Гора Елеон
Елеонская гора и Масличная — трехглавая гора в Иерусалиме. Другое название — Джебель аз-Зейтун (на арабском), Хар Хазейтим (на Иврите).
Это то место, куда можно привести человека, абсолютно незнакомого с историей христианства, и за время долгой прогулки по ней рассказать ему практически все, что нужно знать. Да еще и показать, где происходили события, после которых мир разделился на два: старый, что был до пришествия Сына Человеческого — и новый.
К тому же именно здесь очень хорошо видно, что христианство — и в самом деле учение, не признающее никаких границ: ни внешних, государственных, ни внутренних — тех, что в душах человеческих. На любые вопросы, от самых простых до самых сложных, здесь можно найти ответы.
русский храм св. Марии Магдалины на горе Елеон
География
Масличная гора имеет три вершины, на которых расположены:
на северной вершине (826 м над уровнем моря), называемой горой Скопус (הַר הַצּוֹפִים, Хар ха-Цофим) — кампус Еврейского университета в Иерусалиме;
на средней вершине (814 м) — Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910);
на южной вершине (816 м) — русский Вознесенский монастырь и арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы — Тура-ейта).
На западных и южных склонах южной оконечности Масличной горы расположены:
Еврейское кладбище на Елеонской горе.
древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кедрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых (ср. Иез. 37):
« И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина её — к югу.
(Зах. 14:4) »
В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам (напр., Авессалому).
Захоронение здесь началось ещё в эпоху Первого храма, о чём свидетельствуют многие катакомбы между и под домами арабского квартала Силуан (см. Шиллоах). В эпоху Второго храма кладбище сдвинулось на север, покрывая склоны Масличной горы (от этого периода сохранились так называемый Яд Авшалом, традиционная гробница Зхарии бен Иехояды — см. II Хр. 24:20-22, и другие). Остальные памятники относятся в основном к последним векам.
Так называемые Могилы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария;
Христианские святыни
многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие).
Церковь всех наций
Церковь Отче наш.
Религиозное значение
В иудаизме
В Библии Масличная гора (ивр. Ма‘але ха-зейтим — «Масличный подъём») упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (2Цар. 15:30–32). Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жён (3Цар. 11:7). Иезекииль в пророчестве о конце дней уделяет Масличной горе особое место: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11:23). Собственно название Масличная гора впервые встречается у пророка Захарии (14:4).
В христианстве
В Новом Завете Иисус произносит на горе елеонскую проповедь (Мф. 24, Мр. 13, Лк. 21). Елеонская гора — место вознесения Иисуса Христа. (Деян. 1).
На Елеонской горе молился перед арестом Иисус Христос Лк. 22. На этот сюжет Бетховен написал ораторию, Нерваль — поэму, а Караваджо — картину, пропавшую во время Второй мировой войны.
Елеонская гора: века молитв
Почему это место зовется Масличная Гора? Да вон же они, оливы, которым 2 тысячи лет, они помнят времена, когда Гефсиманский сад был куда больше, а кладбище — куда меньше.
Иудейская, а затем и христианская религиозная история тесно связана с горами: чем выше над землей, тем ближе к Богу.
Гора Елеон видела как приходил сюда молиться еще царь Давид, сюда же бежал он от своего мятежного сына Авессалома. А другой его сын, Соломон, оскорбил священную гору «капищами мерзости», которые с его разрешения были построены его женами-язычницами. Но с сегодняшней точки зрения если знать, сколько людей из разных конфессий молится на Елеонской горе — кажется, что Соломон опередил свое время, пожелав, чтоб молиться здесь могли все. Бог ведь един, просто чтят Его разными словами и в разных обличьях. И все потом ложатся в одну и ту же землю.
Пророк Захария именно он первым употребил для горы имя «Масличная». Утверждал, что именно сюда рано или поздно придет Господь, чтоб поднять всех мертвых. И видя, как смотрит с западных и южных склонов на современный Иерусалим кладбище на Масличной горе, несложно поверить, что это так и есть: здесь хоронили во времена Ветхого Завета и Нового, Первого Храма и Второго, здесь хоронят и теперь — и это считается особенной честью. Здесь лежат Элиэзер бен Йегуда, вдохнувший новую жизнь в древний иврит, и бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин. Здесь более 150 тысяч могил, и число их растет.
Тут, в Пещере пророков, лежит и сам Захария — вместе с Аггеем и Малахией, другими последними пророками Ветхого Завета. А бок о бок с ними спят греческие христиане, один из которых оставил на стене гробницы послание своей жене, сестре или подруге: «Дометила, все люди смертны». Можно спуститься в Пещеру и увидеть захоронения, взяв с собой фонарик.
