Гляденовская гора, Святой источник Трифона Вятского
С давних пор на реке Мулянка существовало языческое капище - место, откуда шаманы черпали энергию для проведения обрядом и камлания.
На территории будущей Перми много сотен лет существовал культ Чернобога. И данная гора является одним из подземных храмов Чернобога. Позднее его стали называть Сатаной, хотя это совершенно неправильно, ибо он просто его служитель...
Гляденовское святилище было открыто археологами Перми еще в XIX веке. В этом месте нашли многочисленные культовые предметы, изделия местных мастеров, напоминающие произведения искусства Древнего Египта и Средиземноморья. По оценкам археологов, возраст капища относится к VI веку до новой эры. Шаманы о нём не забывали вплоть до XVI века нашей эры включительно.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!
В 2001 году при раскопках, производимых на вершине горы, случайно было обнаружено, что Гляденовская гора представляет из себя многоярусное сооружение, напоминающее пирамиды древних египтян и индейцев майя.
У подножия горы располагался монашеский скит (преподобный Трифон Вятский), а вглубь вёл наполовину заваленный подземный ход. Предполагается, что его проложили в сторону оврага или реки.
Старинное село Нижние Муллы находится в Пермском крае, на берегу реки Камы и ее притока речушки Нижняя Мулянка (в переводе с башкирского Кичи Мул т.е. Малый Мул).
От названия речки и произошло название села, а приставка Нижние потому что есть еще Верхние Муллы, которые находятся выше по течению.
Население села небольшое – менее 1000 жителей.
Главной архитектурной достопримечательностью села является каменная церковь Святой Троицы, построенная на средства сельчан и князя Голицина С.М. во второй половине 19 века.
В нескольких километрах от села находится археологический памятник Гляденовская гора.
По мнению археологов возраст капища на горе относится к 4 веку до н.э. !
При раскопках в 2001 году было обнаружено, что гора представляет собой многоярусное сооружение, аналогичное пирамидам древним египтян и майя.
С приходом христианства в эти края у подножия горы появился монашеский скит с подземным ходом, ведущим к реке. До наших дней сохранился святой источник Трифона Вятского, который какое-то время жил здесь. У источника есть небольшая часовня, больше похожая на веранду.
Спуск к источнику довольно крутой и идти приходится по узкой глиняной тропке.
После дождя там пройти вообще почти нереально. У подножия горы сотни, если не тысячи комаров (летом разумеется), кажется, что воздух жужжит…
Растительность там тоже специфическая – много папоротников.
Тем не менее, гора привлекает очень много любопытных и искателей приключений. Известно даже где есть вход в гору, но он настолько мал, что даже собака не пролезет. Хотя наверняка он не единственный
При этом Гляденовская гора невысока, всего 173 метра и не особо видна со стороны города. Не каждый, проезжающий по Гляденовскому тракту от Большого Савино на Нижние Муллы, обратит на нее внимание, так как подъем вдоль распаханных полей идет здесь пологий, спокойный, а за ними наверху темнеет узкая полоска леса. За окном машины сначала тянутся городские очистные сооружения, всякие отстойники, а за ними - отреставрированное здание бывшей костежогной фабрики (теперь – какое-то частное предприятие). То есть, вроде, ничего такого, что могло бы случайно заинтриговать.
Но если по проселочной дороге все же попадешь на самую вершину, тогда перед тобой раскроется вся низинная округа, разноцветные поля, луга, дороги, домики, перелески, поблескивающая в пяти километрах маковка красивой церкви Иоанна-Предтечи в Култаево. А за всей этой пестротой как бы неспешно вспучивается новой хвойной темью Иван-гора – водораздел рек Мулянки и Юга. И вся округа между двумя этими естественными барьерами – сплошные волны, начало которым дают Субботинские горы на окраине Перми. Все они пологие с одного склона и круто обрывающиеся с другого. Такова же и Гляденовская гора – в сторону Камской поймы она падает резким уступом, заросшим древним буреломным, разорванным скальными обнажениями. То есть выглядит действительно как неприступная суровая крепость, ощетинившаяся еловыми остриями. И конечно, вид на камскую сторону с вершины, открывающийся между древесных вершин, тоже отменный – как на ладони все междуречье с проблесками стариц и озёр до реки. И даже закамские улицы виднеются, миллиметровые кубики домишек Действительно, лучшее место для дозора. И пусть официально считается, что гора названа по исчезнувшей деревеньке, но селение-то уж наверняка было именовано как место, с которого можно вглядеться в округу.
В чем же уникальность этой, вроде бы, обычной для уральского ландшафта возвышенности? Она долго не проявлялась после забытья, хотя церковное предание с XIV века связывало эту гору, отрезаемую против часовой с трех сторон стрелки от прочего мира речкой Мулянкой, с житием Святого Трифона Вятского. Он забрался сюда из Пыскорского монастыря, ведомый «чудесным голосом», но, скорее всего, от того, что знал о нахождении здесь у местных муллинских остяков древнего большого святилища. которое почиталось далеко за пределами округи. К нему приходили вогулы и остяки даже из-за Уральских гор, «с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы, приезжал остяцкий князь Амбал, а с Чусовой вогульский Бебяк со своими соплеменниками». На святилище, согласно описаниям, стояли какие-то идолы, но главным объектом поклонения была древняя великая ель, увешанная подношениями: «На ели висело много предметов, которые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей». Дерево это и было хозяином-божеством округи. Оно могло творить чудеса, издавать звуки и наказывать тех, кто покушался на него. Действительно, подобный культ гор и деревьев до сих пор существует у обских угров.
И вот наш святой от переизбытка человеколюбия возжелал просвятить язычников и донести до них истинную веру. Для этого он построил вблизи святилища среди леса у родника, который почитается как святой, хижину. Здесь к нему и пришло откровение, а с ним – особое понимание Святого Писания. Четыре недели монах готовил себя постом и молитвами к тому, чтобы уничтожить объект ложного поклонения. Наконец, взяв икону и топор, он поднялся на гору и срубил дерево, на пне которого, согласно преданию, могли развернуться сани, а затем сжег его вместе со всеми подношениями…
От китайских монет до египетских бус
Потом для Гляденовской горы были века заурядного прозябанья. Уникальность ее начала проявляться с июля 1896 года, когда, видимо, по примеру Шлимана, который за 28 лет до этого, следуя за поэмами Гомера, открыл золото Микен, два действительных члена Уральского общества любителей естествознания С. И. Сергеев и И. Н. Глушков решили проверить истинность жития и поискать упоминаемое в нем «закамское золото». К тому же, рядом с горой на пашне крестьяне обнаружили пережженные кости и какие-то древние изделия… Так и было обнаружено Гляденовское костище – эталонный и самый грандиозный по площади и количеству найденных артефактов памятник подобного рода, давший название целой археологической эпохи раннежелезного века Прикамья. И началось… И продолжается уже более ста лет, постоянно давая новые открытия.
Культурный слой здесь был насыщен на 1,5 ? 4 метра в глубину в основном костным пеплом, пережженными и сырыми костями животных, среди которых попадаются уникальные предметы: кушанская монета царя Хувишки 306-333 гг. н. э, китайская монета императора Гуан Уди (25-57 гг. н. э.) из династии Младшая Хань, любопытные литые изображения животных (птиц, медведей, фантастических змеев), людей и орудий труда. А кроме этого свыше 25 тыс. стеклянных и каменных бус, в том числе ближневосточных и египетских, множество железных и бронзовых наконечников стрел, копий и дротиков, сотни чашечек для жертвенной крови.
Всего существовало несколько посвященных различным божествам и духам жертвенных комплексов, от которых остались ямы от деревянных идолов, прокаленные площадки, канавки для подношений. Отдельные места отведены черепам лосей и медведей. Есть даже ритуальное погребение человека. Располагалось все это с вершины несколькими террасами по склону. Нижние слои священного места уходят в ананьинскую эпоху (кон. VI?III вв. до нашей эры). То есть уже со времен того же Гомера это место было священным у местных племен, и продолжалось без перерыва это не одно тысячелетие. Больше всего находок падает на III в. до н.э. ? нач. I в. н.э., то есть времена Древнего Рима. Тогда святилище становится центральным у гляденовского племенного союза, имевшего также и другие культовые места, отдельные у каждого племени. В этот период формируется и особый «пермский звериный стиль», многочисленные образцы которого дала именно Гляденовская гора. Так что, как свидетельствует житие, пользовалось это святилище почтением у сменявших друг друга народов вплоть до прихода православия.
Интересно также и то, что Гляденовская гора, в отличие от других костищ, была не только культовым местом, к ней примыкала крепость с тремя валами (городище) и селища. Но все они были изуродованы местными хозяйственниками, вырвавшими ценные пласты карьером, а потом заполнившими их строительными и прочими отходами. Причем акты подобного, не до конца осознаваемого, вандализма продолжаются и в наши дни. К ним прикладывают руки и «черные копатели». А ведь здесь можно было организовать историко-туристический объект высокого уровня, как Аркаим, который приносил бы доход всему краю. Можно было бы воссоздать на исследованных участках различные виды жертвенных мест, поднять валы и крепость, организовать постоянные музейные экспозиции.
Место искателей силы
Пока же место это радует искателей Силы и паломников. Сама территория, намоленная за тысячелетия, необузданные косогоры, старые деревья настраивают на определенный лад. Здесь пробита паломническая тропа Трифона Вятского, даже две тропы. По правой пойдешь – завязнешь между буреломов и крутизны девственного леса, особенно в конце ее, где приходится спускаться прямо по вертикали с едва намеченными в глине ступеньками. А левая делает большой пологий круг в обход костища, проходит через него и спускается долгими, но оборудованными ступеньками с перилами из ветвей и лавочками для передышки. Сходятся обе тропы под склоном у двух родничков с вкуснейшей водой. Один из них признан святым источником Трифона Вятского. Над ним возведен небольшой сруб с купелью. А чуть выше стоит придорожный крест и веранда-часовенька с иконками, лампадкой, свечками, занавесками и ковричками. Рядом с ней находится какой-то таинственный лаз в самые глиняные недра горы, сильно заплывший. Что это такое, можно только догадываться. Паломники утверждают, что его вырыл святой Трифон. А вниз от родников сквозь черные стволы виднеется светлая гладь Мулянки.
Последний раз, осенью прошлого года, я ходил на Гляденовскую гору, сопровождая исследовательницу вогульских традиций из Венгрии Анну Вандор. Понятно, что ей было более интересно само костище, особенно те ощущения, которые оно вызывает в сердце. Погода была хмурая, ветреная, деревья гудели, переговариваясь с тенями предков. На уходящей вниз пустоши пушились метровые заросли кипрея. Под низкими тучами кружил коршун… Сидишь под этими старыми елями, полностью смирив скачку мыслей, и начинаешь ощущать всю толщу времени, которая нависает над тобой и над этими слоями земли, так щедро пересыпанными эмоциями, желаниями, страстями и молитвами твоих предков, сливаешься с ними… И вдруг я услышал какой-то незнакомый, необычный для уха напев… Оказалось, это Анна, не сдержав эмоций, запела старую народную венгерскую песню. И она была как нельзя кстати здесь, оказавшись после долгого перерыва как бы связующим звеном между теми древними вогулами-остяками, которые совершали тут обряды в незапамятные времена и этим часом… Я подобрал торчащий из земли у корней, осыпанных желтыми листьями, осколок обожженной кости и подарил ей.
(автор: Ян Кунтур, Пермь.)
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА
Преподобный Трифон родился в селе Малая Немнюжка (Малая Немнюга или Малонемнюжское(Воскресенское)) Пинежского уезда Архангельской губернии, вблизь города Мезени, в семье зажиточного крестьянина Димитрия Подвизаева, был младшим сыном. При крещении получил имя Трофим. С детства воспитывался набожным человеком. Отец умер рано.
Подвижничество
В юности, после проповеди священника решил посвятить себя служению Богу. Он уходит из дома и начинает странствовать по городам, сёлам и деревням европейского севера.
Блаженный не желал славы людской и не хотел, чтобы среди братии были раздоры. И потому, помолившись, он оставил Пыскорскую обитель и искал себе уединения. На берегу реки Камы он нашёл малую лодку, сел в неё и поплыл вниз по реке. Он уже удалился от монастыря на 150 поприщ и достиг реки Нижней Муллы. Чудесный голос трижды указал преподобному это место для пребывания.
Тотчас же волны направили лодку к берегу, к устью реки Мулянки; потом этою рекою против течения лодка шла пять поприщ. На берегу Мулянки, при впадении в неё другой речки, преподобный обрел уединенную, красивую поляну, окруженную лесом. Он остановился здесь и устроил себе небольшую хижину. На этом месте было остяцкое мольбище: остяки приносили здесь жертвы своим идолам.
На новом месте преподобный начал подвизаться с новой силой: он беспрестанно молился, питался травой, называемой сарана, сам копал землю и сажал овощи для пропитания себе.
Давно преподобный научился грамоте — читать и разуметь Божественное Писание; теперь он усердно просил Господа, чтобы Он осенил его благодатью, отверз ему очи сердечные к разумению Писания. И Господь услышал молитву святого. С того времени прп. Трифон стал читать Божественные книги, разуметь их и по ним молиться.
Между тем жившие поблизости остяки узнали, что недалеко поселился отшельник. Их старейшина Зевендук собрал до 70 человек остяков; все вооружились и пришли к преподобному. В это время он копал землю, в одной руке держал лопату, в другой железную клюку. Когда остяки увидели подвижника, то им показалось, что в руках его меч и железная палица. Зевендук спросил преподобного: «Кто ты, как твое имя, зачем пришел и поселился здесь? Что делаешь ты? Часто я видел, как с сего места к небу восходит огненный столб, а иногда дым или пар».
«Имя мое Трифон, — отвечал преподобный, — я раб Господа моего Иисуса Христа». «Но кто же твой Бог?» — спросил остяк. Тогда преподобный передал им всю историю Божественного домостроительства и заключил, что кумиры, которым они поклоняются — не боги, а таинственные явления, которые случаются при них, — вражье наваждение. Внимательно слушали остяки проповедь отшельника. После того они пошли к своему князю Амбалу и сказали ему о преподобном и его учении. «Никогда, — говорили они, — не слышали ни мы, ни отцы наши такого учения». Амбал расспрашивал их о преподобном и сказал, что и он также хочет увидеть святого мужа.
Около того места, где поселился преподобный, росла огромная ель. К ней собирались для жертвоприношений остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы, приезжал остяцкий князь Амбал, вогульский Бебяк со своими соплеменниками вогулами.
При этом дереве происходили дивные, устрашающие явления. Если кто из христиан, не твердый верою, смеялся под деревом, ломал его ветвь или брал что-нибудь из приношений, с теми случались несчастья, даже смерть.
В то время посетил прп. Трифона купец Федор Сухоятин, который вел торговые дела с остяками. Он дал преподобному топор из хорошего железа. При этом купец рассказывал, как один христианин из города Чердыни, посмеявшись над почитаемым деревом, внезапно заболел и помер. Услышав об этом, прп. Трифон решился на подвиг — истребить языческое мольбище. Молитвою и постом он готовил себя к подвигу четыре недели. Затем, взяв святую икону, пошёл к тому месту, где стояла ель. Это было огромное и необычайное широкое дерево, в обхвате две с половиной сажени; ветви её имели четыре сажени длины и даже более. Помолившись перед образом, преподобный возложил его на себя и с молитвой начал рубить топором дерево. При Божией помощи он скоро срубил его. На если висело много предметов, которые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей. Святой сжег все приношения вместе с деревом.
Когда услыхал об этом остяцкий князь Амбал, он со множеством остяков пришёл к преподобному. Увидев, что их священное дерево повержено на землю и сожжено, остяки дивились, как мог сделать это святой без всякого вреда для себя. Амбал без укоризны и поношения тихо сказал святому: «Дивлюсь я, старче, как это мог ты сделать. Отцы наши и мы почитали это дерево как бога; никто не мог даже подумать о том, чтобы сокрушить его. Даже люди вашей веры и те не смели его касаться. Или ты сильнее богов наших?» Преподобный ответил: «Бог, Которого я проповедовал вам, Тот помог мне в этом удивительном для вас деле, помог для вашего спасения». Остяки громко воскликнули: «Велик Бог христианский!»
Но жалея о своем мольбище, они отправились в городок на реке Сылве и жаловались приказчику Иоанну на преподобного — рассказывали ему, как подвижник срубил и сжег священное дерево, и спрашивали: «Он проповедует нам Христа Бога и велит креститься, мы же не знаем, что сделать с этим человеком?»
В городке тогда случился другой приказчик Строгановых Третьяк Моисеев, который знал преподобного. Слыша слова остяков, Третьяк сказал им: «Я знаю этого человека, о котором вы говорите. Он муж святой. Исполните все, что он говорил вам: учение его ведет к бессмертной жизни».
Остяки не знали, как им быть, как отомстить святому за истребление священного дерева. Видя, что они замышляют злое, Иоанн и Третьяк сказали им: «Зачем вы гневаетесь на него? И мы его отыскиваем, чтобы принять благословение. Укажите нам, где он поселился».
Между тем вскоре разнесся слух, что черемисы идут войной на Пермь, грабят суда по реке Каме, убивают торговых и других людей и собираются идти на остяков.
Тогда остяки решили убить преподобного, потому что боялись, как бы он, захваченный черемисами, не указал им остяцкие жилища. В то время у начальника остяков Зевендука находилось несколько русских людей, бежавших из плена от черемис; когда остяки с Зевендуком пошли убивать святого, эти русские люди последовали за ними. Придя на то место, где обитал преподобный, остяки долго искали, но не могли найти его келлии, ибо по воле Божией она осталась для них невидима. Святой же в то время стоял на молитве в своей келлии. Много дивились этому сами остяки, которым не пришлось исполнить своего умысла. С того времени они начали почитать блаженного Трифона и обращаться в христианство. Скоро крестилась дочь остяцкого князя Амбала и дочь вогульского князя Бебяка, а с ними и многие другие обратились в Христову веру. Крещеные остяки приносили святому воск, мед и все потребное. Чтобы не огорчать их, святой принимал приношения и молился за новообращенных христиан.
ГЛЯДЕНОВСКАЯ ГОРА
Расстояния от крупных городов:
Екатеринбург - 360 км, Челябинск - 560 км, Тюмень - 680 км, Уфа - 537 км, Курган - 730 км
GPS-координаты:
N 57° 55'47",
E 55° 56'46"
Как доехать до Гляденовской горы?
На автомобиле из Перми ехать на Большое Савино. Немного не доезжая до аэропорта повернуть направо - на Мураши и Петровку. Гора будет видна справа от дороги.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
https://www.turspeak.ru/blogs/redtulip/nizhnie-mully-ili-tainy-glyadenovskoi-gory
https://tolstoguzov.narod.ru/2006/glyaden/
_
- Россия:
- Тэги:
- 20897 просмотров
Комментарии
Святой источник Трифона Вятского Вятского Гляденовский угор
Это старые фотографии.Мы со своей семьей были на святом источнике осенью 2017 г.
Там произошли большие изменения.
Построены:
1.Новая изба для верующих
2.Купель
3.Навес (длинный стол.скамейки )
4.Изба из круглого леса
5.Облагорожен источник
6.Имеется электричество(свет)
Неудобства:
Сложно добираться,только на своем транспорте.
Желательно ,хотя-бы было маршрутное такси. Поломники приезжают на "заказном" автобусе.
Отправить комментарий