 км, от районного центра Зуевка 38 км.
Контакты:
Адрес: 612408, Кировская область, Зуевский район, село Рябово, ул. Рябовская, д. 3.
Режим работы:
Ежедневно с 10.00 до 17.00 (касса до 16.30).
Выходные дни: понедельник, вторник.
Июнь, июль, август – без выходных.
Справки по телефону: 8(83337) 4-85-56
Заведующая: Грибенкова Юлия Вениаминовна

 

 

Музей художников Васнецовых
СЕЛО РЯБОВО
Село Рябово Вятского уезда Вятской губернии – малая родина выдающихся русских художников Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых.

Не случайно в 1981 г. в этом находящемся в вятской глубинке селе открылся Мемориальный дом-музей художников, который в 2010 г. был переименован в Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово».

Село Рябово Зуевского района расположено в 38 километрах от районного центра и в 150 километрах от г. Кирова. Дата основания села 1754 г. До 1929 г. оно входило в состав Сулаевской волости Вятского уезда Вятской губернии.

В 1749 г. местными жителями на сходе был подписан приговор об открытии самостоятельного прихода при деревне Чугаевской. Первоначально в селе был построен деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, который к 1757 г. срубили, украсили всем «благолепием» и освятили.                                                             

Музей художников Васнецовых

Через несколько лет прихожане выразили желание строить в Рябово каменный храм. Храм строился по проекту первого вятского губернского архитектора Филимона Меркурьевича Рослякова. К 1794 г. основные строительные работы были завершены.

Окончательно облик храма сформировался к 1840-ым годам. Церковь простояла более ста лет. К сожалению, этот памятник был стерт с лица земли. Фундамент церкви сохраняется по сей день.

Село Рябово было небольшим. Ко времени приезда семьи Васнецовых (1850 г.) в нем жили лишь священноцерковнослужители: священник, дьяк и дьячок, четверо причетников.

Вот в этом небогатом селе 4 января 1850 г. и поселился священник Михаил Васильевич Васнецов, служивший ранее в с. Лопьял Пилинской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Приехал он вместе с женой Аполлинарией Ивановной и двумя сыновьями – Николаем (1845) и Виктором (1848). Позднее у Васнецовых родилось еще четверо мальчиков: Петр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858) и Александр (1860).

Более двадцати лет прожила семья Васнецовых в с. Рябово. В возрасте восьми-девяти лет братья один за другим покидали родной дом, чтобы дальше продолжить учебу в г. Вятке. К сожалению, беззаботное детство закончилось быстро, мальчики рано осиротели. В 1866 г. скончалась матушка Аполлинария Ивановна, в 1870 г. не стало отца Михаила Васильевича. До 1875 г. братья продолжали приезжать домой, впоследствии дом был продан.В последний раз поклониться отчему дому и родительским могилам В.М. Васнецов приехал в 1914 году, а Аполлинарий Михайлович − в 1900 году.

После того, как Васнецовы покинули Рябово, в их доме расположилось земское училище, а позднее – Рябовская восьмилетняя школа, где и зародилась идея создания музея. А возникла она среди людей, хорошо знающих и любящих свой край. Таким был Павел Георгиевич Широков – директор Рябовской школы. Позднее краеведческая работа была продолжена новым директором Владимиром Григорьевичем Мальгиновым. Создание школьного музея явилось первым шагом признания замечательных земляков на их родине. Созданный при школе кружок установил переписку с родственниками Васнецовых.

В 1968 г. на доме, где провели детские годы художники Васнецовы, была установлена мемориальная доска.  Её автор  известный кировский художник П.С. Вершигоров.

Побывав на родине своих предков, Всеволод Аполлинариевич Васнецов (сын Аполлинария Михайловича) проникся идеей создания музея в Рябове, реализацией которой он занимался на уровне Совета Министров и Министерства культуры РСФСР. Директор Кировского художественного музея А. А. Носкова поддержала его идею, стараясь решить связанные с этим вопросы на местном уровне.

В 1978 г. было принято решение о создании музея Васнецовых, и 15 августа 1981 г. он открыл свои двери для посетителей. Его заведующей стала Римма Ивановна Фоминых. Она проделала большую работу по сбору исторических материалов о семье Васнецовых, создала первую музейную экспозицию.

В настоящее время музей – это целый заповедник, включающий в себя окружающую его природно-ландшафтную территорию. Центром заповедника является историческая часть села Рябово, на которой находятся мемориальный дом с усадьбой, «васнецовская» липа, захоронения деда и родителей, дом причта (1881 г.), фундамент разрушенной каменной церкви, где служил отец художников М.В. Васнецов, деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1998 г.).

Попав в Рябово, знакомясь с его живописными окрестностями, человек оказывается в совершенно особом мире, где царят покой, тишина, умиротворение, что особенно ощутимо после городской суеты. В этом заповедном уголке земли всё радует взор: дали села, Красный угор, Карпушин лес, Батариха, долины рек Кордяги и впадающей в неё Рябовки, старинное кладбище, овраги со склонами, густо поросшими деревьями и травой…

Знакомство с селом, как правило, начинается с дома, в котором братья В.М. и А.М. Васнецовы провели незабываемые детские годы, где в наше время размещена музейная экспозиция. Старинный Васнецовский дом построен был в 1854 г. по городскому образцу на каменном фундаменте, с мезонином и в пять окон. В экспозиции музея представлены родословная Васнецовых, портреты членов их семьи, фотографии, воссозданы интерьеры  детской, кухни, передан старинный уклад жизни. Среди экспонатов – полотна А. М. Васнецова, его литографии, а также документальный и исторический материал.

Осмотр дома начинается с кухни, где посетители знакомятся с бытом семьи сельского священника второй половины XIХ в., мало чем отличающегося от крестьянского: это бревенчатые стены, простая мебель, домотканые половики, русская печь, кухонная утварь, вышитые узорами полотенца.                                                                      

С кухни поднимаемся в мезонин, в «детскую резиденцию», – как говорил Аполлинарий Михайлович Васнецов.

Экспозиционная часть нижнего этажа музея состоит из трех залов: зал Виктора Михайловича Васнецова, комната родителей, зал Аполлинария Михайловича Васнецова.

Зал В. М. Васнецова знакомит с его творчеством. Здесь представлено живописное воспроизведение картины «Нищие певцы». Здесь же находятся фотографии семьи художника, фотокопии рисунков, репродукции известных картин мастера.

В комнате родителей посетитель узнаёт об истоках рода Васнецовых, жизни и деятельности предков-священников, отца Михаила Васильевича – священника и педагога, братьев Николая, Петра, Аркадия, Александра. Каждый из них внес свою лепту в вятскую культуру и просвещение. Здесь же фотографии и документы, повествующие об истории села Рябова и его прихода.

В зале, посвященном Аполлинарию Михайловичу Васнецову, представлены оригинальные произведения, фотографии, книги. Много предметов переданных его сыном Всеволодом Аполлинариевичем вместе с супругой Екатериной Константиновной, принимавшим деятельное участие в создании музея. Среди них картины  и литографии «Пашня» (1921 г.), «Сосны» (конец 1890 г.), «Дуб в Демьяново» (1903 – 1917 гг.). 19 августа 1983 г. в музей поступил фрагмент наперника от подушки А. М. Васнецова.

Среди мемориальных экспонатов музея, воссоздающих атмосферу васнецовского дома, также предметы, переданные в дар внучкой Аркадия Михайловича Еленой Леонидовной Васнецовой из его дома: старинный самовар, чернильный прибор, круглый деревянный стол работы самого Аркадия Михайловича, мастера, известного своими столярными изделиями.

