Ключевская пустынь

Казанская Ключевская мужская пустынь
Русская Православная Церковь, Мордовская митрополия, Ардатовская епархия
Наместник — архимандрит Иларион (Царев)
Сегодня в пустыни подвизается около 20 человек.
Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью.
Имеются гостиничные номера для паломников, число которых постоянно растет. 

 

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОРДОВИИ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МОРДОВИИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МОРДВУ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОРДОВИИ -  ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ МОРДОВИИ -  ТУТ!

РЕКИ МОРДОВИИ - ТУТ!

ЗАГАДОЧНЫЕ И АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА МОРДОВИИ - ТУТ!

 

Из истории пустыни
Тургеневская Казанская Ключевская (в честь иконы Божией Матери Казанской) мужская пустынь располагается в восточной части Мордовии, в Ардатовском р-не, близ п. Тургенево и входящего в его состав с. Четвертаково (отсюда — второе ее наименование: Тургеневская). 

Ключевская пустынь

По преданию, основание пустыни было положено во второй пол. XVIII в. по случаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Географически место для пустыни оказалось весьма удобным: русские владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск-Алатырь, уездная столица Ардатов рядом, в пяти верстах, еще один уездный центр, Алатырь — в 18 верстах. С момента основания пустынь мыслилась как загородный двор Троице-Сергиевой Лавры и приписанного к ней Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В 1708 на Ключе была построена первая деревянная Казанская церковь. Простояв 60 лет, она сильно обветшала, поэтому в 1767 ее по благословению епископа Нижегородского Феофана заменили на другую, тоже деревянную.
Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева и Четвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое. В конце XIX в. в Казанской пустыни собралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию и была признана монашеским братством, приписанным к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. 
В первой пол. XIX почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился мнению общественности. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, чтобы остаться там навсегда. Знаменитый образ обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили «в дома» и отправляли в путешествия по уезду. 

Ключевская пустынь

Бывшая деревянная церковь над родником превратилась в часовню. В XIX веке ее перестраивали дважды, а после революции уничтожили большевики. За последние несколько десятилетий Казанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладка оказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано, росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однако почитание святого источника продолжалось и в эпоху вульгарного атеизма. С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрождении Ключевской пустыни: в 1993 году в Тургеневе была открыта мужская обитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии.
   
Современное состояние
Сегодня в пустыни подвизается около 20 человек.
Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью.
Имеются гостиничные номера для паломников, число которых постоянно растет.
Над источником поставлена деревянная часовня с купальней.
 
Святыни
Святой источник
 
Престольные праздники
Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября
  
Где находится, как доехать:
Республика Мордовия, Ардатовский район, пос. Тургенево
Над источником поставлена деревянная часовня с купальней.
ardatovnikol@yandex.ru
(83431) 3-28-69,
добраться до Казанской Ключевской Мужской Пустыни   из поселка Тургенево можно на такси,  местные жители подскажут телефон вызова,  стоимость 100 рублей. 
Дорога хорошая - асфальт до самых ворот.
Мы с большим удовольствием прогуливались пешком. 
В поселке тоже есть гостиница, не ахти какая, но жить можно.
В настоящее время в монастыре живут 5 монахов, территория очень ухоженная : цветочные клумбы, фонтан, скамеечки. Имеется небольшой пруд. Просто гуляя, испытываешь такое спокойствие и радость от жизни!  
 
Ключевская пустынь

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ КЛЮЧЕВСКОЙ ПУСТЫНЕ
Родники, святые источники Ключевской пустыни

Республика Мордовия,   Ардатовский район,  поселок Тургенево
Казанская Ключевская мужская пустынь возвышается над оврагом, на склонах которого бьют семнадцать источников. Самый известный и благоустроенный - источник иконы Казанской Божией Матери, далее - источники Святых Петра и Павла, Святой великомученицы Параскевы, ключи Студенец, родничок Детский... В каждый из них люди ищут помощи Божией кто от болезней и недугов, а кто и помощи духовной.
В XVIII веке на месте явления чудотворного образа Казанско-Алатырской иконы Божией Матери был воздвигнут храм. С тех пор уже около трех веков на святом месте не иссякает целительный источник.
Здесь же в разное время и в разных местах забили еще 17 целебных источников, благодаря которым многие тысячи болящих исцелились от недугов, многие тысячи одержимых избавились от одержителей. Среди 17 источников есть один особый - «Слёзки Божией Матери» (на фото выше), при котором много исцелялись от глазных заболеваний.
Места колоритные, умиротворенные и наполненные благодатью.
Люди подметили что в ключе Студенце стараются найти помощи не простужаться зимой, в Детском роднике, чтобы дети не болели, к Казанскому источнику тянутся с душой больною, а в самом почитаемом роднике - "Слёзки Богородицы" некоторые обретают потерянное зрение.
У источника Казанской Божией Матери возведена часовня, огибая по левому берегу пруд и пройдя вниз к оврагу минуя нижние ворота выходим к "Слёзкам Богородицы" и источнику Св. Петра и Павла, еще ниже в овраг спускается деревянная лестница к источнику Св. Параскевы.
   
 
Ключевская пустынь

Родник, святой источник Слезки Богородицы
Республика Мордовия,   Ардатовский район,  поселок Тургенево
В XVIII веке на месте явления чудотворного образа Казанско-Алатырской иконы Божией Матери был воздвигнут храм. С тех пор уже около трех веков на святом месте не иссякает целительный источник.
Здесь же в разное время и в разных местах забили еще 17 целебных источников, благодаря которым многие тысячи болящих исцелились от недугов, многие тысячи одержимых избавились от одержителей. Среди 17 источников есть один особый - «Слёзки Божией Матери», при котором много исцелялись от глазных заболеваний.
        

Ключевская пустынь

ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ,  ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
По преданию Пустынь основана на месте Ключа, в котором явилась чудотворная Казанская икона. Сейчас монастырь очень расстроился. Есть гостиница для паломников со всеми удобствами. 
Для посещения правила такие же, как в любом православном храме:
женщинам нельзя быть в брюках и коротких юбках, обязательно покрывать голову косынкой, никакого макияжа. 
Мужчинам нельзя приходить в шортах , с голым торсом.
На территории монастыря не разрешается фотографировать, громко разговаривать и распивать спиртные напитки.
В  источнике  может искупаться любой желающий. Святая вода излечивает от недугов и очищает грешников.
На месте Ключа построена деревянная купель, вода проточная,очень холодная - 4 градуса. Ритуал таков: окунаться нужно с головой 3 раза по 3 нырка, нагишом.
Перед и после купания помолиться. Трудно шагнуть первый раз - действительно очень холодно, а потом хочется еще и еще купаться. 
Ниже по склону стоит еще одна купель. 
А в самом овражке третий источник - в нем набирают воду местные  жители и приезжие.
   
 
Поездка в Ключевскую Пустынь
...Тургенево! Поселок в Мордовии, близ которого находится известная исстари Казанская Ключевская пустынь, возрожденная после долгих лет разрухи и забвения. Мы не могли не заехать в обитель - хотя бы ненадолго.
Пустынь открылась издали, справа от дороги, и притянула взоры: не той исполинской мощью белокаменных стен, что поражает при виде сохранившихся древних монастырей, но светлой радостью, что звучит уже в самом ее названии - Ключевская. Вся эта небольшая, но столь милая сердцу обитель словно омыта прозрачной ключевой водицей... Триста лет назад на одном из этих ключей явилась чудотворная Казанская икона Божией Матери (на обратном пути мы прикладывались к ней в Свято-Троицком Алатырском монастыре). Всего здесь 17 святых источников - Казанской иконы Божией Матери, Слезки Божией Матери, Тамбовский, Моисея Мурина-под кустами смородины (в нем с молитвою и верою омываются страждущие винопитием, матери и жены набирают отсюда водичку для их исцеления), и еще 13 - пока безымянные.
 
Одна насельница приехала сюда тяжело больная, когда в пустыни еще ничего не было - руины, грязь, неблагоустроенные источники... Приехавшая с ней другая паломница искупалась в Казанском источнике, а эта женщина побрезговала. На обратном пути едет в поезде, и вдруг ей открылось видение: видит она этот источник, весь покрытый белыми лилиями, и над ним в сиянии до самого неба стоит Божия Матерь, воздела руки и молится Господу о каждом, кто купается в этом источнике. И женщина пришла в ужас: вот чего я, неразумная, лишилась! Все мирские дела оставила и уехала обратно в пустынь. Здесь она полностью исцелилась, теперь подвизается в пустыни, приняла монашеский постриг. А монахиня Олимпиада была по специальности строительницей, однажды упала с большой высоты - все косточки переломала. В Ключевской пустыни от святой воды и по молитвам батюшки Илариона поднялась на ноги. Строители нужны возрождающейся обители - и она осталась в пустыни...
 

Ключевская пустынь

Давний друг нашей редакции Анна Казаманова из саратовского города Балаково рассказывала:
- Первая наша поездка в Ключевскую пустынь была, когда дорога туда не была благоустроена. Автобус сколько мог подвез нас, а дальше надо идти километров пять или семь. Местность холмистая, природа прекрасная. И вдруг, как корабль в море, выплывает среди зеленовато-желтых созревающих хлебов белый храм. Подойдя к пустыни, мы все упали на колени, кто плакал, кто так молился... Еще вокруг пустыни не было забора, и колокольни не было, простая звонница - столбы с перекладиной и на ней колокола. Подходим к храму - и вдруг сами собой колокола зазвонили, нас встретил колокольный звон! И первой нас встретила в пустыни сделанная на внешней стене алтаря большая мозаичная Казанская икона Божией Матери, под ней написан тропарь "Заступница Усердная".
Как-то после мы приехали на осеннюю Казанскую. Тоже шли пешком. Идти трудно, грязь по колено. Темно, не видно ни зги. И вдруг свет засиял под ногами. Серебристый рассеянный свет, как будто под ногами кто-то фонарем светит. Ни луны не было, ни другого источника света, вокруг - непроглядная тьма. А нам каждую кочку, каждую былинку видно. Идем в светлом круге.

Пришли, открываем дверь храма, настоятель батюшка Иларион нам говорит: "А, ну что - добрались?" - "Добрались, батюшка, благословите!" И в тот же вечер мы убедились в том, что батюшке Илариону каким-то образом известны даже наши разговоры, какие мы вели по дороге в пустынь... И еще был у меня случай. Как-то в Балаково я пришла к своей знакомой, Валентине, и она решила угостить меня и еще одну гостью домашним вином. Я отказалась наотрез: вина не пью! "Да что ты, капельку - это же для здоровья полезно - кровь очищается!.." Вдвоем они меня уговорили, но я предложила: "Уж если пить, так за здравие батюшек Иеронима Санаксарского, Илия Оптинского и Илариона". Не успели мы даже поднять рюмочки, как Валентина вдруг заохала: "Ой, ой, что это такое - будто крапивой меня кто-то стегает по лицу и по шее!" А у меня в душе голос прозвучал: "Ну вот выпьете вы - и куда это пойдет?.. Лучше бы молитву прочитали!" Валентина вся покрылась пятнами, а я смеюсь: "Это батюшка Иларион тебя отстегал!"
 
Архимандрит Иларион (Царев) - открытый, честный священник, очень четкую и непримиримую позицию занимает по отношению к ИНН и прочим глобализационным новшествам. В прошлом году при мне пришел в пустынь некий странник из Мордовии, как сам он называл себя. А он незадолго до этого принял ИНН. Батюшка его позвал: "Подойди ко мне!" Он попытался идти - и не может. Батюшка опять зовет: "Подойди, тебе архимандрит говорит!" - и опять тот не может сдвинуться с места. Батюшка с горечью сказал нам: "Вот видите, что значит - принял ИНН!.." И еще говорил он, что когда Москва будет совсем опутана этими номерами, люди, не принявшие номер, поедут за святой водицей, чтобы напитаться ей вместо хлеба.
 
Все эти - и другие рассказы о Ключевской пустыни и ее настоятеле вспомнились, пока мы ожидали приема у батюшки, отдыхавшего после долгой монастырской службы. И хотя вскоре должна была начаться вечерняя служба, Архимандрит Иларион сумел выкроить время для встречи с сотрудниками Православной газеты. Встреча была недолгой - а сколько простых и в то же время мудрых слов довелось услышать от отца Архимандрита. О том, что "нет у людей молитвы - значит, нет смирения. А нет смирения - нет спасения.

Не хотят нести благое иго Господне, не слышат Его призыв: "Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. И обрящет покой душа ваша". Очистите души - и спасетесь. А как же очищаться, когда каждый день в тяжких грехах - или пьяный, или наркоман, или вор. Отступили от Бога, и Господь не может так больше нас держать, отвернул Свое лице от нас. Если бы хоть один грешник всей душой каялся - ради него тысячу лет Господь будет ждать! Господь ждет нашего покаяния".
Сам батюшка с малых лет был приучен к молитве и послушанию. Рассказывает: "Мы, бывало, не по задворкам бегали - славили Бога. Сугробы вон какие - а мы с утра спешим с благовестием: "Мы пришли Христа прославить, а вас с праздничком поздравить!.." Отец его с финской войны вернулся домой, но началась Отечественная - и он погиб в бою под Москвой. Осиротели семеро детей...
 
В роду у Царевых были монахини, большие молитвенницы, и воспитанный ими мальчик возрастал в любви к Богу и Его Пресвятой Матери. В десятилетнем возрасте пережил удивительную встречу: ему явился Преподобный Серафим Саровский. В руках он держал книгу, перелистал ее страницы, в ней были разные - далекие годы, за 2000-й год. И казалось нереальным, что он сможет перешагнуть грань тысячелетий... Мальчик сказал: "Я ж не доживу..." - "Доживешь, доживешь. В монастыре будешь", - ответил ему Преподобный старец.
Но вначале пришлось жить в миру. Окончил два института, дошел до вершины власти - служил первым заместителем (по строительству) Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Но в сорок лет, в самом пике мирской славы, сказал матери: "Все, я пошел душу спасать". Служил в Почаевской Лавре. Когда же на Украине начался филаретовский раскол, игумен Иларион с двенадцатью монахами-почаевцами вернулся в Россию. Приехал с ними возрождать Казанскую Ключевскую пустынь.
 
- Двадцать лет я был в миру строителем, и двадцать пять - занимаюсь домостроительством у Престола Божия, - говорит Архимандрит Иларион.
Восстанавливать пустынь пришлось с нуля, спали и под открытым небом, случалось, что за ночь примерзали к земле... Много претерпели. Зато теперь здесь такое благолепие, такая благодать, что сотни паломников тянутся в эту маленькую обитель, везут на исцеление свои израненные души, искалеченные судьбы. "Одного так огрел жезлом, что тот... отлетел к Престолу Божию, теперь служит диаконом", - улыбается батюшка.
Четыре года назад отец Иларион, заказывая большой колокол, попросил изобразить на нем лик Царя-Мученика Николая II. В ответ услышал негодующий отказ: "Нельзя помещать на колоколе неканоничное изображение, Царь не прославлен!" - "Так будет прославлен!" И слышать не хотят. Вняли только тихому шелесту "зелененьких" купюр... А на следующий год - Юбилейный Архиерейский Собор канонизировал Государя и Его Семью. И те, кто не верил в прославление Царственных Страстотерпцев, теперь просили прощения у настоятеля Ключевской пустыни.
 
Да как же ему не любить и не чтить Царя-Мученика, когда весь его род - Царев, и не только по фамилии...
В пустыни два храма. Казанский - главный - у всех на виду. Белоснежный, благолепный снаружи и изнутри. А на третьем этаже административного корпуса размещается домовая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского. Те, кому довелось побывать в этой церкви, рассказывают, что в ней царит неописуемая красота. И молиться там так благостно. В этом году 15 января, в самый день 170-летия отшествия ко Господу Саровского чудотворца, во время праздничной Литургии произошло чудо: открылось небо, зазвучало ангельское пение, и явился Преподобный Серафим Саровский. Об этом поведал нам Архимандрит Иларион, сподобившийся новой встречи с Преподобным Серафимом. А насельники обители - диакон и шофер - ехали в машине и в окно увидели Преподобного...
 
Пролетели короткие минуты, отведенные на беседу с Архимандритом Иларионом. Пожить бы здесь подольше, омыться в целительной водице святых ключей... Но - время! Батюшке - на службу, нам - в путь. И мы уходим, получив благословение в дорогу и напутствие:
- Нам с вами надо учить молодежь смирению, молитве, послушанию, чтобы они очистили свои сердца - тогда Господь их спасет.

   

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Сайт Казанской Ключевской пустыни.
https://turgenevo.cerkov.ru
Духовное наследие народов Поволжья / Сост. и ред. М.И. Чувашев, И.А. Касьянова, А.Д. Шуляев, А.Ю. Малыхин, Т.И. Волкова. – Самара, 2001.
Ардатовская епархия Мордовской митрополии.
https://mordovochka.blogspot.com/
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
Энциклопедия Мордовия, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
 Все о Мордовии [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
Фетисов С. Г. Я живу в Мордовии. М.: Изд. «Сов. Россия», 1978. — 144 c. c ил. на вкл. (Серия: В семье российской, братской). (Тираж 30 000 экз. Цена 55 коп.)

 

ВложениеРазмер
Ключевская пустынь472.92 КБ
Ключевская пустынь628.27 КБ
Ключевская пустынь270.49 КБ
Ключевская пустынь630.07 КБ
Ключевская пустынь388.14 КБ
Ключевская пустынь585.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий