Навигация в путешествиях
Многим из нас, путешествующим по необъятным просторам нашей Родины, время от времени, вставала необходимость точного определения своего местонахождения, и прокладки дальнейшего маршрута. В наш век компьютерный и спутниковых технологий грешно не пользоваться удобствами, которыми в буквальном смысле "одаривает нас небо".
Итак, попробуем разобраться, что нам может помочь в навигации на маршруте, что для этого требуется, ну и какие есть варианты:
1)"По старинке"
Проверенный тысячелетиями способ:
Требуются голова (обязательно), карта и компас(желательно).
Недостатки - голова есть у всех, но думает она по разному, да и способности к быстрому, а иногда хотя бы и к просто ориентированию на местности, есть не у всех.
Для автомобилиста данный способ хорош тогда, когда принципиально никуда не торопишься.
Плох тем, что за "пять минут езды не в том направлении", можно уехать очень даже далеко, что само собой привести к зачастую необратимы последствиям в виде: "А давай поедем до ближайшей развилки", или "Ну еще пять минут едем, а уж потом точно обратно".
Ну и самый главный минус проявляется ночью, когда местность перестает совпадать с картой, такое в наших лесах бывает запросто, а добраться до места назначения надо в любом случае - вот тогда не обойтись без спутниковой навигации.
2)С помощью навигатора (или приложения в смартфоне)
Казалось бы, имея спутниковый навигатор, все становится простым и понятным, на деле, само собой это не так.
Есть несколько нюансов.
Можно установить приложение в смартфон, а можно купить отдельный навигатор. Кому что удобнее, но для длительных походов в лес, навигатор предпочтительнее, несмотря на то что это дополнительный вес.
а)Навигаторы (и смартфонные приложения) бывают туристические и автомобильные.
Причем в большинстве случаев, именно автомобильный и совершенно не подходит под ориентирование на местности. Дело в том, что для данных навигаторов карты создаются для ориентации по дорогам и улицам наших городов, плюс федеральные трассы. Все остальное в них делается по остаточному принципу, или не делается вообще. К то му же, например на смартфоне, они не держат карты в памяти, а постоянно их грузят из интернета, а с этим в лесу беда. То есть, например, Алиса в смартфоне идеальна по трассе и городу, но вот в лесу, и там где нет интернета просто откажется работать.
А вот туристические навигаторы, как и приложения в смартфоне, очень удобны для тех кто хочет покидать асфальтированные дороги, да и от проявлений внешней среды они защищены на порядок получше - корпуса у них пыле и водонепроницаемы. К тому же они "запросто" подсоединяются к ПК, и можно хранить свои маршруты не только в памяти навигатора, но и на жестком диске компьютера. Поэтому о них мы и поведем разговор далее.
Но и при выборе туристического навигатора надо учитывать несколько оставшихся нюансов:
б)Чувствительность приемника спутниковых сигналов навигатора. Данной характеристике следует уделить внимание - дело в том, что дешевые навигаторы могут перестать видеть спутники в густом лесу, тесно застроенном переулке, да и просто в плохую погоду. И если, например, для ориентирования в степях, данный параметр не критичен, то в лесу сигнал теряется запросто, и в самый не подходящий момент ваш навигатор перестает работать. Проблему можно решить покупкой активной антенны, но такой вариант может обойтись дороже, чем просто более чувствительный навигатор.
в)Возможность загрузки карт. У некоторых моделей навигаторов есть возможность не только определять ваше местоположение, прописывать маршрут и запоминать точки, но и загружать в память карты местности. К сожалению, большинство этих карт оставляют желать лучшего, ну и уж точно, вы не дождетесь от них прорисованных квартальных дорог и пешеходных тропинок. В принципе, эта проблема решаема с помощью компьютера и программы OziExploer, но об этом в третьем способе. Да, может получиться и так, что "прорисованность" местности в компьютере при переливке не передастся на навигатор - навигатор при переливе преобразует карту под свои возможности, а они далеко не те, что у компьютера.
г)Экран. Разрешение экрана, цветной он или черно-белый, тоже необходимо учитывать заранее - как говориться потом будет поздно. Цветные конечно лучше, но зато черно-белые не зависят от наружного освещения и жгут меньше электро-энергии.
д)Разъем для подключения к ПК. Бывает USB или COM. Следует учитывать, что на ноутбуках, как правило, нет COM порта - соответственно и передача данных будет невозможна.
3)С помощью навигатора и компьютера
Есть "замечательная" программа OziExploer, позволяющая "связать" в одно целое первый и второй из вышеописанных способов.
Можно взять любую карту, отсканировать ее и привязать к системе координат. Ну, или взять из Интернета, карты с привязками, благо есть бесплатные, и само собой платные ресурсы. Можно даже вместо карт использовать спутниковые снимки, по ним, говорят, ориентироваться совсем удобно - правда не в лесу.
В этом случае ориентироваться становиться до очевидного просто - вот карта, вот Вы, а вот красненьким - пройденный Вами маршрут.
Согласитесь, по таким картам, ориентироваться куда приятней, чем по тем, что в обычном навигаторе.
Ну, как всегда затронем вниманием некоторые нюансы:
а) Для путешествий нужен компьютер. Самое удобное - ноутбук или планшет. Причем у всех планшетов навигатор встроенный.
Самый главный плюс это большой размер экрана. Сравните сколько карты одновременно видно на экране - комментарии излишни. И учтите - данный параметр не важен когда местность бьется с картой и маршрут заранее прорисован, а вот когда нет...
А вот тогда и надо соображать, что не смотря на то, что на карте, всего одна дорога, и прямо, вживую прямо нет, а есть налево и направо, и предусмотреть последствия своего поворота хочется максимально далеко, вот для этого и нужен большой экран.
Так вот, при покупке ноутбука необходимо убедится в том, что жесткий диск у него находится в гелевой оболочке, иначе от тряски он может выйти из строя, и как всегда в самый неподходящий момент. Если же вы "увлекаетесь бездорожьем", то ноутбук должен быть военным - он равнодушен к пыли, повышенной влажности и падениям. Самый нехороший аспект поездок летом, это именно пыль - к ней вся электроника очень плохо относится.
б) Навигатор. Можно пользоваться туристическим, если у него есть USB выход, можно взять GPS-USB приемник, что будет и дешевле, и как правило, чувствительнее туристического навигатора. Единственный минус такого решения - данное устройство не работает отдельно от компьютера.
Ну и наконец, можно установить на домашний стационарный компьютер программу OziExploer, на хороших картах прорисовать трек и интересующие Вас точки, и "перелить" все это в туристический навигатор.
Теперь, отправляясь в запланированную поездку, Вас не будет волновать, есть ли в Вашем навигаторе карта местности, ведь вся линия маршрута в нем есть точно, Вам осталось только следовать его указаниям.
Теперь касательно приложений для смартфона или планшета. Я пользуюсь OsmAnd. Почему именно им - он пишет треки. Это очень удобно - во первых у вас сохраняются все ваши маршруты, во вторых их всегда можно переслать через любой мессенджер. Ну и второй главный плюс данного приложения - все карты можно установить заранее и потом не зависеть от связи и наличии интернета совсем.
Ну и на последок, хотелось бы добавить, что постоянное пользование подобной "роскошью ориентирования" вызывает очень сильное "привыкание к беспроблемному определению своего точного местоположения". После такого, ориентироваться с картой и компасом становится очень и очень трудно. Не забывайте об этом!
Счастливых Вам дорог!
- Категория:
- Тэги:
- 8118 просмотров
Комментарии
Здесь представлены в основном
Здесь представлены в основном Гармины и Озиэксплорер. Туристические Гармины более живучи, работают на батарейках, но топо карт на них для России почти нет и их приходится рисовать самому. Озиэксплорер поддерживает имеющиеся растровые топографические карты, но использующие его устройства по умолчанию от батареек не работают. Сравнительно недавно мне посоветовали навигатор фирмы DeLorme модели Earthmate Pn-30 или Earthmate Pn-40 (на правах рекламы). Внешне выглядит почти как туристический навигатор Гармин, но, в отличие от него, поддерживает не только векторные гарминовские карты, но и растровые. Т.о. совмещаются живучесть, работа на батарейках, компактность и наличие растровых карт. Из недостатков можно отметить несколько меньшее время работы от одного комплекта батарей по сравнению с Гарминами (в приборе используется двухъядерный процессор), несколько более тормознутая и неинтуитивная программа для закачки туда карт, а также тот факт, что купить его можно только в США (хотя там есть интернет-магазин с доставкой в Россию).
В мае выйдет новая версия DeLorme Earthmate Pn-60. Отличается от предыдущих версий более приятным интерфейсом, возможностью беспроводной связи с такими же устройствами в пределах километра. Также эта модель может комплектоваться спутниковым передатчиком для передачи сообщений или координат в интернет через систему связи SPOT.
Карты
Для Гармина есть любые топографические карты.
Новые прошивки для
Новые прошивки для навигаторов Гармин серий Oregon, Dakota и Colorado позволяют загружать в эти устройства растровые карты в формате jpg общим объемом до 32Мб. Привязка и закачка выполняется в программе Google Earth. Мало это конечно, но уже что-то.
Где можно скачать?
Здравствуйте. Скажите пожалуйста , где можно скачать военные карты Моркинского района РМЭ ?
Надо искать
Здравствуйте.
Раньше был хороший ресурс - поехали.орг.
Сейчас он закрыт и идет переадресация на http://mapstor.com/map-sets/russia-maps/mari-el.html
А еще советуют http://loadmap.net/
Военная карта 70-годов еще лежала на сайте казанского оффроад клуба.
Еще можно искать у штурманов этого самого клуба - у них все есть.
С уважением, Андрей.
Отправить комментарий