В настоящее время Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово» ведёт активную выставочную и просветительскую деятельность. Наряду с мемориальным домом-музеем сейчас открыт выставочный зал, расположенный в доме причта, где экспонируются произведения известных современных российских художников и из фондов Вятского художественного музея.

На территории музея-заповедника проводятся различные мероприятия: «Рождественский вертеп», «В гостях у Васнецовской снегурочки», «Забавы старины глубокой», «Масленичные гуляния», «Пасха». Для посетителей организуются экскурсии по музею и окрестностям заповедника.

В последние годы музей-заповедник стал творческой площадкой для художников из разных стран. С 2006 г. по 2011 год в с. Рябово ежегодно проходил Всероссийский «Васнецовский пленэр». Впервые он был организован в рамках празднования 150-летия со дня рождения Аполлинария Васнецова. В 2011 – 2012 годах здесь прошли два Международных керамических симпозиума.

В 2010 году была принята подпрограмма «Васнецовское Рябово», согласно которой началось восстановление усадьбы семьи Васнецовых.

18 мая 2012 года в Музее-заповеднике состоялось торжественное открытие пешеходного маршрута «В лабиринте васнецовских сказок». На открытии были губернатор Кировской области Н. Ю. Белых, известные блоггеры России, сказочные герои из разных стран мира, которые приехали в Кировскую область на первые «Всемирные сказочные игры». Они смогли принять участие в театрализованной экскурсии, сказочном пленэре, побывать на ярмарке народных мастеров.

Пешеходный маршрут пролегает среди красивых живописных мест: лес, река Рябовка, луга, пруд. Он даёт возможность и индивидуально, и с группой отправиться вместе с Васнецовыми в древнюю, сказочную Русь.

На пути путешественника ждут встречи с героями картин В. М. Васнецова: Сирином и Алконостом, Царевной-Лягушкой, Серым волком. Он сможет побывать на подворье Бабы-Яги, во владениях Кощея Бессмертного (в лабиринте). Автором скульптуры и скульптурных композиций является член Союза художников России Зинаида Ивановна Бушкова.

Путешествие с экскурсоводом по сказочному маршруту проходит в интерактивной форме, погружая детей и взрослых в мир сказки, русского искусства.

Родительский дом Васнецовых, храм, построенный в традициях русского деревянного зодчества, «васнецовская» липа, удивительно красивые пейзажи остаются навсегда в памяти тех людей, кто здесь побывал.
 
 


ИСТОРИЯ МУЗЕЯ ХУДОЖНИКОВ ВАСНЕЦОВЫХ
От истоков до 1918 года.
В начале ХХ века в г.Вятке жило немало интересных художников, которые считали своей главной задачей развитие изобразительного искусства в родном крае, поднятие культурного уровня его жителей.

С этой целью, начиная с 1901 г., они стали проводить в городе периодические художественные выставки, участниками которых были не только местные авторы, но и известные столичные мастера искусства, в их числе А. Е. Архипов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. А. Рылов, многие другие.  Выставки проходили с успехом, работа по их устройству становилась весомой, появилась потребность в более тесном сплочении художников. Поэтому 22 февраля 1909 г. был создан Вятский художественный кружок, который стал первым творческим объединением местных деятелей искусства, своеобразным культурным центром  Вятки. Его членами являлись представители творческой интеллигенции, духовенства, торгово-промышленного мира, проживавшие в самых разных городах: Вятке, Слободском, Нолинске, Москве, Казани, Уфе, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Вологде, Чите, Париже. Список кружковцев  к 31 декабря 1910 г. состоял из 96 человек.
Учредителями кружка были художники Н.Н. Хохряков, Н.Н. Румянцев, А. И. Столбов, И.Ф. Федоров, П.С. Кушелев, Л.Н. Яцын, Ф.А. Смирнов; фотограф С. А. Лобовиков; журналист Ф.П. Кунилов.
Первым председателем его Правления стал С. А. Лобовиков, казначеем – Арк. М. Васнецов, секретарем – А. П. Вершинин.
В Уставе Вятского художественного кружка были четко  определены стоящие перед ним цели: устройство периодических художественных выставок в Вятке и других городах; образование общедоступной рисовальной школы и художественно-кустарного базара; сближение любителей между собой и профессиональными художниками и т.д. Не всё из намеченного удалось осуществить, но свою главную задачу члены кружка успешно претворили в жизнь. Это создание  Вятского художественно-исторического музея.

Мысль о создании в Вятке музея возникла у местных художников еще в самом конце ХIХ века. Но её претворение в жизнь произошло значительно позднее.  Лишь 28 августа 1909 г. на заседании Правления кружка  его казначей Арк. М. Васнецов сообщил о желании своих именитых братьев, художников  В.М. и А.М. Васнецовых устроить в Вятке картинную галерею  и передать ей свои произведения, а также оказать содействие в приобретении работ других мастеров искусства. После длительного обсуждения характера будущего музея остановились на предложении А.М. Васнецова создать художественно-исторический музей. Началась сложнейшая организационная работа, вся тяжесть которой легла на плечи членов кружка, в первую очередь А.М. Васнецова и С.А. Лобовикова.
А.М. Васнецов, его современники и единомышленники, прежде всего члены объединения «Союз русских художников», принесли в дар создаваемому музею свои произведения, показанные на первой выставке кружка в 1910 году. Кроме того, А. М. Васнецову удалось заинтересовать идеей создания  в Вятке музея М. К. Морозову, вдову известного московского коллекционера. Она пожертвовала музею 12 работ выдающихся представителей национальной школы живописи, за что её нередко стали называть «главной дарительницей».  Посредством благотворительной деятельности было собрано 38  произведений таких блистательных мастеров, как В.М. и А.М. Васнецовы, С.А. Виноградов, С.В. Иванов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, многие другие, которые и составили первоначальную коллекцию музея.

Если А. М. Васнецов проводил активную работу по созданию музея в среде московской интеллигенции, то в Вятке руководящая  роль в этом деле принадлежала фотохудожнику с мировым именем С. А. Лобовикову, который устанавливал личные контакты с мастерами искусства и меценатами, предоставил свой дом для временного хранения произведений, предназначенных для музея,  приискивал помещение для него, добился у городских властей пособия для его открытия.
Так, благодаря многогранной деятельности членов кружка, 5(18) декабря 1910 г. состоялось торжественное открытие Вятского художественно-исторического музея, который стал первым музеем подобного плана на всём севере и северо-востоке России. Разместился он в помещении бывшего книжного склада на улице Владимирской, временно предоставленном ему Губернской земской управой.
Под экспозицию музей получил всего лишь одну комнату, но и этого, более чем скромного помещения, он вскоре лишился. Выполняя предписание управы освободить занимаемую площадь, музей вынужден был в 1912 году перебраться в частный дом купца Клобукова на углу улиц Спасской и Спенчинской, где и находился по 1918 г.

Положение осложнилось. Поскольку музей  принадлежал общественной организации – кружку – у него не было финансирования извне. Нужно было платить за помещение, сторожу, за дрова, оплачивать счета. А где взять средства? Ассигнования Губернского земского собрания и пожертвования частных лиц были скудны, взносы членов кружка мизерны. Проводимые кружком выставки картин  и платные художественные вечера практически не приносили доходов. Музей был на грани катастрофы, не раз стоял вопрос о его возможном закрытии. К счастью, этого не произошло. Несмотря на тяжесть положения, благодаря энтузиазму и материальной поддержке членов кружка, музей выстоял в эти трудные годы.

 


 
Музей в 1918-1930-е годы.

В 1918 г. положение изменилось к лучшему. К тому времени музей художественного кружка стал самостоятельным учреждением, подведомственным Наркомпросу. Находясь на госбюджете, он получил средства на содержание штата сотрудников, закупку произведений искусства, приобретение оборудования. Ему предоставили старинный особняк в центре города. Изменилось и название. Теперь это был Губернский музей искусства и старины.