Гробница Захарии.
В виде маленького греческого храмика, не до конца вытесанного из каменного куба, сделана гробница другого Захарии, забитого камнями за свои пророчества.
Гробница Авессалома.
А рядом с ним — «Рука Авессалома», склеп якобы того самого непокорного сына Давидова, воздвигнутый им еще при жизни. Очень уж он хотел оставить о себе память, а сыновей не имел. В нее до сих пор традиционно кидают камни, стращая детишек: «Вот Авессалом — он плохо себя вел. Не будешь отца и маму слушаться — и твою могилку камнями закидают!»
История Елеонской горы
В эпоху Второго Храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой, и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния. Во время осады Иерусалима римлянами в конце Иудейской войны на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.
После того как арабские завоеватели позволили евреям возвратиться в Иерусалим, и началось паломничество евреев диаспоры в Иерусалим, а особенно — с конца VIII века, когда евреям был закрыт доступ на Храмовую гору, Масличная гора приобрела особое значение: здесь в праздник Хоша‘на Рабба глава академии Эрец-Исраэль зачитывал «Объявление Масличной горы», устанавливающее календарные сроки новолуний, праздников и т. п., и назначал членов Синедриона. Выбор Масличной горы в качестве места общественных собраний связан с мидрашистской традицией и сложившимся представлением о Масличной горе как «месте престола Господня», что отражено в письмах глав академии.
В ходе арабо-израильской войны 1948—1949 годов Иордания установила контроль над всей Масличной горой, за исключением университетского кампуса, ставшего израильским анклавом (в этих условиях деятельность университета была невозможна, и со временем был построен новый кампус Еврейского университета в районе Гив‘ат-Рам). Еврейское кладбище было осквернено, многие надгробия разрушены, а могильные плиты использовались для мощения дорог. После Шестидневной войны 1967 года, когда Масличная гора полностью перешла под контроль Израиля, еврейское кладбище было реставрировано и стало доступно для захоронения. Здесь, в частности, похоронены писатели Эльза Ласкер-Шюлер, Шмуэль Йосеф Агнон.
На Елеонской горе много захоронений граждан России и СССР. Захоронения продолжаются и в наше время. Например, 4 июля 2007 года была перезахоронена Елена (Лени́на) Варшавская[2].
В 1967 году возобновилась деятельность Еврейского университета на Скопусе, где был возведён новый кампус.
Живые: в служении Богу
Если турист или паломник выразит желание посетить монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме, ему придется уточнить, какой именно. Здесь служат Господу много и разнообразно.
Возле дороги от Пещеры пророков вниз, в Гефсиманию, стоит монастырь францисканцев Dominus Flevit (Господь плачет). Здесь Сын Человеческий, входя в Иерусалим, заплакал о будущей судьбе города.
Рядом с часовней Вознесения находится обитель сестер-кармелиток Pater Noster (Отче наш). Археологи-католики полагают, что она стоит на месте разрушенной базилики Елеона, где некогда была часовня крестоносцев XII века, посвященная Господней Молитве, которой Иисус где-то здесь научил своих учеников. Хоть монастырь и католический, в нем находится прямое доказательство, что Господу служат не только на латыни. И монастырская церковь, и гробница основательницы обители княгини де ля Тур д’Овернь украшены белыми панелями с текстом Молитвы на разных языках. В 1872 г. здесь были тексты на 36 языках. Сейчас — на 140. Русский текст «Отче наш» тоже там.
гробница святого Захарии
Монастырь прп. Пелагии — напротив часовни Вознесения.
Спасо-Вознесенский женский православный монастырь на Елеоне основан в 1905 г., и уже к началу Первой мировой войны в нем жило более 100 сестер. До его заложения, в 1870-х гг., Русская духовная миссия инициировала здесь раскопки — обнаружены были мозаичные полы церквей византийского времени, пещеры для захоронений и даже бюст Ирода Великого. Важнейшей находкой стали остатки часовни Обретения главы Иоанна Крестителя IV века — теперь это монастырская святыня.
При обители построен был храм Вознесения — автор проекта, глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин назвал его «маленькой Св. Софией».
Колокольня Вознесенского собора — «Русская свеча», построенная итальянцем Антонио Лангодорки — самое высокое церковное здание Иерусалима. В ней 64 м.
Есть и лютеранский храм Вознесения на Елеонской горе, построенный в романском стиле, с роскошным убранством, органной музыкой и высокой колокольней. Здесь место служения Господу — больница Августа Виктория, названная в честь супруги германского кайзера Вильгельма II, которая покровительствовала Елеонской горе и занималась благотворительностью.
