Сборник статей из верований разных народов про Керемета и Кереметище, а также про священные рощи
Posted Втр, 29/12/2009 - 15:48
ПРЕДИСЛОВИЕ: с удивлением для себя узнал, что культ Керемета родом из тюркоязычных народов, что у древних булгар и сувар - предков татар и чувашей, раньше были свои кереметища, а финно-угорские народы переняли и сохранили эту традицию у себя, особенно народы мари, удмурты и мордва - так что мы теперь через призму времен можем оглянуться и посмотреть на сохранившееся культы, на традиции уважения к природе.
СТАТЬЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ ПРО КЕРЕМЕТЬ И КЕРЕМЕТА (история происхождения названия):
Кереметь, Керемет, Киремет - термин, обозначающий ряд связанных понятий у разных народов в период язычества.
- духи Добра и Зла высшего разряда;
- жертва богам и предкам всех категорий;
- священная местность (гора или возвышенное место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа.
Членами экспедиций Росс. имп. Академии наук (XVIII в.), миссионерами, путешественниками Кереметь были названы "священными рощами", что и вошло в русскую литературу как термин. В период насильственной христианизации Керемети подверглись жестокому уничтожению, чаще всего путем сожжения.
Классическая форма Керемети: по сторонам света располагалась прямоугольная ограда с воротами на запад, в ней - постройка-святилище. Внутри помещения, впереди, на восточной части находилось объемное изображение бога или богов, а посередине - длинный столб (ось мира) с кругом (Солнце) на верхнем конце. Кереметь, включающий в себя постройки, скульптуру, природное пространство со специально выбранным ландшафтом, представлял собой сложную структуру. В ней сосредоточивались произведения народного зодчества, скульптуры, их связь с окружающей средой, происходил процесс реализации формы мышления, многих сторон верований и религии. Вместе с участниками жертвоприношения, жрецом и его помощниками, по их представлениям, сходились сюда боги и посредники между ними - предки.
Одно из направлений учения гласило, что земля, сама природа под сводом Неба - это и есть храм. Этому принципу подчинялись и выбор местности Кереметь с определенным ландшафтом и строительство святилища. По марийской и чувашской религии Кереметь являлся как церковь в православии или мечеть в магометанстве. Каждая деревня могла иметь по несколько священных мест. В то же время на одно священное место, отличающееся определенным образом, собирались из множества деревень, с разных мест.
УСТРОЙСТВО:
Кереметь обычно находилась на западе от деревни (запад мир мертвых). Есть на нем дерево или столб или куст Кереметь остается киреметью. Дело в том, что дерево символизировало некую ось мира и осуществляло связь между мирами. Это один из древнейших культов берущих начало еще в шаманизме. Столб также символизировал эту ось. Кереметь могла иметь один или три входа.
Если в керемети было три входа, то с западного входа входили карты, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в Кереметь вносили жертвенное животное (обычно баран или теленок); с южного входа в Кереметь заносили холодную воду. Вылив холодную воду на животное, смотрели: если животное стряхнуло с себя воду, это символизировало сытость богов, то животное отпускали, если же нет - его приносили в жертву. Животное убивали, надрезав аорту. Сварив в котле мясо, часть его съедали, часть оставляли в жертву богам, шкуру животного вешали на дерево.
Керемет обычно находится на каком то возвышенном месте возле которого обязательно находится источник. Часто для этого выбирали защищенное со всех сторон место.
Рассказы о Киремети
Старые люди могут рассказать о киреметях много интересного. Вот что рассказал один: Во время войны, в сороковые годы, возле деревни Асхва Канашского района стали строить аэродром. Но по среди поля на керемет выране стояло дерево которое местные жители наотрез отказались сносить. Тогда для этих целей наняли татарина. Тот на бульдозере снес дерево, но его в этот момент парализовало. Он прожил около месяца, а потом умер.