Снова началось комплектование его коллекции. Из различных местных источников в музей поступали отдельные живописные полотна, скульптура, предметы прикладного искусства, мебель, книги. Были серьёзные поступления и из Москвы – 28  произведений живописи ведущих мастеров искусства рубежа ХIХ-ХХ веков (К. С. Петрова-Водкина, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского, многих других  авторов).

Казалось бы, жизнь начала налаживаться. Но вскоре грозные события нарушили её мирный ритм.

Шла Гражданская война. В первой половине апреля 1919 г. в связи с приближением к Вятке войск Колчака началась эвакуация различных учреждений. Не избежал этой участи и музей. По распоряжению Губернского отдела народного образования экспозицию закрыли, прибывшие из отдела сотрудники сами сняли картины с подрамников, упаковали их в наспех сколоченные из сырых досок ящики, «подготовив» таким образом музейное имущество к отправке  в Вологду.

Но вскоре из Москвы пришли две срочные телеграммы от Н.И. Троцкой, возглавлявшей Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В них содержалось требование приостановить эвакуацию музеев, библиотек и прочих художественных учреждений, что и было сделано.  К  тому же Колчак так и не дошёл до Вятки.

Поэтому некоторое время спустя вещи вынимались из ящиков, отдельные живописные полотна, слегка пострадавшие в результате непрофессиональной упаковки, реставрировались Н.Н. Хохряковым. После проведенного в музее ремонта экспозиция была восстановлена и его залы открылись для посетителей.

Однако наступившее спокойствие оказалось недолгим. Уже осенью 1919 г. в Вятской губернии  разразилась эпидемия сыпного тифа.  Многие учреждения закрывались и отдавались под госпитали. То же самое произошло и с музеем. Снова пришлось срочно снимать экспозицию, упаковывать вещи и переправлять их в предоставленный под коллекцию северный корпус здания Присутственных мест на берегу реки Вятки.

С течением времени эпидемия пошла на убыль. Летом 1920 г. началось сокращение госпиталей. Музею возвратили его прежнее помещение. И в октябре этого года после вновь проведенного ремонта его залы, как и раньше, стали принимать любителей искусства.


 
 Уже в то время музейная экспозиция была весомой и интересной. Не случайно известный русский художник И.Э. Грабарь, посетивший Вятку в октябре 1920 г., писал: «Вчерашний и сегодняшний день я провел в Вятке, где несколько часов пробыл в музее, оставившем на меня самое отрадное впечатление, скажу больше, – такого организованного и культурно устроенного собрания картин и скульптур мне ещё не доводилось видеть ни в одном из музеев России, кроме Петербурга и Москвы».

1920-е годы были поистине счастливым временем для музея. В этот период шло усиленное комплектование его коллекции. Здесь огромную роль сыграл наш земляк – учёный, музейный работник, художник, теоретик искусства, педагог Николай Георгиевич Машковцев. Будучи членом Вятского художественного кружка с момента его основания, а с 1913 г. – членом его Правления, он уже в первые годы существования музея оказывал ему разного рода помощь, прежде всего в приобретении новых экспонатов. А в 1920-е годы Н.Г. Машковцев занялся целенаправленным комплектованием его коллекции, стремясь к тому, чтобы она могла дать отчётливое представление об основных этапах развития  национальной культуры.

Будучи членом Всероссийской коллегии по делам музеев при Наркомпросе, занимаясь организацией музейного дела в провинциальных городах страны, он не обходил вниманием сокровищницу искусства родной Вятки. Благодаря Н. Г. Машковцеву из самых разных столичных и местных источников, но прежде всего из Государственного музейного фонда, в музей поступали полотна выдающихся русских мастеров В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, многих других авторов. Коллекция пополнялась также гравюрами, рисунками, скульптурами, изделиями из фарфора, стекла, кости, набойками. Поступали в музей и произведения мастеров различных национальных художественных школ Западной Европы.

Так именно в 1920-е годы было скомплектовано основное ядро музейного собрания, его «золотой фонд».

 

 
Говоря о первых десятилетиях жизни музея, нельзя не вспомнить двух замечательных вятских художников, двух Николаев Николаевичей – Хохрякова и Румянцева, которые не только стояли у истоков музея, но и руководили им в послереволюционный период.

Н. Н. Хохряков с 1918 по 1928 гг. был заведующим картинной галереей, а Н. Н. Румянцев с 1919 по 1934 гг. заведовал музеем, хотя его должность в различные периоды времени именовалась по-разному – старший хранитель, заведующий художественным отделом, директор.

У каждого из них были, конечно же, свои конкретные обязанности, но в целом они имели самое непосредственное отношение ко всему, что происходило в их любимом «детище»:  занимались административной работой, комплектовали коллекцию, атрибутировали многие из поступающих экспонатов, каталогизировали их, открывали выставки, составляли  экспозиции, читали лекции по искусству, вели отчётность…

Для этих удивительных людей не было случайной и незначительной работы. Всё происходящее в стенах музея они считали важным, достойным самого пристального внимания.
 
1930-е годы, когда все сферы общественной жизни были политизированы, не назовёшь лёгкими в музейной судьбе. «Сверху» шли постоянные директивы относительно того, как выстраивать марксистско-ленинскую экспозицию, какие выставки готовить к революционным праздникам, на приобретение каких работ обращать особое внимание.

В частности, рекомендовалось закупать такие произведения, где бы трактовались темы нового быта, индустриализации, колхозного строительства, героического прошлого страны. Игнорировать эти рекомендации музей не мог – время обязывало.

Поэтому в 1932-1934 гг. создавалась новая экспозиция по варианту, разработанному Государственной Третьяковской  галереей, который, естественно, был переработан применительно к местным условиям. В этой работе учитывались рекомендации Первого Всероссийского музейного съезда строить экспозицию на основе марксистско-ленинского понимания истории развития искусства.

С 1933 г. началось комплектование отдела советского искусства. И здесь приходилось учитывать рекомендации свыше. Коллекция постепенно пополнялась работами известных современных авторов (И. А. Владимирова, М. Б. Грекова, Е. М. Чепцова, П. И. Котова, А. А. Рылова).  Приобретались и произведения местных художников, мастериц дымковской игрушки. Расширялись также другие разделы собрания (гравюрный кабинет, отдел зарубежного искусства…)

В указанное десятилетие музей вёл активную выставочную деятельность. Выставки были  разными по своему  составу – иногда они состояли  целиком из подлинных работ, нередко их строили из репродукционного материала, были и комплексные экспозиции. Часто подобные смотры приурочивались  к революционным праздникам, знаменательным  событиям в жизни страны. К наиболее значительным экспозициям издавались каталоги.
 
С целью популяризации искусства среди широких народных масс выставки открывались также в рабочих клубах, на отдельных предприятиях города, в районах области.  Нередко они сопровождались докладами, чтением лекций.

В целом, несмотря на вполне объяснимую скованность инициативы сотрудников и на частую смену руководства (5 директоров за десятилетие), музей развивался: расширялись формы его работы, пополнялись фонды, возрастал приток посетителей в залы.
 
Музей в годы Великой Отечественной войны.

Сложным периодом в жизни музея были годы Великой Отечественной войны. Возглавлял его в ту пору скульптор, председатель Правления Кировского отделения Союза художников РСФСР Михаил Михайлович Кошкин (с 1940 по 1947 гг. – директор музея).
 