Гефсимания: последние дни Иисуса.
Гефсиманский сад Евангелие называет местом, где пребывал Сын Человеческий между жизнью, смертью — и Вечной жизнью.
Здесь сохранился Гефсиманский грот, где Он встречался с учениками на Тайной вечере — и где предал Его Иуда. На полу грота — след кровавого пота, растопившего камень. Сейчас в Гефсиманском гроте — действующая подземная церковь.
В Гефсиманском саду в 1924 г. францисканцы построили Базилику агонии Господней, которую еще называют Храм Всех Наций — так как сооружена она была на средства католиков 12 стран мира, в честь них у церкви 12 куполов. Главная святыня Храма Всех Наций — расположенный в алтаре и огороженный коваными терновыми венцами камень, на котором Иисус совершал Моление о чаше. Так как церковь католическая, другие христианские конфессии, желающие провести свои службы в Гефсиманском саду, делают это на открытом алтаре возле храма.
Гробница Богородицы и Церковь Успения находятся у подножия западного склона Елеона.
Считается, что Богоматерь скончалась в Иерусалиме в 57 г., и ученики Христа захоронили ее в семейной гробнице, рядом с родителями и мужем. А незадачливый Фома (тот самый, по прозвищу Неверующий) как-то умудрился опоздать на погребение и явился проститься с Марией спустя три дня. Попросил открыть гроб… а прощаться оказалось не с кем. Тело отсутствовало — Мать ушла к Сыну. После такого вряд ли останешься неверующим.Нашла эту погребальную пещеру св. царица Елена, она же построила над ней первую церковь Успения Богородицы в 326 г. Далее церковь перестраивалась и неоднократно разрушалась, но Гробницу мусульмане не трогали никогда: для них в ней покоится мать пророка Исы. Да и пророк Мухаммад в своем чудесном полете из Мекки в Иерусалим видел в ночной тьме свет, который лился из Гробницы. После поражения крестоносцев в 1187 г. султан Саладин разрушил церковь, но не тронул Гробницу. С тех пор за ней ухаживали братья ордена св. Франциска. А сейчас она — в совместном ведении Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей — и мусульман, у которых здесь даже есть своя молельня.
Неподалеку от места упокоения Богоматери стоит православная церковь св. Марии Магдалины, первой увидевшей воскресшего Сына Человеческого. Этот храм выглядит родным для глаз русского человека: московский стиль, колокольня шатром и золотые луковицы куполов. Все иконы и фрески здесь — русского письма, к ним приложил руку даже художник В. Верещагин. Храм был освящен в 1888 г., во время празднования Крещения Руси.
Часовня Последнего Чуда — Храм Вознесения на Елеонской горе, небольшая, с круглым куполом — все, что осталось от храма, называемого еще Имвомон и построенного в IV в. римлянкой-христианкой Пименией на месте самого последнего чуда воскресшего Сына Человеческого на земле — Вознесения на небеса. Крест Имвомона виден был из долины Кедрона, свет фонарей, освещавших его террасу — в Иерусалиме. Но время не пощадило древний храм. Внутри часовни — камень с отпечатком ступни Сына Человеческого. Считается, что камень этот невозможно сдвинуть с места. И он не стирается от прикосновений рук — ну, раз уж не стерся до сих пор, а ведь здесь перебывало несметное множество паломников.
Русские паломники, глядя на отпечаток стопы, направленной на север, горячо верили, что Иисус при Вознесении обратился лицом к России и даже благословил ее.
Возле часовни Вознесения нужно пройти около 200 м, чтоб попасть на смотровую площадку. Вид с горы открывается потрясающий: на востоке можно увидеть пустыню Иудейскую, Мертвое море, вершины гор Моав; на западе — Иерусалим во всем его великолепии. Именно отсюда можно сделать отличные фото горы Елеонской — во всяком случае, двух других ее вершин.
Глядя на юго-восток, вы увидите гору Искушений (ту самую, где строили свои языческие храмы жены Моисеевы), глядя на север — гору Скопус. На иврите и арабском она называется по-другому, дословно — «гора обзора» или «гора наблюдателей». А вот «Скопус» — слово греческое, впоследствии латинизированное. И означает оно «цель, мишень». Скорее всего, это прозвище горы пошло от римлян, чьи легионы всегда располагались на этой удобной стратегически высоте. А «целью и мишенью» был, разумеется, Иерусалим. К сожалению, не так уж давно вооруженные силы Иордании считали точно так же, как некогда римские легионы. Сейчас Скопус находится в пределах муниципальных границ Иерусалима.