Кереметь у местности Биляр (Керемети были и у древних булгар до принятия ислама)
Таким Кереметем была местность вблизи Биляра, превратившаяся в природный храм всего общества Волжской Болгарии на Волго-Камье. Религия ранних суваро-болгар оказала на местное угро-финское население сильное влияние. Боги, обряды и само слово Кереметь проникают в жизнь, миропонимание марийцев, удмуртов. С принятием верховной властью мусульманства Кереметь приобретает название "Валем-ходжа". Но возникновение вторичного названия не могло стать запретительным тормозом посещения чувашей своего святилища. Не перестали ходить молиться сюда и марийцы и удмурты.
С распространением среди народов Среднего Поволжья христианства русская церковь также пытается перетянуть Валем-ходжа на свою сторону. Православные стали посещать святилище в дни церковных празднеств. При молении вблизи родника ставили иконы, а местность назвали "Святым ключом".
В 90-е гг. здесь появились мусульманские сооружения. Но и это не стало препятствием. Священное место посещают чуваши, татары, русские, марийцы, удмурты, мордва и др.
Слово "Керемет" происходит через тюркское и персидское посредство от арабского Карамат "чудо". В прошлом в религиозном миропонимании народов Среднего Поволжья Кереметь у чувашей выступал как главное святилище. Главным оно было и в Волжской Болгарии раннего периода.
СТАТЬЯ ПО ПОВОДУ ПРЕЗЕНТАЦИИ ФИЛЬМА ОЛЬГИ ЛЯПАЕВОЙ
Сегодня состоялся презентационный показ документального фильма Ольги Ляпаевой "Угол старых бревен":
В таежной чаще до сих пор можно встретить полусгнивший улей -- борть. Сохранились и знания, связанные с добычей дикого меда. И навыки -- такие, как умение забираться на высоченные деревья. Таежный мед считается самым полезным.
У марийцев была своя вера -- языческая. Они поклонялись великому белому богу -- Кошкугуему, богу солнца -- кециему, богу ветра -- мордежьему, керемету. По преданию, это брат великого белого бога, изгнанный с небес за провинности.
Священные марийские леса -- кереметища. Для чужих -- просто перелески, а для марийцев -- храмы, созданные самой природой. Раньше у каждого рода был свой божий лес -- Кумалма а. Сюда марийцы ходили просить защиты, молить богов, чтобы послали здоровья, достатка, семейного благополучия. Перед молением обязательно мылись в бане. Собираясь в кереметища, надевали лучшие одежды, брали с собой жертвенную пищу, чтобы разделить ее с богами.
"Барана ведут -- чего ли. Один раз деревня вся ходила. Жеребенков вела. Даже собакам мяса не давали. Все там съели. И зарыли там. Молодых туда не брали. Только старые ходили. Ночью. Ночью ходили".
По представлениям марийцев, каждое дерево в Кумалма а посвящено одному из богов, которому и воздаются молитвы. В марийской священной роще находится Ана пу -- мировое космическое дерево. Оно связывает воедино мир небесный и мир земной. В буквальном переводе на русский язык ана пу означает "дерево-вождь".
"Вот эта-то Кумалма а -- то говорила, вот там они срубили это дерево, притащили елку то. И сгорело у них это. Двор. Никогда не надо, говорят, трогать священное дерево".
Еще в 80-е годы XX в. пассажирам электрички открывалось странное зрелище: женщины, одетые в белые домотканые рубахи, поднимали руки к небу в еловых посадках. Это -- Пурлинская гора. Все, что растет здесь, для марийца священно.
"В 70-х годах, когда я сюда приехал и проходил здесь, и люди в одеяниях, в марийских одеждах вокруг этих елей ходили, ползали и просили бога дать, снисходить дождя, плодородия, чтобы не было засухи".
В 70-х годах XX в., когда страшные торфяные пожары уничтожал лесные массивы на севере Нижегородской области, председатель местного колхоза посылал марийских бабушек молиться в рощу, чтобы огонь не дошел до деревни. Маленькими березовыми вениками они разбрызгивали воду, призывая дождь. И сейчас еще помнят поговорку: "Пурилинские бабы подолы задрали -- погода будет".
До сих пор стоит эта роща, зажатая между автомобильной трассой и железнодорожными путями.
Кроме кереметищ есть еще одно место поклонения -- священное дерево. Бережное, почтительное, боязливое отношение сохраняется до сих пор. Эти деревья сохраняются независимо от того, что могут мешать на огородах, на улицах, закрывать свет у окон. "Кто знает, с каким словом сажали их старые люди".
К этой липе жители приносили дары в виде шерсти, денег, сладостей. Просили, чтобы не болела скотина. Чтобы корова давала больше молока.
"Она очень добрая -- эта липа. Все эти... печали уберет. Надо кланяться ей, молиться надо".
"Старые люди рассказывали, что около священной липы, Ямон Пишты, в Больших Ашкатах, появилась неизвестно откуда икона Николая чудотворца. Николон Ямо. Ее возили в тоншаевскую церковь, но она снова появлялась у липы. В честь этой иконы построили часовню Николая чудотворца. И приезжали, кто болеет, везли больных на лошадях -- чтобы помолиться там. К дереву стали ходить в Николу -- молились, оставляли дары".
"Эта липа мне помогает. Ведь в женских делах бывает так много горечи. Приду вот здесь, а ему-то не говорю, хозяину-то, дураку-то. Никто не знает. Она как-то охраняет меня".
Даже сгоревшее священное дерево -- предмет поклонения. Часть собранных в лесу грибов, ягод обязательно оставляют здесь.
Родовой знак имела каждая марийская семья на протяжении столетий. Эти же знаки вышивали на праздничных одеждах. Сегодня люди уже не помнят, что они означают.
Христианские легенды переплетаются с древними марийскими верованиями. Женщины молятся иконам и обгоревшему пеньку в центре часовни.
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ - "Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария" автор С.К.Кузнецов.
"Самый алтарь, где возжигался главный костёр Чумбулату, помещался налево от лестницы , в сторону сухого оврага , и предстовлял собой огромный кубической формы камень .
Алтарь этот , по словам Никиты , был глатко обтёсан и висел над оврагом .
На этот-то камень и направлены были громы митрополита Филарета . Яранский исправник , соблюдая предписание министра внутренних дел , выждал конца полевых работ , собрал до сотни понятых из окрестных русских селений и приступил к разрушению камня .
Я расскажу об этом словами самого Никиты Афанасьева .
"Собралось это нас , родимый ты мой , человек сто : кто с топором , кто с ломом , а кто с рычагом или лопатой . А кругом исправник дозорных на конях по всем полям поставил , чтобы значит , черемис к этому месту не допущали .
Пришли мы , это к камню Чумбулату и стали внизу , в сухом овраге , а как взглянем наверх , просто ужасть берёт - больно уж высоко !.. А начальство наверху стоить ... Говорим мы это промеж себя : чего де тут доспеешь с эдаким камнем ? Мы , вишь ты , думали , что всю эту махину убирать надо ... маленько погодя , велел нам исправник долбить снизу в камне три дыры : две , значит , под самым тем местом , где жертвенник-от черемисский приходился сверху , а третью теперича - будто от реки Немды . А жертвенник-от этот таково-то хорошо был облажен да обтёсан у черемис : загляденье одно !