 Как и в годы  Гражданской войны, музей закрыли, поскольку в 1941-1943 гг.  в его залах был развёрнут госпиталь. Музейную коллекцию пришлось свернуть  на консервацию и разместить в мало пригодном для хранения помещении, что негативно сказалось на сохранности произведений. Штат сотрудников был сокращён до 2-х единиц – хранителя и уборщицы. И всё-таки, несмотря на сложность обстановки, уже в 1943 г. М. М. Кошкин начал комплектовать новые штаты. Он поставил перед сотрудниками две важные задачи: 1) довести хранение экспонатов до такого состояния, чтобы исключить их порчу и потерю; 2)  провести инвентаризацию коллекции. Инвентаризация продвигалась медленно в связи с откровенной нехваткой квалифицированных кадров. А работа была весьма трудоёмкой – требовалось проверить наличие в музее 8 тысяч экспонатов. Но её  удалось завершить к началу 1944 г. Следующим этапом должно  было стать долгожданное открытие музея. Вопрос об этом ставился неоднократно, но Исполком  областного совета отклонял его, мотивируя свой отказ тем, что нет помещения для  средней мужской школы №2, которая в то время размещалась в музейном здании. И только в июле 1945 г. было принято решение возвратить музею прежнее помещение, а 5 ноября этого же года состоялось его открытие для публики.

Началось восстановление и дальнейшее развитие привычных форм музейной деятельности: экспозиционно-выставочной, экскурсионной, лекционной, политико-просветительской.
 

                           храм в селе Салобеляк - расписан братьями Васнецовыми                               

 

Музей в 1950-2000- е годы

Значительный шаг вперед музей сделал в 1950-е годы, когда его возглавила Клавдия Павловна Анисова (1954-1960). Не было такой области музейной деятельности, в которой бы она не принимала самого активного участия. Это и традиционная работа (экскурсионная, лекционная, выставочная, просветительская), и та сфера деятельности, в которой Анисова  сказала новое слово. Так, например, она подняла на качественно более высокую ступень научно-исследовательскую работу. Занимаясь изучением искусства местного края, творчества художников-земляков, Клавдия Павловна подготовила ряд значительных изданий. Это прежде всего каталог к выставке произведений художников Кировской области 1957 г., содержащий исторически значимые сведения о художественной жизни Вятки с начала ХХ века, перечень выставок с участием местных художников за 40 лет (1917-1957), биографические данные авторов.., а также первая в истории музея монография «Сергей Александрович Вшивцев», вышедшая в свет в 1958 г. в Москве в издательстве «Советский художник». Особое внимание директор музея уделяла собирательской деятельности, в первую очередь целенаправленно комплектуя отдел советского искусства произведениями современных художников, которые по большей части поступали из Министерств культуры СССР и РСФСР. Параллельно она пополняла фонды и работами современных кировских авторов, приобретая их с областных и персональных смотров, из мастерских. Были и другие источники пополнения собрания: Управление культуры Кировского облисполкома, Кировская организация Союза художников РСФСР, районные краеведческие музеи…

Будучи первым директором музея с искусствоведческим образованием, К. П. Анисова заботилась о профессиональном росте своих молодых коллег, помогая и им получить специальное образование. Одна из них – Генриэтта Георгиевна Киселёва, проработавшая в музее полвека (впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР). Занимаясь разными областями музейной деятельности, она, подобно своей наставнице, особое внимание уделяла пополнению коллекции, скомплектовав в ней такие значительные разделы, как древнерусское искусство и дымковская игрушка.

В целом при К. П. Анисовой, ставившей профессионализм «во главу угла» в любой работе, музей стал серьёзным научно-просветительским учреждением, одним из лучших периферийных музеев России.

 
 
 Достижения 1950-х годов были продолжены в последующие десятилетия, когда по-прежнему большое внимание уделялось пополнению музейных фондов, их изучению и пропаганде. Источники поступлений новых экспонатов были, в основном, те же, что и раньше. Наиболее значительным из них явилось поступление 1969 г., когда МК СССР передало в музей около 300 живописных и графических работ талантливого художника-земляка А. В. Исупова, прожившего большую часть жизни в Италии (1926-1957 гг.). Два года спустя в музейных залах состоялась первая в СССР выставка произведений Исупова, открывшая для российского зрителя творчество интереснейшего мастера с мировым именем.

В 1960-1970-е годы выставочная деятельность коллектива была интенсивной и разнообразной. Помимо выставок из коллекции музея, открывались многочисленные выставки произведений кировских авторов. Одни из них было обзорные, подготовленные к крупным политическим или революционным событиям в жизни страны. Другие представляли собой персональные смотры. Были и тематические экспозиции.

Немало в указанный период открывалось привозных выставок. Среди них выставка западноевропейского искусства (XV-XIX вв.) из коллекции Государственного Эрмитажа (1964 г.) и впервые развернутая в музейных залах зональная выставка «Советский Север», посвященная 50-летию советской власти (1967г.).

Большим подспорьем в выставочной деятельности музея стал предоставленный ему в 1963 г. выставочный зал (ул. К.Либкнехта, 71), где начали размещаться сравнительно небольшие по своему масштабу экспозиции.

Серьёзное внимание в 1960-1970-е годы уделялось пропаганде изобразительного искусства в районах Кировской области как посредством открытия там выставок (оригинальных работ и репродукционного материала), так и при помощи регулярного чтения лекций для учащихся школ, ПТУ, техникумов, для рабочих и служащих в районных центрах, деревнях, колхозах, совхозах, леспромхозах.

Очень значительный этап истории музея связан с именем заслуженного работника культуры РФ Аллы Анатольевны Носковой, которая находилась на посту директора 35 лет (1970-2005 гг.). В 1980-1990-е годы под её руководством и при её непосредственном участии произошло много важнейших событий в музейной жизни.
 
 В 1981 г. был открыт мемориальный Дом-музей художников В.М. и А. М. Васнецовых на их родине – в селе Рябово Зуевского района Кировской области. В настоящее время это  Историко-мемориальный и ландшафтный музей – заповедник  художников В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово».

В 1985 г. после серьёзной реконструкции вновь открылся Выставочный зал (ул. К. Либкнехта, 71). Состоящий  ранее из двух небольших помещений, он превратился в большой анфиладный зал, позволяющий размещать там значительные экспозиции.

В 1989 г. музею, носившему ранее имя А.М. Горького, было присвоено имя наших прославленных земляков – В.М. и А.М. Васнецовых.

В 1992 г. произошло радостное, долгожданное событие – открылось новое (мраморное) здание музея, сооруженное по проекту кировских архитекторов В. И. Борцова и В.И. Кропачева. Тогда же на площадке, соединяющей старое и новое здания, был установлен бронзовый памятник братьям В. М. и А. М. Васнецовым работы московского скульптора Ю. Г. Орехова.
 
В 1998 г. открылся Дом-музей художника Н.Н. Хохрякова, одного из основателей художественного музея, хранителя его картинной галереи на протяжении 10 лет (1918-1928). В настоящее время – это Музей-усадьба художника Н. Н. Хохрякова (г. Киров, Копанский переулок, 4).

Если раньше музей имел лишь одно помещение (старинный особняк, построенный в 1815 г. для купца И.С. Репина), то уже в 1990-е годы он превратился в интереснейший комплекс, имеющий в своем распоряжении старое и новое здания, расширенный выставочный зал, 2 филиала. Это, естественно, значительно изменило и обновило музейную деятельность, хотя сотрудники не отказывались и от традиционных форм работы. С 2005 г. всей многогранной музейной деятельностью руководит  кандидат искусствоведения Ирина Анатольевна  Любимова.
 
Ещё на заре ХХ столетия, когда музей был только что создан, его основатели – вятские художники – мечтали о том счастливом времени, когда эта сокровищница искусств займёт достойное место в ряду крупнейших художественно-образовательных учреждений Вятки. Их мечта осуществилась. В настоящее время Вятский  художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых является одним из ведущих центров культурной жизни нашего города.
 