Елеонская гора. Где находится. Как добраться:
Пешком — идти от Львиных ворот Старого города Иерусалима. Рассчитывайте силы: подъем может показаться нелегким;
Автобусом №75 от Дамасских ворот Иерусалима. Не перепутайте его с другим — маршрутом №75 компании «Эгед».
Паломнику на заметку:
• Фото и видеосъемка разрешена не везде, лучше поинтересоваться у служителей; Храма или у гида заранее, можно ли сфотографировать то, что вы хотите;
• Слишком яркая, открытая, кричащая одежда недопустима.
Полезная информация
Часы для посещения:
Гробница пророков Аггея, Захария и Малахия:
С понедельника по четверг: с 9.00 до 15.00.
С пятницы по воскресенье: закрыто.
Церковь святой Марии Магдалины:
Вторник, четверг: с 10.00 до 12.00.
Храм Вознесения:
Вход в Храм контролируется мусульманами, нужно заплатить около 1,5$.
Вид с Елеонской горы
Всё готово к отъезду. Остаётся часа два, и я пользуюсь ими, чтобы взять ослика и поехать на вершину Елеонской горы.
Поехать, чтоб бросить оттуда последний прощальный взгляд на Обетованную землю, где пережил столько печальных, столько радостных впечатлений.
Я поднимаюсь на колокольню церкви Вознесения, и вот она вся передо мной, эта Святая земля, привлекающая к себе сердца и мысли всего мира.
Такая маленькая, такая великая.
Я могу различить отсюда и Вифлеем, и Аримафею, и Вифанию, и Иерихон.
Отсюда вся эта маленькая страна кажется большим рельефным планом.
На западе горит и блещет бесконечной золотой полосой Средиземное море. На востоке зеркальною гладью сверкает Мёртвое море.
Я вижу отсюда изумрудной зеленью сверкающие долины Иудеи и тёмную зелень Иорданской долины.
Их разделяет печальная серая пустыня иудейских гор. Словно длинная, серая, потрескавшаяся плита над великой могилой.
Чудная страна, населённая как феями, преданиями и легендами, где они встают пред вами из-за каждого пригорка, из-за каждого дерева, из-за каждого куста.
Страна, полная воспоминаниями великого прошлого, ожиданиями страшного грядущего.
Внизу Иерусалим, горный город, покрытый куполами храмов христиан, магометан, евреев.
Иерусалим, полный великого и священного прошлого.
Словно две бездны зияют около долины Иосафата, Геннона, мрачные, грозные, долина суда и долина казни.
И голубым пологом раскинувшееся надо всем небо, безоблачное, ясное, нежное, доброе и милосердное…
СТАТЬЯ ПРО ЕЛЕОНСКУЮ ГОРУ
[Елеон, Масличная гора; греч. ῎Ορος ᾿Ελαίων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне, называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт.) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκάνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы.
Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу.
Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).
Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны, подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives // Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).
Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4).
Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).
Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост. стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата. В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (напр., т. н. мавзолей Авессалома). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная, где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В кн. Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Е. г., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10).
Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже т. н. царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон (Τυροποιῶν), а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной, и далее идет на юг, к мон-рю Саввы Освященного и Мёртвому м. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Е. г., находится греч. ц. первомч. Стефана. На этом месте, по греч. правосл. преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В визант. времена почитание первомученика совершалось в др. месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где имп. Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомч. Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Е. г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня.
Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци. Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону.
Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня.
(ц. Учеников). Согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Vita Const. III 41, 43) и Бурдигальскому итинерарию (333), имп. Константин I Великий по инициативе матери, равноап. Елены, воздвиг на Е. г. базилику необычайной красоты, но не на месте Вознесения, а над пещерой, где Христос беседовал с учениками. По описанию Бурдигальского итинерария, храм был построен «невдалеке» от места Вознесения (Бордоский путник 333 г. // ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 31). Согласно Евсевию, «самую вершину этой горы увенчала она (Елена.- Авт.) священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал Своих учеников в неизглаголанные тайны» (Euseb. Vita Const. III 43). Во время археологических раскопок, производившихся Л. Ю. Венсаном в 1910 г. и доминиканцами в 1918 г. (Vincent, Abel. 1926. Vol. 2. P. 337-360), были обнаружены на территории совр. мон-ря Pater Noster (Отче наш) следы фундамента храма. Он состоял из внутреннего двора с колоннадами и базилики (30×19 м, ширина нефов 4-11,4 м, расстояние между колоннами 4 м, глубина апсиды 4 м, толщина стен до 1,5 м), построенной по общему плану базилик того времени (Рождества Христова в Вифлееме, Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании). Елеона была разрушена при персид. нашествии (614). Никто из ранних паломников не связывал ее с местом, где Господь научил апостолов молитве «Отче наш»; эта традиция возникла в эпоху крестоносцев. Совершенно др. локализацию Елеоны - на территории рус. Вознесенского мон-ря - предложила в 1939 г. Е. С. Лукьянова (см. подробнее в ст. Елеонский Вознесенский русский монастырь).
Храм Вознесения Господня
(Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей» (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами... И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156).
Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209) или, как считают совр. авторы, в строгом соответствии с первоначальным планом (Ovadiah. 1970. P. 85-87).
Менее понятно первоначальное положение священного камня. Возможно, он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха» (Аркульфа рассказ о св. местах. С. 77). Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685-691 гг., возможно по образцу камня Вознесения времен Аркульфа.
В 1106 г. храм Вознесения посетил игум. Даниил, 1-й из рус. авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Е. г. в 3 полета стрелы, а до Елеоны - в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саж., т. е. ок. 200 м («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 44-45). «Место Вознесения Господня,- говорится в «Хожении»,- находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» (Там же. С. 46-47).
Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.
В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря.
13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П. Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает ее армянам». Эта жалоба дошла до имп. Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сент. 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На др. день все заинтересованные стороны отправились на Е. г., где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» (РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.). По получении султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» арм. постройки (Дамаскин (Смирнопул). 1908. С. 105-106).
Внутри часовни, напротив зап. входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима»,- подчеркивал архим. Антонин (Капустин) (Антонин (Капустин). 2007. С. 108-109). «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне» (Леонид (Кавелин). 2008. С. 202). Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод о том, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее» (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. ИППО. СПб., 1898. С. 29-30). В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли ее рус. богомольцы, заменив полотно бумагой (Дмитриевский. 1913. С. 11-12). Такими изображениями благословляли рус. паломников монахини расположенного неподалеку от места Вознесения Елеонского Вознесенского рус. мон-ря.
В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож.
В 378 г. прп. Мелания Римляныня Старшая основала между Елеоной и Имвомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) монастырь и странноприимный дом для паломников. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский, ставший настоятелем муж. мон-ря. С этим мон-рем связано создание «Истории египетских монахов» и отчасти «Лавсаика» (Кулькова Н. А. Об авторе «Истории египетских монахов» // История египетских монахов. М., 2001. С. 87, 91, 94). В «Лавсаике» упоминается также бывш. вельможа равноап. Константина Иннокентий, пресв. Елеонский, построивший рядом мартирий, где покоились мощи св. Иоанна Предтечи (Палладий. Лавсаик. С. 149).
Церковь св. Апостолов
(Апостолеон). О том, что в 438 г. Мелания Младшая на деньги, полученные от Лавса, «великого логофета (?) византийского двора», построила близ Имвомона мон-рь с церковью, известной как Апостолеон, а также бани, упоминается в Житии Петра Ивера (Житие Петра Ивера царевича-подвижника и еп. Майюмского V в.: Груз. подлинник / Изд., пер. и предисл.: Н. Я. Марр // ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2(47). С. 89). Примерно в это же время (после 442) на Е. г. поселилась опальная имп. Евдокия, супруга Феодосия II, с кувикуларией Феодосией (очевидно, она изображена на мозаике, находящейся ныне в доме игумении Елеонского Вознесенского рус. мон-ря). Когда сгорел крест над Имвомоном, императрица приказала воздвигнуть медный. Евдокия должна была присутствовать на освящении Апостолеона, но оступилась при входе в церковь и растянула сухожилие.
В итинерарии Феодосия (ок. 530) говорится, что на Е. г. было построено 24 церкви (Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в. // Пер. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 15), а паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал здесь «множество затворников, мужчин и женщин» (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в. / Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 33).
С юж. стороны часовни Вознесения к стене мечети пристроено маленькое прямоугольное здание без к.-л. украшений над пещерой прп. Пелагии († 457, пам. 8 окт.), знаменитой антиохийской красавицы-куртизанки, обращенной в христианство еп. Нонном и много лет подвизавшейся в каменном затворе на Е. г. На дорогу выходит решетчатая калитка, через к-рую небольшая дорожка ведет к глухой двери. В 1-м довольно высоком и просторном помещении, возможно пристроенном позднее, молятся мусульмане, почитающие преподобную, далее неск. крутых ступеней ведут в сводчатую комнату. Она меньше по размеру предыдущей и освещена небольшими окошечками под крышей. Здесь, справа от входа, стоит каменный саркофаг с греч. надписью. На стенах сохранились евр. надписи о почитании пророчицы Фульды, в пустой гробнице к-рой, видимо, и совершала затворнический подвиг прп. Пелагия. Она жила и могла быть похоронена в маленькой низкой каморке с заложенным после ее смерти окошком, через к-рое принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления. Есть сведения, что когда-то от Имвомона к пещере Пелагии вели 25 ступеней.
Монастырь прп. Пелагии
расположен напротив часовни Вознесения и пещеры прп. Пелагии. Этот участок был приобретен в 1845 г. Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992 г. стараниями архим. Иоакима, прибывшего с Хиоса, началось строительство нового храма в честь Вознесения Господня. По офиц. версии, были нарушены пункты израильского законодательства, по к-рым муниципальные власти запрещают строить новые христ. храмы на Е. г. и в др. районах Иерусалима. 23 июля 1992 г., когда храм был уже практически возведен, прибыла команда полицейских с бульдозером и церковь была варварски разрушена. Сохранился лишь нижний храм, оборудованный в крипте строившейся церкви. Его спасло чудо: большая круглая деревянная икона Вседержителя, сорвавшись с места, вдруг закружилась перед бульдозером. В этот миг бульдозер сломал зуб, запутавшись в железобетонном перекрытии нижнего храма. После этого израильские полицейские прекратили снос постройки и удалились. В ночь на 8 июля 1995 г. неизвестные злоумышленники ворвались в разоренный мон-рь, связав архим. Иоакима, нанесли ему тяжелые побои и убили его мать, причисленную ныне Иерусалимской Православной Церковью к лику святых мучениц (᾿Ιωακείμ (Στρογγυλός), ἀρχιμ. Τὸ ἱερὸ προσκύνημα τῆς ᾿Αναλήψεως. ῾Ιεροσόλυμα, 1996).
Действующий подземный храм имеет 3 придела: центральный - в честь Вознесения Господня, левый - во имя прп. Мелании Римляныни, правый - во имя прп. Пелагии. Драгоценный напрестольный крест, к-рым 3 мая 1991 г., в праздник Вознесения, благословил храм Иерусалимский Патриарх Диодор, содержит частицу Животворящего древа и частицу мощей прп. Евфимия Великого. В иконостасе в киоте находится др. крест, с вмонтированным небольшим распятием из слоновой кости, принадлежавшим, по преданию, равноап. Елене. Над иконостасом звездой отмечено место, о к-рое чудесным образом «споткнулся» бульдозер, а в притворе храма верующие прикладываются к той самой круглой иконе Вседержителя, к-рая остановила разрушение храма. В пристроенной к храму крипте находятся мощи мц. Анастасии, матери архим. Иоакима.
Малая Галилея
Прямая улица, проложенная по гребню Е. г. и соединяющая 64-метровую колокольню (Русскую свечу) и 50-метровую башню лютеран. ц. Вознесения при госпитале, носящем имя Августы Виктории, супруги герм. имп. Вильгельма II, ведет от рус. Вознесенского мон-ря к греч. правосл. мон-рю Viri Galileае (Мужи галилейские), иначе именуемому, как и само место, Малой Галилеей. Название связано с тем, что в евангельские времена здесь существовала гостиница, принимавшая приходивших на праздники в Иерусалим галилеян. Древнее предание говорит, что именно здесь явился апостолам воскресший Господь, когда «они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» (Лк 24. 42). В память этого события в саду стоит открытая часовня, чуть пониже уровня земли, окруженная решеткой; внутри на невысоком постаменте - 2-сторонняя икона, изображающая учеников, окруживших воскресшего Учителя. На стене - надпись на неск. языках, повествующая об этом событии. Рядом находятся фрагменты 2 столпов, возведенных в древности на месте Вознесения Господня в память 2 ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены в Малую Галилею, когда вершина горы Вознесения и храм на ней принадлежали мусульманам, не допускавшим туда христиан. Тогда службы совершались в построенном здесь храме в честь Явления воскресшего Господа мужам галилейским. В наст. время от него сохранился только престол на колонках с памятным камнем под ним, на котором выложен крест. Этот престол находится в притворе построенной в 1907 г. на этом месте 3-престольной церкви. Против входа устроен главный придел, а 2 боковых расположены значительно ниже его, к ним ведут лестницы. В крипте храма устроена усыпальница Иерусалимских Патриархов и видных иерархов, в т. ч. основателя храма и обители архиеп. Иорданского Епифания († 1908), Патриарха Иерусалимского Тимофея († 1955) и др. Напротив церкви в общей ограде с ней стоит дом, служащий летней резиденцией Иерусалимских Патриархов.