Ну ... бились мы посменно целый день до вечера и выдолбили ломами три дыры . Как бы теперь сказать , не соврать ? Пожалуй каждая дыра аршина на два в камень шла , а ширины эдак в аршин . Промеж двух-ту яме дырку ещё продолбили , в роде как бы трубы ... От Немды тоже заготовили одну яму . Исправник привёз с собой три бочёнка пороху , пудовых . Сперва поставили по бочёнку в обе ямы под жертвенник , а в дырке-то из пороху дорожку насыпали . Сам исправник воткнул в один бочёнок восковую свечку , а мы уж тихонько его туда задвинули . Поскорее , заложили мы обе дыры крупными камнями , да удрали в разные стороны - подальше ! Смотрим : и начальство , знай улепётывает ! Долго мы , что-то ждали ; уж думали : не погасли бы свечи ! Вдруг - как полыснёт это , как грохнет раз да другой сейчасже !.. Смотрим мы с поля ни живы , ни мертвы ,-потому земля у нас под ногами всколыхнулась ,- и видим : самый этот жертвенник-от черемисской на куски порвало , подняло , эдак к верху и бросило в овраг - только гул пошёл !.. А дым как столбом вверх и валит ! Немного погодя , подложили третий бочонок от реки и свечку зажгли ... Опять шибко грохнуло , да как забулькает в речке : камни-те , значит в воду повалились ... тут какие громадные куски отвалились , что иной будет больше нашей мужицкой избы . Так мы работали целый день , до самого вечера .
Как , значит , взорвало тртий бочонок , начальство заглянуло мельком на всё и уехало , а нам велено по домам расходиться . Которые ближние были , пришли утром поглядеть на камень : кто с поля , кто из оврага . Ах , милый барин ! Что вышло-то только , даже жуть берёт !.. Какое , скажу тебе , было тут место угожее , а что теперь стало ? Никому черемисы не вредили , молились себе тихо и смирно , коли приезжали сюда ... А тут , обсказывали главному нашему археирею понадобилось , чтобы этого кереметища не было . Слышно было , что большая после этого у черемис завируха вышла : больно им жаль было , что мольбище ихнее порохом испортили . Ну и пошли у них бунты с этого самого дела , потому голодные годы настали . Только это уже без меня было , потому я в ту же зиму в солдаты угодил ; привёл Бог и турка бить , и на венгерца ходил , и под Севастополем был ... Наши , вот , ребята мекают , что камень хорошо бы на постройки брать , да я останавливаю , обсказываю им , что это , ведь - керемет , не другое что : пока мы его не трогаем , и худа от него не видим , а как тронем , дак кабы ладно было ..."
Так погублено было "мнимое божество" черемис , внушавшее московскому митрополиту Филарету большое беспокойство . Этим актом завершилось , выражаясь языком вятского губернатора , "преобразование черемис" в его первой стадии - под руководством миссионера Покровского и при содействии исправника Девлет-Кильдеева .
Но черемисы ответили на эту попытку целым рядом волнений , и дела о совершении черемисами жертвоприношений по языческим обрядам тянулись целую четверть века , вплоть до 1856 года .
Православие решительно ничего не выиграло от уничтожения Чумбулатова камня , потому что черемисы поклонялись не камню , а обитающему тут божеству ; они и сейчас молятся Курук-кугуза , Кугу енгу и Немды курук кугуза (как называют в разных местах Чумбулата) то в роще , то в поле или же на любой горе , где она есть . Стало быть , нужно было уничтожить веру в духа , а не его обитель . С уничтожением алтаря Чумбулата погиб единственный памятник , уцелевший до 1830г. от древнейшей культуры черемис ... Другая их языческая святыня сравнительно новейшего происхождения ."
СТАТЬЯ ПРО МОРДОВСКИЙ КУЛЬТ КЕРЕМЕТИ: В ПОИСКАХ ВОЛШЕБНОГО ДЕРЕВА (с. Бахилово)
МАТУШКА КЕРЕМЕТЬ
За время поездки пришлось убедиться - "волшебных деревьев" на Самарской Луке немерено. У Соснового Солонца, говорят, чудесный дуб есть, в Каменной Чаше народ активно ленточки к веткам привязывает (не смотря на явно выраженную православную традицию почитания святых источников), даже в Зольном свой чудодейственный "черный тополь" нашелся. Какое из этих деревьев волшебней? Это уж кто как почувствует. Краеведы, собирающие народные предания в окрестных селах, полагают, что все-таки те, что у села Бахилово. Именно в этих краях еще в конце позапрошлого века бытовало предание об "опасных кладах". Из него следует, что леса в центральной части Самарской Луки - глухие и опасные, как и сама Матушка Кереметь. А она клады искать не позволяет. Кто ищет - либо ногу потеряет, либо "облезет".
Кереметь - это языческая богиня, мордовская "дриада". Кстати, славянского язычества на Самарской Луке отродясь не бывало. Славянские племена здесь появились не раньше XV-XVI века. Потому и шаманили у нас другие этносы, представители которых даже после процесса насильственного крещения свои исконные обряды не забыли. Мокша (Бахилово - деревня мордовская) до середины ХХ века умудрялась сохранять свои "кереметища" - лесному божеству в Бахилово активно поклонялись вплоть до 1945 года. После войны, видать, уже не до того стало. Хотя ленточки на волшебном дереве и сегодня можно увидеть собственными глазами.
- Два священных вяза стояли когда-то в самом селе, - рассказывает Лидия Любославова, пока мы сворачиваем возле знаменитой "конной статуи петуха": указатель на Жигулевскую птицефабрику, выполненный в виде гигантского петуха, если присмотреться, действительно стоит не на двух, а на четырех ногах. - Сейчас этих вязов уже нет, только места известны, куда поклоняться ходили. Большинство этнографов полагают, что Кереметь следует считать все-таки женским божеством, которое на определенном этапе, возможно, в связи с наступлением патриархата, поменяло пол. Местные бабки и сегодня вспоминают, что вот, мол "была я молодая, ходили к дуплистому вязу молиться". А это уж ХХ век. Приносили жертву - обычно еду, становились на колени вокруг дерева, проводили обряд...
Сотрудник института экологии, краевед и собиратель народной прозы Юрий Рощевский так рассказывал об этом обряде: "Общаться с высшими силами у вяза устраивались группами. Садились на колени лицом на восток. Женщины - отдельно от мужчин. Самое почетное место отводилось пожилой уважаемой женщине. В этот день она была главной "жрицей". На молитвы уходило полдня, после чего селяне раскладывали угощение в месте ритуального пира - "девичьем саду": ели суп, яичницу и молочную кашу. Мясо употребляли только парное, для чего забивали жертвенного барашка. Варили пиво, именуя его почему-то "девичьим квасом". Но пир был второй частью церемонии - сначала полагалось помолиться, попросить здоровья и благополучия себе и домочадцам, урожая на полях и богатого приплода для скотины... К вечеру уходили домой, унося с собой остатки пира. Дома пили пиво, веселились и стреляли в воздух..."
ДА ПРЕБУДЕТ С НАМИ СИЛА!
За этим увлекательным разговором мы и подъехали к Бахилово. Село это появилось на Самарской Луке не позднее 1665 года. В разных источниках оно именовалось то Бахилов Буерак, то Мордовское Бахилово, то Бахиловка... Историю возникновения этой точки на карте местные жители описывают так: "Мы с городскими кашу варили. Городские потом уехали, а мы остались кашу есть". По другой версии, когда Волга была ближе, здесь останавливались бурлаки, которые переобувались в бахилы. Может, они и были теми "городскими"? Но вообще-то история с бурлаками похожа на "новодел". Село появилось раньше. Сегодня это весьма оживленный населенный пункт, который наполовину состоит из дачников-тольяттинцев, здесь полно молодежи и машин. Байкеры главной достопримечательностью Бахилово считают уникальный спуск-серпантин в Бахилову Поляну. Для путешествующих "самовывозом" сообщаем - магазины в Бахилово есть, вода в колонках.
Проезжаем сквозь Бахилово по одной из улиц мимо стога сена, покрытого внушительных размеров тентом с надписью Samsung, и сворачиваем в сторону леса, любуясь ярко-желтыми горицветами. Лес радует сочными весенними красками - все оттенки зелени, пиршество для глаз колориста. И вдруг - ни с того, ни сего посреди этого буйства зловещие сухие, с выбеленной солнцем корой вязы. Причудливые "позы", сучковатые "руки" - кажется, что вышли они прямо из чащи, да так и замерли, застигнутые врасплох солнечным светом.
- Собственно, того самого дуба, которому здесь поклонялись, уже нет, - рассказывает Любославова. - Но на его корнях вырос боярышник, так на него ленточки теперь и повязывают. А внизу разрослась крапива. Крапива, как известно, растет на мусоре - то есть люди приходят, оставляют остатки "жертвенной" еды, и вот вам результат...
На кусте боярышника и в самом деле колышутся полотняные узелки. От зрелища этого становится как-то не по себе, уж больно вид у них потрепанный, мрачноватый. Неизвестно еще, о чем просили эти люди у языческой богини. Вообще, говорят, не надо спешить просить о чем-то у Керемети (уж не тоже ли она самое, что русская Баба-Яга?). Одно даст, другое потом так заберет - волком завоешь...
Некоторые ученые считают, что обожествлялись в самаролукских селах не сами деревья, а места, на которых они росли - так называемые "места силы". Деревья же выполняли роль своеобразных "антенн" - связных между двумя мирами. Но это уже - для любителей паранормальной темы. Известно, впрочем, и это факт исторический, что коммунисты 20-х годов, разгромившие все окрестные православные храмы, языческие капища почему-то не тронули.
С проявлением богини Кереметь связывают местные жители и известные всем истории о летающих огненных шарах, которые здесь называют "эйвсь" или попросту "лятун".
- Об этом расскажет едва ли не каждый коренной бахиловец, - говорит Любославова. - "Шар большущий, светлый. А хвост длинный, синий". Некоторые считают эти шары, которые как раз из дупла священного дерева и появляются, вестниками смерти. Удивительно, но явление это для Луки настолько частое, что о нем говорят как о чем-то обыденном даже просвещенные городские туристы. Что это - неясно. Просто шаровые молнии? Все может быть...
Оставлять сомнительному и, как показалось, все же недоброму божеству свои бутерброды мы не стали - путешествие только начиналось. Тем же, кто решит отправиться вслед за нами к "матушке Керемети" в поисках волшебного дерева, советуем не забыть, что место это - территория Жигулевского заповедника. Поэтому на машине туда заезжать нельзя, идти придется пешком. И еще несколько простых советов напоследок: одеваться в такие походы лучше удобно - в спортивную одежду и обувь, желательно не забыть головные уборы - особенно, если берете с собой детей, и обязательно прихватите мешок для мусора - Кереметь Кереметью, а плодить лишнюю крапиву все-таки незачем.
СЫН БОГА - ВЕЛИКИЙ КЕРЕМЕТ (предание древнечувашской религии)
Киреметь - один из великих богов древнечувашской религии. Он - старший сын владыки вселенной верховного бога Тангара (Тенгера) и его жены златоволосой богини Пюлехсе. С юных лет Киреметь любил резвиться и скакать на белом аргамаке по небу. И не было во вселенной такого коня, который мог бы сравниться по красоте с аргамаком первенца Тангара. Владыка вселенной дал ему светлую судьбу - дарить людям счастье и оберегать их от разных невзгод и бедствий.
И вот вырос Киреметь и стал готовиться спуститься на землю. Но Шуйтан, владыка злых демонов узалов, решил помешать доброму делу. И, когда Киреметь, погрузив сундук со счастьем людей, выехал из изумрудных дворцов своего отца на блестящем экипаже, он стал подбивать людей на злодейство:
- Отнимите у Киреметя белого аргамака и только тогда найдете свое счастье! - учил он. - На белом аргамаке вы тогда сможете подняться на небо, станете равными бессмертным богам! Вы тогда не будете подчиняться ни Тангару, ни другим богам!..
В такое время и появился юный бог Киреметь на земле, среди людей, Он был совсем-совсем похож на человека. Высокий, стройный, красивый. Только борода и усы у него белые. И волосы белые. А глаза горели, как два огонька. Несся он по земле быстрее ветра на своем экипаже, запряженном в белого аргамака. Правой рукой держал вожжи, а левой - огромный сундук-арча, в котором было много счастья. Его хватило бы для всех, для каждого смертного. Люди, собравшись в широком поле, ждали бога Киреметя. Среди них находился и Шуйтан.
- Смотрите, не упустите случая. Сразу же, как только он остановит своего аргамака, схватите его и убейте! Тогда завладеете вы его конем и волшебным сундуком. - шептал он людям.
И люди поверили узалу. Они здесь, в поле, коварно напали на первенца великого Тангара и убили его. А коня так и не смогли поймать. Он протяжно и обиженно заржал, ударил людей копытами и взлетел на своих крыльях прямо на небо.
Тогда люди бросились к сундуку, который нес Киреметь. Они хотели схватить его, открыть и забрать счастье. Они уже успели схватить сундук, но он вдруг вырвался из рук и тоже взмыл вверх.
- Упустили! - закричали люди. Некоторые бросились к тому месту, где стоял узал.
- Шуйтан, Шуйтан! Помоги нам! Достань сундук! - кричали они. Но узала и след простыл, не было нигде Шуйтана. И только тогда люда поняли, что они жестоко обмануты.
- Эх, злой Шуйтан! - стали говорить они. - Будь ты проклят со всеми своими узалами!
Но дело было уже сделано. Люди проявили коварство, послушавшись узала, напали на бога и убили его. Опомнились люди, но было поздно. Теперь страшно испугались люди кары великого Тангара.
- Надо скрыть наше злодеяние, - сказали глупые.
- Нет, надо нам тут же обратиться к великому Тангару и попросить прощения. Признание своей вины облегчит нашу участь, - учили более умные. Но люди послушались глупых. Они решили скрыть свое злодеяние и сожгли тело юного бога на костре, а пепел развеяли на ветру. Но боги бессмертны. Там, где падал этот пепел, вырастили деревья - дубы, вязы, липы, и в каждом из них стала обитать душа сына владыки вселенной Тангара, великого Киреметя, который хотел людям подарить счастье...
Киреметь - сын верховного бога. Он пришел к людям, чтобы сделать их счастливыми, чтобы помогать им во всем. Но люди не поняли его. Они убили сына бога. Значит, он потерпел за грехи людей... И, чтобы добиться прощения, люди молятся Киреметю - сыну бога, дарят ему подарки, проводят обряды жертвоприношения.
Информация и взята с сайтов:
Сайт гуманитарного экологического журнала;
Википедия;
www.VIPERSON.RU
Сайт газеты "МК в Марий Эл";
Hалимов В. П., 1928, Священные pощи удмуpтов и маpи, "Охpана пpиpоды".
Комментарии
Пир на весь мир
А в наше время, когда продукты с заоблачными ценами - еще и актуально для малоимущих.
Какой интересный марийский ритуал, интересно помогает сплотить народ?
Крест -элементарный символ, начиная с древнейших времен.
И не надо его привязывать к ханам,
у них полумесяц ))
рекомендуем...
если интересна тема про священные рощи -
то можно все статьи отыскать по ТЭГУ -
СВЯЩЕННАЯ РОЩА
БУДЕТ ПОДБОРКА СТАТЕЙ НА ДАННУЮ ТЕМУ!
Отправить комментарий