 
СТРУКТУРА МУЗЕЯ
Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры

“Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых”

(КОГБУК “Вятский художественный музей”)

 

Учредитель: министерство культуры Кировской области

 

Администрация музея

 Директор –  Мазур Татьяна Сергеевна

Приемная директора, специалист по кадрам – Богатова Дарья Михайловна, телефон/факс: 8 (8332)  64-79-03, e-mail: hrmuseum@yandex.ru

Заместитель директора по научной работе –  Кувалдина Ираида Валентиновна,

8 (8332) 64-25-66.

Главный хранитель фондов – Сазанова Евгения Геннадьевна, 8 (8332) 64-07-79. e-mail: hrmuseum@yandex.ru

Ученый секретарь – Квакина Татьяна Юрьевна, 8 (8332) 64-79-48. e-mail: hrmuseum@yandex.ru

 

                                                      памятник Васнецовым в Кирове                                                             


МРАМОРНОЕ ЗДАНИЕ МУЗЕЯ – КИРОВ
Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры

“Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых”

Почтовый адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Карла Маркса, 70

Режим работы:

Среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Четверг с 12.00 до 20.00 (касса до 19.30)
Выходные дни: понедельник, вторник
 

Режим работы в предпраздничные и праздничные дни смотрите на главной странице в рубрике “Новости, события, анонсы”.

Справочная информация, запись на экскурсии, лекции и занятия по телефонам:

8 (8332) 64-28-53, 64-79-48.

Факс: 8 (8332) 64-28-53,64-79-03 .

Директор музея: Мазур Татьяна Сергеевна.

e-mail:      hrmuseum@yandex.ru

 

 В Мраморном здании музея располагается постоянная экспозиция музея:

 “Небо пишет красками святыми” (древнерусское и церковное искусство XV – начала XX вв.)
Русское искусство XVIII –  XIX вв.
Русское искусство конца XIX – начала XX в.
Дымковская игрушка XX – начала XXI в.
Экспозиция музея раскрывает богатство и разнообразие русского искусства XV−XX веков, предоставляя возможность ознакомиться с наиболее ценными экспонатами музея.

Экспозиция древнерусского и церковного искусства XV – начала XX вв. «Небо пишет красками святыми» представляет итоги собирательской и реставрационной деятельности Вятского художественного музея за последние двадцать лет. Она объединяет более семидесяти  памятников иконописи, мелкой пластики (кресты, энколпионы, панагии, образки, меднолитые иконы), золотного шитья, резной кости, ювелирного искусства, художественного металла (оклады икон), эмали.

Среди произведений, ставших украшением экспозиции, − старинные иконы «Вседержитель», «Рождество Богоматери», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Казанская икона Богоматери с праздниками», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Успение Пресвятой Богородицы», икона Богоматери «Знамение», «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», «Святые Модест (Медост) и Власий»; архиерейский посох XVIII в., иконы с серебряными басменными окладами, древние энколпионы, панагии, нательные кресты и образки из металла, украшенные сканью и эмалями.

В экспозиционных залах, где представлено русское искусство XVIII – начала XIX вв., особое внимание привлекает галерея портретов членов императорской фамилии. Здесь же экспонируются шедевры музейного собрания – произведения Ф. И. Шубина, В. Л. Боровиковского, К П. Брюллова, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова. Экспозиция включает пейзажи Ф. М. Матвеева, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьёва.

В зале искусства второй половины XIX столетия экспонируются полотна мастеров, определяющих  основные тенденции развития художественной школы того времени. В этот период в творчестве членов «Товарищества передвижных художественных выставок» основным становится бытовой жанр. В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. М. Максимов, К. В. Лемох обращаются  к сюжетам из крестьянской жизни.

Меняется в это время роль исторической картины. Художники вносят в исторический сюжет жизненную правду, создают яркие характеры, передают глубокие нравственные переживания людей, стремящихся найти духовные ориентиры  в сложную порубежную эпоху (Н. В. Неврев “Опальный боярин”, этюды В. И. Сурикова).   Получает развитие социальный портрет-картина (И. Е. Репин “Портрет В. В. фон Битнера”, В. Е. Маковский “Портрет коллекционера И. Е. Цветкова”,  Н. А. Ярошенко “Портрет молодого человека”).

В пейзажах И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева раскрываются характерные особенности русской природы, её величие, поэтичность и красота. Большой вклад в создание национального пейзажа вносит А. М. Васнецов – мастер монументально-эпической картины, воспевающей природу Урала и Сибири (“Оренбургские степи”) и историко-архитектурного пейзажа (“Московский Кремль”). Его полотна “За варкой варенья” и “Лиственницы” передают щемящие ностальгические чувства по уходящему в прошлое усадебному быту, характерные для искусства уже следующего периода, – конца ХIХ – начала ХХ в.

Экспозиция русского искусства этого периода позволяет погрузиться в эпоху Серебряного века. Самые значимые художественные объединения этого периода – «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», «Общество имени А.И. Куинджи», «Бубновый валет» – представлены лучшими работами художников-учредителей и экспонентов. Живописные произведения В. Д. Поленова, М. В. Нестерова, И. И. Левитана, А. Е. Архипова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха, А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, М. С. Сарьяна, К. С. Петрова-Водкина, скульптура П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, Н.Л. Аронсона дают полное представление об основных тенденциях развития русского искусства конца XIX – начала XX вв.

В Мраморном здании музея проходят временные выставки. Для посетителей проводятся экскурсии, музейные занятия, различные мероприятия. В одном из залов музея оборудован Музейный центр творческого развития, где проходят занятия с детьми и подростками. С 2007 г. функционирует Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал».

 В кассе музея можно приобрести литературу, в том числе изданную Вятским художественным музеем. В музее работает кафе.
 
 
ДРЕВНЕРУССКОЕ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО

Судьбу вятского музея на самых важных этапах его развития определяли яркие творческие личности. Фигура Н. Машковцева была наиболее значимой среди них. Своеобразным итогом собирательской работы Н. Машковцева было построение в 1920-е годы научно обоснованной экспозиции. Она включала в себя произведения из сформированных к этому времени отделов живописи, графики, скульптуры, древнерусского, народного и декоративно-прикладного искусства. В 1919 году Николай Георгиевич был приглашен в Вятку с целью определения задач для дальнейшего развития и устройства Губернского музея искусства и старины.

Одной из самых важных проблем он считал проблему комплектования музейных фондов. Эта задача казалась «большой и сложной», решение которой велось путем долгих и обдуманных действий. «При формировании музея, – писал Н. Машковцев, – необходимо со всей возможной чуткостью отнестись к тому местному, что является ценным для искусства». Сотрудники музея считали, что, в первую очередь, крайне желательно получение произведений иконописи, так как «об иконописи нельзя получить представление не только в музее художественного кружка, но и в других музеях Вятки».

Понимая значимость памятников древнерусской культуры, Н. Машковцев направил в Вятку список для срочного фотографирования церковной утвари, находящейся в ризнице Кафедрального собора. Позднее многое из данного списка оказалось в фондах музея. Например, уникальные произведения золотного шитья строгановских мастеров второй половины XVII столетия. Из этого же собора происходили иконы местного письма.

С историей развития христианства на Вятской земле связаны старинные образы местночтимых святых конца XVII – первой половины XVIII века, в частности, Преподобного Трифона и блаженного Прокопия – Вятских Чудотворцев, списки Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца XVII –  XVIII веков. К уникальным произведениям деревянной монументальной пластики относится Памятный Поклонный Крест 1592 года.