В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм Смертного Благовещения. Он стоит на месте, где молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына и где арх. Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении. Иконостас отсутствует, под престолом - камень, на к-ром стояла Пресв. Богородица. Храм, построенный архиеп. Епифанием Иорданским, освящен в 1889 г.
За церковью у алтаря - надгробная плита иером. Серафима (Кузнецова; 1875-1959), трудами к-рого были доставлены в 1921 г. из уральского г. Алапаевска в Иерусалим мощи св. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и пострадавшей с нею инокини Варвары.
Неподалеку от часовни Вознесения расположен католич. жен. кармелитский мон-рь Pater Noster. По католич. преданию, в находящейся здесь пещере Спаситель научил Своих учеников Молитве Господней, хотя, согласно Евангелию от Матфея, молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди и соответственно местом 1-го ее произнесения является Блаженств гора в Галилее. По мнению католич. археологов, монастырь находится на месте базилики Елеона, где крестоносцы построили в 1102 г. часовню, посвятив ее Молитве Господней. Через 50 лет Свенном Свеннсеном, еп. г. Виборг (Дания), и его братом Эскилем на этом месте была возведена церковь, при строительстве к-рой использовались камни разрушенной Елеоны. (В XIX в. могилы братьев были восстановлены кнг. де ла Тур д'Овернь - Баландин С. Пятое Евангелие: Описание св. мест в Израиле с коммент. и размышлениями. Иерусалим, 1999.) Капелла крестоносцев была разрушена Салах-ад-Дином в 1187 г.
Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д'Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д'Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший (Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д'Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.
Внутренние стены мемориала и интерьер монастырской церкви украшены белыми керамическими плитами с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках. Если в 1872 г. Молитва Господня на стенах клуатра была представлена на 36 языках, то в наст. время - на 140 языках (в т. ч. на русском).
Намерение франц. правительства после первой мировой войны построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр на Монмартре), не осуществилось, от этого проекта остались алтарный камень и кафедра под открытым небом (1927). На склоне Е. г., по дороге из Виффагии вниз, в Гефсиманию, рядом с совр. обзорной площадкой, расположен участок земли под названием Карм-эль-Хараб, приобретенный у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 малых пророков, памятник известен с XIV в. В отношении, направленном 18 нояб. 1886 г. консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову, архимандрит писал, что «такого же рода (т. е. имеющее археологический характер.- Авт.) приобретение мое, датируемое 1883 годом, составляет могильная пещера на западном склоне горы Елеонской, известная у гидов под кличкою «Гробов Пророческих», не имеющею смысла, и приурочиваемая археологами к памятникам языческого культа первых населителей места» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 208). В 1890 г. памятник был исследован археологом-августинцем Л. Ю. Венсаном (см.: Гробница пророков. 1901. С. 142-152).
Лестница от входа ведет в круглый зал (8,5 м диаметром), от него на север, восток и юг отходит 3 коридора (9-12 м длиной), соединенные 2 большими полудугами, внешняя из к-рых является погребальной камерой с 26 локулами на внешней стене (см. план: Murphy-O'Connor. 1998. P. 124. Fig. 36). Совр. археологи относят этот лабиринт к I-V вв. по Р. Х., коккимы (погребальные ниши) датируются доадриановским временем, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг рус. участка расположено старое евр. кладбище. Возможно, могила одного из пророков находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице (Мефодий (Кульман). 1961. С. 71, там же план). После смерти архим. Антонина участок был переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича. В 1912 г. членом РДМ иером. Иларионом здесь был построен дом (в наст. время в нем живет арабская семья, охраняющая участок). Участок находится во владении РПЦЗ.
Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует.
По дороге, ведущей вниз от гробниц пророков в Гефсиманию, с правой стороны находится небольшой францисканский мон-рь с храмом, именуемым Dominus Flevit (Господь плачет). На этом месте Спаситель, совершая торжественный Вход в Иерусалим, заплакал о судьбе Иерусалима (Лк 13. 34-35). Храм построен в 1954-1955 гг. итал. архит. А. Барлуцци. Небольшой кубический объем перекрыт высоким сводом оплывающих очертаний в форме слезы; по углам установлены имитации античных ампул, в к-рые плакальщицы собирали слезы. Храм в плане крестообразный, с невысокими и слабо выдающимися прямоугольными рукавами креста. Алтарный компартимент обращен к западу. В полуовале окна за решеткой в форме тернового венца с причастной чашей и гостией посередине открывается вид на Иерусалим. В вост. рукаве - ниша с мраморным алтарем, вокруг к-рого расчищен мозаичный пол раскрытой Дж. Т. Миликом (1955) небольшой визант. церкви (7×14 м), датируемой 675 г. В юж. компартименте - полукруглая плита с текстом Евангелия от Луки о том, как на этом месте заплакал Иисус; в северном, над входными дверями,- ктиторская доска с надписью («Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччо, архитектор А. Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955») и перечислением стран, участвовавших в финансировании проекта.
На невысоком холме на вост. склоне Е. г., вправо на восток от мон-ря Pater Noster, находится Виффагия - селение, куда привели Спасителю по Его указанию ослицу и осленка (Мф 21. 1-9) и откуда началось Его торжественное шествие в Иерусалим (Ин 12. 12). На юж. склоне Е. г. расположено араб. сел. Эль-Айзария - евангельская Вифания.
К северо-западу от Малой Галилеи находится нем. лютеран. ц. Вознесения Господня при госпитале, носящем имя Августы Виктории. Участок был приобретен в 1903 г., строительство началось в 1907 г., 9 апр. 1910 г. церковь была торжественно освящена в присутствии сына кайзера, принца Эйтеля Фридриха. Автор проекта - берлинский архит. Р. Лейбниц, строительными работами руководили архитекторы Т. Зандель (из Иерусалима) и Г. Шумахер (из Хайфы). Храм (32×20,5 м) составляет часть единого комплекса зданий госпиталя, возведенного в характерных для позднего нем. модерна сдержанных рациональных формах, стилизованных под ломбардский вариант романского стиля. Храм в форме лат. креста встроен передней частью в квадрат зданий госпиталя, уподобленных клуатру средневек. мон-ря. Мощная башня высотой 45 м помещена между трансептом храма и постройками госпиталя. Суровые монументальные здания, облицованные необработанным камнем, оживлены высокими кровлями, аркадами, башнеобразными выступами и экседрами. Церковь Вознесения Господня богато декорирована, причем программу убранства определили пожелания и вкусы заказчиков. Мозаики сводов выполнены иерусалимским худож. Шмидтом (1910-1911) по эскизам берлинского худож. О. Витали, утверждавшимся кайзером. Композиция Вознесения в конхе алтаря, где использованы мотивы мозаики «Вознесение» из собора Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.),- заказ императрицы. Обилие сюжетов из истории крестовых походов отражает романтическую идею Вильгельма II вновь сделать Иерусалим христ. городом (Roth. 1973. S. 223, 270-271 u. a.).
_________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Масличная гора // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Зенгер М. Памятник Ленине Моисеевне Варшавской ( история ). // Толдот Йешурун. — 18.1.2008.
Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Лисовой Н.Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 18. — С. 310—317. — ISBN 978-5-89572-032-5.
Влас Михайлович Дорошевич. «В земле обетованной. С Елеонской горы»
Беляев Л. А. Гефсимания // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XI. — С. 431-435. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
Храм Успения и гроб Богородицы в Гефсимании
Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана. / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000, стр.66
Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.:Индрик, 2008. c.186-190
Архимандрит Августин (Никитин). Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 1. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Гробница Пресвятой Богородицы.Кипр, Ливан, Израиль, Иордания: Общегеографическая карта / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1996 г.; ст. ред. Л. Н. Колосова; ред. Н. Б. Трохина. — 1:1 000 000, 10 км в 1 см. — М.: Роскартография, 1996.
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е. М.. 2001
Страны восточного Средиземноморья // Атлас мира / сост. и подгот. к печати ПКО «Картография» в 1982 г. ; отв. ред.: С. И. Сергеева, В. М. Антонов. — Испр. в 1991 г. — М. : Госгеодезия СССР, 1991. — С. 128.
Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь. — 2-е изд., стереотип. — М.: АСТ, Астрель, Русские словари, 2002. — С. 100. — 512 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-17-002938-2, ISBN 5-271-00446-5, ISBN 5-93259-014-9, ISBN 5-17-001389-2.
Гора Елеон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Вложение | Размер |
---|---|
Mount_of_olives1 (1).jpg | 162.66 КБ |
Mount_of_olives1 (2).jpg | 145.55 КБ |
Mount_of_olives1 (3).jpg | 123.73 КБ |
Mount_of_olives1 (4).jpg | 288.18 КБ |
Mount_of_olives1 (5).jpg | 170.92 КБ |
- Тэги:
- 2128 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий