Город Плёс
На правом берегу Волги между Костромой и Кинешмой приютился небольшой городок – Плёс. Он знал дни высшего подъёма его славы – и переживал полосы полного забвения.
Известен был Плёс не только у нас, но и на Западе. Это было время (80-90-е годы), когда Плёс случайно вошёл в историю искусства и сделался как бы выразителем настроений части русской интеллигенции. Об этом, впрочем, будет сказано подробнее ниже.
Плёс, прежде всего, красив. Красота Плёса – особая, своеобразная и многогранная. Плёс красив в целом, как изумительная панорама, красив и в каждой своей детали, в каждом изгибе, в каждом закоулке. Идя по холмам города, вы натыкаетесь на новые и новые эффекты, которые поражают и зачаровывают вас.
город Плёс на Волге
На всём Плёсе печать чего-то увядающего, шепчущего о прошлом. Дома. Их много – больших, просторных. Но они безлюдны и разрушаются, и на крышах их растут молодые берёзки.
Дома эти относятся к моменту экономического расцвета Плёса, когда он был ссыпным и закупочным пунктом. Купцы богатели, строили особняки – город «шумел». Это шло с незапамятных времён – вдруг: в Кинешме строится железная дорога. И Кинешма вырвала у Плёса его материальную базу и обрекла его на увядание. С этого момента, то есть с момента утраты значения хлебного ссыпного пункта, Плёс экономически уже не возрождается. Трезвую приходо-расходную книгу сменяет лирика. Это та лирика, о которой сам Плёс и не подозревал, которая вдохновила одного из гениальнейших «барбизонцев»1 Левитана создать свои шедевры, которая сделала Плёс центром паломничества части русской интеллигенции, чающей «бёклиновских» элегий2.
…Вот в это-то время, когда «проснувшийся» и оборвавший свой смех Чехонте превращается в Чехова и пишет «Хмурых людей» и «Палату № 6», – его друг Левитан плывёт на пароходе мимо Плёса. Панорама города изумляет его – и он, ехавший «куда-нибудь на этюды», высаживается в Плёсе со своими друзьями: художницей Кувшинниковой, Клодтом, Аладжаловым и др.3
Грустный, полный лирики Плёс, захватывает Левитана – и он пишет здесь свои лучшие вещи. Все пейзажи проникнуты щемящей тоской, но особенно популярной сделалась небольшая картина «Над вечным покоем»: в кучевых облаках, в дали, а особенно в часовенке, приютившейся на бугре, – много одиночества. Этой картиной Левитан попал в точку интеллигентских настроений.
Кстати, маленькая фактическая справка: многие думают, что эту картину Левитан написал целиком в Плёсе. Это не так. Часовня – это единственное, что он взял в Плёсе, остальное (пейзаж) написано в Тверской губернии, на озере Юдомля (Удомля).
Появление картин Левитана создало громкую славу Плёсу, он сделался любимым дачным местом, куда съезжались со всех концов России и с Запада.
Есть ли в Плёсе памятники старины? Самым ценным памятником северного деревянного зодчества являлась именно эта упоминаемая часовня. Это был редкий образец изумительной пропорциональности и выразительности, шедевр архитектурного творчества анонимных старообрядческих зодчих XVII века. Воспроизведена она была неоднократно и в «Сокровищах России», и в ежегоднике архитекторов-художников, и наконец, в «Истории архитектуры» под редакцией И. Грабаря. Закончила дни свои часовня грустно: в 1903 году её сожгли плёсские мальчишки.
На краю Плёса, вверх по её течению, стоит громадное ампирное здание, внушительное и стройное. Прошлое его загадочно, и среди перечисленных владельцев трудно указать, кто был коренным его владельцем и зачем ему в маленьком городишке понадобилось такое громадное здание. Особый интерес представляют ворота: стройные, украшенные прекрасной аркатурой. К сожалению, местный горсовет сломал их4. Есть ещё собор XVII века, очень интересный по архитектуре, но снятый с учёта по охране Наркомпросом как не уникальный.
Из памятников иного порядка необходимо отметить так называемую «винную гряду». Сооружение это – в виде гряды камней, идущей далеко в реку, имело целью «сгрудить» флотилию врагов, чтобы затем осыпать её пудовыми камнями из громадных пращей, расположенных на Соборной горе. Название «винная гряда» объясняется по-разному: и от слова «вино», за которое якобы выполняли эту непосильную и каторжную работу, и от слова «вина», то есть гряду выложили преступники, отбывающие наказание. Последняя, вероятнее всего, и подтверждается авторитетными старожилами Плёса.
Можно ещё упомянуть про книжку Северцова-Полилова «Просветители» – тип бульварной литературы. Любопытна она главным образом тем, что рассказанная в ней история жены одного плёсского купца-богача тесно связана с именами Левитана, Аладжалова и миллионера Морозова: они решили «спасти» красавицу, уговорили её бежать из домостроевского ветхозаветного быта в «вольную жизнь» – и даже организовали это бегство. Книжка довольно пустая и поверхностная, упор взят на бульварную занимательность – и только. А жаль, что писатели не потрудились заглянуть в быт, в своеобразный и дикий быт этого городка. Ритуалы древнейшей жизни сохранялись в Плёсе вплоть до революции. Много сект старообрядчества – вплоть до изуверских – ютилось в Плёсе. Это не тип благодушного, глуповатого, хотя и красочного городка былой России. Нет, это злой, замкнутый городишко со своими собственными особенностями…
Это не тип благодушного глуповатого, хотя и красочного городка былой России. Нет, это злой, замкнутый городишко со своими собственными особенностями. Ну, разве это видно где-нибудь, кроме Плёса? Зимой с раннего вечера – ни одного огонька в окнах. Рано ложатся спать – или жалеют керосин? Нет, мещане плёсские не спят до поздней ночи: сидят у окон и следят, кто и куда идёт. Утром шептанья, предположенья, сплетни гнилым туманом ползут по городу. И это – изо дня в день.
Чем они жили – трудно сказать. Заработков и ремесла (кроме тканья полотна) там не было, но дома у всех хорошие, деньги водились у большинства. Какой-то Чич5 ежедневно сидел на базарной площади и продавал три пары лаптей и ещё какую-то дрянь. Когда же умер Чич, то в его пересыпанном паразитами тюфяке нашли золото, серебро и деньги, которых хватило бы на привольную жизнь не одного десятка Чичей.
Но, видимо, эта замкнутая уродливая атмосфера не обходилась даром и плёсским жителям. Пожалуй, ни в одном городе не было такого количества самоубийств, как в Плёсе. И не только романтическая юность сводила счёты с жизнью (любовь там в моде), а старые купцы, 65-летние старухи и взрослые отцы семейств. Если там не было уникальных памятников старины, то там был изумительный, уникальный быт.