Помимо предметов древнерусского искусства, поступавших из храмов и монастырей, выявленных в уездах Вятской губернии, пополнение шло и из московских хранилищ. «Для иконного отдела имеется купленная коллекция икон в Москве, числом до 15, – узнаем мы из доклада старшего хранителя музея, – при­везена изумительная коллекция древних панагий, крестов и образов». Икона московского происхождения «Благовещение Пресвятой Богородицы» конца XV – начала XVI века относится к самым ранним по времени написания и значительным по художественным достоинствам.

К 1925 году древнерусский отдел насчитывал 350 экспонатов. В последующее время в истории развития фонда церковного искусства не было таких ярких страниц вплоть до второй половины XX века, когда в музее появились иконы позднего письма, предметы мелкой пластики преимущественно старообрядческой культуры.

На сегодняшний день в собрании данного раздела сосредоточены произведения конца XV – начала XX века. Это иконопись, старинные оклады, предметы мелкой пластики, старообрядческого медного литья, лицевого и орнаменталь­ного золотного шитья, облачения, рукописная и старопечатная книга, деревянная резная пластика.

Коллекция древнерусского искусства, имеющая немало ценных и раритетных произведений, даёт возможность ознакомиться с основными сюжетами и образами, характерными для этой уникальной культуры, раскрыть стилистические особенности ее художественного языка, увидеть своеобразие культурных традиций Вятского края.
  
 
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 

Ещё в 1917 году местный художник А. Деньшин писал, что музей существует и развивается «благодаря неусыпным попечениям деятельнейшего члена Художественного кружка Н. Машковцева (теперь помощника хранителя Третьяковской галереи в Москве), Музей… обещает для Вятки стать такой же жемчужиной, как Третьяковская галерея для Москвы. Уже в настоящем собрании вятский музей может дать определенное представление о русской живописи последних десятилетий».

Понимая, что нельзя требовать пол­ноты истории искусств в провинциальных музеях, Н. Машковцев стремится в художественном музее Вятки создать «возможно ясное представление хотя бы о главных периодах русского искусства». Эту идею ему особенно удается осуществить на примере коллекции русской живописи. Достойными произведениями формируется собрание академического искусства конца XVIII – начала XIX века. В данном ряду выделяются работы мастеров, имеющих непосредственное отношение к Императорской Академии художеств.

В 1924 году Н. Машковцев с сожалением сообщает в письме Н. Хохрякову, что в галерее музея нет представителей академического направления. В течение 1920-х годов этот пробел восполняется произведениями исторического, пейзажного, портретного жанра как неизвестных авторов, так и выдающихся ака­демиков русской живописи: П. Басина, К. Брюллова, М. Воробьева, Ф. Матвеева, П. Шамшина, С. Щедрина, С. Щукина, В. Шебуева. Работу последнего «Поклонение пастырей» Николай Георгиевич характеризует как очень «красивую по колориту и композиции» живопись.

Н. Машковцеву удается собрать прекрасную портретную галерею ведущих мастеров первой половины XIX века. Он гордится приобретением портрета кисти В. Боровиковского, отмечает «ценность этюда девушки А. Венецианова». Ему особенно хочется иметь для музея работу «великолепного тропининского «Гитариста», чтобы дать достаточно исчерпывающее представление об этом замечательном мастере.

Линия реалистического направления, уже наметившаяся в творчестве названных выше художников, в дальнейшем будет развиваться в рамках демократических тенденций. Социальные про­блемы человека и окружающего мира становятся в центре внимания живописцев середины –  второй половины XIX века. Сформированное Н. Машковцевым живописное собрание данного периода основывается на произведениях художников-бытописателей, имеющих хрестоматийные имена: В. Перова, Н. Неврева, П. Соколова. Их идеи получают дальнейшее развитие в творчестве художников-передвижников. Музей обладает прекрасной коллекцией мастеров этого объединения в лице В. Васнецова, В. Маковского. И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, Н. Ярошенко.

Самой яркой страницей живописного отдела можно назвать искусство рубежа XIX – XX столетий. Первоклассными произведениями представлено объединение «Союза русских художников», своеобразие которого Н. Машковцев стремится раскрыть на примере пейзажного жанра таких авторов, как А. Архипов, А. Васнецов, К. Коровин, В. Серов. Учи­тывая особенности порубежной эпохи, связанные с поисками новых основ культуры, он отбирает для Вятки работы художников, зарекомендовавших себя в разных творческих объединениях: «Бубновый валет», «Мир искусства», «Голубая роза». Среди них такие индивидуальности, как А. Бенуа, Н. Гончарова, В. Борисов-Мусатов, П. Кончаловский, Б. Кустодиев, М. Ларионов, И. Машков, С. Судейкин. В этом ряду следует назвать и живопись «ретроспективных мечтателей» – К. Богаевского, П. Кузнецова, Н. Рериха.

Так, благодаря Н. Машковцеву музей за короткий срок приобретает прекрасное собрание художественных произведений, которые позволяют раскрыть самые важные вехи в истории развития отечественной живописи конца XVIII –  начала XX века. В последующие годы этот период будет пополняться единичными работами.

Своим путем формируется живописная коллекция новейших художественных течений начала XX столетия. Еще в 1920-е годы в отчете музея Н. Хохряков сообщает, что было бы очень желательно иметь образцы позднейших на­правлений в живописи, как, например, кубистическое, суприматическое, конструктивистское и другие. Композиции подобного характера появляются в музее, только в 1920-х и 1960-х годах, значительно дополняя сформированное ранее графическое собрание русского авангарда. Они включают в себя работы ведущих мастеров авангардного направления: И. Клюна, И. Кудряшова, А. Родченко, В. Степановой, Н. Удальцовой, И. Чашника. Язык новой живописи, осмысление новых тем, связанных с понятием времени, движения, пространства, – характерные особенности их творчества.

В отделе русской живописи следует выделить монографические коллекции местных художников, которые фор­мировали традиции изобразительного искусства Вятского края. Наиболее из­вестные среди них: поэт лирического пейзажа Н. Хохряков –  любимый ученик И. Шишкина; «маэстро живописи» А. Исупов, произведения которого находятся как в России, так и в итальянских городах –  Риме, Неаполе, Милане; М. Демидов – мастер портретной живописи в стиле новых течений начала XX века.

Музей может гордиться живописным собранием не только первой половины, но и всего XX столетия. Большое впе­чатление производят произведения то­талитарного искусства сталинской эпохи в лице таких представителей объединения АХРРа, как Т. Гапоненко, П. Котов, С. Луппов, П. Строев. Совершенно другой взгляд на человека, понимание мира и себя в нем раскрывается в поэтических пейзажах Б. Яковлева, А. Грицая, В. Стожарова – они современники уже другой эпохи.

К классике советского искусства относятся лаконичные композиции «сурового стиля» в живописных произведениях Г. Нисского, П. Оссовского. Конец прошлого столетия представлен работами художников, стремительно вошедших в мир живописи философскими «картинами-размышлениями». Среди них И. Лубенников, В. Попков, Ю. Ракша, Т. Федорова, В. Харлов.
 

  
 
 
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО 

Существенную часть музейного собрания составляет фонд декоративно-прикладного и народного искусства, в котором можно выделить коллекции произведений народных художественных промыслов, в частности вятских мастеров (сморите в разделе «Искусство Вятки»).

Выделяются высоким профессионализмом, самобытностью художественного образа лаковые миниатюры в исполнении старейших мастеров с. Палеха: И. Зубкова, И. Голикова, Н. Голикова, В. Котухина. Особого внимания заслуживает уникальное музейное собрание изделий из дерева, выполненных в национально-романтическом направ­лении русского стиля рубежа XIX – XX столетий художниками разных мастерских: Абрамцево, Талашкино, Хотьково.

Значительную ценность, художественную и историческую, имеют в музейной коллекции произведения резной кости, основу которых составляют работы холмогорских мастеров конца XVII – XIX веков.

Сегодня украшением фонда декоративно-прикладного искусства можно назвать собрание художественного стекла, представленного интереснейшими образцами ведущих предприятий дореволюционной России, Сюда можно отнести Петербургский завод, поставлявший свою продукцию для Императорского двора. В нашей коллекции это кубки и штофы XVIII века, украшенные тончайшей гравировкой и позолотой, а также выполненные из многоцветного стекла предметы последней трети XIX века. Обогащают данный раздел изделия, изготовленные  на частных мануфактурах Немчинова, Бахметьева, Мальцевых, К лучшей части данного раздела можно отнести коллекцию русского фарфора двадцати двух фарфоровых заводов России. Самыми значительными по количеству, разнообразию и художественной ценности являются предметы второй половины XVIII – начала XX века Императорского фарфорового завода, выполненные в стиле классицизма, ампира первого десятилетия XIX века, модерна начала XX столетия. Наряду с Императорским заводом в России активно работают частные предприятия. Большую популярность имеет завод Гарднера, широко представленный в музейном собрании. Особого внимания заслуживают предметы из знаменитых орденских сервизов, выполненных по заказу Екатерины II. Их дополняют изделия других частных заводов, к примеру, Попова, Батенина, братьев Корниловых, Гулиных, Козлова, Кузнецова.
  
 
Как доехать, где находится:

Мраморное здание

Адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Карла Маркса, 70

Справки по телефонам: 64-28-53, 64-79-48.

e-mail:  museum@wasnezov.kirov.ru

Режим работы:

Среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17. 30).
Четверг с 12.00 до 20.00 (касса до 19.30).
Выходные дни: понедельник, вторник.
 
Выставочный зал

Адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, 71

Справки по телефонам: 64-02-29, 64-47-43

Режим работы:

Среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Четверг с 11.00 до 19.00 (касса до 18.30)
Выходные дни: понедельник, вторник.
Режим работы в предпраздничные и праздничные дни смотрите на главной странице, рубрика “Новости, события, анонсы”

Россия, Кировская область, Киров, ул. Карла Либкнехта, 71
 
 Музей-усадьба художника Н. Н. Хохрякова

Адрес: Кировская область, г. Киров, Копанский переулок, д. 4

Справки по телефону: 64-74-81

Режим работы:

Среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Четверг с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Выходные дни: воскресенье, понедельник (с 1 сентября по 31 мая), суббота, воскресенье (с 1 июня – по 30 августа)
 
 Музей-заповедник «Рябово»

Адрес: 612408, Кировская область, Зуевский район, село Рябово, ул. Рябовская, д. 3.

Справки по телефону: 8(83337) 4-85-56.

Режим работы:

Ежедневно с 9.00 до 17.00 (касса до 16.30).
Выходные дни: понедельник, вторник.
Июнь, июль, август – без выходных.
   
О РОДЕ ВАСНЕЦОВЫХ
Во многих местах обширнейшей Вятской губернии в конце XIX – начале XX века оставили о себе благодарную память в народе представители известного рода Васнецовых – талантливые художники, выдающиеся учителя, священники. По меньшей мере пять представителей этого рода жили когда-то и на нашей лебяжской земле. 
Возможно все они состояли в близком родстве друг с другом, но спустя бездну лет неимоверно трудно распутать нити этого родства, поскольку до нас дошли лишь их имена и скудные обрывки биографий. 
Пожалуй, самым известным из всех был Александр Михайлович Васнецов (1860 – 1927) – родной брат художников Виктора и Аркадия (?) Васнецовых , который после окончания духовного училища работал учителем в школах Шурмы, а затем Лажа ( с 1897 по 1901 гг.) и неоднократно назывался в числе лучших учителей уезда "за усерднейшую деятельность". Про его работу с классом инспектор отмечал, что "он ведет урок понятно, оживленно и как-то приподнято". 
Жизнерадостный, живой от природы Александр Михайлович обладал общительным характером, легко находил контакт с окружающими людьми и с головой уходил в школьную жизнь. В "Журналах Уржумского уездного земского собрания 34-й сессии" за 1900 год (Уржумская библиотека) сохранилось любопытное ходатайство учителя Лажского училища А. Васнецова " о пособии на обучение в Вятскую фельдшерскую школу крестьянского мальчика Кокшинской волости Филиппа Банникова". Земство решило выдать пособие 36 рублей, но с возвратом. В 1901 году А.М. Васнецов покинул Лаж, переехав с семьей в г. Вятку. 
По сообщению В.С. Роженцова, во время одного из своих походов лебяжские школьники на церковном кладбище с. Атары обнаружили захоронение с надгробной плитой какого-то священника по фамилии Васнецов , но, к сожалению, как его звали и в какие годы он служил в Атарской церкви пока остается неизвестным. 
Интересно, что дочь другого атарского священника Лидия Николаевна Люминарская вышла замуж за священника с. Архангельского Нолинского уезда Васнецова Иоанна Андреевича. Кто знает, может он был сыном как раз "атарского " Васнецова ? 
Более известно о другом батюшке Васнецове , служившем в селе Красноярском. Это Никанор Иоаннович Васнецов (1832 – 1893), прослуживший в с. Красноярском ровно 30 лет – с 1862 по 1892гг. Он награждался "за благочестное служение на пользу церкви", а в 1877 году подвергался "следствию и суду по жалобе прихожан за нетрезвую жизнь и чрезмерные поборы с них" (ГАКО Ф,237 оп.70,д.1511), вследствие чего посылался на двухмесячную эпитимию в Уржумский Троицкий собор и был понижен в сане. В семействе о. Никанора и жены его Наталии, дочери другого красноярского священника – Иоанна Вишневского, было двое детей – Анфиса и Иван. После приезда в с.Красноярское нового священника о. Григория Ушакова о. Никанор уехал в д.Кукнурское и там умер. 
Очень возможно, что приезд о. Григория Ушакова в с. Красноярское мог быть вовсе не случаен, так как жена его Ольга Ивановна так же происходила из рода Васнецовых , и о. Никанор мог приходиться ей дальним родственником. Доподлинно не известно, из какой ветви Васнецовых могла происходить эта женщина, благодарная память о которой до сих пор теплится в людских душах. Урожденной Васнецовой была ее мать – Мария Андреевна, дочь священника, которая вышла замуж за священника с. Курчум Иоанна Решетова ( умер и погребен в с. Красноярском). 
Родственником семьи Марии Андреевны и затем семьи ее дочери был Николай Михайлович Васнецов (1869 – 1922), священник сел Ошеть и Кстинино и эконом в 1901-1910 гг вятского женского епархиального училища. Он был дядей известного детского художника Ю.А. Васнецова . Фамилия этого человека как делопроизводителя училища значится на подлиннике аттестата 1903 г. об окончании этого училища его воспитанницы "девицы Ушаковой Зинаиды, дочери священника села Красногорского Уржумского уезда, Григория" (хранится в Лебяжском краеведческом музее). 
 
О ПРЕДКАХ БРАТЬЕВ ВАСНЕЦОВЫХ . 

Жизнь и творчество наших земляков, знаменитых русских художников Виктора Михайловича и Апполинария Михайловича Васнецовых изучены довольно глубоко. В Москве открыты мемориальный дом-музей Виктора Михайловича и музей-квартира Апполинария Михайловича. Но за пределами интересов исследователей остался ранний период жизни художников - их детство. Необходимость приступить к изучению этого периода возникла и в связи с организацие мемориального дома-музея В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябове Зуевского района Кировской области, в доме, где прошли их десткие годы.

Прежде всего нас интересовало, насколько глубоко генеалогическое древо Васнецовых уходит своими корнями в Вятскую землю. Поэтому свои поиски мы начали с родословной. Приступая к работе, мы исходили из общеизвестных фактов. 
Итак, отец художников был священником. Именно с этого посоветовали начать поиски родословной Васнецовых сотрудники Государственного архива Кировской области. Они предложили для просмотра опись документов Вятской духовной консистории. Фамилия Васнецовых среди священнослужителей оказалась одной из самых распространенных и уходила в XVIII век. 
Первое ее упоминание относится к 1710 году. В "Вятских епархиальных ведомостях" мы читаем, что в Хлынове на Ильинской улице жила "Тимофеева жена... Васнецовых новопоселившаяся в собственном доме". Следующее упоминание Васнецовых находим в клировых ведомостях за 1741г. В них записано, что в селе Ошеть Нолинского уезда в Спасской церкви служил дьячок Иосиф Дмитриевич Васнецов .
У него было три сына. Старший - Андрей, тринадцати лет обучался в Хлынове в славяно-греко-латинской школе. Прокопий, десяти лет, обучался славянской грамоте в доме отца. А шестилетний Иван "неучен". 
В это же время в Ошетской Спасской церкви служил дьячком Афанасий Дмитриевич Васнецов - брат Иосифа. Нам пока неизвестно, имеет ли "Тимофеева жена" какое-либо отношение к роду художников. Но сейчас мы можем с уверенностью сказать, что Иосиф Дмитриевич был их прапрапрадедом, а село Ошеть - родовым гнездом . 
Ошеть - одно из самых древних сел Вятской губернии. Время его основания неизвестно. В начале XVIII века село входило в состав вотчины Трифонова монастыря. Здесь стояла деревянная церковь. В 1747 году она была заменена каменной. 
Иосиф Дмитриевич Васнецов (1700-не поздее 1776) безвыездно жил в Ошети. Вначале служил в Спасской церкви дьячком, затем - дьяконом. Сыновья его первоначальное образование получали в доме отца, а затем учились в славяно-греко-латинской школе в Хлынове. Один из них - Иван Иосифович (1734 - после 1808), как и отец, всю свою долгую жизнь провел в Ошети и имел многочисленную семью. 
У него было семеро детей: Иван, Евдокия, Параскева, еще одна Параскева, Яков, Василий, Козма. Всех мальчиков, начиная с семилетнего возраста, отец обучал грамоте и готовил к поступлению в духовную семинарию. На этом факте следует остановиться подробнее. 
В 1735 году в г.Хлынове было открыто первое учебное завдение - славяно-греко-латинская школа, преобразованная впоследствии в семинарию. Школа была открыта для мальчиков из духовного сословия и "лучших градских людей". Но Многие церковнослужители старалиьс правдами и неправдами уклониться от направления своих детей для обучения в школе.Судя по документам, можно сказать, что Васнецовы относились к той части прогрессивно настроенных священнослужителей, которые понимали значение просвещения и стремились дать образование своим детям.
По семейной традиции прадед художников Козма Иванович (1776 - 1827) с семи лет учился в доме отца, а в возрасте одиннадцати лет был отдан в Вятскую духовную семинарию. Из аттестата, выданного ему послеокончания обучения, мы узнаем, как он учился. Там записано, что, находясь в семинарии с 25 сентября 1787 года по 5 января 1800 года, Козма Васнецов "обучился нижним классам латинского языка, арифметике, географии, истории, поэзии и риторике благоуспешно; языкам еврейскому и греческому с успехом довольным; алгебре, геометрии, механике и философии с похвалою и богословию с успехом хорошим; в сочинении и сказывании проповедей успел довольно; через всю бытность свою в семинарии вел себя честно". К этому необходимо добавить, что, находясь в семинарии, Козма Васнецов занимался в рисовальном классе и добивался "нехудых успехов". 
Послеокончания семинарии Козма Васнецов получил назначение в село Талые Ключи Нолинского уезда, которое первоначально называлось Богородским, так как возникло одновременнно с постройкой церкви в честь Казанской Богородицы. Село входило в состав Казанской епархии. В 1799 году, то есть за год до приезда Козмы Васнецова , оно вошло в состав Вятской епархии. Название Талые Ключи село получило от названия речки, на берегу которой оно было построено. Современное название села - Богородское Богородского района. 
Козма Иванович приехал в это село третьим священником. Но вскоре он стал настоятелем церкви, а с 1809 года на протяжении более двенадцати лет исполнял должность благочинного. Был он, вероятно, человеком деятельным,энергичным. При нем были построены церковная колокольня, каменная церковная ограда, лавки для торговли, а ткаже собрана церковная библиотека, в которой насчитывалось более двух тысяч книг. За сборы средств на нужды Отечественной войны 1812 года Козма Иванович получил награду- наперсный крест. 
К.И. Васнецов овдовел в 42 года. Младшей, шестой дочери, в это время было четыре года, а старшему сыну, будущему деду художников, Василию - 18 лет. Он обучался в Вятской духовной семинарии. Окончив семинарию в 1822 году и женившись на дочери священника Курчумской Екатерининской церкви Александра Георгиевича Вечтомова Ольге, Василий Козмич возвратился в Талые ключи. В семье Василия Козмича в 1823 году родился сын Михаил (1823 - 1870), а через год - дочь Мария. 
В 1827 году семьи Васнецовых постигло несчастье. В один год скончались отец и сын - Козма Иванович и Василий Козмич. Ольга Александровна осталась с двумя малолетними детьми. Из попечительства она получала помощь в размере 40 рублей в год. Для того, чтобы понять, насколько мизерно было это пособие, сравним его с жалованием преподавательского и обслуживающего персонала Вятской духовной семинарии: профессорам здесь было положено по 1000 рублей, лекарю - 500 рублей, библиотеарю - 250 рублей в год. 
В Возрасте одиннадцати лет Михаил Васнецов поступил учиться в Вятское духовное училище, а через год его перевели в семинарию. Учитывая трудное материальное положение семьи Васнецовых , семинарское правление приянло Михаила на полуказенное содержание. 
На протяжении всех шести лет пребывания в семинарии Михаил Васнецов учился добросовестно. В списках учеников и журналах успеваемости против его фамилии чаще всего находим такие записи: успехи хорошие, оченьхорошие; прилежание ревностное, очень ревностное, поведение честное. 
После окончания семинарии Михаил Васильевич получил направление в троицкую церковь села Лопьял Уржумского уезда, куда и приехал в 1844 годк вместе с женой Апполинарией Ивановной. По приезде в Лопьял он былопределен также наставником Лопьяльского сельского училища. В 1845 году в семье Васнецовых родился первенец - Николай, а в 1848 году - Виктор.

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.kipov.ru/articles/attractions/ryabovo-tikhoe-selo-gde-zarozhdalis-istoki-russkoy-kultury/
https://kirov-artmuzeum.ru
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
https://www.culture.ru/
Лебяжские Васнецовы - "Знамя октября"  23 марта 2004г. № 36.

 

ВложениеРазмер
Музей художников Васнецовых341.65 КБ
Музей художников Васнецовых188.78 КБ
Музей художников Васнецовых198.79 КБ
Музей художников Васнецовых179.31 КБ
Музей художников Васнецовых197.39 КБ
Музей художников Васнецовых309.15 КБ
творчество художников Васнецовых92.65 КБ
творчество художников Васнецовых696.15 КБ
творчество художников Васнецовых290.33 КБ
творчество художников Васнецовых178.01 КБ
творчество художников Васнецовых556.24 КБ
творчество художников Васнецовых653.06 КБ
творчество художников Васнецовых163.79 КБ
85774490 (14).JPG168.5 КБ
85774490 (15).JPG191.19 КБ

Комментарии

на Новый год!

ну как не вспомнить на Новый год - 

автора легендарной картины Морозко!

а также автора множества сказочных и былинных картин!

Отправить комментарий