Теперь обратимся к далёкому прошлому Плёса, то есть к эпохе его основания. Принято думать, что Плёс в виде крепости (ныне Соборная гора) построен для защиты от татар, которые шли снизу, от Казани, совершая свои опустошительные набеги. Это не совсем верно, потому что основание Плёса (1410 г.) относится к моменту, когда татарские полчища после поражения на Куликовом поле (1380 г.) почти прекратили набеги.
Дело тут в ином: Москва, захватившая удельные княжества и скроившая «единую Русь», натыкалась то тут, то там на восстания – и естественно, ей нужны были военные пункты с карательными отрядами. Приказ сына Дмитрия Донского, Василия Дмитриевича, – «повеле рубити градо Плёсо» – не надо понимать в том смысле, что город создался вновь. Там был город Чувиль – и «бе в нём ратные люди», и город этот энергично боролся с татарскими набегами. В версте от Плёса и ныне есть деревня Сторожево – в далёком прошлом дозорный пункт, благодаря удобному расположению дававший знать о приближении врагов.
В XVI веке Плёс известен как значительный административный пункт. Числился Плёс в составе родовых вотчин московского князя. Царём Иоанном III Плёс был пожалован воеводе Карамышеву «на прокормление».
Много невзгод пронеслось над Плёсом более чем за 500 лет его существования. Как сообщают летописи, в 1420 году город был опустошён моровою язвою: «стояше жито на нивах, жатине бе кому». В 1429 году татарская орда после разгрома Костромы и Луха бросилась на Плёс, разграбила его и перебила население. Опустошительные пожары, особенно в 1695 и 1833 г., конечно, уничтожили первоначальный вид города.
Что представляет собой город теперь, на 18-м году революции? Остались дома, но старого Плёса, который упорно держался ещё первые годы революции, теперь нет.
В 1919 году в Плёс был эвакуирован сельскохозяйственный институт из Новой Александрии.
Появилась интеллигенция, чуждая плёсских традиций, появились шумные студенты. Зазвучала бодрая песня, начались спектакли и лекции, и к ужасу обывателей, их дети втягивались в новую жизнь, попирали обычаи предков. До чего дожили: обывательские дочки по примеру студенток стали ходить с непокрытой головой! А ведь давно ли (в 90-х годах) плесяне хотели убить художницу Кувшинникову именно за это?
На «Ключах» – самом очаровательном месте – вырос санаторий, по Плёсу раскинулась сеть домов отдыха. «Элегия» кончилась. Город шумит, слышны песни, смех отдыхающих.
Плёс — город (с 1925) в России, входящий в состав Приволжского района на севере Ивановской области. Расположен на правобережных холмах Волги (Горьковское водохранилище), в устье речки Шохонки, в 18 км от Приволжска и в 71 км от Костромы. Наивысшая точка города — 54 м над уровнем р. Волги.
Население — 1984 чел. (2015). Промышленных предприятий в Плёсе нет.
Впервые Плёс упомянут в «Новгородской летописи» под 1141 годом как место, где был пойман посадник Якун Мирославич, бежавший от гнева новгородцев в Суздаль к князю Юрию Долгорукому. Точная дата основания Плёсской крепости неизвестна. Разрушена она была в феврале 1238 года во время нашествия Батыя. После утраты крепости город продолжил своё существование. В 1410 году, когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, оказался в Костроме, спасаясь от татарского хана, он повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния, отсюда и название (см. плёс реки).
В 1778 году Плёс становится уездным городом Костромского наместничества. С 1796 года заштатный город Нерехтского уезда Костромской губернии. В Плёсе были полотняные фабрики, два солодовенных завода, две пивоварни, 10 кузниц, казенный соляной склад, торговые лавки. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. В 1812 году становится одним из центров формирования отрядов костромского народного ополчения. При интенсивном развитии промышленности в Иваново-Шуйском районе Плёс вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново — Кинешма являлся основным портом на Волге для всего текстильного края.
С этого времени Плёс теряет своё значение перекрёстка транспортных путей и постепенно превращается в маленький провинциальный городок — традиционное место отдыха и творчества. Существует легенда, что плёсские купцы, стремясь предотвратить строительство железной дороги (которая, как они считали, их разорит), попросту «откупились» от неё.
храм великомученницы Варвары
ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОЕХАТЬ
Где находится Плёс
Город Плёс расположен на севере Ивановской области на правом берегу Волги. Общественным транспортом сюда можно приехать из города Иваново от железнодорожного или автовокзала (около десяти рейсов в день). Есть прямой автобус из Москвы с Щелковского автовокзала (1-2 рейса в день). На автомобиле по Горьковскому шоссе до Владимира, далее на Суздаль, Иваново. Через Иваново на Фурманов, Приволжск, далее на Плёс. Также есть вариант ехать по Ярославскому шоссе, не доезжая Ярославля уйти на Кострому, далее через Приволжск на Плёс.
ХРАМЫ И ЦЕРКВИ
В Плёсе сохранилось несколько храмов:
церковь Воскресения Христова (1817);
деревянная Воскресенская церковь (1699), перенесена в 1982 г. из с. Билюково Ильинского р-на Ивановской обл.;
Троицкая церковь (1808);
Введенская церковь (1828);
Успенский собор (1698);
церковь Святой Варвары (1821);
Преображенская церковь;
деревянная церковь Архистратига Михаила (1825), перенесена из с. Антоново Приволжского района Ивановской обл.
Высота самой высокой колокольни (Варваринская) — 35 метров, высота колокольни Воскресенской церкви — 32,5 метра, Троицкой церкви — 32 метра, Успенского собора — 25 метров. Угол наклона колокольни Варваринской церкви — 10 градусов.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
В 2010 году город включён в перечень исторических поселений федерального значения.
Музеи и выставочные залы
В 1982 в Плёсе создан Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, объединяющий в настоящее время три экспозиции:
Дом-музей Исаака Ильича Левитана;
Музей пейзажа;
«Художественные промыслы Ивановского края».
В городе существуют и частные музеи: Музей древнерусской семьи, Музей первобытного рыболовства, Дом-музей А. И. Тимофеева. Работы современных художников можно увидеть в выставочном зале «Сообщества плёсских художников». В городе также существуют галерея Л. Г. Николаева и арт-студия В. А. Панченко.
памятник Левитану
Памятники и монументы
5 июня 2010 года состоялась церемония открытия после реставрации памятника Исааку Левитану (скульптор Н. В. Дыдыкин, архитектор В. Л. Новиков), приуроченная к 600-летию Плёса.
Памятник князю Василию, основателю второй плёсской крепости, автор С. С. Алешин.
Скульптура «Кошка», автор О. И. Илларионов. Прообразом скульптуры стала кошка художника Виталия Панченко по кличке Муха, которая трагически погибла, защищая своих котят от собак.
Скульптура «Дачница». Предполагается, что её прообразом стала художница Софья Кувшинникова, спутница Левитана.
Интересной достопримечательностью Плёса является «дерево любви», представляющее собой две сосны со сросшейся ветвью.
Фестивали
С 2006 года каждое лето в Плёсе проводится ежегодный российский фестиваль моды «Плёс на Волге. Льняная палитра»
С 2007 года в городе ежегодно проводится Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского.
С 2008 года в Плёсе проходит Левитановский музыкальный фестиваль.
Воскресенсская деревянная церковь
Люди, связанные с Плёсом
Здесь бывали художники И. Е. Репин, Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов, Б. И. Пророков, Н. Н. Жуков, М. Х. Аладжалов, С. А. Виноградов, А. М. Корин. Наиболее тесно связан с Плёсом Исаак Левитан, написавший здесь многие из своих главных полотен.
В 1910 году в Плёс впервые приехал Фёдор Шаляпин, впоследствии в 1912 году выкупивший в окрестностях Плёса пустошь Хмельницы и построивший там в 1914 году дачный дом (который был национализирован в 1918 году).
В Плёсе родился писатель Н. П. Смирнов (1898—1978), поэт и писатель, автор повести «Золотой Плес», литературный редактор журнала «Новое время».
Александр Иванович Тимофеев (род. в 1941) — советский и русский художник, заслуженный художник России, в Плёсе проживает с 2006 года, открыл музей своих работ из цветного стекла и акварели в собственном доме.
Лев Геннадьевич Николаев (род. в 1958) — советский и русский художник, в Плёсе с 1989 года, организовал художественную галерею из своих работ.
Виталий Александрович Панченко (род. в 1961) — советский и русский художник, в Плёсе с 1985 года, организовал арт-студию из собственных работ.
В городе расположен Дом творчества Союза театральных деятелей России. В нём, в частности, снимали значительную часть сцен фильма «Почти смешная история». В кадр попали многие уголки Плёса.
1938 — «Минин и Пожарский» реж. Всеволод Пудовкин.
1959 — «Девичья весна» реж. Вениамин Дорман, Генрих Оганесян.
1966 — «Текут по России реки» (документальный фильм).
1972 — «Великие голодранцы» реж. Лев Мирский.
1976 г. «Два капитана» реж. Евгений Карелов.
1977 г. «Почти смешная история» реж. Пётр Фоменко.
1984 г. «Жестокий романс» реж. Эльдар Рязанов.
1993 г. «Провинциальный бенефис» реж. Александр Белинский.
1999 г. «Китайский сервиз» реж. Виталий Москаленко.
2006 г. «Золотой телёнок» реж. Ульяна Шилкина.
ФАКТЫ
Длина волжской набережной (от отеля «Фортеция Русь» до дачи ДСК) — 3 километра;
Ширина Волги в районе Плёса — 650—700 метров, глубина фарватера — 15 метров;
Высота Соборной горы (гора Свободы) — 54,5 метра, высота Петропавловской горы (гора Левитана) — 50 метров над уровнем Волги;
Калибр пушек у отеля «Фортеция Русь» — 96 миллиметров
Вес каждого из якорей у бара — веранды «Два якоря» — 2,5 тонны[;
АРХИТЕКТУРА ГОРОДА
Плёс город древний, с преимущественно деревянной исторической застройкой, сложившейся к концу ХIХ - началу ХХ веков. Основным элементом городской среды являются деревянные и каменно-деревянные дома с характерным для ХIХ века оформлением фасадов (оконные наличники, торцовые доски, карнизы, светёлки и мезонины). Они составляют основную ткань застройки городских слобод с древней, дорегулярной планировкой и районов, перепланированных в соответствии с Генеральным планом 1780 года. Неотъемлемой частью исторической застройки являются надворные и хозяйственные постройки (амбары, лобазы, погреба, сараи, мельницы и кузни) и элементы ограждения домовладений (заборы, ворота, калитки).
С конца XVIII века застройка Плёса проводилась в соответствии с высочайше утвержденным регулярным планом, разработанным "Комиссией о каменном строительстве С. Петербурга и Москвы" в 1780 г.. Четкая квартальная сетка генерального плана с прямой трассировкой улиц в условиях Плеса наложились на богатый рельеф, благодаря чему планировочная структура города приобретала пластичность и живописность. Природные условия четкое разделили город на районы расположенные в долинах рек Волги и Шохонки - Прибрежный (посад), Заречье и Пустынка и нагорные - Троицкая Слобода, Соборная гора.
Центральные улицы Нижняя и Верхняя набережные, Торговая площадь и административный центр на Соборной горе застраивались каменными зданиями по партикулярным (образцовым) проектам. Каменные двухэтажные купеческие особняки плёсской набережной стоят на искусственном дамбовом сооружении сложной конструкции, описанным в 1955 году инженером А. Викторовым в отчете об исследовании берегового укрепления и деревянной дренажной системы Плёса перед пуском гидроэлектростанции. Деревянное городское строительство не подвергалось жесткой регламентации и преимущественно велось в окраинных районах города. Каждая из городских слобод, (в Плёсе это Троицкая слобода, Заречье, Серкова за Волгой) имеет свои отличительные условия для строительства. Это определило планировочную структуру и характер застройки каждого из районов, возникновение большого количества типов жилых домов и хозяйственных строений.
В основном Плёс сохранился таким, каким был построен поколениями наших предков.
Успенский собор
Жилые дома Плёса, в основном одноэтажные деревянные и двухэтажные каменно-деревянные, весьма разнообразны по своему обьемно-пространственному решению. Одноэтажные деревянные дома представляют собой характерный для Плёса тип городского мещанского дома, либо приближены к типу традиционной рубленной русской избы, иногда обшитой по главному фасаду тёсом. Двухэтажный деревянный, каменно-деревянный дом по сути тот же избяной или мещанский тип дома поставленный на каменный подклет, иногда с торговой лавкой в нижнем этаже. Часто подкровельное пространство такого дома превращалось в используемое с помощью устройства в крыше светёлки. По конструкции дома в основе своей обычно представляют собой клеть, пятистенок, шестистенок, либо дом с прирубом.
Среди купеческих домов в Плёсе был популярен дом с мезонином - небольшой надстройкой над средней частью дома. Большие купеческие двухэтажные каменно-деревянные дома в основном представлены в застройке ул. Юрьевской и ул. Ленина. По типу такие дома тяготеют к усадебным. Часто в декоративном убранстве фасадов встречаются элементы классицистической каменной архитектуры (большие карнизные свесы с отделкой профилированными элементами, межэтажный профилированный пояс и оконная окладка). В купеческих и мещанских домах как правило присутствуют остекленные или открытые веранды с «видом».
Благодаря сложному ландшафту в Плёсе появился редкий тип дома – дом на рельефе. Для строительства специально выравнивали участок, создавая подпорные стенки из булыжного камня циклопической кладки. Дома часто расположенны в люнете (выемке - искусственно выравненной террасе с укрепленными булыжным камнем откосами). Такой дом, как правило, на высоком цокольном этаже скорее утоплен, «врезан» в землю, чем стремится ввысь. Этот прием дает возможность организации индивидуального входа на каждый этаж.
Одной из особенностей жилой застройки русского малого города является формирование структуры городской усадьбы. Городская усадьба Плёса распластывается по горизонтали, не стремится вверх, ведь благодаря склонам виды «второй линии» столь же хороши, как и близость к Волге. Жилой дом лишь малая часть усадьбы, по соседству с ним непременно расположены крытый двор, амбар, торговые палатки, погреб, сараи, каретник, конюшня, баня.
Основное место в формировании облика дома отводится главному – уличному фасаду, его строю, стилистике декоративного убранства. Стены, как правило, закрываются обшивкой из широкой профилированной доски. Украшаются пропильной или глухой резьбой детали и элементы конструкции дома: оконные и дверные наличники, обрубы, крыльца и веранды, фронтоны. Карнизы и карнизные свесы, межэтажные пояса, имеют профилированное оформление в виде полу или четверть вала, каблучка или гуська.
Для плёсских домовладений характерным является различие в оформлении главных и дворовых фасадов. Дворовые фасады, играющие подчиненное значение, имеют более простое декоративное убранство. Только самые выразительные детали, такие как входные крыльца и двери, карнизы, получают художественное оформление. Окна обычно меньшего размера, одеваются простым рамным наличником. Стены, как правило, неокрашенные. Фактура и цвет дерева придают особую выразительность и пластичность дворам и надворным постройкам. Узлы сопряжений конструктивных элементов начинают нести основную эстетическую нагрузку. В простоте и откровенности их архитектуры проявляются черты свойственные народному деревянному зодчеству.
Постройки хозяйственного назначения образуют целый пласт архитектурных объектов, практически вымытый из городской застройки в годы советского времени. Это водяные и ветряные деревянные мельницы с большими амбарами и лобазами вдоль Шохонки, деревянные торговые ряды и лавки, соляные магазины. Город, живущий Волгой немыслим без этих брутальных, плотницкой работы бревенчатых построек с применением традиционных народных приемов рубки. В процессе ревитализации городской застройки, когда требования к внутренней планировке и объемно-пространственному решению помещений изменились, включение в объем дома путем блокирования дополнительных помещений позволит сохранить внешний облик городской усадебной застройки с изменением внутренней функции.
Такие обыкновенные на непосвященный взгляд утилитарные вещи как заборы, калитки, ворота важный элемент исторической улицы. Улочки в Плёсе струятся по рельефу, и горизонтальные заборы «в заплот» это подчеркивают, тогда как появившиеся на Горе Левитана ступенчатые заборы выглядят неорганично для сохранившейся традиционной застройки, как и заборы из бетона и профилированного железа. Тесовые ворота и калитки с лучковым завершением и кованными пробоинами и воротными петлями, низкие полисадники определяют исторический облик улиц и проулков.
Особенностью Плеса является то, что город воспринимается сверху. В композиции застройки материал кровельного покрытия, форма и масштаб крыш доминируют в непосредственном восприятии исторического облика. Традиционным для Плёса кровельным покрытием являлось окрашенное фальцованное железо. Характерным для города является оформление водосточных труб резными навершиями из просечного железа. Часто использовались для покрытия небольших домов и хозяйственных строений тёс и дранка.
Старинные плёсские деревянные дома сохраняют огромный потенциал живого исторического города с особой уникальной почти полностью деревянной городской средой. Находиться в ней необычно и очень волнительно для человека, выросшего в обычном каменном городе. Здания из дерева не строго прямоугольны, они хранят следы ручной работы и человеческое тепло. Понимание особенностей деревянного зодчества, позволяет заглянуть в историю страны и осознать, что вслед за утратой деревянного наследия мы теряем свою культурную идентичность и позиции на рынке мирового культурного туризма. Многолетний опыт по восстановлению плёсских домов доказал, что сохранить старые деревянные дома и жить с современными удобствами возможно.
ГОРОД-МУЗЕЙ И ТУРИЗМ
Плёс - один из наиболее самобытных малых городов России, уникальный памятник истории, культуры, природы. Его значение в истории России, уникальность архитектуры и ценность природных памятников неоднократно подчеркивались учеными, исследователями и искусствоведами. 1980 году было принято решение об организации Плёсского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Плёсский музей-заповедник – это уникальный историко-культурный и природный комплекс, включающий в себя огромное количество разнообразных объектов наследия. Ядром музея-заповедника является историко-архитектурный и природный ансамбль города Плёса, представляющий исключительно редкий образец удачного взаимодействия человека и природы. Здесь сосредоточено большое количество памятников архитектуры, а так же Плесская крепость и посад.
В состав музея-заповедника входят музей Левитана, музей Пейзажа, экспозиционно-выставочный комплекс "Присутственные места" и экспозиция "Художественные промыслы Ивановского края".
Помимо музеев и экспозиций заповедника в городе большое количество частных музеев: Археологический музей П. Травкина, "Русская изба", «Провинциальная АРТгалерея–М» (Музей Фарфора).
Плёс входит в число городов "Золотого кольца России"и является туристической Меккой Ивановской области. До 400 тысяч человек ежегодно приезжают сюда познакомиться с историей города, приобщиться к удивительной красоте места.
Плёсский музей-заповедник
Можно сказать, что сам город Плёс является музеем-заповедником. Во всяком случае, музей-заповедник объединяет практически все значимые достопримечательности, находящиеся на территории этого небольшого городка и даже за его пределами. В состав историко-архитектурного музея-заповедника Плёса входят: Мемориальный Дом-музей И.И. Левитана (Луначарского, 4/2); Музей пейзажа (Луначарского, 20); Экспозиция "Художественные промыслы Ивановского края" (Советская, 41); Музейно-выставочный комплекс "Присутственные места" (Соборная гора, 1)
Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был создан в 1980 году, но официально открылся 22 октября 1982 г. Плесский музей-заповедник включен в Перечень историко-культурных объектов федерального (общероссийского) значения. Площадь музея- заповедника составляет 78 га. Заповедная территория - 256 га, зона охраняемого ландшафта — более 20 000 га.
На территории музея-заповедника и в его охранных зонах сосредоточено около 300 памятников истории, культуры и природы.
Фондовые коллекции Плесского музея-заповедника обширны и разнообразны, насчитывают более 20 тыс. единиц хранения. Основу составляют коллекции живописи, графики, старопечатных книг, изделий народного и декоративно-прикладного искусства, быта, нумизматики, археологии. Среди экспонатов музея: старинные книги, живопись произведения народно-прикладного искусства, гербарии растений и зоологические коллекции.
Главной достопримечательностью музея-заповедника архитектурный облик города, который в основном был сформирован уже в XIX веке и до наших дней изменился лишь незначительно. Большинство зданий — старинный купеческие особняки, каждый из которых по праву считается памятником архитектуры и истории города Плёса (все их более 100). Облик города предопределило его местоположение на крутом берегу Волги, который имеет довольно сложный пересечённый рельеф. Однако архитекторам удивительным образом удалось разместить не только разместить строения на таком сложном участке, но и сделать это красиво.
Природных памятников на территории, находящейся под охраной музея-заповедника, также немало. Это и Васильевский парк, и Дубовая роща, а также Берёзовая роща или Гора Левитана.
Основная задача музея-заповедника не только дать возможность современникам познакомится с историей этого заповедного края, но и сохранить его для потомков. Именно поэтому под его охраной находится практически вся территория Плёса и его окрестностей.
Дом-музей И.И. Левитана
Музей ЛевитанаМузей Левитана, единственный в мире музей великого русского пейзажиста, является местом паломничества большого количества туристов.
Здание, в котором он располагается, построено в первой половине XIX века и принадлежало купцу Е.К.Солодовникову. Дом двухэтажный с мезонином. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены. Боковые стены мезонина деревянные, обшитые тёсом. После заполнения Горьковского водохранилища уровень воды в Волге поднялся, набережную пришлось подсыпать грунтом, из-за чего первый этаж дома полностью оказался под землёй.
интерьер музея ЛевитанаВ 1888-1889 годах в этом здании останавливался известный художник И.И.Левитан со своими друзьями-художниками А.С.Степановым и С.П.Кувшинниковой. Здесь были написаны многочисленные этюды, наброски, рисунки и полотна.
Многое изменилось с тех пор. Дом стал ниже на целый этаж. Нижний этаж, где располагались лавки купца, оказался засыпанным в результате подъема Волги в 50-е годы прошлого столетия. И в доме этом на протяжении века мало помнили о том, что здесь жил знаменитый художник, прославивший город своими творениями. Здесь были и коммунальные квартиры, а в нижнем этаже мастерская по починке лодок и изготовлению топорной мебели, и гостиница, совсем недолго, и детские ясли.
Только в 50-е годы искусствовед С. Пророкова при работе над книгой о Левитане начала собирать материал о пребывании в Плёсе этого художника, собирать воспоминания старожилов города, тщательно изучать эту яркую страницу его жизни. К этому времени воспоминания тех, кто помнил о пребывании здесь Левитана и других художников, обросли легендами, достоверными и мало достоверными, иные факты сместились во времени. Но С. Пророкова создала интересную осязаемую картину о пребывании Левитана в Плёсе в книге « И. Левитан», изданной в серии «Жизнь замечательных людей» в . В 1960-е годы появился талантливый энтузиаст из плесских жителей Вавилова Алла Павловна, которая, начав с нуля, сумела создать прославленный на всю страну музей. Спустя столетие, она сумела найти бесценные реликвии, немногие подлинные вещи, принадлежавшие художнику, собрать некоторые уцелевшие после революционных реквизиций вещи из этого дома, чтобы воссоздать обстановку того времени в мемориальных комнатах. Но главное то, что музей, начавшийся со скульптурного портрета художника и одной картины, подаренной известным московским коллекционером, имеет сегодня более 20 подлинных работ И.И. Левитана. Вдохновенные экскурсии не только в музее, но и по городу, по левитановским местам, полюбились даже не тысячам, а миллионам людей, и люди по несколько раз приезжают сюда в этот гостеприимный дом.
25 августа 1972 года в доме, где художник жил и работал, был открыт мемориальный Дом-музей И. И. Левитана. Основная коллекция посвящена творчеству И.И.Левитана и его окружения. Музей имеет два экспозиционных зала. Материалы первого знакомят с творческой биографией художника, во втором размещены подлинные работы И.И.Левитана, А.С.Степанова, С.П.Кувшинниковой. Наверху, в мезонине, воссоздана подлинная обстановка купеческого дома 2-ой пол. XIX в.
В 1982 году дом-музей включён в состав Плёсского музея-заповедника.
Из истории дома-музея Левитана.
Адрес: 155555, Ивановская обл., Приволжский р-н,
г. Плёс, ул. Луначарского, д. 4/2
GPS-координаты: N57.45927 E41.52365
+ 7 (49339) 4-34-78, 4-34-90, 4-37-82
Время работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме понедельника. Перерыв на обед с 13.00 до 14.00. Последняя пятница каждого месяца - санитарный день. С 1 мая по 30 сентября с 9.00 до 18.00 без выходных.
Музей пейзажа
Музей Пейзажа
Однажды, размечтавшись, Левитан сказал своим ученикам: «А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы, я скоплю денег в Лионском кредите, выкуплю свою мастерскую и когда стану совсем старой калошей или умру, вы устроите в ней дом пейзажа». Мечта художника исполнилась через сто лет. В 1997 году в Плёсе, в доме под красной крышей, который художник изобразил на своей картине "Вечер. Золотой Плёс", открылся единственный в России музей Пейзажа.
Идея создании музея пейзажа возникла у работников главного музея-заповедника Плеса уже давно, однако только 14 ноября 1997 г. при поддержке Комитета по культуре и искусству администрации Ивановской области Музей был открыт.
Располагается музей в бывшем особняке купцов Грошева - Подгорнова, построенном еще в конце XVIII века.
Постоянная экспозиция музея демонстрирует уникальные работы известных художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н.Н. Дубовского, Р.Г. Судковского, В.Д. Поленова, Н.А. Клодта, Н.А. Ярошенко, В.В. Переплетчикова, представителей Товарищества Передвижных Художественных выставок, Союза русских художников 1903 года, «русских импрессионистов», художников-друзей И.И. Левитана.
Здесь регулярно проводятся выставки современной пейзажной живописи из различных регионов России, проходят ежегодный фестивали «Зеленый шум», «Плесский пленэр» и детский пленэр «Волжский художник». Созданные современными художниками полотна достойно пополняют собрание Музея пейзажа. Говоря словами И. Левитана, «звучат новые молодые голоса», устраиваются творческие встречи художников, идет живое общение и «вечные споры об искусстве». Здесь в Плёсе новые поколения художников находят новые темы и мотивы, пытаются по-своему понять и передать на холсте, кажется, уже известные, но природа вечна и бесконечна в своем движении, потому мотивы эти неисчерпаемы
В Музее проводится экскурсия, в рамках которой гостей города знакомят с становлением и развитием русского лирического пейзажа, жизнью и творчеством выдающихся художников-пейзажистов, рассказывают об особенностях жанра пейзажа, о специфике русского национального пейзажа и основных этапах его формирования.
Музей пейзажа пользуется «призрачной славой»,говорят, в доме живет призрак. Построенный в конце XVIII столетия особняк принадлежал купцу-старообрядцу. Он взял в жены молоденькую девушку Анну Грошеву. Купец и его пожилая мать всячески пытались обратить Аню в свою веру, установили в доме суровые порядки… Закончилось это скандальным образом: как-то в город приехали живописец Левитан со своей возлюбленной Софьей Кувшинниковой. Познакомившись с молодой купчихой, они уговорили ее ехать с ними в столицу. Анечка сбежала от мужа и свекрови, и больше в Плесе ее не видели. Но много лет спустя, после своей кончины, она вернулась в дом, где была когда-то так несчастлива, и теперь ее призрак бродит по залам музея.
Музейные работники вспоминают эпизод, когда в закрытой витрине, которая находилась под сигнализацией, откуда-то появилась горсть опилок. Такая же горсть опилок была обнаружена на рабочем столе в одном из кабинетов. Пришли к выводу, что только бесплотный дух мог так пошутить…
Адрес: г. Плёс, ул. Луначарского, д. 20
GPS-координаты: N57.45896 E41.52923
Часы работы: с 10.00 до 17.00, кассы работают до 16-30
выходной - понедельник
Первый вторник каждого месяца -санитарный день
тел. экскурсионного отдела: +7(49339) 4-37-82
"Художественные промыслы"
Художественные промыслы Ивановской области
Экспозиция располагается в удобном для туристов месте: на Набережной, напротив туристического причала, в здании "Мучных рядов". Это памятник архитектуры второй половины XIX века.
В экспозиции представлены четыре направления в развитии художественных промыслов ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовой ткачество, лаковая миниатюра двух центров, Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка.
Особенность экспозиции в том, что наряду с историческими экспонатами, здесь показаны образцы современных изделий. Посетителям предоставляется возможность не только посмотреть экспонаты, но и приобрести современные изделия или заказать их.
Адрес: Ивановская обл., Плес, ул. Советская, 41
Телефон: (49339) 4-37-16
Часы работы: с 9.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 14.00), выходной понедельник
Археологический музей
Археологический музей ТравкинаКак гласит краткий путеводитель по музею, в феврале 1238 года во время монголо-татарского нашествия на месте современного музея была сожжена древнерусская посадская усадьба. Сегодня реконструкция её доступна посетителям, это очень популярное экскурсионное место в Плёсе. Все экспонаты воспроизведены в точности на научной основе, что позволяет нам заглянуть в мир простой семьи того времени. Экскурсия по музею включает в себя посещение двора и избы.
Двор
Двор музея разделён на тематические зоны: мужская и женская половины, детский уголок, дворовое святилище. На женской половине находятся предметы быта, служащие для приготовления пищи, посуда, предметы рукоделия.
На мужской половине мы видим мастерскую ювелира, где властвуют инструменты, печь, где мы можем оценить простую красоту ювелирных изделий того времени, а так же уголок ополченца с готовыми к бою копьями, боевыми топорами и прочими видами оружия. Здесь же находятся и предметы рыбной ловли, рабочие инструменты, лежанка.
Детский уголок необычен. Кроме простых игрушек, здесь мы можем увидеть школьные принадлежности, обереги, детское оружие, на котором сначала учились ратному делу юные ополченцы. Позже они переходили в ополчение взрослое, где учились уже на настоящем оружии.
Святилище представляет собой модель мирового дерева, под которым камень для обыденных жертвоприношений. Обилие религиозных дохристианских символов объяснимо, ведь вера наших предков была ближе к повседневной жизни, сопровождала её и помогала.
Двор являлся центром семейной жизни, здесь наши предки проводили большую часть своей жизни. Не стоит удивляться обилию различных инструментов, бытовых деталей жизни, точно воссозданных современными историками. На берегах Волги в XII веке селения росли с необыкновенной быстротой. Так и Плёс в то время был даже больше Плёса сегодняшнего. Именно благодаря археологическим изысканиям появилась возможность создания данного музея.
Музей Древнерусской Семьи – место уникальное, это один из редких примеров того, как энтузиасты способны сами создать музейную экспозицию, по продуманности не уступающую лучшим историческим музеям России. Сувениры и материалы (буклеты и путеводители) прилагаются.
Адрес: г. Плес ул. Спуск Горы Свободы, 1 "а"
Режим работы: По заявкам в любой день недели. В выходные дни с 10 до 16.
Предварительные заявки по тел. 89065144345
Музей "Русская изба"
Хозяйка "Русской избы"Музей "Русская изба" располагается в настоящей деревянной избе, в которой местными мастерами воссоздан интерьер типичного плесского жилища конца XIX - начала XX века с точностью до мелочей - у посетителей создается впечатление, что они перенеслись на сто лет назад.
В музее проводится интерактивная программа. На пороге избы гостей встречает хозяйка, которая рассказывает удивительные истории обо всех вещах, находящихся в доме. Прямо у входа стоит настоящая русская печь, из которой Прасковья Ивановна достает горшок с горячей кашей и предлагает гостям продегустировать угощение. Желающие могут примерить лапти и попробовать воспользоваться старинными предметами быта. Тематика интерактивной программы всегда соответствует народному календарю.
В пристройке к "Русской избе" устроена стилизованная экспозиция "Традиции русской бани". Здесь можно узнать кто такой Банник, какую роль играла баня в жизни наших предков, как выбрать подходящий случай веник, как сохранить красоту и молодость без современной косметики, и многое другое.
Адрес: Плес, ул. Спуск Горы Свободы, д. 1
57.457258, 41.516938
Телефон: (49339) 4-33-06, 7 (906) 618-00-95
Сайт: https://ples37.ru
E-mail: grivna-tur@mail.ru
СОБЫТИЯ ГОРОДА ПЛЁС
Туристов и гостей города ждут не только разнообразные музейные экспозиции, но и обширные, разноплановые события. Ежегодно в Плёсе проходит большое количество масштабных мероприятий регионального, общероссийского и международного масштаба: Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского "Зеркало", Петровская ярмарка, Российский фестиваль моды "Плёс на Волге. Льняная палитра", Плёсский веломарафон, Международный промышленно -экономический форум "Золотое кольцо", Международный пленэр "Зелёный шум", Левитановский музыкальный фестиваль, Фестиваль духовной музыки "Золотой Плёс" и др.
Плёс- город художников.
Плёс - это один из красивейших городов на берегу Волги. О необходимости охранять красоту и пейзажи именно этого города писал академик Д.С. Лихачёв. Живописный архитектурно-ландшафтный ансамбль Плёса и окрестностей, создаёт неповторимую художественную атмосферу, помогающую понять и передать красоту русского пейзажа. Не случайно с конца XIX века Плёс является местом притяжения русских художников.
В Плёсе нет фабрик и заводов; чистый воздух и Волга сделали его одним из лучших мест отдыха Центральной России является климатическим курортом.
Но самое ценное в городе - возможность помолчать и подумать о вечном, глядя на старинные церкви, умиротворяющие пейзажи и бескрайнюю Волгу.
ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ В ПЛЁСЕ
В первые послереволюционные годы достоянием республики стали огромные художественные ценности, конфискованные в помещичьих усадьбах, в богатых купеческих домах. В связи с этим у новой власти явилось благое намерение - сделать эти ценности доступными народу.
В столице создается управление Главмузей, которое направляет полномочных представителей в провинцию, и не только в губернские города. Такие уполномоченные Главмузея появились в Кинешме и Плёсе. В Кинешме в 1918 году, в Плесе позднее – в 1921. Основой новообразующихся музеев зачастую становились уже сформированные коллекции: коллекция Д. Г. Бурылина в Иваново- Вознесенске, А.И. Рузского в Кинешме. В Плесе же собирательскую деятельность нужно было только начинать. В Плёсе в 1919 году (1 июня) побывал А. В. Луначарский, был очарован Плёсом, а местная интеллигенция представила будущее Плёса не только как здравницы, но и как «культурного очага». В это время возглавлял внешкольный подотдел плёсского наробраза (иначе - подотдел, ведавший вопросами культуры) С.А. Щулепников, сын бывшего хозяина усадьбы Утешное. Это был человек блестяще бразованный, получивший образование в Петербурге, страстный поклонник театра, лично был знаком с Ф. И. Шаляпиным. Но о нём в другой специальной статье. Кроме того, культурная общественность знала о Левитане и мечтала об увековечивании в Плёсе памяти художника, открывшего миру поэтический образ этого до него мало кому известного «заштатного» городка. Н. П. Смирнов в очерке «Художник» в1919 году писал: «Я думал: Плес стал известным через Левитана. И неужели Плес ничего не даст памяти своего поэта? Правда, я слышал, что по инициативе молодежи гору «Над вечным покоем» (историческое её название Петропавловская) решено назвать горой Левитана, но ведь этого недостаточно. Хорошо было бы устроить имени Левитана … музей».
Для этой цели Николай Павлович считает наиболее подходящим дом на западной оконечности города, дом Частухиных-Философовых, самый замечательный в Плесе. «Для этой цели можно было бы использовать (отремонтировав) дом, в котором жил Левитан. Дом этот очень красив. Выстроен он в «Екатерининском стиле», украшен виньетками, заставками и резьбой. Полуразрушен». Николай Павловичи утверждает, что в этом доме жил Левитан. Вопрос спорный, но вероятность этого велика, если внимательно прочитать повесть Северцева-Полилова «Развиватели».
Судьба этого лучшего в Плесе дома печальна. О том, что этот прекрасный В первые послереволюционные годы достоянием республики стали огромные художественные ценности, конфискованные в помещичьих усадьбах, в богатых купеческих домах. В связи с этим у новой власти явилось благое намерение - сделать эти ценности доступными народу. дом разрушается, с тревогой пишет в статье «История вандализма в России» Г. К. Лукомский еще в 1915 году. Но ни старые, ни новые власти ничего не предприняли для его сохранения. Более того, в период выборной компании 1928 года в наказы избирателей записывается о «получении средств для ремонта зимнего театра путем ликвидации дома Философовых». А 24 октября 1929 года принимается такое постановление местных властей. Прекрасные крепкие стены были варварски разбиты, а кирпич оказался мало пригоден для строительства.
Но вот в 1921 году в Плес как представитель Главмузея приезжает А. Ф. Мантель, человек, чье имя в нашем крае незаслуженно забыто, но в последнее время о нём отыскался интереснейший материал. Александр Фердинандович Мантель, немец по национальности, родился в Шлиссельбурге в 1880 году, тоже учился в Петербурге. Самый яркий и плодотворный период его жизни связан с Казанью (1905-1920 гг.). Последние 15 лет жизни он жил и работал в Иваново - Вознесенской губернии: сначала Плес, затем Яковлевское (ныне Приволжск) и Иваново.
Альбомы «Н. Рерих», «Д. Митрохин» первым в нашей стране издает А. Мантель в Казани в 1912 году. В его альманахе «На рассвете» впервые появляются архитектурные зарисовки Г. Лукомского, первая статья о художнике Судейкине помещена тоже в его альманахе «Зилант». В первом альманахе помещается и статья о К. Петрове-Водкине. В Третьяковской галерее хранится портрет А. Мантеля, созданный Петровым-Водкиным в 1911 г. В этот период Мантель собирает оригинальную коллекцию графики малых форм (открытки, виньетки, заставки, обложки книг и т. п.). Авторы собранных работ - дорогие его сердцу «мирискусстники», которым он был верен всю жизнь.
В первые годы революции там, в Казани он приобрел значительный опыт, работая в комиссии по сохранению историко- культурных и художественных ценностей, работая в музее. За 15 лет в Казанской губернии он прочитал большое количество лекций по искусству, выступал как пропагандист нового, прогрессивного в искусстве. Столь многогранный талант и опыт историка искусств, исследователя, коллекционера, художника-графика, имеющего опыт музейного работника, мог быть успешно применен в музейном строительстве во вновь образованной Иваново-Вознесенской губернии.
Итак, А. Мантель приезжает в Плес. Летом 1921 года, получает от Плёсского горисполкома мандат на право «собирания, приобретения и конфискации историко-художественных ценностей». Здесь, в отличие от Иваново-Вознесенска, не было основополагающей коллекции, как коллекция Д. Г. Бурылина, но была мечта об увековечивании памяти И. И. Левитана.
Летом 1921 года А. Мантель пытается собрать для музея имеющиеся в Плесе художественные ценности. Так он обратил внимание на вещи, которые еще сохранились после пожара 1903 года, случившегося в деревянной Петропавловской церкви (той самой, что на картине И. Левитана «Над вечным покоем»). Вещи, имеющие громадную художественную и историческую ценность, хранились в кладовке: «все переломано, свалено в груду, завалено дровами и хламом». Так повествует заметка в газете. «Рабочий край» 11 января 1922 г. А. Мантель составил акт об изъятии этих ценностей, но настоятель церкви Павел Молчанов не захотел передать вещи в музей. Наверное, священник хорошо помнил, как бесчинствовали в его храме чекисты в 1919 году, и уже никому из представителей новой власти не верил. Посланца музея прогнали прихожане, а вещи в скором времени не преминули исчезнуть. Мантель обращается с письмом в Плёсский исполком о передаче ему для научного описания остатков от расхищенного архива Городской управы, так как там имеются ценные исторические документы. Но документов к этому времени осталось ничтожно мало, несколько дел из этого архива хранятся ныне в Государственном архиве Ивановской области.
С большим трудом и множеством препятствий, но всё же 25 марта 1922 года первый музей в Плесе был открыт. Он именовался Научно-художественный музей имени И.И. Левитана. Разместился первый плесский художественный музей в доме купца Иванова, потом в этом здании долгое время была аптека.
Об открытии музея сообщает газета «Рабочий край» 12 апреля 1922 года. Автор статьи Леонид Павлович Смирнов пишет: «Открывшийся музей не богат, но зато виден определенный вкус и ценный подбор материала: гравюры лучших русских художников (отдельно представлены Левитан, Врубель, Ге); интересен отдел старины: картины Мантеля – изображение старых деревянных церквей, великолепные их модели и образцы русского орнамента». То, что представлено в экспозиции музея, это, скорее всего, коллекция самого Мантеля, т.е. то, что от неё осталось, часть была передана Казанскому музею и хранится там до сего времени. Что же касается зарисовок старинных деревянных церквей, то Леонид Павлович ошибается. Во-первых, не это амплуа Мантеля, во-вторых, Г.К. Лукомский обследовал русский север, в частности Костромскую губернию и сделал большое количество зарисовок, какую-то часть этих зарисовок дарил Мантелю. Он же их публиковал в своих изданиях, очевидно, это работы Г. Лукомского. А вот русские орнаменты – это увлечение самого Мантеля как художника - графика, пригодившееся ему в дальнейшем, когда он стал работать на Яковлевских объединённых фабриках в качестве художника текстильного рисунка.
Тем не менее, музей начал работу. Л.П. Смирнов пишет: «Музей организован единственно одним человеком: известным историком русской живописи, членом группы «Мир искусства» - А. Ф. Мантелем». Однако музей был организован в самое неподходящее время. В 1922 году было принято решение государства о прекращении отпуска средств из центра на культурно-просветительные учреждения. Содержание всех провинциальных музеев «местного значения» передавалось местным властям. Те, естественно, справиться с финансированием музеев не могли. К тому же и приоритеты были иными: на первом месте - организация политкружков, содержание изб читален, социалистических клубов. Народные театры существовали в основном благодаря энтузиазму. Уже в 1922 г. благородные цели охраны и музеефицирования культурного достояния сменились в масштабах страны беспрецедентной распродажей ценностей. Начало этому было положено Экспертной комиссией, возглавляемой М. Горьким. Комиссия подготовила к продаже за границу немалое число художественных ценностей. А действовала комиссия по прямой директиве В.И. Ленина «собрать, сохранить, реализовать».
Активно работавший научно-художественный музей в Кинешме в 1922 году был закрыт. В Плёсе же, как ни странно, музей открывается и работает. В том же 1922 году 3 декабря «была открыта выставка в неотапливаемом помещении наробраза» (в том же здании), о чем извещает очередная заметка в «Рабочем крае» 14 декабря за подписью С. Александров. Это уже пишет Сергей Александрович Щулепников: «… художником А.Ф. Мантелем открыта выставка своих рисунков и рисунков других художников. Сам Мантель дал ряд интересных по исполнению картин, ряд exlibris*ов, плакатов агитационного характера (поп, похороны старого режима и т. д.). Далее идет целая стена шаржей на местных деятелей, из которых некоторые надо признать особо удачными. Среди произведений других художников назовём работы Кустодиева, Гауша, Петрова-Водкина, Лансере, Бенуа, Митрохина и др.»
Главное содержание выставки – работы художников объединения «Мир искусства». Это личное пристрастие А. Мантеля. Справедливо подметил уже в 1933 году Евгений Лансере в письме к дочери Мантеля Ирине: «Удивительный человек Ваш отец: сохранить, несмотря на перипетии жизни, революции, служб по провинции, такое горение к искусству, так сказать к избранникам своей молодости, к кружку «Мир искусства», давно развалившемуся, давно всеми искусствоведами сданному в далеко непочетный архив».
Едва ли в те времена плесская общественность готова была по достоинству оценить работы отнюдь не академического направления. А шаржи на «местных деятелей» явно многих лично обидели. Не сложились у Мантеля и отношения с С. А. Щулепниковым. Об этом пишет в своих воспоминаниях Л. П. Смирнов. И Щулепников, и Мантель были люди горячие, самолюбивые, да ещё оказалось, что у них очень разные взгляды на искусство. Щулепников был поклонник академического направления в живописи, глубоко знал и ценил классическую литературу. Мантель всю свою жизнь утверждал художественные принципы объединения «Мир искусства», был поклонником литературы, которая впоследствии стала называться литературой «серебряного века». Это то, что действительно в советское время было сдано в «непочётный архив». Но надо признать, что А. С. Щулепников своей заметкой отдал дань справедливости своему оппоненту во взглядах на искусство. Никакого финансирования музей не получал, очевидно, и зарплата организатору и хранителю музея не выплачивалась. Л. П. Смирнов в своих воспоминаниях пишет, что А. Мантель с семьёй крайне бедствовал в это время. Он пытался зарабатывать на жизнь продажей работ из своей коллекции, писанием картин. Но мало кто в то время мог позволить себе такие покупки.
Просуществовал музей недолго. В 1924 году А. Ф. Мантель уже переехал в Яковлевское, он был приглашен на текстильные фабрики в качестве художника по тканям для создания «рисунков с новой революционной тематикой». Судьба собранных для музея материалов пока не известна. И должно было пройти еще 50 лет, пока в Плесе в 1972 году не открылся Дом-музей И.И. Левитана.
Память же о Мантеле хранили в Казани, но считали, что о нем после 1920 года ничего не известно. Однако до 1935 года (он умер 26 ноября 1935 года), т.е. тоже 15 лет, этот человек работал в Иваново - Вознесенской губернии. О дальнейшей его судьбе стало известно культурной общественности после моей статьи «Драматические коллизии Александра Мантеля» в журнале «Мир музея» в 2006 году. А в 2005 году музей-заповедник отметил 125-летие со дня рождения этого человека с многогранными дарованиями скромной выставкой. В последний год жизни А. Ф. Мантель пишет очерк «Плес», опубликованный после его смерти в журнале «Рабочий край» (№5,1935 г). Очерк тоже заслуживает внимания. Может быть, газета сочтёт возможным его опубликовать. Имя первого создателя художественного музея в Плесе основательно забыто, но листая прошлого страницы, можно открыть интереснейшие факты и отдать дань уважения самоотверженным поборникам музейного дела далеких 20-х годов ХХ столетия.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://plyos.org/
https://ples.ru/arxitektura
Кудрявцев Ф. Ф. Золотое кольцо. — Л., Аврора, 1974. — 232 с. (Переславль-Залесский, Ростов, Борисоглебские слободы, Никола-Улейма, Углич, Тутаев, Ярославль, Кострома, Красное-на-Волге, Плёс, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польский, Александрова слобода, Загорск).
https://www.ivanovo.ru/
Золотое кольцо России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Вложение | Размер |
---|---|
512402f9ecd291 (1).jpg | 103.06 КБ |
512402f9ecd291 (2).jpg | 294.35 КБ |
512402f9ecd291 (3).jpg | 309.17 КБ |
512402f9ecd291 (4).JPG | 217.75 КБ |
512402f9ecd291 (5).JPG | 220.68 КБ |
512402f9ecd291 (6).JPG | 92.09 КБ |
512402f9ecd291 (7).jpg | 414.71 КБ |
512402f9ecd291 (8).jpg | 348.94 КБ |
512402f9ecd291 (9).jpg | 373.3 КБ |
512402f9ecd291 (10).jpg | 368.05 КБ |
512402f9ecd291 (11).jpg | 119.38 КБ |
512402f9ecd291 (12).jpg | 380.3 КБ |
- Тэги:
- 15832 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий